Меню Услуги

Актуализация межкультурного диалога в современном Интернет-пространстве. Часть 3.


Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

ГЛАВА II. Интернет-пространство как средство межкультурной коммуникации в информационном обществе

2.1 Интернет-пространство как вид социального пространства межкультурной коммуникации

Прежде, чем перейти к понятию интернет-пространства, раскроем содержание категории социального пространства, а также рассмотрим представления о социальном пространстве различных авторов.

Термин «социальное пространство» ввел П. Бурдье в работе «Физическое и социальное пространство» (1990) для обозначения абстрактного пространства, конституированного ансамблем подпространств или полей, которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала. Социальное пространство, это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее точно и четко.

В социологии П. Бурдье понятие «социальное пространство» представляет собой форму, выражающую определенные отношения, которые проявляются как способы координации между состояниями предметов исследования. Содержанием данной формы выступают изучаемые социальные явления и процессы, характер которых и определяет основные свойства социального пространства. В социологии П. Бурдьё «социальное пространство» есть, прежде всего, структура социальных позиций.

Пространственные характеристики социальных явлений далеко не всегда становились специальным предметом изучения исследователей, но, так или иначе, и классики науки, и современные исследователи принимали пространство как контекст социальной реальности. Можно выделить несколько подходов к определению социального пространства.

1) Концепция «дисциплинарного пространства» М. Фуко: власть воздействует на человеческие телесные практики посредством структурирования пространства, использования тех или иных архитектурных форм, иных способов «дисциплинирования» (например, армейской муштры, школьного расписания, режима конвейера и т.д.);

2) Идея драматургической социологии Э. Гофмана, согласно которой социальное взаимодействие может быть рассмотрено как переговоры о пространстве: выстраивая свое взаимодействие как род сценической игры, индивиды договариваются, кто какую территорию занимает, кто, куда и как часто может передвигаться и др.

3) Идея Ю.М. Лотмана о разграничении всеобщего пространства всякой культуры на внутреннюю (культурную) и внешнюю (внекультурную), чуждую сферы: первая отождествляется с упорядоченностью, организованностью (космической, религиозной, социальной), вторая — с миром зла, дезорганизации, хаоса, враждебных культурных и политических сил.

4) Категория «социальное пространство» также была рассмотрена Ф. Теннисом, определившим общую социологию как науку о человеческой витальности, изучающую взаимоотношения людей друг с другом в пространстве и во времени.

5) Г. Зиммель, написавший отдельную работу «Социология пространства», характеризует социальное пространство как бездейственную форму, существующую лишь благодаря энергии деятельности субъектов.

6) П. А. Сорокин рассматривает социальное пространство в контексте теории социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно П. А. Сорокину, «определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям и другим социальным явлениям, взятым за такие «точки отсчета»».

7) Т. Парсонс вводит понятия «территориальность» и «резидентное размещение». П. Штомпка, акцентируясь на деятельностной сущности социальных агентов, описывает модель «поля взаимоотношений», объединяющего четыре уровня: 1) идей, верований, дефиниций; 2) норм, предписаний; 3) интеракций; 4) возможностей, или ресурсов.

В работах многих авторов можно встретить упоминание категории социального пространства, но здесь представлены авторы, наиболее предметно развивавшие данную тематику и применявшие данное понятие для анализа социальной реальности.

Стихийно развивающаяся в информационном обществе глобальная сеть формирует новый вид социального пространства, так как образует определенную сеть ролей, позиций и связей пользователей Интернета.  Глобальные сети уже прочно закрепились в жизни современного человека, пространство интернета играет значимую роль в становлении его личности. Поэтому рассмотрение интернета как самостоятельной сферы общественной жизни приводит к тому, что современные исследователи рассматривают глобальную сеть как социальное пространство с определенными  уровнями и агентами взаимодействия.

Интернет выступает в качестве предмета междисциплинарных исследований в различных областях гуманитарного знания как фундаментальных (философия, социология, психология, педагогика, информатика, политология, юриспруденция, экономика, культурология, лингвистика и др.), так и в относительно новых прикладных направлениях развития научной мысли, например коммуникативистика (Communication Science), управление интернетом (Internet Governance), киберпсихология (CyberPsychology), интернетика, интернет-эвристика и т.д.

В социологии в настоящее время сложились два основных подхода к изучению интернета. Первый направлен на выявление социальных условий и предпосылок, в наибольшей степени влияющих на институционализацию интернет-пространства как отдельную, относительно автономную сферу общественных отношений, и прогнозирование положительных и отрицательных последствий данного процесса.

Второй подход, напротив, ориентирован на выявление и оценку последствий воздействия интернета на деятельность других социальных институтов и организаций, на раскрытие влияния специфических характеристик интернет-пространства как особого вида социальной реальности на современное общество.

Интернет-пространство, с точки зрения теорий социального пространства, относится к особому образованию, которое может быть рассмотренно с точки зрения двух подходов: Э. Гофмана, согласно которому социальное взаимодействие может быть рассмотрено как переговоры о пространстве и Ф. Тенниса, определившего социологию как науку о человеческой витальности, изучающую взаимоотношения людей друг с другом в пространстве и во времени.

Таким образом, интернет-пространство — это открытое целостное образование, не имеющее четких границ, создаваемое взаимодействующими индивидами, акторами, социальными группами и организациями, объединенными опосредованными социальными взаимосвязями и отношениями при помощи компьютерных и аналогичных им коммуникационных технологий и соответствующих средств поддержки.

Не следует путать интернет-пространство с интернет-средой, которую можно определить, как совокупность технических, функциональных, информационных, социальных, экономических, юридических компонентов, обеспечивающих существование, функционирование и деятельность индивидуумов и групп пользователей различных компьютерных информационных сетей. Интернет-пользователь — это индивид, имеющий доступ и пользующийся в качестве инструмента для решения различных задач (деловых, учебных, развлекательных) информационными и коммуникационными сервисами и службами интернета.

Как и социальное, интернет-пространство структурировано и дифференцировано, т.е. в нем существуют различные социальные группы, являющиеся носителями доминирующих интересов, взаимодействующие на основе формальных и неформальных связей и реализующие различные виды совместной деятельности. Интернет-пространство неоднородно и имеет множество плоскостей, каждая из которых характеризуется определенным типом отношений и обладает собственной логикой, а его элементы соединены в хаотическом и противоречивом единстве.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Вместе с этим, в качестве одного из определяющих факторов социальной дифференциации в интернет-пространстве выступает уровень доступа к знаниям и информации, при этом роль традиционных критериев определения социального положения незначительна, т.е. происходит сглаживание межкультурных, этнических, социльно-личностных различий и уравнивание по социальному, образовательному и материальному статусу. Интернет-пользователи, находящиеся на верхних уровнях информационной стратификации, далеко не всегда занимают высокие позиции в традиционном социально-экономическом ранжировании.

Процесс развития интернета сопровождается формированием некоторых норм, предписаний и требований, связанных с определенной организационной и социальной структурой интернет-пространства, посредством которых контролируется и регулируется деятельность людей в процессе интеракции. Вместе с тем, интернет-общение нередко приводит к изменению ценностных ориентаций личности, меняются мироощущение, мировозрение, способ мышления людей, появляются новые виды девиаций.

Стоит отметить в рамках Интернет-пространства наиболее активную прослойку пользователей современной глобальной сети  как молодежь. Молодые люди являясь наиболее гибкой социальной группой, располагают большими возможностями в освоении инновационных средств связи. Молодежь рассматривает Интернет-пространство как основной источник информации и главное средство коммуникации. В основном, выход в онлайн связан с поиском полезных сведений, новостей и работы, общения с друзьями, скачивания музыки и просмотра фильмов.

Основу современного интернет-пространства составляют ресурсы Web 2.0, позволяющие объединять различные веб-службы и веб-сервисы в единую информационную среду для совместного формирования и использования коллективного знания. К числу наиболее популярных ресурсов Web 2.0 сегодня можно отнести:

  • блоги (web-log, или blog от англ. web log,) и микроблоги, ориентированные на организацию персонального информационного пространства пользователя в виде дневника (журнала), позволяющего публиковать, хранить, обрабатывать, передавать различную по виду и содержанию информацию и осуществлять ее поиск во всем массиве данных (Livejournal, Blogger, Twitter и др.);
  • социальные сети (англ. – social networking service), позволяющие образовывать открытые и закрытые сообщества по интересам для коллективного обсуждения различных вопросов и осуществления совместной деятельности (MySpace, Facebook, ВКонтакте и др.);
  • вики-проекты – ресурсы коллективного создания гипертекста, предназначенные для формирования электронных и медиабиблиотек, в состав которых включены каталогизированные тематические базы энциклопедических, справочных, словарных, иллюстративных и других документов и данных для обеспечения адресного поиска и свободного сетевого доступа (Википедия, Летописи, Open Encyclopedia Project и др.);
  • социальные мультимедиа, предназначенные для хранения и совместного использования, обмена, комментирования и редактирования графической, аудио- и видеоинформации, фотографий, анимации и др. (Last.fm , Flickr, YouTube и др.);
  • социальные поисковые системы и сервисы закладок, ориентированные на совместный поиск информации и коллективное создание, обмен и систематизацию ссылок на тематические интернет-ресурсы (Quintura, Del.icio.us, Memori.ru и др.);
  • социальные геоинформационные системы, обеспечивающие совместное описание, редактирование, актуализацию, сопоставление и использование для решения прикладных задач знания, привязанные к тому участку местности, информацию о котором они несут (OpenStreetMap, WikiMapia и др.);
  • многопользовательские сетевые игры (Massively Multiplayer Online Games) онлайн-игры с виртуальными персонажами (как управляемыми реальными людьми, так и смоделированными и управляемыми компьютером), несуществующими расами и кастами, виртуальной экономикой, географией, ресурсами, собственной системой обучения, поощрений и наказаний и т.д. (World of Warcraft, Second Life и др.).

Помимо этого, создаются и развиваются новостные, образовательные, научные, экономические, маркетинговые, развлекательные, познавательные, игровые интернет-ресурсы, в функционировании которых используются механизмы социального взаимодействия пользователей для создания и управления коллективным знанием, которыми во всем мире сегодня пользуются свыше 1 млрд человек.

Сегодня интернет это не только компьютерная сеть, но и социальное пространство, в котором происходит взаимодействие индивидов и групп пользователей; организуются социальные системы, сети и сообщества; осуществляется интеракция в процессе коммуникации; происходят процессы институционализации социальных взаимодействий,  групповой динамики, ценностно-нормативного регулирования и ролевого поведения   личности.

В этом контексте Интернет-пространство, как особый вид социального пространства современного информационного общества, является чрезвычайно мощным средством межкультурной коммуникации, которая способствует сближению народов и росту их как национального, так и межнационального самосознания.

Анализ основных особенностей межкультурной коммуникации в Интернет-пространстве следует начать с выделения базовых характеристик новой коммуникативной среды., основных подходов к проблемам межкультурной коммуникации в среде Интернета, а также выявления специфики межкультурной коммуникации в российском Интернет-пространстве.

Межкультурная коммуникация как сложное явление в научной литературе часто обозначается различными терминами, такими как транскультурная и панкультурная коммуникация, интеркультурная коммуникация, межэтническая коммуникация, межкультурная интеракция,  кросскультурная коммуникация и даже культурная синергия.

В Интернет-пространстве межкультурная коммуникация одновременно как усложняется, поскольку возникают дополнительные средства виртуальной коммуникации, особой визуализации ряда параметров реальной социокультурной коммуникации, так и упрощается, так как Интернет-среда нивелирует или сводит «к поверхности», если трактовать это явление в терминологии постмодернизма, те способы и виды коммуникации, которые в реальной коммуникативной ситуации обладают большой смысловой нагрузкой. Это, в основном, невербальные сигналы, такие как жесты, мимика, особенности кинетического поведения, внешний облик участников коммуникации и связанные с ними способы восприятия и вазимодействия,  и так далее.

В целом же, Интернет предоставляет уникальное и максимально широкое пространство для межкультурной коммуникации. Прежде всего, это вербализация коммуникативных стратегий и различные формы их визуализации. В поликультурном обществе язык является тем  ключом, который открывает реальную перспективу строительства мостов взаимопонимания и  взаимодействия между представителями различных стран и культур. По выражению известного специалиста в области изучения коммуникации С.Г. Тер-Минасовой, «его Величество Общение (или ее Величество Коммуникация) правит людьми, их  жизнью, их развитием, их поведением, их познанием мира и самих себя как  части этого мира».

Современная культура во все большей степени зависит от медийного сообщения. Это означает, что распространение информационных и символичных содержаний имеет все больший временной и пространственный охват, и что эти содержания употребляются все чаще не только в публичных, но и в частных контекстах. Культура, понимаемая как структура взаимоотношений, интерпретаций и символичных систем, создаваемых людьми в рамках их обществ (в определенном месте и времени), может исполнять роль фактора, стимулирующего возможности межкультурной коммуникации. В свою очередь, это связано с развитием информационных и коммуникационных технологий, для которых, очевидно, сегодня нет никаких границ.

Интернет, как техногенный промежуточный объект, помещаемый между субъектами взаимодействия, не создает знания, но увеличивает возможности многовариативной коммуникации. «Интернет – это квинтэссенция постмодернистского строя и стиля жизни, это то  пространство,  где  постмодернизм  представлен наиболее развернуто и по форме наиболее адекватно:  войдя в Интернет, погружаешься в суть постмодернистской  эпохи  во  всей  ее  философско-мировоззренческой специфике».

Поэтому рассмотрение культуры как пространства, где люди общаются и реализуют себя, определяет необходимость изучения взаимодействия людей,  происходящего  посредством  новых  культурных форм,  способов  достижения  взаимопонимания  и преодоления препятствий на пути этого взаимопонимания. Это вызывает возрастание интереса к проблемам  управления  межкультурным  взаимодействием с помощью новых информационных технологий и исходя из новых аспектов электронной коммуникации.

Сетевые Интернет-сообщества являются продолжением и новым измерением традиционно сформировавшихся структур социокультурной жизни, а также они представляют собой особое социокультурное  пространство,  в  котором,  трансформируя существующую социальную реальность,  развивается новое качество повседневной жизни. Сетевая коммуникация как форма социального  взаимодействия  формирует новое, особое социокультурное пространство,  и в этих условиях возникает проблема поликультурной грамотности, основанная на сознании, что разнообразие – объективная характеристика мировой культуры. Коммуникация представляет собой процесс, посредством которого передается некое сообщение, информация. И если сообщение передается четко и однозначно, то коммуникация понимается как эффективное общение. В эффективной коммуникации отправленное сообщение достигает  адресата  с  незначительным  искажением. «Под эффективной коммуникацией понимается намеренная передача информации, а также получение и интерпретация ее точно в том виде, в котором предполагалась ее передача при последующем использовании информации в первоначальном виде и ее участие в формировании и изменении ценностей, интересов и целей.

С одной стороны, социальные процессы  информационной  культуры  создают  новые возможности, виды и формы общения представителей разных культур, с другой стороны – демонстрируют  свою  деструктивность.  Если информация понята не адекватно и есть проблемы, возникающие в процессе взаимодействия и снижающие его эффективность, то это означает, что имеются барьеры общения. Как правило, в качестве основных  факторов,  снижающих эффективность коммуникативных взаимодействий, можно назвать различие «когнитивных  схем,  используемых  представителями разных  культур (особенности  языковых  и  невербальных  систем,  элементов  общественного  сознания)»..

Интернет-среда выступает «не только как проводник информации, но и как среда для диалога «смыслов», ценностей, культур. В компьютерной виртуальной реальности человек не  утрачивает своей диалогичности. Интернет создает многокультурную среду общения, он калькирует «мозаичность» современной культуры. Безусловно, как бы ни развивались  коммуникации в информационном обществе, бездумно переносить духовные ценности из одной  страны в другую нельзя. Правы те исследователи, которые констатируют единый мир культуры, интегрирующий в себе общечеловеческие ценности, но правы и те философы, которые утверждают, что  развитие культуры неотделимо от каждого народа, страны, эпохи. Компьютерные коммуникации позволяют человеку увидеть культуру в единстве многообразия и воспринять все лучшее в транснациональных, национальных и этнических культурах».

Исследователь Л. Новикова исследует новые формы сетевой коммуникации, в частности, аббревиацию: «Основной причиной увеличения роста сокращений в языке является быстрый  темп жизни, потребность в большом объеме информации, развитие интернет-коммуникации…  Прагматическое значение аббревиатуры не сводится к традиционно выделяемому коннотативному аспекту значения, оно включает информацию и о статусе говорящих, экстралингвистическом контексте общения».

Новые виды и формы коммуникации  привели к комбинации устной и письменной речи. «Письменная речь становится доминирующим способом общения и включает, помимо текста сообщения, различные метатекстовые знаки (курсив, шрифтовое, композиционное выделение и т.д.). В условиях виртуальной коммуникации информация циркулирует не только в виде текстов, но и в виде различных  образов. Развитие среды  «мультимедиа» в значительной мере меняет традиционные представления о  тексте».

Многие исследователи отмечают, что в сетевой коммуникации (интернет-дискурсе) отличительной особенностью становится «стремление участника коммуникации сделать письменную речь похожей на устную. В результате использования разнообразных и специфических приемов речевой выразительности нередко проявляется феномен языковой игры».

Таким образом, можно утверждать, что в новых формах сетевой коммуникации вербализация и визуализация сближаются: «Виртуальное сообщение выражено вербально и иконически, то  есть представляет собой креолизованный текст (сочетание вербальных и невербальных (изобразительных) средств передачи информации)».

Развитие социальных медиа по всему миру открыло огромные возможности для изучения процессов коммуникации, в том числе межкультурной и межэтнической, и, как отмечают многие зарубежные исследователи, это делает дешевле многие социологические, этнографические и другие подобные исследования.

Так,  в российском Интернет-пространстве складывается особая ситуация с межкультурным общением: «Представляется, что в онлайновом медиапространстве на современном этапе этническое и кульурное многообразие России в полной мере не отражено».

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Исследователь Гладкова А.А. выделяет технологические и концептуальные причины этой ситуации.  Технологические причины – это, прежде всего, недостаток программного и информационного обеспечения для использования языков малых народов: в частности, недостаток или отсутствие компьютерных шрифтов, форматов кодирования. В результате затруднено или невозможно использование в Интернете некоторых редких языков.

Концептуальная причина заключается, прежде всего, в том, что отсутствует оригинальный контент на языке этнических и лингвистических групп (большинство материалов либо выпускаются только на русском языке, либо являются переводом с русского). Другими концептуальными факторами следует признать слишком малое число журналистов, готовых использовать языки меньшинств в электронных СМИ; незначительное число самих СМИ на этих языках, включая онлайн-версии; сложности с  финансированием СМИ, выходящих не на русском языке, а также «высокий цифровой разрыв между технически грамотными и технически неграмотными членами общества, причем малые народы в связи с ограниченным доступом к ИКТ чаще всего относятся к последним». Исследователь считает поиск средств для преодоления этого разрыва наряду с развитием языкового и культурного многообразия в киберпространстве  важнейшими задачами. на современном этапе.

В связи с этим исследователь Коновалов А. А. отмечает, что развитие киберпространства для сохранения культурного и языкового многообразия следует осуществлять путем повышения ценности информации в общей иерархии ценностей данной культуры. Только так возможен по-настоящему полноценный  межкультурный диалог.

Ряд исследователей указывает на очевидный факт: молодежь быстрее и легче налаживает коммуникацию в Интернет-среде, использует разнообразные формы – как вербальные, так и визуальные, создает новые. «Посредством Интернета молодежь вступает в новый тип общения —  информационную межкультурную коммуникацию, протекающую в «виртуальной реальности». Это дает возможность индивиду при межкультурных контактах опираться не только на собственный опыт , но и на все то, что составляет феномен виртуальной реальности. В результате происходит смешение знакового и символического уровней отражения реальности, что влияет на характер межкультурной коммуникации молодежи.  Все перечисленные особенности сети Интернет представляют небывалые до сих пор возможности как для индивидуальной, так и для групповой коммуникации».

Для Интернет-коммуникации характерно использование стереотипов, как общекультурных, уже давно сложившихся, так и создание новых. Это ускоряет и упрощает процесс сетевого общения. В качестве примера можно привести стереотипное поведение, например, проставление «like» вместо выражения вербального отклика. В целом сам отклик и его разновидности – эмотиконы —  становится предметом изучения Интернет-коммуникации: «По культурной принадлежности коммуникантов отклик относится к межкультурному типу коммуникации. … Для отклика в целом характерна относительно высокая степень потенциальной интерактивности,  создаваемая наличием под каждым откликом кнопки «Like», позволяющей другим пользователям реагировать на него. Кроме того, как уже указывалось выше, пользователи могут вступать в диалог друг с другом, а также ссылаться в своем отклике на мнения других пользователей. Проявлением мультимедийности в отклике на новостные посты являются разнообразные смайлы,  или эмотиконы.

Разнообразные эмотиконы стали одним из основных средств выражения эмоций в сетевых разговорных жанрах. Частое использование параграфемики приближает письменную сетевую речь к устной речи. Традиционные графические знаки также находят новые формы реализации: многократное использование восклицательных и вопросительных знаков, запятых и многоточий, пробелов, использование заглавных букв приводит к отклонению от языковых норм.

Для отклика характерна дистантность коммуникантов: пользователи взаимодействуют посредством компьютера, и их объединяет не единое физическое, а виртуальное пространство. Это создает возможность общения людей, лично не знакомых друг с другом.… Таким образом, в данном жанре следует вести речь об удаленности коммуникантов друг от друга не только в физическом смысле, но и психологическом, и социальном».

Среди особенностей межкультурной коммуникации в Интернет пространстве выделяют следующие:

1) Богатство содержания. Интернет-сайты предоставляют участникам межкультурной коммуникации доступ к обширным информационным базам.

С точки зрения   межкультурной коммуникации особенно важно то, что каждый ее участник имеет возможность познакомиться с различными материалами не только в рамках своей культуры, но получить доступ к документам в информационных базах, относящихся к чужой культуре.

2) Своевременность передачи информации. Интернет-пространство  обладает важным преимушеством, заключающимся в так называемом «режиме реального времени». Для межкультурной коммуникации это очень важно, поскольку в силу различного географического положения между странами образуется разница во времени, которую так же можно рассматривать в качестве одного из коммуникативных барьеров.

3) Концентрация. Интернет-пространство, благодаря своей большой «вместительности» и внутренней взаимосвязанности, имеет возможности для того, чтобы в кратчайший отрезок времени объединить в любой своей точке огромное число коммуникантов со всего земного шара и организовать коллективное обсуждение той или иной информации.

4) Плюрализм. Благодаря такой особенности Интернета, как плюрализм, участники коммуникации могут получать самую разнообразную информацию, касающуюся практически всех сторон человеческой жизни.

5) Отсутствие цензуры и демократичность. Важным достоинством межкультурной коммуникации в Интернете является отсутствие цензуры. Все люди имеют равные права на публикацию информации в Интернете. По тому или иному вопросу могут высказываться самые разные точки зрения, поэтому спектр мнений здесь является предельно широким.

6) Преодоление языкового барьера. Как известно, языковой барьер является одним из самых главных препятствий в межкультурной коммуникации. Что касается Интернета, то здесь благодаря техническим достижениям постепенно складываются условия для преодоления языкового барьера. Прежде всего, многие сайты имеют версии не на одном, а на двух и более языках.

7) «Прямая» коммуникация. Особенностью Интернета является то, что он предоставляет практически неограниченные возможности для межкультурной коммуникации на индивидуальном уровне. С помощью ICQ и различных «чатов» люди со всех уголков планеты могут напрямую общаться между собой, при этом они могут не только переписываться, но и переговариваться.

8) Система гиперссылок. Одной из важных особенностей Интернета является так называемая «система гиперссылок», с помощью которой сайты соединяются между собой и тем самым предоставляется возможность быстрого перехода от одного сайта к другому.  На сайте государственной организации может быть установлена гиперссылка практически на любой адрес, необходимо лишь достичь договоренности. При этом очень важно, что ссылки могут даваться как на сайты той же страны, так и на иностранные сайты.

Перечисленные особенности характеризуют Интернет-пространство как особое средство осуществления межкультурной коммуникации, предоставляющее своим пользователям обширные возможности в реализации идеи межкультурного диалога, создании разнообразных площадок для общения представителей различных культур и в достижении взаимопонимания между антагонистическими позициями.

Интернет-пространство, формирующееся в современном информационном обществе как особый вид социального пространства, дает новые возможности для реализации идеи межкультурного диалога. Являясь наиболее популярным средством осуществления межкультурной коммуникации, интернет-пространство имеет особенности реализации данного вида общения.

Проблематика определения роли межкультурной коммуникации в современном Интернет-прострастве является особо актуальной сегодня, в эпоху распространения массового использования ресурсов глобальной сети, и требует необходимости осмысления важности и значимости данного социального явления как средства реализации межкультурного диалога. Особым видом осуществления межкультурной коммуникации в Интернет-пространстве выступает сегодня средство межкультурного общения как визуальная коммуникация.

2.2 Визуальная коммуникация как средство межкультурной коммуникации в Интернет-среде

Визуализация  –  это одновременно и средство ориентирования в  окружающем мире, и средство представления мира в  других измерениях. Развитие цивилизации усложняет восприятие объектов, в результате появляется возможность создавать и  анализировать искусственно созданные сигналы. Технологические новинки позволяют создавать искусственные визуальные образы и резко расширяют тем самым виртуально-визуальное пространство человеческой культуры. При этом размываются социальные границы, и культура стремится к упрощению.

Как известно, наиболее полноценно и, впоследствии, продуктивно информация воспринимается, если в ней представлены визуальные образы. Это происходит потому, что при восприятии человеческий мозг активизирует не только левое полушарие, отвечающее за аналитическое мышление, но и правое, которое воспринимает информацию в виде образов и символов.

В Интернет-коммуникации этот процесс приводит к такому феномену, который  отмечают многие исследователи: вербальное общение уступает место визуальной коммуникации. Визуальные сигналы проще, доступнее, не требуют перевода, т.е. разрешают проблемы ряда коммуникативных барьеров. Даже обычная межличностная коммуникация осуществляется благодаря визуализации, ведь существенная часть полученной информации поступает к нам именно посредством визуального канала.

В виртуальной среде визуализация получает еще большее значение. Концептуальную основу исследований в этой области заложил М. Маклюэн в работе «Галактика Гуттенберга». Появление массового масштаба письменных коммуникаций Маклюэн назвал «цивилизацией глаза», которая радикально изменила изображение мира. Он даже пишет, что человечество могло бы исказить восприятие до такой степени, что не было бы никакой связи между реальным и изображенным объектом. Важнейшими исследованиями для области визуальной коммуникации также являются семиотические работы Р. Барта, Ч. Пирса и др.

«Фотография, кинематограф, телевидение, полиграфический дизайн, компьютерные сети и их программное обеспечение – вот лишь неполный перечень форм социальной активности, генерирующих то, что в настоящее время принято называть а) «визуальностью», зрелищностью какого-либо предмета действительности, б) «визуализацией информации», или созданием аналога чего- или кого-либо в наглядно-зрительной форме, в) «визуальной культурой», образцами человеческой способности изображения и зрительного сообщения и др…».

Визуальная коммуникация стимулирует эмоциональный опыт, ускоряет процесс идентификации и самоидентификации без привлечения вербальных средств. Визуализация действует на уровне самых простых, первичных сигналов, и потому универсальна, подходит для демократизации социального и межкультурного общения.

В результате исследователи фиксируют проблему антагонизма вербальных и визуальных средств коммуникации. Исследователь Юстина Н.И. пишет о том, что с помощью количественных и качественных методов социологии получена статистика по 2 аспектам: «1) потребительский спрос на культурную продукцию в печатном и аудиовизуальном виде и 2) уровень мультимедиатизации культурной продукции и социальных практик». Визуализация коммуникации показывает рост. Он свидетельствует о том, что «большое количество и разнообразие визуальных форм, создаваемых в специализированных социальных практиках, – показатель изменения социальной активности и соответственно социального пространства».

Визуальный контент увеличивает посещение Интернет-ресурса или профиля пользователя, ускоряет коммуникацию, а в плане продаж увеличивает объем продаж. Юстина Н.И. делает следующий вывод:

  1. Визуализация активизирует творческий потенциал и воображение.
  2. Визуальные формы представляют нам преимущественно внешние данные, «пластические» впечатления, «благодаря чему в интеллектуальных усилиях восприятия преобладает ассоциативное опознание».
  3. Визуальные формы убедительны, поскольку, как правило, стереотипны, соответствуют устойчивым представлениям большинства о различных сторонах действительности.

Также исследователь подчеркивает, что «визуальная коммуникация сегодня как никогда востребует грамотности, образования и воспитания созидательных качеств у человека. Трудность приобретения таких навыков и умений для разных групп российского населения и, в первую очередь, для подрастающего поколения обусловливается товарно-рыночным характером среды их обитания».

При визуализации коммуникации, которая создается техническими средствами, происходит манипуляция восприятием пользователей, о чем предупреждал еще М. Маклюэн. Уже телевизионное восприятие искажает картину реальности, в еще большей степени это делает сетевая визуализация. Ее интенсивность сегодня гораздо выше, чем у какой-либо другой формы подачи информации. «Компьютер использует и комбинирует образы и выбирает способы  восприятия, чего не может сделать человек через экранное телевизионное  восприятие. Более того,  user  может сам с помощью компьютера выбирать  способы восприятия. Человек может одновременно воспринимать 7±2 единиц  информации. При перенасыщении визуальными образами у человека  развивается «бегство от образов», что фактически является бегством от  реальности. Кестлер рассматривал человека, одновременно осваивающего  несколько миров. Перенасыщение образами является одной из причин таких  психических заболеваний, как шизофрения, создание параллельных  виртуальных визуальных образов и т.д. Чем больше визуальных образов  воздействует на человека, тем виртуальней они воспринимаются».

С проблемой искажения визуальной информации в сетевой коммуникации связана, прежде всего, проблема создания сетевой идентичности, которая отличается от реальной. Это  может быть  связано с неудовлетворенностью некоторыми сторонами реальной  идентичности индивида.

Во-первых, такая визуальная самопрезентация в Интернет-среде может быть  «осуществлением мечты, неосуществимой в реальности, мечты о силе и  могуществе или о принадлежности и понимании».

Во-вторых, причиной намеренного искажения визуального образа самоидентичности может быть желание контроля  над кем-то или чем-то, в том числе, над самим собой, своим телом.

В-третьих, создание сетевой идентичности,  которая отличается от реальной, может объясняться тем, что люди не имеют  возможности выразить все стороны своего многогранного «Я» в реальной  коммуникации, в то время как сетевая коммуникация им такую возможность  предоставляет. Наиболее подробно гипотетические мотивы создания сетевой  идентичности, отличающейся от реальной, описаны  на примере виртуальной  «смены пола»  —  выдавания себя в виртуальной коммуникации за  представителя противоположного пола.

В-четвертых, визуализация контента активно используется для облегчения  связей с общественностью, донесения информации до всех категорий пользователей. В  визуальном восприятии сообщения даже мелкие детали могут приобретать значение. Например, с помощью одежды, цвета и внешнего вида, можно полностью создать необходимый имидж человека, который будет читаться пользователями так, как это задумано.

Новым массовым феноменом визуальной коммуникации является феномен «селфи» (selfy) – фотографирование себя в больших количествах и создание постов  с изображениями в социальных сетях. Тем не менее, уже появились первые исследования этого феномена.

Концепция Дженнифер Оуллет в ее книге «Me, Myself and Why: Searching for the Science of Self» заключается в том, что селфи – это «виртуальный аналог материальных тотемов (например, сувениров из поездок, постеров, любимых игрушек, открыток и т.д.), цель которых – соединить наш внутренний мир с внешним. Это одна из форм личного перформанса, заявление о самоидентичности, возможность «упаковать» себя и свой мир в правильную обертку, даже если в реальности она совсем другая». Человек чувствует себя товаром на рынке и продает себя как товар, при этом селфи становится инструментом продажи. В такой визуализации сильно искажается образ реального человека, но именно это и требуется для задачи «продать подороже».

Другой исследователь, Памела Рутледж, известный психолог и директор Media Psychology Research Center, определяет селфи не как средство идентификации, а как средство коммуникации. Выкладывая селфи, человек побуждает других пользователей к диалогу, обсуждения себя. Здесь опять срабатывает универсальность визуального контента: картинки и фото рассказывают больше, чем слова, и не требуют перевода, они проще воспринимаются большим количеством людей. Поэтому особенно для молодежи они предпочтительнее, поскольку являются оперативными и легче в восприятии.

Таким образом, способы визуализации информации в современном Интернет-пространстве имеет свою специфику и тенденцию к утверждению как самостоятельного компонента в системе Интернет-коммуникации. Впоследствии, появляются новые возможности для реализации общения в сети, а также меняется содержание коммуникации в среде Интернета. Межкультурная коммуникация в данном контексте имеет совершенно новую форму своего воплощения и приобретает иные способы самопрезентации и коммуникации пользователей Интернета.

Фотография является неотъемлемой частью каждого человека на Земле. Начиная с самого рождения и заканчивая смертью, она сопровождает человека на протяжении всего его жизненного пути. Паспорт, водительское удостоверение, студенческий, пропуск на работу – и это не весь список документов, где нужна фотография. Она сопровождает современного человека везде и влияет на формирование его видения реальности.

Сегодня в мире главенствуют цифровые и информационные технологии, с помощью которых производство современной фотографии требует все меньше усилий, затрат и времени. Более того, всё большую популярность приобретают новые мобильные приложения, к примеру – Instagram. Эти и иные факты доказывают повышение существенности феномена фотографии как особого средства коммуникации.

Фотография является обозримым образом истории, связывающим людей элементом, подобно книге, объединяющей поколения читателей, не пересекающихся во времени, путем запечатления моментов социальной действительности. Акт принятия фотографии обществом принес с собой новую культуру. Открылась новая история, «история взгляда». Фотография стала отражать общественные процессы в качестве чего-то другого, двойственного, «замерзшего» измерения. Эту увлеченность двойственностью можно отметить и в настоящий момент времени. Приближение визуализации к максимальной реальности будоражит умы учёных. Но главная роль, которую играет фотография для общества, заключается в передаче и хранении информации.


Страницы:   1   2   3   4   5