Меню Услуги

Проблемы и факторы развития стратегического партнерства РФ и Евросоюза. Часть 6.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

Страницы:   1   2   3   4   5   6


3.3. Перспективы развития стратегического партнерства РФ м ЕС

Перспективы развития стратегического партнерства РФ и ЕС на современном этапе представляются трудноопределимыми и во многом в связи с тем, что на современном этапе наблюдается усиление политической конфликтности и формирование противостоящих друг другу на международной арене группировок. Однако, не смотря на подобные особенности развития внешнеполитических отношений возможно определить, что процесс сотрудничества для РФ и ЕС остается приоритетным в рамках решения проблем, обеспечивающих социальную и политическую стабильность государств.

В частности, одним из приоритетов сотрудничества является формирование оптимальных и действенных принципов внедрения толерантности на уровне многонациональных и многоконфессиональных стран и политических объединений.

Толерантность — интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой связи можно говорить о межличностной, социальной, национальной толерантности и веротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку, социальная — к конкретной группе, обществу, национальная — к другой нации; веротерпимость  к другой вере.

При этом необходимо отметить, что толерантность не подразумевает абсолютной терпимости к проявлению элементов чуждой культуры или модели поведения. Существует также так называемое понятие «границы терпимости», то есть допустимость непринятия принципов вседозволенности и нарушения общепринятых канонов социальной и этической организации общественной структуры. Определение границ является одним из приоритетов законодательной деятельности для международного сообщества в целом.

Отсутствие же толерантности является результатом специфики социокультурных, а также политических стратегий развития общества, тем самым обусловливая возникновение таких явлений, как национальная нетерпимость и экстремизм.

Национальная нетерпимость характеризуется, как отрицательное отношение к представителям других наций. Ее острой формой представляется экстремизм, который характеризуется приверженностью к крайним взглядам и мерам, ориентированным на подавление одной социальной группы другой, в том числе исходя и из национальной нетерпимости. Экстремизм отрицает возможность решения проблем мирным путем, то есть при помощи переговоров, взаимных уступок, также как и отрицает принципы толерантности, ориентируясь на силовые методы. В национальной нетерпимости проявления экстремизма характеризуются призывами ограничения прав по национальному признаку, притеснения, физическое истребление.

Причин возникновения национальной нетерпимости и экстремистских взглядов в современном российском и европейском обществе множество и в основном они связываются с понимание и спецификой взаимоотношений социальных групп исходя из самого понятия этничности и национальности.

В социологии национальная идентичность связывается с процессом социализации и самоидентификации личности в приемлемой для него социальной среде. При этом, все остальные модели воспринимаются или отрицаются также согласно принципам воспитания. В результате толерантность или нетерпимость – это также результат социализации, воспитания в семье и окружающем социуме. В результате именно в процессе воспитания и социализации человек начинает считать себя представителем определенного этноса, нации, воспринимая и соответствующие ценностные ориентиры, а ориентиры других наций воспринимает, как чуждые или даже ложные.

Этническая идентичность может нести в себе не только систему ценностей, но и определенный эмоциональный окрас, который определяет модель принятия или отвержения для представителей других этносов и наций. При этом, сама по себе этническая идентичность не является постоянным образованием, она статична может видоизменяться при нахождении человека в иной социальной среде. В связи с этим, попадая в другую культуры (например при переезде в другую страну) человек начинает ассимилироваться, принимая нормы и правила поведения другого сообщества.

В результате, поиск наиболее оптимальных возможностей формирования принципов толерантности  на межгосударственном уровне способе решить проблему и в рамках ЕС подобные принципы могут формироваться на основе имеющихся, но на современном этапе не эффективных в свете развития факторов национального противостояния.

Всплески национализма политологи объясняют усилением тенденции современных наций к суверенности и уменьшением терпимости к проявлением культурных черт национальных меньшинств. Особенно ярко подобные явления наблюдаются в странах, направленных привлечение трудовых мигрантов из стран с низким уровнем экономического развития и отличной от местной культуры и религиозных мировоззрений.

Таким образом, экстремизм и национальная нетерпимость являются одним из распространенных явлений и проявления выражения агрессии на уровне многонациональных государств. При этом, необходимо отметить, что все чаще данная проблема начинает касаться молодежи, особенно на уровне многонациональных социальных групп, в процессе столкновений и возникновения недопонимания, связанного с принадлежностью к различных социальным, культурным, религиозным группам. При этом неприятие религиозных компонентов оценивается наиболее остро в связи со спецификой самих религий, которые в своем отрицают возможности существования иных мировоззрений и верований, чем их собственные. В частности, православные и мусульманские конфессии, получившие на уровне РФ наибольшее распространение, являются особенно агрессивными в данном аспекте.

Конституция РФ гарантирует равные права гражданам вне зависимости от расовой или национальной принадлежности. Более того, в п. 2 ст. 29 Конституции РФ прямо закреплена недопустимость пропаганды или агитации, возбуждающей в том числе расовую или национальную ненавистен вражду, тем самым подчеркивая повышенное внимание к защите прав и законных интересов со стороны государства к лицам любой национальности.

Основным законодательным актом, который посвящен вопросам борьбы с экстремизмом и его профилактике, является Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», п. 2 ст. 1 ФЗ от 25 июля 2002 г № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»3, ст. 55 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О полиции». Дефиниция «экстремизм» в законе отсутствует, однако в нем представлен исчерпывающий перечень противозаконных действий, подпадающих под данное определение.

При этом, как показывает международный опыт, даже при четко отлаженной государственной правовой системе необходимо иметь хорошо подготовленный правоприменительный аппарат. Следует отметить, что за последнее время в России предприняты меры по созданию такой системы в структуре Министерства внутренних дел.

Так, в соответствии с федеральными законами от 25 июля 2002 г. № 114- ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» от 7 февраля 2011 г. № 3- ФЗ «О полиции», а также в целях реализации указов Президента РФ от 6 сентября 2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел РФ» образован Департамент по противодействию экстремизму МВД России, который затем в соответствии с Указом Президента РФ от 1 марта 2011 года № 248 преобразован в Главное управление по противодействию экстремизму. Соответствующие подразделения в структуре МВД, ГУВД, УВД созданы в федеральных округах, краях и областях субъектов РФ.

Однако, экстремизм продолжает оставаться одной из актуальных для российского общества проблем наряду с национальной нетерпимостью.  Причинами его проявления являются проблемы межнациональных отношений, наличие ряда нерешенных социально-экономических проблем, многоконфессиональность общества. Проблемой является и тот факт, что на современном этапе фактически отсутствуют эффективные практики борьбы с данной проблемой и даже на уровне ЕС наблюдается отсутствие действенных законодательных основ, которые могли бы стать универсальными для решения данных групп проблем.

Также необходимо подчеркнуть, что попытки применить традиционные способы противодействия экстремизму и преступлениям, совершаемым на его почве, во многих случаях не позволяют достичь положительного эффекта. Объясняется это тем, что главной отличительной особенностью деятельности оперативных подразделений по противодействию экстремизму является то, что ее объектом, наряду с конкретными правонарушениями и преступлениями, как правило, являются значительные группы лиц, проживающих в том или ином регионе.

«Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» провозгласила, что при обеспечении национальной безопасности в сфере общественной безопасности следует исходить из целесообразности «совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма».

Таким образом, представляется возможным отметить, что современная системы правовой защиты ЕС и РФ в плане предотвращения развития экстремизма и национальной нетерпимости достаточно обширна, однако, в своем большинстве законодательные нормы созданы в последнее десятилетие, что обусловливает фактические отсутствие обширного опыта работы правоохранительных органов по данному вопросу.

Одним из приоритетов развития стратегического партнерства для РФ и ЕС  также может стать совместная практика оказания давления на международные организации, в том числе и финансовые структуры. На современном этапе для ЕС становится приоритетным оказание давления на международные финансовые институты в области соблюдения ими принципов глобальной интеграции и недопустимости ведения политики, ухудшающей положение социально – незащищенных категорий населения. Давление заключается в том числе и в требовании включать в перечень условий реализацию программ  устранения факторов социального неравенства в странах оказания финансовой помощи.

В последние годы под давлением общественности, а также ЕС мировые финансовые организации стали признавать необходимость более активного внедрения программ устранения недостаточного уровня медицинского обслуживания и признавать, что наличие  социального равенства является одной из предпосылок обеспечения стабильности общества и успешного экономического развития.

Расхождения в деятельности финансовых институтов и ЕС в определенном смысле усиливаются давлением со стороны негосударственных организаций. В частности, в плане гендерных проблем  актуальным представляется сотрудничество с женскими организациями (в частности, Международной демократической федерации женщин, Женщин ООН, Международная женская лига за мир и свободу, Женский профессионально – деловой фонд), которые проявляют все большую активность и настаивают на включении международных финансовых организаций в процесс гендерной интеграции более оперативно. РФ может не только подключиться к данному процессу, но использовать ресурсы международных финансовых организаций и негосударственных международных организаций для решения групп проблем, актуальных для россиян.

Помимо активизации сотрудничества с международными организациями перспективным направлением также является развитие практики взаимодействия в защите киберпространства, в частности в политической сфере.

На современном этапе формируются новые тенденции развития политических процессов в сетевом пространстве и особенный статус гражданина, заинтересованного в участи в политических процессах. Однако, одной из особенностей подобного гражданина является его ориентированность не на страну в ее ограниченном географическом пространстве, а на весь мир в целом в его глобальных масштабах. Гражданин отслеживает ситуацию не только на уровне страны, но и политические события, которые влияют на мир и на других граждан сетевого пространства. При этом, подобные граждане имеют привязанность к определенной социальной группе, интересы которой ставятся в приоритет. Это своеобразный специфический либерализм, свойственный для современного интернет.

Защита интересов граждан в рамках мирового сообщества в целом содействует практике сотрудничества в глобальном масштабе в рамках ориентированности на решение глобальных проблем и развитие стандартов политики, основанной на учете интересов всех политических игроков.


Заключение

Таким образом, приоритеты сотрудничества и партнерства РФ и ЕС складываются исходя из меняющихся в современном мире принципов взаимоотношений. Западная цивилизация продолжает действовать как единая система и во многом интересы Запада продолжают совпадать с интересами России, особенно на уровне  стремления к решению глобальных проблем.

На современном этапе Западная цивилизация ставит перед собой задачу доминирования не только в политическом, но также  экономическом и культурном плане, в том числе и распространяя приоритеты своей системы ценностей на уровне миропорядка. Строительство многополярного мира вместо прежнего двуполярного представляется частью данной системы. Западу противостоят страны с приоритетом на сохранение традиционных ценностей.

Для России представляется приоритетным сохранение выгодного баланса между системой западных ценностей и сохранением собственных приоритетов и интересов, в том числе и в геополитической стратегии. ЕС представляется в развитии геополитических стратегий одним из значимых направлений в связи с тем, что РФ на современном этапе не только соседствует со странами Европейского Союза, но также ЕС стремится к расширению своих территорий путем включения в себя актуальных для России стратегических партнеров. ЕС уже поглотил часть бывшесоюзных республик, в экономических связях с которыми нуждается Россия и продолжает поддерживать подобные тенденции.

Во многом нерешенным вопросом остается и определение места РФ в мировом сообществе. С одной стороны РФ есть и остается весомом и значимым стратегическим партнером, который обладает широкими ресурсными возможностями и сохраняет за собой статус ядерной державы. Однако, при всем этом, серьезное отставание от Запада в развитии точных технологий и практики социального обеспечения делает Россию неустойчивым уже на уровне внутренней политики государством. В РФ на современном этапе присутствует проблема демографического характера, нерешенные проблемы внутренне и внешней миграции, сферы образования, медицинского обслуживания и в целом уровень жизни населения страны в сравнении с развитыми странами Запада остается очень низким что обусловливает отток из страны образованного и талантливого населения, которое заменяется пришлыми мигрантами, способными выполнять только физическую работу. Подобная практика ослабляет РФ и укрепляет ЕС, куда в определенной степени наиболее активно происходит отток российских специалистов и капиталов.

Приоритетом развития направлений сотрудничества РФ и ЕС на современном этапе является решение значимых для двусторонних отношений проблем и устранение факторов препятствия развитию данных отношений. Однако, помимо тенденций к сотрудничеству все более явно просматриваются тенденции к противостоянию, которые связаны с геополитическими устремлениями обоих стран к расширению. Для России важным является сохранение территорий и партнерских отношений, выгодных для экономического развития с сохранением системы безопасности страны. Для ЕС важной составляющей представляется расширение на Восток с включением в свой состав бывших экономических и политических партнеров РФ. Тем самым ЕС ставит вопрос об ослаблении РФ за счет включения в свой состав экономически и политически значимых территорий, одновременно сохраняя для себя значимость партнерских отношений с Россией, как с сырьевым придатком.

Внешнеполитические устремления современной России состоят в привлечении к сотрудничеству наиболее успешных в современной мировой политической системе союзников, что подразумевает и включение в международные политические и экономические процессы. Ближайшие геополитические перспективы России нельзя назвать блестящими. Фактически Россия зажата между центрами силы: США, ЕС, Китай. В то же время Россия имеет весьма успешные проекты формирования безопасного геополитического пространства во многом за счет того, что является одним из крупных мировых доноров в рамках международных гуманитарных процессов, определенных для РФ на уровне ООН и ЕС. Присутствие РФ на мировой арене в качестве активного участника международных гуманитарных процессов значительно повышает ее статус и международную ценность.

Также необходимо отметить, что в развитии отношений со странами ЕС для России приоритетом остаются двусторонние отношения, которые в целом более конструктивны в отличие от отношений многосторонних, требующих удовлетворения интересов сообщества в целом.

Наиболее актуальным ориентиром развития направления стратегического партнерства РФ и ЕС становится решение глобальных и локальных проблем, в том числе и угрожающим мировой стабильности и общественной безопасности.

ЕС и Россия на современном этапе ведут совместную работу по широкому спектру вопросов, включая модернизацию российской экономики и ее интеграцию в мировую экономику, вопросы безопасности, международные проблемы. Рамки сотрудничества определяются  приоритетами обоих сторон и тенденции к их развития во многом связаны не только  с непосредственно интересами РФ и ЕС, но и влиянием на данный процесс международной политики в целом, в частности позиций России и ЕС по отдельных конфликтам, деятельности в рамках ООН, влияния других стратегических партнеров ЕС, особенно США.

Одной из главных составных частей стратегии партнерства представляется распространение со стороны ЕС на РФ «политика добрососедства», которая подкрепляется рядом программных документов, получившей официальное название «Европейской политики соседства» (European Neighbourhood Policy). Принципы данной политики ориентированы на то, чтобы способствовать повышению эффективности не просто борьбы с преступностью на территории отдельных государств, но и активно препятствовать проникновению их на территории сопредельных стран.

В целом, как представляется возможным отметить, внутренние и внешние факторы влияют на развитие стратегического партнерства РФ и ЕС в совокупности и определяются исходя из значимости групп проблем для обеих сторон в поисках выхода оптимальных стратегий сотрудничества.

Столкновение интересов РФ и ЕС происходит в приоритете на расхождении интересов стран на международной арене и стремлении России к сохранении идентичности в противовес активному стремлению ЕС к глобализации и единой стандартизации правовых основ.

Определение приоритетов стратегического партнерства базируется на взаимовыгодном сотрудничестве.


Список литературы

  1. Агеев Ю.М. Этнопсихология.- Спб.: Питер, 2009 – 418 с.
  2. Арбатов А. Г. Национальная безопасность России в многополярном мире/А.Г. Арбатов//МЭМО-2008-№ 10. – 16 – 21.
  3. Алексеева Т. А. Новый мировой порядок: альтернативы и возможности [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.philosophy.ru/iphras/library/reform/03.htm
  4. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. — СПб.: Питер, 2003. – 361 с.
  5. Баланс сил в мировой политике/ Сб.статей под ред. Э.А.Позднякова.- М.: Прогресс-Традиция, 2009. – 384 с.
  6. Белоус В. И. На пути к глобальной безопасности/В.И. Белоус//МЭМО-2006-№ 9. – с. 26 – 33.
  7. Богатуров А. Д. «Стратегия переламывания» и глобальная безопасность/А.Д. Богатуров//МЭМО-2007-№ 4. — с. 19.
  8. Богатуров А.Д. Современная мировая политика. Прикладной анализ. — М.: Аспект-пресс. 2010. – 216 с.
  9. Брагимов О.В., Горский Ю.М., Делягин М.Г., Коваленко А.А. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи/О.В. Брагимов, Ю.М. Горский, А.А. Коваленко. — М.: ИНФРА-М, 2008. – 432 с.
  10. Воскресенский А.Д. Мировые стратегии великих держав // Ресурсы модернизации: возможности и пределы международного контекста (Материалы VII Конвента РАМИ 28-29 сентября 2012 г.): Научное издание / Отв. ред. А.В. Мальгин. – Аспект Пресс, 2012
  11. Гавра Д.П., Соколов Н.П. Исследование политических ориентации // Социологические исследования — 2009. — № 1. — с. 40 – 46.
  12. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. – М.: Академия, 2012. – 506 с.
  13. Герасименко Е.В. Экстремизм: понятие, социально- экономические, политические и исторические причины явления, тенденции его развития. — модедово: ВИПК МВД России, 2008. — 44 с.
  14. Джагдиш Бхагвати. В защиту глобализации. – М.: Ладомир, 2012. – 381 с.
  15. Дондурей Д.В. Миф и современность. – Спб.: Аста, 2009. – 412 с.
  16. Дробот Г.А. Военная сила в мировой политике [электронный ресурс] – режим доступа: http://worldspol.socio.msu.ru/programmi/Voennaq_sila_v_mirovoj_politike.doc
  17. Жирар М. Индивиды в международной политике. – М.: Гардарики, 2006. – 317 с.
  18. Иванов И. С. Перспективы сотрудничества на современном этапе./И.С. Иванов //Международная жизнь-2006-№ 1. — с.58 — 64.
  19. Иванов И. С. Верховенство права в МО./И.С. Иванов //Международная жизнь-2008-№12. — с.46 — 51.
  20. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. — М.: Элита, 2000. – 358 с.
  21. Колесниченко А. Виртуальный конфликт//Новые известия – 2011 – 30.05
  22. Кокошин А. А. Ядерное сдерживание и национальная безопасность России/А.А. Кокошин//МЭМО-2009-№7. – с. 47 – 52.
  23. Косолапов Н.А. Теоретические исследования международных отношений (Современное состояние науки) // Мировая экономика и международные отношения — 2008. — № 2. – С. 18 – 24.
  24. Косолапов Н.А. Явление международных отношений: современное состояние объекта исследований (Введение в теорию) // Мировая экономика и международные отношения. — 2008 — № 5. – С. 36 0 47.
  25. Кравченко Е. Пора резать//Ведомсти – 2011 – 30.05
  26. Креславский В. Большая игра в Довиле.//Московская правда – 2011 – 30.05.
  27. Кругман П. Возвращение Великой депрессии? Мировой кризис глазами нобелевского лауреата. — М.: Элита, 2009. – 271 с.
  28. Кузьмин В. Новый мир, новые идеи, новые угрозы// Российская газета. – 2011 – 30.05.
  29. Кулагин В.М. Современные теории международных отношений.//Международная жизнь. – 2008 — № 1. – С. 42 – 51.
  30. Литовкин В. Перезагрузка спотыкается о ПРО//Независимая газета – 2011 – 30.05.
  31. Лосев А.Ф.  Диалектика мифа. Миф. Число. Сущность. — М.: Академия, 2004. – 274 с.
  32. Мамедов Н.М. Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты. – М.: Владос, 2009. -322 с.
  33. Милинчук В.В. Создание глобальной модели правосудия: организационно-правовой аспект: Монография. — Тула, 2012. – 280 с.
  34. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования. — М.: АСТ, 2003. – 318 с.
  35. Най Дж.С., Кохэн Р.О. Транснациональные отношения и мировая политика // Теория международных отношений: Хрестоматия / Сост., науч. ред. и коммент. П.А. Цыганкова. — М., 2002. – 419 с.
  36. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. — М.: Дашков и К, 2002. – 213 с.
  37. Россия как гуманитарный донор: Доклад ОКСФАМ 2013[электронный ресурс] – режим доступа:  http://www.oxfam.org/sites/www.oxfam.org/files/dp-russia-humanitarian-donor-150713-ru.pdf
  38. Современные глобальные проблемы мировой политики/ред. М.М. Лебедевой. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 504 с.
  39. Уолц К. Человек, государство и война – М.: Элита, 2011. – 411 с.
  40. Цуладзе А. Политическая мифология. — М.: Элита, 2003. – 362 с.


Страницы:   1   2   3   4   5   6


 

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *