Специалисты условно выделяют несколько стадий, которые в различной степени влияют на процесс социальной реабилитации.
Семья, находящаяся на первой стадии отрицает диагноз своего ребенка. Родители отвергают медицинскую и социальную помощь в силу того, что не видят в ней необходимости, считая, что в развитии ребенка нет ничего особенного. Задача социальной реабилитации на данном этапе – оказать помощь так, чтобы не вызвать ее отторжение. Для этого используют следующие приемы: с осторожностью рассказывать родителям об особенностях ребенка и способах их коррекции, создать благоприятную эмоциональную среду в учреждении, стараться оказывать комплексную поддержку, в том числе и сопровождение.[33]
Средства для этого могут быть различными – посещения данной семьи социальным работником и выстраивание доверительных отношений, группы психологической поддержки родителей и прочее.
Следующая стадия характеризуется выраженными негативными реакциями, направленными на всех, кто находится вокруг. Для молодых специалистов, сталкивающихся с такими проявлениями, это огромное потрясение, ведь родители агрессивно реагируют практически на все. В такой ситуации важно руководителям проводить работу, прежде всего со специалистами, разъяснять причины такого поведения, предотвращать негативные ответные реакции. Нужно помнить, что такое поведение – естественный процесс и ни в коем случае не пропускать через себя негатив, поступающий из семьи, вместе с тем, внимательно относясь ко всем претензиям, стараясь смягчить конфликтные ситуации и оказывать необходимую помощь. Главное для родителей в этой фазе – выговориться. Очень важно понимать сложность этой стадии для семьи и достойно реагировать на кажущееся несправедливым поведение клиентов.
Семьи, находящиеся на третьей стадии, обычно ищут что-то, что станет для них отдушиной и, вместе с тем, будет забирать негативные мысли. Часто это трансформируется в походы к целителям, экстрасенсам и, затем, полный отказ от традиционной медицины. Крайне важно в этот момент не допустить отказа от социальной и медицинской поддержки. И здесь сложность в том, чтобы не вызвать негативную реакцию со стороны родителей, но и не потакать способам, которые могут навредить ребенку и семье. Самым главным условием работы для этого этапа является наличие специалиста, которому родители доверяют и с которым общаются регулярно. Крайне важно наблюдать за семьей и ребенком в этот период, ведь способы лечения, к которым родители могут прибегать в этой фазе, могут не только затормозить процесс реабилитации, но и существенно ухудшить общее состояние ребенка. Вместе с тем, если у семьи появляется вера в благополучный исход выбранного пути, ни в коем случае не стоит разрушать ее, а лишь корректировать способы, которыми родители пользуются в данный момент.[3]
Следующая стадия характеризуется тем, что семьи пропадают из поля зрения социальных служб. Ребенка стараются даже не показывать окружающим, воспринимая дефект ребенка как собственную неполноценность. На этой стадии аккуратность и корректность в поведении специалистов не находится на первом месте, потому что главная цель – расширение социальных контактов семьи. В связи с этим, семьи следует приглашать на различные мероприятия, постоянно поддерживать контакт, разрушая стену, выстраиваемую родителями. В ход здесь могут идти любые способы – обязательные собрания, строгий график посещений и прочее. Уверенность, что родители не одиноки и психологическая помощь – самое важное, что нужно дать семье в этот период.
Далее следует стадия рациональная, когда происходит «принятие» диагноза ребенка. Именно в этот период происходит мобилизация всех сил, реабилитация и адаптация становятся наиболее продуктивными. Связка «родитель-специалист» превращается в самую настоящую команду, целью существования которой является достижение наибольшего результата. Как правило, в этот период важна материальная поддержка семьи, так как на ребенка тратится больше сил, времени и, соответственно, финансовых средств.[5]
Одной из важнейших задач на протяжении этого периода, является обучение родителей психологическим, медицинским, педагогическим и культурно-спортивным знаниям и навыкам, ведь адекватное восприятие физических и умственных способностей ребенка формируется именно на данном этапе. В результате полученых знаний и навыков семья становится маленьким реабилитационным учреждением для собственного ребенка, что, несомненно, способствует успехам и позитивному настрою как родителей, так и специалистов. Финалом этой стадии является расширение границ культурного пространства и успешная интеграция ребенка в социум.
Стоит отметить, что описанные стадии не являются универсальными. Невозможно выделить и определенный срок прохождения стадий, так как на это влияет множество факторов: состав семьи, индивидуальные психологические особенности родителей, степень тяжести дефекта ребенка, жилищные условия, воспитание, социальное окружение семьи. Только при плотной и структурированной деятельности, мобилизующей все силы учреждения, возможно, провести эффективную и полезную работу, отличной оценкой которой будут являться успехи не только ребенка, но и членов всей семьи.[8]
Но защита и благополучие ребенка с ограниченными возможностями здоровья складываются не только из потребностей ребенка в развитии и возможности его родителей удовлетворять эти потребности, но и других факторов: трудоустроенности отцов и матерей, доходов, наличия жилья, социальной интеграции семьи, взаимоотношений между родственниками и окружающими. Социо-культурная среда имеет важное значение для процесса реабилитации. Она влияет на качество и эффективность реабилитационного процесса, уровень возможного развития и психологическое состояние.
В ряде исследований, описанных в литературе, подтверждается тот факт, что болезнь ребенка сказывается на психологическом состоянии родителей, и наоборот, состояние матери влияет на формирование личности ребенка, его психологическое состояние и отношения к окружающему миру и людям. Глубокая привязанность характеризуется чувством вины, которое включает в себя и жалость к ребенку, неприязнь к другим детям, чувство беспомощности. Они страдают противоречиями, сомнениями, склонны к постоянному самоанализу и рефлексии на фоне низкой самооценки.[52]
К сожалению, в нашем обществе пока еще сильна медицинская модель понимания инвалидности, когда вопросы, касающиеся воспитания ребенка с отклонениями в развитии, рассматриваются через особенности его диагноза и характера нарушений. Тогда объектом внимания различных служб помощи семье, в том числе учреждений социальной защиты, как правило, является ребенок, а интерес к его близким чаще всего возникает в момент решения вопросов, связанных с его инвалидностью лечением, проведением реабилитационных мероприятий.[36]
Особое внимание при проведении социально-культурной и спортивной реабилитации следует уделить межведомственному взаимодействию и роли общественных организаций, в частности объединяющих семьи с детьми-инвалидами, имеющими тяжелые нарушения жизнедеятельности. Чаще всего к таким нарушениям относится выраженная интеллектуальная недостаточность, либо сочетанные нарушения физического, психического и интеллектуального развития (множественные нарушения развития).
В Санкт-Петербурге известен и функционирует ряд крупных организаций этого типа:
- Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ»;
- Санкт-Петербургская общественная организация «Даун-Центр»;
- Общественная организация «Лига социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями Санкт-Петербурга»;
- Санкт-Петербургская общественная организация родителей детей-инвалидов с диагнозом фенилкетонурия (редкое наследственное заболевание);
- Санкт-Петербургский общественный фонд помощи детям с особенностями развития «Отцы и дети».
В таких организациях действуют общественно полезные программы по созданию фокус-групп, объединяющих проживающие по соседству семьи, организации досуга семей и проведению различных мероприятий с участием детей-инвалидов. Основа этих программ – повышение уровня социального взаимодействия и поддержка членов семьи, имеющей в составе ребенка-инвалида, информационная поддержка и расширение социального взаимодействия между специалистами учреждений и получателями социальных услуг.[32]
Взаимодействие социальных служб с семьями детей-инвалидов позволяет систематизировать и организовать реабилитационную работу, оказать поддержку членам семей и скорректировать культурно- воспитательный и образовательный процессы.
Самостоятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без близкого взрослого человека ребенок-инвалид не может выжить и развиться в социальную личность.
Сохраняя контакты с социальным окружением, родители способствуют как социально-культурной адаптации своего ребенка-инвалида, так и гуманизации общества, формируя у здоровых его членов правильное отношение к больному ребенку, сочувствие и желание оказывать ему помощь.
1.3. Спортивные мероприятия как средство реабилитации детей-инвалидов
Физкультура и спорт являются одним из важнейших направлений реабилитации детей – инвалидов и их интеграции в обществе, также как интеграция через социально-культурную деятельность и творчество.
Занятие инвалидов спортом и участие в культурно- творческих событиях во многих случаях можно рассматривать не только как средство реабилитации, но и как постоянную форму жизненной активности – социальной занятости и достижений.
В государственной политике развития спорта среди детей- инвалидов безусловный приоритет отдается физкультурно-оздоровительной направленности, массовости этого развития и связанному с ними решению задач социально-психологической адаптации в обществе и по совершенствованию двигательной активности особых детей, повышению уровня их физического, психического и социального благополучия.
Систематические занятия детей-инвалидов физической культурой и спортом не только расширяют их функциональные возможности, оздоравливают организм, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, но и благоприятно воздействует на психику, мобилизуют волю, возвращают детям с ограниченными физическими возможностями чувство социальной защищенности и полезности.[22]
Поэтому в рамках программ, которые реализуются в работе с особыми детьми по социальной защите, реабилитации и интеграции особых детей целесообразно определять меры, направленные на обеспечение условий включения детей-инвалидов в систему оздоровительных физкультурно-массовых мероприятий.
Вопрос внедрения спортивных занятий в среду детей-инвалидов является актуальной задачей для центров реабилитации, работающих с этой категорией населения.
Задача специалистов, работающих с особыми детьми, в эффективном и вдумчивом использовании спортивно-физкультурных технологий в интересах реабилитации и социальной интеграции детей- инвалидов. Она состоит в том, чтобы найти такие виды спортивной деятельности, такие формы ее организации, которые были бы пригодны для особых детей, соответствовали бы не только их физическому, но и психическому состоянию и позволяли бы максимально полно и эффективно реализовать по отношению к ним огромный потенциал спортивной деятельности.
1.4. Специфика реабилитационной работы средствами культуры
Культура; пожалуй, в большей степени, чем другие отрасли человеческой деятельности оказалась недоступной или мало доступной для детей- инвалида. С одной стороны, в силу не адаптированности культурных учреждений, с другой, ввиду её дороговизны в первую очередь для особых детей.
Вместе с тем, именно культура, может изменить многое в его жизни. Творческий процесс, в сфере культурной деятельности и, в частности, в области изобразительного искусства, тем боле в духовной сфере, может преобразить ребенка. Особый ребенок, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физические, и нравственные страдания, обретет в культуре и через культуру поддержку — опору в себе и обществе. Овладевая культурными ценностями, добиваясь успехов, скажем, в области изобразительного искусства, он по-новому осознает себя и перестает быть «социальным изгоем».[19]
Слово «культура» — калька с латинского (лат. -culture, англ. — culture, нем. — die culture). Уже в древности (в классической латыни) имело разные смысловые оттенки или даже различные значения, в зависимости от
В реабилитологии культура — отрасль, человеческой деятельности, которая, может оказать влияние (по принципу возделывания), изменить образ жизни, состояние и положение ребенка-инвалида в обществе.
Культура, и искусство являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, обеспечивающими: развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки личности; творческое самовыражение; развитие навыков общения; формирование активной жизненной позиции.
Культура, занятия творчеством, способно сделать жизнь многих детей — инвалидов богатой и содержательной. Организация крупных мероприятий (фестивалей, концертов, конкурсов, театрализованных представлений, вечеров отдыха и др.) могут привлекаться любые другие специалисты (социальные работники, врачи, патологи и др.). Мероприятия по социально-культурной реабилитации инвалидов могут включать: -концерты художественной самодеятельности; вернисажи выставок изобразительного творчества инвалидов; занятия музыкально-драматического коллектива; занятия вокальной студии; занятия в школе компьютерной грамотности; занятия в школе ремесел; занятия в студии «Декоративный костюм»; занятия в студии рисования; занятия в кружках вышивания, художественного вязания, шитья, скульптуры; занятия в хореографической студии.
В социально-культурную реабилитацию входит также рекреации. Социокультурная реабилитация должна проводиться таким образом, чтобы стимулировать особых детей к активным формам рекреации, что будет способствовать их социализации.[39]
Можно использовать традиционные формы рекреации (посещение театров, кинотеатров, музеев, концертных залов, участие в массовых досуговых мероприятиях и др.). При этом обязательно должно учитываться доступное здание для детей- инвалидов. Возможны специфичные для детей- инвалидов развивающие рекреационные формы (арттерапия, изобразительное искусство для лиц с нарушением слуха, театрально-кукольное искусство для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, искусство скульптуры для лиц с нарушаем зрения, живопись, графика, изобразительное искуство для лиц с нарушением слуха, с поражением опорно-двигательной системы). Приемлемая и привлекательная досуговая деятельность, должны обеспечить инвалидам возможность справиться с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Рекреация должна обеспечивать интеграцию особых детей в oбщюю социокультурную среду, для чего специалисты, работающие с такими детьми, по реабилитации должны взаимодействовать с имеющимися в районе проживания инвалида специальными учреждениями культуры (клубами, библиотеками, театрами и др.) общественными организациями инвалидов, благотворительными обществами и др.
Глава 2. Практика реабилитации детей-инвалидов средствами культуры и спорта в социальном учреждении
2.1. Программа исследования особенностей реабилитации детей – инвалидов средствами культуры с спорта
Анализ деятельности СПб ГБУСОН «Комплексный центр Василеостровского района» по реабилитации детей-инвалидов.
Цель исследования – выявить особенности культурно- спортивной реабилитации детей-инвалидов в СПб ГБУСОН «Комплексный центр Василеостровского района» (СПб ГБУСОН «КЦ Василеостровского района»).
Объект исследования – дети-инвалиды, получатели услуг и их семьи. Предмет исследования – особенности осуществления культурно-спортивной реабилитации детей-инвалидов в СПб ГБУСОН «КЦ Василеостровского района».
Методы исследования – анализ документов, неформализованное интервью с руководителями и специалистами организации (проинтервьюировано 8 человек), анкетирование родителей детей, получающих реабилитационные услуги в отделениях КЦ (30 человек).
База исследования – СПб ГБУСОН «Комплексный центр Василеостровского района» (КЦ), структурные подразделения по работе с подростками и детьми с ограниченными возможностями.
Условно проведение исследования можно разделить на 4 этапа.
Анализ документов включает сбор и обработку информации о работе КЦ, отделений по работе с детьми-инвалидами, знакомство с основной отчетной и статистической документацией Центра и отделений (количественные данные по услугам и категориям получателей услуг).
На втором э тапе была проведена серия интервью с заместителем директора, курирующим отделения по работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Дубасовой, заведующей социально-реабилитационного отделения И.Д. Левановой, заведующим отделения адаптивно-физической культуры И.Е. Савиным, заведующей отделения социально-медицинского сопровождения В.В. Романенко и заведующей отделения дневного пребывания Ю.В. Леонтьевой, а также со специалистами отделения (специалист по социальной работе, психолог, специалист по профессиональной ориентации).
Интервьюирование проводилось с целью выявить особенности работы отделений по приему детей- инвалидов на обслуживание и алгоритма оформления основных документов.
Третий этап исследования – проведение анкетирования среди родителей, чьи дети являются получателями услуг и состоят на обслуживании в отделениях КЦ. Опрошено 30 человек.
Четвертым этапом является оформление результатов интервью, обработка анкет и формирование выводов.
Для определения изучения структуры и организации деятельности комплексного центра на территории Василеостровского района, необходимо рассмотреть общую структуру социальной защиты населения в районе.
Администрации Василеостровского района подчиняется Отдел социальной защиты населения Василеостровского района, в ведомстве которого находится 4 учреждения: СПб ГБУСОН «Комплексный центр Василеостровского района», СПб ГБУСОН «Центр помощи семье и детям Василеостровского района», СПб ГБУСОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом милосердия» и Детский дом № 40 – Государственное дошкольное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей.
СПб ГБУСОН «Комплексный центр Василеостровского района» включает в себя 42 отделение и располагается на 11 площадках, находящихся в разных Муниципальных округах района.
Более 30 отделений комплексного центра предназначены для обслуживания пожилых граждан и инвалидов (трудоспособного и пожилого возраста).
Директором Центра на протяжении 10 лет является Пастухова Таисия Алексеевна, а деятельность отделений курируют 3 заместителя директора.
На сегодняшний день КЦ является ведущим бюджетным учреждением в области предоставления социальных услуг в Василеостровском районе.
На территории Василеостровского района не существует отдельного центра по социальной и культурно-спортивной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, только Центр профессиональной реабилитации инвалидов, поэтому комплексная реабилитация инвалидов проводится в условиях комплексного центра.
Отделения, осуществляющие предоставление услуг по социальной и другим видам реабилитации детям-инвалидам функционируют на базе КЦ с 2006 года. Оказываются услуги по социально-психологической, социально-педагогической, социально-бытовой, физкультурно-оздоровительной, культурно-спортивной реабилитации и профориентационной помощи для детей и подростков с ограниченными возможностями.
Согласно положению, основными задачами отделений являются:
- создание оптимальных условий, способствующих умственному, эмоциональному, физическому развитию и социальной адаптации детей;
- обеспечение права детей-инвалидов на получение образования в соответствии с их возможностями;
- обеспечение единства психологической, педагогической, коррекционно-развивающей помощи детям в целях активного включения их в жизнь общества;
- организация и оказание медицинской помощи и обслуживания;
- формирование навыков, необходимых для обретения бытовой независимости, вовлечение в посильную трудовую деятельность;
- поддержание и сохранение контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.
Основными целями и задачами этих отделений являются формирование социального статуса, помощь в социально-культурной адаптации в обществе, а также развитие творческого и спортивного потенциала ребенка, восстановление и освоение культурных новых навыков.
По состоянию на 2016 год в составе СПб ГБУСОН «КЦ Василеостровского района» имеется 7 отделений, предоставляющих реабилитационные услуги детям-инвалидам. Отделения по работе с детьми-инвалидами располагаются на 2 площадках.
Отделение приема и консультаций граждан.
Основной целью деятельности отделения является выявление потребностей в социальной и других видах реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья; выработка рекомендаций по программе социально-культурной и спортивной реабилитации конкретного ребенка, оформление детей на реабилитацию, оказание консультативной помощи семьям.
Основной задачей отделения является предоставление социальных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, педагогических, культурно-спортивных).
Основными видами деятельности отделения являются:
1. проведение тестирования детей с ограниченными возможностями здоровья с целью определения состояния их здоровья, культурных навыков и умений, способности к самообслуживанию;
2. разработка по результатам теста индивидуальных рекомендаций по программе социально-культурной и спортивной реабилитации ребенка;
3. формирование банка данных на основе собранной информации о детях, их семьях,
4. консультация семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, по вопросам социального обслуживания и социальной защиты.
Социально — культурное реабилитационное отделение.
Основной целью деятельности отделения является восстановление (формирование) социального статуса детей с ограниченными возможностями здоровья и их социально-культурная адаптация к жизни в обществе и семье.
Основной задачей отделения является проведение социально-культурных и спортивных реабилитационных мероприятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и предоставление им и их семьям различных услуг (социально-психологических, социально-педагогических, культурно — досуговых, культурно -спортивных, социально — экономических, социально-правовых) в нестационарной форме.
Основными принципами культурно -спортивной и творческой работы с детьми являются:
- раскрытие творческого потенциала каждого ребенка;
- индивидуальный подход;
- внимание к желаниям и интересам ребенка;
- внимание к особенностям его развития, забота о сохранности его здоровья, хорошего самочувствия и настроения;
- любовь, забота, понимание, поощрение и поддержка.
Основными видами деятельности отделения являются:
- выполнение индивидуальной программы реабилитации, рекомендованной органами медико-социальной экспертизы и уточненной специалистами отделения;
- развитие у детей культурных навыков, необходимых в повседневной жизни, в быту;
- содействие в обеспечении детей и подростков с ограниченными возможностями необходимыми техническими средствами реабилитации;
- консультирование и обучение родителей основам комплексной реабилитации детей в домашних условиях.
5. развитие у детей спортивных навыков, необходимых для преодоления проблем в повседневной жизни, в быту, помогающих преодолевать недуги, повышать жизненный оптимизм.
Отделение профессиональной ориентации детей-инвалидов.
Основной целью деятельности отделения является обеспечение ориентирования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в вопросах возможной в будущем их профессиональной деятельности.
Основными направлениями деятельности отделения являются:
- осуществление комплексного профориентационного исследования детей и подростков с ограниченными возможностями, выявление индивидуальных интересов и способностей с учетом данных государственной медико-социальной экспертизы и психологической диагностики, выработка рекомендаций по вопросу возможной в будущем профессиональной деятельности;
- обучение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья профессиональным первичным навыкам и знаниям;
- организация и проведение культурно — досуговых и спортивных мероприятий для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
- Культурно-досуговые формы и методы реабилитации детей с особенностями психофизического развития: Арттерапия музыкотерапия, сказкотерапия, трудотерапия, песочная терапия,рисование, рукоделье, изготовление игрушек из живого теста.
Отделение адаптивной физической культуры.
Основной целью деятельности отделения является формирование и совершенствование физических, психических, функциональных и волевых качеств и способностей у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья для их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, к обучению и труду.
Основными задачами отделения являются:
- организация специальной физической подготовки детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры и спорта;
- организация и проведение спортивно-оздоровительных мероприятий для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
- наблюдение за состоянием здоровья, толерантностью к физическим нагрузкам, выработка рекомендаций по поддержанию состояния здоровья детей на максимально возможном уровне.
Видами деятельности Отделения являются:
- выработка рекомендаций по проведению спортивно-оздоровительных мероприятий, определение видов спорта и объемов допустимой физической нагрузки;
- участие в разработке индивидуальных комплексных планов (маршрутов) реабилитационных мероприятий с учетом функциональных возможностей и уточнений показаний и противопоказаний к использованию конкретных спортивно- реабилитационных методов;
- проведение обязательных занятий по общей физической подготовке;
- разработка рекомендаций по применению спортивных режимов физических и других нагрузок;
- проведение специальной физической подготовки детей и подростков с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры и спорта;
- организация и проведение массовых спортивно – оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
- наблюдение за состоянием здоровья, толерантностью к физическим нагрузкам в динамике, составление прогноза и значимости мероприятий лечебно – профилактического характера;
- оказание консультативной помощи семьям по проведению соответствующих спортивных мероприятий в домашних условиях;
- участие в организации и проведении культурно-досуговых мероприятий с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья и их родителями.
Отделение социально-медицинского сопровождения.
Основной целью деятельности Отделения является максимально возможное продление пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья в привычной, благоприятной для них социальной среде и поддержание их социального, психологического и физического статуса.
Основной задачей Отделения является временное, разовое или постоянное предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья различного вида социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых) в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания населения.
Видами деятельности Отделения являются:
- выявление и учет детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в Василеостровском районе, и нуждающихся в получении социальных услуг на дому.
- оказание социальных услуг в соответствии с разработанной индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее – ИППСУ).
Отделение дневного пребывания.
Отделение дневного пребывания предназначено для реализации индивидуальных программ социально-культурной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в полустационарных условиях с пребыванием до 4-х часов в дневное время (по рабочим дням с 9.00 до 18.00) в помещениях отделения на период реабилитационного процесса.
Основными задачами отделения являются:
- выявление и учет детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в проведении социально-реабилитационных мероприятий в условиях дневного пребывания в отделении;
- создание комфортных условий для пребывания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в отделении, способствующих удовлетворению их потребностей, предоставлению комплекса социальных услуг;
- выработка рекомендаций и оказание содействия детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья в формировании поведенческих форм, включающих расширение индивидуальных способностей и возможностей: физической активности, приобретения, восстановления и поддержания навыков самообслуживания, снижения уровня зависимости от посторонней помощи и другое;
- предоставление социально-психологических, социально-педагогических, социально-бытовых. культурно — спортивных услуг детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья и их родителям;
- обучение родителей детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья особенностям воспитания и методикам реабилитации.
Основными видами деятельности отделения являются:
- проведение реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальными программами реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
- разработка и выполнение рационального режима пребывания в отделении, способствующего эффективному чередованию различных видов деятельности детей и подростков с ограниченными возможностями, с учетом их психофизических возможностей и пожеланий;
- предоставление социальных услуг детям и их родителям;
- организация досуга и проведение культурно-массовых мероприятий;
- содействие активизации потенциала собственных возможностей детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей.
В процессе осуществления своей деятельности Отделение сотрудничает с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, отдельными гражданами, изучает опыт работы других учреждений социального обслуживания граждан, а также мировой опыт в сфере социального обслуживания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и возможности его применения.
Отделение раннего вмешательства для детей в возрасте до трех лет.
Основной целью деятельности отделения является оказание социальной помощи детям с выявленными в развитии нарушениями в возрасте от рождения до 3 лет и их семьям с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.
Основными задачами отделения являются:
- Выявление в Василеостровском районе семей с детьми в возрасте от 0 до 3 лет с выявленными в развитии нарушениями, изучение и анализ их потребностей в реализации мероприятий по социальной реабилитации;
- оказание социальной помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет с выявленными в развитии нарушениями (в моторном, поведенческом, речевом, языковом, эмоционально-социальном) как в одном из его видов, так и в сочетании или с риском развития различных нарушений;
- обеспечение согласованности и координации действий разных специалистов по детскому развитию и активное включение матери (семьи) ребенка в осуществление раннего вмешательства;
- выработка индивидуальных рекомендаций семье каждого ребенка, который нуждается в помощи.
Основными видами деятельности отделения являются представление детям с выявленными в развитии нарушениями в возрасте от рождения до 3 лет и их семьям социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых услуг.
Указанные отделения предоставляют детям-инвалидам и членам их семей социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические и социально-правовые услуги, предусмотренные государственными стандартами социального обслуживания населения Санкт-Петербурга.
Отдельно можно выделить особенности отделения дневного пребывания для детей-инвалидов:
- дети находятся на отделении группами, без присутствия родителей, происходит «высвобождение мамы» на определенный период времени (до 4-х часов), что в свою очередь дает возможность родителям решить ряд задач. Следует отметить, что количество мест в отделении ограничено, количество мест на отделении – 15, одновременно на отделении могут находится до 8 человек;
- происходит постоянное взаимодействие детей и взрослых (специалистов), следовательно: развивается речь, память, внимание, мышление, волевая регуляция поведения, что способствует активации позитивного общения, за счет которого происходит оздоровление межличностных отношений – улучшается качество жизни;
- одновременно на отделении находятся дети разного возраста, от 3 до 17 лет. Соответственно организация деятельности на отделении строится с учетом потребностей ребенка: игровая деятельность, помощь в выполнении домашних заданий школьника, развивающие игры по возрасту. Расширение кругозора, развитие бытовых и коммуникативных навыков осуществляется с учетом индивидуальных потребностей, но в окружении других детей.
Нюансы, возникающие в процессе работы с клиентами, решаются в рабочем порядке, услуги предоставляются в течение года до 5 раз в неделю.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф