Сессия под ключ!
Меню Услуги

Совершенствование регламентации деятельности государственных граждан-ских служащих (на примере Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия чело-века по Иркутской области)

Помощь с дистанционным обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?:

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Страницы:   1   2   3   4


Оглавление

 

Введение

Глава 1 Организационно-правовые основы регламентации деятельности государственных гражданских служащих

1.1 Понятие и виды регламентации деятельности государственных гражданских служащих

1.2 Правовые основы регламентации деятельности государственных гражданских служащих

1.3 Особенности регламентации деятельности служащих контрольно-надзорных органов

Глава 2 Анализ и основные направления деятельности Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области

2.1 Основные направления деятельности Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области

2.2 Анализ деятельности Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области

2.3 Анализ вопросов регламентирования деятельности Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области

Глава 3 Пути совершенствования регламентации деятельности Территориального управления Роспотребнадзора по Иркутской области

3.1 Проблемы регламентации деятельности Территориального управления Роспотребнадзора по Иркутской области

3.2. Рекомендации по совершенствованию регламентации деятельности Территориального управления Роспотребнадзора по Иркутской области в условиях внедрения риск-ориентированного подхода к осуществлению надзорной деятельности

Заключение

Список нормативно-правовых актов и литературы

 

Введение

 

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Вновь реорганизованной Федеральной службе была передана часть функций Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства по антимонопольной политике Российской Федерации.

Свою деятельность Федеральная служба осуществляет согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», а также на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека». Так же правовые основы деятельности Федеральной службы определены основополагающими федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Федеральная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Федеральная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

Существующее законодательство о защите прав потребителей не исчерпывается одним только Законом РФ «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства.

Поэтому, актуальность темы данной работы вызвана еще тем, что проблема совершенствования регламентации деятельности органов Роспотребнадзора не так уж и развита.

В последнее время появились работы по вопросам регламентации деятельности Роспотребнадзора. Среди исследователей, рассматривающих эту проблему, можно выделить Коваленко С.В., Киричек А.И., Сазонова Л.А.

В качестве объекта исследования избрано Территориальное Управление Роспотребнадзора по Иркутской области, предметом являются вопросы регламентации деятельности органов Роспотребнадзора.

Цель выпускной квалификационной работы — выработать рекомендации по совершенствованию регламентации деятельности органов Роспотребнадзора по Иркутской области в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Задачи исследования:

1) охарактеризовать состояние Организационно-правовых основ регламентации деятельности государственных гражданских служащих;

2) провести анализ деятельности Территориального Управления Роспотребнадзора по Иркутской области в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

3) выработать рекомендации по совершенствованию регламентации деятельности Территориального управления Роспотребнадзора по Иркутской области в условиях внедрения риск-ориентированного подхода к осуществлению надзорной деятельности.

Основными методами исследования выступили: анализ нормативных правовых актов и иных источников, наблюдение, анализ статистических данных.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Во введении обозначены актуальность, изученность, предмет, объект исследования, цель, задачи и практическая значимость. В первой главе рассмотрены организационно-правовые основы регламентации деятельности государственных гражданских служащих, требования и методы регламентации. Во второй главе представлены анализ и основные направления деятельности Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области. В третьей главе рассмотрены проблемы регламентации деятельности Роспотребнадзора и рекомендации по их совершенствованию.

Проект исследования выражается в возможности использования её результатов в деятельности Территориального Управления Роспотребнадзора.

 

Глава 1 Организационно-правовые основы регламентации деятельности государственных гражданских служащих

1.1 Понятие и виды регламентации деятельности государственных гражданских служащих

 

Должностной регламент — это локальный нормативный акт, устанавливающий административно-правовой статус должности, в том числе права, обязанности и ответственность, условия и основания замещения, квалификационные требования по должности, предъявляемые к замещающему ее лицу, правила и процедуры юридически значимых действий, совершаемых по должности, а также перечни вопросов, рассматриваемых, согласовываемых или разрешаемых лицом, замещающим должность, а также показатели результативности исполнения должности.

Должностной регламент составляется по каждой штатной должности государственной гражданской службы. (ч. 1 ст. 47 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.

В должностной регламент включаются:

  • квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навы-ков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствую-щую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу граждан-ской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;
  • должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанно-стей в соответствии с административным регламентом государственного органа, задачами и функциями структурного подразделения государственного органа, и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения;
  • перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
  • сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленче-ских и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений;
  • порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением им должностных обязанностей с гражданскими служащими того же государственного органа, гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями;
  • перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
  • показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Положения должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы, аттестации, квалификационного экзамена, планировании профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

III. Результаты исполнения гражданским служащим должностного регламента учитываются при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв, оценке его профессиональной служебной деятельности при проведении аттестации, квалификационного экзамена либо поощрении гражданского служащего.

Примерные должностные регламенты утверждаются соответствующим органом по управлению государственной службой.

Регламентация труда — это установление правил, положений, инструкций, норм, определяющих порядок деятельности работников при осуществлении ими трудовых функций. Основой регламентации является термин «регламент» (от фр. reglament — правило) — совокупность правил, положений, определяющих внутреннюю организацию и порядок деятельности государственного органа, организации, предприятия, а также порядок проведения заседаний и конференций.

Таким образом, ключевым словом в определении регламента можно считать слово «порядок». Порядок вносит стройность и гармонию в организационную структуру организации, уменьшает неопределенность во взаимоотношениях сотрудников и подразделений между собой. А снижение неопределенности, в свою очередь, одна из важнейших задач управления.

Процесс регламентации включает в себя два типа норм: содержащие прямые предписания на средства деятельности и нормы, содержащие предписания на общую направленность деятельности.

Таким образом, использование регламентационных документов самым тесным образом связано с процессом формализации деятельности. В настоящее время формализация вызвана процессом усложнения управленческой деятельности. Так, рост производства, темпов его развития, увеличение объема и качества информации, используемой в управлении, так или иначе, ведет к росту и усложнению коммуникаций в организационной системе.

Внедрение передовых достижений научно-технического прогресса требует соответствующего уровня профессиональной подготовки менеджеров и в значительной мере основывается на требованиях мгновенного принятия эффективных управленческих решений и т.п. При этом объекты приложения регламентации как способа организационно закрепления труда работников находятся в постоянной динамике и никогда не были неизменными.

Первоначально регламентация труда применялась к организации труда государственных чиновников, затем этот способ организационного закрепления труда в силу своей высокой эффективности начал переноситься в сферу материального производства, где первоначальным ее объектом становятся рабочие. Следующим этапом в применении регламентационных документов стало приложение их к труду менеджеров предприятий; управленческие работники производственных организаций становятся основным объектом приложения регламентации, в нашей стране самое широкое применение нашли карты организации труда в качестве нового вида регламентационных документов, который в 70 — 80-е годы был развит Иркутским опытом регламентации труда.

В целом, основное назначение регламентации труда сводится к регулированию деятельности по управлению предприятием, упорядочиванию выполнения конкретных управленческих работ, организационному закреплению рационального разделения труда и, в конечном счете, к обеспечению эффективной организации и координации труда менеджеров, и должностной подготовке работников предприятия. Кроме того, помимо требований рациональной организации труда, регламентация обусловлена действием человеческого фактора. Это связано с тем, что возможности оперативной памяти человека существенно ограничены и это, в свою очередь, требует фиксации необходимых рациональных взаимодействий различных должностных лиц и подразделений. Данное требование связано с необходимостью изучения и разработки рациональной технологии управления, с анализом и систематизацией информационных потоков, с распределением полномочий и ответственности в рамках конкретной организационной структуры.

Все многообразие регламентов труда может быть представлено как система, цель которой — упорядочение труда персонала. В рамках этой системы выделяются различные методы регламентации труда — т.е. конкретное представление регламентов труда в виде совокупности документов, схем, графиков, таблиц и т.п., которые можно разделить на документированные и недокументированные. К ним относятся: устав организации, положение о подразделении, должностные инструкции, личностные спецификации, схемы организационных структур управления. Различные нормы: времени, численности, управляемости; правила внутреннего трудового распорядка и т.д.

Как видно, регламенты труда занимают ключевое место в системе регламентов управления в целом и разрабатываются в рамках всех элементов системы управления организацией: функций управления, организационной структуры, технологии управления, кадрового, методического, технического обеспечения и др.

В условиях рыночной экономики регламентация труда персонала организаций носит в основном локальный характер и регулируется документами, разработанными в рамках конкретной организации. Однако регламентирование в целом опирается на ряд законов, постановлений, рекомендаций. К их числу относятся: Конституция РФ; Гражданский кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ.

Требования регламентации трудовой деятельности

Соответствие действующим законодательным и нормативным актам, одно из главных требований, предъявляемых к регламентации трудовой деятельности сотрудников и подразделений. Другими не менее важными требованиями являются: четкое распределение взаимоотношений и ролей в коллективе, установление качественных и количественных показателей оценки трудовой деятельности, четкое распределение обязанностей и ответственности работников, соответствие регламентов организационной структуре, обязательное указание принципов мотивации и стимулирования и т.д.

Требованием регламентации выступает необходимость операционального описания регламентирующих действий, что само по себе отвечает ее сущности. Если же это требование не соблюдается, то возникает ситуация, когда возможна не только широчайшая трактовка обязанностей и ответственности, но и дублирование регламентируемых действий. Следствием этого, как правило, является масштабная организационная несогласованность — причина многих случаев снижения эффективности системы управления, и развития организационных конфликтов.

К регламентам, упорядочивающим деятельность рабочих кадров, непосредственно выполняющих производственные трудовые функции, относятся: Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС) или аналогичные отраслевые справочники, Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, маршрутно-технологические карты производственного процесса, модели рабочих мест, кон-тракт, правила по технике безопасности, правила эксплуатации оборудования, наряд-заказ на выполнение работы, нормы времени на ремонт оборудования и т.д.

Для структурных подразделений, характерны следующие требования к регламентации:

  • рациональное распределение функций управления между структурными подразделениями;
  • четкая регламентация основных задач, закрепленных за подразделением: трудоемкость, продолжительность и календарные сроки выполнения функций и задач;
  • установление функциональных взаимосвязей между подразделениями по каждому комплексу задач управления;
  • повышение своевременности и надежности выполнения задач за счет обязательного введения количественных показателей;
  • конкретизация прав подразделений в области принятия решений и распределения имеющихся ресурсов;
  • повышение коллективной ответственности сотрудников подразделений за своевременное и качественное выполнение заданий.

Для регламентирования труда характерны не только качественные параметры трудовой деятельности, но и количественные показатели, хотя степень формализации этих процессов до сих пор остается проблематичной. В этой связи следует обратиться к нормированию труда — установлению норм затрат рабочего времени на производство какого-либо продукта или выполнение определенной работы, а также нормативов численности. Регламентирование и нормирование труда по сути являются двумя гранями одного и того же процесса, а именно совершенствования труда персонала организации. При этом нормирование характеризуется разработкой и установлением строго количественных параметров трудовых процессов, а регламентирование предполагает разработку не только количественных, но и качественных параметров трудовых процессов.

Методы регламентации труда

Регламентирование труда, как правило, рассматривается по следующим методам: организационно-правовой; экономический; социально-психологический.

Организационно-правовые методы (формы) регламентирования отражаются в ряде документов, имеющих:

  • нормативный характер (например, положение о структурном подразделении, положение об организации, должностные инструкции и др.);
  • характер административного указания, которое является обязательным, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам (например, приказ, распоряжение, инструкция);
  • рекомендательный характер (например, распорядок рабочего дня руководителя и т.п.).

Эти документы имеют различную степень регламентации и детализации, но общее для них — четкая дисциплина исполнения и административная ответственность, которые возможны только при наделении правами и обязанностями органа управления и конкретного должностного лица.

Экономические направления и методы регламентирования определяют границы и порядок экономических отношений в трудовом процессе. К ним относятся: положение об оплате труда, положение о материальном стимулировании работников организации, положение о премировании и т.п.

Социально-психологическое направление регламентирования устанавливает определенный порядок социально-психологических отношений (например, Кодекс деловой этики). А это, в свою очередь, способствует усилению и четкому использованию организационно-правовых и экономических форм регламентирования труда.

В этой связи необходимо отметить, что регламентация труда, являясь неотъемлемой частью организационного проектирования, позволяет не только закрепить выработанные проектные решения, но и более эффективно производить процесс внедрения, при этом выработанные регламентационные документы становятся действенным средством контроля над процессом внедрения организационных проектов. Однако регламентация выступает не только как завершающий этап организационного проектирования, но и используется в самом его процессе, причем сначала в роли средства исследования, а затем средства проектирования деятельности организационных систем.

Регламентация труда может рассматриваться как средство снятия различных недостатков организационного проектирования: на завершающем этапе она обеспечивает также адаптацию работников предприятия к новым проектным условиям, преодолевая тем самым негативное восприятие со стороны персонала в отношении проводимых нововведений. Поскольку результатом процесса регламентации является определенный нормативный документ длительного пользования, фиксирующий правила осуществления деятельности, то и сам процесс регламентации представляет собой часть общего процесса нормирования труда. Любая же деятельность предполагает наличие определенной системы норм ее осуществления, направленных не только на результаты (нормы выработки, обслуживания), но и на сам процесс деятельности (технологические нормы, нормы дисциплины или охраны труда). Следовательно, производственных организаций без норм нет и быть не может, любая же норма представляет собой модель наиболее эффективной деятельности, иными словами — зафиксированное представление о целях, средствах и результатах деятельности.

В содержательном смысле норма представляет собой модель наиболее эффективной деятельности, а регламентация труда предполагает упорядочивание выполнения конкретных работ по управлению, т.е. определение способов наиболее эффективного выполнения трудовых операций. Следовательно, все три этапа процесса нормирования труда также осуществляется и в процессе регламентации труда. Именно поэтому регламентация представляет собой не этап общего процесса нормирования, а определенную специфическую его форму.

 

1.2 Правовые основы регламентации деятельности государственных гражданских служащих

 

Термин «должностной регламент» и идея подготовки должностных регламентов впервые нашли отражение в Концепции реформирования государственной службы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Президента Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 436-РП, а позднее — в Концепции административной реформы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-Р, а также в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), утв. распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-Р.

Должностной регламент впервые был введен Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерацииꞌꞌ (ст. 15, 47, ч. 6 ст. 71).

В законе не прописано юридического определения понятия «должностной регламент». В нем нет и положений, которые закрепляли бы требования к этому виду регламентов, хотя структура их содержания имеется в (ч. 2 ст. 47 Закона № 79-ФЗ).

В законе № 79-ФЗ установлено, что гражданский служащий осуществляет свою профессиональную служебную деятельность в соответствии с должностным регламентом, который утверждается представителем нанимателя.

Гражданский служащий согласно статье 15 этого закона обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом. Отсюда следует важный вывод: поручение гражданскому служащему обязанностей, которые не предусмотрены его должностным регламентом, не допускается.

Должностной регламент составляется для групп штатных должностей или штатной должности, предусмотренных штатным расписанием государственного органа, и носит обезличенный характер. В нем не указываются персональные данные и не определяются индивидуальные особенности правового положения государственного служащего, замещающего соответствующую должность государственной службы. Это означает, что квалификация должностных регламентов как «индивидуальных административных актов» не отражает их реальную правовую природу.

Должностные регламенты призваны отражать разнообразные процедуры служебной деятельности и юридически завершенные управленческие действия в государственном органе. Поэтому цели должностных регламентов имеют многоаспектный характер. В их числе: создание организационно-правовой основы профессиональной служебной деятельности гражданских служащих; текущая регламентация служебной деятельности гражданского служащего; обеспечение объективности при проведении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы или включении гражданского служащего в кадровый резерв; планирование профессиональной служебной деятельности гражданского служащего и его должностного роста; обеспечение объективности при проведении аттестации, квалификационного экзамена, поощрении и награждении либо при применении к нему дисциплинарного взыскания.

Суммируя основные аспекты содержания конкретных должностных регламентов, можно сказать: предмет каждого должностного регламента составляют следующие служебные процедуры: назначения и освобождения от должности; замещения должности; исполнения должностных обязанностей; самостоятельного принятия управленческих решений, участия в подготовке проектов нормативных правовых актов и управленческих решений; рассмотрения, согласования и принятия управленческих решений; взаимодействия с гражданскими служащими, а также с гражданами и организациями; предоставления государственных услуг гражданам и организациям; оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

В должностных регламентах должны содержаться общие сведения организационного характера: название должности; место должности в реестре должностей государственной гражданской службы; отношения подчиненности; порядок назначения и освобождения от должности; наличие и состав подчиненных (для руководителей); порядок замещения должности; возможность совмещения должностей и функций; нормативная база служебной деятельности.

 

1.3 Особенности регламентации деятельности служащих контрольно-надзорных органов

 

В законе указано, что государственный контроль (надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в порядке, установленном российским законодательством. Отсюда следует, что порядок проведения государственного контроля (надзора) помимо рассматриваемого Закона устанавливается и другими действующими законодательными актами.

Таким законодательным актом в настоящее время является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», в котором есть ряд положений, несовпадающих с законом «О техническом регулировании».

В частности, это касается объектов государственного контроля (надзора).

Положения ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» применяются только к отношениям, возникающим в процессе проведения проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами. В этом законе к объектам государственного контроля (надзора) отнесены работы и услуги, которые отсутствуют как объекты государственного контроля (надзора) в законе «О техническом регулировании».

По установившейся юридической практике, если в двух нормативных актах одного уровня, принятых в разное время, есть противоречия, то применяются нормы акта, вышедшего позднее, т.е. в нашем случае — нормы закона «О техническом регулировании».

Основными принципами, на основе которых осуществляется государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов, установленными в законах «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и «О техническом регулировании», являются:

  • открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
  • устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;
  • недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по надзору, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;
  • недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю;
  • презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального
  • предпринимателя;
  • соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
  • проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);
  • периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю,
  • предусматривающая полное и максимально быстрое его выполнение в течение
  • установленного срока;
  • учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);
  • возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю;
  • недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
  • недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Среди перечисленных принципов обращает на себя внимание принцип презумпции добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя. Суть его сводится к тому, что на органы контроля возлагается обязанность доказательства вины субъектов хозяйственной деятельности при выявлении факта нарушения требований технических регламентов.

Если при проведении мероприятия по контролю будет установлено, что товар может причинить вред жизни, здоровью, имуществу потребителей и окружающей среде, то орган государственного контроля (надзора) обязан довести до сведения потребителей информацию об опасном товаре и способах предотвращения возможного вреда и принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановки производства или реализации товара и (или) отзыва товара с рынка в порядке, установленном законодательством РФ, с последующим возмещением затрат за счет виновного лица.

Орган государственного контроля (надзора) может обращаться в суд с требованием о возмещении расходов на проведение исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований. Как законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», так и законом «О техническом регулировании» установлен идентичный статус органов, осуществляющих государственный контроль (надзор): федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также подведомственные им государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с российским законодательством — органы государственного контроля. Иными словами, действующим законодательством предусмотрена множественность органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности требований технических регламентов.

В соответствии со ст. 4 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», определение федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение контроля (надзора), установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности осуществляются Президентом или Правительством в соответствии с законом «О Правительстве Российской Федерации».

Законом «О техническом регулировании» установлены следующие полномочия органов государственного контроля (надзора):

  • требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующими техническими регламентами;
  • осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
  • принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
  • приостанавливать или прекращать действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
  • привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
  • принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения вреда.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что право приостановки или прекращения действия сертификатов соответствия теперь закрепляется не только за выдавшим его органом по сертификации, но также и за органом государственного контроля (надзора).

Орган государственного контроля (надзора) имеет также право приостанавливать или прекращать действие декларации о соответствии. Этот момент потребует специальной юридической проработки, так как в отличие от сертификата соответствия, приостановка или прекращение действия декларации о соответствии законом «О техническом регулировании» не предусмотрены.

Мероприятия по контролю разделяются на плановые и внеплановые.

В целях проверки выполнения субъектом хозяйственной деятельности требований технических регламентов орган государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводит плановые контрольные мероприятия. В отношении одного субъекта хозяйственной деятельности такое мероприятие может быть проведено не более чем один раз за два года.

Предметом внеплановой проверки является контроль исполнения предписаний об устранении нарушений требований технических регламентов, выявленных в процессе проведения планового мероприятия.

Внеплановые проверки проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях:

  • получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений и оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью и имуществу граждан, и окружающей среде;
  • возникновения угрозы жизни и здоровью людей, опасности загрязнения окружающей среды, а также повреждения имущества граждан, в том числе в отношении однородных товаров других субъектов хозяйственной деятельности;
  • обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами или иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений.

Жалобы, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия.

Органы государственного контроля (надзора) проверяют достоверность полученной информации. Для этого они могут требовать от изготовителей дополнительную информацию о продукции, процессах ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, направлять запросы в другие органы исполнительной власти и при необходимости привлекать специалистов для анализа полученных материалов.

Если достоверность информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов признана, то орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией в течение десяти дней выдает изготовителю предписание о разработке программы мероприятий по предотвращению вреда, оказывает содействие в реализации программы и осуществляет контроль за ее выполнением, проверяет соблюдение сроков, указанных в программе, а также принимает решение об обращении в суд с иском о принудительном отзыве продукции. Основанием для обращения в суд с таким иском является либо невыполнение предписания, либо невыполнение программы мероприятий.

В случае удовлетворения иска суд обязывает ответчика выполнить определенные действия, связанные с отзывом продукции, в установленный судом срок, а также довести решение суда до сведения приобретателей через средства массовой информации или иным способом не позднее одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Если ответчик не исполнит решения суда в установленный срок, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

При проведении контрольных мероприятий должностные лица не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действует должностное лицо, а также требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний) или экспертизы без оформления акта установленной формы об отборе этих образцов (проб) и в количестве, превышающем нормы, установленные нормативными документами.

По результатам контрольного мероприятия должностными лицами составляется акт установленной формы в двух экземплярах. К акту прилагаются акты об отборе образцов и обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора) и работников, на которых возложена ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки.

Законом «О техническом регулировании» определены также обязанности органов государственного контроля (надзора). Важной обязанностью стало проведение в ходе мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов разъяснительной работы по применению законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и информирование о существующих технических регламентах.

Помимо этого, в круг обязанностей органов государственного контроля (надзора) входит: соблюдение коммерческой и иной охраняемой законом тайны; соблюдение порядка проведения мероприятий по контролю (надзору); принятие мер по устранению последствий нарушений технических регламентов, а также осуществление других предусмотренных российским законодательством полномочий. Необходимо отметить, что Законом вводятся нормы об отзыве продукции в добровольном или в принудительном порядке.

Статьей 38 предусмотрено, что если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения соответствующих мероприятий, то изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать ее и возместить приобретателю возникшие в связи с этим убытки.

Решение об отзыве продукции принимается субъектом хозяйственной деятельности в случае, если предотвратить причинение вреда невозможно.

В законе устанавливаются основания для обращения в суд с иском о принудительном отзыве продукции. Такими основаниями являются:

  • невыполнение предписания органа государственного контроля (надзора) о разработке программы мероприятий по предотвращению причинения вреда;
  • невыполнение программы мероприятий по предотвращению причинения вреда.

При этом правом обращения в суд обладают органы государственного контроля (надзора), а также лица, которым стало известно о невыполнении программы мероприятий. В случае удовлетворения иска о принудительном отзыве продукции суд обязывает ответчика совершить в установленный судом срок определенные действия, связанные с отзывом продукции.

За нарушение требований Закона об отзыве продукции могут быть применены меры уголовного и административного воздействия в соответствии с российским законодательством. Уголовная и административная ответственность может быть возложена на руководителей субъектов хозяйственной деятельности, работников, продавцов, индивидуальных предпринимателей, а также на третьих лиц, в чью компетентность входит решение этих вопросов. Помимо ответственности субъектов хозяйственной деятельности за несоответствие продукции, процессов ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям технических регламентов, Законом предусмотрена также ответственность за нарушение правил выполнения работ по обязательной сертификации.

Для органов по сертификации и их должностных лиц эта ответственность наступает только в случае, если такое нарушение повлекло за собой выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов. Следует отметить, что по ранее действующему законодательству ответственность наступала при выявлении самого факта нарушения правил сертификации. Для испытательных лабораторий и их сотрудников, проводящих исследования (испытания) и измерения продукции, ответственность наступает за недостоверные или необъективные результаты.

Органы по сертификации, испытательные лаборатории и их должностные лица несут ответственность не только в соответствии с законодательством, но также и в соответствии с договором.

Введение в действие указанных норм Закона в полном объеме требует внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство, включая Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. В том числе необходимо указать, что ответственность наступает не за нарушения обязательных требований государственных стандартов, а за нарушения требований технических регламентов.

В соответствии со ст. 46 Закона до вступления в силу соответствующих технических регламентов подлежат обязательному исполнению требования к продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти в части, соответствующей целям Закона.

Таким образом, до внесения соответствующих изменений и дополнений в действующее законодательство, ответственность за нарушение обязательных требований государственных стандартов, не противоречащих целям Закона, наступает на основании Гражданского и Уголовного кодексов, а также Кодекса об административных правонарушениях.


Страницы:   1   2   3   4

Помощь с обучением
Получи бесплатный расчет за 15 минут

Введите контактный e-mail:

Введите номер телефона

Что требуется сделать?

Каким способом с Вами связаться?

E-mail
Телефон
Напишем вам на вашу почту
Перезвоним вам для уточнения деталей
Перезвоним вам для уточнения деталей

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф