Глава 3. Совершенствование маркетинговой деятельности Управления социальной защиты г. Москвы на основе разработки маркетинговой программы
3.1. Концепция и этапы внедрения маркетинговой программы
В планируемых периодах необходимо продолжить работу Школы социального предпринимательства и организовать Школу социально-ориентированных некоммерческих организаций, с выпуском не менее 30 и 15 проектов ежегодно соответственно.
При этом организацию Школ социального предпринимательства необходимо осуществлять на основании собственной разработанной и прошедшей сертификацию образовательной программы и в этой связи, социальные инновации необходимо направить на подготовку документации необходимой для получения лицензии на образовательную деятельность, а также прохождение сертификации образовательной программы, сформированной с учетом социально-экономической специфики региона.
Необходимо продолжить практику мотивации субъектов предпринимательства посредствам проведения конкурса на звание «Лучший социальный предприниматель» при защите проектов, как Школы социального предпринимательства, так и распространить аналогичную практику на Школу некоммерческих организаций.
Вместе с тем для повышения профессионального уровня социального бизнеса и руководителей социально-ориентированных некоммерческих организаций необходимо осуществить организацию курсов повышения квалификации, семинаров, тренингов и т.д. с учетом банка потребности субъектов предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций в проведение обучения в разрезе сфер деятельности и тематики.
С целью оказания содействия в реализации социальных проектов, в том числе созданных по итогам работы Школ, социальные проекты будут переданы на сопровождение менторам, в результате планируется реализация порядка 40 новых социальных проектов и оказание содействия в решение текущих проблем порядка 20 социальным предпринимателям.
С целью развития менторского направления будет продолжено проведение мероприятий, направленных на вовлечение бизнес сообщества в менторское направление, путем популяризации оказания содействия в 22 реализации социальных проектов и вовлечение предпринимателей успешно реализовавших свои проекты.
По итогам формирования пула консультантов по вопросам осуществляемой социальной деятельности и формирование наиболее эффективного механизма предоставления консультаций предполагается охватить порядка 500 заявителей из числа субъектов предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций.
С целью расширения направлений оказываемых консультаций необходим поиск и увеличение состава консультантов, в том числе являющихся действующими субъектами предпринимательства и имеющих благоприятный опыт реализации социальных проектов, а также специализирующихся на деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций.
Предполагается, что посредствам сопровождения социальных проектов и оказываемых консультаций будут сформированы методические рекомендации по часто задаваемым вопросам и методические пособия в разрезе социальных сфер, таким образом, будет разработан пошаговый концепт реализации различных социальных проектов и развитие уже существующих.
Будет оказываться сопровождение лучших предпринимательских проектов города Москва в ежегодной премии за вклад в развитие и продвижение социального предпринимательства в России «Импульс добра» Фонда региональных социальных программ «Наше будущее».
С целью обмена лучшими практиками реализации социальных проектов необходимо продолжить тиражирование проектов Агентства стратегических инициатив, а лучшие социальные проекты Москвы укомплектовать в кейсы с целью дальнейшего тиражирования в других субъектах Российской Федерации.
Посредством применения «обратной связи» с субъектами социального предпринимательства и социально-ориентированного некоммерческими организациями, продолжить совместную работу по формированию благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности в социальной сфере, в том числе с привлечением Агентства стратегических инициатив.
В планируемых периодах продолжить работу по формированию ресурсного направления, предполагающую формирование состава социальных инвесторов, оказывающих финансовую поддержку социальным проектам. Для формирования указанного направления, проводить переговорные площадки с участием представителей крупного и среднего бизнеса, организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, Фондами поддержки социальных проектов «Наше будущее» и «Новая Евразия».
Необходимо рассмотреть возможности привлечения государственных (муниципальных) компаний к ресурсному обеспечению реализуемых социальных проектов и оказания содействия в реализации проекта, путем рассмотрения возможности предоставления производственных мощностей.
Пропаганда и популяризация деятельности должна осуществляться посредствам проведения разъяснительной работы, информировании о реализованных социальных проектах, возможных мерах поддержки и распространения пошаговых инструкций по осуществлению социальной деятельности, а также создание виртуальной выставки социальных проектов на официальном сайте Фонда поддержки предпринимательства города Москва.
С целью выработки предложений по формированию государственной политики в области поддержки и развития социального предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций планируется инициировать создание региональных общественных объединений с учетом сфер осуществляемой деятельности.
Кроме вышеуказанных мероприятий, на основе проведенного анализа современного состояния сферы социального обеспечения в городе Москва, предлагаем разработать проект «Резиденция для пожилых».
Суть Проекта: приведение национальной системы социального обслуживания пожилых людей к стандартам, соответствующим лучшим мировым практикам, изменение нормативно-правовой базы для привлечения частного бизнеса и инвестиций в социальную инфраструктуру. В течение пяти лет в городе Москва планируется взять в управление, реконструировать и построить новые дома престарелых на 820 мест, в том числе 285 в существующих учреждениях социального обслуживания.
Цели Проекта:
— повышение качества оказываемых услуг с одновременным понижением их стоимости за счет увеличения эффективности управления учреждениями социального обслуживания;
— создание конкурентного рынка услуг социального обслуживания для пожилых людей посредством привлечения негосударственных поставщиков (сейчас только 1% коек в домах престарелых частные, в развитых странах 50%);
— создание новых коек без дополнительной нагрузки на бюджет за счет использования частных инвестиций и средств институтов развития;
— приведение стандартов социального обслуживания в городе Москва в соответствие с лучшими мировыми практиками и разработка единой для государственных и негосударственных учреждений системы контроля качества предоставляемых услуг.
Для решения поставленных задач необходимо взаимодействие с Агентством социальных инноваций:
Получение административной поддержки, позволяющей изменить существующую нормативно-правовую базу для того, чтобы:
— сделать проект более привлекательным для частных инвесторов и негосударственных пенсионных фондов (по действующему законодательству НПФ не имеют возможности инвестировать средства в объекты социальной инфраструктуры, таким образом, отрасль лишается доступа к «длинным» рублевым деньгам);
— повысить долю негосударственных поставщиков услуг социального обслуживания пожилых людей, предоставив гражданам пожилого возраста право самостоятельного выбора между негосударственными и государственными поставщиками услуги;
— повысить качество оказываемых услуг (действующие ГОСТы и СанПиНы отстают от мировой практики и не предусматривают оценку качества оказываемых услуг).
- Получение информационной поддержки с целью тиражирования опыта.
- Содействие в привлечении дополнительного финансирования.
Инициатор Проекта: ООО «Сениор Групп»
Общая стоимость Проекта: 8,025 млн. руб.
Доля собственных средств: 45%, включая реинвестирование прибыли от проекта в открытие новых объектов
Развитие инноваций: проект предполагает использование в учреждениях веб-ориентированной системы управления ресурсами для решения задачи оптимизации, автоматизации бизнес-процессов и повышения качества оказываемых услуг.
Социальный эффект: повышение качества и продолжительности жизни пожилых людей; повышение доступности услуги за счет решения проблемы очередности в дома престарелых и появления возможности выбора между государственными или частными учреждениями социального обслуживания.
Тиражируемость/Масштабируемость: предлагаемая веб-ориентированная технология управления резиденциями позволяет легко тиражировать проект на всей территории РФ.
Профессиональная направленность: проект направлен на повышение качества образования и профессионализма специалистов, работающих в сфере социального обслуживания пожилых людей, посредством создания системы профессиональных стандартов и сертификации.
Целевая группа: граждане пожилого возраста и их родственники.
Для реализации проекта необходимо внедрение инновационной системы IT Solution Senior Care, которая будет включать три модуля:
Информационный:
- личная карта резидента (общие сведения, особенности ухода, личные вещи, медицинская помощь, психолог-аниматор) (рисунок 5).
- личная карта сотрудника (общие сведения, перечень документов сотрудника).
Рисунок 5 – Личная карта резидента
Модуль учета и статистики расходов:
- учет продуктов питания, хоз. товаров, расходных материалов;
- учет и раскладка лекарств.
Модуль создания и оптимального распределения задач:
- создание и назначение задач в зависимости от степени самостоятельности подопечных, функции и квалификации сотрудника и времени выполнения задачи.
Основные характеристики строительства учреждения для маломобильных людей:
- Суммарная площадь помещения для реализации проекта – 4 200 м2.
- Количество этажей в здании – 2-3.
- Отсутствие барьеров (для инвалидов).
- Размер комнаты — 30м2, включая специально оборудованный с/у 6 м2 в каждой комнате.
- 10м2 жилой площади на резидента.
- Соотношение жилой/общей площади 58%.
- Широкие двери, лифты и подъемники.
- Энергоэффективное здание высокой степени противопожарной защиты.
- Использование экологически чистых материалов.
Объем инвестиций для строительства типового корпуса «под ключ» составляет порядка 1 млн. рублей на резидента (таблица 3).
Таблица 3 – Программа инвестиций проекта
| Проектирование, млн. руб. | 31 |
| Строительство одного объекта, млн. руб. | 229 |
| Специальное оборудование на объект, млн. руб. | 52 |
| Итого инвестиции в строительство, млн. руб. | 312 |
| Затраты на запуск проекта, млн. руб. | 53 |
| Итого инвестиции, млн. руб. | 365 |
Для реализации проекта предлагается привлечь механизм государственно-частного партнерства на основе концессионного соглашения (рисунок 6).
Сроки реализации проекта приведены в таблице 4.
Таблица 4 – Сроки реализации проекта
| Определение потребности ввода новых коек в домах-интернатах для пожилых людей | 1 месяц |
| Поиск заинтересованных инвесторов и операторов для участия в конкурсе на создание и управление новыми объектами социального обслуживания | 2 месяца |
| Выход постановления о проведении конкурса | 1 месяц |
| Разработка конкурсной документации | 2 месяца |
| Проведение конкурса и подписание концессионного Соглашения | 6-8 месяцев |
| Строительство здания | 1,5 – 2 года |
| Срок действия концессионного соглашения | 20 – 50 лет |
Рисунок 6 – Механизм концессионного соглашения по проекту «Резиденция детства»
3.2. Социально-экономическая эффективность маркетинговой программы
Социальный эффект проекта обеспечивается за счет:
- Повышение качества и продолжительности жизни пожилых людей.
- Повышение доступности услуги за счет решения проблемы очередности в учреждения социального обслуживания для пожилых людей и появления возможности выбора между государственными или частными операторами.
- Повышение уровня социального обслуживания по стране в целом.
Системный эффект проекта заключается в:
- Снятие нагрузки на бюджет, в связи с отсутствием необходимости инвестировать в реконструкцию и строительство учреждений социального обслуживания.
- Создание и реализация механизмов государственного частного партнерства в сфере социального обслуживания.
- Создание новых рабочих мест в регионах.
- Повышение эффективности действующих учреждений социального обслуживания.
Таким образом, в данном параграфе нами были предложены основные мероприятия по совершенствованию управления развитием социальных инноваций в малом городе Москва, а также разработана модель социального проекта «Резиденция для пожилых».
Ожидаемые результаты внедрения предложенных мероприятий по развитию социальных инноваций в городе Москва:
- Создание ежегодно не менее 28 новых рабочих мест в социальной сфере;
- Реализация ежегодно, не менее 25%, социальных проектов молодыми людьми от общего количества создаваемых ими малых предприятий;
- Ежегодная реализация не менее 25 социальных проектов созданных по итогам прохождения в Школе социального предпринимательства (Школе социально-ориентированных некоммерческих организаций);
- Увеличение обеспеченности населения в оказании социальных услуг негосударственными организациями;
- Увеличение обеспеченности детей услугами негосударственных организаций в сфере дошкольного образования;
- Создание условий осуществления предпринимательской деятельности в социальной сфере, путем устранения административных ограничений, препятствующих реализации социальных проектов и инициатив, с детальной проработкой по каждому направлению социальных сфер;
- Организация комплексного механизма сопровождения, реализации и продвижения социально-значимых проектов, включающего в себя обеспечение проведение образовательных мероприятий с учетом существующей потребности, сопровождение социальных проектов профессиональными тренерами и менторами из числа успешных представителей бизнеса, дальнейшее продвижение социальных проектов;
- Создание банка реализуемых социальных проектов в разрезе сфер деятельности, с целью выстраивания конструктивного диалога и своевременного и оперативного реагирования на изменения потребностей бизнеса и условий осуществления предпринимательской деятельности в социальной сфере;
- Формирование собственных кейсов социальных проектов по реализации лучших практик с целью тиражирования, как на территории Москвы, так и в других регионах Российской Федерации.
Для выявления приоритетных направлений стратегического развития социальных инноваций в городе Москва будут использованы следующие направления:
- Человеческий потенциал города Москва: демографическая политика, здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, культура, СМИ, рынок труда, доступность жилья, социальные институты, социальная политика, молодежная политика, экологическая безопасность экономики и экология человека, транспортная инфраструктура общего пользования, правопорядок и противодействие возникновению чрезвычайных ситуаций и т.д.
- Институциональная среда города Москва, факторы, способствующие экономическому росту и система государственного и муниципального управления: формирование институциональной среды инновационного развития, развитие науки, инновационной системы и технологий; долгосрочные приоритеты бюджетной политики; долгосрочные приоритеты развития финансового и банковского сектора; эффективное государственное и муниципальное управление; развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре; развитие энергетической инфраструктуры и повышение уровня энергетической эффективности экономики и т.д.
- Экономическое развитие: макроэкономические показатели развития, развитие малого и среднего предпринимательства, развитие высокотехнологичных отраслей, развитие перспективных отраслей экономики, сопутствующее развитие отраслей экономики, развитие конкурентных преимуществ в сфере природопользования, развитие отраслевых (аграрный, рыбохозяйственный, туристический, промышленный и т.д.) комплексов, развитие культурных и креативных индустрий.
- Пространственное развитие: формирование кластеров на территории города Москва, решение проблем населенных пунктов на территории города Москва.
Представим в Приложении 1 концепцию социально-экономического развития города Москва.
Для оценки эффективности стратегического планирования социальных инноваций был проведена случайная бесповторная выборка респондентов, в которую вошли местные эксперты, участвующие в стратегическом планировании развития территории и население города Москва.
Для оценки средней степени согласованности мнений респондентов использован коэффициент конкордации:
Оценка результативности стратегического планирования и ее алгоритм приведен в Приложении 2.
Чтобы убедиться, что полученный коэффициент, характеризующий среднюю степень согласованности мнений респондентов, является величиной не случайной, проведена проверка его значимости с помощью критерия согласия – критерия Пирсона ( ):
Вычисленный =381,8 сравним с табличным значением с учетом уровня значимости и числа степеней свободы . Так как , то полученное значение коэффициента конкордации, равное 0,42 — величина не случайная, поэтому результаты опроса могут быть использованы для разработки рекомендаций по совершенствованию стратегического планирования развития района.
Таким образом, предложенные мероприятия имеют как социальную, так и системную эффективность.
Заключение
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Необходимость реализации маркетинговых подходов как инструмента улучшения экономических отношений в социальной сфере определяется следующими важными обстоятельствами:
- Закупка социальных услуг входит в так называемый государственный сектор экономики, продукты которого относятся к категории общественных благ, большая часть которых не продается. Поэтому в этой области чрезвычайно важна роль государства, которое выполняет функции финансирования социальной сферы и является гарантом предоставления некоммерческих социальных услуг. В то же время платные социальные услуги получили широкое распространение в современной экономике, объем и спектр которой давно превысили объем социальных услуг, традиционно предоставляемых на коммерческой основе. Следствием этих процессов является усиление конкуренции между государственным и частным секторами за потребителей этих услуг. Поэтому разумная причина платных и бесплатных услуг представляется наиболее важным принципом функционирования социальных отраслей.
- Важной особенностью социальных услуг является неисключительность. Этот фактор, несомненно, способствовал тому, что доля медицинских услуг, образования, услуг социального обеспечения, предоставляемых за счет бюджета и других источников, которая резко сократилась в годы реформ, привела к полной замене. с платными услугами.
- Изменение социальных условий вызывает изменения в объеме и структуре услуг. Таким образом, развитию отношений с рынком способствовало расширение каталога и расширение сферы социальных услуг, наряду с этим усилилась отраслевая дифференциация всех услуг, включая социальные услуги. Произошло значительное увеличение объема социальных и рекреационных услуг, увеличение продолжительности жизни привело к увеличению объема услуг в системе здравоохранения и социального обеспечения. Такие процессы оказывают положительное влияние на рынок услуг, поскольку они способствуют развитию их конкурентоспособности и качества обслуживания клиентов. В то же время снижение уровня жизни населения, особенно в посткризисный период, снижает уровень потребления платных услуг и, следовательно, усиливает конкуренцию социальных институтов за своих потребителей.
Стратегия маркетинга рассматривается в зарубежной литературе как одна из ведущих функциональных стратегий развития предприятия. Более того, многие маркетологи часто отожествляют стратегию маркетинга со стратегическим планом развития предприятия.
В процессе обоснования и разработки маркетинговой стратегии предприятия решаются три взаимосвязанные задачи:
- разработка комплекса маркетинговых мероприятий (разработка новых видов продукции; создание альянсов, дифференциация рыночной политики; диверсификация производства; преодоление барьеров при вступлении на рынок и т.п.);
- адаптация деятельности предприятия к изменениям внешней среды (учет культурной специфики в контактах с общественностью, социальной ситуации в стране, экономической конъюнктуры и т. п.);
- обеспечение адекватности маркетинговой политики предприятия меняющимся потребностям клиентов (изменение номенклатуры производимых товаров и услуг; знание потребностей клиентов; детальная сегментация рынка и т.п.).
Маркетинговая стратегия предприятия призвана создавать необходимые условия для достижения желаемой конкурентной позиции за определенный период времени. Основными критериями оценки стратегии здесь являются ассортимент, рынок, конкуренция. Ассортимент предлагаемых товаров, в конечном счете, зависит от потребности в качествах товара у конечных потребителей. Отличия видов товара в ассортименте должны соответствовать специфическим требованиям потребителей. Размеры рынка определяются числом потенциальных потребителей в каждом отдельном продукте. Оценка конкурентов предполагает выявление на рынке фирм, реализующих товары со сходными качествами и способные заменить предлагаемый товар.
Управление социальной защиты населения Северо-Восточного административного округа города Москвы является территориальным подразделением Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по реализации государственной политики в сфере социальной защиты граждан, в том числе семей с детьми, детей, оставшихся без попечения родителей, граждан пожилого возраста и инвалидов, иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, предоставлению в указанной сфере государственных услуг, а также по организации предоставления жителям города Москвы социальных услуг, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проживающих на территории Северо-Восточного административного округа города Москвы.
В настоящее время в «ЦСО» работает: 4 отделения социального обслуживания на дому, плановая мощность — 510 пенсионеров и инвалидов, частично утративших способность к самообслуживанию; 2 специализированных отделения социально – медицинского обслуживания на дому, плановая мощность — 83 граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; одно отделение срочного социального обслуживания, в котором граждане получают необходимые разовые услуги; и одно отделение временного проживания на 25 мест (плановая мощность — 21 человек), расположенное в области.
В планируемых периодах необходимо продолжить работу Школы социального предпринимательства и организовать Школу социально-ориентированных некоммерческих организаций, с выпуском не менее 30 и 15 проектов ежегодно соответственно.
При этом организацию Школ социального предпринимательства необходимо осуществлять на основании собственной разработанной и прошедшей сертификацию образовательной программы и в этой связи, социальные инновации необходимо направить на подготовку документации необходимой для получения лицензии на образовательную деятельность, а также прохождение сертификации образовательной программы, сформированной с учетом социально-экономической специфики региона.
Необходимо продолжить практику мотивации субъектов предпринимательства посредствам проведения конкурса на звание «Лучший социальный предприниматель» при защите проектов, как Школы социального предпринимательства, так и распространить аналогичную практику на Школу некоммерческих организаций.
Кроме вышеуказанных мероприятий, на основе проведенного анализа современного состояния сферы социального обеспечения в городе Москва, предлагаем разработать проект «Резиденция для пожилых».
Суть Проекта: приведение национальной системы социального обслуживания пожилых людей к стандартам, соответствующим лучшим мировым практикам, изменение нормативно-правовой базы для привлечения частного бизнеса и инвестиций в социальную инфраструктуру. В течение пяти лет в городе Москва планируется взять в управление, реконструировать и построить новые дома престарелых на 820 мест, в том числе 285 в существующих учреждениях социального обслуживания.
Спиcок использованных источников
- Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»
- Анохин Е.В. Эволюция территориального маркетинга в условиях глобальной экономики / Е.В. Анохин, В.А. Анохин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2017. – Т.13, вып.8. – С. 1575-1588.
- Аспекты маркетингового управления деятельностью и развитием предпринимательских структур на общественном транспорте: монография / под общ. ред. д-ра экон. наук И.И. Скоробогатых, д-ра экон. наук Р.Р. Сидорчука. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 195 с.
- Божук С.Г. Маркетинговые исследования: учебник для СПО / С.Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 280 с.
- Вековцева Т.А. Нестандартная наружная реклама / Т.А. Вековцева, Е.В. Тарасова // Символ науки. – 2017. – № 4. – С. 65-68.
- Голубкова Е.Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.Н. Голубкова. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 363 с.
- Бест, Р. Маркетинг от потребителя: Учебник / Р. Бест, — 6-е изд. – М.: МИФ, 2017. – 696 с.
- Дойль, П. Маркетинг-менеджмент и стратегии: Учебник / П. Дойль ,-4-е изд. – Спб.: Питер, 2007. – 544 с.
- Котлер, Ф. Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приемы и методы: Справочное пособие / Ф. Котлер, Р. Бергер, Н. Бикхофф, — 3-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 132 с.
- Ламбен, Ж-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг: Учебник / Ж-Ж. Ламбен, — СПб: Классика MBA, 2017. – 800 с.
- Мусатов, Б.В., Мусатова, Ж.Б. Планирование и метрики маркетинга: Учебное пособие / В.Б. Мусатов, Ж.Б. Мусатова, — М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2018. – 192 с.
- Данько Т.П. Управление маркетингом: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Т.П. Данько. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 521 с.
- Завгородняя А.В. Маркетинговое планирование: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А.В. Завгородняя, Д.О. Ямпольская. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 340 с.
- Корнеева И.В. Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Корнеева, В.Е. Хруцкий. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 436 с.
- Косинова Н.А., Косинов А.И. Маркетинг: Учебное пособие для бакалавров. – Курск: Деловая полиграфия, 2014. – 135 с.
- Кусраева О.А. Использование традиционных и инновационных маркетинговых практик российскими компаниями: результаты эмпирического исследования / О.А. Кусраева, В.А. Ребязина // Инновации. – 2017. – № 11. – С. 65-75.
- Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.В. Карпова [и др.] ; под общ. ред. С.В. Карповой, С.В. Мхитаряна. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 404 с.
- Маркетинг России: профессиональные и образовательные стандарты маркетолога в России. Требования времени: материалы Четвертой Международной научно-практической конференции, посвященной 110-й годовщине РЭУ им. Г. В. Плеханова / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова» (ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»); [под редакцией И.И. Скоробогатых и др.]. – М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2017. – 303 с.
- Маркетинг-менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И.В. Липсиц [и др.] ; под ред. И.В. Липсица, О.К. Ойнер. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 379 с.
- Мироседи С.А., Сергеева К.С. Реструктуризация маркетинговой деятельности – путь к повышению его эффективности // Инновационное развитие. – 2017. – № 10 (15). – С. 25-27.
- Михалева Е.П. Маркетинг: учебное пособие для СПО / Е.П. Михалева. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 213 с.
- Мишулин Г.М. Международный маркетинг / Г.М. Мишулин, А.Н. Секисов // Управление собственностью: теория и практика. – 2016. – № 2. – С. 35-55.
- Музыкант В.Л. Брендинг: Управление брендом: учеб. пособие / В.Л. Музыкант. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. – 316 с.
- Муртузалиева Т.В., Скоробогатых И.И., Сидорчук Р.Р., Мусатов Б.В. Маркетинговое управление системой непрерывного контроля за показателями ожиданий потребителей и использования «больших данных» Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. – 2018. – Т. 9. – № 2. – С. 69-97.
- Мусатов Б.В., Мусатова Ж.Б. Маркетинговое планирование и аудит: учебное пособие. – М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2012. – 204 с.
- Новая редакция экономической теории. / Под ред. Г.П. Журавлевой М.: – ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2009. – 267 с.
- Пенджиев А.М. Инновационные стратегии в предпринимательских структурах // Научный результат. Экономические исследования. – 2017. – Т. 3. № 1. – С. 54-65.
- Практикум по дисциплине «Микроэкономика». М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2012. – 74 с.
- Практикум по дисциплине «Экономическая теория: Макроэкономика, Микроэкономика». – М.: ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2013. – 91 с.
- Рахманов С.С. Разработка методов повышения эффективности маркетинговых коммуникаций в среде Интернет на основании исследования архетипов потребителей: дис…. канд. эконом. наук: 08.00.05 / Рахманов Сергей Сергеевич. – М., 2017. – 168 с.
- Реброва Н.П. Маркетинг: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Н.П. Реброва. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 277 с.
- Резник Г.А. О роли маркетинга в системе стратегического управления предприятием // Russian Journal of Management. – 2016. – Т. 4. № 1. – С. 17-21.
- Сейфуллаева М.Э., Скоробогатых И.И., Сидорчук Р.Р., Гринева О.О. Оценка воспринимаемого качества транспортной услуги: теоретический и практический подходы // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2018. – № 2. 122-134.
- Симонов К.В. Комплексная оценка эффективности экспонента торговой выставки: маркетинг и финансы // Финансовый менеджмент. – 2017. – № 6. – С.22-31.
- Синяева И.М. Маркетинг: учебник для академического бакалавриата / И.М. Синяева, О.Н. Жильцова. – 3-е изд., пер. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 495 с.
- Соловьев Б.А. Маркетинг: учебник / Б.А. Соловьев, А.А. Мешков, Б.В. Мусатов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 336 с.
- Тойменцева И.А., Карпова Н.П., Фомин Е.П. Маркетинг в стратегическом управлении и планировании предприятиями сферы услуг // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2016. – № 1 (135). – С. 66-78.
- Управление спросом путем изменения функционального качества продукта / В. Строков, А. Шувалова // Проблемы теории и практики управления. – 2016. – № 11. – С. 115-122.
- Усачева А.А. Маркетинговые технологии в сфере взаимодействия бизнеса и власти // Власть. – 2016. – № 10. – С. 215-217.
- Халидова С. Ш. Роль финансового планирования и финансовой стратегии в управлении финансами предприятия [Электронный ресурс] / С. Ш. Халидова, А. А. Смагин // Научный диалог: финансы и кредит. URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/115138/discussion_platform (дата обращения: 30.05.2020).
- Халилов Д. Маркетингв социальных сетях / Д. Халилов. – 4-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 228 с.
- Харионовская А.Б. Совершенствование маркетинговой деятельности компании с учетом устойчивости рыночных сегментов: дис…. канд. эконом. наук: 08.00.05 / Харионовская Алла Борисовна. – М., 2018. – 149 с.
- Чернышева А.М. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ. В 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. М. Чернышева, Т. Н. Якубова. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 244 с.
- Четыркин, Е.М. Финансовый анализ производственных инвестиций / Е. Четыркин – М.: Экзамен, 2017. – 258 с.
- Чечета, А. И. Информация о финансовых результатах и ее анализ [Текст] / А. И. Чечета // Финансы. – 2019. – №5. – С.32-34
- Шохин, Е. И. Финансовый менеджмент [Текст]: Учеб. пособие / Е. И. Шохин. – М. : ИД ФБК-ПРЕСС, 2017. – 408 с.
- Шумилина М.А. Анализ основных игроков российского розничного рынка и особенностей организации их маркетинговой деятельности в современных экономических условиях / М.А. Шумилина, А.Р. Муратова, З.В. Туманова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2017. – № 1. – С. 91-98.
- Яковлева-Чернышева А.Ю. Управление маркетингом в предпринимательской деятельности на основе системного подхода / А.Ю. Яковлева-Чернышева, З.И. Шалашаа // Вестник Университета Российской академии образования. – 2016. – № 3. – С. 94-99.
- Ямпольская Д.О. Маркетинговый анализ: технология и методы проведения: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Д.О. Ямпольская, А.И. Пилипенко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 268 с.
- Ярыгина Н.С. Научные взгляды на содержание финансовой стратегии предприятия корпоративного типа // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия Экономика. — № 6 (38) – 2018 декабрь
