Меню Услуги

Реабилитация детей инвалидов средствами культуры и спорта. Часть 2.

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Специалисты условно выделяют несколько стадий, которые в различной степени влияют на процесс социальной реабилитации.

Семья, находящаяся на первой стадии отрицает диагноз своего ребенка. Родители отвергают медицинскую и социальную помощь в силу того, что не видят в ней необходимости, считая, что в развитии ребенка нет ничего особенного. Задача социальной реабилитации на данном этапе – оказать помощь так, чтобы не вызвать ее отторжение. Для этого используют следующие приемы: с осторожностью рассказывать родителям об особенностях ребенка и способах их коррекции, создать благоприятную эмоциональную среду в учреждении, стараться оказывать комплексную поддержку, в том числе и сопровождение.[33]

Средства для этого могут быть различными – посещения данной семьи социальным работником и выстраивание доверительных отношений, группы психологической поддержки родителей и прочее.

Следующая стадия характеризуется выраженными негативными реакциями, направленными на всех, кто находится вокруг. Для молодых специалистов, сталкивающихся с такими проявлениями, это огромное потрясение, ведь родители агрессивно реагируют практически на все. В такой ситуации важно руководителям проводить работу, прежде всего со специалистами, разъяснять причины такого поведения, предотвращать негативные ответные реакции. Нужно помнить, что такое поведение – естественный процесс и ни в коем случае не пропускать через себя негатив, поступающий из семьи, вместе с тем, внимательно относясь ко всем претензиям, стараясь смягчить конфликтные ситуации и оказывать необходимую помощь. Главное для родителей в этой фазе – выговориться. Очень важно понимать сложность этой стадии для семьи и достойно реагировать на кажущееся несправедливым поведение клиентов.

Семьи, находящиеся на третьей стадии, обычно ищут что-то, что станет для них отдушиной и, вместе с тем, будет забирать негативные мысли. Часто это трансформируется в походы к целителям, экстрасенсам и, затем, полный отказ от традиционной медицины. Крайне важно в этот момент не допустить отказа от социальной и медицинской поддержки. И здесь сложность в том, чтобы не вызвать негативную реакцию со стороны родителей, но и не потакать способам, которые могут навредить ребенку и семье. Самым главным условием работы для этого этапа является наличие специалиста, которому родители доверяют и с которым общаются регулярно. Крайне важно наблюдать за семьей и ребенком в этот период, ведь способы лечения, к которым родители могут прибегать в этой фазе, могут не только затормозить процесс реабилитации, но и существенно ухудшить общее состояние ребенка. Вместе с тем, если у семьи появляется вера в благополучный исход выбранного пути, ни в коем случае не стоит разрушать ее, а лишь корректировать способы, которыми родители пользуются в данный момент.[3]

Следующая стадия характеризуется тем, что семьи пропадают из поля зрения социальных служб. Ребенка стараются даже не показывать окружающим, воспринимая дефект ребенка как собственную неполноценность. На этой стадии аккуратность и корректность в поведении специалистов не находится на первом месте, потому что главная цель – расширение социальных контактов семьи. В связи с этим, семьи следует приглашать на различные мероприятия, постоянно поддерживать контакт, разрушая стену, выстраиваемую родителями. В ход здесь могут идти любые способы – обязательные собрания, строгий график посещений и прочее. Уверенность, что родители не одиноки и психологическая помощь – самое важное, что нужно дать семье в этот период.

Далее следует стадия рациональная, когда происходит «принятие» диагноза ребенка. Именно в этот период происходит мобилизация всех сил, реабилитация и адаптация становятся наиболее продуктивными. Связка «родитель-специалист» превращается в самую настоящую команду, целью существования которой является достижение наибольшего результата. Как правило, в этот период важна материальная поддержка семьи, так как на ребенка тратится больше сил, времени и, соответственно, финансовых средств.[5]

Одной из важнейших задач на протяжении этого периода, является обучение родителей психологическим, медицинским, педагогическим и культурно-спортивным знаниям и навыкам, ведь адекватное восприятие физических и умственных способностей ребенка формируется именно на данном этапе. В результате полученых знаний и навыков семья становится маленьким реабилитационным учреждением для собственного ребенка, что, несомненно, способствует успехам и позитивному настрою как родителей, так и специалистов. Финалом этой стадии является расширение границ культурного пространства и успешная интеграция ребенка в социум.

Стоит отметить, что описанные стадии не являются универсальными. Невозможно выделить и определенный срок прохождения стадий, так как на это влияет множество факторов: состав семьи, индивидуальные психологические особенности родителей, степень тяжести дефекта ребенка, жилищные условия, воспитание, социальное окружение семьи. Только при плотной и структурированной деятельности, мобилизующей все силы учреждения, возможно, провести эффективную и полезную работу, отличной оценкой которой будут являться успехи не только ребенка, но и членов всей семьи.[8]

Но защита и благополучие ребенка с ограниченными возможностями здоровья складываются не только из потребностей ребенка в развитии и возможности его родителей удовлетворять эти потребности, но и других факторов: трудоустроенности отцов и матерей, доходов, наличия жилья, социальной интеграции семьи, взаимоотношений между родственниками и окружающими. Социо-культурная среда имеет важное значение для процесса реабилитации. Она влияет на качество и эффективность реабилитационного процесса, уровень возможного развития и психологическое состояние.

В ряде исследований, описанных в литературе, подтверждается тот факт, что болезнь ребенка сказывается на психологическом состоянии родителей, и наоборот, состояние матери влияет на формирование личности ребенка, его психологическое состояние и отношения к окружающему миру и людям. Глубокая привязанность характеризуется чувством вины, которое включает в себя и жалость к ребенку, неприязнь к другим детям, чувство беспомощности. Они страдают противоречиями, сомнениями, склонны к постоянному самоанализу и рефлексии на фоне низкой самооценки.[52]

К сожалению, в нашем обществе пока еще сильна медицинская модель понимания инвалидности, когда вопросы, касающиеся воспитания ребенка с отклонениями в развитии, рассматриваются через особенности его диагноза и характера нарушений. Тогда объектом внимания различных служб помощи семье, в том числе учреждений социальной защиты, как правило, является ребенок, а интерес к его близким чаще всего возникает в момент решения вопросов, связанных с его инвалидностью лечением, проведением реабилитационных мероприятий.[36]

Особое внимание при проведении социально-культурной и спортивной реабилитации следует уделить межведомственному взаимодействию и роли общественных организаций, в частности объединяющих семьи с детьми-инвалидами, имеющими тяжелые нарушения жизнедеятельности. Чаще всего к таким нарушениям относится выраженная интеллектуальная недостаточность, либо сочетанные нарушения физического, психического и интеллектуального развития (множественные нарушения развития).

В Санкт-Петербурге известен и функционирует ряд крупных организаций этого типа:

  1. Санкт-Петербургская ассоциация общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ»;
  2. Санкт-Петербургская общественная организация «Даун-Центр»;
  3. Общественная организация «Лига социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями Санкт-Петербурга»;
  4. Санкт-Петербургская общественная организация родителей де­тей-инвалидов с диагнозом фенилкетонурия (редкое наследственное заболевание);
  5. Санкт-Петербургский общественный фонд помощи детям с особенностями развития «Отцы и дети».

В таких организациях действуют общественно полезные программы по созданию фокус-групп, объединяющих проживающие по соседству семьи, организации досуга семей и проведению различных мероприятий с участием детей-инвалидов. Основа этих программ – повышение уровня социального взаимодействия и поддержка членов семьи, имеющей в составе ребенка-инвалида, информационная поддержка и расширение социального взаимодействия между специалистами учреждений и получателями социальных услуг.[32]

Взаимодействие социальных служб с семьями детей-инвалидов позволяет систематизировать и организовать реабилитационную работу, оказать поддержку членам семей и скорректировать культурно- воспитательный и образовательный процессы.

Самостоятельность ребенка с ограниченными возможностями здоровья относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без близкого взрослого человека ребенок-инвалид не может выжить и развиться в социальную личность.

Сохраняя контакты с социальным окружением, родители способствуют как социально-культурной адаптации своего ребенка-инвалида, так и гуманизации общества, формируя у здоровых его членов правильное отношение к больному ребенку, сочувствие и желание оказывать ему помощь.

1.3. Спортивные мероприятия как средство реабилитации детей-инвалидов

Физкультура и спорт являются одним из важнейших направлений реабилитации детей – инвалидов и их интеграции в обществе, также как интеграция через социально-культурную деятельность и творчество.

Занятие инвалидов спортом и участие в культурно- творческих событиях во многих случаях можно рассматривать не только как средство реабилитации, но и как постоянную форму жизненной активности – социальной занятости и достижений.

В государственной политике развития спорта среди детей- инвалидов безусловный приоритет отдается физкультурно-оздоровительной направленности, массовости этого развития и связанному с ними решению задач социально-психологической адаптации в обществе и по совершенствованию двигательной активности особых детей, повышению уровня их физического, психического и социального благополучия.

Систематические занятия детей-инвалидов физической культурой и спортом не только расширяют их функциональные возможности, оздоравливают организм, улучшают деятельность опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, но и благоприятно воздействует на психику, мобилизуют волю, возвращают детям с ограниченными физическими возможностями чувство социальной защищенности и полезности.[22]

Поэтому в рамках программ, которые реализуются в работе с особыми детьми по социальной защите, реабилитации и интеграции особых детей целесообразно определять меры, направленные на обеспечение условий включения детей-инвалидов в систему оздоровительных физкультурно-массовых мероприятий.

Вопрос внедрения спортивных занятий в среду детей-инвалидов является актуальной задачей для центров реабилитации, работающих с этой категорией населения.

Задача специалистов, работающих с особыми детьми, в эффективном и вдумчивом использовании спортивно-физкультурных технологий в интересах реабилитации и социальной интеграции детей- инвалидов. Она состоит в том, чтобы найти такие виды спортивной деятельности, такие формы ее организации, которые были бы пригодны для особых детей, соответствовали бы не только их физическому, но и психическому состоянию и позволяли бы максимально полно и эффективно реализовать по отношению к ним огромный потенциал спортивной деятельности.

1.4. Специфика реабилитационной работы средствами культуры

Культура; пожалуй, в большей степени, чем другие отрасли человеческой деятельности оказалась недоступной или мало доступной для детей- инвалида. С одной стороны, в силу не адаптированности культурных учреждений, с другой, ввиду её дороговизны в первую очередь для особых детей.

Вместе с тем, именно культура, может изменить многое в его жизни. Творческий процесс, в сфере культурной деятельности и, в частности, в области изобразительного искусства, тем боле в духовной сфере, может преобразить ребенка. Особый ребенок, лишенный возможности нормального общения, испытывающий физические, и нравственные страдания, обретет в культуре и через культуру поддержку — опору в себе и обществе. Овладевая культурными ценностями, добиваясь успехов, скажем, в области изобразительного искусства, он по-новому осознает себя и перестает быть «социальным изгоем».[19]

Слово «культура» — калька с латинского (лат. -culture, англ. — culture, нем. — die culture). Уже в древности (в классической латыни) имело разные смысловые оттенки или даже различные значения, в зависимости от

В реабилитологии культура — отрасль, человеческой деятельности, которая, может оказать влияние (по принципу возделывания), изменить образ жизни, состояние и положение ребенка-инвалида в обществе.

Культура, и искусство являются прекрасными образовательными и реабилитационными средствами, обеспечивающими: развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков; повышение уровня самооценки личности; творческое самовыражение; развитие навыков общения; формирование активной жизненной позиции.

Культура, занятия творчеством, способно сделать жизнь многих детей — инвалидов богатой и содержательной. Организация крупных мероприятий (фестивалей, концертов, конкурсов, театрализованных представлений, вечеров отдыха и др.) могут привлекаться любые другие специалисты (социальные работники, врачи, патологи и др.). Мероприятия по социально-культурной реабилитации инвалидов могут включать: -концерты художественной самодеятельности; вернисажи выставок изобразительного творчества инвалидов; занятия музыкально-драматического коллектива; занятия вокальной студии; занятия в школе компьютерной грамотности; занятия в школе ремесел; занятия в студии «Декоративный костюм»; занятия в студии рисования; занятия в кружках вышивания, художественного вязания, шитья, скульптуры; занятия в хореографической студии.

В социально-культурную реабилитацию входит также рекреации. Социокультурная реабилитация должна проводиться таким образом, чтобы стимулировать особых детей к активным формам рекреации, что будет способствовать их социализации.[39]

Можно использовать традиционные формы рекреации (посещение театров, кинотеатров, музеев, концертных залов, участие в массовых досуговых мероприятиях и др.). При этом обязательно должно учитываться доступное здание для детей- инвалидов. Возможны специфичные для детей- инвалидов развивающие рекреационные формы (арттерапия, изобразительное искусство для лиц с нарушением слуха, театрально-кукольное искусство для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, искусство скульптуры для лиц с нарушаем зрения, живопись, графика, изобразительное искуство для лиц с нарушением слуха, с поражением опорно-двигательной системы). Приемлемая и привлекательная досуговая деятельность, должны обеспечить инвалидам возможность справиться с имеющимися ограничениями жизнедеятельности. Рекреация должна обеспечивать интеграцию особых детей в oбщюю социокультурную среду, для чего специалисты, работающие с такими детьми, по реабилитации должны взаимодействовать с имеющимися в районе проживания инвалида специальными учреждениями культуры (клубами, библиотеками, театрами и др.) общественными организациями инвалидов, благотворительными обществами и др.

 

Глава 2. Практика реабилитации детей-инвалидов средствами культуры и спорта в социальном учреждении

2.1. Программа исследования особенностей реабилитации детей – инвалидов средствами культуры с спорта

Анализ деятельности СПб ГБУСОН «Комплексный центр Василеостровского района» по реабилитации детей-инвалидов.

Цель исследования – выявить особенности культурно- спортивной реабилитации детей-инвалидов в СПб ГБУСОН «Комплексный центр Василеостровского района» (СПб ГБУСОН «КЦ Василеостровского района»).

Объект исследования – дети-инвалиды, получатели услуг и их семьи. Предмет исследования – особенности осуществления культурно-спортивной реабилитации детей-инвалидов в СПб ГБУСОН «КЦ Василеостровского района».

Методы исследования – анализ документов, неформализованное интервью с руководителями и специалистами организации (проинтервьюировано 8 человек), анкетирование родителей детей, получающих реабилитационные услуги в отделениях КЦ (30 человек).

База исследования – СПб ГБУСОН «Комплексный центр Василеостровского района» (КЦ), структурные подразделения по работе с подростками и детьми с ограниченными возможностями.

Условно проведение исследования можно разделить на 4 этапа.

Анализ документов включает сбор и обработку информации о работе КЦ, отделений по работе с детьми-инвалидами, знакомство с основной отчетной и статистической документацией Центра и отделений (количественные данные по услугам и категориям получателей услуг).

На втором э тапе была проведена серия интервью с заместителем директора, курирующим отделения по работе с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья Н.Н. Дубасовой, заведующей социально-реабилитационного отделения И.Д. Левановой, заведующим отделения адаптивно-физической культуры И.Е. Савиным, заведующей отделения социально-медицинского сопровождения В.В. Романенко и заведующей отделения дневного пребывания Ю.В. Леонтьевой, а также со специалистами отделения (специалист по социальной работе, психолог, специалист по профессиональной ориентации).

Интервьюирование проводилось с целью выявить особенности работы отделений по приему детей- инвалидов на обслуживание и алгоритма оформления основных документов.

Третий этап исследования – проведение анкетирования среди родителей, чьи дети являются получателями услуг и состоят на обслуживании в отделениях КЦ. Опрошено 30 человек.

Четвертым этапом является оформление результатов интервью, обработка анкет и формирование выводов.

Для определения изучения структуры и организации деятельности комплексного центра на территории Василеостровского района, необходимо рассмотреть общую структуру социальной защиты населения в районе.

Администрации Василеостровского района подчиняется Отдел социальной защиты населения Василеостровского района, в ведомстве которого находится 4 учреждения: СПб ГБУСОН «Комплексный центр Василеостровского района», СПб ГБУСОН «Центр помощи семье и детям Василеостровского района», СПб ГБУСОН «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Дом милосердия» и Детский дом № 40 – Государственное дошкольное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей.

СПб ГБУСОН «Комплексный центр Василеостровского района» включает в себя 42 отделение и располагается на 11 площадках, находящихся в разных Муниципальных округах района.

Более 30 отделений комплексного центра предназначены для обслуживания пожилых граждан и инвалидов (трудоспособного и пожилого возраста).

Директором Центра на протяжении 10 лет является Пастухова Таисия Алексеевна, а деятельность отделений курируют 3 заместителя директора.

На сегодняшний день КЦ является ведущим бюджетным учреждением в области предоставления социальных услуг в Василеостровском районе.

На территории Василеостровского района не существует отдельного центра по социальной и культурно-спортивной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов, только Центр профессиональной реабилитации инвалидов, поэтому комплексная реабилитация инвалидов проводится в условиях комплексного центра.

Отделения, осуществляющие предоставление услуг по социальной и другим видам реабилитации детям-инвалидам функционируют на базе КЦ с 2006 года. Оказываются услуги по социально-психологической, социально-педагогической, социально-бытовой, физкультурно-оздоровительной, культурно-спортивной реабилитации и профориентационной помощи для детей и подростков с ограниченными возможностями.

Согласно положению, основными задачами отделений являются:

  • создание оптимальных условий, способствующих умственному, эмоциональному, физическому развитию и социальной адаптации детей;
  • обеспечение права детей-инвалидов на получение образования в соответствии с их возможностями;
  • обеспечение единства психологической, педагогической, коррекционно-развивающей помощи детям в целях активного включения их в жизнь общества;
  • организация и оказание медицинской помощи и обслуживания;
  • формирование навыков, необходимых для обретения бытовой независимости, вовлечение в посильную трудовую деятельность;
  • поддержание и сохранение контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Основными целями и задачами этих отделений являются формирование социального статуса, помощь в социально-культурной адаптации в обществе, а также развитие творческого и спортивного потенциала ребенка, восстановление и освоение культурных новых навыков.

По состоянию на 2016 год в составе СПб ГБУСОН «КЦ Василеостровского района» имеется 7 отделений, предоставляющих реабилитационные услуги детям-инвалидам. Отделения по работе с детьми-инвалидами располагаются на 2 площадках.

Отделение приема и консультаций граждан.

Основной целью деятельности отделения является выявление потребностей в социальной и других видах реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья; выработка рекомендаций по программе социально-культурной и спортивной реабилитации конкретного ребенка, оформление детей на реабилитацию, оказание консультативной помощи семьям.

Основной задачей отделения является предоставление социальных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, педагогических, культурно-спортивных).

Основными видами деятельности отделения являются:

1. проведение тестирования детей с ограниченными возможностями здоровья с целью определения состояния их здоровья, культурных навыков и умений, способности к самообслуживанию;

2. разработка по результатам теста индивидуальных рекомендаций по программе социально-культурной и спортивной реабилитации ребенка;

3. формирование банка данных на основе собранной информации о детях, их семьях,

4. консультация семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, по вопросам социального обслуживания и социальной защиты.

Социально — культурное реабилитационное отделение.

Основной целью деятельности отделения является восстановление (формирование) социального статуса детей с ограниченными возможностями здоровья и их социально-культурная адаптация к жизни в обществе и семье.

Основной задачей отделения является проведение социально-культурных и спортивных реабилитационных мероприятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и предоставление им и их семьям различных услуг (социально-психологических, социально-педагогических, культурно — досуговых, культурно -спортивных, социально — экономических, социально-правовых) в нестационарной форме.

Основными принципами культурно -спортивной и творческой работы с детьми являются:

  • раскрытие творческого потенциала каждого ребенка;
  • индивидуальный подход;
  • внимание к желаниям и интересам ребенка;
  • внимание к особенностям его развития, забота о сохранности его здоровья, хорошего самочувствия и настроения;
  • любовь, забота, понимание, поощрение и поддержка.

Основными видами деятельности отделения являются:

  • выполнение индивидуальной программы реабилитации, рекомендованной органами медико-социальной экспертизы и уточненной специалистами отделения;
  • развитие у детей культурных навыков, необходимых в повседневной жизни, в быту;
  • содействие в обеспечении детей и подростков с ограниченными возможностями необходимыми техническими средствами реабилитации;
  • консультирование и обучение родителей основам комплексной реабилитации детей в домашних условиях.

5. развитие у детей спортивных навыков, необходимых для преодоления проблем в повседневной жизни, в быту, помогающих преодолевать недуги, повышать жизненный оптимизм.

Отделение профессиональной ориентации детей-инвалидов.

Основной целью деятельности отделения является обеспечение ориентирования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в вопросах возможной в будущем их профессиональной деятельности.

Основными направлениями деятельности отделения являются:

  1. осуществление комплексного профориентационного исследования детей и подростков с ограниченными возможностями, выявление индивидуальных интересов и способностей с учетом данных государственной медико-социальной экспертизы и психологической диагностики, выработка рекомендаций по вопросу возможной в будущем профессиональной деятельности;
  2. обучение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья профессиональным первичным навыкам и знаниям;
  3. организация и проведение культурно — досуговых и спортивных мероприятий для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Культурно-досуговые формы и методы реабилитации детей с особенностями психофизического развития: Арттерапия музыкотерапия, сказкотерапия, трудотерапия, песочная терапия,рисование, рукоделье, изготовление игрушек из живого теста.

Отделение адаптивной физической культуры.

Основной целью деятельности отделения является формирование и совершенствование физических, психических, функциональных и волевых качеств и способностей у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья для их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, к обучению и труду.

Основными задачами отделения являются:

  1. организация специальной физической подготовки детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры и спорта;
  2. организация и проведение спортивно-оздоровительных мероприятий для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
  3. наблюдение за состоянием здоровья, толерантностью к физическим нагрузкам, выработка рекомендаций по поддержанию состояния здоровья детей на максимально возможном уровне.

Видами деятельности Отделения являются:

  1. выработка рекомендаций по проведению спортивно-оздоровительных мероприятий, определение видов спорта и объемов допустимой физической нагрузки;
  2. участие в разработке индивидуальных комплексных планов (маршрутов) реабилитационных мероприятий с учетом функциональных возможностей и уточнений показаний и противопоказаний к использованию конкретных спортивно- реабилитационных методов;
  3. проведение обязательных занятий по общей физической подготовке;
  4. разработка рекомендаций по применению спортивных режимов физических и других нагрузок;
  5. проведение специальной физической подготовки детей и подростков с ограниченными возможностями средствами адаптивной физической культуры и спорта;
  6. организация и проведение массовых спортивно – оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
  7. наблюдение за состоянием здоровья, толерантностью к физическим нагрузкам в динамике, составление прогноза и значимости мероприятий лечебно – профилактического характера;
  8. оказание консультативной помощи семьям по проведению соответствующих спортивных мероприятий в домашних условиях;
  9. участие в организации и проведении культурно-досуговых мероприятий с детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья и их родителями.

Отделение социально-медицинского сопровождения.

Основной целью деятельности Отделения является максимально возможное продление пребывания детей с ограниченными возможностями здоровья в привычной, благоприятной для них социальной среде и поддержание их социального, психологического и физического статуса.

Основной задачей Отделения является временное, разовое или постоянное предоставление детям с ограниченными возможностями здоровья различного вида социальных услуг (социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых) в соответствии с государственными стандартами социального обслуживания населения.

Видами деятельности Отделения являются:

  1. выявление и учет детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в Василеостровском районе, и нуждающихся в получении социальных услуг на дому.
  2. оказание социальных услуг в соответствии с разработанной индивидуальной программой предоставления социальных услуг (далее – ИППСУ).

Отделение дневного пребывания.

Отделение дневного пребывания предназначено для реализации индивидуальных программ социально-культурной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в полустационарных условиях с пребыванием до 4-х часов в дневное время (по рабочим дням с 9.00 до 18.00) в помещениях отделения на период реабилитационного процесса.

Основными задачами отделения являются:

  1. выявление и учет детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в проведении социально-реабилитационных мероприятий в условиях дневного пребывания в отделении;
  2. создание комфортных условий для пребывания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в отделении, способствующих удовлетворению их потребностей, предоставлению комплекса социальных услуг;
  3. выработка рекомендаций и оказание содействия детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья в формировании поведенческих форм, включающих расширение индивидуальных способностей и возможностей: физической активности, приобретения, восстановления и поддержания навыков самообслуживания, снижения уровня зависимости от посторонней помощи и другое;
  4. предоставление социально-психологических, социально-педагогических, социально-бытовых. культурно — спортивных услуг детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья и их родителям;
  5. обучение родителей детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья особенностям воспитания и методикам реабилитации.

Основными видами деятельности отделения являются:

  1. проведение реабилитационных мероприятий в соответствии с индивидуальными программами реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;
  2. разработка и выполнение рационального режима пребывания в отделении, способствующего эффективному чередованию различных видов деятельности детей и подростков с ограниченными возможностями, с учетом их психофизических возможностей и пожеланий;
  3. предоставление социальных услуг детям и их родителям;
  4. организация досуга и проведение культурно-массовых мероприятий;
  5. содействие активизации потенциала собственных возможностей детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, членов их семей.

В процессе осуществления своей деятельности Отделение сотрудничает с различными государственными учреждениями, общественными, благотворительными, религиозными организациями и объединениями, фондами, отдельными гражданами, изучает опыт работы других учреждений социального обслуживания граждан, а также мировой опыт в сфере социального обслуживания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и возможности его применения.

Отделение раннего вмешательства для детей в возрасте до трех лет.

Основной целью деятельности отделения является оказание социальной помощи детям с выявленными в развитии нарушениями в возрасте от рождения до 3 лет и их семьям с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.

Основными задачами отделения являются:

  1. Выявление в Василеостровском районе семей с детьми в возрасте от 0 до 3 лет с выявленными в развитии нарушениями, изучение и анализ их потребностей в реализации мероприятий по социальной реабилитации;
  2. оказание социальной помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет с выявленными в развитии нарушениями (в моторном, поведенческом, речевом, языковом, эмоционально-социальном) как в одном из его видов, так и в сочетании или с риском развития различных нарушений;
  3. обеспечение согласованности и координации действий разных специалистов по детскому развитию и активное включение матери (семьи) ребенка в осуществление раннего вмешательства;
  4. выработка индивидуальных рекомендаций семье каждого ребенка, который нуждается в помощи.

Основными видами деятельности отделения являются представление детям с выявленными в развитии нарушениями в возрасте от рождения до 3 лет и их семьям социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических и социально-правовых услуг.

Указанные отделения предоставляют детям-инвалидам и членам их семей социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические и социально-правовые услуги, предусмотренные государственными стандартами социального обслуживания населения Санкт-Петербурга.

Отдельно можно выделить особенности отделения дневного пребывания для детей-инвалидов:

  1. дети находятся на отделении группами, без присутствия родителей, происходит «высвобождение мамы» на определенный период времени (до 4-х часов), что в свою очередь дает возможность родителям решить ряд задач. Следует отметить, что количество мест в отделении ограничено, количество мест на отделении – 15, одновременно на отделении могут находится до 8 человек;
  2. происходит постоянное взаимодействие детей и взрослых (специалистов), следовательно: развивается речь, память, внимание, мышление, волевая регуляция поведения, что способствует активации позитивного общения, за счет которого происходит оздоровление межличностных отношений – улучшается качество жизни;
  3. одновременно на отделении находятся дети разного возраста, от 3 до 17 лет. Соответственно организация деятельности на отделении строится с учетом потребностей ребенка: игровая деятельность, помощь в выполнении домашних заданий школьника, развивающие игры по возрасту. Расширение кругозора, развитие бытовых и коммуникативных навыков осуществляется с учетом индивидуальных потребностей, но в окружении других детей.

Нюансы, возникающие в процессе работы с клиентами, решаются в рабочем порядке, услуги предоставляются в течение года до 5 раз в неделю.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4