Меню Услуги

Реабилитация детей инвалидов средствами культуры и спорта. Часть 4.

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Респондентам был предложен вопрос об уровне информированности о деятельности отделений центра по оказанию услуг в области социальной реабилитации детей-инвалидов.

Ответ предполагал выбор из двух критериев: высокий (наличие информации о Центре, отделениях и услугах) и низкий – соответственно недостаток информации.

Информированность родителей о деятельности социально-реабилитационных отделений определена высоким уровнем самими родителями (100%). Высокий показатель по этому критерию связан с тем, что при первичном обращении специалисты знакомят родителей с деятельностью каждого отделения и устраивают обзорную экскурсию, чтобы получатели услуг и их семьи представляли, какие реабилитационные мероприятия проводятся на отделениях, какими программами и технологиями пользуются в своей деятельности специалисты.

Особое место в реабилитационном процессе занимает социо-культурная реабилитация и организация досуга ребенка-инвалида с учетом его потребностей.

Мероприятия отделений организуются как самими специалистами, так и с привлечением к участию волонтеров, представителей общественных организаций и студентов высших образовательных учреждений.

Но организация досуга ребенка средствами отделений ограничена и соответствует количеству, прописанному в ИППСУ. Поэтому важно учитывать организацию досуга ребенка дома, поскольку это расширяет кругозор ребенка и позволяет разнообразить его жизнь.

Все опрошенные родители посещают с детьми мероприятия отделений (100%), почти половина детей принимают непосредственное участие в мероприятиях (40%) и более половины родителей (66,6%) организуют досуг ребенка дома (посещение музеев, городских и благотворительных мероприятий) (Рис. 4). Доля родителей, которые не организуют, по какой-то причине, досуг ребенка составляет около трети опрошенных (26,7%).

Рис. 4. Организация досуга детей родителями и специалистами.

 

Поскольку и организация различных мероприятий, и благотворительная помощь отделениям осуществляется через фонды и общественные организации, а также в сотрудничестве с районными учреждениями, соответственно доля взаимодействия с ними определяется через участие детей и родителей в этих мероприятиях.

На вопрос о том, с какими учреждениями и организациями осуществляется сотрудничество комплексного центра, респондентам было предложено отметить несколько вариантов ответа.

Рис. 5. Сотрудничество КЦ с учреждениями и организациями

 

Общая удовлетворенность качеством обслуживания, оценивалась по нескольким критериям.

Эти критерии определяют качество взаимодействия между учреждением и родителями получателей услуг, что также является определенным показателям при оценке деятельности отделений по реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями.

Удовлетворенность или неудовлетворенность качеством обслуживания сказывается на мотивации родителей и желании сотрудничать со специалистами.

Комфортное пребывание детей в учреждении играет существенную роль и влияет на удовлетворенность родителей.

Комфортность для ребенка-инвалида определяется не только удобствами, но и психологическим климатом отделений, включенностью специалистов в реабилитационный процесс.

Результат оформлен в таблицу:

Критерии Степень удовлетворенности Показатели

(единицы, проценты)

Удовлетворены отношением специалистов Центра к Вам и Вашему ребенку В полной мере 30 (100%)
Не в полной мере 0
Не удовлетворены 0
Затрудняюсь ответить 0
Удовлетворены предложенными условиями, на которых будут предоставляться услуги В полной мере 25 (83,25%)
Не в полной мере 5 (16,65%)
Не удовлетворены 0
Затрудняюсь ответить 0
Удовлетворены ассортиментом услуг в Учреждении В полной мере 27 (90%)
Не в полной мере 3 (10%)
Не удовлетворены 0
Затрудняюсь ответить 0
Удовлетворены ресурсным обеспечением Учреждения (доступность информации, условиями в которых происходит оказание услуг, персоналом) В полной мере 25 (83,25%)
Не в полной мере 4 (13,32%)
Не удовлетворены 0
Затрудняюсь ответить 1(3,33%)
Удовлетворены результативностью предоставляемых услуг.

 

Удовлетворены культурной реабилитацией ребенка-ивалида

В полной мере 27 (90%)
Не в полной мере 3 (10%)
   
В полной мере 26,5(89,30%)

 

Видны высокие показатели удовлетворенности респондентов (более 83%), что говорит о плотном взаимодействии и участии родителей в реабилитационной деятельности отделений Центра.

Анализ работы отделений центра показывает, что достигнутые результаты оказываются эффективными в случае, когда семья ребенка-инвалида оказывает всестороннюю поддержку специалистам в процессе реабилитации. Иными словами, положительные изменения, достигнутые детьми, могут не закрепиться в быту, семейных условиях, так как семья, имея весьма общее представление о процессе реабилитации, не в состоянии создать условия для применения детьми тех умений и навыков, которыми они овладели на занятиях в отделении. Учитывая это, заведующими и специалистами отделения прилагаются все усилия для вовлечения родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в реабилитационный процесс. Для этого применяется комплекс совместных с семьей мероприятий, направленных на реабилитацию и интеграцию в общество детей с ограниченными возможностями (совместное участие детей, родителей и специалистов в групповых занятиях, досуговых мероприятиях). Также, специалистами отделения проводятся круглые столы, взаимной поддержки родителей, что дает им возможность поделиться проблемой, касающейся не только их ребенка, но и их самих.

Можно отметить, что вся работа отделений направлена на всестороннюю социально –культурную поддержку ребенка и его родителей. Общей целью реабилитации, ставится, в первую очередь, развитие уже существующих возможностей клиента, центрированность на его умениях и способностях, а не на недостатках.

Работа отделений захватывает множество реабилитационных мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков: развитие речи не только консервативными методами, но и при необходимости, с применением альтернативной коммуникации.

Особого внимания заслуживает процесс включения родителей в реабилитационные мероприятия, их информированность и оценка ими качества предоставляемых услуг.

Повышая информированность родителей в области социально -куль урной реабилитации, и социальной работы с детьми-инвалидами в целом, можно рассчитывать на их поддержку и включение в работу со специалистами, направленную на повышение эффективности реабилитации.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

2.3. Рекомендации по организации культурных и спортивных мероприятий для детей-инвалидов

Влияние стандартизации социальных услуг на качество и эффективность работы СП ГБУСОН «КЦ Василеостровского района» по спортивно-культурной реабилитации, пока сложно оценить с позиции обобщения опыта работы отделений центра. Введение изменений связанные с законодательством начали действовать только с января 2015 года.

Рекомендации в первую очередь направлены на повышение эффективности и качества, предоставляемых детям-инвалидам социально-культурных и спортивно- реабилитационных услуг.

Несовершенство законодательной базы не дает возможности точно определить, по заданным критериям, к какой из предложенных рекомендуемых индивидуальных программ социального обслуживания (РИПСО) отнести ребенка-инвалида. Зачастую у ребенка помимо основного заболевания есть множество сопутствующих, не менее серьезных недугов, которые при определении РИПСО тоже очень важны.

Например, у ребенка проблемы с опорно-двигательным аппаратом, а так же имеется задержка психического развития или умственная отсталость, получается, что ребенок по основному заболеванию относиться к РИПСО 40 («опорник»), а по сопутствующему к РИПСО 42 (ребенок с нарушениями умственного развития), в таком случае, такому ребенку актуальна РИПСО 35 (множественные нарушения), но тогда он не сможет посещать отделения социальной реабилитации, адаптивной физкультуры, профессиональной ориентации, т.к. РИПСО 35 не предусматривает обслуживание детей в полустационарной форме пребывания до 4-х часов. Но с помощью технических средств реабилитации и поддержки родителей он может и хочет получать эти услуги не на дому, а в учреждении. Соответственно, исходя из практической работы и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, возникает острая необходимость создания единого РИПСО с перечнем всех услуг, либо расширить (разнообразить услуги) РИПСО 35.

Помимо этого, неясно к какой из категорий отнести детей с соматическими заболеваниями (диабет, почечная недостаточность, редкие генетические заболевания и т.п.), которым так же прописана социальная реабилитация. Отнести их к существующим наборам невозможно, так как их заболевания не соответствуют определениям имеющихся РИПСО (двигательные нарушения, умственные, сенсорные, множественные). Таким образом, данная категория детей-инвалидов полностью выпадает из обслуживания.

При получении или продлении действия справки МСЭ и оформлении ИПРА родителям с детьми с ограниченными возможностями здоровья приходится добираться до места прохождения комиссии в другой район города, что представляет определенные трудности, как для самого ребенка-инвалида, так и для его сопровождающих.

В РИПСО 35 необходимо добавить такую услугу, как «содействие в предоставлении социального такси», данная услуга востребована и жизненно необходима детям, находящимся на социальном обслуживании, на дому.

Актуальным является вопрос о включении детей с множественными нарушениями в социальную жизнь общества.

Поскольку эта категория обслуживается на дому, возможность социальных контактов значительно снижена. При этом следует учитывать способность к самостоятельному передвижению (частично ограничена, либо полностью ограничена).

В связи с этим необходимо обеспечить их участие в социально-культурной реабилитации, с учетом доступности культурных объектов, а также с последующим включением в общие реабилитационные мероприятия.

Территориальная ограниченность отделений и недостаток площадей не позволяет включить в комплекс реабилитационных мероприятий медицинские процедуры и бассейн.

Второе, на что следует обратить внимание – это развитие межведомственного взаимодействия, с целью обеспечения дополнительными помещениями для проведения спортивных групповых и творческих занятий не только с детьми, но и с родителями.

Актуальным является создание родительских групп взаимопомощи с целью повышения информированности родителей о социально-культурной реабилитации, расширения социальных контактов ,культурного пространства, направленных на формирование положительной мотивации.

Также, можно рекомендовать взаимодействие внутри Центра, между отделениями. Организация совместных мероприятий с участием пожилых людей, позволит не только разнообразить досуг детей-инвалидов, расширить представление о творчестве, но и задействовать пожилых людей, стимулируя диалогизацию поколений.

 

Заключение

В основе реабилитационной деятельности с детьми-инвалидами лежит нормативно-правовая база, соответственно работа учреждений социальной направленности организуется с учетом изменений происходящих в области социального законодательства. Четкая структура деятельности позволяет более эффективно использовать ресурсы, имеющиеся в наличии этих учреждений.

Рассматривая , нормативно-правовое обеспечение реабилитационной работы с детьми-инвалидами и их семьями можно отметить, что на формирование этой базы оказали влияние международные документы, в частности ратификация Конвенции о правах инвалидов в 2012 году, обозначив необходимость включения инвалидов в жизнь общества и переосмыслению самого понятия «инвалид».

Дети с ограниченными возможностями имеют функциональные затруднения в результате заболевания, отклонений или недостатков развития, состояния здоровья, внешности, вследствие неприспособленности внешней среды к их особым нуждам, из-за предрассудков общества в отношении к инвалидам. Для того, чтобы снизить воздействие этих ограничений, разработана система государственных программ и гарантий по социальной защите инвалидов.

Для успеха в реабилитации, т.е. восстановлении здоровья детей с ограниченными возможностями, достижения возможного оптимума в физическом, культурном,творческом и профессиональном развитии, следует предусматривать и определенное снижение психического напряжения, эмоционального дефицита, а также воспитание у таких детей представлений и практических навыков активного, здорового образа жизни, развитие культурных и творческих навыков.

В выпускной квалификационной работе был изучен опыт практической деятельности отделений по предоставлению реабилитационных услуг детям-инвалидам и их семьям на базе «СПб ГБУСОН «КЦ Василеостровского района».

Исходя из полученных данных, сделан следующий вывод:

при использовании комплексного подхода и взаимодействия разных специалистов Центра, обеспечивается не только предоставление широкого спектра услуг, но и повышается влияние культурных и спортивных технологий в реабилитации особых детей.

Организация методического обеспечения реабилитационной деятельности в отделениях значительно повышает ее эффективность.

Взаимодействие с благотворительными организациями, работа по привлечению волонтеров и общественных организаций к участию в культурно-спортивных и досуговых мероприятиях отделений «СПб ГБУСОН «КЦ Василеостровского района», реализует коммуникативные задачи, повышает оптимизм, компенсирует эмоциональный голод, значительно расширяет культурное пространство особых детей.

 

Литература

  1. Басангова В. М. Социальная безопасность ребенка с ограниченными возможностями / В.М. Басангова // Социальное обслуживание. – 2013. – № 7. – С. 56-59.
  2. Безух С. М. Принципы организации медико-социальной реабилитации инвалидов / С.М. Безух // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы: научно-практический журнал. – 2010. – № 1. – С. 38-41.
  3. Борнякова Л. М. Особенности детско-родительских отношений в семье, воспитывающей ребенка-инвалида / Л.М. Борнякова // Социальное обслуживание. – 2013. – № 7. – С 53-56.
  4. Валеев, Н.В. Социальная реабилитация: учебник для студентов высших учебных заведений \ Н.В Валеев..- Изд. 2-е.испр.и доп:-М:Инфа=м. 2013-320с.
  5. Волкова З.М Индивидуальный маршрут творческого развития «особого» ребенка / З.М. Волкова // Работник социальной службы. – 2013. – № 9. – С. 64-69.
  6. Горшков А. В. Право социального обеспечения: учеб. пособие для вузов / А.В. Горшков. – М.: Омега-Л, 2011. – 158 с.
  7. Григорян Г. Х. О работе групп кратковременного и дневного пребывания в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями / Г. Х. Григорян // Работник социальной службы. – 2013. – № 7. – С. 59-63.
  8. Документационное обеспечение управления процессом социальной реабилитации: Сборник организационных и учетно-отчетных документов / Авторы составители А.В. Скринников, О.В. Барсегян, О.В. Кузнецова. – СПб: Речь; СПб ГУ «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Выборгского района», 2011. – 197 с.
  9. Дубровская T.A., Воронцова M.В., Кукушин B.C. Адаптация и реабилитации детей с ограниченными возмож­ностями здоровья: учеб. пособие. – М.: Изд-во РГСУ, 2014. – 364 с.
  10. Евсеева О. Э. Государственная программа «Доступная среда» в действии. Повышение квалификации специалистов по работе с инвалидами / О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 1 (49). – С. 57.
  11. Журавлева Г. В. Поддержка позитивного настроя семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья / Г.В. Журавлева // Социальное обслуживание. – 2014. – № 11. – С 69-78.
  12. Закон Санкт-Петербурга «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге»: (принят Зак. Собр. СПб 24.12.2014г.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gov.spb.ru/static/writable/ckeditor/uploads/ 2015/03/04/Zakon%20%E2%84%96%20717-135.pdf. – (дата обращения: 15.02.2016).
  13. Заседание Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://krеmlin.ru/nеws/17586#sеl=55:1,55:47. – (дата обращения: 28.02.2015).
  14. Зверева Н. А. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями\ Н.А Зверева.-СПб: , 2008.- 178 с.Речь
  15. Зиновьева В.В. Психологическая реабилитация детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). / В.В. Зиновьева // Работник социальной службы. – 2014. – № 12. – С. 103-112.
  16. Калугина О.М. Дифференцированный подход к матерям и отцам – особое направление работы с семьями, воспитывающими ребенка-инвалида / О.М. Калугина // Социальное обслуживание. – 2013. – № 6. – С 89-95.
  17. Келасьев В. Н. Теоретико-методологические основы конструирований технологий социальной работы // Вестник СПбГУ. Сер. 12. Психология. Социология. Педагогика, 2012. – № 1. – С. 176-183.
  18. Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/documеnt/cons_doc_LAW_171632/? framе=1#p102. – (дата обращения: 24.02.2016).
  19. Леванова И.Д. Опыт работы специалистов по проведению социокультурных мероприятий в сфере социальной реабилитации детей-инвалидов с интеллектуальными нарушениями. / И.Д. Леванова // Актуальные вопросы реабилитации инвалидов с интеллектуальными и множественными нарушениями в развитии (сборник статей). – СПб., 2014. – С. 110-113.
  20. Леонтьева, Ю. В. Работа с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями / Ю.В. Леонтьева / Образовательные технологии: журнал для организаторов и специалистов обучения в системе высшего и среднего профессионального образования. – 2015г. –№ 1–С. 55-60.
  21. Малофеев И. В. Услуги в системе социального обслуживания: теория и практика: монография/ Профессиональная библиотека работника социальной службы. – 2013. – № 6. – М.: Социальное обслуживание, 2013. – 256 с.
  22. Методические рекомендации по развитию адаптивной физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации и на территории муниципальных образований с учетом лучших положительных практик субъектов Российской Федерации и международного опыта. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7048 7836/#ixzz3UUB6svg4. – (дата обращения: 28.02.2016).
  23. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи / Р.Н. Жаворонков, Н.В. Путило, О.Н. Владимирова и др.; Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации. – В 2-х ч. – М., 2015.– 555 с.
  24. Мустафаева, Ф.А. Социальная педагогика: учебник для вузов\Ф.А. Мустафаева.-М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловаякнига,2003.-528с.
  25. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 53059-2008 «Социальное обслуживание населения. Социальные услуги инвалидам» Режим доступа: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm. – [Электронный ресурс]. – (дата обращения: 13.02.2016)
  26. Нестерова Г. Ф. Перспективы социальных технологий реабилитации инвалидов // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – СПб.: СПбГИПСР, 2010. –выпуск 2, т. 14. – С. 21- 24.
  27. Нестерова Г. Ф. Технология и методика социальной работы: учебное пособие; Рекомендовано УМО / Г. Ф. Нестерова, И. В. Астэр. – М.: Академия, 2011. – 208 с.
  28. НестероваГ. Ф.. Социальные аспекты интеграции инвалидов и вызовы современности / Г.Ф. Нестерова / Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы международной научно-практической конференции 21-22 апреля 2011 года. – СПб. – СПбГИПСР, 2011. – С. 585-606
  29. Платонова Н. М. Инновации в социальной работе: учебное пособие / Н.М. Платонова, М.Ю. Платонов. – М.: Академия, 2011. – 256 с.
  30. Попугаева А. Г. Практика работы с детьми с ограниченными возможностями и их родителями в центре социального обслуживания / А.Г. Попугаева // Работник социальной службы. – 2013. – № 12. – С. 101-111.
  31. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Санкт-Петербурге»: (принят 29.12.2014 № 1283, внесен в Реестр нормативных правовых актов Санкт-Петербурга 01.2015 рег. №17580). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 822404383 – (дата обращения: 22.02.2016).
  32. Программа «Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге» на 2013-2015 годы. – [ Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gov.spb.ru/helper/social/soc_invalid/programma-sozdanie-dostupnoj-sredy-zhiznedeyatelnosti-dlya-invalidov-v/ – (дата обращения: 12. 02. 2016).
  33. Раннее вмешательство: методики оценки развития ребенка и работа с семьей: учебное пособие / ред. А. В. Старшинова. – Екатеринбург: Бонум, 2010. – 180 с.
  34. Реабилитация детей-инвалидов и их семей: технологии, формы и методы (Практика работы учреждений социального обслуживания и НКО социальной сферы): Сборник статей / Сост. A.M. Панов // Профессиональная библиотека работника социальной службы. – 2015. –№ 1. – 256 с.
  35. Романенко В. В. Особенности организации групповых занятий с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения / В.В. Романенко // Актуальные вопросы реабилитации инвалидов с интеллектуальными и множественными нарушениями в развитии (сборник статей). – СПб., 2014. – С. 102-105.
  36. Романенко В. В. Особенности работы с семьей, имеющей в своем составе ребенка с ограниченными возможностями здоровья. / В.В. Романенко/ Социальная реабилитация – опыт работы и перспективы развития: сборник материалов по итогам Международной научно-практической конференции. – СПб, 2014 – С. 56-58.
  37. Руденко А. М. Социальная реабилитация: Учебное пособие / А.М. Руденко, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д: Наука-Спектр; М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. – 320 с.
  38. Савениус О.В. Организация социального обслуживания семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. / О.В. Савениус // Социальное обслуживание. – 2013. – № 5. – С 75-82.
  39. Савин И.Е. Празднично-игровая культура для творческой реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в пространстве отделения реабилитации. /И.Е Савин // Социальная реабилитация – опыт работы и перспективы развития: сборник материалов по итогам Международной научно-практической конференции. – СПб, 2014 – С. 75-76.
  40. Салевко, Г.К. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами.\ Г.К. Селевко.- М.: НИИ школьных технологий. 2005.-144.с.
  41. Смирнова Е.И. Психолого-педагогическая и творческая реабилитация инвалидов и детей-инвалидов / Е.И. Смирнова, А.Ю. Богданова, Ю.В. Леонтьева // Социальная реабилитация – опыт работы и перспективы развития: сборник материалов по итогам Международной научно-практической конференции. – СПб, 2014 – С. 58-59.
  42. Совершенствование общего и профессионального образования инвалидов в процессе их реабилитации: материалы международной научно-практической конференции / ред. С. С.Лебедева. — СПб. : СПб СРП «Павел» ВОГ, 2014. – 303 с.
  43. Современные проблемы социальной психологи и социальной работы: материалы ХI Всероссийской научно — практической конференции с международным участием, 23марта 2016г./ науч. ред. В. В. Горшкова.- СПб. : СПбГУП, 2016.
  44. Социальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gov.spb.ru/helper/social/family/ detyinvalidi_2011/ – (дата обращения: 22.02.2016).
  45. Социальная работа с группами риска в регионе: содержание и современные технологии. Учебно-методическое пособие. /Научные редакторы С.С. Лебедева, С.М. Безух. – СПб: СПбГИПСР, 2010. – 140 с.
  46. Социальная работа с инвалидами: учебное пособие: Рекомендовано УМО / ред. Н. Ф. Басов. – М.: Кнорус, 2012. – 400 с.
  47. Социальное обслуживание граждан в современных условиях: научно-методические основы и инновационная практика социальных служб г. Москвы: Сборник материалов, подготовленных ГАУ «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы» Департамента социальной защиты населения города Москвы / Под редакцией профессор Е. И. Холостовой; Составители: Холостова Е. И., Панов А.М. – Часть I. // Профессиональная библиотека работника социальной службы. – 2015. – № 4. – 256 с.
  48. Справочник по медико-социальной экспертизе и реабилитации. / под ред. М.В. Коробова, В.Г. Помникова. – СПб.: Гиппократ, 2010. – 1032с.
  49. Тарабанова Т. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и их семей с использованием информационно-коммуникационных технологий: опыт социально-реабилитационного центра / Т. Ю. Тарабанова, С. С. Сидорова // Работник социальной службы. – 2014. – № 9. – С. 100-103.
  50. Тарасенко Е. А. Социальная политика в области инвалидности: кросскультурный анализ и поиск оптимальной концепции для России – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.civisbook.ru/filеs/Filе/ Tarasеnko_Sotsialnaya.pdf – (дата обращения: 19.02.2016).
  51. Топчий Л. В. Методологические основы и актуальные вопросы развития социального обслуживания в России: монография // Профессиональная библиотека работника социальной службы. –2013. – 256 с.
  52. Тюрина Э. И. Социальная работа с семьей и детьми: учебник / Э.И. Тюрина, Н.Ю. Кучукова, Е.А. Пенцова. – Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы. — М.: Академия, 2009. – 288 с.
  53. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»: (принят Гос. Думой 20.07.1995г.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/documеnt/cons_doc_LAW_166137/. – (дата обращения: 12.02.2016).
  54. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: (принят Гос. Думой 21.12.2012г.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://basе.consultant.ru/cons/cgi/onlinе.cgi?rеq=doc;basе=LAW;n=173432 –(дата обращения: 17.02.2015).
  55. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»: (принят Гос. Думой 23.12.2013г.). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 166044/. – (дата обращения: 12.02.2016).
  56. Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»: (Принят Гос. Думой 21.11.2014) – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_171577/. – (дата обращения: 27.02.2016)
  57. Холостова Е. И. Модернизация социального обслуживания: история, теория, практика: монография // Профессиональная библиотека работника социальной службы. – 2013. – № 5. – 200 с.
  58. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие / Е. И. Холостова. – 7-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 800 с.
  59. Хомякова И. А. Индивидуальное сопровождение ребенка-инвалида в процессе комплексной реабилитации. / И.А. Хомякова // Социальное обслуживание. – 2014. – № 5. – С 72-81.
  60. Шаповаленко Л. М. Содержание и организация деятельности реабилитационного центра для детей-ивалидов и детей с ограниченными возможностями / Л.М. Шаповаленко // Социальное обслуживание. – 2014. – № 11. – С. 83-88.
  61. Шафейкина Е. В. Комплексный подход в организации реабилитационной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://giduv.com/ journal/2013/1/kompleksnyj_podxod. – (дата обращения: 07.02.2016).

Страницы:   1   2   3   4