Меню Услуги

Взаимодействие органов государственного управления со строительными организациями. Часть 4.


Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

2.3. Взаимодействие со строительными организациями, практикуемые Министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области

Взаимодействие Министерства со строительными организациями осуществляется по следующим направлениям:

— строительство жилого фонда;

— капитальный ремонт и реконструкция жилых и нежилых помещений;

—  проведение региональных конкурсов;

— реставрация памятников архитектуры регионального значения;

— сотрудничество с некоммерческими объединениями строительных организаций, Общественным советом при Министерстве;

—  стандартизация ЖКУ.

Для реализации этих направлений Министерство: издает нормативно-правовые акты в рамках своей компетенции по вопросам региональной стандартизации ЖКУ;  подготавливает и реализует региональные целевые программы и инвестиционные проекты.

Реализации целевых программ и инвестиционных проектов в сфере строительства осуществляется путем размещения государственного заказа Рязанской области.

Правовой основой реализации государственного заказа в Рязанской области является Федеральный закон Российской Федерации от 5.04. 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее: ФЗ №44). Новый ФЗ № 44 по сравнению с ФЗ №94 о государственном и муниципальном заказе, действовавшим ранее, гораздо тщательнее подходит к регламентации процесса планирования, размещения и реализации государственного / муниципального заказа.

В соответствии с ФЗ № 44, процесс реализации государственного заказа в Министерстве ТЭК и ЖКХ Рязанской области в строительной сфере включает следующие этапы:

1) планирование государственных закупок, включая:

1.1. составление плана и плана – графика закупок, нормирование закупок;

1.2. обязательное общественное обсуждение государственных закупок;

1.3. размещение плана – графика закупок в единой информационной системе;

1.4. определение начальной (максимальной) цены контракта;

1.5. создание специальной комиссии по осуществлению закупок, привлечение экспертов и/или специализированной организации (по желанию заказчика).

  1. Осуществление закупок, включая:

2.1. организацию конкурентного способа определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей (конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений) либо осуществление закупки у единственного исполнителя;

2.2. составление документации о закупке (описание объекта закупки, содержания заявок и процедур закупки и т.д.);

2.4. Определение поставщиков специальной комиссией по осуществлению закупок (путем проведения конкурса /электронного аукциона);

2.5. заключение контракта по результатам конкурса /аукциона, включая обязательное условие об ответственности заказчика и исполнителя

2.6. обеспечение заявки на участие в конкурсе/ электронном аукционе

2.7. размещение извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе [43, с.89].

Особенностью размещения государственного заказа в Рязанской области в сфере строительства по 44 ФЗ  является то, что при увеличении количества форм проведения закупки по умолчанию основной считается Открытый конкурс. Заказчик (Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области) обязан  оповестить о такой процедуре ограниченный список организаций в единой информационной системе. В рамках 44 ФЗ сократились сроки рассмотрения  конкурсных заявок  до максимум двадцати  суток. Изменились также и даты подписания контракта — теперь это 20 суток с момента рассмотрения заявок.

Электронный аукцион в случае  размещения государственного заказа в рамках 44 ФЗ должен проводиться при закупке товаров и услуг, которые включены в специальный государственный перечень. Тем не менее, закон предусматривает возможность закупки определенных товаров, не включенных в данный реестр , путем проведения электронного аукциона. Существенно сокращены сроки проведения ОАЭФ при цене закупки более трех миллионов рублей.

Размещение государственного заказа Рязанской области путем проведения Запроса котировок возможно в следующих случаях:

  • стоимость закупки не более 500 000 рублей
  • общий объем закупок в  форме запроса котировок не должен превышать десяти процентов от всего объема расходования муниципальных средств
  • по запросу котировок  нельзя закупать более , чем на 100 млн. руб. в год

Стоит также отметить вступление в силу Реестра банковских гарантий, что делает практически невозможным факт заключения государственного контракта министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области с Поставщиком, предоставляющего нереестровую банковскую гарантию для обеспечения обязательств по контракту [43, с.9].

Аукцион проводится при размещении заказа на определенные товары, работы, услуги, перечень которых установлен Правительством РФ. Проведение открытого аукциона в электронной форме осуществляется на сайтах Интернет, при этом порядок пользования сайтами и требование к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме, должны быть установлены. Товары, работы и услуги в строительной сфере не включены в данный перечень.

При размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок создается соответственно конкурсная, аукционная или котировочная комиссия (или единая комиссия для всех трех форм).

Решение о способе размещения заказа принимается Министерством ТЭК и ЖКХ, однако новый ФЗ №44 устанавливает определенные требования, влияющие на избрание той или иной формы. Учитывая специфику строительной сферы, единственным способом размещения государственного заказа Министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области является открытый конкурс.

Участниками размещения заказов Министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области (т.е. претендентами на заключение контракта) могут быть любые юридические или физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, занятые в строительной сфере.

Информационное обеспечение размещения заказов Министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области включает: а) опубликование в печати и б) размещение на сайте.

На уровне Рязанской области таким печатным органом является областная газета «Вестник Рязанской области», а соответствующим сайтом является Официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о государственных заказах http://zakupki.gov.ru. С принятием Федерального закон а № 44 все государственные закупки в форме открытого конкурса требуется проводить с помощью электронных торгов на едином сайте госзакупок.

Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области осуществляет ведение реестров государственных контрактов, заключенных от имени области, включающих следующие сведения:

1) наименование заказчика;

2) источник финансирования;

3) способ размещения заказа;

4) дата проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок и реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта;

5) дата заключения контракта;

6) предмет, цена контракта и срок его исполнения;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

7) наименование, место нахождения (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество, место жительства, индивидуальный налоговый номер (для физических лиц) поставщика (исполнителя, подрядчика);

8) сведения об исполнении контракта.

Типовой процесс подготовки и размещения государственного заказа на уровне Министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области представлен на рисунке 2.

Первый этап. Одновременно с разработкой проекта бюджета на следующий финансовый год Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области осуществляет сбор заявок о потребности бюджетных организаций области в различных видах строительной продукции и услугах в пределах плановых цифр бюджетных ассигнований на следующий финансовый год.

Второй этап. Разрабатывается сводный план и план-график государственного заказа Министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области .

Третий этап. Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области организует общественное обсуждение государственных закупок (размещая соответствующую информацию на официальном сайте Министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области)

Четвертый этап. Размещение плана – графика закупок в единой информационной системе – на официальном сайте госзакупок Российской Федерации .

Пятый этап. Создание комиссии по осуществлению государственных закупок.

Шестой этап.

В ходе исполнения государственного заказа текущего года осуществляется сбор заявок на следующий финансовый год. К его началу сводный план государственного заказа должен быть готов к утверждению.

Таблица 2. Динамика участия государственных закупок в строительной сфере в Рязанской области (2009 – 2014 гг.) [12, c.45]

год Количество заключенных договоров Министрерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области с государственными и муниципальными заказчиками в сфере строительства
Открытый конкурс Закрытый конкурс Запрос котировок Запрос предложений Закупки у единственного поставщика
2009 г. 230 120 23 140 350
2010 г. 236 140 18 170 290
2011 г. 223 160 22 190 210
2012 г. 201 110 17 140 270
2013 г. 150 60 15 167 209
2014 г. 526 4 6 50 6

Таким образом, принятие нового ФЗ № 44 о государственных закупок существенно повлияло на механизм размещения государственного заказа Министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области. Как видно из данных, основной формой госконтрактов стал открытый конкурс; все же остальные виды закупок практически сошли на нет. Это связано с существенным ужесточением условий федеральным законодательством о закупках механизма проведения закрытого конкурса, закупок с единственным участником, запроса котировок, запроса предложений.

В итоге, механизм госзакупок Министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области в 2014г. был существенно централизован.

Проблемными звеньями данного механизма являются:

— разработка критериев по каждому тендеру (если ранее единственным существенным критерием в строительной сфере была цена, и Министерством на практике выбирался исполнитель, который предлагал самую низкую цену, то новый ФЗ № 44 устанавливает в качестве обязательного наличие дополнительных критериев качества. На уровне Министерства отсутствуют соответствующие методические разработки относительно определения критериев конкурсного отбора);

— преодоление дополнительных трудностей для участников госзакупок, связанных с оформлением комплекта документов на участие в госзакупках Министерства ТЭК и ЖКХ, а также с необходимостью обеспечения их заявки банковской гарантией. Особенно проблемно выполнить условие обеспечение банковской гарантией своих обязательств потенциальным исполнителям – строительным организациям в сфере малого и среднего строительного бизнеса.

— сотрудники отдела экономики и отраслевого мониторинга Министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области не обладают пока достаточным профессионально-квалификационным уровнем для профессиональных консультаций потенциальных участников конкурса (поскольку ФЗ № 44 вступил в действие лишь в начале 2014г., и до сих пор еще не все акты во исполнение данного закона приняты).

Важным элементом механизма планирования взаимодействия Министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области является разработка и реализация областных целевых программ, а также инвестиционных проектов в строительной сфере.

В числе областных целевых программ, курируемых Министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области, по сост. на 01.01.2015 г. реализуются:

— программа адресного капитального ремонта жилого фонда Рязанской области (действует ежегодно);

— целевая программа Рязанской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы»;

государственная программа Рязанской области «Модернизация коммунального комплекса на 2014 – 2020гг.»;

— государственная программа Рязанской области «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на 2014-2020 годы».

Строительные организации привлекаются к исполнению программных мероприятий в качестве исполнителей. Однако, в 2014г. произошла децентрализация функций Министерства ТЭК и ЖКХ по вопросам привлечения строительных организаций в качестве исполнителей данных программ. Теперь Министерство ТЭК и ЖКХ в большинстве случаев передало функции подбора исполнителей на уровень муниципальных образований Рязанской области, сконцентрировав на своем уровне вопросы перечисления данным муниципальным образованиям субсидий в рамках программных мероприятий.

Ниже кратко охарактеризуем указанные программы.

В целях улучшения жилищных условий в Рязани и Рязанской области, в 2013г.была утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Ответственными за эту программу являются Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области, Министерство финансов Рязанской области, государственная жилищная инспекция Рязанской области, муниципальные образования Рязанской области. Потребности региона в капитальном ремонте многоквартирных домов приведены на диаграмме 1.

В перечень работ капитального ремонта входят:

  • ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
  • ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
  • ремонт крыши;
  • ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
  • ремонт фасада
  • ремонт фундамента многоквартирного дома.

Диаграмма 1. Адресная программа на проведения капитального ремонта многоквартирных домов [14, с.12]

Строительные компании, содействующие с Министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области, обязаны:

  • предоставить разработку проектной документации (в случае, если проектная документация необходима в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности);
  • провести экспертизу проектной документации;
  • осуществить строительный контроль за выполнением отдельных видов работ по капитальному ремонту в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации в соответствии со статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

«Слабым звеном» данной программы является отсутствие четких критериев обоснования очередности проведения капитального ремонта в многоквартирных домах. Это вызывает рост обращений граждан в Министерство.

Также в регионе действует целевая программа Рязанской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы». По данным Правительства Рязанской области, на начало 2015 года в Рязанской области к ветхому и аварийному жилищному фонду было отнесено 885 тыс.кв. метров. Весь жилищный фонд составляет 28,7 млн.кв.метров [12, с.67]. В рамках реализации адресной программы расселению подлежит 4 447 человек, проживающих в аварийном жилищном фонде площадью 82 106,3 кв. м (366 аварийных многоквартирных домов).

К сожалению, сегодня в Программе принимает участие одно муниципальное образование региона – городской округ город Рязань.

Общая стоимость Программы составляет 813,1 млн. рублей.

По состоянию на 31.12.2014 года в рамках программ заключен 461 муниципальный контракт на участие в долевом строительстве многоквартирных домов для предоставления квартир гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, на общую сумму 987,6 млн. рублей.

В рамках этапа 2015 года осуществляется строительство 81 многоквартирного жилого дома площадью более 31,5 тыс. кв. м (830 жилых помещений).

Введено в эксплуатацию 70 многоквартирных жилых домов площадью 18,5 тыс. кв. м (680 квартир).

Досрочно расселено 84 гражданина, проживавших в 37 аварийных жилых помещениях, площадью 1,78 тыс. кв. м.

В рамках реализации государственной программы Рязанской области «Модернизация коммунального комплекса Рязанской области на 2014-2020 годы»  выполнялись мероприятия по развитию водоснабжения сельских населенных пунктов в порядке софинансирования соответствующей федеральной программы. Объем финансирования мероприятий программы в 2014 году из областного бюджета составил 75,674 млн. руб.

В 2014 году в рамках программы построено и реконструировано 46,3 км водопроводных сетей, 1 станция обезжелезивания, 9 водонапорных башен, пробурено 5 артезианских скважин.

Государственная программа Рязанской области «Энергосбережение и  повышение энергетической эффективности на 2014-2020 годы» стала продолжением ЦП «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Рязанской области до 2014 года и на перспективу до 2020 года». Объем финансирования программы 2014 года из областного бюджета составил 19,74 млн. руб.

В рамках реализации программы в 2014 году основными мероприятиями стали:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

-перевод на поквартирное теплоснабжение в 40 многоквартирных домах (261 квартира);

-установка приборов учета в системе теплоснабжения 6 муниципальных котельных, в 6 многоквартирных домах;

-реконструкция 60 метров и строительство 310 метров тепловых сетей с использованием энергоэффективных технологий;

-закрытие 3-х убыточных котельных (Шацкое городское поселение – 2 ед., Михайловское городское поселение – 1 ед.).

Можно выделить ряд недостатков в системе управления вышеизложенными целевыми программами. Среди них: отсутствие эффективной системы контроля на уровне Министерства за соблюдением целевых показателей результативности и эффективности каждой программы. Прежде всего, отсутствует методика оперативного (текущего) контроля исполнения указанных целевых программ. Наконец, нет четкой методики расчета эффективности деятельности строительных организаций – подрядчиков.

Помимо целевого планирования, важным направлением взаимодействия Министерства при решении проблемы высокого износа объектов инженерной инфраструктуры должно стать привлечение инвестиций в сферу ЖКХ, реализация инвестиционных проектов, внедрение механизмов государственно-частного партнерства и, в первую очередь, концессии, в сферу предоставления коммунальных услуг.

Работа в этом направлении уже ведется. Первые из таких проектов планируется реализовать в сфере водоснабжения и водоотведения города Рязани в 2015г., а также в ходе создания современной комплексной системы обращения с отходами на территории Рязанской области в 2016г.

В инвестиционной дорожной карте Министерства на 2015-г. запланировано:

  • строительство водозаборного узла и реконструкция 1 км водопроводных сетей в п. Горняк Милославского района (первая очередь);
  • строительство водозаборного узла и реконструкция 1 км водопроводных сетей в п. Горняк Милославского района (вторая очередь);
  • строительство водозаборного узла и реконструкция 2,25 км водопроводных сетей в с. Аладьино Чучковского района;
  • строительство водозаборного узла и реконструкция 5,5 км водопроводных сетей в с. Петрово Ряжского района;
  • реконструкция 1,272 км водопроводных сетей в р.п. Старожилово Старожиловского района;
  • строительство водозаборного узла в р.п. Ухолово Ухоловского района;
  • реконструкция 1,1 км канализации и канализационной насосной станции в р.п. Сапожок Сапожковского района;
  • строительство 1,095 км водопроводных сетей в р.п. Елатьма Касимовского района;
  • строительство 0,06 км канализационных сетей в с. Тырново Пронского района.

В реализации проекта, взаимодействуя с Министерством ТЭК и ЖКХ Рязанской области, будут принимать участие несколько строительных организаций города Рязань. Среди них, в основном, крупные организации, известные своим сотрудничеством с московскими компаниями и застройкой районов города Рязань. Такие как: «Зеленый Сад», «Проектэнергомонтаж», «СтройСервис», «Технологии будущего», «Газкомплектсервис», «Веллком», «Мервинский».

Однако, пока данные проекты имеют низкую инвестиционную привлекательность, и потому обеспечены в основном государственными капиталовложениями. Частные инвесторы не видят прибыли, а значит, и смысла финансировать данные проекты, а министерство пока не смогло разработать востребованные схемы государственно-частного партнерства в данной сфере.

Отдельно стоит упомянуть об объектах, признанных культурным наследием. Заброшенные памятники архитектуры (о которых упоминалось в предыдущем параграфе работы), требуют немедленного капитального ремонта и реконструкции. Однако, строительный бизнес, не видя своей выгоды, не стремится вкладывать свои средства.

Счастливым исключением является историко-архитектурный музей-заповедник – Рязанский кремль, включенный в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, который был заложен еще в 1095 году. Исследователи считают, что оформление Успенского собора можно сравнивать по мастерству только с отделкой Грановитой палатой в Москве и Рождественской церкви в Нижнем Новгороде. Все сооружения на территории рязанского кремля систематически реконструируются благодаря Правительству Рязанской области, Министерству культуры и туризма Рязанской области и Министерству ТЭК и ЖКХ Рязанской области.

К сожалению, не все объекты культурного наследия так же охраняются и вовремя реконструируются. По нашему мнению, застройка исторических мест, снос памятников архитектуры, равнодушное отношение к объектам исторического наследия  являются одной из важнейших проблем современного общества.

Выводы по 2 главе.

Таким образом, основным субъектом сотрудничества со строительными организациями в Рязанской области является Министерство ТЭК и ЖКХ исследуемой области.

Механизм взаимодействия министерства ТЭК и ЖКХ Рязанской области со строительными организациями включает следующие компоненты:

  1. направления взаимодействия;
  2. организационно-правовое обеспечение взаимодействия;
  3. методы взаимодействия.

Организационно-правовую основу взаимодействия Министерства со строительными организациями составляют:

— федеральные и региональные нормативно-правовые акты;

— разработка и реализация областных целевых программ.

Направления взаимодействия Министерства со строительными организациями следующие:

— строительство жилого фонда;

— капитальный ремонт и реконструкция жилых и нежилых помещений;

—  проведение региональных конкурсов;

— реставрация памятников архитектуры регионального значения;

— сотрудничество с некоммерческими объединениями строительных организаций, Общественным советом при Министерстве.

Комплексным методом реализации целевых программ и инвестиционных проектов в сфере строительства является размещение государственного заказа Рязанской области.

В результате изучения механизма взаимодействия Министерства со строительными организациями удалось выявить следующие недостатки и «слабые звенья»:

— отсутствие прозрачного механизма и критериев отбора исполнителей заказа в строительной сфере;

— неэффективность действующей системы мониторинга и контроля за реализацией целевых программ, которые курирует Министерство ТЭК и ЖКХ;

— низкая привлекательность инвестиционных проектов в сфере строительства и ЖКХ Рязанской области;

— отсутствие привлекательных для строительных организаций программ в сфере реконструкции архитектурных памятников регионального значения.

3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МИНИСТЕРСТВА ТЭК И ЖКХ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ СО СТРОИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

3.1. Разработка проекта целевой программы Рязанской области «Реконструкция памятников архитектуры Рязанской области»

В связи с тем, что в Рязанской области существует большое количество архитектурных памятников федерального и регионального значения, требующих ремонта и реконструкции, в данной части работы предлагается проект целевой программы Рязанской области «Реконструкция памятников архитектуры Рязанской области».

Программа разработана в русле действий мирового сообщества, отвечает духу и букве принятых международных документов, к которым присоединилась Россия. Программные мероприятия соответствуют действиям, предпринимаемым Российской Федерацией по взятым на себя обязательствам при ратификации международных соглашений, в частности Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия (г. Париж, 1972 год), Конвенции Совета Европы об охране архитектурного наследия Европы (г. Гранада, 1985 год), а также принципам Международной хартии по охране исторических городов (1987 год).

Правовые основы для разработки Программы: Конституция РФ от 12.12. 1993г.; Градостроительный кодекс РФ; Жилищный Кодекс РФ; Реестр описаний процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере жилищного строительства, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года, № 403; Приказ Минкультуры России от 06.06.2014 N 1008 (ред. от 21.11.2014) «Об утверждении порядка проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на получение в 2014 году государственной поддержки (гранта) больших, средних и малых городов — центров культуры и туризма в рамках подпрограмм «Наследие» и «Искусство» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма».

Государственный заказчик Программы: Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области.

Цель программы: сохранение, восстановление и совершенствование архитектурной среды, всего архитектурного облика исторических городов Рязанской области как важнейшего компонента национального культурного достояния России.

Задачи программы:

— исследование, объективная оценка, восстановление и совершенствование архитектурного наследия исторических городов Рязанской области;

— комплексная реконструкция и возрождение исторических центров городов как мест наибольшей концентрации объектов архитектурного наследия области;

— создание благоприятных условий жизни в исторических частях городов, поддержание и развитие социальных контактов и социального обслуживания, образования, деятельности религиозных конфессий, туризма.
— улучшение условий экономической деятельности в исторических городах с целью восстановления и развития традиционных производств, народных и художественных промыслов и ремесел, торговых ярмарок, выставок.

Сроки и этапы реализации Программы:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

— 1 этап (2016- 2017гг.) — обеспечение сохранности ценного архитектурно-градостроительного наследия с целью придания импульса социально-экономическому развитию исторических городов;

— 2 этап (2017-2018гг.) — сохранение и дальнейшее развитие архитектуры, совершенствование социально-экономической, культурной и градостроительной базы исторических городов Рязанской области.

Перечень основных мероприятий Программы:

— сохранение и возрождение общего исторического архитектурного облика городов;

— возрождение исторических центров городов или их целостных фрагментов;
— сохранение и реставрация отдельных ансамблей и объектов архитектурно-градостроительного наследия;

— привлечение инвестиций в сферу строительства и реконструкции архитектурных памятников.

Исполнители основных мероприятий Программы: Правительство Рязанской области; администрации исторических городов Рязанской области — участников Программы; субъекты строительной и культурной деятельности в городах; научно-исследовательские и другие организации, отбираемые на конкурсной основе.

Обоснование необходимости разработки программы.

В соответствии с классификацией российских исторических городов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 марта 2001 г. N 238-р, на территории Рязанской области расположены 1 крупный исторический город – Рязань, а также 7 малых исторических городов: Касимов, Михайлов, Ряжск, Скопин, Спас-Клепики, Спасск-Рязанский, Шацк. В данных городах находится 19 архитектурных памятников федерального и 35 – регионального значения.

Федеральная целевая программа «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)», которая реализовывалась в России до 2010г., практически не изменила плачевного состояния архитектурно-исторических объектов Рязанской области.

В соответствии с предварительными результатами исследования состояния этих памятников архитектуры, 12% из них требуют капитального ремонта, 19% — реконструкции; 42% — текущего ремонта и 37% — замены и модернизации коммунальных систем. Однако, дефицит бюджета Рязанской области, а также «убыточность», низкая инвестиционная привлекательность данных памятников архитектуры не позволяет справиться с проблемой их модернизации за счет средств областного бюджета и частных инвесторов.

Вместе с тем, в настоящее время возможно получить из федерального бюджета целевые субсидии на реконструкцию архитектурного облика исторических городов России, в соответствии с Приказом Минкультуры России от 06.06.2014 N 1008 (ред. от 21.11.2014) «Об утверждении порядка проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации на получение в 2014 году государственной поддержки (гранта) больших, средних и малых городов — центров культуры и туризма в рамках подпрограмм «Наследие» и «Искусство» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма». Для этого, необходимо организовать мониторинг состояния памятников архитектурного значения области по требуемым критериям.

Не реализованной пока в Рязанской области, но стремительно набирающей популярность в Москве, является проект «аренда за 1 рубль», в соответствии с которым инвесторы получают ветхие здания (в основном, памятники архитектуры, на ремонт и реставрацию которых у власти хронически не хватает средств) в аренду за 1 рубль на 15 лет. Чтобы получить данную льготу, они должны будут сделать там капитальный ремонт и оформить разрешение на эксплуатацию данного объекта по целевому назначению (например, размещение гостиницы бюджетного уровня, хостела либо детского центра).  Период льготной аренды начинается с того момента, как инвестор отреставрирует или построит объект. Как правило, устанавливается максимальный срок, в течение которого он должен это сделать.

В процессе реализации Программы могут разрабатываться и другие подпрограммы в установленном порядке. Объем финансирования этих подпрограмм, включая средства федерального бюджета, должен определяться при их разработке и утверждении в каждом конкретном случае.

Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет государственный заказчик – Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области.

К реализации Программы будут привлекаться общественные организации: Союз архитекторов России, Российский союз исторических городов и регионов, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, российская ассоциация «Регион», Ассоциация малых и средних городов России и др.

Процесс возрождения исторической городской среды, памятников истории и культуры, культовых зданий и сооружений находит постоянную поддержку Русской православной церкви и других религиозных конфессий.

Решение проблемы состоит в следующем:

сохранение и совершенствование композиционно-пространственной целостности и общего архитектурного облика исторических городов в их развитии;

комплексная реконструкция и возрождение исторических центров городов и других районов исторической застройки;

поступательное развитие архитектурного творчества и органичное включение объектов и элементов новой архитектуры в исторический контекст города;

современное использование ценных исторических зданий и градостроительных систем прошлого;

ликвидация (или значительное сокращение) отставания в обеспеченности исторических городов системами и объектами социальной, транспортной, инженерной и экологической инфраструктуры;

разработка и внедрение механизмов регулирования инвестиционного процесса в исторической городской среде.

Обоснование необходимости программного подхода для решения выявленных проблем состоит в следующем.

Программный подход к решению таких сложных и многоаспектных проблем, как сохранение и развитие архитектуры исторических городов Рязанской области, представляется естественным и единственно возможным в свете мирового опыта высокой централизации процессов управления, накопленного в ряде развитых стран в течение многих десятилетий.

Всесторонний анализ современной непростой ситуации в исторических городах Рязанской области показывает, что для достижения целей, отвечающих интересам всех участников градостроительной деятельности, необходимо интенсивное развитие программного подхода в данной области. Более того, именно в современных условиях такой подход является необходимым инструментом обеспечения комплекса требований устойчивости развития исторических городов.

Программа предусматривает разработку взаимоувязанного по целям и задачам комплекса действий всех субъектов градостроительной деятельности. Такой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, обеспечивает эффективное решение задач регионального, экономического, экологического, социального и культурного развития Рязанской области.

Система программных мероприятий в соответствии с целями и задачами Программы определяет направления и пути решения проблем сохранения и развития архитектуры исторических городов Рязанской области.

В систему программных мероприятий входят:

— разработка (корректировка) градостроительной документации с учетом выявления территориального, историко-культурного, функционально-хозяйственного и природно-ландшафтного потенциала городов на базе предварительного составления историко-архитектурных и историко-археологических опорных планов;

— установление границ исторических территорий и их юридическое закрепление с разработкой системы ограничений, требований и привилегий по реконструкции, содержанию и использованию исторических территорий;

— сохранение и реставрация отдельных ансамблей и объектов архитектурно-градостроительного наследия;

— получение средств (субсидий) из федерального бюджета в рамках государственной поддержки (гранта) больших, средних и малых городов — центров культуры и туризма по  государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма».

— реконструкция с изменением функционального применения исторических производственных построек (заводов, мануфактур и др.), ныне утративших свое назначение;

— привлечение инвестиций на ремонт и реконструкцию ветхих памятников архитектурного значения.

Таблица 3. Потребность в финансовых ресурсах (прогнозная)

Программные мероприятия Стоимость — всего (млн. рублей) Источник привлечения средств
разработка (корректировка) градостроительной документации с учетом выявления территориального, историко-культурного, функционально-хозяйственного и природно-ландшафтного потенциала городов на базе предварительного составления историко-архитектурных и историко-археологических опорных планов 10 Бюджет Рязанской области
установление границ исторических территорий и их юридическое закрепление с разработкой системы ограничений, требований и привилегий по реконструкции, содержанию и использованию исторических территорий 1,5 Бюджет Рязанской области
сохранение и реставрация отдельных ансамблей и объектов архитектурно-градостроительного наследия 42,5 Бюджет Рязанской области, бюджеты муниципальных образований – исторических городов области
получение средств (субсидий) из федерального бюджета в рамках государственной поддержки (гранта) больших, средних и малых городов — центров культуры и туризма по  государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» 85 Федеральный бюджет
реконструкция с изменением функционального применения исторических производственных построек (заводов, мануфактур и др.), ныне утративших свое назначение 42,5 Бюджет Рязанской области, бюджеты муниципальных образований – исторических городов области
привлечение инвестиций на ремонт и реконструкцию ветхих памятников архитектурного значения 85 инвестиции
Всего по Программе 266,5  

Внебюджетные источники финансирования Программы формируются из средств предприятий, юридических и физических лиц — владельцев и арендаторов исторически значимых и иных объектов по программе «аренда за 1 рубль». Средства, расходуемые на реставрацию, реконструкцию и новое строительство на исторических территориях, аккумулируются местными органами власти на основе договоров, контрактов и в иной форме с оказанием организационной и технической помощи.

Механизм реализации программы основан на конкурсном отборе. На первом этапе проводится конкурсный отбор предложений администраций исторических городов по сохранению, восстановлению и развитию их исторической среды. На втором этапе проводится конкурсный отбор исполнителей и поставщиков по конкретным объектам.

Ожидаемые результаты программы:

  1. обеспечение не только сохранения, но и восстановления уникальных памятников истории и культуры, градостроительных ансамблей и окружающего их исторического ландшафта, расположенных в исторических городах Рязанской области.
  2. Существенное развитие в городах туристических и рекреационных функций, позволяющих многократно расширить масштабы посещений и пребывания как отечественных, так и зарубежных граждан (прирост составит до 15тыс. человекодней в год).
  3. Создание и развитие объектов туристической и рекреационной базы и сферы услуг позволит получить прямой экономический эффект в связи с тем, что окупаемость большинства объектов, особенно туристической инфраструктуры, составляет от 2 до 6 лет.
  4. Повышение уровня социально-экономического развития каждого исторического города Рязанской области, в том числе усиление социальной направленности экономики, обеспечение общего роста занятости населения.
  5. Создание условий для дополнительной капитализации реконструированных, отреставрированных и новых зданий жилого, социально-культурного и административно-делового назначения.
  6. Рост притока инвестиций.

Программа заложит основы устойчивого развития городов. Повышению устойчивости будет способствовать расширение сферы приложения труда, улучшение социально-демографической структуры населения, совершенствование планировочной организации территории и снижение экологической напряженности.


Страницы:   1   2   3   4   5


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!