Меню Услуги

Тенденции развития Японско-Американского экономического сотрудничества

Страницы:   1   2   3   4

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЯПОНСКО-АМЕРИКАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
  • 1.1. Основные этапы экономического сотрудничества Японии и США
  • 1.2. Изменение модели модернизации Японии: «обратный курс» и его причины
  • 1.3. Японско-американский союз безопасности как базовая основа внешней политики Японии
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЯПОНСКО-АМЕРИКАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
  • 2.1 Структура экспорта и импорта Японии и США
  • 2.2. Японско-Американского экономического сотрудничества и Россия: анализ и оценка
  • ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЯПОНСКО-АМЕРИКАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
  • 3.1. Проблемы внешнеэкономической политики Японии
  • 3.2. Перспективы развития экономического сотрудничества
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Список используемых источников

 

Введение

Довольно долгое время в Японии из-за принципа пацифизма, действовал запрет на экспорт технологий, которые могли бы использоваться в военных целях, что замедляло совершенствование, к примеру, технологий освоения космоса, так как возводило международную кооперацию в данной области в ранг невозможной. Также ярким примером будет отрасль робототехники в Японии. Правительство заявило, что данная отрасль является одной из приоритетных для развития, однако нормативные документы о прикладном использовании роботов, к примеру, в области здравоохранения, планируется начать разрабатывать только к 2016 году. По сути, приоритетные направления инноваций не получают необходимой поддержки со стороны государства, что делает их менее инвестиционно привлекательными для бизнеса.

Неоспоримо важное место в развитии инноваций имеет и политический фактор. Правительства США и Японии неоднократно объявляли, что инновации играют одну из главных ролей в экономическом росте страны, а также говорили о том, что роль государства заключается в помощи по внедрению инноваций не только в области государственной экономики, но и в области международного взаимодействия. Цитируя бывшего вице-министра экономики, торговли и промышленности Масико Терухико, «взгляды США и Японии на инновации совпадают не случайно и это делает их одним из самых привлекательных аспектов кооперации между странами»

В этой связи, необходимо использование эффекта синергии. Так, результаты исследований в области цифровой безопасности вполне могут быть использованы в освоении космоса. Вот почему есть необходимость координации не только лишь в рамках отдельных диалогов, но и между ними, в ином случае это будет просто трата усилий, времени и финансовых ресурсов.

Это подводит нас к новой проблеме, а именно обеспечение устойчивых взаимоотношений в области инновационной политики. Инновации, а именно в области фундаментальной науки, окупаются лишь в долгосрочной перспективе, а потому их финансированием в основном занимаются правительства. Но правительственные структуры меняются очень часто, что может угрожать устойчивости сотрудничества в силу разнообразных взглядов правящих лиц. По причине этого важным является укрепление результатов прошлой кооперации.

Несмотря на вышеизложенное, в сотрудничестве в области инновационной политики заинтересованы не только национальные правительства. Япония и США могут кооперировать на уровне национальных компаний, а именно, оба государства имеют исследовательские центры, являющиеся предметами их гордости, это Цукуба и Кремниевая долина. Данные центры имеют необходимые ресурсы для осуществления фундаментальных разработок, а их кооперация дает возможность предотвращения повторных исследований и создания того самого эффекта синергии. Помимо прочего, в рамках Диалога об инновационной политике, предпринимательстве и формировании рабочих мест, началось сотрудничество японских и американских университетов, позволяющее наделить исследовательские центры высококлассными специалистами, что способствует последующему развитию как этих двух государств, так и всего мира.

Целью исследования является раскрытие сущности торгово-экономического сотрудничества Японии и США.

Задачи исследования:

  • раскрыть основные этапы экономического сотрудничества Японии и США;
  • выявить особенности изменения модели модернизации Японии: «обратный курс» и его причины;
  • рассмотреть японско-американский союз безопасности как базовая основа внешней политики Японии;
  • исследовать структуру экспорта и импорта Японии и США;
  • проанализировать японско-американское экономическое сотрудничества и Россия;
  • рассмотреть проблемы внешнеэкономической политики Японии;
  • выявить перспективы развития экономического сотрудничества.

Предмет исследования торгово-экономического сотрудничества Японии и США. Объект исследования — экономического сотрудничества Японии и США

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов (Луков В.Б., Панова В.В., Ершов Ю.А., Бжезинский З., Смит Р., Брамс С.) по проблемам структуризации мировой экономики, в том числе посвященные деятельности «Группы лидеров», а также различные публикации, взятые, в том числе, с официального сайта «Восьмерки».

Теоретико-методологическую основу работы составил системно-компаративный подход, разработанный многочисленными научными школами, основанный на принципе историзма, включающем анализ объекта исследования как системы, обладающей определенной внутренней структурой, изучение этой структуры в процессе развития, выявление качественных изменений и их причин как внутреннего, так и международного характера в их взаимосвязи.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые на основе комплексного рассмотрения наиболее полного на сегодняшний момент круга письменных источников предпринимается обобщенный анализ экономических, политических, дипломатических, методов сотрудничества США и Японии.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Полученные в работе выводы могут использоваться при разработке общих лекционных и специальных курсов по новой и новейшей истории стран Востока, а также учтены при составлении программ для курсов по истории международных отношений.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЯПОНСКО-АМЕРИКАНСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

1.1. Основные этапы экономического сотрудничества Японии и США

Меняющаяся конфигурация источников силы и влияния на Дальнем Востоке подпитывает интерес исследователей к взаимодействию США и Японии, которые долгое время сохраняют за собой ведущие политико-экономические позиции в этом регионе. Однако Китай, выдвинувшийся в последнее время на передний план, кардинально повлиял на баланс сил.

Одной из главных особенностей отношений между США и Японией является подчиненное положение Страны Восходящего Солнца, чьи современные политическая система и экономика были построены при масштабной финансовой и технологической помощи Вашингтона. Эта помощь стала своего рода платой за внешнеполитическую и военную пассивность Японии. Так, положениями статьи 9 японской Конституции был закреплен отказ страны от использования силы для решения международных споров. При этом действующая нормативно-правовая база предусматривает защиту Соединенными Штатами Японии (но не обязывает Японию защищать США). Для этого на Окинавае располагается военно-воздушная база Футенма. Данное положение фиксирует и Договор о безопасности, связывающий Токио и Вашингтон. Поэтому эксперты называют Японию «экономическим гигантом, но политическим карликом».

Однако в последнее время Япония заявляет о своем праве на большую военную самостоятельность, что демонстрирует постепенный переход подчиненных отношений США и Японии к более равноправным. Одним из косвенных подтверждений этому служит то, что в начале 2012 г. с территории Японии были выведены 9 тысяч американских военных, вследствие чего общая их численность составила 38 тысяч человек.

Еще одна важная особенность современных политико-экономических отношений между США и Японией, состоит в том, что наибольшее количество японских инвестиций (до 42%) делается в экономику США при активной поддержке японского правительства.

Таким образом, ключевая особенность в том, что Япония занимает подчиненное положение по отношению к Соединенным Штатам, но Токио понимает, что данный формат отношений устарел. Дело в том, что Япония обладает мощными политико-экономическими ресурсами и способна принимать самостоятельные решения. Кроме того, в новых геополитических реалиях Вашингтон ради интересов Токио не готов жертвовать своими отношениями с Пекином – традиционным оппонентом японской стороны. Поэтому Япония склонна к более независимой позиции, однако США не готовы менять сложившую схему и, кроме того, стараются поддержать установленные отношения с Китаем, желая, таким образом, сохранить свой статус-кво как державы гегемона.

Развал мировой социалистической системы привел к ряду масштабных геополитических изменений. Не будет преувеличением отметить то, что негативный характер преобразований затронул и целый ряд государств АТР. Обострение ситуации на Корейском полуострове и практическая демилитаризация российского Дальнего Востока подняли ряд вопросов, от решения которых зависело не только будущее региона, но и мировая стабильность в целом.

Японское руководство, в равной мере как и граждане Японии, столкнулись со сложной и многогранной проблемой. Отсутствие полноценной армии, ограничение в развитии вооружений, ядерные амбиции Пхеньяна, бурный рост экономики КНР усложняли ситуацию еще больше, не позволяя найти быстрый путь выхода из кризиса. Официальный Токио сделал ставку на поддержание и развитие отношений с США, без преувеличения, своим главным союзником в регионе. Вопросы поддержания региональной безопасности играли первоочередную роль, несмотря на то, что между сторонами оставался ряд принципиальных, нерешенных проблем, как экономического, так и политического плана. Вашингтон не мог игнорировать спорные моменты, однако, как и его азиатский союзник, ориентировался на поочередное решение проблем, откладывая вопросы торговых взаимоотношений, сумев таким образом заручиться поддержкой практически по всем пунктам внешнеполитической деятельности, более того — сохранив прежний уровень военного присутствия в регионе.

Официальный Токио беспокоили проблемы в отношениях с КНДР и неурегулированные территориальные споры с Москвой и Пекином, в то время как проблемы американского военного присутствия являлись причиной постоянно растущего протестного состояния общества. 1990-е гг. не принесли ничего принципиально нового, лишь усилив двустороннюю связь, т. е. внешнеполитическую зависимость Токио, постоянную привязку к интересам США. Наиболее острой проблемой урегулирования японско-американских отношений оставался вопрос военных баз на о. Окинава. Не смотря на многочисленные акции протеста и постоянные, не затихающие дебаты о целесообразности такого вида оборонительного сотрудничества, Вашингтону удалось удержаться на территории японских островов, вместе с тем повысив степень своей вовлеченности во многие, в том числе и технологические проекты Сил самообороны Японии.

Тематика японо-американского сотрудничества получила самое широкое распространение в среде западной японистики. На сегодняшний момент существует множество работ, затрагивающих как отдельные, так и общие положения развития отношений двух государств. Работа У. Лафебера «Столкновение: История американо-японских отношений» представляет подробный экскурс в историю отношений двух стран с момента фактического открытия Японии в XIX в., затрагивая все аспекты сотрудничества, от политики до безопасности. Монография К. Пайла «Подъем Японии: Возрождение японской мощи и устремлений» описывает основные изменения во внешней политике Японии за последние 150 лет, прослеживая эволюцию доктрин и принципов вплоть до сегодняшнего дня [2]. Книга Р. Дж. Самуэлса «Защищая Японию: Большой план Японии и будущее Восточной Азии» рассматривает роль Японии в современном мире, идеологические и исторические корни японской внешнеполитической деятельности.

Теме японо-американского стратегического сотрудничества посвящен ряд отечественных статей. Анализу развития двустороннего военного сотрудничества посвящена статья В. Терехова «Военно-политическое становление Японии». Автор рассматривает перспективы развития внешней политики страны, ее отношения с крупнейшими державами региона, включая военную сферу. Проблемы и перспективы военного сотрудничества рассмотрены в статье М. Крупянко, Л. Арешидзе «Новые задачи старого союза» Статья И. Латышева «Договор безопасности, таящий угрозу» рассматривает аспекты японо-американского сотрудничества, в частности проблем пересмотра «Договора безопасности» 1951 г. в условиях нового, меняющегося мира. Проблемы и перспективы развития о. Окинава рассмотрены в статье Седзи Фукуеси «Окинава – «остров-база»

Данная работа рассматривает основные положения японо-американского сотрудничества в оборонительной сфере. Важно выделить основные положе­ния двустороннего партнерства, выявить проблемные стороны — спорные вопросы, влияющие на развитие отношений двух государств. Рассматриваемый период ограничивается последним десятилетием XX в.

Сотрудничество стран не ограничивалось разработками в области вооружений. Японской стороной неоднократно признавалось, что, помимо явных выгод в военной сфере, присутствие США в Азии позволяет расширить политические влияние и связи в других областях, переплетенных с более широким спектром проблем, затрагивающих далеко идущие интересы Токио. Подчеркивалась и стабилизирующая роль Вашингтона во всем регионе, правда, никогда не упоминалось, о какой конкретно противопоставляющей себя, дестабилизирующей силе шла речь. Однако, учитывая общую нестабильность, вызванную распадом СССР, причин могло оказаться немало. Постепенный рост напряженности на Корейском полуострове вынуждал действовать активнее, или, как минимум, сплоченнее. В июле 1994 г. главы Японии и США подтвердили свое строгое следование условиям «Договора о безопасности» и соответственно, перенесение его на новую, долгосрочную перспективу, с учетом проблем региональной стабильности.

Японо-американские саммиты и встречи в формате «2+2» превратились в отличительный знак двустороннего сотрудничества, проходя ежегодно, а иногда и по несколько раз в год. Для обеспечения работоспособности и обязательного исполнения условий соглашения были доступны и другие площадки, такие, например, как встреча японо-американского Совещательного комитета по безопасности, прошедшая в марте 1994 г. Встреча состоялась практически сразу после обновлений в составах кабинета министров обоих государств. Регулярная основа сотрудничества подкреплялась и одиночными визитами. Так, например, министр обороны США посетил Японию дважды, причем в течение одного года. Японская сторона ответила визитами главы МИД Коно Ехея и генерального директора Агентства безопасности Тамазава Токуитиро.

Активное сотрудничество являлось следствием политики 80-х гг. Но не стоит забывать, что у сторон имелось немало противоречий, от решения которых и зависела частота визитов. Присутствие иностранных военных в Японии служило внутренним дестабилизирующим фактором.

С 1987 финансового года правительство Японии брало все расходы по трудовой деятельности японцев на американских базах, а с 1991 г. начало реализовывать политику «частичного обеспечения», т. е. предоставляло воду, тепло и другие коммунальные услуги согласно так называемому «Соглашению о специальных мерах». Расходы на расквартировку американцев в Японии достигли 594,4 млрд иен, и этот только в одном 1994 г. Динамика увеличения продолжалась и в последующий период.

Ситуация изменилась к концу 90-х. Расходы Японии сократились на 3,3 биллиона иен (только в 2000 г.). Министр иностранных дел Коно и госсекретарь США Мадлен Олбрайт подписали «Новое соглашение по особым мерам» во время встречи Консультативного комитета по безопасности 11 сентября, документ был одобрен Парламентом 17 ноября 2000 г..

Внешнеполитические изменения требовали новой законодательной базы, это подталкивало к развитию двусторонних контактов на различных уровнях. В результате завершения одного из таких диалогов в апреле 1996 г. премьер Хасимото Рютаро и президент Билл Клинтон договорились о создании «Японо-американской декларации в области безопасности». Проект был одобрен сторонами в ходе апрельского визита американского президента в Японию. Документ подтверждал огромную важность «Договора о безопасности». Стороны договорились, что ратифицируют «Декларацию» в кратчайшие сроки, вопрос принятия рассматривался как очередное подтверждение усиления союза двух государств.

Японский МИД выделял ряд важных фактов, которые, по мнению экспертов, должны были стать основой для будущего совместного сотрудничества (как отмечалось, на благо всего человечества). Отдельная ставка делалась на продвижение совместных проектов в АТР, а также необходимость внедрения новых форм сотрудничества Японии и США в сфере безопасности. «Декларация» указывала на возможность совместных действий в случае нарушения режима безопасности в регионе, но, что немаловажно, не исключала дальнейшее изменение в статусе каждого из союзников.

Совместная «Японо-американская декларация в области безопасности» также инициировала пересмотр существующих «Рекомендаций для японо-американского оборонительного сотрудничества», сформулированных еще в 1978 г. Подобный пересмотр был необходим для того, чтобы обеспечить определенное продвижение в области обороны на новых условиях, диктуемых периодом окончания «Холодной войны», и при поддержании положений новой оборонительной программы Японии, принятой в ноябре 1995 г. В июне был воссоздан Подкомитет для сотрудничества в области обороны, орган находился под непосредственным контролем Японо-американского консультативного комитета по безопасности и способствовал созданию и запуску механизма пересмотра отношений двух сторон.

В сентябре 1996 г. прошла встреча Японо-американского консультативного комитета по безопасности, на которой был озвучен «Доклад о прогрессе в пересмотре положений» и было публично заявлено о намерениях завершить работу к осени 1997 г. Работа включала изучение мер по сотрудничеству в проблемных участках АТР, а также непосредственно в местах, откуда исходила прямая угроза безопасности Японии. Министерство иностранных дел заявило о полном соответствии положениям Конституции Японии и об отсутствии изменений в основной линии сотрудничества в области безопасности.

Вашингтон и Токио брали на себя обеспечение полной прозрачности, во многом ради поддержки взаимопонимания, а также дружественных и открытых отношений с соседними странами. Важно отметить, что процесс совместной деятельности шел на фоне не урегулированной ситуации вокруг о. Окинава. Середина 90-х отметилась рядом скандалов, включая эпизод с изнасилованием несовершеннолетней гражданки Японии американскими военными.

Обнародование «Совместной декларации» подтверждало важность соглашений с США и то, что двустороннее сотрудничество в области безопасности оставалось одним из приоритетов совместной деятельности. Японское правительство давало понять, что не собиралось бросать попытки решения проблем с американскими военными базами в Японии и старалось делать все для обеспечения соответствующего уровня международных отношений, как единственно возможного гаранта развития двусторонних связей на позитивной основе (Токио хотел отказаться от политики ультиматумов).

Обе стороны указывали на необходимость прозрачности в работе форумов, подобных Подкомитету по оборонительному сотрудничеству. Подробный доклад по положениям «Рекомендаций» был представлен в сентябре 1996 г., в июне 1997 г. последовал промежуточный доклад того же рода. Ответственный и своевременный подход к работе позволил ускорить темп, новые «Рекомендации» были представлены в Нью-Йорке 23 сентября 1997 г. (по американскому времени).

Документ обосновывал новые политические цели в развитии отношений с США (с учетом интересов сторон и реального положения дел в мире), учитывал развитие оборонительного сотрудничества, не накладывая обязательств на правительства в принятии законодательных, бюджетных или административных мер. Указывалось, что все совместные программы должны были реализовываться в рамках существующей Конституции Японии и не должны были нарушить правил японо-американского «Договора о безопасности» — фундаментальной основы, на которой строился союз двух государств. Важно отметить и то, что государства-союзники обязывались соблюдать все нормы международного права и соглашения с третьими странами.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Источники японского МИД указывали на следующие цели документа. «Рекомендации» предлагали:

1) сотрудничество между сторонами в мирный период;

2) действия, которые необходимо предпринять в ответ на прямую угрозу безопасности Японии;

3) совместные действия в случае осложнения ситуации близ границ Японии, что в перспективе могло вызвать угрозу внутренней безопасности страны. Отдельно отмечался «ограниченный», оборонительный характер соглашения, направленного на обеспечение стабильности в регионе. В случае военной нестабильности близ границ Японии стороны могли следовать по определенным сценариям, как, например, организовывать эвакуацию без военного вмешательства или оказывать прямую поддержку ресурсами и персоналом. Япония и США провели ряд консультаций и стремились добиться одобрения документа от ближайших соседей по региону, однако не отказывались от возможного непринятия проекта целым рядом стран, договорившись продолжить работу по разъяснению своих намерений.

Новый вариант «Рекомендаций» был представлен Кабинету 29 сентября 1997 г., после чего без особых проблем одобрен. Следом за официальным утверждением началась работа по активизации соглашения. «Рекомендации» позволяли создать ряд важных двусторонних механизмов, не исключая возможности совершенствования законодательных мер, особенно важных для Японии, продолжавшей тяготиться безраздельным господством американцев в регионе. Проблемы американского присутствия могли помешать активному развитию диалога, что ставило Японию в неудобное положение. Однако явного давления на американскую сторону оказано не было.

В ходе работы Японо-американского консультативного комитета по безопасности 20 сентября 1998 г. и Японо-американского саммита, прошедшего 22 сентября того же года, стороны вновь подтвердили свое желание следовать нормам совместного «Договора о безопасности». Незадолго до встречи произошло и другое примечательное событие. 31 августа состоялся испытательный запуск ракеты КНДР, что в условиях повышенной напряженности на Корейском полуострове создавало еще больше поводов для опасения, как японской, так и американской стороны. Немаловажность данного факта следует из того, что подобные «провокационные», как их принято называть, действия, по сути, развязывали руки США, давая все больше возможностей прямого давления на свои ключевые опоры в АТР, а именно на Республику Корея и Японию. В этих условиях подчиненное положение Японии, стремление идти на сближение с Соединенными Штатами, несмотря на отсутствие угрозы реального военного конфликта, воспринималось в другом ключе, лишалось части открытого гражданского неприятия, так как создавало основу для решения фундаментальных проблем безопасности АТР.

Опубликованные в сентябре 1997 г. «Директивы Японо-американского оборонительного сотрудничества» имели четкую цель — положения создавались для обеспечения более эффективной работы совместных служб, как в рамках стабильного развития, так и на случай «экстренных мер». Работа по созданию механизма сотрудничества продолжилась и в 1998 г., когда был опубликован ряд законодательных актов, принятых японским Парламентом. Речь шла о проекте закона, касающегося мер по сохранению мира как в Японии, так и за ее пределами, вне зависимости от ситуации на международной арене. Власти стремились внести поправку в «Закон о Силах самообороны», а также дополнительные поправки к «Японо-американскому соглашению о взаимном обеспечении логистической поддержкой, снабжением и услугами». На первый план выходила работа по координированию действий в случаях возникновения проблем региональной безопасности.

Важность подобных инициатив была подтверждена и уровнем переговорщиков. Данные вопросы обсуждались на встрече Подкомитета по оборонительному сотрудничеству 20 января 1998 г., поднимались на переговорах между секретарем безопасности У. Коэном, премьер-министром О. Кэйдзо и гендиректором Оборонительного агентства К. Фумио. Совместная работа предполагала планирование и утверждение общих стандартов и процедур, однако быстрых решений не последовало, и проект был отправлен на дальнейшую доработку. На двустороннем саммите, прошедшем 3 мая 1999 г., стороны вновь подтвердили следование нормам основных двусторонних соглашений, и приняли решение развивать положения договоренностей ради укрепления мира и стабильности во всем регионе.

К нерешенным проблемам относилось и идеологическое урегулирование внутри Японии. Работа с общественным мнением имела первоочередное значение. Токио не мог обеспечивать полный контроль над безопасностью в рамках границ АТР самостоятельно, в этом случае поднимался вопрос о роли США. Власти старательно замедляли процесс решения вопросов с иностранными военными базами, делая ставку на естественное отсутствие разногласий, вытекающее из общего, «демократического» типа развития государств. Об укреплении доверия и сотрудничества говорила и организация двусторонней встречи, прошедшей в Нью-Йорке в сентябре 2000 г. Япония гарантировала свою приверженность условиям соглашений с США, публично подтвердив их ключевое значение для обеспечения собственной безопасности. В условиях продолжающейся работы «Договора о безопасности» Парламент принял «Закон о мерах по обеспечению мира и безопасности в Японии в ситуациях нестабильности на окружающих территориях». В ноябре 2000 г. был принят «Закон об инспекциях на судах». Подобные решения должны были повысить эффективность совместной деятельности, но не нести отпечатка подчиненного положения страны, ориентируясь на обеспечение контроля над безопасностью в прилегающих территориях (подобные меры входили в обязанности каждого государства). Система координации совместных действий на случай неотложных мер была усовершенствована в результате принятия «Механизма двусторонней координации». Документ был одобрен Консультативным комитетом в области безопасности на прошедшей в сентябре 2000 г. встрече двух сторон.

Позитивные аспекты диалога между странами являлись результатом проработанной и целенаправленной политики. Япония и США доказали способность к постоянному сотрудничеству, отказываясь менять формат общения, однако так и не сумели прийти к общему знаменателю по целому ряду вопросов. Обострение ситуации на Корейском полуострове и взрыв нестабильности на Ближнем Востоке угрожали новыми вызовами, справиться с которыми Токио было не под силу, что, однако, не снимало внутриполитической и социальной напряженности. Несмотря на определенное изменение своей политики в отношении Японии, американское руководство продолжало и продолжает отстаивать жесткую позицию, рассматривая вывод воинского контингента как преждевременный и даже опасный для АТР шаг. Несмотря на усилия японской общественности и политиков, ситуацию не удается сдвинуть с мертвой точки, что лишь сильнее подогревает негодование среди местного населения, приводя к новым, внутриполитическим проблемам, решать которые приходится постоянно меняющемуся кабинету министров. Однако, несмотря на явную нестабильность последнего десятилетия как во внутренней, так и во внешней ситуации, продолжают намечаться положительные сдвиги.

Стремление добиться разрешения ситуации присутствует с обеих сторон, продолжается двустороннее сотрудничество в миротворческих и антитеррористических операциях. Япония и США стремились наращивать сотрудничество все предыдущее десятилетие, но скорее от вынужденных, требующих срочного решения мер, дальнейшее затягивание разрешения конфликтных вопросов может нанести серьезный урон двусторонним отношениям, а также ситуации во всем регионе.


Страницы:   1   2   3   4