Оглавление
Введение
Глава I. Теоретические аспекты влияния имиджа на управления карьерой
1.1 Сущность понятий «имидж»
1.2 Имидж и управление карьерой
1.3 Имидж лидера и имидж компании
Выводы по теоретическому исследованию
Глава II. Анализ влияния имиджа руководителя сбербанка на управление карьерой
2.1 Общая характеристика Сбербанка
2.2. Анализ руководящего состава Сбербанка и его имидж
2.3. Оценка PR-технологий банка для создания репутации
2.4. Опрос о репутации Сбербанка
Выводы по исследованию
Глава III. Проблемы и перспективы развития имиджмейкерства в Сбербанке
3.1 Проблемы имиджа в стратегии управления карьерой
3.2. Перспективы развития имиджмейкерства в компании
3.3. Рекомендации по дальнейшему продвижению имиджа руководителя Сбербанка
Выводы
Заключение
Список литературы
Введение
Потребность создания положительного имиджа, как компании, так и ее лидера, обусловлено современным развитием технологий продвижения. Именно маркетинговые технологии позволяют развиваться предприятиям и конкурировать на рынке, а их эффективное использование со связями с общественностью дают шанс занять первые места в своем сегменте. Рентабельность и продуктивность работы компании сегодня измеряются не показателями исполнения плана, а тем, насколько компания выгодно преподносит свой продукт (услугу, товар) и чем она может заинтересовать, привлечь новых клиентов, а также закрепить надежные связи с уже существующей клиентской базой.
Чтобы развитие карьеры проходило удачно, недостаточно быть квалифицированным специалистом. Нужно находить общий язык с окружающими, уметь преподнести себя и создать свой неповторимый имидж. Самопрезентация — важная составляющая хорошей карьеры. Чтобы добиться успеха, необходимо грамотно подать свои достоинства — тогда имидж будет работать на вас. Беспокоиться о своей репутации нужно на постоянной основе, ежедневно прикладывая усилия для достижения определенного статуса. Имидж — это первое, что замечают окружающие, от него в немалой степени зависит ваша успешность.
Исследование технологий имиджмейкерства позволяет не только применять PR-коммуникации для улучшения общего образа компании, но также выбирать те стратегии формирования имиджа, которые будут влиять на управление карьерой, которые позволяют осуществлять продвижение как продукта, который предлагает предприятие, так и самой организации. Имидж имеет свойство меняться, как в процессе воздействия на него, так и в бездействии. Иногда второй вариант еще более губителен, не использование правильных стратегий. Поэтому изучение имиджа и его теоретических, а также практических аспектов – неотъемлемая составляющая успеха и лидера предприятия. Ведь лидер – это лицо предприятия, поэтому его имидж должен соответствовать желаемому образу компании.
Актуальность исследования заключается в том, что формирование имиджа позволяет минимизировать издержки создания положительного образа каждого отдельного подразделения структуры предприятия и посредством качественного имиджмейкерства использовать эффективную стратегию управления карьерой.
Объектом нашего исследования является влияние имиджа на управление карьерой.
Предмет – непосредственно имидж.
Целью работы выступает исследование влияние имиджа на управление карьерой на примере лидера предприятия.
Для достижения поставленной цели нами были решены такие задачи:
- рассмотреть сущность понятий «имидж»
- определить связь имиджа и управление карьерой
- изучить имидж лидера и имидж компании
- провести анализ влияния имиджа руководителя Сбербанка на управление карьерой
- выявить проблемы и перспективы развития имиджмейкерства в Сбербанке
Гипотеза заключается в том, что лидер компании, а именно его имидж, непосредственно влияет на стратегию продвижения всей компании, поскольку лидер является лицом всей организационной структуры.
Теоретическая и практическая значимость исследуемой темы состоит в том, что сегодня не существует единого механизма и/или алгоритма формирования благоприятного имиджа банка, который абсолютно и полностью позволил бы рационально функционировать компании в сфере банковских услуг. В отечественной практике только начинает зарождаться база для распространения и укрепления позиций имиджелогии в системе менеджмента, поэтому следует изучать и сопоставлять ее с особенностями деятельности предприятия и значения в этом лидера.
Теоретической базой исследования послужили статьи в периодических изданиях, монографии, учебные пособия, нормативно-правовые акты, документы внутреннего пользования компании, а также интернет-источники. В процессе написания работы большое внимание мы обратили на исследования и труды таких ученых, как: Л.В. Азарова, Т.О. Соломандина, В.Г Соломандин, Г.В. Вержибок, В.И. Шупляк, М. Стародубская, В.А. Дегтерев, О. Кулиш и многих других.
Методологической основой работы стали методы анализа и синтеза, описательный и экономический методы, SWOT-анализ, метод социологического опроса, а также другие.
Структура работы состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе мы рассматриваем теоретические аспекты имиджа. Вторая глава посвящена анализу имиджа руководителя Сбербанка как составляющей управления карьерой. В третьей главе рассмотрены проблемы и перспективы развития имиджмейкерства в Сбербанке. В работе использован наглядный материал в виде рисунков, таблиц. Работа состоит из 80 страниц и девяти приложений. Автор использовал исследование, которое основывалось на анкетном опросе 280 человек.
Глава I. Теоретические аспекты влияния имиджа на управления карьерой
1.1 Сущность понятий «имидж»
В современном научном мире понятие «имидж» рассматривается многими дисциплинами, поскольку это явление глубоко проникло во все сферы жизни человека. Несмотря на то, что потребность в создании положительного имиджа существует уже очень давно, возник сам термин сравнительно недавно. Появилось слово от английского «image», обозначающего «образ», «изображение», «отражение» в журналистской практике 1960-х годов. Именно тогда имидж использовали как описание образа, который создается известными персонами: звездами, политиками и прочее [2].
Позже термин использовали для политического и общественного анализа. И только в 70-х годах имидж превратился в инструмент манипуляции общественным сознанием. В экономическую сферу имидж начал входить в 90-х годах прошлого века. Сегодня имидж имеет сразу несколько вариантов трактовки, каждое из которых по праву может быть правильным. Рассмотрим некоторые из возможных вариантов использования понятия «имидж» (рис. 1.1).
Отдельно отметим, что законодательством РФ не закреплено понятие «имидж». Кроме того, данный термин в отечественной практике чаще используют в качестве образа, что является не совсем рациональным, так как имидж сам по себе – это разновидность образа, а не его синоним. Стоит охарактеризовать имидж согласно определениям разных авторов [9].

Рис. 1.1. Варианты трактовки понятия «имидж»
Выберем некоторые, наиболее верные, как нам кажется, определения термина «имидж» в том варианте трактовки, который будет наиболее актуален для нашего исследования – как эмоциональное окрашивание устойчивого образа кого-чего-либо, сложившееся в массовом сознании, и способы оказать влияние на поведение людей. Именно такое значение термина будет характерно для кампании продвижения предприятия, которая призвана влиять на аудиторию с целью ее привлечения [14].
В современном словаре иностранных слов термин «имидж» определяется как «целенаправленно созданный образ предмета, лица или явления, подчеркивающий конкретные ценностные характеристики и служащий для оказания эмоционального, а также психологического воздействия на какой-либо субъект или объект с целью популяризации и рекламы и так далее.
В «Словаре практического психолога» под редакцией С.Ю. Головина дается следующее определение: «Имидж – сформированный в общественном сознании эмоционально окрашенный образ кого- или чего-либо».
В учебном пособии «Фирменный стиль в гостеприимстве», автор В.П. Скараманга считает, что это «образ в представлении целевых аудиторий». имидж трактуется им как «инструмент достижения стратегических целей.
В учебном пособии «Организация коммуникационных кампаний» утверждают, что: «Имидж – это образ, визуальная привлекательность, самопрезентация, конструирование образа для других» [6].
В учебном пособии «Имидж профессиональной деятельности» В.А. Дегтерев, А.Н. Галагузов и С.И. Глухих пишут, что: «Имидж – это моделируемое «отражение отражения», то есть образа, уже созданного специалистами на основании некой реальности. Это виртуальный образ, который включает в себя четыре компонента. Первым компонентом является база, некоторый материал, заранее обработанный с той целью, чтобы максимизировать положительные стороны в соответствии с основными характеристиками оптимальной модели имиджа, который разработал имиджмейкер [21].
Следующий компонент – это избранная модель образа, накладываемая на заранее подготовленный материал. Третьим компонентом являются искажения, которые вносятся каналами трансляции образа (в первую очередь средствами массовой информации), а также методами массового тиражирования. Последний компонент – это итог личной психологической усердной работы аудитории и отдельно взятого субъекта восприятия целостного образа в своем сознании на базе модели, навязываемой извне с учетом личных внутренних представлений».
Исходя из приведенных выше определений, следует, что понятие «имидж» рассматривается в очень узких рамках и не отражается его комплексное значение. Для того, чтобы более подробно разобраться в термине «имидж», следует рассмотреть его функции. Функция означает активную форму проявления определенного термина. Имидж организации должен выполнять следующие функции (рис. 1.2).
Рис. 1.2. Функции имиджа организации
Именно по степени и характеру выполнения этих функций имидж может быть оценен как эффективный или неэффективный. В случае, если имидж выполняет данные функции, то его можно назвать эффективным. Но, если функции выполняются не полностью, то такой имидж нуждается в доработке и корректировке согласно целям компании. Зачастую процесс корректировки имиджа компании осуществляется за счет человека, ответственного за всех сотрудников и конечный результат деятельности компании. В идеале этот человек (руководитель) является лидером [9].
Кроме функций, которые присущи имиджу, он также имеет задачи, решение которых позволяет достичь цели – эффективное продвижение компании. К задачам создания имиджа относятся [11]:
- повышение популярности;
- поднятие эффективности рекламы и разного рода мероприятий для повышения узнаваемости;
- повышение конкурентоспособности, поскольку в равных условиях конкуренция проводится на уровне сформированных имиджей.
Составляющие имиджа зависят не только от объекта создания имиджа, но и от потребностей, которые стоят перед руководством компании. Если предприятие нуждается в глобальном изменении имиджа, то здесь нужно разложить структуру подробно. В структуру имиджа входят следующие составляющие [3]:
- Образ субъекта: мнение групп общества об уникальных характеристиках: основные плюсы (пользы, обеспечиваемые успешным итогом программы); дополнительные плюсы, которые обеспечивают различные свойства (слоган, качество, реклама, дизайн и др.).
- Образ потребителей: мнение о стиле жизни, статусе в обществе, психологических черт населения.
- Внутренний имидж включает в себя мнение персонала об организации, где они работают, о лидере. Особенность внутреннего имиджа состоит в социально-психологическом и культурном климате.
- Образ руководителя и окружения включает мнения об установках, психологических характеристиках, способностях, внешности и ценностных ориентациях.
- Образ представляющей его структуры отражает обобщенный, собирательный имидж, который раскрывает характерные черты руководителя. Рассмотрим эти черты ниже (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Характерные черты имиджа руководителя
Структура имиджа руководителя составляет карту его компетенций, социальных и психологических черт. В таком случае, стоит рассмотреть сущность понятия «лидер» и его роль в формировании положительного имиджа компании [12].
Понятие «лидер» является собирательным, так как не имеет четких границ или отношения к конкретной сфере жизнедеятельности. Лидер может быть в коллективе, может выступать объектом подражания, кумиром или даже фаворитом и т.д. Лидер коллектива – это человек, который эффективно осуществляет процесс формального и/или неформального руководства коллективом. В компаниях с эффективным руководящим составом лидером и руководителем, как правило, является один и тот же человек.
Рассмотрим некоторые определения понятия «лидер» [20]:
1) Лидер (от англ. Leader – «ведущий, первый, идущий впереди») – лицо в какой-либо группе, пользующееся большим авторитетом и обладающее влиянием, которое расценивается как управляющие действия.
2) Лидер – это лицо, за которым определенное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса.
3) Лидер – это тот, кому удается превратить людей в единомышленников или последователей.
4) Лидером называют работника, за которым другие члены коллектива признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие характер группы.
Мы считаем, что наиболее точным и развернутым будет определение третье. Тем не менее, даже оно не дает характеристику термину «лидер» полностью. Для того, чтобы понимать, что именно мы в своем исследовании будем подразумевать под определением лидера, приведем свой вариант трактовки согласно характерному качеству, присущему такому статусу. Лидер – это человек, занимающий особое положение в своем кругу (обществе, коллективе), которое позволяет ему принимать компетентные решения (формальные и/или неформальные) от имени этого круга и быть авторитетом в своем окружении, а также нести ответственность не только за свои, но и коллективные действия и представлять интересы данного круга лиц [4].
Лидерство зачастую является присуще эффективным руководителям, но руководитель не всегда является лидером, как и лидер – руководителем. Эти понятия имеют ряд различий. Первое и, пожалуй, главное: руководитель наделен формально полномочиями в коллективе, а лидер – неформально наделен полномочиями, но формально не может принимать никаких решений. Стоит также добавить, что настоящий лидер в любой из возможных вариаций должен обладать некоторыми чертами, характерными ему (рис. 1.4) [9].
Представляем таблицу, где рядовой менеджер и лидер исполняют ту или иную роль, которая качественно должна оказывать влияние на персонал компании. Правильный подход менеджера (руководителя структурного подразделения или компании в целом) к определению (пониманию) тех или иных действий может оказывать позитивное либо негативное влияние на формирование имиджа и конечные результаты деятельности компании (рис. 1.5)
Рис. 1.5. Видение действий менеджером персонала и лидером
Таким образом, изучив понятие и сущность имиджа, его задачи, структуру, а также влияние имиджа на деятельность предприятий, можно сказать, что имидж является важнейшим фактором, который способствует повышению конкурентоспособности и улучшению отношения потребителей, сотрудников предприятия, представителей власти [18]. Поэтому необходимо уделять внимание формированию положительного имиджа, который будет благоприятно и эффективно воздействовать на деятельность и перспективы развития предприятия, учитывая все нюансы. Место лидера в формировании такого имиджа – лицо компании, так как он должен представлять не только свои интересы, но и интересы компании и показывать ее отношение ко всем ключевым аудиториям.
