Меню Услуги

Реабилитация детей инвалидов средствами культуры и спорта

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические аспекты реабилитации детей-инвалидов средствами культуры и спорта
  • 1.1. Инвалидность как социальное явление
  • 1.2. Социализация детей-инвалидов в обществе
  • 1.3. Спортивные мероприятия как средство реабилитации детей-инвалидов
  • 1.4. Специфика реабилитационной работы средствами культуры
  • Глава 2. Практика реабилитации детей-инвалидов средствами культуры и спорта в социальном учреждении
  • 2.1. Программа исследования особенностей реабилитации детей-инвалидов средствами культуры и спорта. Анализ деятельности « СПБГУБУСОН «Комплексный центр Василеостровского р-на» по реабилитации детей — инвалидов
  • 2.2. Удовлетворенность качеством обслуживания детей-инвалидов в СПБГУБУСОН «Комплексный центр Василеостровского р-на»
  • 2.3. Рекомендации по организации культурных и спортивных событий для детей инвалидов
  • Заключение
  • Литература

 

Введение

Инвалидность, является социально-биологической проблемой, которая нарушает взаимодействие индивида и общества. Исходя из этого положения инвалидность, является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения.

Исследователи данной проблемы отмечают, что в настоящее время наблюдается тенденция быстрой инвалидизации населения. В мире, по данным ВОЗ, 10% населения — инвалиды. В России эта цифра значительно выше, по мнению специалистов — реабилитологов. Основные причины инвалидизации известны, тем не менее, последствия могут быть непредсказуемы. Совершенно очевидно, что необходима система социальной реабилитации не только со стороны государственных организаций, но в первую очередь, общественных. «Реабилитация, по определению ВОЗ, «комплексное, направленное использование медицинских, социальных, образовательных и трудовых мероприятий с целью приспособления больного (инвалида) к деятельности на максимально возможном для него уровне». Это определение оптимально учитывает не только состояние, но и интересы инвалида в обществе.

Реабилитология, как наука, занимается восстановлением жизненных сил и способностей инвалидов. В настоящее время она представлена достаточно широкоследующими направлениями: медицинским; спортивным (медико-спортивным); психофизическим; социально — психологическим; психологическим; культурологическим и другими.

В контексте нашей темы особого внимания заслуживают социально-культурные и спортивные реабилитационные программы по работе с детьми-инвалидами.

Статистические показатели детской инвалидности в Российской Федерации с каждым годом возрастают. Общая численность детей, имеющих нарушения в развитии, по данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2015 года составила 590 тысяч человек. Это высокий показатель, который привлекает внимание не только государственных органов, но и общественности.

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации. В связи с этим возрастает роль государства в социальной реабилитации лиц с нарушениями здоровья, и в большей степени детей с особыми потребностями.

Ухудшение качества здоровья детей – это не единственная причина, которая заслуживает внимания. На сегодняшний день существует ряд проблем, решение которых позволит не только повысить уровень жизни детей, имеющих ограничения здоровья и их семей, но и обеспечить им качественное включение в жизнь общества.

К ряду этих проблем относится и повышение качества культурологической и спортивной реабилитации, расширение перечня мероприятий и их доступности для детей с особыми потребностями.

Все выше изложенное свидетельствует об актуальности и практической значимости выбранной темы выпускной квалификационной работы.

Она заключается в том, что культурная и спортивная реабилитация детей с проблемами здоровья – это специфическое направление реабилитационной работы с детьми – инвалидами. С одной стороны оно ограничено возможностями ребенка, а с другой стороны возможностями самого общества. И поэтому, поиск, и внедрение новых подходов к проблемам взаимодействия с детьми, с их семьями, обучение и развитие, а также включения их в систему культурных и спортивных событий, а тем самым и в социальную среду является приоритетной задачей в области комплексной работы с такими детьми.

Целью выпускной квалификационной работы является: исследовать и выделить особенности и возможности реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья средствами культуры и спорта в КЦСОН (на базе СПб ГБУСОН «Комплексный центр Василеостровского района»).

Исходя из цели работы, можно выделить следующие задачи:

  1. рассмотреть специфику социально-психологического развития детей, имеющих нарушения здоровья;
  2. определить уровень культурной и спортивной дезадаптации детей, имеющих нарушения здоровья:
  3. изучить структуру отделений и организацию предоставления услуг по культурной и спортивной реабилитации детям-инвалидам в СПб ГБУСОН «Комплексный центр Василеостровского района»;
  4. проанализировать статистические данные по количеству получателей услуг на этих отделениях, данные по услугам и по работе отделений в целом;
  5. составить рекомендации в области реабилитационной работы с детьми-инвалидами средствами культуры и спорта.

Объект исследования – дети – инвалиды, состоящие на обслуживании в КЦ и их семьи (родители, законные представители).

Предмет исследования – особенности организации и осуществления реабилитационной деятельности с детьми-инвалидами средствами культуры и спорта в СПб ГБУСОН «КЦ Василеостровского района», расположенного на 17-й линии Василевского острова, дом 18,кор. 2.

Методы исследования.

Теоретический метод; анализ, обобщение и систематизации научной и методической литературы по проблемам исследования.

Практический метод; изучение, анализ документов, методических разработок, интервью, анкетирование.

В работе использованы основные нормативно-правовые акты РФ и СПб, обеспечивающие и регламентирующие основы социального обслуживания инвалидов и детей-инвалидов, учебные пособия, монографии и статьи современных авторов: Е.И. Холостовой, Л.В. Топчего, И.В. Малофеева, Г.Ф. Нестеровой, Н.М. Платоновой, С.М. Безух, С.С. Лебедевой, В.Н. Келасьева, а также статьи заведующих и специалистов отделений по работе с детьми-инвалидами и подростками, имеющих ограничения здоровья СПб ГБУСОН «КЦ Василеостровского района» И.Д. Левановой, В.В. Романенко, И.Е Савина, Ю.В. Леонтьевой, Е.И Смирновой.

Особенностью социально-культурного направления работы является комплексный подход и тесное взаимодействие специалистов различных специальностей, что указывает на междисциплинарный характер имеющихся проблем у детей-инвалидов. Поскольку, детская инвалидность отражена медицинским диагнозом, соответственно, социально-культурная абилитация и реабилитация строится с учетом медицинских показаний и существующих у ребенка ограничений здоровья.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Культурологическая и спортивная реабилитация включает в себя широкий спектр услуг, который позволяет не только адаптировать ребенка к социальной действительности, «включить» его в социальную среду, но и помочь ближайшему окружению в процессе гармонизации отношений, улучшении качества воспитания и образования ребенка с учетом его потребностей.

База исследования – СПб ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения Василеостровского района».

По структуре выпускная квалификационная работа состоит из трех глав:

первая глава включает теоретический анализ аспектов реабилитации детей с нарушениями здоровья средствами культуры и спорта в процессе реабилитации и социализации в целом;

вторая глава содержит анализ практической деятельности СПб ГБУСОН «КЦ Василеостровского района» в области реабилитационной работы с детьми-инвалидами средствами культуры и спорта;

В третьей главе содержаться подробные рекомендации как в области организации реабилитационной работы в КЦ, так и расширенные рекомендации, имеющие отношение к стандартизации социального обслуживания детей предоставления им возможности участия в культурных, спортивных событиях и культурно — досуговых событиях.


Глава 1. Теоретические аспекты реабилитации детей-инвалидов средствами культуры и спорта.

1.1. Инвалидность как социальное явление

Современные условия, в которых (существует) и развивается социальная(отрасль) трудно назвать стабильными, снижение уровня жизни населения и особенно незащищенных слоев сказывается, прежде всего, на здоровье. Стоит отметить, что ежегодно в России рождается около 30 тысяч детей с врожденными патологиями развития и наследственными заболеваниями, среди них более 50% являются инвалидами. Детскую инвалидность характеризуют существенные ограничения жизнедеятельности, она содействует развитию социальной дезадаптации, которая определяется стойкими нарушениями в развитии, в способности к самообслуживанию, общению, обучению, овладению в будущем профессиональным навыкам.[8]

Освоение «особыми» детьми социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации и адаптации, специальные учебные заведения). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, целей и задач законодательства Российской Федерации в области социальной работы с детьми-инвалидами.[30]

Для детей с ограниченными возможностями здоровья, согласно «Конвенции о правах ребенка», ратифицированной в 2012 году, предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей в области образования; профессиональной подготовки; медицинского обслуживания; подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь ребенку-инвалиду и его семье.[23]

Исходя из положений Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Семейного кодекса РФ, под ребенком-инвалидом понимается лицо, не достигшее 18 лет, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности в данном случае – полная или частичная утрата способности или возможности самостоятельно обслуживать себя, передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.[23]

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид», при любой степени тяжести заболевания.

Е.И. Холостова в своей монографии отмечает, что «рассматривая детскую инвалидность, обычно выделяют 10 категорий детей с отклонениями в развитии. К их числу относятся дети с нарушениями одного из анализаторов: с полной или частичной потерей слуха или зрения; глухие, слабослышащие или со специфическими речевыми отклонениями; с нарушениями опорно-двигательного аппарата (церебральный паралич, последствия травм позвоночника или перенесенного полиомиелита); с умственной отсталостью и с различной степенью выраженности задержки психического развития (различные формы психического недоразвития с преимущественной несформированностью интеллектуальной деятельности); с комплексными нарушениями (незрячие умственно отсталые, слепоглухие с умственной отсталостью, слепые с нарушением речи); аутичные (имеющие болезненное расстройство общения и избегающие общения с окружающими людьми)» [37, с.179]. В связи с этим, актуальным на сегодняшний день выступает модернизация нормативно-правовой базы, с учетом комплексного подхода к социальному обслуживанию детей, имеющих инвалидность и их семей, доступности, адресности, а также расширение перечня социальных услуг и возможность их комплектации.

Обычно ученые выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и (или) физического развития:

  1. эндогенные, т.е. внутренние (генетические);
  2. экзогенные, т.е. внешние (факторы среды).

К основным маркерам (факторам) инвалидности относятся: биологические (организменные дефекты вследствие заболеваний, травм или их последствий, стойкие функциональные нарушения); социальные (нарушение взаимодействия отдельного человека и общества, особые социальные потребности, ограничение же свободы выбора, особый социальный статус, потребность в социальной защите); психологические (особые коллективные личностные установки, особое поведение в социальной среде, особые взаимоотношения внутри популяции и с иными социальными группами населения); экономические (ограничение свободы экономического поведения, экономическая зависимость); физические (барьеры доступности) и культурологические в том числе.[46]

Все эти маркеры, или факторы, формируют социально-культурную специфичность состояния ребенка-индивида, препятствующего нормальному для данной среды (социально признанному набору моделей) функционированию.

Стоит отметить, что те дети, у которых дефект развития очевиден и не вызывает сомнения, попадают в поле зрения специалистов сразу после их рождения. Однако нарушения в развитии ребенка могут быть многоплановыми и затрагивать различные сферы жизнедеятельности: умственную, двигательную, сенсорную, речевую или же несколько сфер одновременно. Причем они могут иметь разные формы и разную степень выраженности, появляться и после рождения, что предполагает необходимость их углубленного обследования. Поэтому диагностика отклонений в развитии ребенка должна всегда носить комплексный характер. Структура дефекта может быть правильно определена только при участии в обследовании ребенка врача, психолога, коррекционного педагога, а при необходимости и других специалистов.

В зависимости от характера нарушений осуществляется как медицинская, так и социальная, культурологическая и спортивная реабилитация. Поэтому для разработки программы реабилитации и соответствующих культурно-спортивных мероприятий необходимо знать специфику основных ограничений здоровья ребенка.[58]

Специфика нарушений состояния психического здоровья у умственно отсталых детей, характеризуется, в первую очередь тотальным недоразвитием высших корковых функций, инертностью психических процессов, тотальным недоразвитием познавательной деятельности при выраженном стойком дефиците абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения.[60]

У детей с тяжелой степенью умственной отсталости нарушения характеризуются отсутствием способности контролировать свои непосредственные влечения, наличием немотивированных страхов, слабой критичностью, неспособностью к анализу собственного поведения и, что самое главное, очень низкими социально-адаптивными возможностями.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Этим детям также свойственна несбалансированность в протекании процессов возбуждения и торможения. Все это определяется физиологическими причинами нарушений психического развития умственно отсталых детей, включая не только процессы познания, но и эмоции, волю и личность.[8]

Интеллектуальный дефект умственно отсталых детей, рассматриваемый как ведущий. Именно ведущий дефект является для родителей и близких умственно отсталых детей психотравмирующим фактором, поскольку исключает возможность полного выздоровления ребенка, успешной социально-трудовой адаптации и самостоятельной полноценной жизни в социуме.

Умственно отсталый ребенок, подросток или взрослый воспринимается в обществе чаще негативно. Даже в среде специалистов термины «умственная отсталость», «олигофрения», «дебильность», которые, по сути, означают то же самое, что и диагноз любого соматического заболевания, используются для негативных характеристик детей. Эта ситуация не повторяется ни с какой другой категорией детей с отклонениями в развитии.[9]

Стоит также отметить, что по данным научных источников, эта категория детей является преобладающей и составляет около 60% от общего числа детей с патологиями развития.

Двигательные нарушения в развитии представляют собой еще одну категорию нарушений, при которой частично или полностью нарушается возможность самостоятельного передвижения.

Они сопровождаются внешними негативными последствиями: искривленная фигура, гримасы, характерные нарушения речи, постоянная саливация. По мнению родителей, это привлекает постоянно внимание окружающих, в связи с чем, близкие переживают сильнее. Обездвиженность или невозможность передвигаться самостоятельно предполагают постоянную физическую помощь со стороны. Кроме того, они требуют особо ухода и больших материальных затрат.[2]

Нарушения при детском церебральном параличе (ДЦП) характеризуются сочетанием триады расстройств: двигательных, психических и речевых. К ним могут добавиться нарушения слуха, зрения и сенсомоторной чувствительности.

Основной клинический синдром ДЦП – это двигательные расстройства, которые включают параличи, парезы, гиперкинезы, нарушения координации, формирование костных деформаций и множественных контрактур.[15]

Различен у детей с ДЦП уровень интеллектуальных нарушений. Часть детей с нарушением опорно-двигательного аппарата близка к нормально развивающимся сверстникам. Большая же часть детей имеет задержку психического развития (ЗПР) из-за органического поражения мозга в раннем возрасте. Кроме этого, встречаются дети, у которых интеллектуальные нарушения более явно выражены, например, умственная отсталость (УО).

В последние годы значительно расширился круг специалистов, занимающихся изучением проблемы детей с задержкой психического развития. В научно-методической литературе широко обсуждаются вопросы обучения и воспитания детей данной категории. Дети с задержкой психического развития относятся к аномалии, имеющей более благоприятное будущее, чем другие дети с проблемами в развитии. Возможная «обратимость» возникших нарушений в случае проведения соответствующих коррекционных мероприятий предопределяет временный характер трудностей.[6]

Стоит отметить, что психогенная задержка возникает как результат социальной депривации ребенка, когда-либо отсутствует по каким-то причинам семейная среда, либо применение неадекватных моделей воспитания оказывает деформирующее воздействие на детскую личность. Результаты подобного влияния проявляются в виде искажения коммуникативного взаимодействия с социальным окружением, в первую очередь с родителями, социальной неадекватности и социально неприемлемых формах поведения детей.

Особое внимание следует уделить проблеме аутичных детей, поскольку процессы социализации в данном случае значительно затруднены спецификой данной патологии.

Симптоматика нарушений при раннем детском аутизме отличается отсутствием или значительном снижении потребности в контактах с окружающим миром.

Особенности аутичного ребенка проявляются не только в нарушениях акта коммуникации, но и в особенностях его речи, а также в факторах, сопровождающих речевое высказывание (несформированности мимики и жеста). Одновременно недостаточность структурных компонентов коммуникативной сферы сопровождается при аутизме несформированностью у детей мотивации к общению. Это, в свою очередь, объясняет недостаточность навыков социально-бытовой ориентации и влечет за собой особую потребность в формировании навыков самообслуживания.

Особенности сенсорной сферы и недостаточность развития предметной деятельности предопределяют своеобразие интеллектуального развития аутичных детей. Большая часть детей имеет выраженные интеллектуальные расстройства. [33]

К другой категории детей с сенсорными нарушениями относятся дети с нарушениями слуха и зрения.

Нарушение слуха у ребенка является препятствием к установлению естественного социального контакта и межличностных связей. Это влечет за собой искажение внутрисемейных отношений и оказывает деформирующее влияние на развитие личности глухих детей.

Особенностью этих детей являются трудности пространственной ориентировки, вследствие чего транспортная проблема становится одной из наиважнейших. У детей с нарушениями зрения часто формируются личностная незрелость, проявляется «эмоциональная глухота» к потребностям близких.

Развитие детей с нарушениями речи или ее полным отсутствием является предпосылкой к возникновению коммуникативного барьера, отчужденности и отгороженности в различных отношениях. Проблемы речевого развития ребенка выступают как фактор, снижающий возможности социального общения ребенка. [47]

Синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) распространен среди реабилитантов и часто является сопутствующим основному заболеванию.

Дети с данным синдромом, в силу определенных нарушений испытывают огромные трудности в плане социального приспособления с раннего возраста. Проблемы коммуникативного поведения, повышенная возбудимость и гиперактивность детей требуют от родителей повышенного внимания и напряжения. Особенности ребенка «проглатывают» внутренний энергетический потенциал родителя, истощают его психическое состояние.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Для проведения реабилитационных мероприятий из области культуры и спорта существующие маркеры делятся на 4 основные категории: дети с нарушением умственного развития (НУР), дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДНР), дети с сенсорными нарушениями (СНР), дети, имеющие множественные нарушения развития (МНР). [61]

Стоит отметить, что инвалидность у детей означает не только существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации и ограничению культурного пространства, но еще обусловлена и нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками.

К решению проблем детей, чьи физические и психические возможности оказались ограничены по причине нарушения здоровья, необходим комплексный подход в проведении реабилитационной работы, который позволяет рассмотреть большие возможности для их социальной интеграции и самореализации. Его результатом должны стать не только восстановление здоровья, трудоспособности, но и социального статуса личности, повышение культурного уровня, способности интеграции в общество. Это связано с тем, что наличие дефектов развития и ограничений здоровья приводят в первую очередь к нарушению процесса социализации и культурной адаптации ребенка-инвалида.[60]

Важно и то, что социальные, культурные ограничения и барьеры формируются не только физическими нарушениями, но также субъективными социальными ограничениями и самоограничениями.

Таким образом, детскую инвалидность можно рассматривать не только со стороны физических ограничений жизнедеятельности, а в большей степени с позиции общества, его адаптированности к проблемам «особых» детей.

1.2. Социализация детей-инвалидов в обществе

Негативные явления последних лет ведут к росту детской инвалидности, что обостряет проблему социальной защиты детей-инвалидов. Совершенно очевидно, что при появлении в семье ребенка-инвалида не только сам ребенок, но и вся расширенная семья нуждается в социально-культурном реабилитационном процессе. Семьи оказываются в трудных материальных условиях, раздираемые внутренними кризисами и противоречиями. Но как это ни странно, далеко не все семьи, имеющие особых детей, знают о существовании социальных учреждений, способных и призванных оказывать помощь и поддержку, как детям-инвалидам, так и их семьям.[47]

Поскольку для любого ребенка первой ступенью социализации является семья, необходимо изучать специфику детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей-инвалидов, чтобы с учетом особенностей отношений в семье, создавать реабилитационную программу.

Социо — культурный процесс представляет собой сложный процесс взаимодействия личности с социальной средой, в результате, которого, формируется социальные, культурные и личностные качества человека. Одной из главных целей социализации является адаптация человека к социальной действительности, что служит одним из условий нормального функционирования общества.[36]

У детей с ограниченными возможностями существуют определенные особенности социализации. Сложность, прежде всего, заключается в недостатке у ребенка социальных контактов и культурных навыков, в ограничении мобильности, в ограничении доступности образования и приобщения к культурным ценностям.

В настоящее время все большее значение придается воспитанию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье, которая может стать одним из важнейших факторов его успешного развития. В связи со сложившимися жизненными обстоятельствами у родителей возникает много трудностей как субъективного, так и объективного характера, поэтому проблема социальной адаптации и реабилитации не только детей, но и в целом семьи приобретает особое значение.[38]

Прежде всего, необходимо учесть принцип системности, который позволяет рассматривать детско-родительские отношения в семье ребенка, имеющего проблемы развития как систему различных уровней восприятия своего ребенка, а также возможности учитывать его индивидуальность и многообразие.

Система социально-культурной реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и поднять культурно — спортивный уровень всех членов семьи.

В социально-культурном обслуживании детей-инвалидов необходим учет характера проблемы, а также особенностей ребенка, его или ее возможностей, которые могут быть представлены ближайшим социальным окружением – семьей.[52]]

Помощь при малейшей возможности должна оказываться в естественном окружении, т.е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье.

Социально-культурная и спортивная реабилитация наиболее успешно происходит в микросоциуме (семья) и в макросоциуме (общество). Ребенок, поставленный лицом к лицу только с родителями и врачами, у которых доминантата – его болезнь, постепенно изолируется от общества, и уж тут ни о каком его воспитании и тем более развитии речи быть не может. В этой связи основной задачей культурно-спортивной реабилитации является обеспечение выхода из состояния физической и психической неполноценности. Медицинские и сопутствующие им мероприятия – лишь основа для проведения дальнейшей, долговременной работы по социальной реабилитации ребенка в целях его адаптации к жизни общества и социальной среде.

В своих работах Г.Ф. Нестерова определяет социально-культурную адаптацию «как процесс приспособления людей к правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре общества или его отдельных социальных систем, включения индивида или группы в социальную среду [Нестер стр. 24]»

Как известно, под реабилитацией в широком смысле слова понимают итог всех затрат и действий, которые способствуют обеспечению людям, неполноценным вследствие врожденных пороков, болезней, или несчастных случаев, возможности вести нормальный образ жизни, обретать свое место в обществе, в полной мере проявлять свои способности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс социально-культурной и спортивной реабилитации ребенка-инвалида, направлен на успех в следующих видах адаптации:

  1. социально-бытовой адаптации;
  2. профессиональной адаптации;
  3. социально-психологической адаптации;
  4. эмоциональной адаптации.

Соответственно, к работе с семьей, имеющей больного ребенка, следует подходить с позиции комплексного подхода, ориентировать родителей на опережающую подготовку ребенка к жизни, вырабатывать у него умение мыслить категориями будущего, формировать позитивные перспективы его развития.

В связи с этим представляется целесообразным рассмотрение проблем семьи, имеющей ребенка-инвалида, с позиции оказания всесторонней помощи в различных ситуациях, с которыми семья может столкнуться в этот нелегкий период.

В связи со сложившимися жизненными обстоятельствами у родителей возникает много трудностей как субъективного, так и объективного характера, поэтому проблема социальной адаптации и реабилитации не только детей, но и в целом семьи приобретает особое значение.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4