Меню Услуги

Стратегия развития промышленности в малых городах России как инструмент повышения занятости населения. Часть 3.

Страницы:   1   2   3   4   5   6


2.2. Анализ стартовых условий и исходных предпосылок развития промышленности малого города

Стратегическое планирование развития малых городов России обусловлено очевидной необходимостью учета и координации интересов различных общественных слоев внутри городского сообщества и сотрудничества администрации с частным бизнесом.

Долгосрочным планом экономического развития малых городов являются «Основные направления социально-экономического развития» и генеральная схема развития и размещения производительных сил. За годы реформ, не получая стратегических экономических ориентиров «сверху», города перестали разрабатывать генеральные планы, то есть остались без стратегического плана. Такой план необходим для сохранения города как целостного сообщества различных слоев и групп интересов. Его нужно разрабатывать и на основе новых принципов, так как старый директивный подход при рынке не работает. При очевидной недостаточности средств для прямого финансирования программ развития практически все акценты воздействия на экономику города сместились в институциональную сферу, которая включает законодательные меры, принятие административно-управленческих решений, создание организаций.

Для подъема экономики основным средством становится создание благоприятного хозяйственного климата. Поэтому стратегия развития малых городов должна быть разработана с учетом социальных нужд, значимости тех или иных предприятий для города, а также для предпринимательства.

Типично отставание экономической основы средних и особенно малых городов. Это, с одной стороны, не позволяет рационально использовать их трудовые ресурсы и приводит к росту миграции населения, особенно молодежи, с другой стороны, в значительной мере ограничивает возможность развития в них городского хозяйства, так как в существующих условиях планирования экономики преобладающая часть ресурсов на эти цели идет по ведомственным каналам.

Формирование экономической базы малых и средних городов — часть общей задачи рационального развития и размещения производительных сил, совершенствования городского и сельского расселения. В условиях нашей страны при больших территориальных различиях и особенностях отдельных районов необходим дифференцированный подход к оценке возможных направлений развития каждого города с учетом его положения в зоне влияния большого города или окружающей сельской местности.

Малые города сохраняют важное значение в экономической и территориальной структуре народного хозяйства. Они являются рациональной формой расселения трудящихся, занятых в добывающих отраслях промышленности, а также для размещения других отраслей хозяйства и видов деятельности, которые жестко привязаны к территории. Возрастает роль малых и средних городов, расположенных в зонах влияния крупных городов, усиливается их значение в решении социально-экономических проблем села.

Главное направление развития малых и средних городов будет связано с развитием и размещением промышленности. Наиболее перспективно размещать филиалы и цеха крупных предприятий в малых городах. Такое направление особенно эффективно для небольших городских поселений в пределах городских агломераций. Плановое регулирование их развития должно быть направлено на то, чтобы уменьшить чрезмерную концентрацию промышленности и населения в городе-ядре.

Небольшие городские поселения должны широко использоваться также для размещения непромышленных объектов, обеспечивающих развитие всей агломерации: научно-исследовательских и учебных заведений и их филиалов, объектов производственной и социальной инфраструктуры.

Другим направлением формирования экономической основы небольших городских поселений связано с развитием аграрно-промышленных комплексов. Многие малые и средние города обладают, по сравнению с сельскими пунктами, более благоприятными условиями для размещения объектов завершающих стадий аграрно-промышленных комплексов (откормочные хозяйства, мясоптицекомбинаты, крупные парниковые и тепличные комбинаты и т.д.), а также предприятий стройиндустрии, автохозяйств, ремонтных баз и т.д. Строительство этих объектов (не уступающих по размерам капитальных вложений средним промышленным предприятиям) позволит расширить экономическую базу малых и средних городов, создать в них полноценную производственную и социальную инфраструктуру. Усиление аграрно-промышленных функций этих городов, будет, несомненно, способствовать и решению специфических социальных и демографических проблем в сельской местности. Заслуживает внимания усиление роли небольших городских поселений, обладающих благоприятными условиями для организации отдыха, лечения и туризма. Только в 170 городах, т.е. в каждом пятом малом и среднем городе России, обслуживание туристов и отдыхающих может стать их ведущей функцией. Постоянно осуществляемый отбор народнохозяйственных функций и объектов (с учетом общесоюзных и региональных задач по развитию производительных сил) позволит избежать, с одной стороны, нерационального использования уникальных ресурсов крупных городов, с другой обеспечить целесообразные направления и масштабы развития небольших городских поселений.

Комплексное развитие малых городов обусловлено несколькими факторами, среди которых существенное значение имеют социально демографические, инженерно технические и архитектурно — планировочные.

Постоянный рост культурно-бытовых потребностей населения обусловливает соответствующее развитие высококвалифицированных видов услуг. Необходимо оказывать воздействие на формирование благоприятной половозрастной структуры населения и обеспечивать соответствие разнообразия мест приложения труда социально-демографическому составу населения. С ростом потребностей в различных видах инженерного оборудования и благоустройства: локальные источники тепла, водоснабжения и т.д., удовлетворявшие на ранних стадиях развития города потребности автономных жилых образований, должны заменяться обще районными и обще городскими сооружениями, коммуникациями.

Стратегическое планирование комплексного экономического и социального развития малого города обусловлено:
— экономически целесообразным повышением роли города в общественном разделении труда;
— созданием условий для гармоничного развития личности; обеспечением потребности в инженерном оборудовании и благоустройстве;
— обеспечением соответствия мощностей строительной базы потребностям в капитальном строительстве;
— рациональным использованием трудовых, материальных, территориальных, водных и других природных ресурсов города и прилегающих районов, сохранением окружающей среды и улучшением ее состояния.

Стратегия охватывает обширный круг направлений деятельности, которые могут различным образом систематизироваться и проявляться в местной социально-экономической политике города в конкретном направлении: привлечении фирм и инвестиций извне; поддержка уже существующих предприятий; стимулирование инноваций. Для переходного периода особое значение имеет становление рынка и рыночной инфраструктуры.

Стратегия малого города будет наиболее эффективной только в случае надлежащей координации и увязке с региональной и центральной стратегиями..
В соответствии с вышеизложенным местная стратегия предполагает наличие концепции и сформулированных целей, а следовательно, и комплекта документов, фиксирующих концепцию, цели, направления стратегии. Городские власти хорошо осознают необходимость разработки такого набора документов, определяющих текущие и перспективные действия властей в сфере экономики, позволяющих нацелить и скоординировать деятельность в области социально-экономической политики. Эти документы могут входить составной частью в интегральные стратегии социально-экономического развития или сливаться с ними, могут оформляться как относительно независимые блоки в системе регулирующих механизмов городского управления. Выбор весьма индивидуален и отдать предпочтение какой-то единой схеме нельзя.

Во многих случаях целесообразной является следующая иерархия:

— стратегия социально-экономического развития города, охватывающая все стороны городской жизни;
— экономическая стратегия развития промышленности города;
— программа экономической стратегии властей по развитию города, содержащая обоснование тех управленческих мероприятий, которые городские власти намерены реализовать в интересах содействия развитию города.

Последнее десятилетие в нашей стране знаменовалось разрушением прежней неэффективной системы жесткого директивного планирования, что имело следствием известную дезорганизацию как в экономике, так и в городском хозяйстве. Напротив, в городах развитых европейских стран и США усилился интерес к стратегическому планированию как средству объединения усилий частного и общественного секторов в достижении определенных целей развития, как в целом города, так и его хозяйственных комплексов. Почти все города, и крупные, и малые стали разрабатывать стратегии развития или экономические стратегии, отражающие видение перспективы развития города и направления работы местных властей по оказанию содействия этому развитию.

Многие города стали разрабатывать комплексные документы, систематически рассматривающие цели, задачи, направления развития города в целом, так и его хозяйственных комплексов.

Осознавая остроту современных социально-экономических проблем, власти городов приходят к пониманию необходимости разработки стратегий, ориентированных на развитие производства и на этой основе на решение проблем занятости, экономического развития и обновления городов. В качестве целей разработки стратегии обычно называют следующие:

— выработка общего понимания происходящих в экономике города изменений и единой позиции по отношению к ним;
— определение направления развития экономики города и составляющие ее комплексов;
— выяснение в результате обсуждений и обмена информацией наиболее вероятного поведения государственных, общественных и частных организаций, действующих в сфере экономической политики;
— создание общих рамок для совместной работы по укреплению экономического потенциала жителей города, локальных общин по месту жительства и предприятий;
— содействие субъектам экономической политики в принятии ими конкретных решений, позволяющих повысить целенаправленность и скоординированность действий.

Стратегия должна нацелить работу все более многочисленных агентств, занятых реализацией экономической политики. То есть стратегия рассматривается как средство координации усилий и достижения взаимопонимания.

Цели и принципы развития в таких стратегиях городов в значительной степени совпадают.

Сходство основных целей не означает идентичности целевых блоков стратегий. Почти каждый город формулирует свою специфичную цель. Специфические цели крайне важны для формирования четкого имиджа города.

В силу наличия в городах разных условий, приоритетные направления в стратегиях и политике городов различны. Тем не менее, они, как правило, могут быть сведены в несколько групп. Группы частично пересекаются, так как набор групп в городах не одинаков и в разных городах одно и то же направление может быть отнесено либо к содействию занятости, либо к поддержке малого и среднего бизнеса, либо к поддержке системы образования.

Классификация включает 13 направлений, сгруппированных в 4 блока.

Первый блок — развитие материальной сферы производства и жизнедеятельности:

— совершенствование инфраструктуры;
— глобальные проекты обновления и развития предприятий;
— локальные проекты обновления и развития предприятий.

Второй блок — создание благоприятных организационных условий для экономического развития промышленного комплекса:
— поддержка промышленных предприятий;
— поддержка инновации, распространение технологий;
— содействие занятости;
— содействие малым и средним предприятиям;
— поддержка профессионального образования;
— экологизация экономики (устойчивое развитие).

Третий блок — поддержание имиджа и развитие кооперации промышленного комплекса:
— внутрирегиональная кооперация;
— маркетинг города.

Четвертый блок — совершенствование управления:
— совершенствование структуры и методов управления промышленным комплексом города.

Таким образом, анализ зарубежного опыта показывает наличие сформировавшихся подходов к разработке стратегий по развитию города, и широкое распространение практики создания таких стратегий.

Надо признать, что и в международном, и в российском масштабе остается обширное поле деятельности для разработки научных методов формирования стратегий развития городов.

Программа целенаправленного и устойчивого развития муниципального образования — это целевой документ, в сжатом виде определяющий стратегические перспективы развития муниципального образования на длительный период в форме системы важнейших политик (цели, рубежи, приоритеты, пропорции).

Составными частями являются следующие разделы (политики):
1) структурная политика;
2) муниципальная научно-техническая политика (политика наращивания и освоения потенциала научно-технического прогресса);
3) аграрная политика муниципального образования;
4) социальная политика муниципального образования (политика-развития образования, здравоохранения, социальной поддержки, культуры и воспитания, туризма и спорта, профилактики правонарушений и т.д.);
5) политика занятости и использования трудовых ресурсов;
6) экологическая политика;
7) политика развития производственной инфраструктуры;
8) внешнеэкономическая и межрегиональная политика муниципального масштаба;
9) политика размещения производств и объектов социальной сферы по территории муниципального образования (в виде генеральной схемы развития и застройки муниципальных образований);
10) политика расселения (размещения населенных мест) по территории муниципального образования;
11) инвестиционная политика;
12) финансовая и денежно-кредитная политика муниципального масштаба.

Программа развития муниципального образования должна быть опубликована в печати и после ее обсуждения общественностью района (города) принята муниципальным Советом народных депутатов (муниципальным законодательным собранием). Программа развития муниципального образования является основой для последующего формирования генпланов, районных планировок и муниципальных целевых программ.

Целевая программа — это плановый и адресный документ, направленный на устранение наиболее актуальных проблем, достижение конечных результатов в виде целевых показателей и мероприятий, увязанных по срокам, исполнителям и сбалансированных по ресурсам.

Система типовых целевых программ развития муниципальных образований включает следующие программы:
1) программу структурной перестройки и демонополизации социально-экономического комплекса на основе вовлечения в хозяйственный оборот научно-технического потенциала;
2) программу развития малого бизнеса;
3)программу развития агропромышленного комплекса;
4) программу социального развития и защиты малообеспеченных;
5) экологическую программу;
6) программу занятости и рационального использования трудовых ресурсов;
7) программу развития производственной инфраструктуры;
8) программу межрегиональных связей
9) инвестиционную программу муниципального образования;
10) программу профилактики правонарушений .

Безусловно, особенности тех или иных муниципальных образований могут определить необходимость разработки и иных целевых программ.

Целенаправленное и эффективное развитие муниципальных образований требует обеспечения сбалансированности составных частей в триаде функции — полномочия — ресурсы.

Важнейшим направлением укрепления государственности в Российской Федерации является обеспечение как целостности, так и относительной самостоятельности субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

Основные направления местной социально-экономической стратегии:

— поддержка местного бизнеса, особенно малого и начинающего,
— привлечение иностранных фирм и внешних инвестиций,
— поддержка внутренних инвестиций, содействие расширяющимся предприятиям в поиске зданий и участков,
— становление рынка и рыночной инфраструктуры,
— укрепление имиджа города.

Для реализации местной стратегии используются два больших блока инструментов:

— меры по развитию инфраструктуры и общих условий среды производства и жизнедеятельности,
— пакет стимулов (финансовых и нефинансовых) для поощрения или дестимулирования определенных действий отдельных хозяйствующих субъектов.

Инструменты, связанные с развитием инфраструктуры включает, прежде всего, меры по расширению производственной инфраструктуры общего назначения, определяющей условия хозяйственной деятельности всех предприятий города. Имеются в виду транспортные пути, местные системы тепло-, водо-, газо-, электроснабжения и удаления отходов и т.д. Сюда же относятся меры по подготовке новых территорий для промышленной застройки, очистке заброшенных территорий и восстановлению участков для строительства производственных, офисных, складских помещений.

Таблица 2. Инструменты реализации местной социально-экономической политики

Инструменты Составляющие
1 2
Развитие инфраструктуры Расширение производственной инфраструктуры (транспортные пути, местные системы, тепло-, ВОДО-, газо-, элетроснабжение и удаление отходов и т.д.) Очистка заброшенных территорий и восстановление участков для строительства предприятий Строительство технопарков и специальных производственных помещений для размещения предприятий Расширение социально-бытовой инфраструктуры
Управление муниципальной недвижимостью Скупка земельных участков (политика создания запасов земли)
Продажа предприятиям муниципальных земельных
участков
Предоставление участков в долгосрочную аренду
Продажа земельных участков для строительства жилья работников предприятия
Планирование землепользования и выдача разрешений на строительство Выделение производственных зон в планах застройки земельных участков
Учет в планах использования территорий
существующих или преполагаемых пожеланий
производственных предприятий
Рассмотрение предварительных запросов и заявок на строительство
Ускорение процедуры оформления и выдачи
разрешений на строительство
Финансовая помощь Пособия, гранты
Предоставление ссуд и помощь в их получении
Выдача гарантий по ссудам
Регулирование налогов               и тарифов Уменьшение местных налогов и отсрочка их выплаты Освобождение от сборов и уменьшение взносов Специальные тарифы за пользование общественными инфраструктурными службами Варьирование ставок налогов Особые соглашения о налогах
Информирование и консультации Предоставление информации о местах размещения Прямая реклама для отдельных предприятий Консультирование и курирование местных предприятий
Муниципальный заказ Размещение муниципальных заказов на местных предприятий

 

Распространенным видом инфраструктуры становятся оборудованные научно-производственные зоны, технопарки, бизнес парки, инкубаторы, специальные производственные помещения для размещения предприятий. Организация управления муниципальной недвижимостью является мощным инструментом местных властей для поддержки предпринимательства.

Местные власти, как правило, имеют определенные запасы земли в муниципальной собственности. Иногда они специально занимаются скупкой земельных участков, которые впоследствии продают или передают в долгосрочную аренду под застройку производственными и жилыми зданиями.

Зземлепользование и выдача разрешений на строительство позволяют местным властям, даже не владея землей, определять ее назначение. Выделение производственных зон в планах использования и застройки земельных участков создает условия для привлечения новых предприятий. Власти стараются учесть в планах использования территорий имеющиеся или предполагаемые пожелания производственных предприятий. Очень важным является тщательное рассмотрение предварительных запросов и заявок на строительство и ускорение официальной процедуры оформления и выдачи разрешений на строительство.
Власти часто выступают гарантами по кредитам и помогают предпринимателям, особенно начинающим, найти кредитное учреждение, готовое выдать кредит.

Для поддержания благоприятного хозяйственного климата важно постоянное курирование местных предприятий и консультирование по интересующим их вопросам.

2.3. Анализ внешней среды промышленности малого города

Комплексное социально-экономическое развитие малого города — управляемый процесс на основе комплекса согласованных программ развития различных сфер деятельности города, увязанных по ресурсам, срокам и в соответствии с приоритетами развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.

В каждом муниципальном образовании управление развитием промышленности может быть организовано по-разному (в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач), но некоторые особенности процесса управления развитием муниципальным образованием присущи всем муниципальным образованиям. В вопросе управления развитием промышленности муниципального образования реализуются две стратегии:

Стратегия №1, когда цикл управления развитием имеет достаточно четкие границы: цикл управления развитием имеет начало и конец. В таком случае цикл управления комплексным социально-экономическим делится на два периода: период разработки программы комплексного социально-экономического развития и период реализации этой программы; позволяет наладить эффективное управление и контроль за результатами. Преимущество также состоит в том, что относительно просто и наглядно можно представить результаты деятельности по управлению. Такой подход можно рекомендовать для небольших городов.
Стратегия №2 — программа социально-экономического комплексного развития в крупных муниципальных образованиях существенно сложнее, при ее использовании возникнет необходимость весь процесс управления развитием рассматривать как совокупность двух относительно отдельных процессов управления: процесс расчета программы и процесс ее использования.

Эти два процесса в могут развиваться независимо друг от друга. Это надо понимать таким образом, что одновременно существует две программы развития:, рассчитанная на реализацию в ближайший бюджетный период, программа комплексного социально-экономического развития промышленности и основные направления развития промышленности муниципального образования на более дальнюю перспективу. Эта перспективная программа развития постоянно совершенствуется и в периодически, завязанные на цикле бюджетного процесса в муниципальном образовании, готовые к этому моменту фрагменты программы развития передаются на рассмотрение для формирования комплексной социально-экономической программы развития муниципального образования на определенный период.

Процесс управления развитием промышленности в последнем случае существенно сложнее и требует более высокого уровня управления, и, прежде всего, совершенно очевидным становится в этом случае применение современных средств работы с информацией.

Каким бы ни был сложным процесс управления, он всегда может быть разбит на отдельные конкретные небольшие по срокам проекты, в управлении которыми можно выделить как относительно самостоятельные следующие основные этапы (циклы) управления комплексным социально-экономическим развитием промышленности муниципального образования.

В период разработки программы развития:
— сбор и обработка информации;
— постановка целей;
— выработка стратегических установок и критериев развития;
— оценка потенциала и ресурса развития;
— разработка концепции комплексного социально-экономического развития муниципального образования;
— разработка и принятие программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования;

в период реализации программы развития:

— разработка и принятие бюджета развития;
— исполнение бюджета развития в соответствии с программой комплексного социально-экономического развития;
— контроль, сбор и обработка информации и выработка предложений по корректировке бюджета (программы, концепции).

Основная особенность планирования и разбиение на этапы процесса комплексного социально-экономического развития
промышленности малого города заключаются в том, что периоды планирования и корректировки планов должны быть согласованы с некоторыми характерными временными циклами жизни муниципального образования, такими как разработка и принятие бюджета, срок полномочий органов местного самоуправления и др.
Вообще под системой управления комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования будем понимать систему, в которой реализуются функции управления и которая включает:

— специалистов, объединенных в органы управления;
— используемый комплекс методов управления;
— организационную и вычислительную технику;
— связи между органами управления, объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации.

Документооборот, необходимый для выполнения функций, распределенных между органами управления для достижения целей, поставленных перед системой; трудовые ресурсы (персонал промышленных предприятий) муниципального образования.

В системе самоуправления трудовые ресурсы (персонал промышленных предприятий) являются одновременно и объектом, и субъектом управления. Поэтому они также включены в систему управления комплексным социально-экономическим развитием промышленности муниципального образования.

К основным элементам системы управления комплексным социально-экономическим развитием промышленности муниципального образования следует отнести: органы местного самоуправления малого города; органы государственной власти Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; подсистему взаимодействия органов местного самоуправления промышленными предприятиями муниципального образования; подсистему информационного обеспечения процесса управления и др.

Необходимо определить субъекты управления в программе социально — экономического развития промышленности муниципального образования. В широком смысле термина «субъект управления» можно говорить о том, что на территории муниципального образования может одновременно оказывать управленческое воздействие (прямое или косвенное) целая система субъектов управления, вообще говоря, имеющих различные интересы. Наличие системы субъектов управления с разными целями является одной из особенностей муниципального управления. Особенно ярко эта особенность муниципального управления проявляется в сфере управления комплексным социально-экономическим развитием промышленности муниципального образования. В связи с этим в структуре органов местного самоуправления должна найти отражение функция управления развитием промышленности муниципального образования с учетом особенностей, о которых говорилось выше. Необязательно, чтобы это было отдельное структурное подразделение, однако эта функция должна быть закреплена за отдельным должностным лицом. С учетом необходимых полномочий этим должностным лицом, принимающим решения об организации процесса выработки решения в отношении комплексного развития промышленности малого города, должен быть или глава муниципального образования или его заместитель. В структуре органов местного самоуправления должны быть сформированы соответствующие органы, в функциях которых закрепляется разработка управленческих решений в сфере комплексного социально-экономического развития промышленности города.

Система управления развитием промышленности муниципального образования учитывает влияние и иных, реальных экономических и политических сил, которые в общем случае могут рассматриваться в качестве субъектов управления развитием наряду с органами местного самоуправления. Это органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Перечисленные субъекты управления в соответствии с законом не имеют возможности осуществлять управление местными делами непосредственно (в соответствии с Конституцией органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти), однако органы государственной власти осуществляют это управление косвенно, например, посредством принятия законов.

Основные объекты управления данной программы. Объектом управления выступает сам процесс развития муниципального образования. Этот объект представляет собой систему взаимно увязанных по срокам и ресурсам программ и проектов.Управление развитием промышленности муниципального образования и управление конкретными программами и проектами в рамках процесса комплексного социально-экономического развития — это различные понятия и отличаются как масштабом, так и методами управления.

Суть управления программами развития промышленности муниципального образования принципиально не отличается от управления отдельным проектом конкретного предприятия, однако значительно возрастает количество связей и необходимых при этом согласовательных процедур.

При разработке программы комплексного развития промышленности муниципального образования первым этапом является этап сбора и обработки информации. Этот этап имеет первоочередное значение. Информация становится реальным инструментом управления. Поэтому вопросам информационного обеспечения программы должно уделяться самое пристальное внимание. Экономить на оборудовании и подготовке кадров в сфере информации нецелесообразно.
В современных условиях основным и, по-видимому, единственным «предметом», с которым работают эти, является информация, а «продукцией» их работы являются принимаемые решения и иные официальные документы.

Информацию, которую необходимо собирать, обрабатывать и хранить, можно условно разбить на две части: информация для внутреннего использования (внутри муниципального образования) и для внешнего использования в соответствии с нормативно-правовыми актами, например, по программам сбора информации для государственных и статистических служб.

Муниципальные информационные службы находятся в самом начале своего становления в новом своем качестве-в условиях реального самоуправления, поэтому к настоящему времени не наработан еще опыт в этой сфере, который мог бы стать общим достоянием.

Органы местной власти должны самым серьезным образом подойти к созданию надежной и гибкой системы сбора и обработки информации.
Информацию необходимо собирать для использования в процессе разработки программы комплексного социально-экономического развития промышленности. Главная задача предварительного этапа сбора информации заключается в том, чтобы на основе ее можно было достаточно точно сформулировать цели развития промышленности муниципального образования;

определить наиболее перспективные направления развития экономической основы комплексного развития промышленности муниципального образования.
Выявляются и основные социальные проблемы, которые необходимо решить в будущем. Сбор информации с целью определения направления развития промышленности города не может быть исчерпывающе формализован и может осуществляться в широком диапазоне: от сбора традиционной статистической информации о состоянии промышленного производства до получения необходимой информации посредством проведения глубоких многолетних научных исследований.

Этап целеполагания. Процесс определения целей развития носит ярко выраженный творческий характер. Этот этап теснейшим образом связан с предыдущим- этапом сбора и переработки информации.

На основе отобранных предварительных данных проводится экономическая и социальная оценка предполагаемых стратегических направлений развития. Выработка целей развития промышленности малого города производится профессиональными коллективами.

В процедуре определения целей развития должны быть предусмотрены мероприятия по согласованию этих целей с промышленными предприятиями города, с органами государственной власти, а также органами местного управления соседних муниципальных образований, интересы которых могут быть затронуты.
В каждом малом городе может быть своя система критериев успешного завершения этапа определения целей или корректировки определенных ранее целей развития на очередной планируемый цикл. Главным ограничением здесь является срок, отведенный на этот этап, по истечении которого должен начаться этап разработки конкретной программы. Работы по уточнению стратегических целей развития могут быть продолжены параллельно, и их результаты могут быть использованы на следующем очередном цикле.

Этап разработки концепции и программы развития промышленности на планируемый период. Для разработки больших и сложных программ комплексного социально-экономического развития промышленности необходимо предварительно разработать концепцию этой программы.

Программы комплексного социально-экономического развития промышленности муниципального образования представляет собой текст, написанный в свободной форме, позволяющий раскрыть единый, определяющий замысел программы комплексного социально-экономического развития промышленности муниципального образования. В концепции может быть приведена система взглядов и представлений, раскрывающих замысел программы и служащих ее обоснованием.

Наличие официально принятой концепции развития в значительной степени облегчает процесс разработки и принятия программы развития.

Разработка программы комплексного социально-экономического развития промышленности муниципального образования — это основной этап в цикле управления развитием муниципального образования.

Разрабатывать программу развития должны профессионалы-управленцы, как со стороны промышленных предприятий города, так и со стороны муниципальной власти.

Разработка программы неотделима от принятия этой программы представительным органом местного самоуправления. Принятие программы комплексного социально-экономического развития промышленности представительным органом местного самоуправления является принципиальным этапом в процессе управления всем развитием муниципального образования. Программа после принятия приобретает статус «местного закона» и предопределяет все последующие действия органов местного самоуправления, наделенных распорядительно-исполнительными полномочиями.

Принятием программы развития промышленности завершается первый период в процессе управления — период разработки и принятия программы комплексного социально-экономического развития промышленности. Далее следует период реализации данной программы.

Далее — принятие в соответствии с программой соответствующего бюджета (бюджета развития). После принятия бюджета развития идёт реализация программы: осуществляется контроль, сбор и обработка информации, связанные с исполнением бюджета. Получаемая информация анализируется и вырабатываются, если это необходимо, предложения по корректировке бюджета и самой программы развития.

Продолжением работы над Программой развития является формирование на ее основе рабочих программ, реализующих основные положения Программы. Между формированием рабочих программ и началом их реализации лежит граница между стратегическим планированием и оперативным управлением.

Задачи организации работы по реализации рабочих программ в основном ложатся на плечи исполнительного органа городского управления.

Развитие города обращено как во «внутренний», так и во «внешний контуры», оформляющие деятельность органов местного самоуправления. Она оформляет и организует их работу и предъявляет ее вовне, задает системы координат, позволяющая управленцам выстраивать и организовывать свою работу, а всем заинтересованным видеть и оценивать ее основные составляющие.

В целом, малые города, и в частности г. Рыльск располагает комплексом благоприятных условий, позволяющим найти свое место в новых условиях хозяйствования. Более того, роль малых городов должна будет существенно возрасти, учитывая их традиционную ориентацию на обслуживание населения и хозяйства тяготеющих к ним сельских территорий. Необходимо также учитывать снятие ведомственных барьеров и возможность широкого налаживание горизонтальных связей. Все это создает для экономики малых городов устойчивый и постоянно возобновляемый спрос на их продукцию и услуги. Главное — объединить усилия всего общества, органов власти всех уровней и предпринимателей в деле возрождения и дальнейшего развития малых городов России, создания программы стратегического развития малого города.

Таким образом, процесс формирования стратегии развития города является сложным и многослойным, включает несколько взаимосвязанных этапов. И, только комплексное использование всех возможных инструментов стратегического планирования позволит Администрации города добиться выполнения всех намечаемых целей и задач развития.


Страницы:   1   2   3   4   5   6

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!