ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЛЬГОТНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В АПТЕКЕ №16 ГУП ТАТТЕХМЕДФАРМ
2.1 Материалы и методы исследования
В процессе изучения системы льготного обеспечения лекарственными препаратами использованы такие общенаучные теоретические и эмпирические методы исследования: сравнительная характеристика, анализ полученных данных и анкетирование. Исследование реализации программ льготного лекарственного обеспечения заключалось в:
1) сравнительной характеристике за несколько отчетных периодов финансирования государственных и региональных программ;
2) сравнительной характеристике количества рецептов, с которыми обращались граждане за несколько отчетных периодов;
3) сравнительной характеристике количества граждан, получивших помощь за несколько отчетных периодов;
4) сравнительной характеристике категорий населения (по социальному статусу, нозологиям заболеваний), получивших льготные лекарственные препараты, за несколько отчетных периодов;
5) выявлении степени удовлетворённости граждан системой льготного лекарственного обеспечения.
6) разработке предложений по улучшению организации системы льготного обеспечения.
Материалы для исследования взяты из отчетов об отпущенных медикаментах в разрезе групп за несколько периодов: с 01.01.18 по 30.06.18 и с 01.01.19 по 30.06.19.
Объект исследования: организация льготного обеспечения лекарственными препаратами в аптеке-базе исследования.
Предмет исследования: Аптека № 16, которая является структурным подразделением Государственного унитарного предприятия «Медицинская техника и фармация Татарстана» (ГУП «Таттехмедфарм»).
Организационно-правовая форма: унитарное предприятие
Форма собственности: государственная
Аптека расположена по адресу г. Казань, ул. Восстания, д. 38, и имеет ежедневный режим работы с 8:00 до 21:00 (Приложение А).
Персонал аптеки, обслуживающей население, подразделяется на:
Административно-управленческий:
— заведующий аптечной организации — 1 единица, провизор высшей категории;
— заместитель заведующего – 1 единица;
Производственный:
— провизор-технолог – 2 единицы;
— фармацевт -2 единицы.
Целевую группу посетителей, которые обращаются за получением льготных лекарственных препаратов, составляют местные жители, которые являются пациентами прикрепленных к аптеке медицинских организаций. Также в данную аптеку имеют право обращаться иногородние жители после предварительного посещения прикрепленных амбулаторий и получения льготного рецепта.
Главной задачей аптеки, в которой проводилось исследование, является обеспечение населения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в частности лекарственное обеспечение льготной категории населения. В соответствии с этим, в аптеке организованы отделы рецептурного отпуска, безрецептурного отпуска и отдел льготного отпуска лекарственных препаратов (Приложение Б). Аптека осуществляет фармацевтическую деятельность:
— розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения;
— хранение лекарственных препаратов для медицинского применения;
— отпуск лекарственных препаратов для медицинского применении.
Аптека №16 ГУП «Таттехмедфрм» имеет лицензии:
1) на фармацевтическую деятельность, где в приложении обозначена аптека №16 (Приложение В);
2) на деятельность по обороту НС и ПВ и их прекурсоров и на культивирование наркосодержащих растений (Приложение Г).
ГУП «Таттехмедфарм» является единственной в Республике государственной фармацевтической организацией, предоставляющей широкий спектр фармацевтических услуг. Особенностью данной аптеки является участие в льготном лекарственном обеспечении населения, имеющего право на специальные льготы. Аптека обслуживает пациентов, прикрепленных медицинских организаций, по рецептам врачей.
ГУП «Таттехмедфарм» участвует Федеральной программе «ОНЛС», «ВЗН», «БСК», а также обеспечивает лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями граждан Республики Татарстан, имеющих право на безвозмездное обеспечение лекарствами и медикаментами, а так же участвует в программе «Родовый сертификат» в рамках национального проекта «Здоровье».
Аптека принимает участие в лекарственном обеспечении стационарных больных и, в соответствии с этим, осуществляет отпуск препаратов в прикрепленные к ней медицинские организации:
по всем Федеральным и региональным льготам – в городскую детскую больницу (ГДБ) № 1, в городскую клиническую больницу (ГКБ) № 16;
по Федеральной льготе для больных с хронической почечной недостаточностью (ХПН), которая является органной недостаточностью в терминальной стадии, – в ГКБ № 2, ГКБ № 7, ГКБ № 11, ГКБ № 12 и в Госпиталь для ветеранов войн.
Прикрепление медицинских организаций к аптеке осуществлено на основании приказа Министерства здравоохранения Республики Татарстан, в т. ч. регламентирующие совершенствование организации лекарственного обеспечения больных с хронической почечной недостаточностью, находящихся на заместительной почечной терапии.
Аптека имеет стабильные связи с оптовым поставщиком Республиканский аптечный склад в пределах одного предприятия «Таттехмедфарм», что позволяет им поддерживать стабильность поставок лекарственных препаратов. Преимуществом исследуемой аптеки является ассортимент, учитывающий местную специфику заболеваемости.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования и сделанные выводы по совершенствованию системы льготного лекарственного обеспечения могут быть использованы в практической работе руководителя аптечной организации с целью повышения эффективности её деятельности и повышения её социальной значимости.
2.2 Исследование роли аптечной организации в социальной защите населения
2.2.1 Организация Федеральной программы ОНЛС в аптеке
В исследуемой аптеке на лекарственное обеспечение граждан по федеральной программе ОНЛС из Федерального бюджета за период с 01.01.18 по 30.06.18 в среднем было выделено 10,5 млн. руб. , а за период с 01.01.19 по 30.06.19 – 9,5 млн. руб.
В результате сравнения вышеуказанных данных построена диаграмма (рис. 1).

Рисунок 1 – Финансирование программы ОНЛС за исследуемый период в 2018 г и в 2019 г., млн руб.
Вывод: в результате исследования определено, что в анализируемом периоде в 2019 году финансирование аптеки по программе ОНЛС снизилось до 9,5 млн руб.
Категории населения, получающие услугу льготного обеспечения, не изменялась. В их число вошли 10 категорий населения:
− инвалиды 1-3 группы и дети-инвалиды;
− участники ВОВ, ставшие инвалидами и военнослужащие, ставшие инвалидами при исполнении служебных обязанностей;
− члены семей погибших участников или умерших ветеранов ВОВ;
− ветераны военных действий и инвалиды войны;
− один из родителей или жена военнослужащего, приравненного к участникам ВОВ.
В результате исследования определено количество граждан, получивших лекарственные препараты за исследуемые периоды с 01.01.18 по 30.06.18 и с 01.01.19 по 30.06.19 (табл. 1).
Таблица 1 – Количество льготных категорий граждан, получивших лекарственные препараты
В результате исследования определено, что за период с 01.01.18 по 30.06.18 по данной программе в аптеку поступило 9 777 рецептов, а с 01.01.19 по 30.06.19 в аптеку поступило 9 265 рецептов.
По результатам исследования построена сравнительная диаграмма (рис. 2).
Рисунок 2 – Количество отпущенных рецептов по программе ОНЛС за исследуемый период в 2018 г. и 2019 г.
Выводы: в результате исследования определено снижение количества выписанных рецептов по программе ОНЛС за исследуемый период в 2019 году.
С 01.01.18 по 30.06.18 получили лекарственные препараты 983 граждан, в аналогичный период за 2019 год льготные препараты получили 966 человек.
По результатам исследования построена сравнительная диаграмма за исследуемый период (рис. 3).
Рисунок 3 – Количество граждан, получивших лекарственные препараты по программе ОНЛС за исследуемый период
Вывод: в результате исследования определено снижение количества граждан, получивших лекарственные препараты за анализируемый период с 983 до 966.
На рис. 4 представлены категории граждан, получившие льготные ЛП за исследуемые периоды с 01.01.18 по 30.06.18 и с 01.01.19 по 30.06.19.
Рисунок 4 – Количество граждан получивших ЛП за исследуемый период по категориям по программе ОНЛ
Вывод: в результате исследования анализируемых периодов определены незначительные изменения в отпуске льготных лекарственных препаратов по программе ОНЛС в зависимости от льготной категории. Увеличилась доля обеспечения детей-инвалидов и инвалидов 3 ст., уменьшилась доля обеспечения инвалидов 2 ст.
Подводя итоги за анализируемые периоды в 2018 и в 2019 году можно сделать выводы, что государственное финансирование программы ОНЛС в виде лекарственного обеспечения стало меньше, как стало меньше количество граждан, обратившихся в аптеку, и, соответственно, количество рецептов.
2.2.2 Организация Федеральной Программы ВЗН в аптеке
На лекарственное обеспечение граждан по программе ВЗН в данной аптеке из Федерального бюджета за период с 01.01.18 по 30.06.18 в среднем было выделено 22,4 млн. руб. , а за период с 01.01.19 по 30.06.19 – 25,5 млн. руб. (рис. 5).
Рисунок 5 – Финансирование программы ВЗН за исследуемый период в 2018 г. и в 2019 г.
Вывод: в результате исследования определено, что финансирование по программе ВЗН за исследуемый период в 2019 году увеличилось на 3,1млн. руб.
В результате исследования определено количество граждан, получивших лекарственные препараты (табл. 2).
Таблица 2 – Количество льготных категорий граждан, получивших лекарственные препараты по программе ВЗН за исследуемый период с 01.01.18 по 30.08.18 и с 01.01.19 по 30.06.19
| Наименование | 2018 | 2019 | ||
| рецептов, шт. | кол-во граждан, получивших ЛС | рецептов, шт. | кол-во граждан, получивших ЛС | |
| Кистозный фиброз | 6 | 1 | 5 | 1 |
| Рассеянный склероз | 81 | 15 | 102 | 20 |
| Хронический миелопоидный лейкоз | 12 | 2 | 11 | 2 |
| Наследственный дефицит фактора VIII | 105 | 22 | 91 | 20 |
| Болезнь Виллебранда | 29 | 9 | 51 | 23 |
| Наследственный дефицит фактора IX | 4 | 2 | 6 | 4 |
| Итого | 237 | 51 | 267 | 70 |
За период с 01.01.18 по 30.06.18 по данной программе в аптеку поступило 237 рецептов, а с 01.01.19 по 30.06.19 в аптеку поступило 267 рецептов (рис. 6).
Рисунок 6 – Количество рецептов по программе ВЗН за исследуемый период в 2018 г и в 2019 г.
Вывод: в результате исследования определено, что за анализируемый период в 2019 году количество рецептов по программе ВЗН увеличилось на 30 по сравнению с 2018 годом.
Количество граждан, обратившихся за получением льготных лекарственных препаратов за исследуемый период в 2018 году было 51, а в 2019 году стало 70. Категории населения, кому предоставлялась услуга льготного обеспечения не изменялась. В их число вошли 6 нозологий:
- кистозный фиброз;
- рассеянный склероз;
- хронический миелоидный лейкоз;
- наследственный дефицит фактора VIII и IX;
- болезнь Виллебранда;
Данные по нозологиям заболеваний граждан за исследуемыйе период представлены на рисунке 7.
Рисунок 7 – Количество граждан по категориям по программе ВЗН за исследуемый период в 2018 г. и 2019 г.
Вывод: в результате исследования определены незначительные изменения в количестве граждан, получающих льготы по программе ВЗН: увеличилась доля обеспечения пациентов с болезнью Виллебранда и рассеянным склерозом.
Подводя итоги за анализируемые периоды в 2018 и в 2019 году можно сделать выводы, что государственное финансирование программы ВЗН в виде лекарственного обеспечения стало больше, так же стало больше количество граждан, обратившихся в аптеку, и, соответственно, количество рецептов.
