Меню Услуги

Тенденции развития Японско-Американского экономического сотрудничества. Часть 3.

Страницы:   1   2   3   4


Главным контрагентом Японии в импорте с середины 2000-х гг. выступает КНР (21,7% импорта в 2015 г.), более чем вдвое превосходящая занимающие второе место США (8,6%) — прежнего многолетнего лидера. Другими основными партнерами Японии по импорту в 2015 г. были Австралия (6,1%), Саудовская Аравия (6%), ОАЭ (5,1%), Катар (4,4%) и Республика Корея (4,3%), а также Малайзия (3,6%), Индонезия (3,5%), Германия (2,9%), Тайвань, Россия (по 2,8%) и Таиланд (2,6%). По сравнению с 2014 г. существенно вырос удельный вес России (на 0,5 п.п.), КНР (на 0,4 п.п.) и Катара (на 0,3 п.п.). В то же время заметно снизился удельный вес Республики Корея (на 0,3 п.п.), Австралии (на 0,3 п.п.), Саудовской Аравии и США (на 0,2 п.п.).

Динамика абсолютных показателей импорта Японии в торговле с большинством важных партнеров в 2015 г. была отрицательной. Импорт из КНР уменьшился на 7,5 млрд долл., из США — на 6,3 млрд, из Австралии — на 5,3 млрд, из Саудовской Аравии — на 5 млрд, из Республики Корея — на 4,8 млрд, из Индонезии — на 3,4 млрд, из Малайзии — на 3,1 млрд. Значительный рост зафиксирован при импорте из России (на 2,9 млрд долл.) и Катара (на 1,1 млрд), меньший — при импорте из Аргентины (на 0,61 млрд), Алжира (на 0,46 млрд), Израиля (на 0,35 млрд), ЮАР (на 0,33 млрд) и Йемена (на 0,26 млрд).

В товарной структуре экспорта Японии наибольший вес традиционно имеет продукция общего и специального машиностроения, однако ее значение уменьшается. В 2015 г. ее доля впервые за несколько десятилетий опустилась ниже 40%, тогда как в начале 2000-х гг. она достигала 50%. Второе место прочно занимают транспортные средства, доля которых, заметно сократившись в кризис, к 2014 г., в целом, восстановилась до типичного для нынешнего столетия уровня, составив в 2015 г. около 24%. Третья позиция принадлежит химической продукции, ее вес в XXI в. демонстрирует тенденцию к росту, и в 2015 г. он достиг многолетнего максимума — 13,5%, по сравнению с докризисным уровнем этот показатель вырос на 2 п.п. Следующей по значимости товарной группой является металлопродукция, ее доля в текущем столетии тоже повышается и находилась в 2015 г. на многолетнем максимуме — 9,5%, что примерно на 1 п.п. выше типичного докризисного уровня. Существенный вес в экспорте Японии имеют неклассифицированные товары — 5% в 2015 г. Из других товарных групп наиболее заметный вес имеет топливо (около 2,5% в 2015 г.), доля каждой из остальных 8 товарных групп не превышает 2%, а суммарный удельный вес в 2015 г. составил около 6,5%.

Экспорт Японии в разрезе основных товарных групп в 2015 г. характеризовался следующими параметрами:

  • продукция общего и специального машиностроения — 285 млрд долл. (4-летний минимум, ниже уровня 2006 г.),
  • транспортные средства — 169 млрд долл. (4-летний минимум, ниже уровня 2007 г.),
  • химическая продукция — 97 млрд долл. (4-летний минимум),
  • металлопродукция — 67 млрд долл. (4-летний минимум, ниже уровня 2008 г.),
  • неклассифицированные товары — 36 млрд долл.

В структуре экспорта Японии в 2015 г. по сравнению с 2014 г. существенно вырос вес химической продукции (на 0,7 п.п.), топлива (на 0,6 п.п.) и неклассифицированных товаров (на 0,6 п.п.). Одновременно значительно снизилась доля продукции общего и специального машиностроения (на 1,7 п.п.).

Рисунок 2.3 — Товарная структура экспорта Японии в 2015 году

В абсолютном выражении прирост экспорта зафиксирован только по топливу (на 3,2 млрд долл.), неклассифицированным товарам (на 0,28 млрд) и продовольствию (на 0,12 млрд). В то же время отмечено сильное сокращение поставок продукции общего и специального машиностроения (на 47,1 млрд долл.) и транспортных средств (на 20,7 млрд), в меньшей степени — металлопродукции (на 8,1 млрд) и химической продукции (на 5,3 млрд). При этом самые высокие темпы прироста показало топливо (+24%), а наибольшие темпы спада — прочие товары (-17,1%), прочая сельхозпродукция (-16,9%), изделия из камня, стекло, керамика (-15,4%) и продукция общего и специального машиностроения (-14,2%)

Наибольший прирост экспорта в 2015 г. зафиксирован по статьям «топливо» (+3,2 млрд долл.) и «органические соединения» (+2,9 млрд), заметный — по «летательным аппаратам» (+0,44 млрд) и «неклассифицированным товарам» (+0,28 млрд). Сильное снижение поставок отмечено по статьям «механическое оборудование и техника, компьютеры» (-23,7 млрд долл.), «электрическое оборудование, теле- и радиоаппаратура» (-17,6 млрд) и «колесные транспортные средства» (-14,3 млрд), значительное — по «судам» (-6,8 млрд), «оптике, приборам, медицинской технике» (-5,5 млрд), «черным металлам» (-4,2 млрд), «пластмассам» (-2,8 млрд), «драгоценным металлам и камням» (-2,5 млрд), «изделиям из черных металлов» (-2 млрд).

2.2. Японско-Американского экономического сотрудничества и Россия: анализ и оценка

Япония признала Российскую Федерацию в качестве государства-продолжателя СССР 27 января 1992 г. В настоящее время российско-японские отношения характеризуются обоюдной приверженностью демократическим ценностям, отсутствием идеологической и военной конфронтации, взаимной заинтересованностью в сотрудничестве на международной арене.

В 2003 г странами был принят «Российско-Японский план действий» — обширный политический документ, в котором намечены основные направления дальнейшей работы по продвижению двусторонних отношений. Согласно данному документу, предусматривается развитие политического диалога, сотрудничество на международной арене, торгово-экономическое взаимодействие, развитие связей в правоохранительной и оборонной областях, углубление культурных и гуманитарных обменов.

В настоящее время между Россией и Японией активно развивается двусторонний диалог по правительственной линии, продвигаются межпарламентские контакты. Налажены связи между российской партией «Единая Россия» и Либерально­демократической партией Японии, российской партией «Справедливая Россия» и японской центристской партией «Комэйто». На регулярной основе осуществляются контакты между министрами иностранных дел двух стран. Активно развиваются торговые связи между странами. К основным российским товарам, экспортируемым в Японию, относятся: сырая нефть, газ природный сжиженный, нефтепродукты, алюминий необработанный, уголь каменный, палладий и платина необработанные, пиломатериалы, ферросплавы, рыба красная.

Структуру российского импорта из Японии формируют машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, каучук, резина и изделия из них, металлы и изделия из них.

В рамках экономического сотрудничества между странами действует Российско-Японская Межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам

29 сентября 2015 президент Обама провел переговоры с президентом Путиным в Нью-Йорке. Стороны обсудили ситуацию в Сирии, а также уничтожение «Исламского государства». Тем не менее, сторонам не удалось найти компромисс: США требуют отставки президента Асада, а Россия хочет сохранить его у власти. В результате 30 сентября президент Путин приказал начать наносить авиаудары в Сирии. При этом администрация Обамы жестко критикует Россию за то, что она бомбит не ИГИЛ, а оппозиционные силы.

12 октября США начали сбрасывать боеприпасы в Сирии для того, чтобы оказать поддержку оппозиции. Министр обороны США Эштон Картер (Ashton Carter) подчеркнул, что США не будут сотрудничать с Россией до тех пор, пока она будет вести ошибочную политику в Сирии. Складывается впечатление, что США и Россия начали воевать друг с другом чужими руками.

Затем главы США и России встретились на полях саммита G20, который прошел в Анталии. Стороны договорились сотрудничать для того, чтобы остановить гражданскую войну, однако, похоже, они так и не могут начать взаимодействовать по-настоящему.

США оказались в крайне сложной ситуации: им необходимо одновременно соперничать с такими двумя сверхдержавами, как Китай и Россия. Администрация Обамы пытается прийти к взаимопониманию, избегая военных столкновений со своими противниками, однако противники воспринимают это как дипломатическую слабость.

В результате азиатская политика Обамы, которую он начал проводить в 2011 году, не приносит результатов. Финансовые ограничения привели к сокращению оборонного бюджета. Тем не менее Вашингтон вынужден реагировать на присоединение Россией Крыма, а также на ближневосточный хаос, поэтому он не в состоянии уделять должное внимание Азии.

Отсутствие сил в западной части Тихого океана привело к тому, что в ноябре 2013 года Китай установил в Восточно-Китайском море опознавательную зону ПВО, начал строить искусственные острова для того, чтобы создать там военные объекты. В апреле 2014 года президент Обама посетил дружественные Японию, Южную Корею, Филиппины и Малайзию. Цель состояла в том, чтобы уравновесить баланс сил с Китаем. Тем не менее военный корабль был направлен в Южно-Китайское море только 27 октября этого года. Тем самым США оказали давление на китайский экспансионизм. Это стало возмездием за отказ Си Цзиньпина идти на уступки в ходе встречи в верхах в Вашингтоне в конце сентября.

В мае 2014 года в ходе Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии глава КНР заявил, что безопасность Азии находится в руках азиатских народов. Таким образом, Си Цзиньпин обозначил то, что Китай занимает в Азии лидирующую позицию. При этом он стремится к тому, чтобы избавить Восточно- и Южно-Китайское море от американского влияния. Идея Китая состоит в том, чтобы американское влияние не распространялось далее Гавайских островов.

Это всего лишь первый этап большой китайской стратегии. Китай разворачивает стратегию под названием «нить жемчуга», пытаясь укрепить свое присутствие в Индийском океане и взяв под свое крыло страны южной Азии. В мае этого года в Средиземном море прошли российско-китайские военные учения. В августе они были проведены в Японском море. Тем самым Китай продемонстрировал крепкие связи с Россией.

В соответствии с американской стратегией морской безопасности (август 2015 года) и японской стратегией государственной безопасности (декабрь 2013 года) Япония и США должны обеспечивать стабильные отношения с КНР. Если мощный американо-японский союз будет продолжать оказывать давление на китайскую экспансию, возможно, Китай осознает, что ему лучше стать полноценным членом мирового сообщества, который будет проводить мирную и ответственную политику. Стратегия Японии и США совершенно не учитывает то, что экспансия Китая представляет серьезную опасность.

Япония и США должны в срочном порядке пересмотреть стратегию построения отношений с КНР и РФ, внимательно следя за действиями этих стран.

Декларированные в концепции намерения быстро стали реализовываться: к началу прошлого года российско-японские отношения вышли на весьма высокий уровень по всем основным сферам взаимодействия. Впервые за долгое время прогресс наметился даже в самом непростом для двух стран вопросе — заключении мирного договора и решении территориальной проблемы.

В немалой степени этому способствовали личные усилия глав двух государств, которые за полтора года с момента возвращения Синдзо Абэ в премьерское кресло и избрания Владимира Путина президентом РФ в 2012 г. и до проведения Олимпийских игр в Сочи (февраль 2014 г.) успели встретиться пять раз. Эксперты не раз отмечали, что между двумя лидерами существуют «личные доверительные отношения», ясно выражаемые ими обоими. Именно с В. В. Путиным связывают надежды на разрешение территориального спора между Россией и Японией. К Д.А.Медведеву во многом из-за его визита на острова Южно-Курильской гряды в 2010 г., в Японии относятся настороженно.

По замечанию известного политолога Ф.Лукьянова, «третий президент России выбрал именно японское направление для того, чтобы демонстрировать свою жёсткость и непримиримость, в отсутствии которых его подозревали».

Путина же в Японии помнили как первого российского лидера, согласившегося вернуться к советско-японской декларации 1956 г. и подававшего сигналы к тому, что в территориальном вопросе возможен компромисс.

Нынешний премьер-министр Японии Синдзо Абэ неоднократно заявлял, что заключение мирного договора с Россией — это одна из главных целей его политики. Обычно такое стремление связывают с желанием не допустить слишком сильного сближения России с Китаем в то время, как у Японии и КНР возник ряд противоречий.

Некоторые аналитики отмечают, что для Абэ курс на прорыв в отношениях с Россией — это вопрос личного и семейного престижа, ведь его отец и дед также занимали различные посты в японском правительстве в ключевые периоды развития советско-японских отношений (во время визита в Японию Горбачёва и подписания Декларации 1956 г.).

В 2013 г. премьер-министр Абэ вместе с крупной делегацией бизнесменов и чиновников посетил Москву, что стало первым за 10 лет визитом главы японской администрации в Россию. Хотя радикального прорыва на переговорах по мирному договору достичь не удалось, лидеры двух государств ясно подтвердили намерение углубить отношения и достичь успеха.

«Японо-российские отношения таят в себе самые богатые потенциальные возможности. Мы — соседи, которые могут приносить друг другу большую взаимную выгоду», — заявил тогда японский премьер.

Помимо явного сближения в политической сфере успех сопутствовал и в экономических отношениях — товарооборот между странами достиг в 2013 г. рекордно высокого уровня, превысив 33 млрд долл. США, а для России Япония стала 7-м по объёму партнёром

Таким образом, можно заключить, что в последние несколько лет, до начала украинского кризиса, динамика российско-японских отношений была положительной, чему сопутствовал ряд объективных политических и экономических причин обвинения в адрес России по поводу её предполагаемого вмешательства в развитие политического кризиса на Украине стали звучать ещё до начала активной фазы противостояния протестующих на майдане с органами правопорядка. Однако в совершенно новую плоскость реакция западных стран перешла после присоединения Крыма к Российской Федерации, названного официальными представителями этих государств «аннексией».

Тогда же с заявлением по этой ситуации впервые выступило и Министерство иностранных дел Японии. Япония назвала референдум в Крыму «незаконным», отказалась признать его результаты и в одностороннем порядке остановила переговоры по смягчению визового режима, заключению новых соглашений по инвестиционному сотрудничеству, сотрудничеству в открытом космосе и соглашению по противодействию опасным военным действиям.

Присоединяться к санкциям, которые были введены против России США и Евросоюзом в обход ООН, Япония не торопилась, однако всё- таки вынуждена была пойти на этот шаг под давлением своих партнёров (что немаловажно, против антироссийских санкций выступало и население Японии).

По данным опросов, только 31% японцев поддерживали санкции, а 52% считали, что Япония должна выбрать свою линию поведения в этом отношении.

Подчинённый характер действий японского руководства был признан и официальными лицами. Так, губернатор Токио Ёити Масудзоэ подтвердил, что санкции были приняты под давлением США, заявив, что «Япония в вопросах безопасности всё-таки очень зависит от США. У нас проблемы вокруг нашей страны — в отношении Китая, КНДР и Южной Кореи, что обусловливает необходимость опираться на военные возможности США».

В итоге 29 апреля 2014 г. Япония ввела против России ограничительные меры, которые заключались в том, чтобы запретить выдачу виз 23 гражданам РФ, которые, по мнению японского МИД, «способствовали нарушению территориальной целостности Украины и её суверенитета».

Содержание списка, однако, не было раскрыто, и ряд экспертов высказывали сомнение в том, что он вообще отвечает действительности.

Например, один из главных фигурантов санкционного списка США и ЕС спикер Госдумы Сергей Нарышкин беспрепятственно въехал в Японию (июнь 2014 г.) и даже попал на «неофициальный» ужин с представителями политической элиты Токио, а значит, в японском варианте списка его точно не было.

О санкциях и появившихся слухах завуалированно высказался и сам глава российского государства на встрече с представителями ведущих иностранных информагентств, сильно удивившись тому, что «Япония присоединилась к каким-то там санкциям… и приостанавливает переговорный процесс». По словам Путина, обе страны на самом деле заинтересованы в развитии отношений и заключении мирного договора, но непонятно, готова ли сейчас идти по этому пути Япония. Японской стороне пришлось приложить немало сил, чтобы убедить его в обратном.

Следующий этап развития ситуации наступил после катастрофы «Боинга-777» компании «Малазийские авиалинии». Вместе с европейскими странами Япония осудила этот трагический инцидент и приняла новый пакет санкций, который включал арест японских активов тех лиц, которых Токио считает причастными к эскалации конфликта на востоке Украины , а также запрет на импорт товаров из Крыма и Севастополя в Японию и поддержку действий ЕС по остановке проектов России с Европейским банком развития. Ввиду того что импорт крымских товаров в Японию и так был практически равен нулю, а среди российских официальных лиц нет людей, владеющих значительными японскими активами, этот пакет санкций для России также можно считать относительно лёгким.

Самыми серьёзными ограничительными мерами стали секторальные санкции, которые Токио принял 24 сентября с.г. Определённым российским банкам: Сбербанку, Внешэкономбанку, ВТБ, Газпромбанку, Россельхозбанку было запрещено размещать на японском рынке ценные бумаги, срок погашения которых превышает 90 дней. Запрет был также наложен на экспорт военной техники и технологий двойного назначения в Россию.

Реакция МИД на введение санкций не заставила себя ждать.

Российское внешнеполитическое ведомство подтвердило, что рассматривает «этот недружественный шаг как очередное свидетельство неспособности японской стороны самостоятельно выстраивать внешнеполитическую линию». «Наша позиция, — говорится в заявлении, — неизменна — односторонние санкции нелегитимны, никогда не достигают своей цели, а лишь ведут к росту напряжённости в международных отношениях»

 

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЯПОНСКО-АМЕРИКАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

3.1. Проблемы внешнеэкономической политики Японии

Несмотря на то что на официальном уровне Япония присоединилась к введённым против России санкциям и ясно дала понять о своей поддержке курса США в дальнейшем давлении на Российскую Федерацию, Токио приложил все усилия к тому, чтобы воздействие такой политики на отношения с Москвой оказались минимальны. С таким выводом согласны как российские, так и японские эксперты, официальные лица и учёные.

Нынешний год поразительно богат на юбилейные события, отношения Москва — Токио не исключение. 160 лет назад был подписан первый российско -японский межгосударственный договор, 100 лет назад закончилась Русско-японская война, 90 лет назад был выстроен дипломатический мост между СССР и Японией, 70 лет назад закончилась Вторая мировая война, когда СССР и Япония были противниками. В 2015 г. исполняется 60 лет, как восстановились дружественные отношения Советского Союза и Страны восходящего солнца. Эти годовщины — хороший повод более внимательно посмотреть на состояние и перспективы двусторонних российско-японских отношений в ХХ! в. [5].

В самом деле, международные связи СССР и России с Японией отличаются, по сравнению с другими государствами, в частности, между странами до сих пор не заключен мирный договор.

Интерес в написании статьи по теме «развитие русско-японских отношений» обусловлен двумя причинами:

Во-первых, из-за последних событий в мировой политике, экономической блокады Западом России развитие восточного направления внешних отношений не может не привлечь внимание к одной из самых прогрессивных стран мира — Японии.

Во-вторых, многие исследователи ставят перед собой задачу решения территориального вопроса (Северные территории для Японии иначе Южные Курилы для РФ), я же хотела бы проанализировать историю их международных отношений.

Отношения между Россией и Японией можно обозначить формулой «от Путятина до Путина», исходной точкой которых стал Симодский трактат о мире и дружбе, подписанный 7 февраля 1855 г., обозначивший итог выдающейся миссии вице-адмирала Е. Путятина — открыт путь к развитию торговли, консульских, культурных и гуманитарных связей. Согласно данному документу граница между странами проходила по островам Курильской гряды Итуруп и Уруп, а Сахалин оставался неразделенным, но уже по российско-японскому

Трактату от 25 апреля (7 мая) 1875 г., первые две статьи которого указывают, что острова от Урупа до Шумшу были мирным путем отданы Россией Японии в обмен на остров Сахалин.

Следующим шагом стал Трактат о торговле и мореплавании от 27 мая (8 июня) 1895 г., по которому между странами установилась взаимная свобода торговли и мореплавания,отсутствуют или равные с другими государствами пошлины

Спад проявился в начале XX века. Интенсивная политика России в Китае: строительство КВЖД, аренда Ляодунского полуострова и создание военно-морской базы в Порт- Артуре, в то время как Япония благодаря капиталистическому развитию и возросшему экономическому потенциалу начала экспансию в Корею, привели к русско-японской войне 1904-1905 гг., впоследствии проигранной царской Россией, и завершившейся Портсмутским мирным договором. Несмотря на Трактаты 1875 г. и 1895 г. Россия потеряла часть острова Сахалин южнее пятидесятой параллели северной широты (ст.9), выход в Тихий океан, тогда как Япония получала господствующее положение в Корее и Южной Манчжурии.

Нормализация отношений началась с подписания Конвенции об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией от 20 января 1925 г. в Пекине, содержавшей ряд значительных уступок СССР, например, признание Портсмутского мирного договора 1905 г., по которому часть Сахалина к югу от 50-й параллели переходила во владение Японии . Со своей стороны японцы обязались вывести войска с территории Северного Сахалина, переходившего после этого под суверенитет СССР. Так произошло «оттаивание» между Советским Союзом и Страной восходящего солнца.

Снова курс изменился в начале 1930-х годов. Череда конфликтов на советскоманьчжурской границе и разгром отборного соединения японской Квантунской армии в районе реки Халхин-Гол повлияло на заключение Пакта о нейтралитете между СССР и Японией от 13 апреля 1941 г., когда стороны обязались взаимно уважать территориальную целостность и неприкосновенность друг друга (ст.1). Также оговаривался пятилетний срок его действия, а если не произойдет денонсации за год до истечения срока, то он будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет .

Однако в ходе Ялтинской конференции было заключено Крымское соглашение трех великих держав (СССР, США и Великобритании) по вопросам Дальнего Востока от 11 февраля 1945 г., которое предусматривало «вступление СССР в войну против Японии через два-три месяца после окончания боевых действий в Европе и передачу Советскому Союзу Курильских островов».

Так зародился территориальный вопрос, нерешенный до сих пор. С мая по начало августа 1945 г. на Дальний Восток были переброшены часть освободившихся от военных действий на Западе русских сил, а 9 августа 1945 г. — объявлена война Японии. Но уже 15 августа Япония приняла Потсдамскую декларацию (США, Великобритании и Китая) от 26 июля 1945 г., где, как и в Каирской декларации (США, Великобритании и Китая) от 27 ноября 1943 г., к которым 8 августа 1945 г. присоединился Советский Союз, сказано, что она будет изгнана со всех территорий, захваченных при помощи силы и в результате алчности, а 2 сентября 1945 г. подписала акт о капитуляции.

Однако, согласно Сан-Францисскому мирному договору от 8 сентября 1951 г., подписанному странами антигитлеровской коалиции и Японией, был зафиксирован отказ Японии от всех прав на Курильские острова и южную часть Сахалина , но не устанавливалось, к какому государству переходят упомянутые территории (ст.21,23,25), поэтому Советский Союз его не подписал..

Путь к восстановлению диалога Москва-Токио начался с обмена письмами между первым заместителем министра иностранных дел СССР А.А.Громыко и полномочным представителем правительства Японии С.Мацумото 29 сентября 1956 г., а по Совместной декларации СССР и Японии от 19 октября 1956 г. в п. 9 демонстрируется желание русских заключить мирный договор с передачей островов Хабомаи и Шикотан.

Позже в октябре 1973 г. состоялись первые советско -японская переговоры на высшем уровне, когда Премьер-министр Японии К. Танаки и генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев сделали Совместное советско-японское заявление от 10 октября 1973 г., где отмечается, что «заключение мирного договора внесет вклад в установление добрососедских отношений между обеими сторонами».

После образования в декабре 1991 г. СНГ и признания Японией Российской Федерации в качестве государства-преемника СССР переговоры по мирному договору продолжились.

О продолжении сотрудничества в XXI в. свидетельствуют неоднократные встречи на высшем уровне, например, 29 апреля 2000 г. в Санкт-Петербурге — Президент России В.В.Путин и Премьер-министр Японии Ё.Мори, а в сентябре 2000 г. они подписали Меморандум о сотрудничестве между Правительствами Российской Федерации и Японии в правоохранительной области и Меморандум об основах развития сотрудничества между Федеральной пограничной службой Российской Федерации и Управлением безопасности на море Японии. 25 марта 2001 г. они же сделали Иркутское заявление о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора. Также, на углубление политического диалога, развитие культурных связей двух стран указывает Совместное заявление о принятии Японо-российского плана действий, подписанное в сентябре 2003 г. Президентом В.В.Путиным и Премьер-министром Дз. Коидзуми.

13 октября 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин и Премьер-министр Японии М. Хосокава составили Токийскую декларацию о российско-японских отношениях, определяющую основные направления развития двусторонних отношений. Затем 13 ноября 1998 г. в ходе официального визита в Россию Премьер-министра Японии К.Обути была заключена Московская декларация об установлении созидательного партнерства между государствами. В августе 1999 г. руководителями военных ведомств впервые был составлен Меморандум о создании основ для развития диалога и контактов между Министерством обороны Российской Федерации и Управлением обороны Японии. Все это свидетельствует о развитости международного диалога двух стран.

Количество дружественных соглашений увеличивается с каждым годом, так, в 2009 г. двустороннее соглашение на совместную разведку запасов нефти в Восточной Сибири и соглашение о сотрудничестве в сфере ядерной энергии, а в январе 2012 г., как сообщает «Интерфакс», в Токио главы МИД России и Японии С.Лавров и К.Гэмба подписали соглашение об облегченном визовом режиме, способствующем активизации деловых, научных, культурных контактов.

Кардинально новым шагом во взаимоотношениях двух стран стало посещение премьер-министром Японии Синдзо Абэ России в конце апреля 2013 г., важным исходом которого явилась договоренность о начале консультаций между внешнеполитическими и оборонными ведомствами на уровне министров в формате 2+2. Стоит отметь, что до этого Токио вел диалог в такой доверительной форме только со своими стратегическими союзниками — США и Австралией.

В 2014 г. после событий на Украине наши отношения «подморозило», как выразился министр иностранных дел России Сергей Лавров. Под влиянием «большой семерки» Япония присоединилась к санкциям Запада в отношении России, позже были введены персональные санкции в отношении граждан РФ. Такие действия МИД России расценил как «недружественный и недальновидный шаг».

21 сентября 2015 г. состоялась встреча Министров иностранных дел С.В.Лаврова с Ф.Кисидой в Москве. «Хочу еще раз подтвердить нацеленность России на развитие всего комплекса российско-японских связей», — сказал Сергей Лавров. Фумио Кисида со своей стороны заявил, что его визит в Россию «фактически ознаменовал возобновление остановленных переговоров по заключению мирного договора». Лавров отметил, что «северные территории» не являлись предметом переговоров .

28 сентября 2015 г. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ и Президент России Владимир Путин на встрече в ООН договорились продолжить диалог, используя для этого возможность встреч на ноябрьском саммите АТЭС и других подобных международных мероприятиях. «У нас наблюдается некоторая активизация наших контактов по различным направлениям», — сказал Путин. Абэ заявил о намерении в спокойном режиме обсуждать заключение мирного договора . РИА Новости также передает информацию о готовящейся поездке В.В. Путина в Японию.

Таким образом, мы прошли все этапы на пути развития диалога Москва — Токио, между в нем было разное: мир и война, свободная торговля и санкции. Сегодня между сторонами сохраняется «непонятная» история, ведь государства заключают политические, экономические, военные и культурные соглашения, а мирного договора так и нет. Пока не ясно когда стороны смогут договориться по этому вопросу, но с точностью можно сказать, что как России, так и Японии это необходимо. Как отмечают большинство ученых, проблема кроется в территориальной принадлежности Северных территорий для Японии иначе Южных Курил для РФ, то я согласна с Хироси Кимура, заслуженным профессором Университета Хоккайдо, и считаю, что, заключив мирный договор на основе принципа «территории на технологии», Япония поможет развить русский дальневосточный регион, на который посягает Китай.

Можно сделать вывод, что международный договор обладает невероятной значимостью для установления всемирного блага. Так пусть же Россия и Япония заключат этот долгожданный мирный договор, и, наконец, не только фактически, но и формально будет снят «военный режим» и «непонятная» история прекратит свое существование.

Ещё до объявления о введении секторальных ограничительных мер российские журналисты писали, что «в целом японский пакет санкций выглядит заметно «облегчённым» по сравнению с мерами США и ЕС… это скорее вынужденная мера, дань союзническим обязательствам перед США»

Символическими назвал санкции и один из ведущих российских специалистов по Японии журналист Василий Головнин: «Санкции. в отношении России носили в основном символический характер. В частности, они практически не затрагивают экономические связи между Японией и Российской Федерацией». «Здесь (в Токио) все говорят, что эти санкции несерьёзные. И правительственные деятели, и эксперты полагают, что эти санкции минимальные и во многом символические».

О том, что санкции, введённые Японией, вряд ли принесут реальный вред экономике нашей страны и торговому сотрудничеству двух стран, говорили в том числе и представители организаций, попавших под эти ограничительные меры.

С официальным заявлением выступил, например, представитель ВЭБ: «Санкции, безусловно, несут определённый негативный репутационный эффект, однако с точки зрения практических последствий они существенным образом не скажутся на реализации проектов и деятельности банка, взаимоотношениях с ключевыми партнёрами и клиентами».

Аналитики отмечают также, что в отличие от ЕС и США, которые запретили российским банкам размещать ценные бумаги со сроком погашения до 30 дней, «у Японии Россия может занимать деньги на чуть более долгий срок, и это, по мнению экономистов, также является показателем той неохоты, с которой японские власти присоединяются к санкциям Запада».

Как пишут в японской прессе, «недостаточными» считают введённые японским правительством санкции и их главные инициаторы — США, которые пытаются добиться от своих тихоокеанских союзников более активной поддержки внешнеполитического курса администрации президента Обамы.

Некоторые японские эксперты вообще называют поведение руководства Страны восходящего солнца «бунтом» против своего главного союзника.

Так, Кадзусигэ Кобаяси полагает, что «Токио мало-помалу сходит с вашингтонской орбиты, стремясь проводить собственную независимую политику в отношениях с Москвой». «Если Запад хочет сомкнуть на шее России стальную цепь, Япония всегда будет самым слабым звеном в этой цепи», — заключает он.


Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоймость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!