Меню Услуги

Проблемы и факторы развития стратегического партнерства РФ и Евросоюза. Часть 2.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

Страницы:   1   2   3   4   5   6


1.2. Характеристика и приоритеты международной политики РФ на современном этапе

В последние десятилетия внешняя политика РФ в своих приоритетах ориентируется на восстановление роли одной из ведущих мировых держав. При этом, данному процессу противодействует политика развитых стран, в том числе на уровне G8, на современном этапе уже G7. основополагающим фактором противодействия определяются геополитические стратегии.

На современном этапе РФ сохраняет свои геополитические позиции и во многом это удается за счет обширности территорий, богатства природных ресурсов и в целом выгодного географического положения. Россия продолжает претендовать на одной из центральных мест в мировой политике, препятствуя тенденциям США к установлении мировой гегемонии. Во многом это также происходит и благодаря усиливающимся позициям азиатских стран, с которыми РФ развивает стратегические партнерство.

При этом, усиление позиций России на мировой арене в оценке ряда западных аналитиков представлялось не существенным для того, чтобы определять его в качестве значимого. В частности, по словам сотрудника Фонда Карнеги Т. Грэхема, Россия должна бороться за внимание США наряду с другими ведущими странами и регионами — Европой, Китаем, Японией, Индией. Подобная позиция на протяжении ряда лет наблюдалась на уровне взаимоотношений в формате G8. На современном этапе наблюдается процесс смещения интересов и позиций, особенно в свете того, что РФ становится «донором» в системе международных гуманитарных процессов и выстраивает экономические связи, которые являются значимыми не только для стран ЕС и Азии, но также и для самих членов международного сообщества, которое не ограничивается исключительно интересами США.

Противоречия между РФ и позициями в области внешней политики Запада существовали на протяжении последнего десятилетия. Наиболее весомой проблемой для РФ становится политика США по отношению к с странам СНГ, которые представляются наиболее значимыми стратегическими партнерами. Россия ставит перед собой задачу сближения со странами СНГ тогда, как для США данные приоритеты определяются фактором усиления одного из мировых конкурентов и большей степени Вашингтон был заинтересован в усилении позиций НАТО на Восток.

В результате активности Запада в отношении ряда стран СНГ у РФ на достаточно длительный период времени возникают проблемы в двусторонних отношениях с Грузией, фактически Грузия выходит из состава СНГ и только в последние годы налаживаются торговые отношения. На современном этапе Грузия в большей степени рассматривает приоритетным развитие торговли с Европой. Нежели с Россией так, как за период экономических эмбарго были найдены новые рынки сбыта и РФ является только одним из них.

Современная ситуация в Украине также оценивается весьма неоднозначно в своих перспективах в связи с тем, что по факту конфликт продолжает оставаться в стадии эскалации и пути выхода из кризиса, которые в том числе предлагаются и международным сообществом, видятся неэффективными и неудовлетворительными для обоих сторон.

В результате, по ряду существующих тенденций, возникает повод заговорить о вероятности возникновения «новой холодной войны» в отношениях России с США. США в принципе не склонны к выстраиванию с кем-либо (и тем более с Российской Федерацией в ее нынешнем состоянии) действительно равноправных, партнерских отношений даже в формате международных организаций. Партнерство американским политическим истеблишментом понимается прежде всего как взаимодействие ведущего и ведомого, причем в роли ведущего очевидно позиционируют себя Соединенные Штаты. Еще в 2003 г. обозначилась тенденция к все большему проникновению США в страны СНГ и ужесточению курса на ограничение так называемых «неоимперских амбиций» России (в реальности — на ограничение влияния Российской Федерации в странах СНГ), что  стало одной из причин углубления разногласий между Вашингтоном и Москвой.

Обладание статусом ядерной державы и наличие статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН определяют для РФ не только возможности сотрудничества с другими государствами, но также и возможность вносить вклад в решение международных проблем и оказывать влияние на международную политику.

Согласно принципам «Концепции Внешней политики РФ» от 2013 года: «Стремительное ускорение глобальных процессов в первом десятилетии XXI века, усиление новых тенденций в мировом развитии требуют по-новому взглянуть на ключевые направления динамично меняющейся ситуации в мире, переосмыслить приоритеты внешней политики России с учетом ее возросшей ответственности за формирование международной повестки дня и основ международной системы».

Приоритеты внешнеполитических усилий, согласно Концепции, ориентированы на сохранение суверенитета страны и ее территориальной целостности, поддержание конкурентоспособности России на мировой арене, сохранение возможностей экономического роста и развития, повышения уровня жизни населения, формирование добрососедских отношений, тенденции развития двусторонних отношений и пр.

В результате, исходя из существующих приоритетов концепции международный статус РФ во многом зависит ее внутреннего благополучия, что определяет стремление к системе глобальных отношений в русле обмена достижениями и возможностями на уровне отдельных стран и устранения факторов, препятствующих успешному развитию мирового сообщества.

Основные же риски для РФ на международной арене на современном этапе связаны негосударственными акторами, в том числе и террористическими организациями. Данная проблема представляется актуальной не только для России, но и всего мирового сообщества тем самым выступая в роли объединяющего звена. При этом, на современном этапе для России, в определенной мере. В сравнении с предыдущими годами, снизилась угроза террористических актов, особенно направленных на гражданское население.

Внешняя политика на современном этапе ориентирована на обеспечение РФ возможностей выхода из конфликтных ситуаций и решение групп проблем, связанных с кризисом демократии, в том числе и в реализации прав и свобод граждан.  Во многом позиции внутренней политики РФ в отношении граждан не совпадают с принятыми международными стандартами по нормам проявления толерантности и реализации общегражданских прав. Так же РФ не проявляет явного стремления к доминированию над другим государствами и подавлению проживающих на ее территории народов, однако, факторы противостояния внутри страны различных социальных групп усиливаются.

Отношения со странами СНГ для России по прежнему остаются приоритетными в развитии внешней политики. Данные приоритеты были закреплены еще в Концепции 2000 года и подтверждаются в концепции 2013 года. Исходя из данных приоритетов для России определяются параметры взаимодействия не только непосредственно в рамках содружества, но также и в рамках более узких объединений, в том числе Таможенного союза и Договора о коллективной безопасности.

Одновременно с этим процесс взаимодействия РФ и Запада в рамках интеграции российского общества к европейским стандартам сталкивается с рядом препятствий и последствий. В частности, одним из таких последствий является необходимость ведения переговоров с НАТО в рамках нового формата отношений (так называемой двадцатки, Совет – Россия — НАТО). При этом фактически влиять на стратегии поведения НАТО РФ никак не имеет возможности и по сути стремление НАТО к расширению может по некоторым аспектам тормозиться в рамках российской международной политики, но в итоге не может быть остановлено.

Одновременном этим тенденции к расширению ЕС сказываются на двусторонних отношениях ранее дружественных стран. В частности, условие вступления в состав ЕС ставит страны, претендующие на членство, в достаточно жесткие рамки двусторонних отношений с РФ. Между РФ и ЕС по прежнему сохраняются система необходимости наличия виз при пересечении границы и страны с ранее безвизовым режимом могут столкнуться с данной проблемой, вступление в ЕС делает проблематичным сохранение принципов двусторонних отношений в РФ в плане военного сотрудничества, экономических отношений и даже в некоторых случаях культурных взаимосвязей и коммуникаций. В результате ЕС делает акцент на своем усилении за счет включения в свой состав новых членов тогда, как для РФ подобная политика способствует ослаблению.

Также необходимо иметь виду, что определение места и роли России в меняющемся мире не является вопросом, решаемым одномоментно. Оно не может быть закреплено в неких нормативных документах и даже международных соглашениях. Определение новой роли Российской Федерации — это длительный процесс, который потребует мобилизации имеющихся интеллектуальных ресурсов, тщательного соотнесения на протяжении многих лет имеющихся у страны возможностей с направлением и последовательностью действий Москвы на международной арене.

Современная Россия заинтересована в создании мира, базирующегося на следующих основных принципах:

  1. Единства духовной основы, существо которого состоит в том, что в основе строительства всех отношений между цивилизациями и государствами лежит принцип приоритета интересов развития сообщества в целом, а не отдельных стран; когда учитываются интересы всех стран и народов без ущемления прав и возможностей развития каких-либо из них ради выгоды других, а также сохранение безопасности среды обитания.
  2. Неограниченности цивилизационного развития, существо которого состоит в том, что каждая цивилизация и государство не ограничивается в направленности своего совершенствования путем «привязки» к какой-либо функции в рамках мирового разделения труда.
  3. Согласованности цивилизационного развития, существо которого состоит в том, что развитие каждой из цивилизаций осуществляется так, чтобы обеспечить всестороннее развитие всего сообщества в целом. Реализация этого принципа позволит избежать неравномерности развития различных цивилизаций, обеспечит гармоничное развитие всех сфер деятельности всего сообщества и каждой из цивилизаций в нем.
  4. Цивилизационной взаимоподдержки, существо которого состоит в том, что основой межцивилизационных отношений вместо конкуренции становится взаимоподдержка и взаимопомощь.
  5. Цивилизационного равноправия, существо которого состоит в том, что межцивилизационная взаимоподдержка должна строиться на основе равноправного и равноценного обмена материальными и духовными ценностями, при котором исключается эксплуатация одних стран и цивилизаций другими.
  6. Взаимной безопасности цивилизационного развития, существо которого состоит в том, что в своем развитии различные цивилизации и государства не допускают ущемления возможностей развития других цивилизаций (стран) сообщества и исключают создание им каких-либо угроз.

При условии развития многополярого мироустройства в ориентированности на преодоление изоляции для РФ становится наиболее важным развитие направления усилий на обеспечение коммуникаций и развития двусторонних отношений, которые представляются более устойчивыми и перспективными чем союзы нескольких государств. Достигнуть взаимовыгодных соглашений в двусторонних отношениях более оптимально, чем уравновешивать сразу несколько партнеров. Однако, по ряду позиций РФ все же вынуждена ставить перед собой задачу взаимодействовать в рамках международных организаций, где глобальные интересы находятся в приоритете перед частными интересами стран.

Выстроенные приоритеты обусловливают устремленность РФ к сотрудничеству по направлениям, важным также и для мирового сообщества. В частности, тенденции по усилению позиций в формировании  гуманитарных миссий и обращение к усилению своих позиций в качестве мирового донора. Подобные позиции в дальнейшем позволяют более жестко определять собственные условия и приоритеты в рамках сотрудничества по поддержанию своих интересов в странах третьего мира, в возникающих международных конфликтах.

Приоритетом развития двусторонних отношений для РФ на современном этапе помимо стран СНГ также является и Восточное направление, в частности Китай, Южная Корея, Индия, Иран. Восточное направление определяются приоритетным в связи с тем, что во многом именно страны Востока выходят на передовые позиции в сфере производства товаров потребления и многие производства стран ЕС перенесены в страны Востока для удешевления стоимости итоговой продукции и устранения необходимости перевозки сырья.

В целом, не только РФ обращается к тесному сотрудничеству со странами Востока. Приоритетным данное направление определяется и для ведущих стратегических партнеров России, в том числе ЕС. Для ЕС сотрудничество со странами Востока определяет возможность выхода в Тихий океан, Южную Америку и в целом освоение богатой ресурсной базы стран третьего мира не только на территории Востока, но также и на территории Африки и Южной Америки.

Для ЕС направления сотрудничества с Африкой и Южной Америкой. При этом, развиваются гораздо более успешно, чем у России в связи с тем, что страны ЕС имеют более длительный период взаимодействия с данными континентами в свете того, что территории континентов еще не так давно находились в колониальной зависимости и в результате в них частично сохраняется не только культура и принципы управления метрополий, но также языки метрополий, как государственные, а налаженные экономические связи могут быть не менее равноценными, чем связи РФ с бывшесоюзными республиками.

Значительную роль в стремлении России к геополитической интеграции имеют и социальные процессы. В частности, СНГ является образованием на территории стран которого проживает достаточно большее количество этнических русских. Русское население имеет тесные взаимосвязи с родственниками в России, Украине, Белоруссии и прочих республиках, где большую часть населения составляет славянский этнос. Данный аспект обуславливает их активное общение и перемещение, что вызывает потребность правительства в решении вопросов, касающихся упрощения подобных перемещений, что несомненно является одним из аспектов геополитической интеграции.

Актуальным представляется и выстраивание двусторонних и многосторонних отношений на уровне G7. Не смотря на то, что в свете событий, связанных с военными действиями в Украине Россия вышла из организации практика двусторонних отношений со странами «Большой Семерки» остается значим направлением внешней политики. В частности интерес выстраивания геополитических отношений России с Германией возник в результате военных действий в Ираке, которые привели к появлению на международной арене новых политических акторов. На основе сложившихся политических отношений весьма актуальным становится установление тесных политических связей между Россией, Германией и Францией, в противовес которым выстраивались отношения США и Великобритании.

Германия как ни кто другой на мировой арене заинтересована в перераспределении геополитических сил и все более ориентируется в своих устремлениях на Восток: в Россию, Австрию, Чехию, Венгрию, Украину, Польшу, Прибалтику, Балканы и т. п. В сотрудничестве с Германией Россия сможет успешно решить геополитические и внешнеэкономические проблемы только в случае, если справится с внутренними экономическими и политическими задачами. Значительным же аспектом, формирующим еще более тесные связи между Россией и Германией является сырьевая зависимость последней. Почти 85% нефти Германия вынуждена импортировать. Импорт газа в три раза превышает его добычу в стране. Справиться с сырьевой проблемой Германии может помочь только Россия, которая является успешным союзником и сотрудником Германии в данном направлении.

Таким образом, внешнеполитические устремления современной России состоят в привлечении к сотрудничеству наиболее успешных в современной мировой политической системе союзников, что подразумевает и включение в международные политические и экономические процессы. Ближайшие геополитические перспективы России нельзя назвать блестящими. Фактически Россия зажата между центрами силы: США, ЕС, Китай. В то же время Россия имеет весьма успешные проекты формирования безопасного геополитического пространства во многом за счет того, что является одним из крупных мировых доноров в рамках международных гуманитарных процессов, определенных для РФ на уровне ООН и ЕС. Присутствие РФ на мировой арене в качестве активного участника международных гуманитарных процессов значительно повышает ее статус и международную ценность.

Также необходимо отметить, что в развитии отношений со странами ЕС для России приоритетом остаются двусторонние отношения, которые в целом более конструктивны в отличие от отношений многосторонних, требующих удовлетворения интересов сообщества в целом.

1.3. Роль развития стратегического партнерства с ЕС для РФ на современном этапе

На современном этапе для РФ ЕС является одним из наиболее важных стратегических партнеров. Во многом, как уже было сказано ранее, это связано с существующими геополитическими устремлениями и ЕС для РФ представляется наиболее крупным пограничным государственным образованием.

Стратегия Внутренней  безопасности ЕС от 2010 года (действует по 2014 год включительно) определяет для себя приоритетом внимания организованной преступности, терроризму, киберпреступности, безопасности границ и катастрофам. Стратегия внешней безопасности ЕС от 2003 года с поправками 2009 года в приоритете ориентирована на предотвращение конфликтов и поддержание мира, а также сохранение стабильности Европейской Интеграции.

Как возможно отметить, по ряду приоритетов данные позиции сходны с приоритетами внешней политики РФ, представленным в предыдущем параграфе работы. Россия же для ЕС определяется одним из ключевых партнеров на глобальном и региональном уровне, в том числе и за счет того, что занимает ключевые позиции в Совете безопасности ООН.

В данном аспекте необходимо отметить, что  как РФ, так и ЕС в целом стремятся к постоянному укреплению своих позиций на мировой арене в следующих целях:

1) создание условий для более успешного экономического и политического сотрудничества с другими государствами и другими акторами внешней политики;

2) обеспечение поступательного и многостороннего экономического развития;

3) обеспечение безопасности своего государства и, как результат;

4) достижение влияния в мире.

В условиях сетевой организации международных отношений и транснациональности информации для достижения этих целей очень важным представляется, наравне с экономической и военно-политической мощью государства, умение государства использовать свою позицию на международном уровне. В рамках ЕС принадлежность  к Союзу стран автоматически определяет привилегированное положение, однако накладывает и дополнительные обязанности. В частности, обязанности по соблюдению общенаправленных интересов ЕС, в том числе и плане стратегического партнерства.

В современных условиях международных отношений возрастает значение связей между государствами, представленности государства в международных организациях, привлекательности товаров, произведенных в государстве, на мировом рынке, привлекательности языка, образования, традиций и ценностей государства. Самым успешным государством в использовании информационного ресурса, по всей видимости, являются США. Американский историк Дж. Харт отмечает, что после 1953 года имидж государства стал неотъемлемой компонентой внешней политики, и его создание и поддержание осуществлялось методами пропаганды, образовательными обменами, представлением своей культуры в мире, созданием библиотек за рубежом и установлением личных связей на индивидуальном уровне. Дж. Харт в книге «Империя идей. Истоки публичной дипломатии и трансформация внешней политики США» поясняет, что смещение акцентов во внешней политике США в сторону информационного ресурса было «быстрым» и было вызвано «изменением глобальной среды». «Решение применять во внешней политике методы публичной дипломатии исходило напрямую от руководителей страны, которые своевременно заметили и поняли, что международные отношения вступили в новую эру и развиваются по новым правилам, и внутренняя политика стала неотделимой от внешней».

З. Бжезинский обращает внимание на то, что в конце ХХ века «американское превосходство все больше воспринималось за рубежом как явление далеко не только военного порядка. Оно было по меньшей мере столь же очевидным в плане «мягких» измерений силы, научных инноваций и их технического внедрения, экономического динамизма и, что хуже поддается оценке, социокультурного экспериментирования». З. Бжезинский указывает на то, что в мире постепенно меняется представление о мощи и влиятельности государства и о тех областях, превосходство в которых говорит об истинной силе государства. С военной плоскости этот вектор смещается в сторону экономической и гуманитарной плоскостей.  По наблюдению  А. Торкунова, «в современном глобальном мире конкуренция приобретает культурно-цивилизационное измерение, усиливается борьба за культурное влияние». Влияние, авторитет, сила государства измеряется не его экономической или военно-политической мощью, наличием ядерного оружия, а привлекательностью в области его взаимоотношений с другими странами, а также деятельности на международном уровне и сформировавшемуся имиджу. В результате принадлежность к международным организациям становится частью государственного имиджа, определяющего государственное образование, как элитное.

Участие в международных процессах также становится важной частью и значимой составляющей международного имиджа государства. В результате в формате ЕС начинают определяться не  только уровни и принципы политической расстановки сил, но и возможности мировых лидеров участия в процессах урегулирования проблем глобального характера в других странах. Это предполагает проникновение на территорию другой страны, возможное вмешательство во внутриполитических процесс и перевес интерес в определенную область. В связи с этим возникает необходимость регулирования подобных перевесов между странами также, как возможности включения в процесс на финансовом уровне. Поиск партнеров для развития более успешных моделей решения проблем национальной безопасности становится основой сохранения стабильности и наиболее оптимальным направлением представляется не только развитие исторически сложившихся взаимосвязей, но также и учет факторов геополитического пространства. Для РФ и ЕС стратегическое партнерство обусловлено как геополитически, так и исторически в связи с длительным периодом смещения границ в рамках разных политических образований и моделей успешных и неудачных взаимодействий.

Важным представляется то, что по времени ожидания эффективности реализации принципов стратегического партнерства, становится очевидным, что это направление, требующее последовательного и продуманного обновления. Принципы  стратегического партнерства фактически невозможно определить заранее, подготовив некоторый «задел» наперед в виде материального ресурса, так и по требованию внезапно разместить, расположить в зоне действия того или иного актора мировой политики. При этом, применяемые инструменты создают определенную репутацию, основанную на доверии стран в формате ЕС и перенос факторов доверия отдельных стран ЕС к России на страны с низкой степенью доверия к РФ.

Очевидно, что  включаясь в стратегическое партнерство процессы на уровне ЕС и РФ могут решаться  в рамках глобальных внешнеполитических задач, более того, вступая в конкурентное или кооперативное взаимодействие не только с другими государствами, но и с другими акторами мировой политики – транснациональными корпорациями, правительственными и неправительственными организациями, международными организациями, транснациональными медиагруппыми и др.

Распространение сконструированных интерпретаций действительности среди элит и обществ других государств и среди других акторов мировой политики представляет собой, согласно Е. Пановой, «конструирование интерпретации реальности, которая содержит деление на взаимно противоположные оценочные суждения (хорошо/плохо, справедливо/предвзято и т.д.). Через утверждение собственных интерпретации того, что есть «хорошая», или «справедливая» идея, теория, модель или проект, государства могут рассчитывать на поддержку своих целей и интересов другими участниками на международной арене».

Таким образом, можно говорить о создании мифов о настоящем, о производстве смыслов, интерпретации внутри- и внешнеполитических действий государства в соответствии с его интересами и распространении этих сконструированных представлений, которые, предложенные в правильной интерпретации, легитимизируют позицию этого государства на мировой арене. В современных условиях переизбытка информации и насыщенности информационно-коммуникационного поля успехом и доверием у общественного мнения пользуются те действия ЕС и РФ, которые являются привлекательными по форме подачи информации, качественными по глубине ее разработанности. Участие в решении групп международных проблем и ликвидация катастроф является одной из приоритетных среди них.

Для РФ на современном этапе стратегическое партнерство с ЕС представляется значимым не только в связи с необходимостью установления взаимовыгодных экономических связей и решения групп проблем, связанных с безопасностью. Поддержка ЕС для России также представляется важной в связи с тем, что именно успешная стратегия взаимодействия со странами ЕС формирует для РФ имидж государства-лидера на международной арене и повышает к России степень доверия со стороны других приоритетных политических партнеров. В информационном обществе ХХI века, ключевое значение в формировании, развитии и функционировании которого играет информация и знания, уровень внешнеполитического влияния государства в значительной степени зависит от «информационного фона», сопровождающего внешнеполитическую деятельность. Во многом именно ЕС способно обеспечить для РФ  данный политический фон. В контексте рассмотрения вопросов мировой политики Е. Панова указывала на то, что государства-лидеры создают свои интерпретации действительности и стремятся распространить их среди большинства акторов.

В соответствии с наблюдениями Дж. Ная, который, улавливая  изменения природы международных отношений в сторону их сетевой организации, вместе с Р. Кохейном ввел в политическую науку понятие «транснациональных отношений», то есть отношений между акторами мировой политики, которые не ограничиваются государственным суверенитетом. ЕС относится к одним из таких образований и рассматривает интересы своих членов на глобальном уровне и ставит для себя приоритетным привлечение к сотрудничеству наиболее выводных партнеров. В дальнейшем же на ЕС ориентируются и страны третьего мира в рассмотрении возможностей сотрудничества с партнерами ЕС. В условиях трансграничности информации преимуществами на мировой арене обладают государства:

1) имеющие доступ к различным средствам коммуникации, а, следовательно, имеющие возможность влиять на формирование повестки дня, редактировать и видоизменять действительность в соответствии со своими целями;

2) заручившиеся положительной репутацией в отношении своих действий во внутренней и внешней политике;

3) предлагающие миру конкурентоспособную культуру и привлекательные ценности сравнительно с теми, которые считаются общепринятыми.

Формирование статуса государства заключается не только в наличие у него высокоэффективной ресурсной базы, но также и его вклад в развитие мирового сообщества и решения глобальных проблем. РФ в данном направлении ориентируется на ЕС в свете двусторонней заинтересованности в свете наличия у ЕС опыта внедрения практики устранении актуальных проблем общества и наличие у РФ подходящей для решения проблем ресурсной базы.

Решение глобальных проблем и вопросов в современной глобальной системе представляет собой необходимый в условиях современной мировой политики внешнеполитический процесс, способствующий реализации внешнеполитических целей мирового сообщества. Тем не менее, следует понимать, что этот ресурс не может компенсировать другие потому,  выступает лишь дополнением к другим способам воздействия и взаимодействия. Стремление к глобализации ЕС во многом делает приоритетным и более активное включение в данный процесс РФ. Для РФ же взаимодействие с ЕС обусловливает необходимость включения в выгодные для страны потоки глобализации.

Под глобализацией понимается расширение и углубление социальных связей и институтов в пространстве и времени таким образом, что, с одной стороны, на повседневную деятельность людей все более существенное влияние оказывают события, происходящие в других частях земного шара и, с другой стороны, действия местных сообществ могут иметь воистину глобальные последствия.

Глобальные процессы предполагают, что множество социальных, экономических, культурных, политических и иных отношений и связей приобретает всемирный характер. В то же время они подразумевают возрастание уровней взаимодействия как в пределах отдельных государств, так и между государствами. Характерной чертой современных процессов глобализации является распространение социальных связей на все новые сферы деятельности — технологическую, организационную, административную, правовую и др., а также постоянная интенсификация тенденций к установлению взаимосвязей через многочисленные сети современных коммуникаций и новые информационные технологии. Очевидно, что на первых этапах развития процессов глобализации интенсификация взаимосвязей между народами и странами приобрела формы активной экспансии Запада. Причем не только в экономической, технологической и информационной, но и в социальной, культурной, политической сферах. Ныне идущие рука об руку процессы регионализации и глобализации охватили весь земной шар. В политическом плане интенсификация этих процессов способствовала, с одной стороны, расширению функций и сфер ответственности национального государства, с другой стороны, эрозии его возможностей эффективно справляться с предъявляемыми к нему требованиями.

Товары, капиталы, люди, знания, образы, оружие, так же как и преступность, массовая культура, наркотики и т. д. стали легко пересекать государственно-территориальные границы. Международные связи привели к тому, что социальные движения и отношения проникают почти во все сферы человеческой жизни. Существующие глобальных системы торговли, финансовые связи и производственные связи связали в единый процесс процветание и судьбу отдельных семей, коллективов и целых наций по всему миру. Государственно-территориальные границы, таким образом, во все более растущей степени становятся проницаемыми.

Активное воздействие процессов глобализации усиливает процессы интеграции, в том числе в сфере экономики и политики, которые выражаются в образовании международных организаций. На современном этапе развития существует более 20 интеграционных объединений политического и экономического характера. При этом многие из них достигли значительных успехов и составляют реальную экономическую и в определенной степени политическую силу. Это прежде всего относится к Европейскому Союзу.

Современный этап развития цивилизации кратко можно охарактеризовать как нестабильный, неравномерный, противоречивый процесс. Ему присущи следующие наиболее важные черты:

  1. Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс не абсолютен. Он может смениться регрессом, застоем или упадком.
  2. Неравновесность и неустойчивость сложившейся системы межгосударственных отношений, что проявляется в противоборстве двух противоположных тенденций, одна из которых выражает стремление к однополярному, а вторая — к многополярному миру. Кроме того, неустойчивость сложившегося миропорядка обусловливается и различного рода региональными или локальными конфликтами, финансовыми иди экономическими кризисами, грозящими перерасти во всеобщий кризис.
  3. Резкое ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития, связанных, прежде всего с внедрением новых информационных технологий.
  4. Нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества.
  5. Обострение противоречий общечеловеческих интересов с региональными интересами индустриально развитых стран и стран «развивающихся», возможностей биосферы Земли и растущих потребностей ее жителей и др.

Среди всего многообразия интерсоциальных аспектов наиболее значимым является политический. История человечества, во многом, представляет собой историю войн и завоеваний. Ученые подсчитали, что за период с середины IV в. до н.э. на Земле произошло более 14500 войн. И всего лишь 292 года из 2400 лет этого периода люди жили без войн. Известно, что в прошедших войнах XVII века погибло 3,3 млн. человек. В XVIII веке войны унесли 5,5 млн. человеческих жизней, в XIX в. — 16 млн. А в войнах XX века (в локальных и двух мировых) человечество потеряло около 100 млн. человек.

Возможно, что именно эти страшные людские потери и привели к тому, что во второй половине XX века впервые в истории человечества проблемы войны и мира стали рассматриваться в контексте приоритетной проблемы международной политики, обсуждение их решения на международном уровне. Это связано с тем, что многие страны получили доступ к химическому или бактериологическому оружию, человечество овладело ядерным оружием, способным уничтожить не только все живое на Земле, но и саму планету. В связи с этим вопрос о военных действиях и возможности их возникновения является одним из приоритетов для деятельности ЕС в рамках решения проблем глобального характера. Для России проблема устранения конфликтов представляется не менее важной особенно в свете еще недавнего их наличия на территории бывшего СССР.

Для ЕС серьезной проблемой являются региональные конфликты, истоки которых в бедственном положении многих стран Азии, Африки и Латинской Америки. Эти кризисы и конфликты создают благодатную почву для международного терроризма, национального и религиозного экстремизма, подрывающих стабильность развития социума  снижающие уровень безопасности стран ЕС. В частности, это происходит за счет увеличения потока мигрантов в благополучные страны ЕС и повышения в свете данного явлении факторов конфликтности. Для России проблема представляется сходной так, как значительное число мигрантов, прибывающих в РФ из неблагополучных стран СНГ снижают факторы социальной стабильности.

Вышеперечисленные факторы являются основным условием распространения глобализационных процессов. Угрозы международного масштаба, необходимость расширения экономических и культурных связей, развитие путей сообщения и средств связи являются одними из основных факторов, способствующих процессу глобализации и повышению его роли в жизни современного общества.

Интерсоциальные проблемы представляют собой проблемы, в основе которых лежат противоречия в различных по своему характеру международных отношениях: проблемы войны и мира, перспектив социально-экономического развития, преодоления отсталости тех или иных стран и т.п.

Проблемы системы «природа — общество» включают в себя проблемы ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды.

Окончание «холодной войны» в значительной мере меняет определение глобальной стратегии, которая переходит от соображений политических к соображениям экономическим, культурным, информационным.

На современном этапе высокие темпы глобализации активизируют научную деятельность по их изучению не только в направлении уже свершившихся фактов, но также и в направлении оценки предстоящих тенденций, составления прогнозов.

Оборотной стороной интернационализации и интеграции выступают обострение этнических, религиозных, культурных проблем, придание всевозрастающего значения понятиям родного очага, родины, нации и т. д.

В глобалистике это заставляет вносить существенные коррективы в тезис о едином мировом сообществе, о единой всепланитарной цивилизации, единой институциональной структуре современного мира. Система международных отношений претерпевает существенные изменения. Но при этом важно учесть, что сохраняются преемственность и приспособляемость традиционных концепций перед лицом быстрой эволюции международной системы.

Международные организации постепенно приобретают все большее влияние, вынуждая страны подстраиваться под решение большинства. Международные организации первого уровня и прежде всего ООН в этом отношении приобретают для группы государств, традиционно именуемых странами «третьего мира», все большее значение. Эти страны зачастую оказываются в стороне при принятии важнейших решений, касающихся их жизненных интересов. ООН для многих из них служит в качестве главного, и нередко и единственного форума, на котором они могут в полный голос заявить о своих интересах и проблемах.

Так же необходимо отметить приоритеты в глобализационных процессах одних стран перед другими.

ЕС на современном этапе единственная из интеграционных групп, которая сочетает в себе экономические и внешнеполитические функции, определяя единую экономическую, оборонную и социальную политику стран-участниц. Опыт европейского строительства демонстрирует возможности и эффективность мирного, ненасильственного разграничения компетенций между странами, входящими в Европейский Союз. Свой пример Европа пытается преподать и другим государствам и для России он определяется в определенных позициях весьма важным. В частности, для РФ определяется приоритетным стратегическое партнерство не только в решении групп глобальных проблем, но и взаимовыгодное сотрудничество в решении проблем, актуальных для отдельных стран. В частности, для стран Восточной Европы сохраняется высокое значение и роль развития экономических отношений с РФ, экономическая стабильность ряда европейских стран напрямую связана с движениями российских частных капиталов, развития российского бизнеса на территории Европы, для Россиян европейские курорты по-прежнему остаются одними из самых привлекательных.

В целом, как возможно отметить, наиболее актуальным ориентиром развития направления стратегического партнерства РФ и ЕС становится решение глобальных и локальных проблем, в том числе и угрожающим мировой стабильности и общественной безопасности.

ЕС и Россия на современном этапе ведут совместную работу по широкому спектру вопросов, включая модернизацию российской экономики и ее интеграцию в мировую экономику, вопросы безопасности, международные проблемы. Рамки сотрудничества определяются  приоритетами обоих сторон и тенденции к их развития во многом связаны не только  с непосредственно интересами РФ и ЕС, но и влиянием на данный процесс международной политики в целом, в частности позиций России и ЕС по отдельных конфликтам, деятельности в рамках ООН, влияния других стратегических партнеров ЕС, особенно США.


Страницы:   1   2   3   4   5   6


 

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *