Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы оказания социальной помощи и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3.1. Предлагаемые мероприятия по совершенствованию системы оказания социальной помощи и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Калининском районе
Основной целью программы социальной адаптации воспитанников является сопровождение процессов социальной адаптации, подготовка воспитанников к жизнедеятельности в современном обществе.
Учитывая, что уровень возможностей подростка, условия и скорость его социального развития связаны с осмыслением ребенком — подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миром социальных отношений, а так же то, что по мере взросления у него изменяется восприятие общества, мотивы и степень их адекватности общественным потребностям, можно говорить о постепенном развитии социальной зрелости подростков. Особый смысл данные обстоятельства имеют в отношении подростков сирот, ведь все новообразования у них появляются гораздо сложнее.
Дети-сироты имеют ряд специфических особенностей, связанных с их статусом. Последствия материальной, социальной и эмоциональной депривации, приводят к ряду негативных изменений в характере ребенка. Его личностное развитие приобретает искаженный характер, что мешает ребенку успешно входить в общество, социализироваться в дальнейшей самостоятельной жизни.
Эти факторы подтолкнули к разработке программы по социальной адаптации «Рука в руке». Актуальность, которой заключается в оказании помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию раскрыть свои способности, выработать стойкую учебную и трудовую мотивацию, научить детей сопоставлять свое поведение с общепризнанным в обществе. Другими словами, научить детей жить в окружающем обществе и коллективе так, чтобы не испытывать дискомфорта или же снизить его до минимума.
Целью данной программы является создание наиболее комфортных условий для социализации воспитанниц детского дома, подготовить детей к будущей, самостоятельной жизни в современном обществе.
Задачи программы:
- Развивать и формировать знания, умения и навыки детей сопутствующие социальной адаптации.
- Выявлять интересы воспитанниц, их склонности и способности.
- Формировать и развивать учебную и трудовую мотивацию.
- Стимулировать личностное и профессиональное самоопределение воспитанниц.
- Воспитывать у детей морально- нравственные нормы принятые в современном обществе.
- Создать условия для индивидуального развития личности воспитанниц в условиях проживания в детском доме.
Работа по данной программе ведется с девочками подростками от 11 до 18 лет. Сроки реализации программы: 2016-2017 год.
Работая с девочками — подростками я стремлюсь к формированию у них социально-значимых знаний, умений и навыков, позволяющих воспитанницам успешно адаптироваться в обществе, наиболее полноценно включиться в социальную среду, в связи, с чем мною выбраны следующие направления работы:
- оздоровительное направление
- образовательное направление
- воспитательное направление (нравственное, патриотическое)
- творческое направление
- социально-бытовая ориентировка и профессиональное самоопределение
- правовая ориентировка
- психологическое самоопределение (самопознание)
- постинтернатное сопровождение воспитанников
Оздоровительное направление предполагает воспитание у детей стремления к здоровому образу жизни, и включает в себя лекционные занятия, спортивные мероприятия, игры.
Задачи:
- формирование у воспитанниц позитивного отношения к здоровому образу жизни,
- профилактика и предупреждение вредных привычек,
- привитие ответственного отношения к своему здоровью.
Образовательное направление включает в себя расширение кругозора детей, развитие их познавательного интереса.
Задачи:
- повышение учебной и исследовательской мотивации,
- расширение кругозора,
- формирование интересов детей.
Воспитательное направление отражает в себе как основы патриотического воспитания, так и элементарные навыки культурного поведения и этикета, а также навыки коммуникативного общения.
Задачи:
- воспитание патриотических чувств и качеств личности,
- повышение культурного потенциала,
- формирование эстетического вкуса,
- развитие нравственных качеств воспитанниц.
Творческое направление предполагает развитие у детей стойкого интереса к развитию своих способностей, повышение самооценки воспитанниц, создание условий для раскрепощения и повышения уверенности в собственных силах. Работа по данному направлению проводится в тесном взаимодействии с педагогами дополнительного образования- инструктором по труду и музыкальным руководителем.
Задачи:
- помощь в выявлении и развитии своих способностей,
- повышение уверенности в собственных силах,
- привитие эстетических предпочтений.
Социально- бытовая ориентировка и профессиональное самоопределение предполагают развитие у девочек бытовых навыков, умений соотносить социальные роли, проецировать себя в современном обществе и создавать модель своей будущей семьи, а так же определиться с выбором будущей профессии.
Задачи:
- привитие трудовых навыков и общепринятых трудовых норм,
- помощь воспитанницам в освоении своих социальных ролей,
- формирование у детей адекватной социальной позиции,
- повышение осознанности профессионального выбора,
- снижение тревожности по поводу своего будущего,
- развитие потребностей по обустройству быта и планирование жизненного пути.
Правовая ориентировка включает в себя занятия направленные на повышение правовой грамотности девочек.
Задачи:
- формирование у детей способности оценивать свои поступки и нести за них ответственность,
- повышение грамотности воспитанниц в вопросах их прав, свобод и обязанностей,
- формирование адекватной гражданской позиции воспитанниц соответствующей современным нормам, принятым в обществе.
Психологическое самоопределение (самопознание) как направление работы включает в себя помощь девочкам- подросткам научиться адекватно, оценивать себя и свои особенности, находить в себе положительные стороны и развивать умение справляться со своими недостатками. Работа по данному направлению ведется в тесном сотрудничестве с психологической службой детского дома и носит в основном индивидуальный характер.
Задачи:
- создание комфортного психологического климата в группе,
- повышение самооценки,
- создание ситуации успеха,
- формирование условий для осознания своих индивидуальных, способностей, интересов и склонностей у воспитанниц.
Постинтернатное сопровождение.
Постинтернатное сопровождение воспитанниц, как направление работы, включает в себя:
- отслеживание выпускника после его выпуска из детского дома,
- сбор информации о месте учебы, месте проживания, успехах и неудачах выпускников,
- помощь детям при возникновении проблемных ситуаций,
- регулярное общение с детьми (в телефонном режиме, через социальные сети интернет, организация встреч выпускников),
- создание в социальных интернет сетях группы «Помоги советом» — с целью обмена опытом между разными поколениями выпускников,
- сбор информации о семейном положении выпустившихся из детского дома детей,
- индивидуальное консультирование выпускника по профилактике асоциального поведения.
Таблица 3.1. Количество часов по программе
| Направления работы | Количество часов в месяц | Количество часов в год | Количество часов за 3 года |
| Оздоровительное направление работы | 2 | 18 | 54 |
| Образовательное направление работы | 2 | 18 | 54 |
| Воспитательное направление работы | 2 | 18 | 54 |
| Творческое направление работы | 2 | 18 | 54 |
| Социально – бытовая ориентировка и профессиональное самоопределение | 2 | 18 | 54 |
| Правовая ориентировка | 2 | 18 | 54 |
| Психологическое самоопределение | 1 | 9 | 27 |
| 13 | 117 | 351 |
3.2. Пути реализации предложенных мероприятий
Оздоровительное направление представлено в таблице 3.2
Таблица 3.1. Оздоровительное направление
| Год | Время проведения | Вид и форма проведения мероприятия | Название мероприятия
|
| Сентябрь | |||
| 2016 | Лекционное занятие | «Я и мое здоровье» | |
| Беседа | «Как отказаться от сомнительных удовольствий» | ||
| 2017 | Игра- викторина | «Двести серьезных вопросов» | |
| Диспут | «Никотин- убийца организма» | ||
| 2018 | Эстафета | «Все за спорт» | |
| Лекционное занятие | «Вич- как приговор» | ||
| Октябрь | |||
| 2016 | КВН | «Здоровье в наших руках» | |
| Беседа | «Учись говорить нет!» | ||
| 2017 | Лекционное занятие | «Не убивай меня мама!» | |
| Беседа | «Сезонные заболевания» | ||
| 2018 | КВН | «Витамины для здоровья» | |
| Соревнования | Волейбол | ||
| Ноябрь | |||
| 2016 | Лекционное занятие | «Заболевания, передающиеся половым путем» | |
| Викторина | «Здоров — болен!» | ||
| 2017 | Конкурс макетов плаката | «Мы за здоровую Россию!» | |
| Беседа | «Особенности развития девушки- подростка» | ||
| 2018 | Беседа | «Береги свое здоровье» | |
| Соревнования | Настольный теннис | ||
| Декабрь | |||
| 2016 | Беседа | «Мифы и факты о диетах» | |
| Беседа с элементами лекционного занятия | «СПИД- чума 20-го века» | ||
| 2017 | Беседа | «Ответственное отношение к своему здоровью» | |
| Лекционное занятие | «Что убивает алкоголь?» | ||
| 2018 | Состязание | «Сильные, ловкие, умелые» | |
| Познавательный час | «Внутри твоего тела» | ||
| Январь | |||
| 2016 | Театрализация | «Машина болезней» | |
| Беседа | «Туберкулез. Симптомы, лечение, способы заражения» | ||
| 2017 | Викторина | «Сложные вопросы интересные девчонкам» | |
| Беседа | «Что такое – ТАБУ?» | ||
| 2018 | Беседа | «О личной гигиене» | |
| Беседа | «О правильном и полноценном питании» | ||
| Февраль | |||
| 2016 | Дискуссия | «Здоровые дети- здоровое будущее!» | |
| Лекционное занятие | «Наркомания, алкоголизм- СПИД!» | ||
| 2017 | Инструктаж- практикум | «Первая медицинская помощь» | |
| Беседа | «Народная медицина. Польза или вред?» | ||
| 2018 | Викторина | «Лучший знаток ЗОЖ» | |
| Игра-практикум | «Составляя режим дня» | ||
| Март | |||
| 2016 | Беседа | «Болезни легких. Причины их появления» | |
| Беседа | «Косметические средства в жизни девочки- подростка» | ||
| 2017 | Дискуссия | «Секс- за и против» | |
| Лекционное занятие | «Откуда берутся дети?» | ||
| 2018 | Подвижные игры на улице | ||
| Агитбригада | «Табак- ЯД!» | ||
| Апрель | |||
| 2016 | Беседа | «7 поводов визита в женскую консультацию» | |
| Беседа с элементами дискуссии | «Страдания трех толстяков или диалоги о правильной пище» | ||
| 2017 | Лекционное занятие | «Витамины в жизни человека» | |
| Беседа | «Спорт- это круто!» | ||
| 2018 | Эстафета на свежем воздухе | ||
| Лекционное занятие | «Женские болезни. Как их избежать?» | ||
| Май | |||
| 2016 | Поход на природу | ||
| Беседа | «Не навреди себе не думая!» | ||
| 2017 | Игра- театрализация | «Я говорю, нет плохим привычкам!» | |
| Библиотечный урок | «Энциклопедии о здоровье» | ||
| 2018 | Театрализация | «Здоровая нация» | |
| Дискуссия | «Аборт, за и против» |
Образовательное направление представлено в таблице 3.2
Таблица 3.2. Образовательное направление
| Сентябрь | |||
| 2016 | Беседа | «Книга- мир фантазий и чувств» | |
| Беседа | «Правила школьной жизни» | ||
| 2017 | Лекционное занятие | «Мифы древней Греции» | |
| Виртуальная экскурсия | «Планета Земля. Голубая жемчужина космоса» | ||
| 2018 | Практикум | «Волшебное оригами» | |
| Беседа | «Великие мудрецы мира» | ||
| Октябрь | |||
| 2016 | Беседа | «Интернет. Положительные и отрицательные стороны» | |
| Викторина | «По страницам любых книг» | ||
| 2017 | Тематический вечер | «Быть может, в лете не потонет, строка слагаемая мной…» | |
| Лекционное занятие | «Романовы- 300 лет служения России» | ||
| 2018 | Викторина | «Назови киногероя» | |
| Познавательный час | «Легенды нашей истории» | ||
| Ноябрь | |||
| 2016 | Турнир | «Математические задачки» | |
| Беседа | «История города Волгодонска.» | ||
| 2017 | Беседа | «Великая книга всех времен и народов» | |
| Диспут | «Мы одни во вселенной» | ||
| 2018 | Виртуальная экскурсия | «Факты о морях и океанах»
| |
| Познавательный час | «100 великих чудаков и оригиналов» | ||
| Декабрь | |||
| 2016 | Лекционное занятие | «Русские народные праздники» | |
| Беседа | «Анна Ахматова. Почему она понятна современнику?» | ||
| 2017 | Викторина | «Что я знаю о своей планете?» | |
| Игра | «На балу у Деда Мороза» | ||
| Просмотр видеофильма | «Великие исследователи — Ж. И. Кусто» | ||
| Беседа | «Химия вокруг нас, или зачем учить химию?» | ||
| Январь | |||
| 2016 | Лекционное занятие | «Особенности жизни в других странах. Нравы и обычаи» | |
| Беседа | «Политические партии» | ||
| 2017 | Дискуссия | «Откуда пришло человечество?» | |
| Конкурс поэзии | «И рифма мастеру подвластна…» | ||
| 2018 | Комбинированное занятие | «Народный костюм» | |
| Интеллектуальный турнир | «100 интересных вопросов» | ||
| Февраль | |||
| 2016 | Беседа | «Из чего производятся косметические средства?» | |
| КВН | «Ах, эти кадры кинохроник!» | ||
| 2017 | Просмотр документального фильма | «Удивительное рядом с нами» | |
| Лекционное занятие | «Армия. Ее создание, причины возникновения» | ||
| 2018 | Исследовательский проект | «Русь. Макошь» | |
| Литературный час | «Ах, эти барышни – крестьянки!» | ||
| Март | |||
| 2016 | Беседа | «Семейный бюджет. Доходы и расходы» | |
| Беседа | «Широка страна моя родная» | ||
| 2017 | Литературный час | «Любимые произведения о весне» | |
| Круглый стол | «Уважение и великодушие» | ||
| 2018 | Литературный час | «И Пушкина строка великая…» | |
| Викторина | «Задачки для сообразительных» | ||
| Апрель | |||
| 2016 | Конкурс поделок | «День космонавтики» | |
| Беседа | «На что способна биология?» | ||
| 2017 | Лекционное занятие | «Из жизни великих женщин» | |
| Беседа с элементами игры | «На страницах энциклопедий» | ||
| 2018 | Диспут | «Стоит ли безоговорочно верить информации из интернета?» | |
| Практикум | «Компьютерные программы. Текстовые документы и презентации» | ||
| Май | |||
| 2016 | Вечер | «Логические задачи» | |
| Беседа | «Кто создает компьютерные игры?» | ||
| 2017 | Беседа | «А.С.Пушкин. Роль человека в истории» | |
| Беседа | «Я героиня своего романа» | ||
| 2018 | Игра- викторина | «Интеллектуалы» | |
| Исследовательский проект | «История открытий» |
В таблице 3.3 представлено воспитательное направление
Таблица 3.3. Воспитательное направление
| Сентябрь | |||
| 2016 | Беседа | «Ключ к дружбе» | |
| Беседа | «Семья в жизни человека» | ||
| 2017 | Беседа | «Я горжусь своей Родиной!» | |
| Диспут | «Природа и я – одна семья» | ||
| 2018 | Беседа | «Правила поведения в школе» | |
| Конкурс презентаций | «Моя Россия- любовь моя!» | ||
| Октябрь | |||
| 2016 | Беседа | «Критика- дело тонкое!» | |
| Практикум | «Я пришел в гости» | ||
| 2017 | Практикум | «Умей слышать и слушать» | |
| Беседа | «Особенности общения с взрослыми и сверстниками» | ||
| 2018 | Диспут | «Толерантность или милосердие» | |
| Беседа | «Я и слова паразиты» | ||
| Ноябрь | |||
| 2016 | Игра- конкурс | «В гостях у этикета» | |
| Игра- практикум | «Как подружиться с человеком?» | ||
| 2017 | Воспитательный час | «Труд и жизнь неразделимы» | |
| Беседа | «Цели в жизни человека» | ||
| 2018 | Беседа | «Нравственность в современном мире» | |
| КВН | «Ах, этот сложный этикет» | ||
| Декабрь | |||
| 2016 | Беседа | «Как вести себя среди людей» | |
| Беседа | «Вверх по лестнице жизни, или мои нравственные ценности» | ||
| 2017 | Игровая ситуация | «Как приятен мне подарок» | |
| Беседа | «Люди существуют друг для друга» | ||
| 2018 | Игровая ситуация | «Я — воспитатель» | |
| Конкурс презентаций | «Прекрасные поступки человека» | ||
| Январь | |||
| 2016 | Беседа | «Чем полезен компромисс?» | |
| Диспут | «Общение- ключ к дружбе» | ||
| 2017 | Беседа | «Имидж делового человека» | |
| Беседа | «Семья в жизни человека» | ||
| 2018 | Практикум | «Я пришел в гости» | |
| Беседа | «Великие сыны Родины» | ||
| Февраль | |||
| 2016 | Игра- конкурс | «О красоте, моде и хорошем вкусе» | |
| Круглый стол | «Да здравствует вежливость» | ||
| 2017 | Беседа | «Цель в жизни женщины» | |
| Беседа | «О подвигах, о доблести, о славе» | ||
| 2018 | Игра | «Этикетка» | |
| Конкурс рисунков | «Спасибо тебе солдат- защитник Родины моей» | ||
| Март | |||
| 2016 | Беседа | «Россия- Родина моя» | |
| Беседа | «Мой дом- моя крепость» | ||
| 2017 | Вечер народного фольклора | «Наш флаг и герб, овеянные славой» | |
| Виртуальная экскурсия | «Животный мир Ростовской области» | ||
| 2018 | Виртуальная экскурсия | «Завораживающая старина в музейных экспонатах» | |
| Дискуссия | «Я и взрослые» | ||
| Апрель | |||
| 2016 | Беседа | «Жизнь, ставшая легендой» | |
| Беседа | «Великая война. Ее след для потомков» | ||
| 2017 | Театрализация | «Казачьи посиделки» | |
| Викторина | «Школа этикета» | ||
| 2018 | Круглый стол | «За что называют героями?» | |
| Лекционное занятие | «История Донского казачества» | ||
| Май | |||
| 2016 | Беседа | «Труд-условие успешности» | |
| Виртуальная экскурсия | «Дни Великой Отечественной войны» | ||
| 2017 | Беседа | «Воспоминания героев» | |
| Беседа | «Общение с взрослыми людьми» | ||
| 2018 | Библиотечный урок | «Они остались молодыми» | |
| Беседа | «Начал дело- доведи до конца» |
