Меню Услуги

Проблемы и факторы развития стратегического партнерства РФ и Евросоюза. Часть 5.

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

Страницы:   1   2   3   4   5   6


Глава 3. Проблемы развития стратегического партнерства РФ м ЕС

3.1. Столкновение интересов сторон как препятствие на пути к стратегическому партнерству РФ и ЕС

Проблемы развития успешного стратегического партнерства РФ и ЕС выстраиваются из целого ряда составляющих и наиболее приоритетным из них является столкновение интересов, которые происходят как в рамках  непосредственно отношений РФ и ЕС, так и в рамках международных организаций.

Одним из серьезных факторов столкновения интересов РФ и ЕС определяется национальный вопрос и устремленность ЕС к стандарту глобализации тогда, как для РФ приоритетным определяется сохранение идентичности и национальной системы ценностей.

Для ЕС проявление национализма представляется одним из негативных факторов влияния на современные внешнеполитические стратегии развития и препятствием к созданию межнационального единства. При этом, в рамках самого ЕС весьма выражено проявляются устремления к национальной идентичности и в том числе на уровне государственных структур.

Основные формы европейского национализма не являются антагонистами, исключающими друг друга. Возможность их сосуществования аналитики связывают с эффектами глобализации, с соответствующим изменением статуса и самой взаимосвязи государства и нации.

Д’Апполони, в частности, подчеркивает, что в современных условиях нации-государства европейского региона продолжают во многом действовать преимущественно в узких, национальных рамках своей государственности, что перестало соответствовать реалиям функционирования экономики не на национальном, а на мировом уровне. Сама способность нации-государства адаптироваться к новым видам управления становится сегодня под сомнение, что актуализирует проблему гражданского участия и роли гражданского общества в современном мире.

Для России же в противовес Европейской толерантности стремление к сохранению национальной системы ценности представляется не просто приоритетным, но также в последние годы поощряемой в стремлении стимулирования патриотизма граждан. Подобные проявления наблюдаются в явном противопоставлении системы ценностей России Западным и определение прозападных позиций, как не эффективных и губительных. Формирование законодательных основ, явно противоречащих нормам международного права, в значительной мере усиливает противодействие между РФ и ЕС.

Значительной составляющей противодействия также представляется и экономический фактор. В соответствие с рядом основополагающих требований ВТО конкуренты ведущих экономических держав оказываются в невыгодном положении. В частности, санкции на поддержку сельского хозяйства сделают и без того уязвимый аграрный сектор России фактически незащищенным. Многие его сегменты могут исчезнуть вовсе. У жена данном моменте во многом взамен отечественной сельскохозяйственной продукции начнется осуществляется западной.  Противодействие России данному процессу на данном этапе осуществляется системой санкций, которые ограничили ввоз импортной сельскохозяйственной продукции из Европы, тем самым урезав для европейских производителей рынок сбыта и определив для российского потребителя невозможность использовать качественные европейские продукты, заменив их продукцией сходной по своему составу.

В частности, на современном этапе наблюдается тенденция к принятию запрета на ввоз генномодифицированнй продукции, что обусловит дополнительные проблемы для стратегий развития экономического партнерства ЕС и РФ в свете того, что ряд продуктов современного сельскохозяйственного производства фактически полностью является генномодифицированным.

Среди противодействующих аспектов отмечается и тот факт, что на современном этапе российская экономика весьма противоречива и не стабильна. Россия на современном этапе пытается выстроить отношения с соседями в рамках экономического таможенного союза, что противоречит принципам ВТО, однако имеет выгоду для России в частности и СНГ в целом.

Отрицательным аспектом  взаимодействия также является и взаимозависимость стран. Ярким примером этого является экономический кризис, во время которого кризис наиболее преуспевающих стран вверг в подобную ситуацию все остальные, а за ними и практически всю мировую экономику. В связи с этим экономический кризис возможно расценивать и как кризис стратегического партнерства РФ и ЕС в области экономики.

Наиболее серьезных фактором противодействия между РФ и ЕС представляется сфера экологии. Экологическая проблема на современном этапе является одной из ведущих среди обсуждаемых на международном уровне. Процесс загрязнения окружающей среды во всей своей совокупности способствует повышению температуры на планете, загрязнению атмосферы и природных вод, разрушению озонового слоя, «парниковому эффекту», кислотным дождям и другим губительным последствия для природы и человека. Фактически, экологические проблемы одной страны перестали быть исключительно ее проблемой и если страны ЕС весьма активно озаботились данной проблемой, то РФ, обладающая наиболее мощным стратегическим запасом энергоресурсов и лесных массивов уделяет весьма мало внимания данному направлению работы не смотря на однозначные позиции в данном вопросе ЕС.

Экологи ЕС обращают внимание на экологические проблемы РФ весьма серьезно, особенно в свете того, что часть водных ресурсов и воздушного пространства напрямую взаимосвязана с Европой. Серьезную тревогу вызывает у экологов и состояние Мирового океана, загрязнение которого нефтью и нефтепродуктами к началу XXI века достигло 1/5 его общей поверхности, что грозит существенными нарушениями газо-и водообмена между гидросферой и атмосферой. Россия, являясь одним из мировых поставщиков нефти и природного газа вносит довольно весомы вклад в загрязнение мирового океана.

Расчеты ученых показывают, что человечество уже сейчас создало искусственную среду, которая в десять раз продуктивнее естественной среды. Искусственная среда постепенно и неотступно надвигается на естественную среду, угрожая в недалеком будущем поглотить ее полностью.

И это лишь некоторые, далеко не все факты, свидетельствующие о том, что человечество медленно, но непрерывно наращивает темпы наступления на природу, ухудшая ее состояние, и, как следствие, здоровье человека и продолжительность его жизни.

Сегодня экологическим проблемам уделяют большое внимание во всем мире. Эти проблемы обсуждаются ЕС на уровне ООН, предпринимаются шаги, направленные на решение проблем озоновых «дыр», изменения климата, истощения запасов мирового океана.

На современном этапе ученые – экологи говорят о том, что экологические проблемы требуют создания новой этики, включающей в себя этику техники, этику политики, этику общественного поведения, этику международных отношений, и, конечно же, этику экологии. За время развития человечества наука и образование превратили в общественном и индивидуальном сознании человека землю в почвоведение и геологию, воздух в метеорологию, а воды в гидрологию. Теперь они обязаны вновь сблизить человека с природой в ее нераздельно-целостном состоянии, научить его называть вещи своими собственными именами, создать союз человека с природой.

РФ относится довольно «прохладно» к подобным заявлениям и на современном этапе рассматривает возможности разработки месторождений в Арктике, что признается экологическими организациями ЕС недопустимым.

Арктика является одним из проблемных в экологическом отношении природных районов, что обусловливает обсуждение ее на международном уровне. Однако, экологическая составляющая и необходимость решения экологических проблем Арктики ограничиваются в связи с тем, что арктическое пространство на современном этапе является одной из сфер установления геополитической стабильности.

В экологической доктрине РФ упор делается на то, что происходящий экологический кризис поставил под угрозу не только развитие нашей цивилизации, но и дальнейшее ее существование. Все нарастающее загрязнение природы ведёт к дисбалансу в биосфере, утрате её защитной оболочки, способности поддерживать то свойство окружающей среды, которое необходимо для жизни на Земле.

Арктика является регионом, перенасыщенном объектами, представляющими экологическую опасность. В частности, одной из серьезных проблем современной Арктики, территориально относящейся к России, является радиоактивное загрязнение. На территории арктического региона находится Кольская АЭС, а также встают на ремонт атомные суда, значительная часть которых находится в аварийном состоянии. Побережье Баренцева и Белого морей стали место хранения переработанных отходов ядерного топлива, а в местах расположения АЭС находятся действующие промышленные запасники и накопители.

Не менее серьезную проблему для Арктики представляют радиоактивные осадки – побочное действие ядерных испытаний на островах Новая Земля.

Значимой экологической проблемой Арктики являются не только отходы, расположенные на территории России и деятельность российских предприятий, но также и загрязнение, происходящее благодаря остальным странам, под юрисдикцией которых находится арктический регион. Это промышленные объекты по переработке ядерного топлива в Европе, Северной Америке, в некоторых регионах Азии. Воздушные массы переносят вредоносные вещества, которые оседают на землю, загрязняют водоемы.

Арктика нагревается гораздо быстрее других районов Земли, а последствия подобного процесса весьма губительны для всей планеты в целом. Это приводит к таянию ледников, опреснению мирового океана и нарушению водного баланса.

Ученые строят неутешительные прогнозы: к 2030 году лед в Арктике летом начнет полностью таять, и последствия этого процесса окажутся губительными. На ледяном покрове держится вся арктическая экосистема, а если лед исчезнет, то произойдут необратимые изменения всей жизни в этом холодном крае. Например, белым медведям трудно будет добывать себе пищу, а это грозит их исчезновением. Ученые уже зафиксировали не один случай, когда эти звери просто тонули в воде, так как не смогли проплыть большое расстояние между льдинами.

На данном этапе российские ученые уже определили, что только в российском регионе Арктики обнаружены сотни точек, где нормы загрязнения намного превышают допустимые, например Кандалакшский залив и Обская губа, где идет добыча нефти. А загрязнение нефтью ведет за собой непоправимые изменение речных и морских экосистем, ухудшает качество воздуха, земли и питьевой воды, а дальше – больше: идет изменение климата.

При этом, экологами ЕС отмечается, что остановить и локализовать данные процессы возможно только в глобальном масштабе, то тесть при помощи подключения всех государств планеты. На локальном уровне борьба будет являться неэффективной. Однако Россия не спешит отдавать права на данный регион, тем самым определяя один из факторов серьезного геополитического конфликта. В котором ЕС имеет приоритетный интерес в свете стремления к проведению активных экологических исследований и сохранению арктических льдов.

Разработка месторождений нефти в Арктике признается губительной. Особенностью разработок природных ресурсов в Арктике является повышенный уровень опасности, в том числе и экологической. Зона вечной мерзлоты не только повышает стоимость данного процесса, но также и обусловливает отсутствие необходимой инфраструктуры в регионах, в том числе и для локализации промышленных аварий.

В случае разливов нефти в Арктике процесс восстановления и очищения территории происходит очень медленно и затягивается на несколько десятков лет. Процесс усугубляется также тем, что согласно существующему законодательству процесс очистки возлагается на коммерческие структуры – то есть компании, добывающие природные ресурсы. Это является причиной того, что компании с целью экономии средств и времени выполняют подобные обязанности недобросовестно. Данный факт также становится причиной того, что нередко компании пытаются скрыть факты аварии. Случаи бегства танкеров с места событий при разливе нефти не являются редкостью. В результате чрезвычайные ситуации не удается локализовать в достаточной мере быстро и с минимальным ущербом.

Невзирая на существующие проблемы и стабильное ухудшение экологии арктического региона для политической структуры передача Арктики под международный контроль по-прежнему остается неприемлемой и значительную роль в данном противодействии играют геополитические и экономические факторы. В частности, передача Россией региона под международный контроль станет одной из причин необходимости прекращения активной экономической деятельности в Арктике.

Серьезным фактором столкновения интересов РФ и ЕС, препятствующих развития партнерских отношений представляется приоритет ЕС на формирование и внедрения гендерных программ и устранение факторов гендерной дискриминации. Для России подобная политика  не только не определяется актуальной, но также признается разрушающей традиционную систему ценностей и ориентированной против  института семьи.

Для ЕС обращение к проблемам гендера во многом было связано не только с необходимостью устранение дискриминации и активностью феминистских движений и  лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, но также и в связи с проблемами, возникшими в результате интеграционных процессов и включение в состав ЕС стран Восточной Европы.

На современном этапе развития, особенно вследствие проблем экономического характера, гендерная проблема в контексте транснациональной модели остается одной из наиболее проблемных в структуре ЕС.  С одной стороны, гендерный вопрос был решен вследствие передачи широких полномочий со стороны национальных парламентов на коммунитарный уровень, для реализации в структуре ЕС принципов равноправия мужчин и женщин. Но с другой стороны, политическая структура ЕС не является единой и удовлетворяющей запросы всех стран.

На уровне законодательства Европейский Союз обеспечил основу взаимоотношений с местными и национальными властями с помощью механизма субсидиарности (на верхнем уровне решаются только вопросы, которые не могут быть решены на нижнем). Тем не менее, в определенной степени решение гендерных проблем на уровне отдельных стран различно. Но делается это только для того, чтобы выиграл Европейский Союз в целом, и каждая страна, входящая в него, смогла бы получить больше, чем дала, устранить сложные, системные проблемы, которые не в состоянии была бы снять сама. В масштабе Европейского Союза удалось разработать и согласовать подход, который действительно работает на консолидированный интерес всех стран-участниц. Он эффективен и рассчитан на долгосрочную перспективу, но при этом учесть интересы всех национальностей ЕС он не в состоянии, что сохраняет определенные тенденции к разногласию.

Наиболее остро гендерный вопрос встает на рынке труда в странах ЕС. Вступление в состав единой Европы в 2004 году ряда стран Восточной Европы, значительно отстающих в экономическом развитии от Запада, обусловило усиление миграционных процессов внутри ЕС и, соответственно, ряду нарушений со стороны работодателей, ограничивающих в правах представителей восточно-европейских народов и национальных меньшинств, особенно женщин, которые часто выполняют неквалифицированную работу.

Проблемной ситуация являлась в бывших социалистических странах Прибалтики – Латвии и Литве,  которые являются одними из самых неблагополучных в решении гендерных проблем и реализации принципов равноправия.

С принятием в свой состав менее экономически развитых стран Восточной Европы, ЕС был вынужден несколько пересмотреть свою национальную политику, результатом чего стала «Общая программа интеграции, основа для интеграции граждан третьих стран в Европейском Союзе» от 1 сентября 2005 года. Кроме того ЕС поставил на повестку дня решение проблем гендерного характера и подведение вновь принятых стран к необходимости более активного решения гендерных проблем на законодательном уровне.

На страже гендерных интересов стоит экономическая политика ЕС. Причем серьезное влияние в данном вопросе оказывают международные финансовые организации, которые определяют для ЕС принципы финансирования и устранения дискриминации по гендерному признаку в экономической сфере.

На современном этапе развития в ЕС ряд проблем, связанных с гендерными взаимоотношениями остается нерешенным. Европейский Союз, с одной стороны, стремится к уничтожению гендерных различий. Ярким примером того является наднациональная конституция, обсуждавшаяся странами ЕС. Но с другой стороны, основная часть представителей ЕС отвергает многие пункты, в том числе касающиеся устранения национальных различий, которые во многом обусловливают сохранение традиционных гендерных стереотипов. Лидеры европейских стран и население Европы в целом не заинтересовано в отмирании своей идентичности, традиций и самобытности вследствие выстраивания единой европейской внутренней, внешней политики и экономики.

Национальный вопрос в работе ЕС по устранению групп гендерных проблем на современном этапе остается одним из самых острых именно в свете того, что, способствуя сохранению национальной идентичности, Совет Европы, как самостоятельная организация, способствует и сохранению принципов гендерного неравенства, заложенных в культурные традиции и самобытность народов. По мнению аналитиков, в частности П. Таран, проблема национальной идентичности в Европе еще долгое время будет оставаться в силе.

Для России подобные тенденции представляются не актуальными на государственном уровне и борьба с гендерной дискриминацией осуществляется только отдельных аспектах, связанных с экономической сферой. В результате со стороны ЕС Россия представляется неблагополучным в этом плане регионом, сравнимым со странами третьего мира, что снижает рейтинги страны в рамках мирового сообщества. Не смотря на это, в правительстве РФ не ставят в качестве приоритетной задачи обращение к рекомендациям ЕС в плане решения групп проблем, имеющих гендерную ориентированность.

В целом, столкновение интересов РФ и ЕС происходит в приоритете на расхождении интересов стран на международной арене и стремлении России к сохранении идентичности в противовес активному стремлению ЕС к глобализации и единой стандартизации правовых основ.

3.2. Поиск новых форматов сотрудничества ЕС и России

Поиск новых форматов сотрудничества ЕС и РФ ориентируется на развитие направлений, актуальных для обеих сторон и соответствующих интересам международных стандартов сотрудничества.

Одним из наиболее актуальных направлений является защита жертв военных конфликтов и межнациональных конфликтов, а также участие в конфликтах в роли медиаторов. Данное направление особенно актуально в свете событий в Украине, где процесс урегулирования конфликта перемежается с периодическим сведением результатов к нулю и разгоранием вооруженных столкновений. Национализм в данном случае определяется одним из ведущих факторов противодействия в связи с чем решение и устранение проблемы национализма представляется в формате сотрудничества ЕС и РФ одним из наиболее приоритетных ориентиров в свете сохранения и в самой Европе националистических противодействий в связи с существующими стандартами миграционной политики. Развитие более оптимальных, чем действующие, стандартов толерантности, применимых с реально существующих условиях представляются одним из наиболее весомых приоритетов стратегического сотрудничества России и Европы.

В данном аспекте необходимо отметить, что всплески национализма политологи объясняют усилением тенденции современных этносов к суверенности и уменьшением терпимости к проявлением культурных черт национальных меньшинств. Особенно ярко подобные явления наблюдаются в странах, направленных привлечение трудовых мигрантов из стран с низким уровнем экономического развития и отличной от местной культуры и религиозных мировоззрений. В частности, подобные тенденции наблюдаются в современной Европе, которая начинает проявлять все большую нетерпимость на уровне коренного населения к мигрантам – арабам, туркам и просим представителям мусульманской культуры. В современной РФ наблюдается нетерпимое отношение к трудовым мигрантам из Средней Азии, которые не спешат воспринимать нормы и правила коренного населения, весьма ярко демонстрируя и проявляя свои культурные традиции и национальные черты. Фактических столкновений не происходит, однако коренное население весьма недвусмысленно выражает недовольство поведением мигрантов, которые. В свою очередь, местному населению отвечают тем же.

Современными политологами отмечается все большее сопротивление значительной части населения процессам интернационализации и особенно глобализации международных отношений. Это означает, что воинствующий национализм является носителем дезинтеграционного начала, касающегося современной политической и экономической картины мира. Воинствующий национализм находит наиболее яркое выражение в этнических конфликтах.

Шансы на возникновение вооруженного конфликта также повышаются в случае некомпактного расселения представителей этнических групп, но наличия при этом развитых средств связи, при помощи которых они могут общаться и взаимодействовать. Находясь в окружении представителей чужой, по понятиям этноса враждебной культуры, национальное самосознание повышается, что приводит к росту агрессии в случае необходимости защиты проявлений собственной культуры и попыток подавлениях их чужеродной культурой. Средства связи способствуют объединению и обусловливают возможность вспышки агрессии сразу в нескольких местах. При компактном расселении этнические группы чувствуют себя более уверено, создавая комфортную для себя среду в собственном районе. В значительной мере повышаются шансы на возникновение явного противостояния в случае возникновения противостояния религиозного. Чем более религиозным является меньшинство, тем большую агрессию оно проявляет при защите своих религиозных мировоззрений. Представители ислама являются ярким тому примером.

Устранение факторов, способтвующих развитию национальной нетерпимости и интолерантности представляются одним из актуальных предметов поиска в рамках исследований не только ЕС и РФ, но также и ряда международных организаций, включая ООН, что в значительной мере повышает шансы на успех.

Значимым направлением поиска новых форматов сотрудничества между РФ и ЕС представляется более активное включение РФ в процесс глобализации и принятие населением РФ системы западных ценностей и правовых основ. Ситуация в данном плане во много представляется противоречивой так, как часть населения РФ все более активно обращается к традиционным ценностям чему в значительной степени способствуют активизировавшиеся религиозные структуры, которые вопреки конституционным основам активно вмешиваются в политические процессы и требуют особого статуса для религии, особенно для православия, которое активистами отмечается как религия национальная и ведущая для РФ.

В противовес этому явлению активизируется и прозападное направление, которое не только требует соблюдения стандартов конституции, но и обращения России западным стандартам права и системы социальных ценностей, ориентированных на уважение личности.

В частности, одним из ориентиров поиска новых направлений сотрудничества со стороны ЕС представляется обращение к необходимости включения в процесс устранения в России существующей гендерной дискриминации. Подобный фактор в том числе связан и с активизацией борьбы за равноправие сексуальных меньшинств, признание на уровне государственного законодательства допустимости разнообразия сексуальных отношений, чему правительство активно препятствует на законодательном уровне, в том числе и в нарушение международных стандартов прав человека.

Одним из приоритетных акцентов в данном направлении также  представляется устранение различий в оплате труда для мужчин и женщин, выполняющих одну и ту же работу по объему и качеству. Европейский союз принял «меры для обеспечения принципа равных возможностей и равного отношения к мужчинам и женщинам в вопросах занятости и профессии, включая принцип равной оплаты за равный труд или равноценный труд» для всех стран — членов ЕС. В связи с успешным внедрением подобной практики ЕС активно рекомендует и ее внедрение для своих стратегических партнеров.

Для ЕС во многом именно решение проблем дискриминации на современном этапе становится во главу угла и активно продвигается в формате стратегического партнерства. Наличие гендерной дискриминации трактуется, как фактор политической нестабильности, который приводит к ослаблению государства и снижению его рейтингов на международном уровне. В связи с этим России также как и неблагополучным странам предлагается осуществлять борьбу с данным явлением в рамках разработанных ЕС рекомендаций.  При этом, на современном этапе для многих развитых стран решение проблемы разрыва в оплате труда для мужчин и женщин остается не просто актуальным, но во многом не решаемым. В частности, решение данной проблемы на уровне развитых стран представляется проблематичным в связи с существующей сегрегацией по уровню занятости. Фактически для женщины представляется невозможным получить равную заработную плату с частичной занятостью и меньшим объемом выполняемых ей работ. Проблема также заключается в льготах, которые предоставляются женщинам на рабочем месте, в частности отпусков по уходу за ребенком и по болезни ребенка, а также в связи с беременностью и родами. Система льгот является также фактором, ограничивающим заработную плату в связи с тем, что, к примеру, рабочих местах, предполагающих физическую активность, женщины не имеют возможности быть задействованы в трудовом процессе на одном уровне с мужчинами. В связи с этим существуют определенные проблемы в том, чтобы устранить дискриминацию в оплате труда. Более того, в РФ, в отличие от развитых стран ЕС, продолжает существовать практика дискриминации при приеме на определенные должности и профессии, которые могут являться высокооплачиваемыми и интересными.

Для России приоритетом формата сотрудничества в большей степени представляется поиск оптимальных стандартов социального обслуживания населения.   В частности, приоритетами демографической политики для развитых стран ЕС на современной этапе в результате являются:

— Программы поддержки семьи. Данные программы ориентированы на учет того фактора, что женщины в гораздо большей мере ориентированы на домашнюю деятельность, которая существенно влияет на состояние их здоровья, организацию досуга и самостоятельность. Для ряда женщин не существует иной альтернативы, чем домашний труд. Устранение ограничивающих факторов становятся одним из приоритетов работы по поддержки семьи в целом с целью снижения финансовой нагрузки на работающего мужчину.

— Программы поддержки репродуктивной функции. Развитие направления организации для женщины возможности получения оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, а также получения возможности возвращения на рабочее место после отпуска по беременности и родам.

— Программы поддержки престарелых граждан. В приоритете программы ориентированы на устранение дискриминации престарелых граждан на рынке труда, формирование действенной системы пенсионного обеспечения, обеспечение поддержки в старости.

— Программы по социальной адаптации и ассимиляции мигрантов. Ориентированы на устранение элементов разницы культур и проблем, связанных с взаимодействием с коренным населением.

В последнее десятилетие демографическая политика ЕС также ориентирована на разработку и внедрение программ борьбы с бедностью и общей или отраслевой бюджетной поддержки; кроме того, выделяются средства на реализацию инфраструктурных проектов и развитие частного сектора, в том числе через схемы микро-финансирования, повышения энерго — эффективности, и прочие схемы кредитования.

Борьба с бедность определяется приоритетом в первую очередь для стран Европы, которая становится все более привлекательной для миграции из стран с низким уровнем жизни. Низкий уровень жизни также способствует росту негативных процессов на уровне всего мирового сообщества: распространение инфекций, высокая смертность, высокая рождаемость и пр. Все эти факторы ведут к сокращению мировых ресурсов и обусловливают необходимость борьбы с подобными явлениями. Женщины и дети, при этом, определяются одной из слабозащищенных категорий населения, что способствует разрастанию проблем: работорговля, проституция, насилие над женщинами, принуждение детей к сексуальным отношениям и пр.

Поиск успешных технологий на основе существующей практики ЕС в данном направлении представляется одним из ведущих направлений деятельности для России в рамках двусторонних отношений в развитии направления социальных приоритетов, как фактора внутриполитической стабильности.

Во многом для РФ значимым также рассматривается направление взаимодействия с международными институтами, имеющими возможность обеспечить экономическую стабильность страны. Для ЕС данное направление осуществимо в рамках помощи партнерам, но только при выполнении ими определенных условий.

В частности, мировое сообщество и страны, сотрудничающие с международными финансовыми организациями, получают финансовую помощь на условиях, которые перед ними выдвигают ЕС, МВФ и Всемирный банк. Одним из условий выступает переход стран на принципы гендерной интеграции и устранение проблем гендерной дискриминации на уровне законодательства и в политической практике. Во многом выдвигаемые принципы соответствуют принципам, представленным в рамках законодательства ЕС.

Помимо этого организации могут выдвигать и ряд других условий, которые представляются приоритетными для глобальной политики. Однако, сотрудничество РФ с ЕС может сделать процедуру более упрощенной особенно в свете ориентированности России на стандарты принятия рекомендаций ЕС в устранении внутренних проблем.

В последнее десятилетие совместная работа ЕС и международных финансовых организаций при непосредственном сотрудничестве и посредничестве ООН ориентирована на разработку и внедрение программ борьбы с бедностью (Всемирный банк) и общей или отраслевой бюджетной поддержки (ЕС); кроме того, выделяются средства на реализацию инфраструктурных проектов и развитие частного сектора, в том числе через схемы микро-финансирования, повышения энергоэффективности, и прочие схемы кредитования (ЕИБ, МФК, ЕБРР, АБР и ВБ). Россия в целом имеет возможность принимать участие в данных проектах, что позволит ей устранить не только актуальные социальные проблемы, но также и повысить свой статус на международной арене.

Также необходим отметить, что Европа становится все более привлекательной для миграции из стран с низким уровнем жизни. Низкие показатели уровня жизни в развивающихся странах определяют целую череду негативных процессов, таких как распространение инфекций, высокая смертность, высокая рождаемость и пр. Все эти факторы ведут к сокращению мировых ресурсов и обусловливают необходимость борьбы с подобными явлениями. Совместная работа РФ и ЕС в решении данных групп проблем представляется одним из ведущих приоритетов стратегическогопартнерства.

Деятельность международных финансовых организаций ориентирована на устранение проблем, связанных с экономическим и финансовым развитием. Отдельные сферы представляются для финансовых институтов не первоочередными, однако именно в этих сферах  растет число проблем актуальных для финансовой сферы. В связи с этим подключение к сотрудничеству ЕС и ООН становится для  РФ не только актуальным, но также и категорично необходимым. Также необходимо отметить, что программы и проекты, которые внедряются международными организациями,  разнообразно воздействуют на жизнь населения.  Оказание финансовой помощи, ориентированное на стимулирование устойчивого развития, экономический рост и борьбу с бедностью, нередко сказывается негативно на наиболее уязвимых слоях населения — женщинах, детях, пожилых людях, малообеспеченных людях, этнических меньшинствах.

Негативные последствия могут принести и проекты развития инфраструктуры, в том числе и на стадии внедрения проекта в связи с различием внедряемых принципов и региональными культурными особенностями и предпочтениями. Подобная проблема является актуальной на уровне самого ЕС, невзирая на высокий уровень успешности внедрения программ интеграции. На уровне развивающихся стран процесс в значительной степени усугубляется противодействием местного населения и отсутствием сопутствующих программ повышения уровня образования и изменения стратегий и принципов культуры.

В частности, по результатам исследований, проведенных специалистами сети НПО Бенквоч, на проекте строительства нефтепровода Баку – Тбилиси – Джейхан (осуществленной при поддержке МФК и ЕБРР) и нефтегазовом проекте «Сахалин-2» в основном работали рабочие-иностранцы мужского пола, и по причине  отсутствия социальной политики это привело к развитию проституции, торговли людьми, повышению уровня бедности, росту уровня зараженности ВИЧ/СПИД, а также усложнило жизнь местного населения.

Возникшая проблема является достаточно распространенным результатом и на уровне международных организаций, в частности ООН, вопрос о развитии проституции по причине низкого уровня жизни женщин в районах крупного строительства, финансируемого международными финансовыми организациями, вопрос поднимался неоднократно. ЕС в данном направлении занимается разработкой стратегий для стран Европы, однако данные стратегии могут внедряться и в странах с развивающейся экономикой, в том числе РФ.

В сотрудничестве ЕС с РФ в стратегиях развития в приоритете должен стоять вопрос об определении проблемы на ранних стадиях. Согласно опыту работы международных организаций фактически любой проект, предполагающий крупные финансовые затраты и особенно в развивающихся странах, несет за собой экологические, экономические и социально – экономические последствия, которые сказываются на самых незащищенных категориях населения. Предварительная работа по устранению групп проблем может стать предотвращение последствий, ухудшающих положение населения в регионах инвестирования, приоритетных для сотрудничества России со странами ЕС.

Поиск новых форматов сотрудничества РФ и ЕС также во многом связан с существующими тенденциями развития информационного пространства, которое становится международным и слабо контролируемым. С одной стороны развитие подобных тенденций является положительным моментом, однако по ряду направлений через современные средства коммуникации осуществляются разнообразные формы деятельности, связанной с правонарушениями. И даже недобросовестная работа СМИ в целом может привести к достаточно серьезным последствиям, которые в результате могут ухудшить международную обстановку и сотрудничество стран в рамках двусторонних отношений.

Стратегия Внутренней безопасности ЕС в качестве одного из направлений определяет повышение уровня безопасности в киберпространстве для граждан и бизнеса.

Это связано с тем, что новые формы угроз создают также быстро развивающиеся информационные технологии. Для борьбы с киберпреступностью страны ЕС должны сотрудничать на уровне ЕС, чтобы предпринять дальнейшие действия:

— по укреплению потенциала правоохранительных и судебных органов: будет создан центр ЕС по киберпреступности для сотрудничества между странами ЕС и институтами Европейского Союза, будет укрепляться потенциал стран ЕС в области расследования и преследования преступников;

— в работе с отраслью с целью расширения возможностей для граждан и усиления их защиты: будет создана система отчетности о случаях киберпреступлений и будут подготовлены руководящие указания по обращению с незаконным содержанием в Интернете;

— по укреплению потенциала для противодействия кибер-атакам: будет создана сеть групп экстренного компьютерного реагирования на национальном уровне и на уровне ЕС (CERT), а также Европейская система информирования и предупреждения (EISAS).

В результате поиск направлений сотрудничества РФ и ЕС в плане борьбы с киберпреступностью представляется одним из приоритетов развития стратегического партнерства.

Во многом данное направление представляется значимым и для сохранения внутренней стабильности. Информация для власти является таким же базисным свойством, как вещество и энергия. В результате наличия или отсутствия должной информации субъект может обрести или утратить власть, возможности влияния, реализации своих интересов в политической сфере. Таким образом, получение и распространение должной информации становится специфической целью любых субъектов заинтересованных в сохранении власти и влиянии на власть. Информация является механизмом, обеспечивающим целенаправленные действия субъектов, а ее накопление позволяет осуществлять коррекцию поведения субъектов и институтов власти. В то же время, не находя выхода в практических действиях людей, информация подтачивает основания их политического статуса, подрывает соответствующие традиции, ориентируя население на политический протест.

Проблема взаимовлияния средств массовой коммуникации и власти является одной из значимых для определения развития политических тенденций на уровне внутренней политики. Мера независимости средств массовой коммуникации, пределы их влияния на аудиторию – все эти вопросы возникли с момента начала развития демократии в форме проблемы «свободы печати» и «свободы слова».

Это изменило способы взаимодействия власти и  народа. Элитарная политическая коммуникация сменилась массовой политической коммуникацией, рассчитанной не только на «просвещенную публику», но и на широкую общественность. Массовая политическая коммуникация обеспечила трансляцию информации между политической и социальной системами, а средства массовой информации стали одним из важных политических институтов. Вместе с этим появилась модель «социальной ответственности средств массовой информации», тогда как проблема взаимодействия средств массовой коммуникации и власти вышла за пределы темы «свободы печати».

В современном мире массовая политическая коммуникация производит обеспечение граждан основной информацией о власти и властных структурах, их деятельности и направленности, тем самым влияя на их поведение.

В частности, Д.Н. Песков отмечал в 2003 г., что «ползучее разрастание сетевых форм представляет собой безусловную угрозу традиционному пониманию политики как совокупности отношений по поводу власти». Песков обращал внимание, что власть вписывается в новые культурные коды. По­средством кодов принимаются решения на уровне институтов, «что в свою очередь приводит к разрыву с политической логикой традиционных институтов». На основании этого Песков делал вывод, что «чтобы обеспечить свое существование, институты должны перестать быть собой, утратить свою статусную природу». «Интернет очень быстро стал важным фактором мировой политики, средством создания глобального общества».

Таим образом, поиск новых направлений и стандартов сотрудничества РФ и ЕС представляется не только многоаспектным, но также зависит и от существующих стратегий развития мирового сообщества.


Страницы:   1   2   3   4   5   6


 

Нужна помощь
с дистанционным обучением?
Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *