Заявка на расчет
Меню Услуги

Развитие творческого потенциала сельских подростков средствам социально-культурной деятельности

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2  3  4


Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы культурно-досуговой деятельности сельских подростков

1.1 Сущность и специфика культурно-досуговой деятельности сельских подростков

1.2 Культурно-досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала

Выводы по первой главе

Глава 2. Возможности развития творческого потенциала сельских подростков средствами культурно-досуговой деятельности (на примере гайниямакского сельского многофукционального дома культуры)

2.1 Анализ развития творческого потенциала подростков села Гайниямак средствами культурно –досуговой деятельности

2.2 Разработка рекомендаций по развитию творческого потенциала сельских подростков

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рассматривая проблему досуга в условиях реформирования российского общества, следует учитывать непростой социальный контекст, в котором работают учреждения, призванные в рамках своих полномочий решать вопросы организации досуга детей. Предпочтение отдаётся часто танцевально-развлекательным и зрелищным формам его организации. Современные дети предпочитают проводить свободное время за компьютером, пассивно воспринимать телевизионные передачи, зачастую адресованные не их возрасту. Возникновение «компьютерного поколения» привело к тому, что из детской жизни вытесняются реальные жизненные впечатления и практический опыт, желание творить, моделировать, создавать своими руками.

Актуальность темы исследования. Досуг традиционно считается одной из важных сфер жизнедеятельности подростков. Жизненные стороны общества постоянно трансформируются, при этом изменяется и социокультурная специфика в сфере досуга. Подростками считают особую социальную группу, более всего восприимчивую к социокультурным новшествам, которая оказывает разное по своей системе влияние на становление личности подростка. На сегодняшний момент особенно актуальна проблема овладения детьми и подростками способами формирования своего свободного времени, умением насыщенно и интересно проводить свой досуг.

Предмет исследования: процесс развития творческого потенциала.

Объектом исследования является развитие творческого потенциала сельских подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Цель исследования: проанализировать возможности развития творческого потенциала сельских подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

Для достижения этой цели, необходимо решить следующие задачи:

­ Рассмотреть сущность и специфику культурно-досуговой деятельности сельских подростков.

­ Изучить культурно-досуговую деятельность как средство развития творческого потенциала.

­ Проанализировать развитие творческого потенциала подростков села Раевского.

­ Разработать рекомендации по развитию творческого потенциала сельских подростков.

Гипотеза исследования: Развитие творческого потенциала сельских подростков возможно с помощью правильной организации культурно-досуговой деятельности.

Методы исследования: Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

— теоретические (анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования; систематизация и обобщение информации).

-эмпирические (анализ документов, анкетирование)

В работе был использован, прежде всего, культурологический подход, так как с помощью него мы раскрывали единство всех аспектов культуры, и именно он рассматривает человека как субъект, главное действующее лицо. Кроме того, был выделен личностный подход в качестве отдельного направления исследований творческого потенциала, в рамках которого рассматриваются характерологические, эмоциональные, мотивационные, коммуникативные качества личности творчески одаренных людей, в результате чего создается их обобщенный портрет. Рассматривая проблему формирования творческого потенциала, мы действовали в рамках деятельностного подхода.

Степень научной разработанности. Существенный вклад в изучение специфики культурно-досуговой деятельности подростков внесли исследования Андреевой А.А., Бадашкеева М.В., Ганьшиной Г.В., Бабаевой Е.В. В их работах говорится о сущности культурно-досуговой деятельности, в особенности сельских подростков. Бадашкеев М.В.  и  Качан, Г.А. в своих исследованиях анализируют учебную среду образовательного процесса сельских подростков. Значительное место в изучении понятий творчества занял Р.Гут, который пишет, что творчество есть продуктивная мыслительная деятельность, приносящая нетривиальный результат, М.М. Бахтин считающий, что творчество – механизм развития личности. Здесь и проявление индивидуальности личности (Е.Л. Яковлева) и ее взаимодействие (Я.А. Пономарев).  По Д.Б. Богоявленской, творчество – это выход мышления личности за рамки принятой нормы, т.е. обыденного. В. Андреева предложила структурную модель, которая позволяет выделить компоненты творческих способностей личности. И.Б. Белая  представила структуру творческих способностей  «как взаимоотношение «целого» (интеллектуальной активности) и «части» (общие умственные способности, мотивы)». В статье А.В. Михайловой представлена классификация развивающего творчества, которая делит творчество на: научное, техническое, художественное, педагогическое.

Однако в изученной нами литературе нет анализа формирования творческого потенциала, за счет чего это может произойти, не рассматривается культурно-досуговая деятельность как компонент, помогающий развить творческий потенциал.

Теоретическая значимость исследования. В данной работе раскрывается понятие культурного досуга, культурно-досуговой деятельности. Проводится анализ развития творческого потенциала сельских подростков. Выделяются основные черты подросткового возраста, особенности культурно-досуговой деятельности и ее влияние на творческий потенциал. Все это понадобится для дальнейшего изучения проблем, связанных с развитием культурно-досуговой деятельности сельских подростков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе были разработаны методические рекомендации по развитию творческого потенциала сельских подростков средствами культурно-досуговой деятельности. Данная работа отличается высокой практической значимостью. В ходе работы над дипломным проектом была разработана программа дополнительного образования «Творческий подросток», позволяющая сделать процесс развития творческого потенциала сельских подростков доступным и

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения. Основная часть состоит из двух глав. В первой главе раскрываются особенности культурно-досуговой деятельности и ее влияние на творческий потенциал. Вторая глава содержит анализ творческого потенциала, включает рекомендации по развитию творческого потенциала сельских подростков средствами культурно-досуговой деятельности.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ПОДРОСТКОВ

1.1 Сущность и специфика культурно-досуговой деятельности сельских подростков

 

Досуг традиционно считается одной из важных сфер жизнедеятельности подростков. Жизненные стороны общества постоянно трансформируются, при этом изменяется и социокультурная специфика в сфере досуга. Подростками считают особую социальную группу, более всего восприимчивую к социокультурным новшествам, которая оказывает разное по своей системе влияние на становление личности подростка [4, c. 22]. На сегодняшний момент особенно актуальна проблема овладения детьми и подростками способами формирования своего свободного времени, умением насыщенно и интересно проводить свой досуг.

У сферы досуга имеется определенная свобода от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках происходит смягчение давления на личность молодого человека. Подростковый возраст связан со становлением личности. Именно поэтому, как считают многие специалисты, данному возрасту приписывается мнение, что он самый сложный и трудный. Данный период характеризуется тем, что в нем  формируются социальные установки, отношения к обществу, себе, окружающим, закладывается основа нравственности, устанавливается межличностное поведение и характер [1, c.244].

Подростковый возраст можно считать наиболее ответственным. У молодого человека в подростковом возрасте можно заметить желание самосовершенствоваться, самопознавать, самовыражаться, личностно самосовершенствоваться [10, c. 184]. Характерная черта подросткового возраста обычно состоит в том, чтобы стремиться подражанию старшим, ориентируясь на ценности современного мира. С одной стороны, подростки начинают конфликтовать сами с собой, с другой – происходит возникновение повышенной самооценки и интереса к своей личности. Подростковому возрасту характерно весьма эмоционально оценивать проблемы, любую мелкую неприятность можно раздувать до размеров катастрофы, беспечно относиться к своей жизни, противоречив наличию болезненного самомнения [6, c. 266].

Переход к подростковому возрасту характеризуется тем, что возникают качественные новообразования, под которыми понимаются становление нового уровня самосознания, «Я — концепции», характерной чертой которой является чувство взрослости. Наиболее чётко дать определение новообразованию смог Л.С. Выготский. 178 «Новообразование – это обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста. Чаще всего они касаются отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, физиологии организма, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей».

Для подростка характерны «повышенная возбудимость и бурные переживания успехов и неудач, повышенное самолюбие и обидчивость. Познавательная деятельность подростка более целенаправленна и произвольна. Развивается фантазия, объём памяти увеличивается, углубляется абстрактное мышление, интересы широки и неустойчивы. Поэтому подросток часто переходит из одного кружка по интересам в другой» [7, с. 44]. По мнению отечественных учёных, подростковый период характеризуется такими психологическими особенностями:

  1. Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации. В. В. Ковалев отмечал, что это «стремление к взрослости, самостоятельности, желание освободиться от опеки взрослых, отрицание своей принадлежности к детям. Подросток стремится расширить свои права и ограничить права взрослых в отношении его личности. Протест и неподчинение – средства, при помощи которых подросток добивается изменения прежнего типа отношений с взрослыми» [1, с. 120].
  2. Реакция группирования со сверстниками. Общение со сверстниками занимает особое значение в жизни подростка, учебная деятельность постепенно отходит на задний план.
  3. Возникновение интереса к противоположному полу.
  4. Развитие самосознания. «Важнейшей особенностью личности подростка, как отмечал Л.С. Выготский, – является бурное развитие рефлексии и на ее основе – самосознания. Именно в этом возрасте возникает ориентировка личности на самооценку. От характера самооценки зависит уровень притязаний подростка»

Личностные качества подростков формируются в процессе общения в различных видах деятельности, во время творческих занятий, занятий физкультурой и спортом, то есть в процессе социально-культурной деятельности. «Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер» [7, с. 186].

Подросток познает окружающую действительность не только во время учебной деятельности, но, что особенно важно, в процессе занятий различными видами творчества: театральным, музыкальным, хореографическим и др. Во время занятий в творческих коллективах и объединениях, кружках и студиях подросток получает новые знания, формирует практические умения и навыки. «Занятие творческой деятельностью в этот период является одним из основных способов самореализации подростков и их профессионального самоопределения в будущем. Одной из особенностей подросткового возраста является стремление к реализации собственного «Я» или самореализации». По мнению В.В. Козлова, «самореализация – это проявление своих способностей, физических, интеллектуальных, эмоциональных, поведенческих в социальное пространство»

Характерная черта подросткового досуга состоит в том, что превышается творческо-потенциальная и поисковая активность. Подросткам нужны постоянные приливы новых эмоций и ощущений, поэтому их проще склонить к игровой деятельности, которая охватывает психику в целом, для них очень трудно принимать и приспосабливаться к однообразию [12, c. 30]. Культура досуга ребенка должна быть изучена еще с раннего возраста, так как владеть данной культурой значит планомерно и целенаправленно воздействовать. В процессе изучения досугового времяпрепровождения стоит прививать подростку ряд навыков самоорганизации. Но и этого будет недостаточно. У подростка для того чтобы избежать криминальных ситуаций и бездумного времяпрепровождения должны быть навыки правильного и разумного выбора, связанного с использованием своего свободного времени, умение управления своим поведением, навык адекватно оценивать себя и проведения самоанализа [16, c.134].

Проблема возрождения современного села является важной, значимой, обсуждается на уровне Правительства страны и находит свое отражение в различных программных документах. Её решение требует больших финансовых вложений, необходимых для создания инфраструктуры учреждений социально-культурной сферы, соответствующих современным запросам сельских жителей.

В Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» нашли свое отражение проблемы современного российского сельского сообщества в сфере организации его свободного времени и социально-культурного воспитания подрастающего поколения [1]. В этой связи в качестве приоритета обозначено создание (реконструкция) культурно-досуговых организаций клубного типа на территориях сельских поселений.

Не менее острой является проблема закрепления кадров, обладающих инновационным мышлением, готовых к поиску нестандартных решений профессиональных задач в условиях села, коренному преобразованию социально-культурной практики селян, поддержке добровольческих движений и иных гражданских общественно значимых инициатив.

Реализация данной стратегии требует поиска новых путей и подходов к решению проблемы досуга селян в целом, и детского досуга, в частности. В данном контексте наиболее продуктивной нам представляется концепция социокультурного пространства современного села.

Социокультурное пространство современного села имеет ряд специфических особенностей. Среди них З.В. Дарижабон отмечает стойкость и устойчивость этнопедагогических воззрений сельских жителей, ценностное отношение к народной медицине, своим обычаям, характеризующим образ жизни, сложившийся на данной территории.

Важной характеристикой социокультурного пространства любого поселения, в том числе и сельского, и основой для формирования личности юных селян, их культурного и образовательного уровня выступают менталитет, историко-культурное поле, традиции, языковые, этнические и социальные отношения, инфраструктура и воспитательная среда учреждений социально-культурной сферы [2].

Социокультурное пространство современного села не следует воспринимать как механическую совокупность образовательных и культурных учреждений. Оно выполняет определенную миссию в формировании системы субъект-субъектных, социально-ценностных отношений. В результате социокультурное пространство села обретается динамические характеристики социально-культурной среды как совокупности комплекса «социальных, культурных, социально-педагогических условий развития личности, сложившихся на определенной территории в результате исторического, социально-экономического и культурного её развития».

Важным, значимым для сельского социума, обладающим достаточно большим воспитательным потенциалом, является общественное мнение. Сила его влияния проявляется в уважительном отношении к старшим, семейной традиции, родителям, в стремлении к проявлению взаимопомощи.

У сельского жителя в детском возрасте формируется ценностное отношением к труду, являющееся базовой основой всей системы воспитания подрастающего поколения, формирования его ментальности и духовности. Консервативность и традиционность образа жизни, передача опыта на основе конкретного примера способствуют сохранению целостности национального самосознания, которое находит свое проявление в потребности в самоидентификации со своим народом, стремлении сохранить накопленный ментальный опыт и транслировать его будущим поколениям.

Выделяя специфические особенности социокультурного пространства современного села, Н.В. Ефремичева и С.Н. Новиков заостряют внимание на дефиците культурного воздействия (отсутствие театров, музеев, художественных выставок и прочих культурных событий). Особый акцент они ставят на ограниченности круга общения, что выступает весомым фактором замкнутости пространства села [3] В этой ситуации актуализируется эффективное использование имеющегося ресурсного потенциала сельского социокультурного пространства.

Инновационный подход к организации детского досуга на селе ориентирует на создание интеграционной модели: «Сельский клуб – библиотека – школа – детский сад». Взаимосвязь и взаимодействие структурных компонентов данной модели создает необходимые условия для нерегламентированного общения в условиях свободного времени, формирования мотивации, активной жизненной позиции детей и подростков, проживающих в сельской местности.

Ядром такой модели и интегрирующим механизмом социокультурного пространства села является клуб. Клуб на селе – это не только место общения, организованного досуга, удовлетворения познавательных интересов, формирования культуры праздничного поведения. Он решает проблему дефицита культурного воздействия на детей и подростков через реализацию их потребности в творчестве.

Выступая активным субъектом культурной политики на селе, клуб осуществляет поддержку различных инициатив населения, способствуя этим реализации его социально-культурной активности. [4] Таким образом, сельский клуб решает широкий круг задач по удовлетворению потребности детей и подростков в познавательной, художественно-творческой, рекреативно-оздоровительной деятельности и реализации различных социальных практик.

Широкая направленность деятельности клуба формирует у них любовь к малой родине, уважение к сельскому труду, приверженность семейно-бытовым традициям, ценностное отношение к традиционной народной культуре. Очевидно, что только клуб, располагающий необходимыми условиями, в том числе и достаточной материально-технической базой, способен решить все перечисленные задачи.

Практика говорит о несоответствии должного и сущего. В этой связи продуктивным представляется взаимодействие различных базовых образовательных учреждений, решающих проблему организации досуга детей в социально-культурном пространстве современного села. Такой подход расширяет нишу социокультурного пространства села и обогащает спектр культурных и образовательных услуг.

Социокультурное пространство сельского региона решает задачи социально-культурного развития социума, в целом, и отдельно взятого человека, в частности. Именно в сфере досуга сегодня сосредоточился ряд социальных проблем, которые общество не может решить в других сферах жизнедеятельности (наркомания, преступность, алкоголизм, проституция и др.). Конечно, только досуговая деятельность этот социальный заказ не выполнит. Но она может предложить альтернативные социально значимые программы для подрастающего поколения, которые сформируют у него высокую досуговую квалификацию, окажут воздействие на ценностную сферу общества.

В этой связи доказали свою востребованность и эффективность социа льно-культурные комплексы, являющиеся принципиально иной формой организации социокультурного пространства села. Интеграция педагогических возможностей в рамках социально-культурных комплексов позволяет им создать воспитывающую среду, обеспечивающую личностный рост каждому ребенку, подготовить его к вхождению в стремительно меняющийся социум. Как важный фактор духовно-нравственного развития села, клуб реализует не только культуросозидательную функцию.

Во взаимодействии с иными социальными институтами села он решает проблемы поддержки и реализации гражданских инициатив, направленных на гуманизацию социально-культурной среды, укрепление межпоколенных и межличностных отношений, ведет пропаганду здорового образа жизни.

Дополнительное образование осуществляется на основе примерных (типовых), модифицированных, авторских программ по таким направлениям, как художественное, физкультурно-спортивное, туристскокраеведческое, эколого-биологическое. При отсутствии детского сада и учреждения дополнительного образования как самостоятельных структур, их функции выполняют сельский клуб и сельская школа.

Таким образом, клуб как центр социально-культурного комплекса, в опоре на партнерские взаимоотношения и культурно-исторические возможности села, обретает возможности, необходимые для решения проблемы социально-культурного воспитания подрастающего поколения, вытекающие из социально-экономических и социокультурных задач сельского региона. Работники культуры учитывают особенности и возможности сельского клуба при организации досуга детей подросткового возраста, руководствуясь при этом социально-культурными возможностями села, педагогической общественности, состоянием воспитательной работы в школе и социально-психологическими особенностями подрастающего поколения, выросшего и проживающего в сельской местности.

Современное общество требует новых технологий в деятельности всех социальных институтов, работающих с молодежной и подростковой аудиторией, так в настоящее время проблема социальной и индивидуальной адаптации данной социальной группы очень актуальна из-за быстро меняющихся условий жизни, эволюции различных форм обучения, воспитания и развития, необходимости подготовки к жизни и социальному успеху [23, c. 24].

К сожалению, в силу социально-экономических трудностей общества, большого количества безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточного внимания к организации досуга молодежи и подростков со стороны местных органов власти и культурно-досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга, т.е. молодые люди проводят досуг дома либо создают неформальные сообщества. Основная причина непосещения досуговых учреждений в сельской местности – это большая загруженность учебой, работой, домашними делами, что весьма характерно для современного ритма жизни. Существуют причины внутреннего и внешнего порядка низкого посещения культурно -досуговых учреждений [20, c.1262].

Внутренние причины – это индивидуальные психологические особенности, т.е. замкнутость, трудности при общении с другими людьми или отсутствие интереса, плохое физическое здоровье, загруженность учебой, работой, домашними делами и т.д.

Внешние причины обусловлены:

  • территориальной удаленностью различных крупных культурно-досуговых учреждений, т.к. для большинства жителей села доступным источником культуры являются только сельские культурно-досуговые учреждения;
  • низким уровнем жизни сельских жителей, т.к. не каждый может позволить себе часто выезжать в районный центр или город;
  • слабой материально-технической базой, функционирующих на селе учреждений культуры;
  • снижением престижа библиотек из-за устаревания библиотечного фонда, а также огромной конкуренции сети Интернет, где можно найти любую книгу.

Анализ структуры свободного времени современной сельской молодежной и подростковой аудитории показал, что досуг в основном проводится в домашних условиях: прослушивание музыки, просмотр телевизора, общение с друзьями, пользование сети Интернет с целью развлекательного характера, что за последние несколько лет заняло лидирующую позицию. Идет тенденция распространения пассивного, малоподвижного досуга среди сельской молодежной и подростковой аудитории.

В сфере досуга особенно важно правильно организовать досуг молодежи и подростков, так они более восприимчивы, открыты для влияния на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. Известно, что когда нет положительной альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками, курением, алкоголизмом и другими вредными привычками. Именно поэтому следует уделять особое внимание организации культурно-досуговой деятельности с учетом досуговых предпочтений данной социальной группы

В складывающейся на селе довольно сложной социально-демографической ситуации, важнейшей задачей специалистов культурно-досуговых учреждений является формирование потребности в культурном досуге сельских жителей, внедрение в свою практику хорошо зарекомендовавших себя традиционных технологий, а также применение инновационных технологических процедур организации досуга. Грамотная организация досуговой занятости и просвещения средствами культуры и искусства рассматривается сегодня альтернатива молодежному неформальному досугу, часто являющемуся одной из предпосылок совершения противоправных действий, одна из составляющих большой работы по первичной профилактике этого асоциального явления.

Организация культурного досуга и свободного времяпрепровождения, развития у сельской молодежной и подростковой аудитории творческого потенциала, проведения различного рода мероприятий и привлечения их в клубные формирования и любительские объединения позволит подрастающему поколению совершенствоваться, развиваться, само организовываться.

В культурно-досуговой деятельности подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями. известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации. И его коррекция часто возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение. Важно заинтересовать и разнообразно организовать свободное время молодежи и подростков, по привлечению их в культурно-досуговые учреждения, делая досуг непохожим на учебную и трудовую виды деятельности.

Наиболее популярными формами мероприятий в сельском культурно-досуговом учреждении являются квест-игры, развлекательные и познавательные игровые программы, конкурс ы, концерты, праздники, соревнования, выставки, фестивали, тематические дискоакции. Досуг является важным элементом жизнедеятельности и формирования общества, и от того, будет организован досуг молодежной и подростковой аудитории, зависит то, кем станет подрастающее поколение села.

На сегодня в муниципальных учреждениях культуры очень низкая обеспеченность кадрами среднего и высшего профессионального образования профильного направления. Статистические данные указывают на общую практику по привлечению специалистов непрофильного образования и в отсутствии такового. Это, в свою очередь, не может не отражаться на качестве услуг и результативности работы учреждений культуры [21, c. 19].

Можно сделать вывод о том, что следует уделить особое внимание организации досуга подрастающего поколения именно в сельской местности, так материально-техническая база и обеспечение кадрами, по сравнению с городскими учреждениями культуры, находятся на более низком уровне [14, c. 24]. Необходимо внедрять новые технологии, стимулировать стремление молодежной и подростковой аудитории к активному проведению досуга, создавать оптимальные условия для гармоничного развития личности, сводить к минимуму ничем не занятое свободное время молодых людей. При формировании новых направлений молодежной политики необходимо адекватно оценивать состояние досуга молодежи на селе и эффективность деятельности существующих учреждений, призванных организовывать досуг населения.

Создание привлекательного, положительного имиджа учреждения культуры позволяет привлечь в его стены большое количество детей и подростков, что дает определенную альтернативу бездеятельностному, праздному времяпрепровождению, являющемуся одной из основных предпосылок совершения преступления [5, с. 218].

Особенно эта проблема актуальна для подростков, проживающих в сельской местности, где существуют определенные проблемы, связанные с культурным уровнем населения, который намного уступает этому же уровню городского населения. В сельской местности и поселках молодежи иногда не с кого брать пример, они не знают, каким образом можно с пользой проводить свободное время. Музыка, народное творчество, театр, игры на музыкальных инструментах являются наиболее привлекательными формами для подростков, показывает практика молодежного досуга. Но далеко не все культурно-досуговые центры выстраивают свою работу, учитывая интересы молодых людей.

Необходимо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, но и предвидеть их изменения, а также быстро реагировать на них и суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий [3, с. 33].

Следует отметить, что на данный момент совершенствование деятельности культурно-досуговых центров по организации свободного времени молодежи является основной актуальной проблемой. И ее решение должно идти эффективно по всем направление работы: совершенствование хозяйственного механизма, разработка инновационных концепций развития учреждений культуры, новейшие подходы к модели и профессии самого клубного работника, постановка, планирование и содержание деятельности в управлении учреждения сферы досуга [6, с. 103].

Главной задачей культурно-досуговых центров на современном этапе является максимальная реализация развивающих и досуговых программ для подростков, в основу которых положен принцип простоты организации, массовости привлечения незадействованных групп молодежи. Сфера досуга сегодня является сосредоточением таких социальных проблем, которые общество изначально не может решить в других сферах жизнедеятельности. Это не означает, что именно досуговая деятельность в полном объеме способна выполнить подобный социальный заказ, но она способна предложить альтернативные социально-значимые досуговые программы как клубная сфера.

Деятельность учреждений, занимающихся досугом молодежи, должна быть направлена в первую очередь на создание наиболее оптимальных и благоприятных условий для развития творческих и духовных способностей молодого поколения, а также для отдыха. Какие же существуют социально-культурные центры, участвующие в реализации социального заказа?

Рассмотрим их классификацию.

По основному профилю деятельности – многопрофильные и монофункциональные в следующих видах досуговых занятий:

  • социально-гуманитарные;
  • художественно-эстетические;
  • спортивно-оздоровительные;
  • научно-технические.

По социальной ориентации – дошкольный, детский, подростковый, молодежный и т.д.

Таким образом, в России культурно-досуговая среда выступает в роли общественного пространства для деятельности, где осуществляется переживание ценностного состояния, что являет собой культуру, духовные ценности.

В целях совершенствования организации досуговой и социальной воспитательной работы необходимо: активизировать работу по  расширению перечня услуг в  муниципальных учреждениях, связанных с  научно-техническим и  прикладным творчеством, профориентационной деятельностью, развитием информационно-коммуникационной культуры, социальной ответственностью детей и подростков; проведение мероприятий по культурной деятельности; разработать схемы размещения объектов социальной, воспитательной, досуговой, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с  подростками [2, с. 16].

В современных культурно-досуговых учреждениях необходимо добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое на данном этапе присуще многим людям, которые считают, что содержательное проведение свободного времени им кто-то должен обеспечить, но только не они сами. Следовательно, эффективность использования досуга во многом зависит и от самого человека, от его личной культуры и интересов.

Деятельность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью, сетью культурно-досуговых учреждений.

Сложившаяся ситуация обусловлена вполне конкретными обстоятельствами и условиями жизни и деятельности определенных социальных категорий и групп населения. Специфика этого уровня функционирования социально-культурного субъекта фиксируется понятием «жизненная ситуация», которая рассматривается как своеобразная теоретическая конструкция, позволяющая высветить взаимосвязь социальных и индивидуальных факторов, детерминирующих деятельность и поведение людей в проблемной ситуации.

Для того чтобы подросток откликнулся на предложение вступить в какое-либо клубное формирование, его позиция должна отвечать следующим требованиям: подросток должен обладать такой потребностью или таким глубоким и устойчивым интересом, чтобы систематически уделять ему часть свободного времени, предпочитая его некоторым другим. Подросток, не заинтересованный в контактах с другими людьми по своему интересу, не вступит в какое-либо формирование. Интересы могут удовлетворяться в индивидуальном порядке или в крайне узком кругу. Например, любитель музицирует в одиночестве и не заинтересован ни в публике, ни в коллегах по этому увлечению. Можно очень любить литературу, но, будучи замкнутым человеком, не хотеть общения с другими людьми на почве своего интереса.

Подросток должен допускать возможность организации этой деятельности или потому, что ощущает потребность в учебе и руководстве, или потому, что готов подчиниться некоторому регламенту, ради преимуществ, которые дают занятия в клубном формировании. Например, ему необходима поддержка коллектива в разработке рационализаторской идеи; формирование предоставляет возможность пользования дорогой музыкальной аппаратурой; человек убедился в бесперспективности индивидуальных попыток создания любительских кинофильмов и т.п. Из-за этих или других причин подросток хочет участвовать в работе в роли ведущего или ведомого, выполнять некоторые требования, подчиняться определенному порядку. Если такой готовности к организации нет, соответствующие потребности и интересы могут реализоваться в неорганизованной приятельской компании.


1  2  3  4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф