Меню Услуги

Оценка рыночной стоимости предприятий розничной торговли «ФЭШН – ГРУПП — ВОЛКОФ». Часть 4.

Страницы:   1   2   3   4   5


Проведем анализ методики оценки финансовой устойчивости при помощи абсолютных показателей бухгалтерского баланса.

Для изучения обеспеченности запасов различными источниками финансирования рассчитывают три основных показателя:

Излишек или недостаток СОК для формирования запасов:

В 2013 г.: 7252 – 0 = 7252 тыс. руб.

В 2014 г.: 12725 – 0 = 12725 тыс. руб.

В 2015 г.: 19278 – 58 = 19220 тыс. руб.

Излишек или недостаток СОК и долгосрочных заемных источников для формирования запросов и затрат:

В 2013 г.: 7252 + 0 – 0 = 7252 тыс. руб.

В 2014 г.: 12725 + 0 – 0 = 12725 тыс. руб.

В 2015 г.: 19278 + 0 – 58 = 19220 тыс. руб.

Излишек или недостаток общей величины источников формирования имущества предприятия:

В 2013 г.: 7252 + 0 + 143 – 0 = 7395 тыс. руб.

В 2014 г.: 12725 + 0 + 1862 – 0 = 14587 тыс. руб.

В 2015 г.: 19278 + 0 + 2517 – 58 = 21737 тыс. руб.

Сравним с величиной запасов:

В 2013 г.: 7252 > 1118; 7252 > 1118; 7395 > 1118.

В 2014 г.: 12725 > 4419; 12725 > 4419; 14587 > 4419.

В 2015 г.: 19220 < 19800; 19220 < 19800; 21737 > 19800.

Можно сделать вывод, что в 2013–2014 годах бутик был абсолютно устойчивым, так как соблюдаются следующие неравенства:

СК – ВА ≥ З; СК + ДЗК – ВА ≥ З; СК + ДЗК + КО – ВА ≥ З.

В 2015 году наблюдалось неустойчивое финансовое состояние, вызывающее нарушение в платежеспособности, но сохраняющее возможность восстановить равновесие за счет дополнительного привлечения долгосрочных и краткосрочных кредитов.

Исходя из проведенного финансового анализа деятельности предприятия «ФЭШН – ГРУПП — ВОЛКОФ» сделан вывод о том, что в целом предприятие не достаточно эффективно использует свои внутренние факторы. Отдельные показатели эффективности деятельности предприятия оказались ниже среднеотраслевых, в такой ситуации может быть принято решение о проведении финансовой реструктуризации. Под финансовой реструктуризацией предлагается понимать процесс изменения структуры активов и пассивов предприятия, а также отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования ресурсов. Все эти решения имеют своей целью повысить показатели эффективности, что приведет к росту рыночной стоимости предприятия «ФЭШН – ГРУПП — ВОЛКОФ». Предлагается разработать матрицу финансовых решений, в которой приведены наиболее оптимальные финансовые коэффициенты (таблица 17).

Таблица 17. Матрица финансовых решений по предприятию «ФЭШН – ГРУПП — ВОЛКОФ» в 2015 году

Показатель Высокий

уровень (А)

Средний

уровень (В)

Низкий

уровень (С)

Значение

показателя

Оценка

уровня

1. Коэффициент финансовой независимости > 0,5 0,3–0,5 <0,3 0,88 А
2. Коэффициент текущей ликвидности > 2,0 1,0–2,0 <1,0 8,64 А
3. Коэффициент срочной ликвидности > 0,8 0,4–0,8 <0,4 0,18 С
4. Коэффициент абсолютной ликвидности > 0,2 0,1–0,2 <0,1 0,18 В
5. Рентабельность всех активов > 0,1 0,05–0,1 <0,05 0,30 А
6. Рентабельность собственного капитала > 0,15 0,1–0,15 <0,1 0,35 А
7. Эффективность использования активов >1,6 1,0–1,6 <1,0 1,58 В
8. Доля заемных средств в общей сумме источников < 0,5 0,7–0,5 > 0,7
9. Доля свободных от обязательств активов, находящихся в мобильной форме > 0,26 0,1–0,26 < 0,1 0,99 А
10. Доля накопленного капитала > 0,1 0,05–0,1 < 0,05 0,88 А

 

Согласно данной матрице при высоком уровне интегрального показателя можно рассмотреть возможность экстенсивного роста компании, т.е. инвестировать в дополнительные торговые мощности, что предполагает наращивание доли на рынке.

При среднем уровне интегрального показателя, т.е. в ситуации, когда предприятие розничной торговли, в общем и целом эффективно, наиболее оптимальным решением представляется финансовая реструктуризация, т.е. изменение структуры активов и пассивов предприятия, а также отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования ресурсов с целью дальнейшего улучшения показателей деятельности предприятия. Наряду с реструктуризацией можно рассмотреть вариант расширения бизнеса.

При низком уровне интегрального показателя предлагается рассмотреть вариант продажи бизнеса.

Набранные баллы свидетельствуют о том, что платежеспособность предприятия и ее финансовая устойчивость находятся на среднем уровне. Предприятие «ФЭШН – ГРУПП — ВОЛКОФ» практически по всем составляющим интегрального показателя имеет высокие оценки, следовательно. Таким образом, деятельность предприятия прибыльна, однако, финансовая стабильность во многом зависит от изменений как во внутренней, так и во внешней среде.

 

ГЛАВА 3. УВЕЛИЧЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ «ФЭШН – ГРУПП — ВОЛКОФ» НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА.

3.1. Оценка стоимости предприятия «ФЭШН – ГРУПП — ВОЛКОФ» до внедрения мер по улучшению финансового положения.

При проведении оценки используются два основных концептуальных подхода: доходный и затратный.

Затратный подход (ФСО-1) применяется, когда существует возможность заменить объект оценки другим объектом, который либо является точной копией объекта оценки, либо имеет аналогичные полезные свойства. Если объекту оценки свойственно уменьшение стоимости в связи с физическим состоянием, функциональным или экономическим устареванием, при применении затратного подхода необходимо учитывать износ и все виды устареваний.

Проведем оценку стоимости предприятия на основе затратного подхода.

При оценке стоимости предприятия «ФЭШН – ГРУПП — ВОЛКОФ» применим метод чистых активов, так как предприятие обладает значительными материальными и финансовыми активами. В рамках оценки бизнеса при использовании метода чистых активов традиционный баланс предприятия заменяется скорректированным балансом, в котором все активы (материальные и нематериальные), а также все обязательства показаны по рыночной или какой-либо другой подходящей текущей стоимости.

В состав активов, принимаемых к расчету, включаются: внеоборотные активы; оборотные активы. В состав пассивов, принимаемых к расчету, включаются: долгосрочные обязательства по займам и кредитам; краткосрочные обязательства по займам и кредитам; кредиторская задолженность; задолженность участникам по выплате доходов; резервы предстоящих расходов; прочие краткосрочные обязательства.

Корректировка первого раздела баланса предприятия. На балансе предприятия числятся основные средства в сумме 58 тыс. руб. (это стоимость торгового оборудования, которое используется в торговом процессе).

Корректировка статей основных средств произведена в таблице 18.

Таблица 18. Корректировка статей основных средств

Наименование основного средства Балансовая

стоимость

Амортизация Остаточная стоимость Рыночная стоимость, руб.
1 2 3 = 2 х 0,1 4 = 2 — 3 5 = 4
Каркасный стеллаж КС-142 525,42 52,54 472,88 472,88
Каркасный стеллаж КС-143 525,42 52,54 472,88 472,88
Каркасный стеллаж КС-144 525,42 52,54 472,88 472,88
Каркасный стеллаж КС-145 525,42 52,54 472,88 472,88
Витрина В-52 1347,45 134,75 1212,70 1212,70
Витрина В-53 1347,45 134,75 1212,70 1212,70
Витрина В-54 1347,45 134,75 1212,70 1212,70
Витрина В-55 1347,45 134,75 1212,70 1212,70
Витрина В-56 1347,45 134,75 1212,70 1212,70
Стеллаж М-25 17782,02 1778,20 16003,80 16003,80
Стеллаж Л-69 18988,02 1898,80 17089,20 17089,20
Горка ПГ-11 12391,03 1239,10 11151,90 11151,90
Итого 58000,00 5800,00 52200,00 52200,00

 

Корректировка второго раздела баланса предприятия.

В процессе инвентаризации выявлено количество неликвидных запасов (которые не пользовались спросом), подлежащих списанию, на сумму 25,45 тыс. руб. По результатам оценки остальных запасов установлено, что указанная в балансе и рыночная стоимость этих запасов совпадают. Таким образом, рыночная стоимость запасов на дату оценки составляет 19774,55 (19800,00 – 25,45) тыс. руб.

Денежные средства не подлежат корректировке, так как нет счетов в проблемных банках.

Просроченная дебиторская задолженность отсутствует. Более того, платежи по погашению дебиторской задолженности ожидаются в течение трех месяцев от надежного дебитора, поэтому стоимость такой задолженности не дисконтировалась, а принималась равной величине, указанной в балансе, то есть 1483 тыс. руб.

Расчет рыночной стоимости предприятия «ФЭШН – ГРУПП — ВОЛКОФ» методом чистых активов представлен в таблице 19.

Таблица 19. Расчет стоимости предприятие «ФЭШН – ГРУПП — ВОЛКОФ» методом чистых активов

Наименование статей Величина показателя по балансу на 01.01.2016, тыс. руб. Величина показателя по оценке на 01.01.2016, тыс. руб.
Активы, принимаемые к расчету
I. Внеоборотные активы
Основные средства 58,00 52,20
Итого по разделу I 58,00 52,20
II. Оборотные активы
Запасы 19800,00 19774,55
Дебиторская задолженность 1483,00 1483,00
Денежные средства 454,00 454,00
Итого по разделу II 21737,00 21711,55
Итого активы 21795,00 21763,75
Пассивы, принимаемые к расчету
V. Краткосрочные обязательства
Кредиторская задолженность 2517,00 2517,00
Итого по разделу V 2517,00 2517,00
Итого обязательства 2517,00 2517,00
Чистые активы 19278,00 19246,75

 

Таким образом, рыночная стоимость предприятия «ФЭШН – ГРУПП — ВОЛКОФ» в рамках затратного подхода, равна 19 246 750 (девятнадцать миллионов двести сорок шесть тысяч семьсот пятьдесят) руб.

Доходный подход (ФCO-1 ст. 21) применяется, когда существует достоверная информация, позволяющая прогнозировать будущие доходы, которые объект оценки способен приносить, а также связанные с объектом оценки расходы. При применении доходного подхода оценщик определяет величину будущих доходов и расходов и моменты их получения.

Проведем оценку стоимости предприятия на основе доходного подхода.

Стоимость бизнеса  предприятия «ФЭШН – ГРУПП — ВОЛКОФ» в рамках доходного подхода будет определена методом дисконтирования денежных потоков. Метод дисконтированных будущих денежных потоков используется, когда ожидается, что будущие уровни денежных потоков существенно отличаются от текущих, можно обоснованно определить будущие денежные потоки, прогнозируемые будущие денежные потоки являются положительными величинами для большинства прогнозных лет, ожидается, что денежный поток в последний год прогнозного периода будет значительной положительной величиной [14].

Поскольку у предприятия «ФЭШН – ГРУПП — ВОЛКОФ» отсутствует долгосрочная задолженность и нам не известны планы собственников предприятия по ее формированию в будущем в качестве прогнозного нами будет использоваться бездолговой денежный поток.

Прогнозный период для предприятия «ФЭШН – ГРУПП — ВОЛКОФ» выберем продолжительностью в пять лет, т. к. предполагается, что в этот период времени не произойдет существенных макроэкономических изменений.

Прогноз денежного потока будет основан на следующих допущениях:

— по данным прогноза Министерства экономического развития РФ рост цен в торговле в 2016 г. составит 5,9 % (к 2015 г.); в 2017 г. – 5,2 % (к 2016 г.); в 2018 г. – 4,5 % (к 2017 г.); в 2019 г. – 4,4 % (к 2018 г.); в 2020 г. – 3,8 % (к 2019 г.).

— удельный вес себестоимости продаж в выручке был определен как средневзвешенная за 2013-2015 годы (таблица 22).

Таблица 20. Расчет удельного веса себестоимости продаж в выручке на 2016 г.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Выручка, тыс. руб. 22572 26743 34414
Себестоимость продаж, тыс. руб. 16358 19661 25805
Удельный вес себестоимости продаж в выручке, % 72,5 73,5 75,0
Удельный вес в среднем, % 73,7

 

— удельный вес коммерческих расходов в выручке прогнозируется как среднее за период (таблица 21);

Таблица 21. Расчет удельного веса коммерческих расходов в выручке на 2016 год

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Выручка, тыс. руб. 22572 26743 34414
Коммерческие расходы, тыс. руб. 1197 1271 1931
Удельный вес коммерческих расходов в выручке, % 5,3 4,8 5,6
Удельный вес в среднем, % 5,2

 

— удельный вес собственного оборотного капитала в выручке прогнозируется как среднее за период (таблица 22);

Таблица 22. Расчет удельного веса собственного оборотного капитала в выручке на 2016 год

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Выручка, тыс. руб. 22572 26743 34414
Оборотный капитал, тыс. руб. 7395 14586 21736
Краткосрочные обязательства, тыс. руб. 143 1862 2517
Собственный оборотный капитал (СОК), тыс. руб. 7252 12724 19219
Удельный вес СОК в выручке, % 32,1 47,6 55,8
Удельный вес в среднем, % 45,2

 

— удельный вес амортизации в выручке прогнозируется как среднее за период,  средняя норма амортизационных отчислений составляет 10 % годовых (таблица 23).

Таблица 23. Расчет удельного веса амортизации в выручке на 2016 год

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г.
Выручка, тыс. руб. 22572 26743 34414
Стоимость основных фондов, тыс. руб. 0 0 58
Амортизация, тыс. руб. 0 0 5,8
Удельный вес амортизации в выручке, % 0 0 0,017
Удельный вес в среднем, % 0,017

 

— ставка налога на прибыль прогнозируется в размере 20 %.

Прогнозирование допущений проведем в таблице 24.

Таблица 24. Прогнозирование допущений

Прогнозные допущения Ретроспективный период Прогнозный период
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Темп роста выручки, коэффициент 1,185 1,287 1,059 1,052 1,045 1,044 1,038
Удельный вес себестоимости продаж в выручке, % 72,5 73,5 75,0 73,7 73,7 73,7 73,7 73,7
Удельный вес коммерческих расходов в выручке, % 5,3 4,8 5,6 5,2 5,2 5,2 5,2 5,2
Удельный вес СОК в выручке, % 32,1 47,6 55,8 45,2 45,2 45,2 45,2 45,2
Удельный вес амортизации в выручке, % 0 0 0,017 0,017 0,017 0,017 0,017 0,017

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Прогноз денежного потока произведем в таблице 25.

Таблица 25. Прогноз денежного потока

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Выручка, тыс. руб. 34414 36444,43 38339,54 40064,82 41827,67 43417,12
Себестоимость, тыс. руб. 26859,54 28256,24 29527,77 30826,99 31998,42
Валовая прибыль, тыс. руб. 9584,88 10083,30 10537,05 11000,68 11418,70
Коммерческие расходы, тыс. руб. 1895,11 1993,66 2083,37 2175,04 2257,69
Прибыль от продаж, тыс. руб. 7689,77 8089,64 8453,68 8825,64 9161,01
Налог на прибыль, % 20 20 20 20 20
Величина налога на прибыль, тыс. руб. 1537,96 1617,93 1690,74 1765,13 1832,20
Чистая прибыль, тыс. руб. 6151,82 6471,71 6762,94 7060,51 7328,81
Амортизация, тыс. руб. 6,20 6,52 6,81 7,11 7,38
СОК, тыс. руб. 19219 16472,88 17329,47 18109,30 18906,11 19624,54
Изменение СОК, тыс. руб. -2746,12 856,59 779,83 796,81 718,43
Денежный поток, тыс. руб. 8904,14 5621,64 5989,92 6270,81 6617,76

 

Расчет ставки дисконтирования проведем методом кумулятивного построения. При построении ставки дисконта по данному методу за основу возьмем безрисковую норму доходности, а затем к ней добавляется норма доходности за риск инвестирования в данную компанию.

В качестве безрисковой ставки принимаем ставку доходность к погашению по государственным облигациям сроком обращения равным длительности прогнозного периода (ОФЗ-25069-ПД со сроком обращения 3 года). Безрисковая ставка равна 6,18%.

Для определения дополнительной премии за риск инвестирования в определенную компанию учитываются следующие наиболее важные факторы:

— Руководящий состав:

Директор предприятия имеет соответствующее образование в области менеджмента, экономики, маркетинга, управления персоналом и применяет его на практике (организована эффективная рекламная компания, разработаны и реализуются стратегия развития предприятия и системы мотивирования и обеспечения персонала). Качество управления хорошее, однако, предприятие зависит от одной ключевой фигуры – директора, а управленческий резерв практически отсутствует. Премия за риск – 3%.

— Размер компании:

Данное предприятие является мелким и с позиции предложения не является монополистом на рынке, поэтому величина премии за риск составляет 4%.

— Финансовая структура:

Предприятие имеет благоприятное соотношение собственных средств и задолженностей, не имеет долгосрочной задолженности, вследствие чего премия за финансовую структуру оценивается в 1 процентный пункт риска.

— Диверсификация клиентуры:

Степень диверсификации клиентуры оценивается как средняя, так как услугами данного предприятия может воспользоваться широкий круг лиц. Премия за риск составляет 2%.

— Товарная и территориальная диверсификация:

Премия за риск товарной и территориальной диверсификации 3%, так как ассортимент продукции предприятия широкий, продукция реализуется на внутреннем рынке.

— Доходы: рентабельность и предсказуемость:

Предприятие за анализируемый период демонстрировало стабильную прибыльную работу, премия за этот вид риска – 2%.

— Прочие особые риски:

Прочий риск связан с отсутствием у предприятия права собственности на помещение, в котором оно расположено. Имеется договор аренды только на два года, и нельзя исключать возможность того, что арендодатель не продлит этот договор в дальнейшем, поэтому 2 процентных пункта риска.

Премия за дополнительные риски составит:

Δr = 3 + 4 + 1 + 2 + 3 + 2 + 2 = 17 %.

Итоговый расчет ставки дисконтирования для прогнозного периода:

d = 6,18 + 17,00 = 23,18 %.

Таким образом, для прогнозного периода ставка дисконтирования составит 23,18 %. Продисконтируем полученные значения денежных потоков по годам (таблица 28).

Таблица 26. Дисконтирование денежных потоков, тыс. руб.

Год 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Денежный поток 8904,14 5621,64 5989,92 6270,81 6617,76
Коэффициент дисконтирования 0,812 0,659 0,535 0,434 0,353
Дисконтированный денежный поток 7230,16 3704,66 3204,61 2721,53 2336,07
Суммарный поток 19197,03

 

Для расчета ставки дисконтирования в постпрогнозный период воспользуемся моделью кумулятивного построения. Принимаем, что для постпрогнозного периода будут иметь место те же риски, что и в прогнозном периоде.

В качестве безрисковой ставки принимаем ставку доходность к погашению по государственным облигациям с более длительным сроком обращения (ОФЗ-26198-ПД со сроком обращения 10 лет). Безрисковая ставка равна 6,16 %. Предполагаем, что в прогнозный период, когда произойдет стабилизация экономики, помимо уменьшения безрисковой ставки, произойдет и снижение дополнительных рисков. Примем снижение дополнительных рисков пропорционально снижению безрисковой ставки. Следовательно, премия за дополнительные риски составит – 16,94 %.

Таким образом, ставка дисконтирования для постпрогнозного периода составит:

d = 6,16 + 16,94 = 23,10 %.

Определение стоимости в постпрогнозный период основано на предпосылке о том, что бизнес способен приносить доход и по окончании прогнозного периода. Предполагается, что после окончания прогнозного периода доходы бизнеса стабилизируются, и в остаточный период будут иметь место стабильные долгосрочные темпы роста или бесконечные равномерные доходы. Как правило, для определения стоимости предприятия за пределами прогнозного периода применяется модель Гордона [13]:

Vост = CFост * (1 + g) / (d — g)        (12)

где CF(t+1) – денежный поток доходов за 1-й год постпрогнозного периода;

d– ставка дисконтирования для постпрогнозного периода;

g – долгосрочные темпы роста денежного потока.

Согласно Минэкономразвития долгосрочные темпы роста цен розничной торговли в постпрогнозный период будут составлять 5,9 %.

Рассчитаем стоимость в постпрогнозный период:

Vост = 6617,76 * (1 + 0,059) / (0,231 – 0,059)

Полученную таким образом стоимость бизнеса в постпрогнозный период приводим к текущим стоимостным показателям и складываем с суммарным прогнозным дисконтированным денежным потоком:

С = 40745 / (1 + 0,231)5 + 19197,03 = 33612 тыс.руб.

Таким образом, стоимость предприятия «ФЭШН – ГРУПП — ВОЛКОФ», рассчитанная доходным подходом составляет 33 612 000 (тридцать три миллиона шестьсот двенадцать тысяч) руб.

Для того чтобы определить итоговую величину рыночной стоимости оцениваемого объекта, необходимо произвести согласование результатов, полученных при затратном, сравнительном и доходном подходах.

Рыночная стоимость объекта оценки определяется по формуле [16]:

PC = C1 * q1 + C2 * q2 + C3 * q3          (13)

где РС – рыночная стоимость объекта оценки, руб.,

С12, С3 – стоимость объекта оценки полученная затратным, сравнительным и доходным подходами соответственно, руб.,

q1, q2, q3 – средневзвешенное значение достоверности затратного, сравнительного и доходного подходов соответственно.

Из приведенных ранее расчетов выпишем полученные с помощью двух подходов стоимости объекта оценки:

Стоимость определенная затратным подходом = 19 246 750 руб.

Стоимость определенная доходным подходом = 33 612 000руб.

Для согласования результатов оценки и установления окончательного заключения о рыночной стоимости необходимо придать весовые коэффициенты результатам, полученным при оценке каждым из подходов.

Логичнее всего за величину рыночной стоимости собственного капитала предприятия принять сумму, которую инвестор будет готов заплатить с учетом будущих ожиданий от бизнеса, т.е. полученную в доходном подходе, а результаты затратного и сравнительного подхода учесть, как менее существенно влияющие на итоговую стоимость предприятия [17].

Поэтому более высокий вес (40%) присвоен доходному подходу, а результаты затратного подхода учтены как меньше влияющие на итоговую стоимость предприятия и предпочтения инвестора («вес» затратного и сравнительного подхода по 30%).

Результаты согласования представлены в таблице 27.

Таблица 27. Итоговая стоимость предприятия «ФЭШН – ГРУПП — ВОЛКОФ»

Подходы к оценке Стоимость

компании, руб.

Весовые

коэффициенты

Вклад подхода в

итоговую величину, руб.

Затратный подход 19246750 0,30 5774025
Сравнительный подход 14370770 0,30 4311231
Доходный подход 33612000 0,40 13444800
Итоговая рыночная стоимость, руб. 23530056

 

Рыночная стоимость предприятия «ФЭШН – ГРУПП — ВОЛКОФ» составляет 23 530 056 (двадцать три миллиона пятьсот тридцать тысяч пятьдесят шесть) руб.

Оценка проводилась в соответствии с требованиями, установленными ФЗ «Об оценочной деятельности РФ» № 135-ФЗ от 29.07.1998 года и ФСО №1, №2, №3 от 20 июля 2007 года. Приведенные в работе величины стоимостей действительны лишь на дату оценки. Данные, использованные для расчетов, были получены из надежных источников и считаются достоверными. Приведенные расчеты и анализ рынка позволяют сделать вывод, что рыночная стоимость предприятия «ФЭШН – ГРУПП — ВОЛКОФ» на 01.01.16г. составляет 23 530 056 руб.

3.2. Мероприятия, направленные на повышение стоимости предприятия

Анализ возможных для реализации мероприятий в целях повышения его стоимости позволил сделать вывод о том, что наиболее перспективным является усовершенствование процесса организации продаж путем внесения изменений в организационную структуру отдела продаж. Для этого следует ввести штатную единицу – менеджер по Интернет–продажам. Это будет целесообразным, так как принесет предприятию дополнительную прибыль в связи с тем, что Интернет является наиболее современной и перспективной из нетрадиционных форм торговли, используемых для продажи товаров. На сегодняшний момент эту форму продаж сдерживает возрастающая в последние годы тенденция использования чужих счетов. Возможности, которые предоставляют современные Интернет технологии, обширны.

Прежде всего, необходимо отметить создание интерактивных каталогов продукции и услуг, в том числе многоязычных с применением графики и анимационных эффектов. Такой каталог не требует тиражирования. Он может быть изменен в любой момент, например, на основании проведенного опроса. Он активен по отношению к своему содержанию, например, пользователь может выбрать и самостоятельно заказать необходимый товар.

Но основное преимущество заключается в том, что именно такие каталоги позволяют осуществлять покупки в сети Интернет, в том числе в режиме реального времени. Подобный способ можно сравнить с заказами по каталогам типа «Otto», «Neckerman», «Quelle». Каталог в Интернете имеет свои преимущества. Прежде всего, интерактивный каталог позволяет изучать информацию по аналогичной продукции нескольких компаний. Так, на сайте www.wildberries.ru (женская одежда)  в любой из групп товаров указаны цены. После того, как выбор будет сделан, можно расплатиться за товар карточкой или чеком и выбрать один из возможных способов доставки.

Многие компании в настоящее время прибегают к созданию индивидуальных web-сайтов. Такие сайты есть, например, у компаний Ламода (lamoda.ru), Бонприкс (bonprix) и др.

Наряду с вышеназванными преимуществами необходимо отметить, что  Интернет дает возможность вести интерактивные прайс-листы, позволяющие в автоматическом режиме выписывать счета, учитывать особые условия приобретения и оплаты, а также следить за наличием товаров на складе.

Электронная почта, конференции, в том числе в реальном времени, закрытые и открытые доски объявлений, видео трансляции, анонсирование проводимых мероприятий,  быстрый и эффективный поиск партнеров или инвесторов для совместной деятельности, электронные книги отзывов, анкетирование, составление автоматизированных рейтингов – вот далеко не полный перечень возможностей сети Интернет, инструментарий, который с каждым месяцем расширяется.

Кроме того, Интернет больше не связан с необходимостью иметь компьютер. Ведущие производители телефонов и телевизоров уже представили свои Интернет–решения и возможности пользоваться глобальной сетью с помощью телевизора и телефона.

Бурное развитие Интернета как среды взаимодействия с потребителем и современных маркетинговых технологий привело к настоящей революции в различных сферах бизнеса. Не стал исключением и рынок товаров народного потребления. В настоящее время уже нет необходимости разворачивать сеть магазинов по всему миру, чтобы обслуживать сотни тысяч потребителей во всех уголках Земли. Не нужно держать штат из десятков тысяч коммивояжеров, чтобы прийти в каждый дом. Нет нужды проводить дорогостоящие мероприятия, чтобы построить долгосрочные личные отношения с каждым клиентом.

Основные особенности сети Интернет как специфической бизнес-среды – интерактивность, приоритет активности потребителя, глобальность, селективность, высокая скорость процессов, их измеряемость и контролируемость. Ее важнейшая черта – возможность полноценного взаимодействия и общения с каждым потенциальным клиентом в отдельности.

Покупки товаров народного потребления через сеть Интернет еще не так распространены, как, например, покупки других товаров: книг, компакт-дисков или компьютеров. Тем не менее, число компаний, предлагающих приобрести товары народного потребления через «всемирную паутину», неуклонно растет. Так, в разделе «Для дома и дачи» торговой площадки Torg.ru находится 25 магазинов, продающих различные товары народного потребления, в том числе и запасные части к автомобилям.

В настоящее время среди основных участников рынка электронных продаж товаров народного потребления можно выделить:

  • специализированные Интернет–магазины, рассматривающие электронную коммерцию в качестве основного бизнеса и не торгующие вне сети, например tovnar.ru;
  • электронные супермаркеты, предлагающие товары народного потребления с целью привлечения новых покупателей, такие, как Intershop.ru, Torg.ru;
  • фирмы, для которых сбыт товаров через Интернет выступает в качестве дополнения к существующим продажам вне сети, такие, как «FinnFlare», «TomTailor», «Снежная Королева».

Следует отметить, что рост числа клиентов электронных магазинов сдерживается рядом специфических причин: основную часть покупок в магазинах совершают покупатели, лояльные к той или иной торговой марке, новых покупателей отталкивает невозможность потрогать и попробовать выбранный товар; продавцы–консультанты заменены на web-сайтах  информацией о товаре.

Однако экспертные опросы показали, что более всего покупателей привлекает в электронных магазинах широкий выбор представленных товаров, а также низкая стоимость доставки (иногда бесплатная). Магазин, сделавший акцент на максимальный ассортимент товаров и быструю доставку, имеет наибольшие шансы на успех.


Страницы:   1   2   3   4   5