3.2 Оценка эффективности проекта по совершенствованию обеспечения системы менеджмента качества АО «СевКавТИСИЗ»
С целью оценки системы качества, ее результативности и пригодности в АО «СевКавТИСИЗ» определен порядок анализа СМК руководящим персоналом. Ежегодно директором «СевКавТИСИЗ», осуществляется анализ соответствия СМК, где проверяется функциональность всей системы, соответствие Политике в области МК и происходит итоговая оценка, в связи с чем, принимаются необходимые решения. По результатам проверки директором «СевКавТИСИЗ», утверждается отчет. Исходные данные для анализа в АО «СевКавТИСИЗ» ориентированы на результативность с учетом необходимых мнений потребителей. В их состав включаются данные, определяющие:
– результаты Политики;
– технический уровень по соответствию требованиям;
– ход выполнения работ;
– результаты проверки;
– отзывы(обратная связь);
– уровень работы поставщиков;
– функционирование процессов и их эффективность;
– уровень коммуникации структуры и мотивации персонала;
– техническое состояние корректирующих процессов;
– другие факторы, воздействующие на АО«СевКавТИСИЗ» и его систему МК.
Процесс управления производственной средой в АО «СевКавТИСИЗ» анализировался по определённым критериям. Результаты по процессу управления производственной средой отражены в таблице 7.
Таблица 7
Процесс управления внутренней средой за 2017–2019 гг. АО «СевКавТИСИЗ»
| Критерии процесса | Сред. значен. балла по процессу | % выполнения по группе | Отклонения от идеал–го зн.(5баллов) | ||||||
| 2017 | 2018 | 2019 | 2017 | 2018 | 2019 | 2017 | 2018 | 2019 | |
| Нарушения по пожарной безопасности | 3,33 | 3,17 | 3,32 | 66,51 | 63,38 | 66,41 | 1,67 | 1,83 | 1,68 |
| Состояние промышленной безопасности | 4,63 | 4,91 | 4,89 | 92,5 | 98,17 | 97,73 | 0,37 | 0,10 | 0,11 |
| Нарушения промышленной безопасности | 4,62 | 4,84 | 4,87 | 92,43 | 96,84 | 97,37 | 0,38 | 0,16 | 0,13 |
| Инциденты | 4,99 | 4,99 | 4,99 | 99,8 | 99,8 | 99,8 | 0,01 | 0,01 | 0,01 |
| Производственный травматизм | 4,5 | 4,75 | 4,75 | 90,0 | 95,00 | 95,0 | 0,5 | 0,25 | 0,25 |
| Выполнение «Программы энергопотребления и энергосбережения» | 4,88 | 4,90 | 4,93 | 97,5 | 98,00 | 98,67 | 0,13 | 0,10 | 0,07 |
| Коэффициент безопасности труда | 3,28 | 3,91 | 4,31 | 65,56 | 78,23 | 86,19 | 1,72 | 1,09 | 0,69 |
По результатам, можно определить, что наблюдается тенденция роста по нарушению пожарной безопасности, здесь коэффициент безопасности выше на 8%. В остальном показатели с незначительными отклонениями. Значение коэффициента по выполнению «Программы энергопотребления» имеет тенденцию к росту. За аналитический период, в течении 3 лет держатся на одном уровне показатели инцидентов. Показатели по травматизму равны 95%, что на 5% выше, чем в 2017 году по отношению к 2018 году. Эффективность АО«СевКавТИСИЗ» обусловлена запланированной работой. Кадровая политика направлена на рост прибыли за счет выполнения качественных услуг. В таблице 8 отражена структура персонала по уровню образования АО «СевКавТИСИЗ» за 2017-2019 года.
Таблица 8
Структура персонала по уровню образования АО «СевКавТИСИЗ» за 2017-2019 года
| Категория работник. | Имеющие высш. образование, % | Имеющие сред. образованием, % | Практики,% | ||||||
| 2017 | 2018 | 2019 | 2017 | 2018 | 2019 | 2017 | 2018 | 2019 | |
| Руковод. | 73,3 | 76,3 | 78,3 | 22,9 | 20,2 | 18,6 | 3,8 | 3,5 | 3,1 |
| Специалисты | 80,0 | 81,2 | 83,1 | 16,9 | 16,0 | 14,5 | 3,1 | 2,8 | 2,4 |
| Рабочие | 8,6 | 8,8 | 9,4 | 23,8 | 23,9 | 23,8 | — | — | — |
В 2019 году сохраняется тенденция роста образования работников:
– сотрудники, имеющие высшее образование — 29,4 %;
– со средним образованием — 21,8 %.
Удельный вес руководящего состава, имеющих высшее образование вырос на 2%по сравнению с 2017года, специалистов на 1,9%. Удельный вес руководителей, имеющих среднее образование уменьшился на 1,6%, специалистов на – 1,5%. Удельный вес практиков снизился на –0,8 %. Сотрудников, АО«СевКавТИСИЗ» имеющих высшее образование за 2019 год- 9,4%, что выше на 0,8% по сравнению с 2017годом, со средним образованием — 23,8%. В АО «СевКавТИСИЗ» совершенствуется работа по пополнению штата за счет привлечения молодых специалистов. Из года в год в АО«СевКавТИСИЗ» анализируется работа по удовлетворенности клиентов, согласно СТП7.2-02-2008«Руководство по управлению жалобами внешних потребителей. Мониторинг и анализ удовлетворенности».
Анализ и оценка производится по семи направлениям:
– качество услуг;
– сроки;
– надежность;
– отзывчивость;
– возможность выбора;
– ценовая политика,;
– доступность.
Каждое направление оценивается с точки зрения важности для него аспекта сотрудничества. На рисунке 16 графически показана оценка удовлетворенности потребителей. Проведённое исследование позволило определить интерес по отдельности.
Рисунок 16 – Показатели удовлетворенности потребителе АО «СевКавТИСИЗ»
Из рисунка 16 видно, что для потребителей наибольшую важность вызывает надежность отношений с «СевКавТИСИЗ» (4,7балла), исходя из которых, потребители ощущают безопасно благодаря отзывчивости (4,7балла). Наименьшая удовлетворенность отнесена к«Цене» (4,1балла), наименьшей же важностью наделена возможность выбора(4,2 б.) и информационная доступность(4,2б.).
Все опрошенные положительной стороны отзываются по сотрудничеству и намерены дальше развивать доверительные отношения. Так, удовлетворены партнёрскими отношениями –77%потребителей, которые выражают уверенность. В таблице 9 отображена оценка готовности потребителей к партнёрству. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что клиенты удовлетворены качеством сотрудничества с АО «СевКавТИСИЗ» и в целом довольны партнерством, но имеется тенденция к снижению спроса.
Таблица 9
Оценка готовности потребителей к дальнейшему сотрудничеству с АО «СевКавТИСИЗ»
Мы дали общую оценку внутренней среды АО «СевКавТИСИЗ», далее проведём предварительную оценку эффективности проекта по совершенствованию обеспечения управления системы менеджмента качества АО «СевКавТИСИЗ». Гарантированный успех достигается за счет способности отвечать интересам потребителей и других сторон, проявивших свои интерес на сотрудничество. Успех можно получить только при помощи эффективного менеджмента, за счет применения совершенства. Внедрение в АО «СевКавТИСИЗ» ГОСТ Р ИСО 9004-2019 способствует:
— Обучению и квалификации кадров.
— Прозрачности и доступности и полноты документации.
— Гарантии быстрого решения поставленных вопросов.
— Определению выбора клиентов, и разработки нужной для этого документации.
— Вовремя проведённому мониторингу – на соответствие правилам.
— Планированию и введению способов реагировать как на выявленные несоответствия, так и на возможные угрозы.
Таким образом, системы качества оценивается и подвергается изменениям. Для эффективной системы нельзя останавливаться на результате, где необходимо совершенствовать процессы качества и улучшению оказываемых услуг. ГОСТ Р9004:2019 был разработан для согласованности со стандартами качества, включая сИСО9001, который предоставил методические указания для достижения успешной деятельности посредством применения подхода. В сравнении сИСО9001, цели ГОСТ Р9004:2019 направлены на качество услуг, в них включены удовлетворенности всех участников процесса, в общем. Данный стандарт содержит указания, предназначенные для сертификации. ИСО9001 и ИСО9004 совершенствовались параллельно стандартам — аналогам, где ИСО9004 представляет указания по эффективности применения СМК, а ИСО9001 применяется для установки указаний.
Стандарт ИСО9004 предполагает, что успех в деятельности своей компании сможет достигаться правильным применением 8 принципов через эффективное управление, такими как:
– анализ, оценка эффективности и контроль организационной деятельности;
– выявление интересов и потребностей потенциальных потребителей;
– поддержание целей, видения благ, вытекающих из интересов со стороны потребителей;
– правильно спланированная стратегия для выполнения миссии и целей,
– трансформирование стратегии в конкретные цели, измеряемые в конкретных показателях;
– управление ресурсами, необходимыми для достижения поставленной цели;
– предоставление услуг, выполняемых на постоянной основе;
– контроль, оценка и изменение основных показателей, в соответствии с полученным результатом;
– постоянное, а также обучение.
Структура ИСО9004 подверглась пересмотру:
- Раздел адресован бизнесу и участникам процесса. В данном разделе ИСО9004 и ИСО9001 разошлись, несмотря на то, что ИСО9001 содержит изменения относительно предпринимательской среды.
- Раздел 5 адресован на ценности и дополнения. Здесь ИСО9004 отошел от простой «ответственности» из ИСО9001, сделав раздел более гибким и более соответствующий мировым нормам.
- Раздел 6 адресован на более широкую сферу, включив такие ресурсы как: знания, финансы, технологии и информацию. В связи с чем, новый стандарт рассматривает все необходимые ресурсы по соответствию услуг.
- Раздел 7 также рассматривает менеджмент только более эффективно, чем раздел ИСО9001.Менеджмент адресован на процессы, включая аутсорсинг.
- Раздел 8 охватывает все пункты из 8 раздела ИСО9001, исключая пункты совершенства, которые занесены в раздел 9.
- Раздел 9 адресован на совершенство относительно пункта 8.5 из ИСО9001, где была добавлена инновация – два концепта по образованию добивающейся успеха.
Совершенство деятельности «СевКавТИСИЗ» способствует развитие согласно требованиям Стандарта ИСО9001:2008. Внедрение ГОСТ Р ИСО 9004-2019 значительно повышает прибыльность, рентабельность и гибкость предприятия, что в значительной мере упрощает привлечение средств на развитие, повышает ответственность персонала, их значимости в связи с чем повышается результативность АО «СевКавТИСИЗ» в целом. Наличие сертифицированной СМК гарантирует потребителям качественную услугу, так как все процессы находятся под полным контролем, услуги приобретают качество. Но выявить границы совершенства СМК невозможно так как: «нет предела совершенству».
Для дальнейшего развития АО«СевКавТИСИЗ» необходимо постоянно совершенствоваться. Стандарт ГОСТ РИСО9004-2019 содержит рекомендации, выходящие за рамки требований, указанных в ИСО9001, и включает эффективность СМК, а также потенциала по совершенству всей деятельности. Стандарт ИСО ГОСТ РИ СО9004-2019 применим к процессам так чтобы, принципы смогли быть распространены на всю деятельность, где внимание адресовано на достижение совершенства, измеряемого высоким уровнем потребностей клиентов.
В условиях повышенной конкуренции строительные услуги приобретают всё наибольшую важность, так как задачами АО «СевКавТИСИЗ» являются, не только выстраивание своего положения в конкурентной борьбе, но и продолжение полноценного развития. Для чего и необходимо совершенствовать деятельность, исходя из интересов участников, где в первую очередь, процесс должен происходить это за счет оптимизации затрат и улучшения качества.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что анализ документации СМК в АО «СевКавТИСИЗ» выявил следующие проблемы, а также определил положительные моменты:
- Вся документация разработана согласно 9001:2008.
- Документирование осуществляется согласно СТП4.2.3-01«Управление документацией»,СТП8.5.2-01«Порядок принятия мер корректирующего действия», СТП4.2.4-01«Управление записями»,СТП8.3-01«Управление несоответствующей продукцией».
- Помимо требований включены дополнительные процедуры.
- Деятельность АО «СевКавТИСИЗ» соответствует ИСО14001:2004, системе менеджмента здоровья, согласно OHSAS18001:2007.
По проведенному исследованию документирования СМК были выявлены следующие проблемы:
- В руководстве по качеству не полностью разработаны пункты.
- В руководстве по качеству не включена необходимая процедура по регистрации записей.
- Со стороны потребителей наблюдается тенденция к уменьшению строительных услуг.
Для совершенствования СМК возможны следующие мероприятия:
– осуществить переход к СМК при помощи стандарта МС ИСО9004:2016, который гарантирует конкурентоспособность, устойчивость и успех, в общем.
А также применить мероприятия, такие как:
- Осуществить поправки в СТП4.2.3-01«Управление документацией СМК», необходимые для всестороннего функционирования;
- Осуществить включение в СТП4.2.4-01«Управление записями» процедуры по восстановлению и изъятию записей;
- Разработать мероприятий по совершенству фондовооруженности, в частности модернизации производства и увеличения штата сотрудников;
- Осуществить поиск новых партнеров и определить выход на новые рынки.
- Разработать инструкции по делопроизводству, согласно новым требованиям.
- Осуществить изменения относительно сроков исполнения в картах основных процессов организации, с целью нормирования рабочего процесса и его систематизации.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что повышению эффективности деятельности АО «СевКавТИСИЗ» способствует внедрение СМК в соответствии с ранее применимым стандартом ИСО9001:2008. Проектом обеспечения управления системы менеджмента качества АО «СевКавТИСИЗ была предусмотрена система ГОСТ Р ИСО9004-2019. С целью оценки системы качества, ее результативности в АО «СевКавТИСИЗ» был определен порядок анализа СМК руководящим персоналом, а также был проведён анализ удовлетворённости клиентов по сотрудничеству.
По проведению оценки обеспечения СМК были выявлены следующие проблемы: в руководстве по качеству не разработаны соответствующие пункты стандарта; в руководстве по качеству не прописана необходимая процедура по идентифицировании и изъятию записей; со стороны потребителей наблюдается тенденция по понижению объемов основных видов строительных услуг. В связи с чем, для совершенствования СМК были предложены следующие мероприятия: переход к СМК с применением МС ИСО9004:2016, с помощью которого гарантируется совершенство предприятия, конкурентоспособность и успешная деятельность, в общем. Также были предложены следующие мероприятия, необходимые для функционирования СМК: предложены поправки в СТП4.2.3–01«Управление документацией СМК» в идентификации документов; предложено включение в СТП4.2.4-01«Управление записями» документированной процедуры по восстановлению и изъятию записей; предложена разработка мероприятий по повышению модернизации производственного процесса и увеличения штата сотрудников; предложено сотрудничество и выход на рынки, которые могут привести к совершенству производительности предприятия, в общем.
Организация должна способствовать повышению качества и добиться успехов за счет удовлетворения интересов сторон на долговременной основе. Гарантированный успех достигается за счет способности отвечать интересам клиентам и других заинтересованных сторон именно на долговременном партнёрстве. Эффективность системы оценивается постоянно и, при необходимости, подвергается изменениям. Для эффективной системы качества нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо совершенствоваться и улучшать качеств услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время все большее количество предприятий переходит на управление согласно системе менеджмента качества. Система основана на структурированных процессах, реализующих направления предприятий по результативности надлежащего качества продукции/услуг. Вовлеченность руководства в процессы СМК – одно из основных условий успешной деятельности при разработке и внедрении СМК. Ряд проблем связан с недостаточным пониманием применения СМК со стороны именно руководителей. Нежелание руководства вникать во все детали разработки системы менеджмента качества, отсутствие инициированных руководством мер мотивации персонала к обучению принципам ISO, формальный подход, выраженный в стремлении получить набор сертификатов для участия в тендере либо для написания пресс-релиза в СМИ – вот только некоторые проблемы, которые могут привести к провалу при внедрении СМК.
Часто данная недооценка важности приводит к тому, что руководство выделяет недостаточное финансирование для разработки и внедрения СМК ISO. В свою очередь, ограниченность ресурсов ведут к малоэффективности принятых мер и тому, что даже выделенные средства, которые в итоге будут потрачены «впустую». В результате, некоторые российские компании, руководители которых потеряли интерес к внедрению СМК на половине пути, приходят к тому, что вместо эффективно функционирующей системы у них оказывается лишь набор формальных документов. Система менеджмента качества определяется как система, которая документирует процессы и цели в области качества. СМК даёт возможность совершенствовать деятельность в соответствии с интересами заказчика, а также совершенствовать ее результативность на долгосрочной основе.
В компаниях разработаны и внедрены процессы, ориентированные на деятельность СМК, где установлено применение СМК, в соответствии с чем:
– определена ответственность за исполнение необходимых операций,
– при функционировании процессов осуществляется учёт рисков,
– установлен контроль на проведение мероприятий.
Постоянное совершенствование является одним из необходимых положений Политики в данной области предприятия.
Данное совершенство должно быть направлено на: снижение нарушений и улучшение деятельности процессов СМК, а также совершенство использования ресурсов. Результативность оценивается согласно стандарту СМК, где оценка замыкает все мероприятия по применению проведённых мероприятий. Основные цели определяются при проводимых анализах и осуществляются выполнением программ, разрабатываемых руководителями согласно СМК. Для совершенства СМК необходимо применять внутриорганизационное ПО и осуществления организационных задач. Компетентность персонала определяется в должностных инструкциях, а также в Единых справочниках, в инструкциях на данные виды работ, инструкциях по охране труда.
АО СевКавТИСИЗ» выполняет широкий спектр работ разной сложности в области изысканий по строительству и проектированию, где основными направлениями АО является осуществление комплекса инженерных изысканий, проектирование зданий, а также создание геоинформационных систем. АО «СевКавТИСИЗ» имеет линейную структуру управления персоналом, которая имеет прямые формы связи между субъектами и объектами управления. Документационное обеспечение является важнейшей стороной деятельности АО «СевКавТИСИЗ», где законодательством регламентированы общие принципы организации документационного обеспечения деятельности предприятия.
Документами, регламентирующими деятельность ДОУ АО «СевКавТИСИЗ» являются: стратегический план компании; организационная структура; положение об организационной структуре; положение об оплате труда; должностные инструкции; положение о едином порядке оформления приема и увольнения сотрудников; положения о структурных подразделениях; руководство по интегрированной системы менеджмента качества. Система документации СМК АО «СевКавТИСИЗ» имеет трехуровневую структуру, где в процессе стандартизации разрабатываются проекты, составляющие основу и структуру осуществления. В АО «СевКавТИСИЗ» успешно проведён аудит системы качества управления документации, где в ходе проверки специалистами Ассоциации по сертификации систем качества было подтверждено соответствие системы качества управления требованиям международного стандарта ИСО 9001:2008.
В соответствии с проверкой было установлено, что в АО «СевКавТИСИЗ» разработана и реализована «Политика в области качества управления». Для осуществления системы качества разработаны и реализуются точно установленные цели в области системы качества во всех подразделениях, где каждый из сотрудников строго выполняет определённые задачи в соответствии со стандартами деятельности, законодательной документацией, установленными Целями и задачами компании.
Для повышения эффективности деятельности АО «СевКавТИСИЗ» способствует внедрение СМК. Проектом обеспечения управления системы менеджмента качества была предусмотрена система ГОСТ Р ИСО 9004-2019. С целью оценки системы качества, ее результативности и пригодности в АО «СевКавТИСИЗ» был определен порядок анализа МК руководящим персоналом, а также был проведён анализ удовлетворённости клиентов по сотрудничеству. По проведению оценки документирования СМК были выявлены следующие проблемы: в руководстве по качеству не разработаны пункты стандарта; в руководстве по качеству не прописана процедура по идентифицировании и изъятию записей; со стороны потребителей наблюдается тенденция к снижению объемов основных видов строительных услуг.
Для совершенствования СМК были предложены следующие мероприятия: переход к СМК с применением МС ИСО 9004:2016, которая гарантирует совершенство предприятия, конкурентоспособность и успех. Также были предложены следующие мероприятия, необходимые для функционирования СМК: предложены поправки в СТП4.2.3-01«Управление документацией СМК» в идентификации документов; предложено включение вСТП4.2.4-01«Управление записями» документированной процедуры по восстановлению и изъятию записей; предложена разработка мероприятий по повышению модернизации производственного процесса и увеличения штата сотрудников; предложено сотрудничество и выход на рынки, которые могут привести к совершенству производительности предприятия, в общем.
Организация должна способствовать повышению качества и добиться успехов за счет удовлетворения интересов сторон на долговременной основе. Гарантированный успех достигается за счет способности отвечать интересам клиентам и других заинтересованных сторон именно на долговременном партнёрстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно –правовые акты:
- Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015N 162-ФЗ // Спс «КонсультантПлюс».
- ГОСТ Р ИСО 9004-2019 Менеджмент качества. Качество организации. Руководство по достижению устойчивого успеха организации.
Специальная литература:
- Вдовин С. М., Салимова, Т. А., Бирюкова, Л.И. Система менеджмента качества организации / С. М. Вдовин – М.: Инфра – М. – 2012.
- Виханский О.С. Стратегическое управление / О.С Виханский. – учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики. – 2001.
- Воробьев В. П. Руководство по качеству: назначение и содержание / В.П. Воробьев // Методы менеджмента качества. – 2002. – № 10.
- Всеобщее управление качеством (TQM): Учеб. для вузов / О.П. Глудкин, Н.М. Горбунов, А.И. Гуров, Ю.В. Зорин. – М.: Телеком. – 2001.
- Герасимова Е.Б., Герасимов Б.И., Сизикин А.Ю. Управление качеством. / Под. ред. Б.И. Герасимова.–2-ое изд.– М.:ФОРУМ. – 2009.
- Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения, Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. – М.: ВНИИДАД. – 1991.
- Граб В.П., Управление документацией предприятий в условиях функционирования систем менеджмента качества, Труды Международного симпозиума «Надежность и качество 2013». – 2013. –т.1. – 1 п.л. – Пенза׃ ПГТУ.
- Даниляк В.И. Человеческий фактор в управлении качеством / В.И. Даниляк. – Изд-во Логос. – 2011.
- Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Э. Деминг. – М.: Альпина Паблишер. – 2012.
- Деминг Э. Менеджмент нового времени: Простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке / Э. Деминг. – М.: Альпина Паблишер. – 2019.
- Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация / Ю.В. Димов. – учебник для вузов.3-е изд.–СПб.:Питер. – 2010.
- Ефимов В. В. Внутренний аудит качества и самооценка организации: учебное пособие / В. В. Ефимов, А. Н. Туманова. — Ульяновск: УлГТУ. – 2014.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента / Н.И. Кабушкин. – М.: Экомпресс. – 2002.
- Кане М.М. Системы, методы и инструменты менеджмента качества / М.М. Кане, А.Г. Схиртладзе, Б.В. Иванов. – Спб: Питер. – 2012.
- Кибанов А.Я. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанов. – Учебник. – 4-е изд., доп. И перераб. – М.: ИНФРА – М. – 2014.
- Коллизии аудита // Методы менеджмента качества. – 2005. – № 10.
- Конкурентные преимущества и формирование капиталов корпорации / Ермоленко В.В // Научный журнал КубГАУ. – №37(3). – 2008 г.
- Коноплев С. П. Управление качеством / С. П. Коноплев. – Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М. – 2009.
- Коротков Э.М. Концепция менеджмента/ Э.М. Коротков. – Москва. –2015.
- Костина Г.Д. Принципы управления деятельностью строительных организаций в условиях рыночной экономики / Г.Д. Костина // Строительная газета.
- Кудряев В.А. Организация работы с документами: учеб. / В.А. Кудряев. – М.: ИНФА-М. – 2005.
- Кузнецов С.Л. Новый стандарт в области ДОУ / С.Л Кузнецов // Делопроизводство. – 2007. – №3.
- Кузнецова Т.В. Вопросы документирования в законодательных актах Российской Федерации / Т.В. Кузнецова // Делопроизводство. – 2007. – №1. – С.3–7.
- Маслов Д.В. 0Методы менеджмента качества / Д.В. Маслов. – 2015. –. 21-26 с.
- Менеджмент качества и стандарты организации // Методы менеджмента качества. – 2005. – № 9.
- Меньшикова О.Г. Методологические подходы к управлению развитием системы менеджмента качества с учётом диагностики факторов внешней среды / О.Г. Меньшикова, И.Ю. Куприянова, Д.Н. Уколов // Актуальные вопросы развития современного общества: материалы III Международной научно-практической конференции. – Курск. – 2013.
- Меньшикова О.Г., Белоброва Е.С., Гладких О.А., Пешкова К.И. Внутренний аудит в России: инструмент стабилизации организации // «Качество продукции: контроль, управление, повышение, планирование»: сб. науч. трудов межд. мол. науч. практ. конф. ЮЗГУ. – Курск. – 2015.
- Мирошниченко М.А. Современная концепция системы менеджмента качества / М.А Мирошниченко. – Учебное пособие. Краснодар: Кубанский государственный университет. – 2012.
- Новоселова В.Д. Интегрированная система менеджмента (ИСМ) / В.Д. Новоселова. – Клубок. – Москва. – 2011
- Общероссийский классификатор управленческой документации. – М.: Издательство стандартов. – 2004.
- Основы Менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Изд.: Вильямс. – 2008.
- Основы менеджмента / Под, ред. А.А. Радугина – М.: Центр. – 2000.
- Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин. – Москва: Проспект. – 2009.
- Основы менеджмента: учебник для вузов / Д.Д. Вачугов, Т.Е. Березкина, Н.А. Кислякова и др.;Под ред. Д.Д. Вачугова. – 2001.
- Персианов В.В. Профессиональное электронное делопроизводство: учебно-методическое пособие / В.В. Персианов, Е.И. Логвинова, С.В. Скорятин. – Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого. – 2011.
- Попов А. А. Система менеджмента качества: теория и методология: учеб. для студентов вузов, ГОУ ВПО ТГТУ. – Тамбов. – 2010.
- Салимова Т.А. Управление качеством: учебник по специальности» Менеджмент организации» / Т.А.Салимова.–5-е изд., стер.– М.: Издательство «Омега-Л». – 2011.
- Свиткин М. З. Интегрированные системы менеджмента. Стандарты и качество. — 2004. — №2. – С.56 — 61.
- Система управления качеством. Российский опыт / Ильин В.В. – М.:Интермедиатор. – 2018.
- Системы управления качеством: по стандарту ИСО 9001 или по предприятию? / П. Калита – Стандарты и качество. – 2006. – № 2.
- «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь». ГОСТ Р ИСО 9000–2015. – М: Стандартинформ. – 2015.
- Справочник по делопроизводству / Рогожкин М.Ю. – Налоговый вестник – М.. – 2011.
- Стратегическое планирование и управление / Петрова А.Н. учебное пособие. – С.–Петербург: СПГУЭиФ. – 2007.
- Управление организацией / Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Саломатина Н.А. – М.: ИНФРА–М. – 2005.
- Лечебно-методический комплекс «Управление процессами». УрГЭУ. –2016.
- Фионова Л.Р. К вопросу выявления факторов, влияющих на структуру документооборота / Л.Р. Фионова. – Документация в информационном обществе. Проблемы оптимизации документооборота: Доклады и сообщения на XVIII Международной науч.–практ. конф. – М.: ВНИИДАД. – 2012.
- Фрейдина Е.В. Управление качеством: учебное пособие / Е.В. Фрейдина. – М.: Омега–Л. – 2012.
- Эффективность системы менеджмента качества/Экономика и современный менеджмент: теория, методология, практика: сборник статей VII Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2019. – 122 с.
Электронные ресурсы и сайты:
- АО «СевКавТИСИЗ». [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sktisiz.ru (дата обращения 01.05.2020).
- АО «СевКавТИСИЗ»: бухгалтерская отчетность и финансовый анализ. [Электронный ресурс]. – URL:https://www.audit–it.ru/buh_otchet/ 2308060750_ao–sevkavtisiz (Режим доступа 02.05.2020).
- Качество. Узнайте больше о системе контроля качества в X5 .[Электронный ресурс]. – URL: https://www.x5.ru/ru/Pages/Partners/ Quality.aspx (дата обращения 04.05.2020).
- Подготовка и внедрение системы менеджмента качества [Электронный ресурс]. — URL: http://www.novpersonal.ru podgotovka–i–vnedrenie–sistemy–menedzhmenta–kachestva.html (дата обращения 05.05.2020).
