1.3 Нормативно-правовая деятельность системы менеджмента качества
Нормативно-правовая база обеспечения системы менеджмента качества организации – это совокупность нормативных актов, пособий, стандартов, регламентирующих технологию создания и применения документов в деятельности любого предприятия. В ее состав входят:
– правовые акты, издаваемые органами государственной власти;
– правовые акты, издаваемые федеральными органами;
– правовые акты, издаваемые органами законодательной власти субъектов РФ;
– правовые акты инструктивного характера;
– также методические пособия по документационному обеспечению, издаваемые организацией самостоятельно.
Нормативная база системы менеджмента качества представлена следующим образом.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12декабря 1993г. Статьи 4,15, 43,68, 72,78.
Венская конвенция «О праве международных договоров». 1969 г.
Европейская конвенция «Об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты». 1953 г.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод. ETSN005 1994 г.
Конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе». ETSN165 1997 г.
Всеобщая хартия университетов. 1988 г.
Зона европейского высшего образования. 1999 г.
Декларация: Совместная декларация по гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования Министров образования разных стран. 1998 г.
О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15июля 1995 г.№101-ФЗ.
Об участии Российской Федерации в конвенциях Совета Европы в области образования: Постановление Правительства РФ от 4декабря1995г. №118.
Рекомендации для гарантии качества высшего образования.2005.
1.4 Методика оценки состояния и современные подходы к совершенствованию деятельности системы менеджмента качества организации
Современные подходы к управлению качеством во многом связаны с современными подходами к управлению проектами в целом. Все больше внимания уделяется человеческому аспекту процессов, командному подходу к качеству и концепции тотального управления качеством. Процесс управления качеством направлен на постоянные улучшения и контрольные точки, чем это было в прошлом. Одно из фундаментальных изменений заключается в том, что каждый несет индивидуально ответственность за качество. Интересно происхождение тотального подхода к управлению качеством, разработанного Э. Демингом на основе подхода к науке японского управления, где в послевоенное время он был приглашён для проведения консультаций и, в частности, для разработки инструментов повышения качества практики японских предприятий.
Подход качества предоставлен получить условия для совершенства качества от общества, вовлеченного в организационный процесс. Следующим действием стало создание инструментов, дающих возможность эффективнее преподнести информацию до участников процесса. В Японии — стране восходящего солнца он стал сильным инструментом, чем преобразовал производительность и сыграл важную роль в завоевании рынков. К сожалению, по возвращению Деминга в США его не услышали.
Предприятия США считали нелепой идеей изменить что–то и, более того, применять на практике опыт японских компаний. Только спустя два десятка лет, потеряв большую долю рынка, американский бизнес открыл для себя TQM. Данная концепция стала весьма популярной после того, как она оказалась одной из ведущих причин «японского чуда экономики». Как и во многих других практиках, его полезность была в значительной степени недооцениваемой многими случаями неграмотного применения, когда они были опробованы в компаниях стран Запада. Позже некоторые менеджеры стран Японии и Европы поняли, что данный подход сможет применяться ко всем процессам и именно так была создана концепция ИПЦ, которая и стала основой стандартов. Последнее утверждение весьма важно, так как упоминалось ранее, идеи TQM были в большей степени неправильно применены. Однако, мало идей являются в действительности новыми, и данная область управления не является исключением. Главным принципом является то, что он на сегодняшний день остается наиболее лучшим.
Как описано Маршаллом Сашкиным TQM – это структура с элементами работы, системного подхода и инструментов, применяемых в областях «клиент и культура». Для внедрения 14 принципов TQM необходимо:
– сохранять цели;
– принимать философию;
– исключать потребность для осмотра;
– учитывать только единую стоимость, а не цену;
– постоянно развивать;
– начинать обучение, непосредственно в деятельности организации,
– инициировать руководство;
– сломать барьеры;
– исключать управление по стандартам;
– устранять цели;
– удалять барьеры для гордости мастерства;
– изгонять страх;
– организовать институт самосовершенствования;
– вовлекать всех в нужное русло.
Значимая ориентация на вовлечение участников в проект представляет данный подход похожим на современный подход, основанный на высоком уровне вовлеченности членов организации. Более современные методы, как правило, требуют разработки и применения новой концепции управления персоналом, или даже новых компетенций из японских идей относительно к западной земле, «управление человеческими ресурсами». Другими словами, все данные предполагают высокий уровень вовлеченности людей. Это, в первую очередь, развивает индивидуальность компании. Результатом данного типа являются задания, вводящие элементы и трудно решаемые задачи, которые необходимо осуществить в процессе деятельности.
Другим же необходимым элементом является его ориентир на потребителя. В отношении потребителя, мы заинтересованы в услугах с точки зрения её «пригодности для дальнейшего применения». Еще одной составной частью является то, что современное управление рассматривает улучшения как подход к совершенству. Именно данный подход имеет ряд преимуществ по внедрению изменений в операционный цикл деятельности. Кроме этого, образованы конкретные системы, дающие возможности участникам предлагать корректировки для совершенства качества.
Круг качества – это предложение Деминга о том, чтобы участники или заинтересованные лица были вовлечены в решающий процесс, внося изменения в производственный цикл. Данное представление состояло в том, чтобы выделить время в течение жизненного цикла. Для того чтобы сделать его наиболее эффективным, в каждом круге был назначен конкретный человек, в обязанности которого входило оказание поддержки участникам, а также обеспечение их вовлечение для принятия решения. Деминг предлагает так называемый PDCA, или цикл «план-проверка-действие». Где предлагается выбрать проблему, описать ее нерешенные вопросы, а далее уже принять необходимое и обоснованное решение.
Состав деятельности предприятия разнообразен и значителен. В связи с чем, считается целесообразным управлением рисками с помощью методов, имеющих прямое назначение в области применения СМК. При планировании, а также при осуществлении комплекса мероприятий необходимо включение:
– производственного оборудования;
– средств информационных технологий;
– производственной среды;
– средств контроля и измерения;
– безопасности производственного процесса.
В качестве механизма осуществления на риски необходимо включать и инструменты. Измерение и мониторинг необходимо осуществлять методом анализа информации о восприятии потребителей, а также совершенствовать систему менеджмента качества, в общем,
Для этого необходимо:
– донесение до всего персонала важной необходимости выполнения требований, а также законодательных требований посредством внутреннего обмена информацией;
– утверждение Политики предприятия в области качества;
– достижения целей в области качества;
– применения риск-ориентированного мышления, на основе систематического анализа и оценки рисков и возможностей;
– осуществление процессов для организации;
– проведение анализа СМК со стороны руководящего состава;
– обеспечения ресурсами.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что система менеджмента качества определяется как система, которая документирует организационные процессы, ответственность и цели в области качества. СМК помогает направлять и совершенствовать деятельность в соответствии с требованиями заказчика и регулирующих органов, а также совершенствовать ее результативность на долгосрочной основе.
В компаниях разработаны и внедрены процессы, ориентированные на деятельность СМК, где установлено применение СМК, в соответствии с чем:
– определена ответственность, как за осуществление процесса, так и за исполнение необходимых операций;
– при функционировании процессов осуществляется учёт возможных рисков и возможностей;
– установлен контроль на проведение мероприятий по достижению запланированным целям.
Постоянное развитие и совершенствование является одним из необходимых требований и положений Политики в данной области предприятия.
Данное совершенство должно быть направлено на:
– контроль процессов;
– снижение нарушений;
– устранение нарушений;,
– профилактика нарушений;
– улучшение деятельности процессов СМК;
– совершенство использования ресурсов.
Результативность оценивается в порядке согласно стандарту СМК. Оценка эффективности замыкает все мероприятия по применению действий, направленных на устранение обнаруженного несоответствия. Основные цели области совершенствования СМК определяются при проводимых анализах и осуществляются выполнением планов и программ, разрабатываемых руководителями согласно СМК. По нашему мнению, для совершенства системы качества необходимо применять внутриорганизационное ПО коммуникационного взаимодействия и осуществления организационных задач.
Компетентность руководителей и служащих предприятия определяется в должностных инструкциях. Компетентность сотрудников определена в Единых справочниках, в инструкциях на данные виды работ, а также в инструкциях по охране труда.
2 Анализ обеспечения системы менеджмента качества АО «СевКавТИСИЗ»
2.1 Характеристика деятельности предприятия
СевКавТИСИЗ» создан Распоряжением Министров РСФСР за № 1965-р от 20 мая 1963 года. На протяжении пятидесяти лет АО «СевКавТИСИЗ» выполнял широкий спектр работ разной сложности в области изысканий по строительству и проектированию, а также на сегодняшний день является первопроходцем основных строительных объектах федерального уровня. За длительную сферу своей деятельности компания выполнила более 17 тыс. объектов. В числе которых:
– трассы по всей местности Краснодарского края;
– канатная дорога на территории Эльбруса;
– морской комплекс грузоперевозок в Темрюке;
– туристический комплекс на курорте Красная Поляна;
– жилые комплексы в Комсомольском, Фестивальном, Юбилейном и северо-западных районах г. Краснодара;
– реконструкция объектов КПНЗ «Краснодарэконефть»;
– инвентаризация земель территорий Краснодарского края.
АО «СевКавТИСИЗ» является предприятием, успешно работающим в области инженерных изысканий, проектирования и геоинформационных систем на Российском рынке. К услугам предприятия на постоянной основе обращаются большинство строительных компаний. В рейтинге проектно-изыскательных организаций Госстроя России АО «СевКавТИСИЗ» занимает лидирующие позиции, так как компания обладает ресурсами, гарантирующими качественное выполнение работ на самом высоком уровне, отвечающим всем стандартам и требованиям. Основными направлениями АО «СевКавТИСИЗ» является осуществление комплекса инженерных изысканий, проектирование зданий, а также создание геоинформационных систем:
– инженерно-геодезических;
– инженерно-геологических;
– инженерно-геофизических;
– сейсмомикрорайонирование;
– инженерно-гидрометеорологических;
– инженерно-экологических изысканий;
– инженерно-строительные работы в области землеустройства;
– проектирование зданий и сооружений различного назначения;
– построение отраслевых и специализированных геоинформационных систем, а также комплексных геопорталов общего пользования.
Миссия АО «СевКавТИСИЗ» состоит:
– в стремлении максимально удовлетворять пожелания клиентов, демонстрируя индивидуальный подход к запросам каждого из них;
– в расширении возможностей клиентов методом предоставления полного спектра услуг в области работ и современных технологий;
– в выполнении работ на качественно современном технологическом уровне методом внедрения современных решений и инновационных технологий.
Краткий анализ баланса АО «СевКавТИСИЗ» предоставлен в таблице 3.
Таблица 3
Краткий анализ баланса АО «СевКавТИСИЗ»
| Финансовый показатель | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | 2012 | 2011 |
| Чистые активы | 0 | 40 520 | 98 125 | 101 921 | 166 185 | 152 423 | 79 217 | 87 525 |
| Коэффициент автономии (норма: 0,5 и более) | 0.22 | 0.18 | 0.22 | 0.28 | 0.22 | 0.4 | 0.12 | 0.07 |
| Коэффициент текущей ликвидности (норма: 1,5–2 и выше) | 1.2 | 1.1 | 1.2 | 1.2 | 1 | 1.1 | 0.9 | 1 |
Графически краткий анализ баланса АО «СевКавТИСИЗ» предоставлен на рисунке 4.
Рисунок 4 – Краткий анализ финансовых результатов АО «СевКавТИСИЗ»
Краткий обзор финансовых показателей АО «СевКавТИСИЗ» предоставлен в таблице 4. Графически краткий обзор финансовых показателей АО «СевКавТИСИЗ» предоставлен на рисунке 5.
Таблица 4
Краткий обзор финансовых показателей АО «СевКавТИСИЗ»
Графически краткий обзор финансовых показателей АО «СевКавТИСИЗ» предоставлен на рисунке 5. АО «СевКавТИСИЗ» имеет линейную структуру управления персоналом, которая имеет прямые формы связи между субъектами
Рисунок 5 – Краткий обзор финансовых показателей АО «СевКавТИСИЗ»
и объектами управления; во главе подразделений стоит один руководитель, выполняющий все управленческие функции. АО «СевКавТИСИЗ» следует выработанной стратегии, представленной на рисунке 6.
Рисунок 6 – Стратегия АО «СевКавТИСИЗ»
Каждый из сотрудников отдела подчиняется руководителю, и выполняют его расположения. Организационная структура АО «СевКавТИСИЗ» приведена в приложение А. Далее рассмотрим структуру отдела по качеству и должностные обязанности специалистов данного отдела. Отдел качества стремится управлять процессами в соответствии с конкретными стандартами и предоставлен на рисунке 7.
Рисунок 7 – Отдел по качеству АО «СевКавТИСИЗ»
Методы обеспечения качества и эффективности включают в себя ключевые показатели успеха учреждения и измеряются стандартами качества, которые являются результатом обширных исследований и обширного опыта внутри и за пределами учреждения. Отдел качества стремится поддерживать развитие и продвижение практики обеспечения качества и эффективности во всех аспектах своей деятельности. Превосходство в производительности может быть поддержано посредством постоянного, комплексного планирования, оценки, анализа результатов и использования результатов для постоянного улучшения качества. Все это является неотъемлемой частью деятельности и выполнения его миссии:
Распространение культуры качества в АО «СевКавТИСИЗ».
Проверка выполнения рекомендаций исследования и его результатов для поддержки процессов планирования и коррекции.
Управление потоком информации, связанной со стандартами качества и обеспечением качества на всех уровнях.
Координация усилий по достижению стандартов качества и их обеспечение.
Вклад в развитие способностей сотрудников в области качества и его обеспечение.
Участие в создании необходимых механизмов для борьбы с сильными и слабыми сторонами в качестве причины постоянного улучшения.
Диагностика препятствий реализации стратегического плана и предложение необходимых предложений.
Обеспечение качества применения политик, правил и инструкций для достижения видения, миссии и целей АО «СевКавТИСИЗ».
Задачи отдела.
Внедрение и принятие концепций качества, развитие эффективности и распространение культуры передового опыта в координации и сотрудничестве с заинтересованными организациями.
Содействие в разработке стратегического плана АО «СевКавТИСИЗ» в координации и сотрудничестве с заинтересованными сторонами.
Надзор за подготовкой годовых планов работы АО «СевКавТИСИЗ» и контроль за их выполнением в установленные сроки.
Участие в оценке эффективности деятельности учреждения и координации усилий по контролю за выполнением стратегического плана, годовых планов работы и подготовки годового отчета.
Подготовка политик, их процедур и форм, обеспечивающих внедрение стандартов качества и обеспечение, их постоянный пересмотр и совершенствование.
Работа над достижением АО «СевКавТИСИЗ» стандартов качества и обеспечения на местном, региональном и международном уровнях.
Работа над обзором и обновлением правил и инструкций, чтобы идти в ногу с последними разработками.
Отслеживание внедрения «Стандартов обеспечения качества» в различных рабочих подразделениях АО «СевКавТИСИЗ» и подготовка исследования по самооценке.
Подготовка Плана управления рисками, его оценка, подготовка процедур реагирования и контроль за его выполнением.
Документирование и архивирование качественных документов и последующее их распространение, применение и обновление.
Любые другие задачи, которые назначены устройству и которые входят в его рабочую область.
Таким образом, дана характеристика предприятия, изучена основная организационная структура и ключевые направления деятельности АО «СевКавТИСИЗ», далее перейдём к следующему этапу исследования – оценки обеспечения управления системы менеджмента качества организации.
2.2 Оценка обеспечения управления системы менеджмента качества организации: структура, основные бизнес процессы, условия и эффективность функционирования
2.2.1 Организация документационного обеспечения деятельности АО «СевКавТИСИЗ»
Документационное обеспечение является важнейшим элементом организационной деятельности АО «СевКавТИСИЗ». Общие принципы документации, регламентированы законодательством.
Документами, регламентирующими деятельность ДОУ АО «СевКавТИСИЗ являются:
– план компании,
– организационная структура и положение о её функционировании,
– положение об оплате труда,
– должностные инструкции,
– положение о порядке приема и увольнения,
– положения об отделах,
– руководство системы качества в АО «СевКавТИСИЗ», утвержденное приказом АО «СевКавТИСИЗ» от 02.10.2017 № 174/1.
Стратегический план представляет собой документ, как правило, охватывающий долгосрочный период 10-15 лет, где прописаны для дальнейшего осуществления цели предприятия, конкретные задачи, привязанные по ресурсам, общая стратегия достижения поставленных целей. Организационная структура представляет собой нормативный акт, отражающий всю деятельность подразделений, включая штат предприятия. Данная структура устанавливается исходя из поставленных задач и необходимых выполняющих функции, составляющие бизнес-процессы конкретной организации.
Положение об организационной структуре – является документом, устанавливающим систему всей организации.
Положение об оплате труда – представляет собой один из нормативных актов, согласованный руководителем, где основной целью является описание применяемых механизмов оплаты труда.
Должностные инструкция – это документ, регламентирующий производственные обязанности, исходя из полномочий каждого сотрудника. Должностные инструкции разрабатываются руководителями подразделений для своих подчиненных. Положение о едином порядке приема и увольнения. Данное Положение определяет порядок приема на работу и увольнения с организации. Положения о подразделениях – это документ, устанавливающий функции, права и в частности статус и ответственность подразделений. В АО «СевКавТИСИЗ» разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии система менеджмента качества в составе интегрированной системы менеджмента, как средство достижения целей организации, Политики в области качества, и обеспечения уверенности в том, что осуществляемая деятельность соответствует требованиям и ожиданиям заказчиков. Состав системы менеджмента приведен на рисунке 8.
Рисунок 8 – Состав интегрированной системы менеджмента АО «СевКавТИСИЗ»
Порядок работы с документами в АО «СевКавТИСИЗ» установлен положениями интегрированной системы менеджмента качества в АО «СевКавТИСИЗ». Работа с секретными документами осуществляется в соответствии со положением о коммерческой тайне. Специалист ОУП согласно требованиям должностной инструкцией осуществляет функции такие как:
– организацию подготовки документов, осуществление контроля за оформлением правильности документов, представляемых на подпись непосредственному руководителю;
– организацию контрольной работы по документации;
– сводка всех сведений о результатах выполнения документов, а также систематическое информирование руководства;
– проектирование бланков нужной документации;
– регулирование хода выполнения документов, контроля и оформления документов в установленный срок;
– разработка номенклатуры дел, обеспечение хранения;
– осуществление контроля за оформлением дел.
В АО «СевКавТИСИЗ» можно выделить 3 документопотока:
Входящий – поступающие документы в АО «СевКавТИСИЗ».
Исходящий – созданные и направляемые документы за пределы АО «СевКавТИСИЗ».
Внутренний – создаваемые документы в АО «СевКавТИСИЗ».
В ходе исследования был проведен анализ документооборота АО «СевКавТИСИЗ» за 2018 и 2019 годы. Состав документов по объему документооборота приведен в таблице 5.
Таблица 5
Количественный состав документов и изменение объема документооборота
Также сравнительный анализ документооборота АО «СевКавТИСИЗ» представлен в виде диаграммы на рисунке 9.
Рисунок 9 – Сравнительный анализ объема документооборота
Исходя из анализа документооборота АО «СевКавТИСИЗ», можно сделать вывод, что рост документопотоков в 2018 году по отношению к 2019 году имеет невысокую динамику роста. Количество внутренних документопотоков сведено к минимуму, так как большая часть рабочих моментов решается в режиме онлайн при помощи мессенджера Spark (jabber–клиент). Благодаря разработанным маршрутам документов, можно определить операции и пути передвижения, даже на начальном этапе. Одна из задач, отдела заключается в том, чтобы документы вовремя поступали в пункты обработки. Ведь именно от четкости и правильность принятия решений зависит успешность всей организационной системы. Но, несмотря на это в организации документооборота АО «СевКавТИСИЗ» существуют некоторые проблемы. В основном это потеря документов, затрудненный поиск документов, несвоевременное исполнение документов.
