Заявка на расчет
Меню Услуги

Социально-педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении старших школьников. Часть 4.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4


Тест профессиональных предпочтений (Методика Голланда)

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Описание. Методика Голланда применяется для изучения профессионального предпочтения школьников и отнесение их к определённому типу личности: реалистичному, интеллектуальному, социальному, конвенциональному, предприимчивому или артистичному. Эта методика проста и удобна при заполнении и обработке. Тест включает в себя 41 пару профессий. Методику можно использовать индивидуально и в группе (Приложение Е. таблица ЕЛ).

Инструкция. На бланках попарно приведены различные профессии. Прочитайте названия профессии. Если вы не знаете, чем занимается носитель той или иной профессии, можете обратиться за разъяснениями к проводящему тестирование. В каждой паре профессий постарайтесь отдать предпочтение одной из них. Например, если в первой паре (1Р инженер-технолог — 1И конструктор) вы предпочитаете работу конструктора, напишите рядом с цифрой 1 букву «И». То же следует проделать со всеми остальными парами профессий.

При обработке опросных листов подсчитать число одинаковых букв, выбранных испытуемым по каждой паре. Записать соответствующие буквам цифры по следующей схеме, например: Р И С К П А

1 7 6 5 2 12

Буква Р обозначает реалистичный тип, И — интеллектуальный, С социальный, К — конвенциональный, П — предприимчивый и А — артистичный тип. Далее выбираются буквы, по которым набраны наибольшие баллы. Согласно Голланду, основное внимание следует уделять первым двум-трём типам. Как правило, последние компоненты формулы слабее характеризуют тестируемых ибо основные типы, в силу парных свойств личности, несколько противоречивы (интеллектуальный и предприимчивый, реалистичный и социальный, конвенциальный и артистический).

Интерпретация. Описание типов личности:

Реалистический тип выбирает из физического и социального окружения цели, ценности и задачи, которые являются для него объективными. Он занимается конкретными делами, ценностями и их использованием; вещами, инструментами, животными и машинами. Это мужской тип, «антисоциальный», эмоционально стабильный, конкретный, ориентированный на настоящее. Он предпочитает роли участника, избегает руководящих ролей. Отдаёт предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, физической ловкости, конкретности. Он охотно избирает такие профессии, как механик, инженер, электрик, агроном и т.д. он добивается успеха, в основном, в области техники и спорта.

Интеллектуальный тип занимается решением проблем окружающей среды, скорее с помощью идей, слов и символов, чем посредством физических и социальных навыков. Личность интеллектуала отличается аналитичностью, рациональностью, независимостью, абстрактностью, интровертированностью, она критична, любознательна, обладает способностью познания и воображения. Он предпочитает научные специальности: ботаник, астроном, физик, математик и другие: способен достичь результатов, как в вербальной, так и в математической области деятельности. Интеллектуал оригинален, выигрывает награды, призы, завоёвывает признание за творческие достижения в науке, его интеллектуальность является частичной компенсацией отсутствующих социальных и моторных навыков.

Социальный тип ставит перед собой такие цели и задачи, которые позволяют ему установить контакт с окружающей средой. Он использует свои навыки для тренировки, обучения других людей, для изменения их поведения. Этот тип обладает социальными умениями и нуждается в социальных контактах. В качестве черт его характера выступают социальность, гуманность, «женственность», психологическая настроенность. Социальный тип заинтересован в опирается больше на эмоции и на чувства, чем на интеллектуальные ресурсы. Они добиваются успехов в основном в области общения, управления, искусства и учебы. Занимаясь лечением, преподаванием и другими подобными видами деятельности, он добивается успеха и завоёвывает признание.

Конвенциональный тип выбирает из социального и физического окружения цели и задачи, ценности, которые составлены обычаем и обществом. В соответствии с этим его подход к проблемам стереотипный, практический и корректный. Он в некоторой мере непреклонен, консервативен и непоколебим; его занятия носят пассивный характер. Он отдаёт предпочтение профессиям, требующим четко структурированной деятельности, где ясно, что правильно, а что ложно. Он обладает больше математическими, чем вербальными способностями; неважный оратор и руководитель, трудно приспосабливается. В решениях зависит от других людей, имеет простой взгляд на жизнь.

Предприимчивый тип избирает цели, ценности и задачи, позволяющие проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, доминантность. Он убедителен, ценит себя, самоуверен, оптимально агрессивен. У этой личности большая потребность в признании. Предпочитает «мужские», волевые, руководящие роли, где может удовлетворить свои потребности быть доминантным, признанным: заведующий, директор, артист, товаровед, журналист, дипломат и т.д. Для этого типа характерна очень обширная сфера деятельности. Наибольших достижений добивается в спорте и в области управления. Он независим от других.

Артистичный тип при общении с окружающими использует свои чувства и эмоции, интуицию и воображение для создания художественных образов. Решение проблем осуществляется им в зависимости от своей способности воображения и вкуса. Его характеризует сложный взгляд норигинальность. Он возвышает эстетические ценности. Артист предпочитает занятия, носящие творческий характер: музыку, рисование, фотографию и т.д. Ему не нравятся «мужские» занятия, такие как спорт, ремонт машин и другие. Основные достижении он завоёвывает в области искусства. Он самый оригинальный среди других, в первую очередь в творчестве. У артистического типа вербальные способности преобладают над арифметическими. Он имеет исключительно хорошие способности восприятия и моторики, которые приводят к большим успехам в искусстве.

Разумеется, всех людей невозможно чётко разбить на шесть типов. Однако, на основе этих типов образуются модели (структуры) личности, которые имеют множество комбинаций. Результаты исследования профессиональных предпочтений школьников по методике Голланда поданы на рис. 2.3.

Рис. 2.4. Распределение профессиональных предпочтений учащихся по типам личности (методика Голланда)

Примечание: по оси абсцисс — типы личности (Р — реалистический, И — интеллектуальный, С — социальный, К — конвенциональный, П — предприимчивый, А — артистичный; по оси ординат — соотношение в процентах.

Как видно из гистограммы (рис. 2.4.), профессиональные предпочтения учащихся по типам личности распределились следующим образом: 15 чел. (33%) относятся к артистическому типу, 10 чел. (22%) к реалистичному, 7 чел. (16%) к интеллектуальному типу, 5 чел. (11%) к социальному, 5 чел. (11%) к конвенционному типу и 3 чел. (7%) к предприимчивому типу.

В процессе исследования старшеклассники ознакомились с группами и видами профессий, научились определять значимые для каждой профессии особенности, оценили свои способности и структуру интересов. Девятиклассники научились соотносить свои интересы с имеющимися способностями и склонностями, на основе этого делать профессиональный выбор.

Подавляющее большинство девятиклассников ознакомились с учебными заведениями, которые подготавливают специалистов по выбранной профессии, узнали об условиях приема, списке необходимых документов, вступительных экзаменах. Учащиеся также выразили готовность больше внимания уделять школьным предметам, которые будут им необходимы при получении профессии. Восемнадцать учеников (42%) приняли решения поступить на подготовительные курсы, десять учеников (22%) заниматься с репетиторами и 17 (36%) еще не определились.

По результатам методики ДДО было установлено, что профессиональные интересы подростков располагаются преимущественно в сферах «человек-художественный образ» (13 чел. — 29%), «человек-человек» (12 чел, -26,5%) и «человек-техника»(12 чел. — 26,5 %). В то же время, возникает необходимость в проведении с учащимися коррекционно-развивающей работы, направленной на расширение представлений о мире профессий и информированности об их требованиях, повышении у подростков осознания уровня своей готовности к данным видам профессионального труда и уточнении соответствия выбранной профессии своим склонностям и способностям. В процессе формирующего этапа психолого-педагогического эксперимента был подобран и проведён комплекс ролевых профориентационных игр, позволяющих реализовать данные задачи.

Таким образом, о сформированности профессионального самоопределения старшеклассников говорит не просто выбор определенной профессии, но и то, насколько он осознан и наличие уверенности в правильности выбора. Об осознанности выбора профессии свидетельствует то, насколько он базируется на интересах, способностях и предшествующем личном опыте старшеклассника.

2.2. Разработка программы по формированию готовности старшеклассников к выбору будущей профессии

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники – это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно ежегодно проводимым нами исследованиям лишь 10-15 % обучающихся имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе, их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Это действительно серьезная проблема, которую так или иначе, необходимо решать. Было бы неверным оценивать позицию учащихся, опираясь на критерии «Хорошо – плохо».

Учащийся, совершая первый профессиональный выбор, приобретает ценный личный опыт. Препятствия вынуждают молодого человека собрать все силы и волю. Формируются необходимые навыки и умения, связанные с преодолением трудностей. Это непременно отразится на благополучии и комфорте подростка как в эмоциональном, так и в личном планах. Поэтому, мы разработали план работы на формирующем этапе таблица 2.6.

На формирующем этапе эксперимента по профориентации. Необходимо помочь старшеклассникам в нелегкий переходный период.

Цели:

— оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 9-х классов;

— открыть пред юношами и девушками перспективу в дальнейшем личностном развитии;

— помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

Задачи:

— формирование актуального для подростков «информационного поля»;

— обеспечение подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;

— формирование мотивов саморазвития, личностного роста.

Таблица 2.6. Формирующий этап

  Содержание работы Сроки Ожидаемые результаты
1. Определение объекта для экспериментального исследования- -9 класс сентябрь Установление уровня самоопределения
2. Обеспечение оборудованием, компьютерной техникой, картами   Укрепление учебно-материальной базы
3. Обеспечение подготовки кадров до сентября Усовершенствование научной подготовки участников эксперимента
4. Разработка развернутой программы экспериментальной работы октябрь Обеспечение научно-методическим инструментарием
5. Проведение психологических исследований учащихся, учителей, родителей – по программе в течение года Получение начальных результатов исследования, мониторинг
6. Участие в научно-практических конференциях, встречах, выставках   Совершенствование научной подготовки участников эксперимента
7. Открытие профильных классов (прогнозирование). май Создание сети профильных классов на новый учебный год

 

Анализ современной литературы и эмпирические результаты исследования показали, что процесс профессионального самоопределения в значительной части учащихся носит ситуативный характер. Решение этой проблемы, возможно обеспечить лишь при условии разработки соответствующих научных основ: определение содержания, методов, приемов профориентационной работы. Для осуществления процесса профессионального выбора подростками нами была разработана программа профориентационной работы с учащимися и подобран комплекс психологических методик, направленных на профессиональную ориентацию старшеклассников.

Цель программы: сформировать профессиональную направленность старшеклассников; психологически помочь сориентироваться в мире современных профессий; активизировать интерес школьников к самостоятельному выбору профессии на основе индивидуальных личностных качеств, склонностей и требований к современному рынку труда;

Задачи программы:

— информировать учащихся о профессиях, рынке труда, учебных заведениях, где можно получить знания по специальности;

— проводить индивидуальную и групповую профконсультативную работу с учащимися, которая строится на результатах психофизиологического и психодиагностического обследования их склонностей и способностей;

  • своевременно выявлять отклонения в состоянии здоровья учащихся и определять их пригодность к типу деятельности по медицинским показателям;
  • проводить работу с родителями по поводу выбора и отношения их детей к профессиональному самоопределению;
  • практиковать организацию выставок производственного и художественного творчества;
  • разрабатывать рекомендации учащимся относительно выбора профиля обучения с учётом их профессиональных интересов, способностей, учебных и специальных достижений.

Для реализации программы использовались такие виды профориентационной работы:

— теоретическое информирование как средство формирования в учащихся понимания ценностей трудовой деятельности и интегрирование их познавательных интересов к профессиональному миру;

-практикум (анализ, диагностика, коррекция), направленный на развитие умений школьников анализировать, наблюдать, систематически пополнять свои знания о мире профессий, выработка у них способов познания своего «Я» в соответствии с требованиями современных профессий;

консультирование как специально организованная система взаимодействия профконсультанта и учащегося, которому нужна помощь в познании своего «Я», или современной профессиональной среды на основе изучения его индивидуально-психологических характеристик, профессиональных интересов, склонностей, состояния здоровья, особенностей жизненной ситуации и т.д;

Показатели и ожидаемые результаты программы:

  • уровни осознания старшеклассниками «Я-образа» и «Я-образа будущей профессии» — когнитивный компонент профориентации;
  • эмоционально-оценочное отношение учащихся к исследованию и решению проблемы самостоятельного выбора профессии — поисково-исследовательский компонент;
  • обоснованный выбор профильных направлений, необходимых для вы бора будущей профессии — практико-ориентированный компонент: самовоспитание, разработка алгоритма профессионального самоопределения.

Содержание программы

(10 занятий)

Занятие 1. Психологическое просвещение

Цель: обеспечение учащихся объемом профориентационных знаний, необходимых для принятия правильных решений о профессиональном выборе.

Содержание работы. Беседа «Профессиональная ориентация школьников. Этапы формирования профессиональных намерений учащихся».

Занятие 2. Профессиональное просвещение

Цель: проинформировать учащихся о различных путях приобретения профессий, об особенностях профессиональной подготовки в средне-специальных и высших учебных заведениях.

Содержание работы. Оформление стенда «Как продолжить образование и получить специальность».

Занятие 3. Психодиагностика

Цель: применение методики Е.А„ Климова для определения ориентированности человека на различные типы профессий.

Содержание работы. Проведение методики «Дифференциально-диагностический опросник».

Занятие 4. Психодиагностика

Цель: изучение интересов и способностей учащихся, близких к тому или иному виду деятельности.

Содержание работы. Проведение методики «Карта познавательных интересов».

Занятие 5. Анкетирование

Цель: изучение профессиональных намерений и мотивов выбора профессии.

Содержание. Работа учащихся с анкетой-оптанта.

Занятие 6. Профессиональное консультирование

Цель: выявить устойчивые свойства личности и определить сферу интересов, обеспечивающих привязанность индивида к избранному профессиональному пути.

Содержание работы. Индивидуальное и групповое консультирование учащихся по вопросам профориентации.

Занятие 7. Внеклассная работа по профориентации

Цель: расширить представления учащихся о мире профессии. Содержание работы. Викторина «Кто больше знает профессий и о профессиях».

Занятие 8. Коррекционно-развивающая работа

Цель: формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии.

Содержание работы. Профориентаиионное занятие «Я выбираю профессию».

Занятие 9. Коррекционно-развивающая работа

Цель: повысить у старшеклассников уровень осознания своей готовности к различным видам профессионального труда.

Содержание работы. Профориентационная игра «Меню профессий».

Занятие 10 (итоговое). Анкетирование

Цель: выявление факторов, повлиявших на профессиональный выбор учащихся.

Содержание работы. Заполнение учащимися анкеты «Профессия для меня это…»

  1. Для меня моя будущая профессия это………………………………………….
  2. Моя работа должна мне приносить……………………………………………..
  3. На работе я должен…………………………………………………………………….
  4. Мне будет нравиться моя профессия если…………………………………….
  5. Мне придется поменять профессию в том случае………………………….
  6. Для обучения будущей профессии я готов……………………………………
  7. В жизни нужно стремиться к………………………………………………………

В результате проделанной работы решены задачи исследования по изучению научных и теоретических основ профоиентирования, по рассмотрению особенностей формирования личности подростка, а также мотивов выбора профессии подростками.

Во второй главе описаны: структура работы по профориентационному консультированию; существующие методы и методики профконсультационной работы; представлены результаты исследования влияния профориентационного консультирования на выбор профессии подростками.

Анализ результатов проведённого нами исследования позволяет сделать следующие выводы:

  1. В результате организации профориентационного консультационного воздействия, а также в результате помощи подросткам в ознакомлении со своими способностями, склонностями и интересами, и в постановке реальных целей — процесс выбора профессии подростком проходит наиболее успешно.
  2. Включение в учебно-воспитательный процесс определённого нами комплекса методик, способствует более успешному выбору профессии подростком.
  3. Эффективность работы по профориентационной работе обусловлена обеспечением социально-педагогических условий в школе и использованием различных форм и методов профориентации.
  4. Профориентация подростков перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно решать как когнитивные задачи (справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе), но и формировать морально-эмоциональную устойчивость подростка, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь учащимся в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов, а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально-правовых проблем.

Выводы по второму разделу

  • Анализ результатов по методике «ДДО», на констатирующем этапе нашего эмпирического исследования показал, что профессиональные намерения подростков формируются на основе недостаточных сведений о мире профессий в целом, о характеристиках выбранного профессионального труда, о степени соответствия выбранной профессии своим способностям и наклонностям. Многие девятиклассники считают, что хорошо осведомлены о путях получения профессионального образования, хотя реально лишь 36% из них имеют достаточный уровень информированности по этому вопросу. Профессиональные намерения подростков имеют в своей основе малоструктурированную систему ценностных ориентации и, прежде всего именно инструментальных ценностей как средств достижения жизненных целей.
  • Согласно полученным нами данным с помощью методики «ДДО» профессиональные интересы учащихся расположены преимущественно в сферах «Человек — Художественный образ» (13 чел. — 29%), далее «Человек — Человек»(12 чел. — 26,5%) и «Человек — техника» (12 чел. — 26,5 %) «Человек -Знак» (5 чел. — 11%), «Человек — природа» (3 чел, — 7%).
  • Результаты диагностики по методике «Карта познавательных интересов» показали, что выбор профессий подростками распределяется следующим образом: 6 чел. (13 %) выбрали технические специальности, 5 чел. (11%) предпочли другим профессиям профессию экономиста, 4 чел. (9%) выбрали сценическое искусство, по 3 раза (7 %) встречались специальности, связанные с музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также биология, медицина, юриспруденция, транспорт и сфера обслуживания; по 2 раза (4%) педагогика, авиация и морское дело, по одному разу (2%) учащимися были выбраны профессии, связанные с физкультурой и спортом.
  • Результаты анкетирования показали, что продолжать обучение в школе намерены 80% учащихся (40 чел.), остальные 20% (5 чел.) — в училищах, техникумах, колледжах и т.д. С выбором будущей профессии определилось 68 % (31 чел.) подростков.

При этом на выбор профессии оказывали влияние, в первую очередь, лица из ближайшего окружения. Как показал анализ анкет, наибольшее влияние на подростков в выборе будущей профессии оказали родители (22чел. — 48%), учителя (10 чел. — 22%), друзья, родственники, знакомые (8 чел. — 18%), работники производства (5 чел. — 11%). Наиболее привлекает учащихся в выбранной профессии ее престижность, хорошая зарплата, перспектива карьеры, условия труда и социальная полезность его результатов.

  • Результаты диагностики по методике Голланда показали, что профессиональные предпочтения учащихся по типам личности распределились следующим образом: 15 чел. (33%) относятся к артистическому типу, 10 чел. (22%) к реалистичному, 7 чел. (16%) к интеллектуальному типу, 5 чел. (11%) к социальному, 5 чел. (11%) к конвенционному типу и 3 чел. (7%) к предприимчивому типу.
  • В ходе беседы с учащимися установлено, что подростки выразили готовность больше внимания уделять школьным предметам, которые будут им необходимы при получении профессии. Восемнадцать учеников (42%) приняли решения поступить на подготовительные курсы, десять учеников (22%) — заниматься с репетиторами и 17 (36%) еще не определились.

Таким образом, о сформированности профессионального самоопределения старшеклассников говорит не просто выбор определенной профессии, но то, что ими продуманы пути ее получения и имеется уверенность в правильности выбора. Об осознанности выбора профессии говорит и то, что он построен с учетом интересов, а у некоторых и предшествующего личного опыта учеников, а также то, что ими указываются мотивы выбора будущей профессии.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ проблематики показал, что сама социальная реальность привела к появлению профориентации как практики, и вследствие — междисциплинарного научного знания. Сегодня помощь юношам и девушкам в определении их жизненных планов, в профессиональном и личностном самоопределении становится основным направлением работы социального педагога с учащимися старших классов.

  • Анализ современной литературы позволил нам сформулировать определение «профессиональное самоопределение» — осознание человеком уровня развития своих профессиональных способностей, структуры профессиональных мотивов знаний и навыков; осознание соответствия их тем требованиям, которые деятельность предъявляет к человеку; переживание этого соответствия как чувства удовлетворенности выбранной профессией.

Под профориентацией понимают комплексной научно обоснованную систему форм, методов и приемов влияния на личность с целью оптимизации её профессионального самоопределения на основе учёта индивидуальных характеристик каждого старшеклассника и потребностей рынка профессиональная ориентация — это процесс развития личности как индивидуального сознания и одновременно его продукт, основными категориями которого являются показатели социализации личности (потребности, мотивы, интересы, установки и ценности).

Профессиональная самоопределение включает в себя следующие элементы: профессиональное просвещение, профессиональную диагностику, профессиональный отбор (подбор), социально-профессиональную адаптацию, профессиональное воспитание. Эти направления профориентационной работы социального педагога с учащимися способствуют решению практических вопросов профессионального выбора старшеклассниками и должны осуществляться взаимосвязанно.

Профориентационная работа с учащимися включает в себя ряд этапов: ознакомление с описаниями и классификацией профессий, условиями труда и др.; изучение профессионально важных качеств, требуемых для определенных специальностей; сбор сведений об учащихся, выявление их профессиональных намерений, интересов, склонностей; определение уровня их самосознания; проведение профконсультаций, выяснение альтернатив в профессиях и, при необходимости, поиск других сфер деятельности.

Сегодня различают массовую (фронтальную), групповую и индивидуальные формы профориентации с учащимися, а к основным методам профориентации относят: беседы; рассказ; анкетирование; наблюдение; консультация; деловые игры и т.д.

  • Изучение возрастных психолого-педагогических особенностей старшеклассников показало, что старший школьный возраст — это период интенсивного развития физиологических и психических процессов. Социальная ситуация развития связана с первоначальным выбором жизненного пути. Ведущая деятельность — учебно-профессиональная. Основные новообразования этого периода: самоопределение, дифференциация способностей, ориентация на будущее, формирование мировоззрения, нравственная устойчивость поведения,
    окончательное становление типов жизненного мира.
  • В профориентационной деятельности с учащимися эффективным методом работы является изучение и составление профессиограмм, которые позволяют сориентироваться в мире современных профессий, изучить их психологические характеристики и сделать выбор своей профессии с учётом собственных индивидуальных особенностей.
  • Анализ полученных в ходе эмпирического исследования данных о состоянии профессионального самоопределения девятиклассников СОШ № 10 дал возможность выявить некоторые закономерности.

Профессиональные интересы учащихся выявлены с помощью методики «ДДО» и расположены преимущественно в сферах «Человек — Художественный образ» (13 чел. — 29%), далее «Человек — Человек» (12 чел. — 26,5%) и «Человек — техника» (12 чел. — 26,5 %), «Человек — Знак» (5 чел. — 11%), «Человек — природа» (3 чел. — 7%).

Результаты диагностики по методике «Карта познавательных интересов» показали, что выбор профессий подростками распределяется следующим образом: 6 чел. (13 %) выбрали технические специальности, 5 чел. (11%) предпочли другим профессиям профессию экономиста, 4 чел. (9%) выбрали сценическое искусство, по 3 раза (7 %) встречались специальности, связанные с музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также биология, медицина, юриспруденция, транспорт и сфера обслуживания; по 2 раза (4%) — педагогика, авиация и морское дело, по одному разу (2%) учащимися были выбраны профессии, связанные с физкультурой и спортом.

Результаты анкетирования показали, что продолжать обучение в школе намерены 80% учащихся (40 чел.), остальные 20% (5 чел.) — в училищах, техникумах, колледжах и т.д. С выбором будущей профессии определилось 68% (31 чел.) подростков. На выбор профессии оказывали влияние, в первую очередь, лица из ближайшего окружения. Как показал анализ анкет, наибольшее влияние на подростков в выборе будущей профессии оказали родители (22 чел. — 48%), учителя (10 чел. — 22%), друзья, родственники, знакомые (8 чел. — 18%), работники производства (5 чел. — 11%). Наиболее привлекает учащихся в выбранной профессии ее престижность, хорошая зарплата, перспектива карьеры, условия труда и социальная полезность его результатов.

Результаты диагностики по методике Голланда показали, что профессиональные предпочтения учащихся по типам личности распределились следующим образом: 15 чел. (33%) относятся к артистическому типу, 10 чел. (22%) к реалистичному, 7 чел. (16%) к интеллектуальному типу, 5 чел. (11%) к социальному, 5 чел. (11%) к конвенционному типу и 3 чел. (7%) к предприимчивому типу.

В ходе беседы с учащимися установлено, что подростки выразили готовность больше внимания уделять школьным предметам, которые будут им необходимы при получении профессии. Восемнадцать учеников (42%) приняли решения поступить на подготовительные курсы, десять учеников (22%) — заниматься с репетиторами и 17 (36%) еще окончательно не определились.

  • На основании полученных в ходе исследования данных нами была разработана психолого-педагогическая программа по формированию готовности старшеклассников к выбору будущей профессии. Данная программа состоит из 10 занятий и включает в себя следующие элементы: профессиональное просвещение, профессиональное консультирование, коррекциионно-развивающую работу, профориентационные игры.

Предложенные в программе мероприятия способствуют повышению уровня осознания старшеклассниками своей готовности к профессиональному труду, помогают психологически сориентироваться школьника в мире современных профессий, активизируют интерес к самостоятельному выбору профессии на основе индивидуальных психологических качеств, профессиональных интересов и склонностей. Созданная программа может применяться в психо-коррекционной и развивающей работе социального педагога или практического психолога в условиях общеобразовательной школы.

По результатам контрольного среза, после применения указанной профориентационной программы 64% девятиклассников окончательно определились со своей будущей профессией (или проф.направлением), тогда когда на констатирующем этапе эксперимента этот процент был равен 45.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аблятинов А.С., Балабай Н.А. Профессиональная ориентация учащихся как основа социальной помощи молодежи в социальном профессиональном самоопределении. — Санкт-Петербург: КУГПГИ, 2004. – 100с.
  2. Аванесов А.Г. Индивидуальность и профессия. — М.: Просвещение, 2006.-130 с.
  3. Аптекман В.А., Зубков В.Н., Пацула И.М. Профессиональная ориентация в сфере обслуживания. — М.: Высшая школа, 2009. — 345 с.
  4. Бабосова Е.Н. Выбор молодёжью жизненного пути. — Минск: Наука и техника, 2004.-65с.
  5. Боровский А.Б., Потапенко Т.М., Щекин Г.В. Система методов профессиональной ориентации. — К.: МАУП, 2007. — 164 с.
  6. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. — М.: Академия, 2004. — 160 с.
  7. Володина Е. Профессиональное самоопределение [Электронный ресурс] // ПскоВики. – http://wiki.pskovedu.ru/index.php/
  8. Гапоненко А. В. Диагностика готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Школа и производство. – 2010. – № 3. – с. 10.
  9. Гарькина И. А. Профориентационная работа на примере реализации проекта «Стройкадры» в г. Пенза / И. А. Гарькина, И. Н. Гарькин // Молодой ученый. – – №2. – с. 744-746.
  10. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе : метод. Пособие / Е. В. Гурова, О. А. Голерова. — М.: Просвещение, 2007. — 95 с.
  11. Горидько А.С. Развитие профориентационной системы за рубежом: сборник научных статей. — М.: Просвещение, 2007. — 46 с.
  12. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера. Книга для учителя». — М.: Просвещение, 2008. — 270 с.
  13. Журавлева О. В. Проблемы социально-профессионального самоопределения старшеклассников в условиях модернизации российского образования // Социология образования. – 2007. — N 4. — С. 22-28.
  14. Залепа Е.А., Люманова Л.Р., Аристова М.В. Методические рекомендации по обеспечению профессиональной ориентации школьников учреждениях образования АРК. Симферополь. 2003г.-156с.
  15. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова И.О. Профориентология: Теория и практика:Учеб.пособие для высшей школы / Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, И.О.Садовникова, — М.:Академический поект;Екатеринбург:Деловая книга, 2009. – 192с.
  16. Зинченко В.П., Мягкоступ О.М. Изучение личности ученика с целью профориентации (методические рекомендации). Сумы. Мрия. 1990г.-60 с.
  17. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов. — М.: Просвещение, 200 — 272 с.
  18. Иващенко А.И. Профессиональное самоопределение школьников //Вопросы психологии.— №6. — 2009.— С. 16 — 19.
  19. Ильясов М. Профориентация в свете новых ценностей образования // Социальная политика и социальное партнерство. — 2009. — N 5. — С. 73-76.
  20. Ильин Е. П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. / Е. П.Ильин. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.
  21. Калитка О.В. Профориентация по-американски. — М.: Просвещение, 2007. — 34 с.
  22. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / Е. А. Климов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 302с.
  23. Козлов А.А, Иванова Т.Е. Практикум социального работника. — Ростов на Дону: Феникс, 2010, — 320 с.
  24. Козловский О.В. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации / О.В.Козловский.- Ростов н/Д: Феникс; Донецк, 2008 – 800 с.
  25. Кулагин Б.В. Основы профессиональной диагностики. — Л.: Мир, 2006.-352 с.
  26. Кудрявцев Т.В. Методики изучения личности школьника в профориентационной работе. — М.: Педагогика, 2010. — 254 с.
  27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология — М.: Сфера, 2004. — 463 с.
  28. Криволапова Н. А. Профессиональное самоопределение школьников в новых социально-экономических условиях // Народное образование. — 2010. — N 5. — С. 170-176.
  29. Мартынова С.С. Профессиональная ориентация школьников и методические рекомендации. — Омск: Омский пед. ин-т, 200 — 562 с.
  30. Менте М.Ван. Эффективный тренинг с помощью ролевых игр. — СПб.:Питер, 2001.-270 с.
  31. Никитин В.А. Социальная педагогика. — М.: Владос, 2002. — 272 с.
  32. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога, — М.: Сфера, 2002.-480 с.
  33. Оссовский В.Л. Формирование трудовой ориентации молодежи. — К.: Наукова Думка, 2005. — 117с.
  34. Орсаг Ю. Профессиональное самоопределение и трудоустройство детей, нуждающихся в поддержке государства: региональная модель // Социальная педагогика. – 2009. — N 3. — С. 23-29.
  35. Павленко В.И. История развития профориентации, — М.: Педагогика, 2006.-85 с.
  36. Побирченко В.В. Профконсультационная работа со старшеклассниками. — К.: Восход, 2007. — 110 с.
  37. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под общей редакцией Битяновой М.Р. — СПб.: Питер, 2006. — 304 с.
  38. Профессиональная ориентация учащихся. Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. А.Д. Сазонова. — М.: Просвещение, 200-260с.
  39. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. для студ. высш. уч. заведений / Е. Ю Пряжникова, Н. С Пряжников. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  40. Пряжников Н. С. Самооопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие. / Н. С., Пряжников, Л. С. Румянцева – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  41. Психологический словарь. Под. ред. Зинченко. — М.: Сфера, 2000. — 345с.
  42. Психологическое сопровождение выбора профессии / Сост. Н.А. Литвинцева. — М.: Просвещение, 2010. -425 с.
  43. Пономарева Т. Н. Роль школьного музея в формировании профессионального самоопределения учащихся // Вестник Университета Российской Академии Образования. — 2009. — N 4. — С. 140-142.
  44. Романова Е.С. 99 популярных профессий. 2-е издание. — СПб; Питер, — 460 с.
  45. Сазонов А.Д., Симоненко В.Д., Аванесов В.С., Бухалов Б.И. Профессиональная ориентация учащихся — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
  46. Собчак Л.Н. Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе.- М.: Просвещение, 2002. — 225 с.
  47. Социальная работа: теория и практика / Под ред. Е.И. Холостовой. -М.: ИНФРА-М, 2008. — 427 с.
  48. Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. -318с.
  49. Степанов В.Г. Профориентация. – М.: Академический проспект, 2008.
  50. Толочек В.А. Современная психология труда/Владимир Алексеевич Толочек.-СПб: Питер, 2006. — 479с.
  51. Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2000. — 355 с.
  52. Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н.Э. Профессиональная ориентация в УПК, — М.: Педагогика, 2007. -112с.
  53. Чистякова С.Н. Профессиональная ориентация школьников. — М.: Педагогика, 2006. — 95 с.
  54. Шептенко П.А., Воронина Г.А., Методика и технология работы социального педагога / Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Академия, 2001. — 208 с.
  55. Школа и выбор профессии / Под ред. В.А. Полякова, — М.: Педагогика, 2011. — 176 с.
  56. Шустов В.И. Основы выбора профессии. — М.: Академия, 2005. — 240 с.
  57. Я выбираю профессию (комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников). — М.: ИРСУ, 2010. — 338 с.
  58. Ягуфарова С. Профессиональное самоопределение — фактор социализации студентов колледжа // Учитель. — 2009. — N 4. — С. 22-24.

Страницы:   1   2   3   4

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф