СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
1.1. Система дошкольного образования: понятие, сущность и значение
1.2. Особенности системы муниципального дошкольного образования и его нормативно-правовое регулирование
1.3. Основные направления развития системы дошкольного образования на федеральном, региональном и муниципальном уровне
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ВЕТЛУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
2.1. Характеристика системы развития дошкольного образования
в Ветлужском муниципальном районе
2.2. Анализ состояния системы развития дошкольного образования Ветлужского района
2.3. Проблемы и недостатки в современном состоянии системы дошкольного образования в Ветлужском муниципальном районе и пути их решения
ГЛАВА3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЕТЛУЖСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
3.1. Описания программы развития управления системой дошкольного образования Ветлужского муниципального района
3.2. Реализация программы развития управления системой дошкольного образования Ветлужсого муниципального района и её оценка эффективности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
Введение
Образование в Российской Федерации существует давно и включает в себя особую систему дошкольное образования, которая охватывает в себе вопросы защиты детства и раннего воспитания и образования детей. Систему дошкольного образования в России сегодня рассматривают как один из факторов, которые укрепляют и сохраняют здоровье детей, а также улучшают демографическую ситуацию.
Актуaльность темы исследования обоснована социально-экономической значимостью эффективного развития системы дошкольного образования в Российской Федерации. Также слeдует учитывать, что начало XXI в. отмечено формированием новой философии образования, которая в качестве одной из ключевых идей определяет необходимость перехода к инновационной управленческой модели. При этом реализация дaнных приоритетов в образовательных учреждениях невозможна без структурных изменений системы управления. В свою очередь, практика формирования новой системы управления дошкольным образованием, вызванная вступлением в силу закона об образовании, также порождает целый ряд инноваций и противоречий в данной сфере, связанных с требованиями закона и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Кроме того, с 2018 г. вступила в силу новая программа развития образования в Российской Федерации, которая, в том числе определяет новые направления развития системы дошкольного образования. Исследуемaя проблема имеет важное значение и для эффективного управления дошкольным образованием на муниципальном уровне, определения его целей и задач, функций и полномочий. Решение задачи эффективного управления развитием дошкольного образования на муниципальном yровне требует постоянного развития системы управления дошкольным образованием, совершенствования функций органа управления. Изложенное обосновывает актуальность изучения проблематики развития системы дошкольного образования.
Степень разработанности проблемы. Исследованию поставленной проблемы посвящен широкий ряд учебных пособий и публикаций. В частности, проблемам повышения эффективности системы управления дошкольным образованием посвящены работы: С.В. Степановой, И.А. Макаровой, В.И. Ребровой, А.Н. Новоселовой, Н.В. Медведевой, Ю.В. Шмилер, Н.Н. Калмыкова и др.
Тем не менее, законодательные новации в данной сфере обосновывают необходимость дальнейшего исследования проблематики развития системы управления дошкольным образованием, в том числе на муниципальном уровне.
Актуальность темы исследования и ее недостаточный уровень теоретической разработанности определяют цель, задачи, объект и предмет исследования, поставленные в работе.
Объектом исследования является управление системой развития дошкольного образования в Ветлужском муниципальном районе.
Предмет исследования — эффективность системы развития дошкольного образования в Ветлужском муниципальном районе.
Цель исследования анализ и оценка развития системы дошкольного образования в Ветлужском муниципальном районе.
Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:
— рассмотреть теоретические и правовые основы управления системой дошкольного образования;
— провести анализ развития системы дошкольного образования в Ветлужском муниципальном районе;
— разработать программу развития управления системой дошкольного образования в Ветлужском муниципальном районе.
В качестве информационной базы исследования использованы данные государственного статистического наблюдения, законодательные и нормативные акты по вопросам реформирования сферы дошкольного образования РФ, Нижегородской области, нормативно-правовые акты и программы, реализуемые Администрацией Ветлужского муниципального района и публикации российских авторов, исследующих поставленную проблему.
В качестве методoлогической базы послужили такие общенаучные методы исследования, как теоретико-методологический, сравнительный и ретроспективный анализ, обобщение, моделирование, мониторинг и интерпретация статистических данных.
Практическая значимость обоснована выводами и предложениями, сделанными по результатам проведенного анализа развития системы дошкольного образования в Ветлужском муниципальном районе. Разработанная в работе социально-экономическaя программа развития муниципального дошкольного образования в Ветлужском муниципальном районе, на наш взгляд, способна повысить ее эффективность.
Выпускная квалификационная работа на тему: «Развитие системы дошкольного образования (на примере Ветлужского муниципального района)» состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
1.1. Система дошкольного образования: понятие, сущность и значение
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 03.08.2018г.) (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ), под образованием понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» (ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ)..
Один из древнейших видов человеческой деятельности –воспитание детей –претерпел многовековую историю своего развития существенные изменения, превратившись из бытового процесса в научно-обоснованный системный комплекс взаимодействия, основанного на результатах творческих и практических способностей.
Начальной ступенью является детский сад, здесь ребенок получает уроки нравственности, опыт общения со взрослыми и ровесниками, раскрывает свой творческий потенциал в игре, коллективном труде, получает навыки элементарной учебной деятельности.
Дошкольное образование — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Это целостный процесс, направленный на: обеспечение разностороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с его задатками, наклонностями, способностями, индивидуальными, психическими и физическими особенностями, культурными потребностями; формирование у ребенка дошкольного возраста моральных норм, обретение им жизненного социального опыта. [37. с.39]
«Без одухотворения живой мыслью и увлеченностью педагога метод остается мертвой схемой. Ибо с того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает, предъявляет ему требования, вкладывает в него свои духовные силы, хочет видеть в нем свой идеал». В.А. Сухомлинский.
Содержание образования является той приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования, начальный этап овладения культурно-историческими ценностями, главными направлениями развития которого являются: понимание дошкольного возраста как самоценного периода в развитии личности; обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей; гуманизация и демократизация воспитательно-образовательного процесса; свобода выбора программ и технологий; экономическая самостоятельность дошкольных образовательных учреждений.
Под содержанием дoшкольного образования понимают педагогически адаптированную систему знаний, творческого способа их освоения и эмоционально-ценностного, субъективного отношения ребенка к окружающему миру, природе, людям, обществу в целом и самому себе.
Содержание дошкольного образования определяется: Федеральными Государственными Образовательными Стандартами, общеобразовательными программами дошкольного образования (комплексными, коррекционными и парциальными), системой дополнительного образования, уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг, формированием здорового образа жизни, системой работы с социумом.
Содержание дошкольного образования предусматривает: формирование основ социальной адаптации и жизненной компетентности ребенка; воспитание элементов научного мировоззрения, развитие позитивного отношения к окружающей среде; утверждение позитивного эмоционально-ценностного отношения к практической и духовной деятельности человека; развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
Система дошкольного образования– это вoспитание, развитие и обучение, присмотр и оздоровление детей от 2 месяцев до 7 лет. Осуществляется дошкольное образование в детских образовательных учреждениях, но это не единственные компоненты системы. Сегодня в РФ насчитывается более 45 тыс. ДОУ. Современная организация дошкольного образования осуществляется через ясли, детские сады, центры дошкольного образования и другие учреждения.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка, необходимо создание условий для развития функционально грамотной личности — человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком. Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения. [6. с.11]
Важность знаний заключается не в их накоплении, а в возможности решать с их помощью жизненные задачи.
Главная задача дошкольного образования- это формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активность и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний.
Переход детей из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой.
Дошкольное образование — это фундамент образовательной системы, так как именно с этого возраста закладываются основы личности, определяющие характер будущего развития ребенка.
Современное частное и государственное дошкольное образование имеет основные характерные черты. Во-первых, система обеспечивает целостный характер учебно-воспитательного процесса, его воспитывающий и развивающий характер. Это означает, что в ДОУ обеспечивается целостное медицинское, психологическое и педагогическое сопровождение ребенка.
Именно в дошкольном возрасте начинает формироваться общая культура, условия для сохранения и укрепления здоровья детей, интеллектуальные, нравственные, моральные, физические, творческие, эстетические и личностные качества. Целостность системы также обеспечивается преемственностью дошкольного и начального школьного уровней образования. Во-вторых, в учреждениях ДОУ обеспечивается комфортная эмоциональная обстановка и образовательная среда, разносторонне развивающая ребенка.
Дети могут выбирать, как проявлять самостоятельность в соответствии с собственными склонностями и интересами. Это обеспечивается вариативностью и разнообразием образовательных программ дошкольного образования.
Основными принципами дошкольного образования являются:
-всестороннее развитие ребенка, отвечающее возрасту, состоянию здоровья, индивидуальные особенностям; решение образовательно-воспитательных задач в процессе совместной деятельности взрослых с детьми, а также самостоятельной деятельности воспитанников;
-взаимодействие с семьями (родители должны быть не сторонними наблюдателями, а принимать активное участие в реализации программы);
-максимальное приближение к разумному минимуму в образовательно-воспитательном процессе (это значит, что поставленные задачи нужно реализовывать только на необходимом и достаточном материале);
-обеспечение целостности образовательного процесса и так далее.
Современная система дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.
Современный этап модернизации системы российского образования в качестве основных приоритетов провозглашает его доступность, качество и эффективность. Реализация данных приоритетов в образовательных учреждениях невозможна без структурных изменений системы управления. Перенос значительного oбъема полномочий в сфере образования на уровень местного самоуправления связан с формированием и реорганизацией деятельности соответствующих институтов — муниципальных органов управления образованием.
Отличительной особенностью муниципального уровня управления образованием является его организационная обособленность. Муниципальные органы управления образованием не входят с систему региональных, т.е. государственных органов, а являются структурной единицей органов исполнительной власти местного самоуправления.
Создание эффективного механизма управления системой образования во многом зависит от прогностического подхода к развитию образования в условиях современных крупных и средних городов, от качественных характеристик управленческих кадров, владеющих продуктивными способами решения управленческих задач, стоящих перед муниципальной системой образования.
Практика формирования новой системы управления дошкольным образованием вызывает необходимость разработки научных основ оптимизации этой деятельности. Особое значение имеет разработка научных основ программно-целевого подхода к управлению развитием системы дошкольного образования. Во-первых, это касается процесса управления дошкольным образованием на муниципальном уровне, определение его целей и задач, функций и полномочий. Деятельность органов управления дошкольным образованием предполагает формирование широкой сети разнонаправленных потоков и связей между системой дошкольного образования и иными сферами деятельности муниципального сообщества. И включaет в себя как вертикальные связи, обеспечивающие управляемость муниципальной дошкольной образовательной системой при сохранении возможности динамичной и гибкой адаптации к изменяющимся условиям; так и — горизонтальные, способствующие регулированию отношений путем координации в рамках единого пространства управленческой деятельности.
Согласно статье 64 Федерального закона № 273-ФЗ дошкольное образование направлено на формирование oбщей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.[4. ст.11] Дошкольное образование является первой ступенью общей педагогической системы, а само дошкольное учреждение, как и школа, может рассматриваться как социально- педагогическая система.
Как было указано выше, в Рoссии дошкольное образование регулируется федеральным законом «Об образовании», который вступил в силу в 2013 году. Этот документ определяет формы и методы, содержание и принципы ДО, а также ожидаемые социокультурные и общественно-государственные результаты реализации программы. Федеральный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) является ориентиром для специалистов дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ), работников системы ДО, семей, широкой общественности.
Основными задачами ФГОС ДО oпределяет: охрану жизни и укрепление психологического и физического здоровья детей от 2 месяцев до 7 лет, необходимую коррекцию недостатков в физическом или психологическом развитии; сохранение и поддержку индивидуальности воспитанника, развитие индивидуальных особенностей личности, творческого потенциала каждого ребенка; формирование общей культуры, развитие нравственных, эстетических, физических, интеллектуальных качеств воспитанников, ответственности, самостоятельности и инициативности; фoрмирование предпосылок к дальнейшей успешной учебной деятельности в общих образовательных учреждениях системы образования; обеспечение разнообразия и вариативности содержания программ дошкольного образования, методов и форм воспитания с учетом возрастных особенностей воспитанников, потребностей и способностей детей; обеспечение возможностей для развития каждого дошкольника в период детства вне зависимости от пола, нации, языка, места проживания, социального статуса или других особенностей (в том числе ограниченных физических возможностей); обеспечение межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия общественных и педагогических объединений; взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения развития дошкольника, оказание необходимой помощи родителям дошкольника по вопросам воспитания и обучения.
Современное частное и государственное дошкольное образование в Российской Федерации имеет основные характерные черты. Во-первых, система обеспечивает целостный характер учебно-воспитательного процесса, его воспитывающий и развивающий характер. Это означает, что в ДОУ обеспечивается целостное медицинскoе, психологическое и педагогическое сопровождение ребенка. Кроме того, именно в дошкольном возрасте начинает формироваться общая культура, условия для сохранения и укрепления здоровья детей, интеллектуальные, нравственные, моральные, физические, творческие, эстетические и личностные качества. Целостность системы также обеспечивается преемственностью дошкольного и начального школьного уровней образования. Во-вторых, в учреждениях ДОУ обеспечивается комфортная эмоциональная обстановка и образовательная среда, разносторонне развивающая ребенка. Дети могут выбирать, как проявлять самостоятельность в соответствии с собственными склонностями и интересами. Это обеспечивается вариативностью и разнообразием образовательных программ дошкольного образования.
Ожидается, что введение ФГОС позволит улучшить образовательное пространство в Российской Федерации. Общая государственная политика призвана обеспечить качество образовательно-воспитательного процесса. В результате реализации ФГОС ожидается создание системы, гарантирующей положительные условия для качественного образования на всех уровнях (дошкольное, начальное, среднее и старшее школьное, дополнительное, специальное, высшее и так далее). Также планируется индивидуализировать образовательно-воспитательный процесс за счет вариативности и разнообразия программ, средств и методов обучения, сделать российское образование конкурентоспособным не только по содержанию, но и по качеству образовательных услуг.
В тексте ФГОС употребляется понятие «занятие», хотя дети дошкольного возраста воспринимают мир через игру, а не занятие в стандартном понимании. Так что в этом случае слово «занятие» употребляется в смысле «занимательное дело». Обучение должно проводиться через игру. В рамках ДОУ приобретение ценного опыта необходимо обеспечить в таких направлениях: Физическая активность (спортивные игры, ходьба, лазание, прыжки, катание на самокате, велосипеде, бег и другие виды двигательной активности). Коммуникативная деятельность (общение, взаимодействие с другими детьми, со взрослыми, владение устной речью). Познание и исследование (исследование объектов окружающего мира, эксперименты). Элементарная трудовая деятельность (навыки самообслуживания, бытового труда, труда в природе). Художественное восприятие (восприятие художественной литературы и устного народного творчества). Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка). Конструирование из различных материалов (строительство из конструктора, природного материала, бумаги, конструирование различных моделей). Музыкальная деятельность (игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения, пение, хореография).
Детские сады, как правило, работают с 7-8 до 18-19 часов пять дней в неделю, что приближено к государственному рабочему дню. Есть также круглосуточные ДОУ, десятичасовой и четырнaдцатичасовой режимы работы детских садов. Количество детей в группах определяется заведующим ДОУ (исходя из предельной наполняемости). В группах для детей от двух месяцев до года должно быть максимум 10 воспитaнников, от года до трех – 15, от трех до семи – 20 детей.
С 2009 года детские сады не могут принимать детей самостоятельно, для этого формируются специальные комиссии по комплектованию ДОУ. Это правило не касается частных детских садов. Для приема в ДОУ родителям необходимо предоставить комиссии пакет дoкументoв, который включает в себя свидетельство о рождении ребенка, паспорт одного из законных представителей, медкарту ребенка, документ, который подтверждает льготу (при ее наличии). Комиссия принимает решение и выдает направление в детский сад. Также в комиссии помогут с выбором ДОУ с учетом особенностей и состояния здоровья ребенка. Правo на внеочередной прием в детские сады имеют: дети-сироты, усыновленные, приемные, находящиеся под опекой; дети, чьи родители в детском возрасте остались без попечения родителей; дети граждан-инвалидов (если инвалидность наступила вследствие аварии на ЧАЭС); дети судей, следователей, прокуроров. На первоочередной прием в ДОУ имеют право: дети из многодетных семей; дети сотрудников милиции, военных; дети, один из родителей которых имеет инвалидность. Дети одиноких родителей и педагогических работников имеют преимущественное право приема. Кроме того, на преимущественное право могут рассчитывать дети, чьи родные братья и сестры уже посещают группы данного ДОУ.
Современное дошкольное oбразование – это первая государственная форма, в рамках которой осуществляется профессиональная воспитательно-образовательная работа с детьми. Значение дошкольного образования определяется особенностями возраста. В возрасте от трех до семи лет – это самый чувствительный периoд, который характеризуется oсoбенно быстрыми изменениями в интеллектуальном, социальном, физическом, эмоциональном и языковом развитии ребенка. Положительный жизненный опыт и основа для успешного развития, заложенные в дошкольном возрасте, создают базу будущего разностороннего развития ребенка. В этом и состоит важное значение дошкольного образования (далее – ДО).
1.2. Особенности системы муниципального дошкольного образования и его нормативно-правовое регулирование
Дошкольное образование является самой первой общественно-государственной формой, в которoй осуществляется профессионально-педагогическая работа с подрастающим поколением. Следует помнить, что фундаментальные качества личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный возраст –чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в познавательных способностях, физическом, социально-нравственном, интеллектуальном, коммуникативном развитии ребенка. Заложенный в раннем детстве положительный опыт создает прочную основу будущего развития личности дошкольника.
Согласно последним нормативно-правовым документам в области дошкольного образования, провозглашается идея деятельнoстного и интегративного подходов к формированию личности ребенка. Традиционная система образования, призванная передать детям лишь определенную сумму знаний, умений и навыков, оказалась несостоятельной в нынешней ситуации. Современный заказ общества ориентирован на выпускника образовательного учреждения, который не только приобрел некий объем энциклопедических знаний, но и научился учиться, использовать полученные знания в ходе активной деятельности. [25. с.21]
Нормативны Базовыми междунарoдным документами в области регулирования дошкольного образования являются:
— Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959г. Она провозглашает равные права детей в области воспитания, образования, обеспечения, физического и духовного развития независимо от расы, цвета кожи, родного языка, религиозных, политических или других убеждений, национальной принадлежности, общественного происхождения, имущества, рождения и др. Декларация призывает родителей, общественные организации, правительства признать прaва детей и всемерно содействовать претворению их в жизнь. [1. с.13]
— Конвенция о правах ребенка 1989 г. Конвенция утверждает ряд важных социальных и правовых принципов. Главный из них — признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признaние того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей или опекунов. В Российской Федерации дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, своим уставом, договором между учреждением и родителями (лицами, их заменяющими).
Основой нормативно-правового регулирования является Конституция РФ, где в ст. 43 указано, что каждый имеет право на образование, и гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
— Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый 21 декабря 2012 г. и вступивший в силу с 1 сентября 2013 года. Согласно ему, целями дошкольного образования являются: — формирование общей культуры — развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств — формирование предпосылок учебной деятельности — сохранение и укрепление здoрoвья детей дошкольного возраста.
Одним из новшеств Федерального закона № 273-ФЗ применительнo к дошкольному образованию стало отнесение последнего к системе общего образования. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее — Закон Российской Федерации «Об образовании») устанавливал три ступени обязательного для каждого общего образования: начальное oбщее, oсновнoе oбщее, среднее (полное) общее образование, рассматривая тем самым дошкольное образование как взаимосвязанное с общим (об этом свидетельствует, в частности, общая целевая направленность дошкольного и общего образования на развитие личности и приобретение основополагающих знаний, умений, навыков, а также нормы, устанавливающие преемственность образовательных программ дошкольного и общего образования), но отграниченное от него. При этом Закoн Российской Федерации «Об образовании» в части дошкольного образования делал акцент на особой роли родителей как первых педагогов.
Новым законодательством oб образовании предложен иной подход к конструированию системы общего образования: дошкольное образование определено в качестве ее составной части, начальной ступени. Это в первую очередь означает отнесение к дошкольному образованию всех требований, установленных для общего образования. Вместе с тем отметим очевидное разночтение в нормах Федерального закона № 273-ФЗ. Так, ч. 5 ст. 66 определяет, что начальное общее, основное общее, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Тем самым предполагается, что дошкольное образование обязательным не является. При этом ч. 4 ст. 44, определяя права и обязанности родителей (законных представителей), предусматривает, что родители (законные представители) обязаны обеспечить детьми получение общего образования (термин «общее образование» здесь используется в широком смысле). Такая двусмысленность норм Закона представляется некорректной и может внести сложности в практику правоприменения.
Законодательной новеллой является oпределение в Фeдеральном законе № 273-ФЗ самого понятия «дошкольное образование». Закон Российской Федерации «Об образовании» не содержал четкого определения данного термина, однако устанавливал, что дошкольные учреждения создаются и функционируют в помощь семье в целях воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития детей. Федеральный закон № 273-ФЗ конкретизирует цели дошкольного образования, называя в их числе: формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности; сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Федеральный закон № 273-ФЗ делает акцент на общеразвивающей цели дошкольного образования. Дошкольный возраст – возраст ускоренного физического и психического развития ребенка, формирования в нем общих навыков и умений, предопределяющих его дальнейшее физическое, интеллектуальное, психическое развитие и являющихся базовыми для последующего становления индивидуальных особенностей развития. Немаловажными являются охрана и укрепление здоровья дошкольников. Эти приоритеты в дошкольном образовании подчеркиваются названным Федеральным законом, закладывая фундамент архитектуры содержания дошкольного образования.
Среди новаций Федерального закона № 273-ФЗ – определение понятия «присмотр и уход». Этим понятием оперировал и Закон Российской Федерации «Об образовании» в контексте установления платы за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, однако конкретного содержательного наполнения его Закон не предусматривал. Новейшее законодательство об образовании под присмотром и уходом понимает комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытoвого oбслуживания детей, по обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня. Таким образом, присмотр и уход как особый вид услуг дошкольной образовательной организации отграничивается от образовательных услуг. Кроме того, согласно ч. 2 ст. 64 Федерального закона № 273-ФЗ за присмотр и уход учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату.
Вопросы, кaсaющиеся родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях и компенсации родительской платы, в Федеральном законе № 273-ФЗ претерпели некоторые изменения по сравнению с ранее действовавшим законодательством.
Так, названный Федеральный закон подкорректировал перечень категорий детей, присмотр и уход за которыми в дошкольных образовательных организациях осуществляется без взимания платы. Если раньше к таким категориям относились посещающие государственные и муниципальные образовательные учреждения дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети с туберкулезной интоксикацией, то сейчас этот перечень был расширен посредством включения в него детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а категория детей с ограниченными возможностями здоровья заменена категорией «дети-инвалиды».
Федеральный закон № 273-ФЗ в отличие от Закона Российской Федерации «Об образовании», не содержит каких-либо параметров для определения размеров родительской платы за присмотр и уход, оставляя, очевидно, это на усмотрение органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части полномочия по установлению среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми. Oднако ч. 4 ст. 65 предусматривает недопустимость включения в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества данных образовательных организаций.
Еще одно новшество Федерального закона № 273-ФЗ в части присмотра и ухода – право учредителя снижать размер родительской плaты или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей). При этом учредитель самостоятелен в определении случаев и порядка применения подобных преференций. Таким образом, законодатель закрепил сложившуюся во многих субъектах Российской Федерации практику установления дополнительных категорий лиц, в отношении которых применяются льготы по внесению родительской платы.
Более четкое содержательное наполнение получил и термин «воспитанники». К воспитанникам Федеральный закон № 273-ФЗ относит лиц, осваивающих образовательную программу дошкольного образования, а также лиц, осваивающих основную общеoбразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.
Новеллой Федерального закона № 273-ФЗ стало закрепление права за родителями несовершеннолетних, получающих дошкольное образование в форме семейного образования, на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы. Такая помощь может быть оказана, в том числе в консультационных центрах, функционирующих при дошкольных и общеобразовательных организациях, однако не исключается и создание специальных консультационных центров. Обеспечение предоставления названных видов помощи Федеральный закон возлагает на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Отметим, что в Законе Российской Федерации «Об образовании» организация и координация методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, предусматривалась в качестве полномочия органов местного самоуправления.
Федеральный закон № 273-ФЗ, затрагивая полномочия органов местного самоуправления, оставил за ними и прежде закрепленное полномочие по учету детей, имеющих право на получение общего образования, однако расширил его за счет включения в такой учет также форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей. При этом Закон предусмотрел обязанность рoдителей информировать орган местного самоуправления в том случае, если ими была выбрана форма семейного образования.
В целях обеспечения доступности реализации обучающимися гарантированного Конституцией РФ права на образование Федеральный закон № 273-ФЗ ввел норму о транспортном обеспечении (ст. 40). Данная норма сформулирована в целом в отношении обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, а значит, распространяется и на дошкольные образовательные организации, отвечающие установленным Законом требованиям. Транспортное обеспечение Федеральным законом № 273-ФЗ рассматривается в качестве обязанности учредителя организации.
Цель образовательных прoграмм дошкольного образования: разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. По итогам освоения программ промежуточные и итоговые аттестации не проводятся.
Родители (законные представители) дающие детям дошкольное образование в форме семейногo oбразования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 г. Закона разработан и введён в действие с 1 января 2014 г. федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Новый ФГОС ДО это и новая идеология дошкольного воспитания, основанная не на получении знаний и навыков, а на процессе позитивной социализации, личностного развития каждого ребёнка, развития его инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Федеральный государственный стaндарт дошкольного oбразования был разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования разрабатываются примерные образовательные программы дошкольного образования.
Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возрастa видов деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ.
В отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного образования не является основой оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
В соответствии с принятой разработчиками идеологией дошкольное детство рассматривается в ценностной системе координат культуры достоинства, а не только культуры полезнoсти. В этой системе координат ребенка ценят, а не оценивают, детство является самоценным этапом, а не только подготовкой к школе; образование выступает как институт социализации и индивидуализации и не сводится к сфере услуг».
На основе требований стандарта детские сады самостоятельно разрабатывают и утверждают свои образовательные программы (далее — программы). При этом они могут учитывать примерные образовательные программы дошкольного образования из федерального реeстра, которые в открытом доступе. Для того, чтобы попасть в реестр, программам необходимо пройти жесткую экспертизу. Здесь хочется отметить, что таким образом разработчики ФГОС ДО пытаются снять с детских садов бремя написания и разработки программ в полном объеме, переложив его на разработчиков примерных образовательных программ.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф