Содержание
Введение
Глава 1. Анализ предметной области ИС организации и планирование ресурсов и производства на предприятии. Алгоритм MRP
1.1. Определение цели и задач проекта
1.2. Теоретические особенности информационной системы организации и планирования ресурсов и производства на предприятии
1.3. Правильная организация и этапы производственного планирования информационной системы
1.4. Принцип функционирования MRP-систем при организации и планирование ресурсов и производства на предприятии
1.5. Методы определения материально-технических запасов при функционировании MRP
1.6. Выбор аналогов и выбор пути решений
Глава 2. Анализ управления запасами на предприятии ООО «АвтоЛитМаш»
2.1 Финансово-экономическая характеристика предприятия
2.2 Управление запасами с учетом методов логистики
Глава 3. Разработка производственной программы управления запасами на предприятии ООО «АвтоЛитМаш»
3.1. Проектирование и реализация программы ИС
3.2. Организационно-функциональная структура системы
3.3. Общие сведения о проекте
3.4. Назначение, цели создание системы
3.5. Программное обеспечение
3.6. Основные технические решения
3.7. Проектирование модели предметной области
3.8. Разработка и описание пользовательского интерфейса
3.9. Разработка инструкции по эксплуатации ИС
3.10. Структура ИС
3.11. Расчёт производственной программы
Глава 4. Пример расчета производственной программы
4.1. Составление производственного плана и общего плана деятельности
4.2. Планирование потребностей в материалах
4.3. Планирование потребности в производственных мощностях
Заключение
Введение
Каждая современная организация, работающая в условиях рынка, осуществляет производство и сбыт продукции с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли. Важным этапом для деятельности любой организации является его план, которым необходимо руководствоваться на всех этапах функционирования предприятия. Грамотно составленный план проекта является гарантом качества его реализации, который определяет успех деятельности организации, конкурентоспособность на рынках товаров и услуг. Организация должна уметь периодически вносить поправки в свои производственные, научно-технические и сбытовые планы, управляя распоряжаться своими финансовыми и умственными ресурсами. Базой для таких возможностей являются точные, своевременные и экономически обоснованные расчеты технико-экономических показателей работы предприятия. Для выполнения этих расчетов необходимы прикладные и фундаментальные исследования. Это всё является для предприятия возможностью основательно разобраться в ходе и технико-экономическом будущем развития производства, иначе оно может потерпеть неудачу, непоправимо отстать от конкурентов. Главным показателем, характеризующим деятельность каждого предприятия, является объём в ыпуска продукции. Объём производства, а также его качественные характеристики и ассортимент занимают важное место в планировании на производстве. Данные показатели включаются в производственную программу, которая является одним из основных плановых документов любого предприятия.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что через производственную программу реализуется основная цель функционирования предприятия, которая состоит в получении максимальной прибыли. Главная цель выпускной квалификационной работы – исследовать динамику и структуру производственной программы предприятия, и расчет ее основных компонентов. Основными задачами данной работы являются представление структуры системы планирования и реализация ее основных компонентов.
«Производственная программа – это совокупное задание по выпуску и реализации продукции четкого ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, которые ориентируются на результат деятельности предприятия» [1].
Объектом исследования являются процессы планирования на предприятии и производственная программа.
Цель работы – проектирование и разработка автоматизированной информационной системы закупок материально-технических ресурсов на предприятии
Задачами работы является исследование разновидностей производственных программ, а также методы расчета в натуральном и стоимостном выражении различных показателей производственной программы.
Соответственно, результатом работы стали пример расчета производственной программы, а также исследование формирования планов и планирование на предприятии.
Глава 1. Анализ предметной области ИС организации и планирование ресурсов и производства на предприятии. Алгоритм MRP.
1.1. Определение цели и задач проекта
Целью создания выпускной квалификационной работы является проектирование и разработка автоматизированной системы закупок материально-технических ресурсов на предприятии.
В рамках данной работы изучены современные MRP системы, проведен анализ методов, моделей и средств обеспечения информационной поддержки жизненного цикла изделия в части подготовки и его производства.
Задачи:
- Провести поиск и составить обзор методов, моделей и средств обеспечения информационной поддержки планирования МТР на предприятии
- Провести обследование существующих систем класса MRP, логистических систем
- Составить перечень основных функциональных задач;
- Спроектировать контур системы
- Разработать алгоритмы обработки данных и проведения расчетов, связанных с запасами, стратегиями поставок МТР, а также управления ими на предприятии
- Спроектировать интерфейс, разработать и отладить программное обеспечение.
- Подготовить пояснительную записку по ВКР
Основное назначение системы состоит в информационной поддержке отдельных этапов логистической цепи на предприятии: планирование, закупка, поставка, складирование, перемещение МТР.
Объектом автоматизации на предприятии будет выступать процесс планирования, поставки материально-технических ресурсов (МТР) — совокупность ресурсов, участвующих в производственном процессе и имеющих материально-вещественную форму.
Субъектами предметной области будут выступать специалисты, которые будут работать непосредственно с автоматизированной системой. АС осуществляет информационную поддержку закупки, поставки и движения МТР на предприятии.
Материальный поток – имеющая вещественную форму продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций в заданном временном интервале. [3]
Формой существования материального потока может быть грузовой поток. Когда поток отнесен к моменту времени, он переходит в свою противоположность – запасы. Например, грузовой поток, отнесенный не ко временному интервалу, а к моменту времени, является запасом в пути. Материальный поток бывает внешним и внутренним (по отношению к данной логистической системе).
Запасы – материальная продукция, ожидающая вступления в процесс потребления производственного или личного или в процесс продажи.[9]
Информационная поддержка поставок производства продукции начинается с потребности в материально-технических ресурсах, планировании.
Под потребностью в материально-технических ресурсах понимается их количество, необходимое для обеспечения изготовления заданного объема продукции.
Планирование — это разработка и установление руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, в которых определяются темпы, пропорции и тенденции развития данного предприятия, как в текущем периоде, так и на перспективу.
Виды планирования на предприятии [9]:
- Текущее (годовое) планирование
- Оперативно-производственное планирование
- Директивное планирование
- Индикативное планирование
- Перспективное планирование
- Стратегическое планирование
- Тактическое планирование
Планирование направлено на оптимизацию всех видов затрат, координацию действий коллектива, предвидение событий с целью снижения риска и необоснованных потерь и готовность к быстрому реагированию на изменение окружающей среды.
Существует несколько методов планирования, такие как:
Балансовый метод
Составление балансов по основным видам ресурсов, учёт которых возможен в натуральных и стоимостных показателях (материальные, финансовые, трудовые и др.).
Нормативный метод
Применение обоснованных норм и нормативов использования каждого вида ресурсов в процессе производственной деятельности предприятия.
Программно-целевой метод
Построение дерева целей, формирование программ/процедур по их реализации и определение ресурсов с учётом существующих ограничений.
Метод планирования по технико-экономическим факторам
Предполагает учёт совокупности факторов:
— технических и технологических;
— изменение состава и объёма производимой продукции;
— совершенствование организации производства и труда;
— инфляция и т.п.
Экономико-математическое моделирование.
Основой планирования являются объем планируемого производства, номенклатура используемых в производстве материалов и технически обоснованные нормы расхода этих материалов в расчете на единицу готовой продукции. При этом учитывается предполагаемое изменение остатков материальных ресурсов на складах предприятия.
В зависимости от учета имеющихся на предприятии запасов материалов различают брутто- и нетто-потребности в материалах.
Брутто-потребность — это потребность в материалах на плановый период без учета запасов на складе или в производстве.
Нетто-потребность — потребность в материалах на плановый период с учетом наличных запасов. Она определяется как разность между брутто-потребностью и наличными запасами материалов на данный момент времени.
Существуют три модели планирования — повторяющаяся покупка без изменений, новая покупка и повторяющаяся покупка с изменениями.
Повторяющаяся (обычная) покупка без изменений предполагает повторение ранее принятых решений по приобретению ресурсов как в части самого предмета обмена. Этот вид закупки не требует дополнительной организации деятельности службы МТО производственного предприятия: изменения структуры, численности и квалификации персонала, обеспечения и сложившегося распределения функциональных обязанностей, ответственности и взаимоотношений в процессе деятельности по обеспечению фирмы ресурсами.
Новая покупка связана с принципиальными изменениями как в области самого предмета закупки (ресурса), так и в области организации коммерческой деятельности по обеспечению предприятия. Содержание этих изменений обусловливается как изменениями стратегии и политики предприятия в целом, так и изменениями в области его коммерческой деятельности по сбыту и, соответственно, в производственно-технологической деятельности.
Повторяющаяся покупка с изменениями является неким промежуточным видом, не связанным с принципиальными изменениями, но, тем не менее, предусматривающим таковые как в части предмета покупки, так и в части соответствующей организации самого процесса. Изменения могут касаться технических, эксплуатационных и других характеристик ресурсов; структуры ресурсов; цен; условий покупки, поставок и платежа; структуры и состава поставщиков; объемов заказов и ритмичности обеспечения и др.
Определив свою потребность в материально-технических ресурсах, предприятие должно решить вопрос об источниках покрытия этой потребности. Обладая, необходимой информацией об имеющихся на рынке сырье и материалах, их качественных характеристиках, соответствии требованиям покупателя, совершить закупку материалов.
Закупка – процесс обеспечения предприятия всеми видами материально-технических ресурсов в требуемые сроки и в объемах, необходимых для нормального осуществления его производственно-хозяйственной деятельности.
Формы снабжения предприятия
Основной задачей предприятия по организации и управлению материально-техническим обеспечением является своевременное, бесперебойное и комплектное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами для осуществления производственного процесса в точном соответствии с утвержденными плановыми заданиями.
В практике работы предприятий различают две формы снабжения [10]: транзитную и складскую.
При транзитной форме снабжения предприятие получает сырье и материалы непосредственно от предприятий, их добывающих, облагораживающих или производящих. Применение этой формы экономически оправдано во всех случаях, когда необходимое на данный промежуток времени количество сырья и материалов равно транзитной норме или больше ее.
Складская форма снабжения — необходимые материальные ресурсы предприятие получает с баз и складов снабженческо-сбытовых организаций. Данную форму снабжения экономически целесообразно использовать для
материалов, потребляемых в небольших количествах.
Цель снабжения — гарантировать, чтобы организация получила необходимые по качеству и количеству сырье, материалы, товары и услуги в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, своевременно выполняющего свои обязательства, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене.
Организация снабжения предприятия ресурсами может иметь три варианта: централизованные, децентрализованные и смешанные закупки.
Централизованный вариант характерен тем, что все функции снабжения сосредоточиваются в одном отделе. Этот вариант обладает рядом преимуществ. Облегчается контроль за выполнением обязательств по закупкам, снижаются общие издержки на снабженческий процесс (транспортные, складские расходы, затраты на размещение заказов). Централизация снабженческих функций позволяет экономить средства на исследованиях рынка и всегда иметь достоверные сведения о его состоянии.
Децентрализация снабжения предусматривает самостоятельное осуществление закупок служащими производственных подразделений. При этом на закупки тратится меньше времени, так как отсутствует делегирование полномочий.
Смешанные закупки характерны для крупных предприятий с многочисленными направлениями производства, территориально удаленными друг от друга и выпускающими различные виды продукции. В этом случае производственные подразделения самостоятельно приобретают необходимые им материальные ресурсы, а отдел материально-технического обеспечения на уровне предприятия вырабатывает единую политику закупок, координируя и
контролируя процесс, осуществляет объемные закупки.
1.2. Теоретические особенности информационной системы организации и планирования ресурсов и производства на предприятии
«Согласно ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» среди объектов бухгалтерского учета дифференцируются активы экономического субъекта. Активы, являющиеся конечным результатом производственного цикла, законченные обработкой и комплектацией, признаются готовой продукцией» [2]. Полуфабрикаты собственного производства, предназначенные для последующей продажи; работы и услуги промышленного характера, которые представлены на сторону, также относятся к готовой продукции. «В действующих на данный момент Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2001 № 119н, готовая продукция определяется как часть материально-производственных запасов (МПЗ), предназначенных для продажи, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов, установленных законодательством. Готовая продукция – это изделия или полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком» [3]. Готовая продукция, которая не отвечает каким-либо ранее приведённым условиям, учитывается в составе незавершенного производства.
Одной из важнейших частей системы управления на предприятии является планирование. В настоящий момент существуют различные толкования термина «внутрифирменное планирование». Большинство авторов выделяют два подхода для определения его сущности:
а) общеэкономический – рассматривает планирование как механизм вместо рыночного взаимодействия, как комплекс управленческих решений для внутренней среды предприятия;
б) управленческий – как функцию менеджмента, определяющую цели и результаты деятельности предприятия, а также ресурсы для их приобретения. Однако в современных условиях планирование рассматривают как форму координации осуществления разнообразных вариантов деятельности вследствие общественного разделения труда. При этом из-за высокой степени неопределенности внешней среды, присущей рыночной экономике, планирование выступает как прогнозирование, ориентированное на ключевую фигуру для предприятия – потребителя. Обобщение практического опыта показывает, что планирование является частью стратегии предприятия, определяющей глобальную цель развития и частные решения для ее достижения, что обеспечивает качественное управление любой организацией в целом. Задачи планирования, актуальные на данный момент, изображены на рис. 1.1
Рисунок 1.1 – Задачи внутрифирменного планирования
«В современных условиях внутрифирменное планирование предприятия имеет перед собой две основополагающих цели, а именно:
- a) определение основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его реализации и спроса рынка;
- b) повышение эффективности хозяйственной деятельности путем обеспечения оптимального использования возможностей и всех видов ресурсов предприятия» [4]. Принципы организации процесса внутрифирменного планирования на предприятии рассмотрены на рис. 1.2
Рисунок 1.2 – Принципы организации внутрифирменного планирования
«В соответствии с принципом гибкости предприятию требуется постоянное поддержание соответствия планов изменяющимся условиям функционирования. Оптимальность планирования предполагает вариантную проработку плановых решений и выбор варианта, в наибольшей степени отвечающего интересам предприятия на основе принятых критериев. Наконец, последний принцип внутрифирменного планирования говорит о том, что предприятие — открытая система, испытывающая на себе влияние внешней среды и, в свою очередь, оказывающая на нее влияние. В процессе планирования выявляются ключевые факторы внешней среды предприятия, прогнозируется их изменение в перспективе и на этой основе разрабатывается стратегия развития предприятия» [5]. Таким образом, внутрифирменное планирование – это не просто образование планов разных уровней, но и стратегическое управление интегрированным набором планов предприятия с учетом разных периодов, масштабов и подразделений. Можно выделить значительное количество видов планов по различным признакам и критериям, что отражено на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 – Классификация форм и видов планирования на предприятии
«Любой вид плана (объемного, календарного и оперативного) разрабатывается с учетом трех составляющих его компонент. Первая компонента отражает фактическое состояние незавершенного производства по участку, цеху или предприятию в целом. Оно должно быть учтено достаточно точно при составлении планов. В составе второй компоненты находят отражение цели (критерии), во имя которых и составляется план. Третья компонента предназначена для отражения уровня достигнутой экономической эффективности от реализации плана. Эта эффективность обеспечивается посредством экономически наиболее целесообразного использования всех видов ресурсов: живого труда, производственного оборудования, площадей и финансовых средств» [6]. Составление в качестве итогового документа внутрифирменного планирования планового баланса является чрезвычайно важным. Плановый баланс – сопоставление экономико-финансового состояния предприятия и его обязательств. Помимо этого, необходим также план результатов, в котором будут находится расчетные данные по экономическим, финансовым, производственным, трудовым, социальным, экологическим показателям.
