Творческое направление представлено в таблице 3.4
Таблица 3.4. Творческое направление
| Сентябрь | |||
| 2016 | Конкурсная программа | «Вперед девчонки» | |
| Конкурс рисунков | «Я живу в Волгодонске» | ||
| 2017 | Конкурс | «Поле чудес» | |
| Караоке вечер | «Песни, которые пели наши мамы» | ||
| 2018 | Театрализация | «Здравствуй школа» | |
| Конкурс | «Юмористическое попурри» | ||
| Октябрь | |||
| 2016 | Брейн- ринг | «Правовое поле» | |
| Конкурс | «Танцевальное ассорти» | ||
| 2017 | Игра- театрализация | «Три поросенка в юбочке» | |
| Игра- тренинг | «Я лучший» | ||
| 2018 | Конкурсная программа | «Осенний бал» | |
| Праздник | «Хеллоуин» | ||
| Ноябрь | |||
| 2016 | Агитбригада | «За здоровый образ жизни» | |
| Конкурс рисунков | «Осенний, романтический пейзаж» | ||
| 2017 | Конкурс | «Мастерица» | |
| Театрализация | «Чаепитие у подруги» | ||
| 2018 | Конкурс | «Я модельер!» | |
| Практикум | «Самый красивый маникюр» | ||
| Декабрь | |||
| 2016 | Мастер-класс | «Мастерская новогодних поделок» | |
| Игровая программа | «Мы с планеты Земля» | ||
| 2017 | Новогодний праздник | ||
| День именинника | «Поздравлялки» | ||
| 2018 | Конкурс поделок | «Зима на пороге» | |
| Конкурс презентаций | «Зимний пейзаж» | ||
| Январь | |||
| 2016 | Праздник | «Рождество Христово» | |
| Праздник | «Крещение господне» | ||
| 2017 | Конкурсная программа | «Новогодний калейдоскоп» | |
| Театрализация | «Простуда – прочь!» | ||
| 2018 | Праздник | «Новогодние чудеса» | |
| Игровая программа | «Снегоборье» | ||
| Февраль | |||
| 2016 | Праздничная программа | «День святого Валентина» | |
| Игра | «23 февраля, или вперед к победе!» | ||
| 2017 | Конкурс | «Я рисую зимушку» | |
| Конкурс | «Дизайнерские идеи по украшению своей комнаты» | ||
| 2018 | Праздник | «Святой Валентин приглашает» | |
| Конкурс поздравительных открыток | «23 февраля» | ||
| Март | |||
| 2016 | Мастер-класс | «Вязание крючком» | |
| Конкурсная программа | «Весенние цветы» | ||
| 2017 | Игра- театрализация | «Косметический салон» | |
| Мастер-класс | «Вышивка крестом» | ||
| 2018 | Мастер- класс | «Делаем куклу» | |
| Праздничный вечер | «8 марта» | ||
| Апрель | |||
| 2016 | Конкурсная программа | «Веселый космос» | |
| Конкурс | «Полезные самоделки» | ||
| 2017 | Мастер-класс | «Оригами — весенние цветы» | |
| Мастер-класс | «Бисероплетение» | ||
| 2018 | Театрализация | «Вести Теремка» | |
| Тематический вечер | «Все в лирике моей» | ||
| Май | |||
| 2016 | Караоке конкурс | «Русский народный фольклор» | |
| Конкурс плакатов | «На память тебе обо мне Теремок» | ||
| 2017 | Игра | «Минута славы» | |
| Праздник | «Выпускной вечер» | ||
| 2018 | Конкурс плакатов | «Лето здравствуй!» | |
| Тематический вечер | «Пожелания друзьям» |
Социально-бытовая ориентировка и профессиональное самоопределение представлено в таблице 3.5
Таблица 3.5. Социально-бытовая ориентировка и профессиональное самоопределение
| Сентябрь | |||
| 2016 | Беседа | «Семья в жизни человека» | |
| Круглый стол | «Я будущая хозяйка» | ||
| 2017 | Экскурсия по микрорайону | «Где находятся важные объекты: ЖЭК, банк, почта.» | |
| Практикум | «Пишу письмо» | ||
| 2018 | Кулинария | «Бутерброды и их виды» | |
| Практикум | «Сервировка стла» | ||
| Октябрь | |||
| 2016 | Беседа | «Есть такие профессии.» | |
| Практикум | «Мы помощники повара» | ||
| 2017 | Беседа | «Как оплачивать за квартиру» | |
| Игровая программа | «Мой выбор» | ||
| 2018 | Диспут | «Дороги, которые мы выбираем» | |
| Беседа | «Какой я вижу свою семью» | ||
| Ноябрь | |||
| 2016 | Воспитательный час | «Труд и жизнь неразделимы» | |
| Практикум | «Правила сервировки стола» | ||
| 2017 | Игровая ситуация | «Семейный бюджет: доход и расход» | |
| Кулинария | «Варим суп с вермишелью» | ||
| 2018 | Круглый стол | «Профессии, которые мы выбираем» | |
| Воспитательный час | «Как подружиться с человеком» | ||
| Декабрь | |||
| 2016 | Беседа | «Обычаи народов мира» | |
| Практикум | «Заполняем заявление о приеме на работу» | ||
| 2017 | Игровая программа | «Зарабатывая деньги, начинаешь уважать себя» | |
| Практикум | «Склонности и интересы в выборе профессии» | ||
| 2018 | Кулинария | «Приготовление мясных блюд» | |
| Диспут | «Престиж выбора» | ||
| Январь | |||
| 2016 | Беседа | «Экономика и жизнь» | |
| Деловая игра | «Биржа труда — рынок профессий» | ||
| 2017 | Кулинария | «Овощной салат» | |
| Беседа | «На пороге семьи» | ||
| 2018 | Беседа | «Как выбрать профессию» | |
| Практикум | «Как работать в социальных сетях?» | ||
| Февраль | |||
| 2016 | Беседа | «Социальный статус» | |
| Лекционное занятие | «Особенности трудовой деятельности в различных профессиях» | ||
| 2017 | Лекционное занятие | «На работу в первый раз» | |
| Практикум | «Уход за личными вещами — стирка» | ||
| 2018 | Беседа | «Мой выбор» | |
| Конкурс презентаций | «Я во взрослой жизни» | ||
| Март | |||
| 2016 | Дискуссия | «Какой я представляю себя мамой» | |
| Игровая ситуация | «Обязанности членов семьи» | ||
| 2017 | Беседа | «Стремления и цели в жизни в жизни женщины» | |
| Кулинария | «Вторые блюда» | ||
| 2018 | Кулинария | «Донской борщ» | |
| Викторина | «Социальные службы» | ||
| Апрель | |||
| 2016 | Беседа | «Я группе, я в обществе, я в коллективе» | |
| Беседа | «Шаг во взрослую жизнь» | ||
| 2017 | Беседа | «Друзья в жизни человека» | |
| Беседа | «Учебные заведения, готовящие будущих специалистов» | ||
| 2018 | Беседа | «Для чего мы получаем образование?» | |
| Викторина | «Умелая хозяйка» | ||
| Май | |||
| 2016 | Беседа | «К чему стремится моя душа?» | |
| Кулинария | «Выпечка» | ||
| 2017 | Практикум | «Уход за личными вещами: одеждой и обувью» | |
| Беседа- практикум | «Как вызвать доктора?» | ||
| 2018 | Викторина | «Лучшая хозяйка» | |
| Беседа | «Кем я хочу быть» |
Правовая ориентировка представлена в таблице 3.6
Таблица 3.6. Правовая ориентировка
| Сентябрь | |||
| 2016 | Беседа | «Выбирай друзей по поведению» | |
| Лекционное занятие | «Несовершеннолетний имеет право знать» | ||
| 2017 | КВН | «Ответственность» | |
| Игра | «Два пути — две дороги» | ||
| 2018 | Беседа | «Поговорим о правилах» | |
| Деловая игра | «Мои права» | ||
| Октябрь | |||
| 2016 | Беседа | «Административная ответственность» | |
| Беседа | «Правила поведения придуманные людьми» | ||
| 2017 | Лекционное занятие | «Во времена Сократа» | |
| Игра | «В поисках богини правосудия» | ||
| 2018 | Лекционное занятие | «К чему приводит употребление ПАВ» | |
| Конкурс презентаций | «Буква закона» | ||
| Ноябрь | |||
| 2016 | Беседа | «Наказания за правонарушения» | |
| Беседа | «Самовольные уходы и их возможные последствия» | ||
| 2017 | Игровая ситуация | «Я выбираю закон» | |
| Беседа | «Это надо знать» | ||
| 2018 | Беседа | «На что я имею право?» | |
| Викторина | «Виды ответственности» | ||
| Декабрь | |||
| 2016 | Беседа- практикум | «Школа юного правоведа» | |
| КВН | «Правила дорожного движения» | ||
| 2017 | Беседа | «Употребление алкоголя и наркотиков — первые шаги к правонарушениям» | |
| Беседа | «Моральная ответственность» | ||
| 2018 | Беседа | «Мораль и нравственность девушки» | |
| Встреча с интересным человеком | «Беседа с представителем полиции» | ||
| Январь | |||
| 2016 | Беседа | «Как наше слово отзовется» | |
| Беседа | «До чего могут довести конфликты» | ||
| 2017 | Игра с элементами дискуссии | «Причины нарушения закона» | |
| Агитбригада | «Соблюдайте правила дорожного движения» | ||
| 2018 | Беседа — практикум | «Это надо знать!» | |
| Виртуальная экскурсия | «И в древности были законы» | ||
| Февраль | |||
| 2016 | Беседа | «Группа риска» | |
| Лекционное занятие | «Виды административной ответственности» | ||
| 2017 | Экскурсия | «Посещение ОМ» | |
| Беседа | «Как помогает закон человеку» | ||
| 2018 | Беседа | «Почему надо платить за квартиру?» | |
| Викторина | «Это мой закон» | ||
| Март | |||
| 2016 | Беседа | «Демократические права и свободы» | |
| Встреча с интересным человеком | «Беседа с представителем полиции» | ||
| 2017 | Лекционное занятие | «Конвенция о правах ребенка» | |
| Викторина | «Наши права» | ||
| 2018 | КВН | «Вопросы законности и свобод» | |
| Беседа | «Административные правонарушения» | ||
| Апрель | |||
| 2016 | Беседа | «Права человека при устройстве на работу» | |
| Практикум | «Составляем трудовой договор» | ||
| 2017 | Практикум | «Пишем заявление на увольнение» | |
| Лекционное занятие | «Кто несет ответственность за поступки детей?» | ||
| 2018 | Игра — практикум | «Устройство на работу» | |
| Встреча с интересным человеком | «Беседа с представителем налоговой полиции» | ||
| Май | |||
| 2016 | Беседа | «Права и обязанности абитуриента» | |
| Игра | «Копилка мудрых мыслей» | ||
| 2017 | Беседа | Поверь в себя» | |
| Беседа- практикум | «Собери свои документы» | ||
| 2018 | Беседа | «Конституция РФ» | |
| Беседа | «Как хранить свои документы и для чего они нужны?» |
Психологическое самоопределение представлено в таблице 3.7
Таблица 3.7. Психологическое самоопределение
| Сентябрь | Цикл занятий | «Я это я» |
| «Мое место в мире и в коллективе» | ||
| «Мои достоинства и недостатки» | ||
| Октябрь | Цикл занятий | «Поверь в себя» |
| «Говоря о темпераменте личности» | ||
| «Мои способности» | ||
| Ноябрь | Цикл занятий | «Недостатки превращая в достоинства» |
| «»Как управлять своими эмоциями» | ||
| Декабрь | Цикл занятий | «Конфликт. Как я выхожу из конфликта» |
| «Отношения в коллективе» | ||
| «Как найти общий язык с окружающими» | ||
| Январь | Цикл занятий | «Я хочу- я могу» |
| «Мои проблемы в школе и пути их решения» | ||
| «Мои страхи опасения» | ||
| Февраль | Цикл занятий | «Мой мир» |
| «Отношения со сверстниками и взрослыми» | ||
| «Общение с пониманием» | ||
| Март | Цикл занятий | «Школа интеллектуального развития» |
| «Релаксация- мой помощник» | ||
| «Адекватно воспринимай свои неудачи» | ||
| Апрель | Цикл занятий | «Я познаю себя» |
| «Меня никто не понимает. Что с этим делать» | ||
| «Почувствуй в себе человека» | ||
| Май | Цикл занятий | «Умей обратиться за помощью» |
| «Мы разные и это здорово!» | ||
| «Целеустремленность» |
3.3. Прогнозная оценка результатов предложенных мероприятий
По итогам работы по данной программе, ожидается выпускник детского дома способный к самоорганизации, имеющий нравственные ценности и идеалы, принятые в обществе на современном этапе. Воспитанницы должны быть способны справляться самостоятельно с возникающими проблемными ситуациями, должны определиться в выборе будущей профессии, быть развиты интеллектуально и стремиться к достижению поставленных целей, а так же должны придерживаться принципов здорового образа жизни. Ребенок должен уметь общаться с окружающими людьми и быть независимым в своих действиях и поступках, а так же быть просвещенным в вопросах законности своих действий и осведомлен о возможном наказании за правонарушения.
Кроме того, ребенок должен иметь навыки и привычки самообслуживания, а так же он должен уметь обустраивать свой быт. Выпускники должны обладать достаточно широким кругозором, иметь элементарные навыки культурного поведения и этикета, уметь соотносить социальные роли и проецировать себя в окружающем их социуме, а так же должны уметь оценивать себя и справляться со своими недостатками.
Помимо этого, предполагается, что выпускники, будут способны обратится за помощью и в условиях постинтернатного сопровождения. Таким образом, предполагается, что воспитанницы должны быть готовы к выходу из детского дома и дальнейшей самостоятельной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ действующего законодательства позволяет утверждать, что с правовой точки зрения дети, оставшиеся без попечения родителей защищены в достаточной степени. Но наличие достаточного числа даже качественных норм ничего не значит, если они применяются на практике не в полном объеме. Именно к такому выводу подводит изучение практики установления опеки и попечительства над малолетними (несовершеннолетними) детьми. Таким образом, можно говорить не о недостатках законодательства в рассматриваемой сфере, а о недостаточной, неполной реализации правовых предписаний.
Учитывая, что ведущая роль в защите прав и законных интересов таких детей отводится органам опеки и попечительства, представляется важным уделять большее внимание регламентации их деятельности.
Важность возложенных задач на органы опеки и попечительства не вызывает сомнений. Учитывая, что количество опекаемых (подопечных) детей растет, было бы целесообразно создание специализированных управлений по опеке и попечительству. На сегодняшний день органы опеки и попечительства являются в большинстве своем структурными подразделениями управлений образования, что не совсем оправданно. Выделение в самостоятельное управление позволило бы решить в первую очередь кадровую проблему, а также решить вопрос по надлежащему организационному, материальному и т. п. обеспечению работы данных органов. В итоге повысилось бы качество работы органов по опеке и попечительству, которая на сегодняшний день в основном сводится к выполнению только самой неотложной работы, в основном связанной с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний) по запросу суда.
Круг детей, защиту прав и законных интересов которых осуществляют органы опеки и попечительства будет расширяться. А потому, целесообразно ввести институт социального патроната над семьей, дети которой нуждаются в государственной защите (к семье, в которой ребенок признается нуждающимся в государственной защите прикрепляется воспитатель, оказывающий необходимую помощь в воспитании ребенка и, что очень важно в реабилитации семьи). Помимо этого должны быть четко и на законодательном уровне разграничены полномочия по вопросам защиты прав детей между органами опеки и попечительства и другими органами.
Однако это не говорит, что органы опеки и попечительства должны быть превращены в своеобразный орган дознания по семейным делам. Привлекать их для решения любых вопросов, связанных с детьми нецелесообразно.
Таким образом, в настоящее время необходимо совершенствование опеки и попечительства, что подтверждается и теми изменениями, которые внесены в действующее законодательство. Однако изменения в работе органов опеки и попечительства должны быть направлены в первую очередь на внутреннюю сторону, качественную составляющую института опеки и попечительства. На это указывается и в письме Министерства образования и науки Российской Федерации, согласно которому значимым аспектом организации работы органов опеки и попечительства должно стать установление показателей результативности и эффективности указанной деятельности.
При исследование социальной помощи и социальной поддержки детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Санкт — Петербурге, я убедилась, что проблема сиротства имеет место быть. Мною выявлено, несколько проблем:
1) Закрытость учебно-воспитательных учреждений.
2) Отсутствие профориентации.
3) Сокращение штата в центрах социальной помощи семьям и детям.
4) Сложная система усыновления детей
Основной целью программы социальной адаптации воспитанников является сопровождение процессов социальной адаптации, подготовка воспитанников к жизнедеятельности в современном обществе.
Целью данной программы является создание наиболее комфортных условий для социализации воспитанниц детского дома, подготовить детей к будущей, самостоятельной жизни в современном обществе.
Задачи программы:
- Развивать и формировать знания, умения и навыки детей сопутствующие социальной адаптации.
- Выявлять интересы воспитанниц, их склонности и способности.
- Формировать и развивать учебную и трудовую мотивацию.
- Стимулировать личностное и профессиональное самоопределение воспитанниц.
- Воспитывать у детей морально- нравственные нормы принятые в современном обществе.
- Создать условия для индивидуального развития личности воспитанниц в условиях проживания в детском доме.
Работа по данной программе ведется с девочками подростками от 11 до 18 лет. Сроки реализации программы: 2016-2017 год.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (с изм. и доп..) // СЗ РФ от 05 декабря 1994, № 32, ст. 3301.
- Семейный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 29 декабря 1995 г. (с изм. и доп.) // СЗ РФ от 01 января 1996, № 1, ст. 16.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях//СЗ РФ от 07 января 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
- Уголовный кодекс Российской федерации// СЗ РФ от 17 июня 1996, № 25, ст. 2954.
- Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ Об опеке и попечительстве// СЗ РФ от 28 апреля 2008, № 17, ст. 1755.
- Конвенция ООН «О правах ребенка». — М.: РИОР, 2010 — 24 с.
- Положение «О приемной семье», утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829.// СЗ РФ от 29 июля 1996 г. №31. Ст. 3721. (Утратило силу.)
- Постановление Правительства РФ «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» от 18.05.2009 № 423 // СЗ РФ. 2009. № 21. Ст. 2581.
- Правила осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423// СЗ РФ. 2009. № 21. Ст. 2581.
- Приложение 1 к Рекомендациям по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации. Приложение к Письму Минобрнауки Российской Федерации от 25.06.2007 № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» / Консультант Плюс [Электрон. ресурс]: Справочная правовая система. Сетевая версия. — Разд. Законодательство. Версия Проф. — Электрон. дан. (32 Кб). — М.: АО Консультант Плюс, 2007.
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 25.06.2007 № АФ-226/06 «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних» // Консультант Плюс [Электрон. ресурс]: Справочная правовая система. Сетевая версия. — Разд. Законодательство. Версия Проф. — Электрон. дан. (32 Кб). — М.: АО Консультант Плюс, 2007.
- Определение Судебной коллегии по гражданским судам Верховного суда РФ от 21 января 2009 г. № 56-Г08-25// Официальный сайт Верховного суда РФ www/ supcourt/ru
- Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 25 июля 2008 г. № 41-В08-15// БВС. 2009. № 3.
- Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 21 апреля 2006 г. № 58-ВО5-111// Бюллетень Верховного суда РФ. 2007. № 9.
- Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: учебное пособие. М.: РАГС, 2014. — 124 с.
- Васильчиков В.М. Правовое обеспечение социальной работы: учебное пособие. М. : Академия, 2013. – 336 с.
- Галяветдинова Е. Не положено по статусу. Ребёнка отправляют жить в детский дом при живых родственниках, готовых взять его к себе // Российская газета. — 2014. — 6 октября. — № 187 (5011). — С. 10.
- Добромыслов К.В. Право социального обеспечения: учебное пособие, практикум / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. – М.: Книжный мир, 2014. – 416 с.
- Заяц О.В. Экономические основы социальной работы: Учеб.пособие. – Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2013.
- Косова О.Ю. Развитие института опеки (попечительства) в современном семейном законодательстве России// Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. 2015. № 3. С. 341-348.
- Левитская А. В России стало меньше детей-сирот // Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. 2015. № 3.
- Масевич М.Г., Кузнецова И.М., Марышева Н.И. Семейный кодекс Российской Федерации. // Дело и право. 2014. С. 34.
- Михеева Л. Ю. Развитие кодификации российского семейного права // Кодификация российского частного права / под ред. Д. А. Медведева. — М. : Статут, 2014. — С. 231.
- Нестерова Г.Ф., Лебедева С.С. Васильев С.В. Социальная работа с пожилыми и инвалидами. М: Академия, 2013., 288 с.
- Нечаева, А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // Законы России. — 2014. — № 7. — С. 86.
- Пластинина Н.В. Участие органов опеки и попечительства в семейных спорах. – М. 2011. – 48 с.
- Платонова Н.М., Нестерова Г.Ф. Теория и методика социальной работы. М: Академия, 2014. 384 с.
- Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. М.: Гелиос АРВ, 2014. 320 с.
- Состояние законности при соблюдении прав детей и семей в Пермском крае // Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Социальная безопасность и защита человека в условиях новой общественной реальности: системные и междисциплинарные исследования» (Пермь, 29-30 сентября 2014 г.).
- Темникова Н.А. Материалы круглого стола «актуальные проблемы законодательства об опеке и попечительстве»// Вестник Омского университета. Серия: Право. 2010. № 3. С. 218-221.
- Управление социальной сферой / Под. ред. В.Э. Гордина: Учебник. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. -289с.
- Организация работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан в свете принятия Федерального закона «Об опеке и попечительстве // http: //www.usynovite.ru/
- Официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ // www. genproc. gov. Ru
