Меню Услуги

Стратегия развития промышленности в малых городах России как инструмент повышения занятости населения

Страницы:   1   2   3   4   5   6

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
  • 1.1. Направления и формы развития промышленности
  • 1.2. Определение понятия «стратегия» и особенности стратегических решений
  • 1.3. Повышения занятости населения малых городов посредством развития промышленности
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА
  • 2.1. Формирование и реализация стратегии развития промышленности малых городов
  • 2.2. Анализ стартовых условий и исходных предпосылок развития промышленности малого города
  • 2.3. Анализ внешней среды промышленности малого города
  • ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ И ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ СТРУКТУР МАЛЫХ ГОРОДОВ
  • 3.1. Алгоритм определения индикаторов наличия предпосылок обеспечения занятостью населения малых городов
  • 3.2. Эффективность стратегии трансформаций промышленных структур
  • 3.3. Эффективность трансформаций промышленных структуры ООО Хлебозавод №2 г. Рыльск
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема развития промышленности в малых городах России как инструмент повышения занятости населения приобретает сегодня все большую актуальность в связи с изменением ориентиров в развитии государства, регионов и городов России. Социально-экономическое развитие России в режиме целенаправленного, эффективного и устойчивого роста невозможно без оптимального сочетания централизации функций власти и ресурсов при необходимой и достаточной самостоятельности регионов и муниципальных образований.

Скопление в городах огромного экономического, управленческого и интеллектуального потенциала может в новой ситуации стать условием превращения городов в центры российской экономики. Принятие в 1995 г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отнесение к предметам видения муниципальных образований «комплексного социально-экономического развития» явилось дополнительным толчком к переходу от отдельных «прорывов» к систематическому развитию.

Более того, региональное развитие на данный момент должно выстраиваться на развитии непосредственных структурных единиц России, ее малых и средних городов, при этом центр тяжести должен быть перенесен непосредственно в малые города России.

Однако в экономике России сформировался ряд проблем тормозящих развитие городов: невысокие темпы структурных преобразований, низкая эффективность государственной поддержки предприятий и предпринимателей, отсутствие эффективной политики стимулирования предприятий, предпринимателей, инвесторов, несовершенство законодательной базы, высокие риски, связанные с недостаточной платежеспособностью предприятий, неразвитость инфраструктуры муниципального образования, непредсказуемость внутреннего рынка технологий и др.

Эти проблемы в той или иной степени отражаются на состоянии предприятий любого города нашей страны. В связи с этим назрела необходимость в создании стратегии развития муниципального образования, и малых городов России в выработке принципиально новых инструментов, которые заключатся в сочетании интересов государства, регионов и других участников этого процесса на основе создания для всех перечисленных участников стимулов для активизации их деятельности.

Степень научной разработанности проблемы. В научной литературе исследованию экономической сущности стратегического планирования и оценки его места в экономическом развитии посвящены работы О.С. Виханского, А,И. Наумова, СЮ. Глазьева, , А.Я Лившица, Л.И. Абалкина, А.Г. Гранберга, Г.Ю. Ветрова, Л. Велихова, Н.А. Носкова, Ю.ГТ. Алексеева, А.Н. Швецова и др.

Объект исследования — промышленные предприятия малых городов России, являющиеся центрами социально-экономического регионального развития страны.
Предмет исследования — способы, методы и механизмы создания и управления стратегическим развитием промышленности малых городов в региональной рыночной экономике.

Целью диссертационной работы является формирование стратегии экономического развития малых городов России на основе активизации экономической деятельности субъектов предпринимательства — промышленных предприятий и предпринимателей.

Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:

— анализ закономерностей, проблем и перспектив социально-экономического развития малых городов России;
— выделение принципов управления развитием малых городов и регионов на основе создания необходимой рыночной инфраструктуры;
— влияния развития малых городов на комплексное социально-экономическое развитие регионов;
— рассмотрение тенденции, закономерностей и проблем деятельности промышленных предприятий в малых городах России;
— уточнение понятия стратегии социально — экономического развития малых городов;
— обоснование возможных путей повышения эффективности деятельности промышленных предприятий и предпринимателей в малых городах;

В исследования проведено комплексное изучение тенденций, закономерностей, сложностей в развитии промышленности малых городов России, обоснование содержания и методов формирования стратегий их промышленного развития, а также механизмов повышения активности промышленных предприятий и предпринимателей в малых городах России.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том,что сформулированные в ней выводы и предложения могут быть использованы: в практической деятельности местных органов власти при решении проблем стимулирования развития предпринимательской деятельности; деятельности промышленных предприятий, разработке стратегии развития малых городов, что способствует устойчивому социально-экономическому развитию малых городов., устранению диспропорций в социально-экономической сфере и развитию экономических механизмов для обеспечения экономического роста и улучшения качества жизни населения малых городов.

По результатам магистерского исследования написаны статьи в журнал Московского университета им. С. Ю. Витте.

Структура и объем диссертации: введение, три главы, заключение, список литературы.

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1.1. Направления и формы развития промышленности

Явными лидерами муниципального развития сегодня выступают города, в которых сосредотачивается огромный экономический потенциал. Характерным комплексным показателем такой концентрации может служить способность городов генерировать доходы бюджетов всех уровней. Бюджеты субъектов Российской Федерации как правило в среднем на 2/3 зависят от налоговой базы своих городов.

Зачастую уровень собственных доходов бюджета городов превышает таковой для субъектов Федерации,. Как минимум в 30 субъектах Федерации столичный город (Москва, Санкт — Петербург) по доходам бюджета равен или превышает бюджет того субъекта Федерации, в котором он находится, причем иногда более чем в два раза, как, например, в случае с Омском и Омской областью. Бюджет Екатеринбурга больше, чем бюджет Самарской области, доходы Омска превышают доходы Нижегородской области, а Пермь собирает в свой бюджет столько же, сколько Волгоградская область.Концентрация в городах огромного экономического, управленческого и интеллектуального потенциала может в новой ситуации стать условием превращения городов в «полюса роста» российской экономики. Принятие в 1995 г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отнесение к предметам видения муниципальных образований «комплексного социально-экономического развития» явилось дополнительным толчком к переходу от отдельных «прорывов» к систематическому развитию. Более того, региональное развитие на данный момент должно строиться на развитии малых и средних городов, при этом центр тяжести должен быть смешен непосредственно в малые города России.

Понятие «муниципальное образование» было введено в правовой оборот Гражданским кодексом Российской Федерации, принятым Государственной думой 21 октября 1994 года [2]. В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование — это «… городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления…».

Принципиальная структура системы муниципального образования включает систему управления и объект управления. Субъект управления — это население данного муниципального образования. В случае, когда местное население не имеет технической и организационной возможности осуществлять местное самоуправление непосредственно, субъектом управления становятся органы местного самоуправления, наделенные определенными функциями и полномочиями.
Малые города России (численность населения от 5 до 50 тысяч) можно без сомнения считать основным количественным элементом системы городского расселения страны.

Совокупность малых городов отличается значительной стабильностью.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Общее число российских малых городов колеблется в пределах 710 — 715 единиц на протяжении последних нескольких десятилетий. Несмотря на незначительное снижение удельной доли данной категории (за период с 1979 по 1991 год их доля из общего числа городов уменьшилась на 2,5%), малые города продолжают оставаться весьма устойчивой единицей территориальной системы расселения страны (68,4% городов РФ — малые), как, впрочем, и большинства зарубежных стран мира.

По последним данным в России насчитывается свыше 1100 малых городов с численностью населения до 50 тыс. жителей. Они составляют 3/4 всех российских городов или 1/4 всех городских поселений, включая поселки городского типа. Таким образом, именно малые осуществляют экономическую и социокультурную взаимосвязь сельской местности с крупными городами.

В малых городах проживает около 16 млн. человек. В большинстве своем они являются районными центрами, в зонах влияния которых проживает еще около 10 млн. человек. Поэтому малые города являются не только экономическими, но и, прежде всего, основными социокультурными центрами для 1/5 населения страны.. Более половины малых городов имеют государственный статус «исторических».

Категория малых городов появилась одной из первых в историческом процессе возникновения и развития различных типов городских поселений. Это связано с общественным разделением труда, отделением промышленного производства и торговли от земледелия, что и способствовало отделению городских населенных пунктов от сельских.

Во многих регионах малые города играют заметную роль в экономике. В них расположены предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции, небольшие горнодобывающие предприятия, предприятия тяжелой промышленности, машиностроения. Малые города зачастую функционально дополняют экономическую базу региональных центров; в них размещены филиалы или подразделения предприятий крупных центров.

Малые города в РФ значительно удобнее для реализации и изучения комплексной программы стратегического развития, чем сельская местностью, или крупные города.

— это компактность, целостность, возможность в максимально быстро и точно оценить и учесть все интересы и процессы внутри него.
— это экономия средств и времени. Информация в малом городе распространяется гораздо быстрее, чем в большом, что позволяют минимизировать затраты как финансовые так и временные.
— это сокращение бюрократических потерь, следовательно более доверительные и открытые отношения с местной администрацией.
— это, как правило, позитивный настрой со стороны местных партнеров.

Наконец, это возможность высокоскоростного развития успешных результатов выполнения программы в отдельном малом городе их распространения в другие города региона.

В последние годы малые города России испытывают большое количество проблем, требующих разрешения. Сегодня многие малые города страны нуждаются в более детальном изучении с целью разработки прогнозных вариантов их социально-экономического развития, выработки комплексных целевых программ по данным городам. Для разработки прогноза развития отдельно взятого малого города необходимо, прежде всего, определить его типологическое место в системе городских поселений, оценить преимущества и выявить проблемы данного города, наметить пути развития.

Проблемы типологии и классификации города принимают в последнее время научный и практический характер, ввиду того, что отнесение города к определенному типу помогает определить проблемы города и наметить пути развития городов данного типа. Не вызывает сомнения, что проблемы и перспективы развития крупных и малых городов, малых городов периода нового освоения и исторически сложившихся малых городов и т.д., весьма разнообразны и различны.

Обычно проводят классификацию и типологию малых городов России по следующим критериям:
а) величина (людность);
б) генезис;
в) характер динамики социально-экономического развития;
г) характер экономической базы;
д) функции города;
е) Система синтетических показателей.

Различные подходы к определению малого города обусловлены, в первую очередь, классификацией населенных пунктов по величине(людности). Определенная сложность состоит в том, чтобы определить нижний предел малого города.

Вопросами, связанными с определением количественных пределов малого города занимались многие ученые.

Ряд авторов подразделяет группировку малых городов на следующие виды: собственно малые, переходные (полусредние).

Другая группа ученых классифицирует малые города на следующие группы по их величине:

микрогорода (численность от 6 до 10 тыс. жителей);
собственно малый город (10 — 12 тыс. жителей);
небольшие или полусредние города (20 — 50 тыс. жителей).

Такое подразделение всего класса малых городов на более дробные подтипы дает возможность определить направления развития для каждого подтипа малых городов, ведь значительная разница в численности населения зачастую определяет и совершенно неадекватные масштабы и характер проявления разнообразных народнохозяйственных функций, с первого взгляда, весьма тождественных малых городов.

Малые города — это определенные группы населенных пунктов, представляющие собой самый низкий по величине уровень организации городских поселений.
Среди малых городов всегда довольно значителен вес подлинно исторических городов, то есть городов, обращенных своими корнями в прошлое, которое определенным образом накладывает отпечаток на характер градообразующих и градообслуживающих функций данных городов, их архитектурно-планировочный облик.

Анализ особенностей исторического развития позволяет обосновать и выделить следующие генетические типы малых городов:

— малые города, возникшие из сельских поселений разного характера (монастырские слободы, казацкие поселения прочие сельские населенные пункты) и получившие статус города;
— малые города, возникшие из крепостей, прочих оборонительных пунктов, созданных для защиты южных рубежей российского государства и получившие статус города;
— малые города, возникшие из рабочих поселков при строительстве железнодорожных станций, атомных электростанций, различных заводов, и получившие статус города.

Наибольшее количество малых городов России, если проследить в среднем по регионам, возникло из сельскохозяйственных пунктов -приблизительно 50 %, из крепостей сформировалось — 30 — 20% малых городов, и остальные малые города сформировалось из рабочих поселков.

Типология по характеру динамики социально-экономического развития малых городов позволяет выделить следующие их типы:

1) быстроразвивающиеся города;
2) умеренноразвивающиеся города;
3) слаборазвивающиеся города;
4) стагнирующие малые города;
5) «умирающие» города.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Наиболее распространены города второй, третьей и четвертой группы.

Тип умеренноразвивающихся и быстроразвивающихся городов представлен, как правило, городами в так называемой «стадии роста», т.е. городами периода нового освоения, имеющими весьма высокий экономический потенциал и как бы проходящими «транзитом» стадию малых городов, присутствуя в ней временно и только по количественным показателям, многие из этих городов попадают в очень тесную зависимость от соответствующих областных центров, тем самым имея очень выгодные предпосылки для дальнейшего и весьма динамичного социально-экономического развития.

Стагнирующие и слаборазвивающиеся города — это, преимущественно микрогорода, которые на протяжении нескольких последних десятилетий находятся как бы в «застывшем» экономическом состоянии.

Типология малых городов, определяемая характером их экономической базы, предполагает выделение всего лишь двух типов малых городов: к первому типу относятся малые города с относительно развитой и крупной экономической базой, а ко второму типу могут быть отнесены малые города с относительно невысоким уровнем развития экономической базы, так называемые «местные центры».

Малые города с относительно невысоким уровнем развития экономической базы, как правило, преобладают. Данный тип малых городов, в свою очередь, может быть подразделен на два подтипа:

а) города с относительно развитыми промышленными функциями. Преимущественно, это города с развитыми отраслями пищевой промышленности, производства стройматериалов, отчасти машиностроения.
б) города с преобладанием функций, ориентированных на организационно-хозяйственное и социально-культурное обслуживание окружающих территорий в сочетании с собственно сельскохозяйственными функциями выполняемыми этими городами. Преимущественно это малые города стагнирующие или слабо развивающиеся.

Функциональная типология малых городов, несмотря на всю значимость и актуальность вышеназванных типологий, наиболее важна для разработки программно — целевых прогнозов перспективного развития любого из малых городов регионов России.

Для объективного выделения функциональных типов малых городов и их подразделения по составу функций в основном используют данные о распределении занятого населения по различным отраслям экономики.

Принадлежность малых городов к определенному функциональному типу определяется путем выявления максимальной численности занятого населения в той или иной функции (отрасли). Ведущие функции (отрасли) для каждого из городов определяются, исходя из преобладания их удельных весов в структуре всего работающего населения при условии превышения данных удельных весов над соответствующими средними показателями, рассчитанными для всех аналогичных малых городов конкретного региона России.

Можно выделить следующие функциональные типы малых городов:

1) малые города с промышленной функциональной доминантой. Как правило, в городах данного типа функциональную основу составляют предприятия обрабатывающей промышленности, осуществляющие переработку сырьевых ресурсов, например, ресурсов региона, а также промышленные предприятия, обеспечивающие, в основном, нужды хозяйственного комплекса соответствующих областей, филиалы и цеха предприятий, расположенных в крупных городах.

В связи с большим разнообразием промышленных функций в малых городах вышеназванного типа можно выделить также соответствующие подтипы городов:
а) малые города с преобладанием отраслей машиностроения, легкой и пищевой промышленностью;
б) малые города, в которых развита химическая, пищевая и промышленность стройматериалов;
в) города с развитием электроэнергетики;
г) малые города, в которых доминируют машиностроение и химическая промышленность;
д) малые города, в которых развиты пищевая, промышленность стройматериалов и машиностроение;
е) возможны и другие сочетания отраслей;

2) малые города, выполняющие промышленно-транспортные функции. В этих городах промышленная функция сочетается с транспортной. Среди отраслей промышленности преобладают машиностроение и пищевая промышленность. Транспортные функции данных городов связаны с обслуживанием крупных железнодорожных и автотранспортных узлов;

3) малые города с транспортными функциями. К данному типу городов относятся города являющиеся крупными транспортными артериями страны. Городам данного типа присуще наличие крупных транспортных предприятии неместного значения, дальнейшее развитие и функционирование которых будет определяться в зависимости от основных направлений формирования транспортной инфраструктуры;

4) малые города – промышленно организующие и обслуживающие центры прилегающей к ним сельской местности. В городах этого типа, также как и в промышленных малых городах, развиты определенные виды промышленности, чаще всего пищевая, стройматериалов, легкая иногда отдельные отрасли машиностроения. Хотя, следует отметить, что промышленность городов данного типа в большей степени ориентирована на местные сырьевые ресурсы, нежели в городах промышленно функционального типа. Отличительной чертой городов этого типа является сочетание вышеназванных (промышленные функции) с функциями центрального места, присущих только таким городам — центрам данного масштаба. Данные города, являясь районными центрами, осуществляют организующую и обслуживающую деятельность по отношению к окружающему их району. Возможности района, для которого данный малый город является центром, определяют предел «градообразующей базы» города. Выполнение райцентром прочих функций, не связанных с районом, сразу же приведет к росту числа жителей данного города;

5) малые города, являющиеся административными организационно — хозяйственными и обслуживающими центрами прилегающей сельской местности. В большинстве случаев это стагнирующие, с низким уровнем развития экономической базы микрогорода, выполняющие центральные функции для соответствующих низовых административных районов. Необходимость выполнения данных функций проистекает из наличия территориальных видов деятельности и связанного с ними более или менее рассредоточенного населения, ввиду необходимости его экономической и социальной консолидации.
При проведении типологии малых городов учитываются и берутся за основу следующие критерии: величина города, характер динамики социально-экономического развития, время образования города, функциональный профиль населенного пункта. На основе этих показателей выводится типология каждого конкретного отдельно взятого города.

Проведение типологии малых городов необходимо в целях географического и экономического прогноза их перспективного развития. Реально существуют методики проведения типологии малых городов по разнообразным экономико-географическим критериям. Определение места любого малого города в системе типологии и классификации городов является одним из важнейших и необходимых условий для разработки концепций их социально-экономического развития.
Как уже упоминалось, непосредственно в малых городах РФ проживает около 16 млн. жителей, что составляет приблизительно 17 % всего городского населения страны. Однако, учитывая тот факт, что большинство из таких городов являются центрами окружающих их сельскохозяйственных районов, то тогда с малыми городами связаны жизнь и деятельность около 45 млн. россиян.

Малые города выполняют крайне важные и разнообразные социально -экономические функции, являются необходимым элементом системы расселения, принимают участие в промышленном производстве, в обслуживании сельского хозяйства окружающих районов, выполняют транспортные функции, служат рекреационными и научными центрами. Малые города, несомненно, имеют ряд положительных черт:

— близость жителей таких городов к природе (в городах данного типа самые низкие затраты на освоение селитебной территории);
— благоприятная экологическая обстановка в большинстве городов и, как следствие этого, улучшение санитарно — гигиенические условия жизни человека;
— менее напряженный, чем в крупных городах, ритм жизни;
— небольшие временные затраты жителя малого города на дорогу к месту работы и обратно;
— выгодность расположения объектов социально — духовной инфраструктуры (в пределах пешеходной доступности).

В тоже время, многие из малых городов находятся в критических состоянии, испытывая значительное количество проблем разного характера, затрудняющие их социально — экономическое развитие.

Ряд экономистов отмечают следующие проблемы малых городов:

— демографические (проблемы миграции населения, нарушение половозрастной структуры и т.д.);
— узость сферы приложения труда в малом городе;
— дефицит материальных и финансовых ресурсов;
— проблемы, связанные с решением задач благоустройства;
— проблемы формирования современной инфраструктуры и повышения уровня жизни населения;
— проблемы воспитания подросткового поколения и трудоустройства молодежи;
— проблемы рационального использования трудов, а также диспропорции в применении мужского и женского труда;
— проблемы взаимодействия городов с сельской периферией.

Целесообразно сгруппировать современные проблемы малого города в следующие блоки: демографический, экономический и социальный.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Демографические проблемы малых городов в значительной степени обострились в период реформенных преобразований в России в девяностые годы. Ход социально — экономических реформ, процесс распада Советского Союза, современная обстановка в странах России и СНГ привели к нарастанию негативных тенденций в демографической ситуации малых городов, проявившихся в весьма резком снижении показателей рождаемости и естественного прироста населения, росте смертности.

Падение показателей рождаемости в малых городах вызывается комплексом причин социально — экономического характера: снижением материального благосостояния отдельно взятой семьи, сложностями социально ~ бытовых (жилищных) условий, сокращением числа браков при увеличении разводов, вынужденным внутрисемейным регулированием числа детей.

Рост показателей смертности в малых городах, наблюдающийся в последние годы, был предопределен проблемами переходного к рынку социально — экономического этапа развития городов: увеличением числа заболеваний (онкологических, сердечно — сосудистых и т.д.); снижением уровня и качества жизни, а также увеличением количества самоубийств, широким распространением алкоголизма, курения, наркомании, отчасти ростом преступности. На высокий коэффициент смертности оказывает влияние и общее старение населения в малых городах.

Исходя из вышеизложенного, весьма несложно объяснить и проблему естественной убыли населения в большинстве малых городов. В отдельных городах естественная убыль населения достигает критических величин: -25…-30 чел./1000 жителей.

Одной из важных демографических проблем, возникших в малых городах, являются проблемы миграции. Значительная часть городов теряет население постоянно. Особенно это относится к малым городам, возникшим у источников минерального сырья — по мере выработки месторождений город теряет население. В последние годы большинство малых городов, особенно в европейской части России, испытывают проблему «миграционной волны» -резкого притока в малые города беженцев, вынужденных переселенцев, а также русскоязычного населения, возвращающегося на свою историческую родину из стран бывшего Союза. Механический приток населения приводит к возникновению целого комплекса социально — экономических проблем, связанных с трудоустройством мигрантов, обеспечением жильем и т.д.

Весьма остры в малых городах проблемы трудовых ресурсов, проявляющиеся в безработице (как явные, так и скрытые формы), проблемах рационального использования трудовых ресурсов (узость рынка труда, структурная незанятость, диспропорции в применении мужского и женского труда).

До последнего времени незанятые трудовые ресурсы в малых городах резко сокращались и составляли менее 2% от трудоспособного населения, а в настоящее время в связи со спадом производства, прекращением деятельности ряда предприятий и организаций, «миграционной волной», численностью свободных трудовых ресурсов испытывает устойчивую тенденцию роста.

Экономический блок проблем обширен. Одной из самых сложных экономических проблем является дефицит финансовых и материальных ресурсов. Нехватка финансовых и материальных ресурсов затрудняет процесс модернизации уже имеющихся производственных объектов. Во многих городах практически полностью прекращено уже начатое или намечаемое строительство новых промышленных предприятий.

Исходя из современной экономической ситуации, складывающейся в России, можно предположить, что материально — финансовая база малых городов в ближайшее время вряд ли будет качественно совершенствоваться, а значит, что разработку прогнозных вариантов развития малых городов следует производить только с учетом их существующей материально технической базы.

В функциональном плане в структуре более 70% малых городов РФ доминирует промышленность. Однако, монофункциональная промышленная специализация, низкий технический уровень производства, слабая конкурентоспособность выпускаемой продукции предопределяет проблему экономической уязвимости малого города.

Только в половине малых городов России имеются промышленные предприятия с численностью занятых свыше 1 тыс. человек. Это относится и к строительству, предприятиям АПК, транспортному комплексу. Низкий технический уровень производства, устаревшие технологии не позволяют конкурировать продукции, производимой предприятиями и организациями малых городов с аналогичной продукцией, производимой в городах более крупных, снижая, тем самым, возможности трудоустройства в малом городе.

Замедленные аграрные преобразования, процесс реорганизации колхозов и совхозов способствуют разрушению экономической базы малых городов, выполняющих функции обслуживания окружающих такие города сельскохозяйственных районов.

Весьма актуальна для большого числа малых городов транспортная проблема. Сто шестьдесят малых городов удалены от железных дорог более чем на 20 км. (103 города — более чем на 50 км.). К тридцати процентам малых городов не подходят автодороги республиканского значения, около 65% малых городов удалены от областных центров более, чем на 80 км. Большинство малых городов, которые сейчас теряют население, это так называемые «глубинные» малые города.
Накопившиеся экономические проблемы малых городов, в сочетании с ограниченностью местного бюджета требуют нового экономического подхода к возрождению и развитию городов данного типа.

Блок социальных проблем может быть подразделен на проблемы социально — бытового и социально — духовного плана.

Социально — бытовые проблемы малого города самые разнообразные. Во многих городах очень низок уровень жилищно — коммунального хозяйства: в 464 городах не нормативный уровень водоснабжения; более 406 городов не имеют централизованных общегородских канализационных сетей; различными видами коммунальных услуг обеспечено лишь 50 — 60% жилых помещений (аналогичный показатель в крупных городах составляет 80 — 95%). Потребление электрической энергии на хозяйственно – бытовые нужды в малом городе в половину меньше, чем в крупном.

Во многих малых городах не обеспечивается комплексность застройки, не ведется учет особенностей сложившегося архитектурного облика и планировочной структуры.

Значительные сложности в социально — духовной жизни.. Слабо развито в городах медицинское обслуживание (нехватка врачей, устаревшее оборудование, дефицит лекарств). Острейшей проблемой остается обеспеченность детей местами в дошкольных учреждениях, усиливаются негативные тенденции в сфере образования: уменьшился ввод в действие общеобразовательных школ; большое количество учебных заведений вынуждено работать в две, а порой ив три смены; практически треть зданий школ требует реконструкции или капитального ремонта.

К проблемам культурной сферы отнесем невысокий уровень обеспеченности жителей городов массовыми библиотеками, театрами, музеями, концертными и выставочными залами, стадионами, плавательными бассейнами.

Плохо обстоит дело и с обеспеченностью жителей малых городов жильем — во многих городах на очереди по улучшению жилищных условий стоит до 30% населения. Отчасти эту проблему можно объяснить высоким удельным весом индивидуального жилья, большая часть которого находится либо в аварийном, либо в ветхом состоянии.

Все названные сложности развития малого города приводят к необходимости решения одной из крупнейшей социальных и градостроительных проблем — активизации и динамического развития малых городов.

Задача исследований, направленных на выяснение перспективы развития городов, состоит в том, чтобы определить направления и пути совершенствования социальной организации городской жизни в рамках единой системы расселения.

Итак, проблемы малых городов многообразны и неоднозначны, но их решение требует комплексного стратегического подхода.


Страницы:   1   2   3   4   5   6