Меню Услуги

Оценка и совершенствование управления финансовыми ресурсами организации ООО «Манго». Часть 3.

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

2.3. Диагностика и анализ финансового состояния фирмы

Прочность финансового положения любого предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. Уплотненный баланс является упрощенной формой бухгалтерского баланса. Его составление производится путем сложения схожих показателей, например, готовая продукция и товары для перепродажи, капитальные и финансовые вложения, специальные фонды и целевое финансирование и т.д. Таким образом, суть исходного бухгалтерского баланса не искажается, а происходит упрощение в целях дальнейших расчетов экономических показателей.

Таблица 5. Данные бухгалтерского баланса за отчетный период

Статьи баланса Код статьи На начало периода На конец периода
Актив
1. Внеоборотные активы
   Нематериальные активы 110 1600 1580
   Основные средства 120
   Незавершенное строительство 130
   Доходные вложение в материальные ценности 135
   Долгосрочные финансовые вложения 140
   Прочие  внеоборотные активы 150
Итого по разделу 1 190 1600 1580
2. Оборотные активы
    Запасы в т. ч 210 3506 3068
    Сырье материалы и др. аналогичные ценности. 211
    Затраты в незавершенном производстве 213 17 93
    Готовая продукция и товары для продажи 214
   Товары отгруженные 215
   Расходы будущих периодов 216
   Прочие запасы и затраты 217
НДС 220 380 412
   Дебиторская задолжность (платежи более чем через 12 месяцев) 230
   Дебиторская задолжность (платежи менее чем через 12 месяцев) 240 21 0
   Краткосрочные финансовые вложения 250
   Денежные средства 260 47 165
   Прочие оборотные активы 270
Итого по разделу 2 290 85 258
Баланс (сумма строк 190+290) 300 1685 1838
Пассив
3 Капитал и резервы
   Уставной капитал 410 1600 1600
   Добавочный капитал 420
   Резервный капитал 430
   Целевые финансирование и поступление 450
   Нераспределенная прибыль прошлых лет 460
   Непокрытый убыток прошлых лет 465
   Нераспределенная прибыль отчетного года 470
   Непокрытый убыток отчетного года 475 1 134
Итого по разделу 3 490 1601 1734
4. Долгосрочные обязательства 590
5 Краткосрочные обязательства
   Займы и кредиты 610 81 81
   Кредиторская задолженность 620 3 23
   Задолжность участникам (учредителям) по выплате доходов 630
  Доходы будущих периодов 640
  Резервы предстоящих расходов 650
  Прочие краткосрочные обязательства 60
Итого по разделу 5 690 84 104
Баланс (сумма строк 490+590+690) 700 1685 1838

 

Анализ качественных сдвигов в имущественном положении предприятия. На основании сравнительно-аналитического баланса нетто, приведенного в таблице 1, можно сделать следующие выводы: в составе имущества предприятия на начало года (НГ) основные средства и внеоборотные активы составили 1600 тысяч руб. или 94,96%. За отчетный период они уменьшились на 20 тыс. руб. в абсолютном выражении и, соответственно, на 8,99%. А их доля в общей стоимости активов уменьшились до 85.96%. Это значит, что материально-техническая база предприятия уменьшилась.

В тоже время оборотные средства предприятия увеличились на 173 тысяч руб. или 8.99%, а их доля в общей стоимости активов увеличилась до 14,04%. Что же касается наиболее мобильной части оборотных средств денежных средств, то произошло их увеличение с 47 тыс. руб. до 165 тыс. руб., и, доля относительных единиц 2,79% до 8,98 %. Также у предприятия, как на начало, так и на конец года (КГ) отсутствует готовая продукция и товары для перепродажи. Следует отметить, что за анализируемый период предприятие взяло кредит со сроком погашения более 12 месяцев. Анализ изменения производственного потенциала предприятия. Производственный потенциал любого предприятия складывается из основных средств, производственных запасов и незавершенного производства. Для анализа производственного потенциала на основе бухгалтерскою баланса делается таблица, в которой указываются выше перечисленные показатели на конец и на начало анализируемого периода в абсолютных и относительных величинах, а также темп роста и изменения за отчетный период.

На основании данных бухгалтерского баланса необходимо оценить достаточность источников финансирования для формирования материальных оборотных средств. Для наглядного и более удобного восприятия, анализ выполнен и представлен в сводных таблицах.

Таблица 6. Анализ достаточности источников финансирования для формирования материальных оборотных средств.

Показатели Формула расчета На начало года На конец года Изменения
Капитал и резервы (Q) Стр. 490 1601 1734 +133
Внеоборотные активы (F) Стр.190 1600 1580 20
Долгосрочные пассивы(Кт) Стр.590
Краткосрочные кредиты и займы (Кt) Стр.610 81 81 0
Наличие собственных оборотных средств (СОС) Q-F 1 154 +153
Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (КФ) (Q+Kт) — F 1 154 +153
Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ВИ) (Q+Kт + Kt) — F 82 235 +171
Запасы и затраты (33) Стр. 210+стр. 220 4764 3723 1041
Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (+ Ф) СОС – 33 32 121 +89
Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (+Ф) КФ — 33 32 121 +89
Излишек (+) или недостаток (-) общей велечены основных источников формирования запасов и затрат (+ Ф) ВИ — 33 49 202 +153
Трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации S (Ф) = [S(+ Ф),S(+Ф), S(+Ф)] S(Ф) = { 1, если Ф>0 (1;1;1) (1;1;1)
0, если Ф <0

 

Таблица 7. Сводная таблица показателей по типам финансовых ситуаций

Показатели Тип финансовой ситуации
Абсолютная независимость Нормальная независимость Неустойчивое состояние Кризисное состояние
±Фс = СОС — 33 Фс ≥ 0 Фс < 0 Фс < 0 Фс < 0
±Фт = КФ — 33 Фт ≥ 0 Фт ≥ 0 Фт < 0 Фт < 0
±Фо = ВИ — 33 Фо ≥ 0 Фо ≥ 0 Фо ≥ 0 Фо < 0

 

Анализ источников финансирования показал, что у ООО «Манго» излишек собственных средств 89 тыс. руб., а также излишек собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат 89 тыс. руб. и общей величины основных источников формирования запасов и затрат на 153 тыс. руб.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что у предприятия Абсолютная независимость, т.к. анализируемые показатели соответствуют нормативам, приведенных в сводной таблице, следовательно, оно является платежеспособным, но зависит от внешних источников финансирования, так как собственных оборотных средств у него недостаточно.

Для оценки кредитоспособности предприятия проводится анализ ликвидности баланса.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении имущества (средств) по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения. Анализ ликвидности баланса представлен в таблице 8.

Таблица 8. Анализ ликвидности баланса предприятия

АКТИВ ПАССИВ Платежный излишек или недостаток (+,-)
Группа актива Способ расчета На начало периода На конец периода Группа пассива Способ расчета На начало периода На конец периода На начало периода на конец периода
А 1 наиболее ликвидные активы Стр.250 + стр260 47 165 П1 наиболее срочные обязательства Стр. 620 3 23 + 44 + 142
A 2 быстрореализуемые активы Стр. 240 1 0 П2 краткосрочные пассивы Стр. 610 + 630 + 660 81 81 — 60 -81
А 3 медленнореализуемые активы Стр.210 + стр220 + стр230 + стр270 3886 3488 П3 долгосрочные пассивы Стр.590 + стр.640 + стр650 __ ___ +3886 +3488
А 4 труднореализуемые Стр190 1600 1580 П4 постоянные пассивы Стр. 490 1601 1734 -1 -154
БАЛАНС 5.554 5.233 БАЛАНС 1685 1838

 

Из произведенного анализа ликвидности баланса видно, что на начало периода:

Наиболее ликвидные активы больше, чем наиболее срочные обязательства на 44 тыс. руб. Быстро реализуемые активы меньше краткосрочных пассивов на 60 тыс. руб. На конец периода:

Наиболее ликвидные активы больше, чем наиболее срочные обязательства на 142 тыс. руб. Быстро реализуемые активы меньше краткосрочных пассивов на 81 тыс. руб. Труднореализуемые активы 154 тыс. руб.

Следующим этапом анализа финансового состояния предприятия является анализ его состоятельности.

Под состоятельностью предприятия понимается способность удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечивать обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.

Для анализа и оценки удовлетворительности структуры баланса используется система критериев, учитывающих текущую ликвидность, обеспеченность собственными средствами и способность предприятия восстановить или утратить платежеспособность в обусловленные строки.

Таблица 9. Оценка состоятельности предприятия

№ п/п Показатели Нормальное значение Величина коэффициентов (в долях единицы)
на начало периода на конец периода отклонение в динамике (+, –)
1 2 3 4 5 6
1 Общий показатель платежеспособности 278.6 19 -259.6
2 Коэффициент абсолютной ликвидности 0,6 1,6 1
3 Коэффициент «критической оценки» Допустимое значение: ; оптимальное: 0,8 1,5 0,7
4 Коэффициент текущей ликвидности Необходимое значение , оптимальное значение: 47,7  

35,1

-12,6
5 Коэффициент маневренности функционирующего капитала Уменьшение показателя в динамике – положительный факт 1 1 0
6 Доля оборотных средств в активах 0,7 1,9 1,2
7 Коэффициент обеспеченности собственными средствами 0,2 0,9 0,7
8 Коэффициент восстановления платежеспособности Не менее 1,0 __ 40.8 40.8
9 Коэффициент утраты платежеспособности Не менее 1,0 __ 43.9 43.9

 

Для анализа состоятельности предприятия используются следующие коэффициенты:

1. Общий показатель платежеспособности — показывает уровень платежеспособности предприятия.

Коэффициент определяется по формуле:

L1 = (А1 + 0,5 * А2 + 0,3 * А3) / (П1 + 0,5 * П2 + 0,3 * П3)

где L1 — общий показатель платежеспособности;

А1 — наиболее ликвидные активы (краткосрочные финансовые вложения плюс денежные средства);

А2 — быстро реализуемые активы (дебиторская задолженность [платежи менее, чем через 12 месяцев] );

А3 — медленно реализуемые активы ( запасы плюс НДС плюс дебиторская задолженность, [платежи более, чем через 12 месяцев] плюс прочие оборотные активы );

П1 — наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность);

П2 — краткосрочные пассивы (кредиты и займы плюс задолженность участникам по выплате доходов плюс прочие краткосрочные обязательства);

П3 — долгосрочные пассивы (долгосрочные обязательства плюс расходы будущих периодов плюс резервы предстоящих расходов);

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

На ООО «Манго» общий показатель платежеспособности на начало периода составил 278.6, что свидетельствует о невозможности предприятия расплатиться по своим долгам. На конец периода значение данного показателя увеличилось на 19 и составило -259.6

2. Коэффициент абсолютной ликвидности — показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющейся у предприятия денежной наличности. Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов.

Коэффициент определяется по формуле:

L2 = А1 / (П1 + П2)

где L2 — коэффициент абсолютной ликвидности;

А1 — наиболее ликвидные активы (Краткосрочные финансовые вложения плюс денежные средства);

П1 — наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность);

П2 — краткосрочные пассивы (кредиты и займы плюс задолженность участникам по выплате доходов плюс прочие краткосрочные обязательства);

Анализируя коэффициент абсолютной ликвидности можно сделать вывод, что данный показатель находится в норме. На начало года он составил 0,6 и к концу периода коэффициент абсолютной ликвидности увеличился на 1,6 и составил 0,1 т.е. у ООО «Манго» имеются денежные средства, чтобы погасить свои краткосрочные обязательства.

3. Коэффициент «критической оценки» — показывает, какую часть текущей задолженности предприятие может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской задолженности.

Коэффициент определяется по формуле:

L3 = (А1 + А2) / (П1 + П2)

Где L3 — коэффициент «критической оценки»;

А1 — наиболее ликвидные активы (краткосрочные финансовые вложения плюс денежные средства);

А2 — быстро реализуемые активы (дебиторская задолженность [платежи менее, чем через 12 месяцев] );

П1 — наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность);

П2 — краткосрочные пассивы (кредиты и займы плюс задолженность участникам по выплате доходов плюс прочие краткосрочные обязательства);

Анализируя данный показатель можно сделать вывод, что коэффициент находится в норме. На начало года составил 0,8, на конец периода показатель увеличился на 1,5 и составляет на 0,7 — это означает, что денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности должны покрывать текущие долги.

4. Коэффициент текущей ликвидности — характеризует обеспеченность организации оборотными средствами, оцениваемыми при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной продажи готовой продукции, но и продажи в случае необходимости прочих элементов материальных оборотных средств.

Коэффициент определяется по формуле:

L4 = (А1 + А2 + А3) / (П1 + П2)

Где L4 — Общий показатель платежеспособности;

А1 — наиболее ликвидные активы (краткосрочные финансовые вложения плюс денежные средства);

А2 — быстро реализуемые активы (дебиторская задолженность [платежи менее, чем через 12 месяцев]);

А3 — медленно реализуемые активы ( запасы плюс НДС плюс дебиторская задолженность, [платежи более, чем через 12 месяцев] плюс прочие оборотные активы );

П1 — наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность);

П2 — краткосрочные пассивы (кредиты и займы плюс задолженность участникам по выплате доходов плюс прочие краткосрочные обязательства);

Анализ коэффициента текущей ликвидности показал, что ООО «Манго» обеспечено оборотными средствами, т.к. коэффициент на конец периода равен 47,7 по сравнению с началом периода увеличился на 35,1- это увеличение произошло за счет продажи готовой продукции.

5. Коэффициент маневренности функционирующего капитала — показывает, какая доля собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяет более или менее маневрировать этими средствами.

Коэффициент определяется по формуле:

L5 = А3 / ([А1 + А2 + А3] — [П1 + П2])

Где L5 — общий показатель платежеспособности;

Анализируя коэффициент утраты платежеспособности можно сделать вывод, что предприятие ООО «Манго» имеет реальную возможность сохранить свою платежеспособность в течение трех месяцев, т.к. L 9>1 и равен 13,98.

Полный и достоверный анализ финансового положения предприятия невозможен без анализа его финансовой устойчивости, т.к. финансовая устойчивость является залогом выживаемости и основой стабильности положения предприятия.

Анализ устойчивости финансового состояния на ту или иную дату позволяет ответить на вопрос: насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение периода, предшествующего этой дате. Важно, чтобы состояние финансовых ресурсов соответствовало требованиям рынка и отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к неплатежеспособности предприятия и отсутствию у него средств для развития производства, а избыточная — препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами. Таким образом, сущность финансовой устойчивости определяется эффективным формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, а платежеспособность выступает ее внешним фактором.

Абсолютным показателем финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие степень обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования.

Финансовые коэффициенты представляют собой относительные показатели финансового состояния предприятия. Они рассчитываются в виде отношений абсолютных показателей финансового состояния или их линейных комбинаций. Рассчитанные фактические коэффициенты отчетного периода сравниваются с нормой, со значением предыдущего периода, и тем самым выявляется реальное финансовое состояние, слабые и сильные стороны предприятия. Оценка финансовой устойчивости предприятия проводится с помощью достаточно большого количества финансовых коэффициентов.

Таблица 10. Оценка финансовой устойчивости

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
Показатели Способ расчета Нормальное ограничение Значение показателей Отклонение в динамике (+, — )
Коэффициент капитализации V =стр.590+стр.690

Стр. 490

V<1,5 начало конец
0,05 0,05
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования V =стр.490+стр.190

Стр. 290

V >0,5 0,01 0,5 0,49
Коэффициент финансовой независимости V = стр.490

Стр. 700

V >0,4-:-0,6 0,9 0,5 -0,4
Коэффициент финансирования V = стр. 490

Стр.590+стр.690

V>0,7 оптимальное значение: V= 1,5 19,5 0,94 -18,6
Коэффициент устойчивости V =стр.490+стр.590

Стр. 700

V >0,6 16,6 0,94 -15,7

 

1. Коэффициент капитализации — показывает сколько заемных средств по отношению собственным средствам компании.

Коэффициент определяется по формуле:

V1 = (стр.590 + стр.690) / стр.490

V1 — коэффициент капитализации

строка 590 — Долгосрочные пассивы;

строка 690 — Итого по разделу 6;

строка 490 — Итог по разделу 4;

Анализ данного коэффициента показал, что на начало периода V1=0,05 и на конец периода V1=0,05 Из вышесказанного можно сделать вывод, что предприятие ООО «Манго» функционирует в основном за счет заемных средств.

2. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования — показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников.

Коэффициент определяется по формуле:

V2 = (стр.490 – стр.190) / стр.290

V2 — коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования ;

строка 490 — Итог по разделу 4;

строка 190 — Итог по разделу 1;

строка 290 — Итог по разделу 2;

Анализ данного коэффициента показал, что на начало периода V2= 0,01 и на конец периода V2= 0,5 эти показатели не соответствует нормативу. Из чего можно сделать вывод, что предприятие ООО «Манго» имеет очень мало собственных источников финансирования и осуществляет свою деятельность в основном за счет заемных средств.

3. Коэффициент финансовой независимости — показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования.

Коэффициент определяется по формуле:

V3 = стр.490 / стр.700

V3 — Коэффициент финансовой независимости

строка 490 — Итог по разделу 4;

строка 700 — Баланс;

Анализ данного коэффициента показал, что на начало периода V3=0,9 и на конец периода V3=0,5, следовательно, не соответствует нормативу, но наблюдается отклонение в динамике на 0.4 — отрицательный факт. Из вышесказанного можно сделать вывод, что предприятие «Свободный 20» финансово зависимо от внешних источников финансирования, т.к. почти не имеет собственных.

4. Коэффициент финансирования — показывает, какая часть деятельности финансируется за счет собственных средств, а какая — за счет заемных средств.

Коэффициент определяется по формуле:

V4 = стр.490 / (стр.590 + стр.690)

V4 — Коэффициент финансовой независимости;

строка 590 — Долгосрочные пассивы;

строка 690 — Итого по разделу 6;

строка 490 — Итог по разделу 4;

Анализ данного коэффициента показал, что на начало периода V4=19,5 и на конец периода V4=0.94, следовательно, не соответствует нормативу, но наблюдается спад в динамике на 18,6-отрицательный факт. Из вышесказанного можно сделать вывод, что предприятие финансово зависимо от заемных средств, т.к. имеет очень скромные собственные ресурсы.

5. Коэффициент финансовой устойчивости — показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников.

V5 = (стр.490 + стр.590) / стр.700

V5 — Коэффициент финансовой устойчивости

строка 490 — Итог по разделу 4;

строка 700 — Баланс;

строка 590 — Долгосрочные пассивы;

Анализ данного коэффициента показал, что на начало периода V5=1 и на конец периода V5=1 следовательно, соответствует нормативу- положительный факт. Из вышесказанного можно сделать вывод, что предприятие ООО «Манго» финансово неустойчиво.

Помимо оценки финансового состояния и финансовой устойчивости еще одним важнейшим показателем финансовой деятельности предприятия является показатель его деловой активности. Результаты этой оценки служат визитной карточкой, рекламой, досье, позволяющими определить переговорную позицию предприятия при контактах с представителями различных партнерских групп. Система экономического рейтинга промышленных, торговых, финансовых корпораций в развитых капиталистических странах, основанная на такой оценке, четко определена.

Таблица 11. Основные показатели деловой активности

Показатели Способ расчета Отчетный период Аналогичный Отклонение(+ , -)
Ресурсоотдача da = выручка от продаж

стр. 190+290

15,7 18,04 -2,34
Коэффициент оборачиваемости мобильных средств da = выручка от продаж

стр. 290

 

31,2 129,9 -98,7
Срок оборачиваемости материальных средств, дней da = выручка от продаж

стр. 490

16,6 19,3 -2,7
Срок оборачиваемости материальных средств, дней da = (стр. 210+стр 220) х t

выручка от продаж

0,14 0,1 0,04
Срок оборачиваемости денежных средств, дней da = стр 260 х t

выручка от продаж

0,01 0,04 -0,03

 

Коэффициент оборачиваемости мобильных средств — показывает скорость оборота (в количестве оборотов за период) оборотных активов предприятия.

Коэффициент рассчитывается по формуле:

da2 = Выручка от продаж / стр 290, где

da2 — Коэффициент оборачиваемости мобильных средств;

строка 290 — Итог по разделу 2;

Анализ коэффициента оборачиваемости мобильных средств, показал уменьшение в динамике на -98,7 и составил 31.2 в отчетном периоде — это отрицательный фактор, который означает, что у предприятия высокая скорость оборачиваемости мобильных денежных средств, необходимые предприятию для осуществления финансовых маневров.

3. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала — показывает скорость оборота (в количестве оборотов за период) собственного капитала предприятия.

Коэффициент рассчитывается по формуле:

da3 = Выручка от продаж / стр 490, где

da3 — коэффициент оборачиваемости собственного капитала;

строка 490 — Итог по разделу 4;

Анализ коэффициента оборачиваемости собственного капитала, показал уменьшение в динамике на 2,7 и составил 16.6 в отчетном периоде — это отрицательный фактор, т.к. скорость оборота капитала уменьшилась.

4. Срок оборачиваемости материальных средств, дней — показывает число оборотов запасов и затрат за анализируемый период.

Коэффициент рассчитывается по формуле:

da4 = (стр 210 + стр 220 × t) / Выручка от продаж

da4 — срок оборачиваемости материальных средств, дней.

строка 210 — запасы;

строка 220 — налог на добавленную стоимость;

t — отчетный период(в календарных днях);

Анализ срока оборачиваемости материальных средств, показал увеличение в динамики на 0,04 и составил 0,14 — это отрицательный факт. Срок оборачиваемости денежных средств, дней — показывает скорость оборота денежных средств.

Коэффициент рассчитывается по формуле:

da5 = (стр 260 × t) / Выручка от продаж

da5 — Срок оборачиваемости денежных средств, дней.

строка 260 — денежные средства

t — отчетный период в календарных днях(365дней);

Анализ срока оборачиваемости денежных средств, показал уменьшение в динамики на 0,03 и составил 0,01 в отчетном периоде.

Проведенный анализ деловой активности показал, что у ООО «Манго» достаточная низкая оборачиваемость оборотных средств и собственного капитала и в динамике эти показатели имеют тенденции к значительному снижению. Такие показатели являются отрицательными и говорят о том, что руководство предприятия не может эффективно и быстро распределять полученную прибыль, а, следовательно, имеет низкую деловую активность. Руководству ООО «Манго» необходимо более динамично вести коммерческую свою коммерческую деятельность и своевременно распределять полученные доходы, т.к. повышение оборачиваемости оборотных средств и капитала повлечет увеличение прибыли.

2.4. Анализ конъюнктуры российского рынка мебели

Емкость отечественного мебельного рынка, по официальным данным, составляла в 2012 году около 550 млн. долларов, в 2013-м — почти 750. При этом около 30% рынка составлял импорт. Учитывая, что импортируется в основном дорогая мебель и большинство импортеров значительно занижают данные о ценах, можно предположить, что реально доля импорта составляет около 40%, а реальная емкость рынка превышает 1 млрд. долларов. Другие оценки дают цифру примерно того же порядка. О росте мебельного рынка и нехватке мощностей по производству качественной мебели свидетельствуют тот факт, что, если сравнить Россию с Европой, то получится, что в Европе на одно мебельное предприятие приходится 5 тысяч жителей, а у нас — в 15 раз больше.

Пока отечественные производители проигрывают иностранным. Ситуацию усугубляет приход на отечественный мебельный рынок таких монстров, как Ikea. Однако не все потеряно. Дело в том, что для создания компактного производства качественной мебели нужны не такие уж большие инвестиции, особенно если модернизировать действующие мощности и приобретать бывшее в употреблении оборудование. Копировать же удачные дизайнерские решения зарубежных производителей наши мебельные предприятия научились давно. Этого, а также доступа к источнику качественных ламинированных древесно-стружечных плит уже достаточно для того, чтобы начать производить пользующуюся спросом мебель. Однако есть две глобальные проблемы: первая — дефицит на рынке качественной ламинированной древесно-стружечной плиты, вторая — масштабные вложения в раскрутку брэнда для обеспечения успеха продаж, что мелким производителям не потянуть. Однако проблемы это решаемые, и прежде всего в рамках интеграции производителей древесины и мебели. Несмотря на активную экспансию на рынок западных производителей, один из серьезных шансов отечественных предприятий ЛПК заключается в инвестициях в производство мебели. Эффективность деятельности по реализации продукции мебельного производства зависит от активного воздействия на процесс формирования спроса населения. Положение с удовлетворением спроса на мебельную продукцию резко различается по регионам России. Рынок этой продукции весьма неоднороден, что связано с сильной дифференциацией доходов населения и неравномерностью размещения производства мебели. Объективной тенденцией становится расширение рынка сбыта продукции за счет изменения географии поставок продукции в более удаленные районы Урала, Сибири, а также стран Средней Азии по более высоким ценам (не является исключением из правил и компания «Свободный 20»). На российском рынке с 1995 по 2012 год предложение мебели западного качества было ориентировано в основном на слои населения с очень высокими доходами. Сегодня большая часть спроса остается неудовлетворенной, прежде всего в отношении недорогой качественной мебели. Российские производители в значительной степени отстают от иностранных производителей в том, что касается производительности труда и качества мебели. Кроме того, ассортимент их продукции ограничен, им не хватает опыта в проведении маркетинга производимой ими продукции, организации рекламной деятельности.

Начиная с 1992 г., российский рынок заполняется импортной мебелью. По данным таможенной статистики, ее доля в общем объеме продаж на рынке России выросла с 9% в 1990 г. до 12% в 2013 г. Мебель в Россию экспортируют 107 стран мира. Лидирующее место среди экспортеров принадлежит Италии, Германии, Польше, Финляндии и Словении. В последние 2-3 года определенную нишу на мебельных рынках крупных городов, в основном Москвы и Санкт-Петербурга, где покупательная способность населения выше, а доля импортной мебели в общем объеме продаж достигает 10-55%, продолжает активно завоевывать мебель из Великобритании, вытесняя отечественных производителей.

Сложилась неблагоприятная ситуация на рынке мебели. Из-за маркетинговой безграмотности Российские производители мебели в погоне за прибылью резко подняли цены на свою продукцию, не соответствующие потребительским свойствам и качеству отечественной мебели. В результате, зарубежные производители мебели оказались более конкурентоспособными и вытеснили на российском рынке отечественных производителей.

Чтобы удержать твердые позиции на рынке, необходимо повышать конкурентоспособность продукции, ее качество. На морально и физически устаревшем оборудовании этого добиться трудно. Нужны капитальные вложения. Государство прекратило финансирование мебельных предприятий, а собственных средств на реконструкцию и модернизацию производства не хватает. Выход из этой ситуации есть. Это — совершенствование ВЭД, выбор правильной внешнеэкономической стратегии, международный маркетинг и лизинговые операции.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4