10. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ СТАНЦИИ
Ежесуточно в сортировочном парке «Б» к техническому и коммерческому осмотру предъявляется от 4 до 10 составов поездов.
При техническом обслуживании вагонов производится зарядка тормозной магистрали состава воздухом от стационарной воздухопроводной сети, осмотр и безотцепочный ремонт вагонов, полное опробование автотормозов, а также устранение утечек воздуха из тормозной магистрали.
Полное опробование автотормозов может осуществляться непосредственно от локомотива после его прицепки к составу или от УЗОТ РМ.
После прицепки поездного локомотива к составу работники ПТО совместно с локомотивной бригадой в парке «Б» (на путях 12,13,14,15,16,17,18,21,22) осуществляют сокращенное опробование автотормозов, вручают машинисту «Справку об обеспечении поезда тормозами и исправном их действии» и уведомляют ДСП Поста ЭЦ№2 о готовности поезда к отправлению.
Но на путях №№ 23. 24, 25, 26 на сегодняшний день отсутствуют установки УЗОТ РМ, что создает дополнительные трудности при отправлении готового состава поезда. Это связанно с тем, что после прицепки поездного локомотива к составу необходимо производить полное опробование автотормозов, что увеличивает время на отправление поезда на 20 минут.
Моим предложением, связанное с совершенствованием технологии работы станции, является установка дополнительных колонок оборудования УЗОТ РМ на путях №№ 23, 24, 25, 26 сортировочного парка «Б».
Устройство УЗОТ РМ предназначено для зарядки и опробования тормозов подвижного состава железных дорог в пунктах технического обслуживания грузовых вагонов с формированием и сохранением в электронном виде отчетов по обработке тормозов поезда в форме справки ВУ-45, суточных отчетов и передачей данных в систему АСУ ПТО.
Устройство позволяет автоматизировать процессы подготовки тормозов подвижного состава в парках отправления, осуществлять контроль качества подготовки тормозов и соблюдения технологической дисциплины в парке.
Устройство обеспечивает:
выполнение одновременной обработки составов на путях;
контроль пневматической части тормозов локомотива, в том числе (от любой колонки);
продувку тормозной магистрали сжатым воздухом давлением 1,6 – 1,9 кгс/см2 при соединении тормозных рукавов;
ускоренную (за 8 – 20 минут) зарядку тормозной магистрали завышенным давлением с последующей автоматической ликвидацией его темпом, не приводящим к срабатыванию тормозов;
проверку тормозов на «мягкость» с контролем срабатывания при ликвидации сверхзарядного давления темпом «мягкости» (0,2 кгс/см2 за 80 – 120 с);
выявление самопроизвольного срабатывания;
проверку плотности тормозной сети состава длиной до 580 осей в автоматическом и ручном режимах; при зарядном давлении и при ступени торможения;
определение воздухораспределителей, имеющих замедленный отпуск;
проверку целостности тормозной магистрали состава при продувке тормозной магистрали открыванием концевого крана хвостового вагона;
проверку автоматических тормозов на торможение ступенями;
проверку автоматических тормозов на отпуск зарядным давлением;
непрерывный контроль плотности и давления воздуха в ТМ;
непрерывный контроль давления воздуха в напорной магистрали парка с сигнализацией снижения давления;
регистрацию хода опробования и параметров тормозных процессов в составе;
формирование и сохранение в электронном виде отчетов по обработке тормозов поезда, справок ВУ 45, суточных отчетов;
печать форм отчетности на бумажном носителе;
передачу форм отчетности в АСУ ПТО.
Устройство может работать в ручном или автоматическом режиме. Основным режимом является автоматический. В ручном режиме управление производится с помощью органов управления, расположенных на лицевой панели электронного блока управления ЭБУ. В автоматическом режиме управление производится с помощью ПЭВМ. ЭБУ управляет работой электропневматического блока и обеспечивает обработку составов на 5 путях.
Таблица 10.1 Технические характеристики установки УЗОТ РМ
| Показатели | Номинальное значения |
| 1 | 2 |
| Диапазон измерения давления сжатого воздуха, МПа (кгс/см2) – в питательной магистрали – в уравнительном резервуаре |
от 0,5(5,0) до 0,9(9,0) от 0,3(3,0) до 0,6(6,0) |
| Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения давления сжатого воздуха, МПа (кгс/см2) | ±0,015 (0,15) |
| Диапазон измерения утечки сжатого воздуха из тормозной системы состава, условные единицы – оси | от 100 до 500 |
| Пределы допускаемой погрешности утечки сжатого воздуха из тормозной системы состава, % | ±5 |
| Диапазоны давления сжатого воздуха в питательной магистрали, МПа (кгс/см2) | от 0,65 до 0,9 (от 6 ,5 до 9,0) |
| Время зарядки тормозов, минут | от 8 до 20 |
| Диапазон зарядного давления, МПа (кгс/см2) – в ручном режиме работы – в автоматическом режиме работы | от 0,45 (4,5) до 0,56 (5,6) от 0,4 (4,0) до 0,6 (6,0) |
| Напряжение питания сети переменного тока частотой 50 Гц, В | от 198 до 242 |
| Максимальная потребляемая мощность, Вт, не более – один ЭБУ и ЭПБ – ПОП | 170 600 |
| Габаритные размеры, мм, не более – ЭПБ – ЭБУ | 1025 х 715 х 440 480 х 380 х 170 |
Установка новых дополнительных колонок УЗОТ РМ уменьшит средний простой транзитного вагона с переработкой, в частности это повлияет на такую составляющую простоя как средний простой вагона в ожидании окончания формирования состава. Это объясняется тем, что после прицепки поездного локомотива уже нет необходимости в полном опробовании тормозов. Также это отразиться на значении среднего наличия вагонов на станции – рабочий парк.
Для наглядности изобразим показатели эксплуатационной работы станции Аксарайская 2 до и после установки дополнительных колонок УЗОТ РМ в виде таблице 10.2.
Таблица 10.2 Показатели эксплуатационной работы станции Аксарайская 2 до и после интенсификации
11. РАСЧЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМОГО ВАРИАНТА РАБОТЫ
В своем дипломном проекте я предлагаю оборудовать пути №№ 23, 24, 25, 26 сортировочного парка «Б» колонками системы УЗОТ — РМ »
Данное устройство поможет обеспечить опробование автотормозов в поездах своего формирования в парке «Б» от стационарных установок не менее 98%. Также это приведет к снижению отказов технических средств из-за неисправности тормозного оборудования.
Благодаря тому, что установка оборудования дополнительной колонки по 23, 24, 25, 26 путей будет производится к уже существующей установке УЗОТ-РМ, то расходы на монтаж значительно снизятся.
Ввод в эксплуатацию дополнительной колонки к существующей установке УЗОТ-РМ можно рассматривать как инструменты бережливого производства.
Перечень основных участников:
Железнодорожная станция Аксарайская-II – структурное подразделение Приволжской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД»;
Эксплуатационное вагонное депо Астрахань — структурное подразделение Приволжской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД»;
Опробование автотормозов производиться от стационарной установки УЗОТ–РМ в сортировочном парке «Б» с 12 по 22 пути. Поезда своего формирования на путях №№ 23. 24, 25, 26 отправляются без опробования автотормозов от стационарной установки УЗОТ–РМ. Соответственно время на опробование автотормозов на данных путях увеличивается в два раза. Увеличивается время на съем поезда с пути сортировочного парка «Б». Повышается риск отказа технических средств в работе тормозного оборудования в пути следования грузового поезда.
Возникла необходимость устройства дополнительной колонки к существующей установке УЗОТ-РМ на пути № 23, 24, 25, 26.
После устройства дополнительной колонки № 23, 24, 25, 26 к существующей установке УЗОТ-РМ и пуска в эксплуатацию, будет обеспечено в парке «Б» опробование автотормозов в поездах своего формирования от стационарной установки УЗОТ-РМ не менее 98%.
Ожидаемый годовой экономический эффект от реализации данного проекта возникает в части сокращения поездо – часов.
Ожидаемый годовой экономический эффект:
Общий ожидаемый экономический эффект от реализации данного проекта составит 1702,42 тыс. руб.
Предлагаемые капитальные вложения на установку дополнительных колонок УЗОТ — РМ включают в себя:
материальные затраты на покупку металлических труб, диаметром 50 мм, концевых кранов 4314Б и соединительных рукавов Р-17Б;
сварочные работы.
12 РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ УСЛОВИЙ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ ДЕЖУРНОГО ПО СОРТИРОВОЧНОЙ ГОРКЕ.
12.1 Роль и значение специальной оценки условий труда
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Проведя специальную оценку условий труда на рабочем месте, мы можем запланировать и провести мероприятия по улучшению, оздоровлению условия труда, поставить вопрос о прекращении работ на рабочем месте, предоставляющие угрозу для жизни и здоровья человека.
По результатам анализа составляется статистическая отчетность о состоянии условий труда, устанавливается наличие или отсутствие вредных производственных факторов, проводится квалификация условий труда по степени вредности и опасности.
Таблица 12.1 Карта специальной оценки условий труда рабочего места для дежурного по сортировочной горке
Таблица 12.2 Измерения и оценки показателей световой среды на рабочем месте дежурного по сортировочной горке
Таблица 12.3 Оценки условий труда по показателям напряженности трудового процесса на рабочем месте дежурного по сортировочной горке
12.2 Описание рабочего места и перечень выполняемых обязанностей
Рабочим местом дежурного по горке является служебное бытовое помещение, расположенное на 3 этаже поста ЭЦ-1.
Средства технологического оснащения:
пульт-табло манипулятор;
прямая телефонная связь.
маневровой радиосвязью — с машинистами маневровых локомотивов, составителем, регулировщиками скорости движения вагонов.
парковой двусторонней связью — с составителями поездов, осмотрщиками вагонов, регулировщиками скорости движения вагонов.
ДСПГ, исходя из возложенных на него задач, исполняет следующие функциональные обязанности 7:
руководит работой по роспуску вагонов на сортировочной горке и маневровыми передвижениями в парке «Б»;
организует выполнение работ по расформированию и формированию составов в соответствии с планом формирования поездов;
при вступлении на дежурство принимает инвентарь, согласно описи, знакомится с положением на путях парков «В» и «Б», с записями в журналах формы ДУ-46, ВУ-14. Убеждается в исправности приборов управления устройствами СЦБ и связи, наличию пломб согласно описи, проверяет давление воздуха по показаниям манометра;
обеспечивает подготовку путей сортировочного парка к роспуску, организует осаживание и подтягивание вагонов;
осуществляет проверку соблюдения плана формирования, установленных норм массы и длины поездов, прикрытия вагонов;
согласовывает с ДСП Поста ЭЦ№1 приготовление маршрута для заезда горочного локомотива под состав поезда, подлежащего расформированию;
анализирует сортировочный листок, изучает особенности состава, корректирует сортировочный листок при необходимости;
перед началом роспуска доводит план роспуска по парковой связи РСДВ. Убеждается по докладам о готовности всех работников, участвующих в роспуске. Передает информацию РСДВ о наличии или отсутствии барьерных групп на путях;
перед роспуском на свободные пути дает указание РСДВ, работающему в четной стороне парка «Б» на установку охранных тормозных башмаков, РСДВ на 3-й тормозной позиции – на установку тормозного башмака для формирования барьерной группы. Перед роспуском на свободный путь или осаживании вагонов в сторону парка «А» делает запрос у ДСП Поста ЭЦ№2 на установку стрелок в четной стороне парка «Б» по маршруту;
ведет учет сортировочных путей, на которых находятся вагоны с опасными грузами класса 1 и 2 по АСУ ПС;
дает указание РСДВ на закрепление сформированных составов и изъятие тормозных башмаков и контролирует правильность выполнения по полученным докладам;
соблюдает требования охраны труда по кругу своих обязанностей, в соответствии со статьей 214 Трудового Кодекса Российской Федерации;
обеспечивает соблюдение требований охраны труда и участвует в 1-ом уровне КСОТ-П.
12.3 Меры безопасности при выполнении работ 6
К самостоятельной работе в должности дежурного по горке
допускаются лица не моложе восемнадцати лет, имеющие среднее
профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должностях, связанных с движением поездов, не менее 1 года.
Дежурный по горке работает по 4-х сменному графику работы, продолжительность смены 11 часов.
В процессе работы дежурный по горке должен соблюдать правила личной гигиены, санитарные требования и нормы, в том числе при хранении и приеме пищи.
К месту работы и с работы дежурный по сортировочной горке должен проходить по специально установленным маршрутам служебного и технологического проходов, выполняя требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов и предупреждающей окраски, нанесенной на сооружения и устройства, обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути следования.
При проходе вдоль железнодорожных путей идти посередине междупутья, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса. При приближении подвижного состава или во время маневровых передвижений требуется заблаговременно отойти на обочину пути или в другое междупутье на безопасное расстояние.
Переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по настилам), а при их отсутствии — под прямым углом к оси пути, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава, перешагивая через рельсы, не наступая на рельсы и концы шпал. При этом обходить группу вагонов на расстоянии не менее 5 метров от автосцепки крайнего вагона, а между расцепленными вагонами на расстоянии 10 метров.
Запрещается наступать на электрические провода или кабели, прикасаться к оборванным проводам и другим легкодоступным токоведущим частям, приближаться ближе 2-х метров к токоведущим частям сети и воздушных линий, находящихся под напряжением, а к оборванным проводам — не менее 10 метров.
Во время работы на персональном компьютере дежурный по горке должен проверить состояние рабочего места, убедиться в исправности оборудования. При визуальном осмотре ПК убедиться в исправности изоляции питающих электропроводов, штепсельных розеток, вилок, разъемов и других деталей. Экран видеодисплея ПК необходимо установить на оптимальном расстоянии — не ближе 500 мм от глаз (предпочтительным является расположение экрана ниже уровня глаз прямо или с наклоном). Также необходимо расположить, по отношению к экрану видеодисплея, клавиатуру на поверхности стола в удобном месте на расстоянии 100 — 300 мм от его края, обращенного к работнику, или на специальной рабочей поверхности, отделенной от поверхности стола.
Дежурному по горке запрещается эксплуатировать неисправное оборудование, применять для удаления загрязнений и пыли растворители, размещать нагревательные электроприборы вблизи ПК и, прикасаться к задней панели системного блока, захламлять вентиляционные проемы ПК, переключать разъемы кабелей оборудования, допускать попадание влаги на поверхность ПК и дергать за провод для электроснабжения ПК.
Дежурный по горке, получивший информацию об аварийной ситуации, должен действовать в соответствии с нормативными документами и утвержденным планом ликвидации аварий, согласовать действия с дежурным по железнодорожной станции (диспетчером маневровым). При наличии пострадавших немедленно организовать или принять участие (с соблюдением мер личной безопасности) в оказании пострадавшим первой помощи, выводу их из опасной зоны.
При возникновении инцидента (аварийной ситуации) с грузовыми вагонами, загруженными опасными грузами, дежурный по горке, обнаруживший признаки аварийной ситуации (парение, резкий запах, шипение сжатого газа, течь опасного груза и т.д.), должен немедленно покинуть опасную зону. Сообщить о возникновении инцидента (аварийной ситуации) дежурному по железнодорожной станции (диспетчеру маневровому), используя любые средства связи.
При возгорании, утечке, просыпании опасного вещества, повреждении тары или железнодорожного подвижного состава с опасным грузом и других происшествиях, которые могут привести к аварийной ситуации (взрыву, пожару, отравлению, облучению, заболеваниям, ожогам, обморожениям, гибели людей и животных, опасным последствиям для природной среды), а также, в случаях, когда в зоне аварии на железной дороге оказались вагоны, контейнеры или грузовые места с опасными грузами, дежурный по горке совместно с дежурным по железнодорожной станции (диспетчером маневровым) должен действовать оперативно, с соблюдением мер безопасности, установленных требованиями аварийной карточки.
В случае обнаружения на территории железнодорожной станции разлива или рассыпания опасных или вредных веществ из подвижного состава для избегания попадания испарения, частиц этих веществ на кожу, необходимо обойти опасное место с противоположной стороны от направления ветра, немедленно сообщить о происшествии дежурному по железнодорожной станции (диспетчеру маневровому), принять меры к устранению нарушений (согласно требованиям нормативных документов).
12.4 Вредные и опасные производственные факторы, действующие на дежурного по сортировочной горке
В процессе работы на дежурного по горке могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы 6:
при выходе на железнодорожные пути — движущийся железнодорожный подвижной состав или транспортные средства, повышенная или пониженная температура воздуха, повышенная влажность и подвижность воздуха, недостаточная освещенность рабочей зоны (в зависимости от местных условий по результатам специальной оценки условий труда);
напряженность трудового процесса – шум, вибрация, микроклимат, световая среда;
при работе на персональном компьютере – может воздействовать повышенный уровень электромагнитного излучения
при возникновении аварийной ситуации — факторы взрыва, пожара, воздействия химических веществ и повышенного значения напряжения электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека.
В понятие микроклимата входит множество факторов действующих на организм человека, такие как температура, влажность и скорость воздуха. Длительное воздействие на человека неблагоприятных метеорологических условий резко ухудшает его самочувствие, снижает производительность труда и приводит к заболеваниям.
Для обеспечения нормальных условий труда в производственных помещениях устанавливаются нормативные значения.
Нормы производственного микроклимата установлены системой стандартов безопасности труда ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны» и СанПиН 2.24.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений».
Таблица 12.4 Допустимые величины показателей микроклимата на рабочем месте дежурного по сортировочной горке
Таблица 12.5 Допустимые уровни ЭПМ, создаваемые ПЭВМ на рабочем месте дежурного по сортировочной горке
12.5 Мероприятия по улучшению условий труда для дежурного по сортировочной горке
Для соблюдения вышеперечисленных норм микроклимата, а также для общего улучшения состояния условий труда применяются следующие мероприятия:
для поддержания комфортной температуры на рабочем месте применяют систему водяного отопления или тепло-электронагреватели в зимнее время. А в летнее время используют кондиционеры;
относительная влажность и скорость движения воздуха должна регулироваться в помещении системой вентиляции;
кондиционирование воздуха должно обеспечивать автоматическое поддержание параметров микроклимата в необходимых пределах в течение всех сезонов года, очистку воздуха от пыли и вредных веществ, создание небольшого избыточного давления в чистых помещениях для исключения поступления неочищенного воздуха;
в рабочих помещениях необходимо проводить ионизацию воздуха, ежедневную влажную уборку и регулярное проветривание. Удаление пыли с экрана ПЭВМ следует проводить не реже 1 раза в смену;
вибрация (общая) оборудования на рабочих местах не должна превышать предельно допустимых величин. Для снижения вибрации в помещениях оборудование необходимо устанавливать на специальные фундаменты и амортизирующие прокладки, предусмотренные нормативными документами.
Пол, стены и потолок должны быть покрыты материалами, разрешенными к применению в строительстве и не выделяющими вредных веществ, поглощающими шум, не накапливающими статическое электричество;
мерами борьбы с шумом является рациональная планировка помещений, позволяющая исключить проникновение шумов из соседних помещений, использование средств звукопоглощения. В качестве звукопоглощающего материала должны использовать специальные перфорированные плиты, панели. Необходимо использовать подвесные акустические потолки.
Работа дежурного по сортировочной горке очень сложна и требует от работника повышенного внимания, собранности и профессионализма. Поэтому так важно, чтобы условия, в которых работает дежурный по горке, строго выполняли требованиям комфортного и безопасного выполнения своих должностных обязанностей. В данном разделе подробно разобраны условия, в которых работает дежурный по горке и представлены мероприятия по улучшения условия работы и снижению вредных производственных факторов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Биленко Г.М., Олейник О.А. Управление эксплуатационной работой. Организация работы сортировочной станции. // Методические указания к курсовому и дипломному проектированию для студентов 6 курса специальности 190701. – Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт) (Д). М.: РГОТУПС, 2001. – 96 с.
2. Федеральный закон « О Железнодорожном транспорте в Российской Федерации ». №17 – ФЗ от 10.01.2003 г. – СЗ РФ №2, ст. 169 от 13.01.2003 г.
3. Федеральный закон « Устав железнодорожного транспорта». №18 – ФЗ от 10.01.2003 г. – СЗ РФ №2, ст. 170 от 13.01.2003 г.
4. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации. ЦД – 790, 2000.
5. Инструкция по работе механизированной сортировочной горки станции Аксарайская 2 Приволжской железной дороги. 42 – 2017 г.
6. Инструкция по охране труда для дежурного по сортировочной горке ИОТ-ДС Аксарайская 2 – 004 -2017 г.
7. Должностная инструкция дежурного по сортировочной горке железнодорожной станции Аксарайская 2. 12 – 2017 г.
8. Нормы времени на маневровые работы, выполняемые на железнодорожных станциях ОАО «РЖД», нормативные численности бригад маневровых локомотивов. М.: ТЕХИНФОРМ, 2006. – 100 с.
9. Основы управления перевозочным процессом / О.А. Олейник, Г.И. Бухало, А.А. Шатохин, Т.Г. Кузнецова; Под ред. О.А. Олейника: Уч. пос. – М.: РГОТУПС, 2008. – 108 с.
10. Технологический процесс работы сортировочной станции. Под ред. Ситнера, 2009. – 275 с.
11. Технология работы сортировочных станций / Бородин А.Ф., Биленко Г.М., Олейник О.А., Бородина Е.В.; Под ред. А.Ф.Бородина: Уч. пос. – М.: РГОТУПС, 2001. – 192 с.
12. Хованский Н.И. Технико-экономические расчёты по организации железнодорожных перевозок: Уч. пос. М.: РГОТУПС, 2007. – 164 с.
13. Экономика железнодорожного транспорта: Учебник./Под ред. Н. П. Терешиной, Б. М. Лапидуса, М. Ф. Трихункова. – М., 2001.
14. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/Под ред. С.В. Белова. – М.: Высшая школа, 2003. – 357 с.
