2.2. Анализ тенденций развития структуры внешней торговли России за 2010-2015 гг.
Проанализируем структуру внешней торговли России за 2010-2015 гг., а также влияние на нее использования мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Изучив тенденции развития внешней торговли в совокупности со взиманием таможенных платежей, можно определить эффективность применения мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, и в случае необходимости скорректировать их применение.
Суммарный объем внешней торговли товарами государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (до 1 января 2015г.) (далее – ТС и ЕЭП) с третьими странами в 2014 году составил 868,5 млрд.долл.США, в т.ч. экспорт – 556,5 млрд.долл.США, импорт – 312 млрд.долл.США. В 2013 году составил 931 млрд. долл. США, в том числе экспорт товаров – 585,4 млрд. долл., импорт – 345,6 млрд. долл. По сравнению с 2012 годом объем внешнеторгового оборота сократился на 0,4% или на 3,6 млрд. долл., экспорта – на 1,4% (8,2 млрд. долл.), объем импорта увеличился на 1,4% (4,6 млрд. долл.). Профицит внешней торговли составил 239,8 млрд. долл., в то время как за 2012 год он составлял 252,6 млрд. долл. США.
Вклады государств- членов ТС и ЕЭП в совокупные показатели внешней торговли (в % к итогу по ТС и ЕЭП)[2] (см. рисунок 2.2).

Рисунок 2.2. Вклады государств-членов ТС и ЕЭП в совокупные показатели внешней торговли
Как видно из представленных данных, тенденции сохраняются, ни одна из стран кардинально не наращивает обороты торговли, также не происходит резких падений.
Данные об экспорте и импорте в целом по ТС и ЕЭП по группам товаров за 2014 год в зависимости от их назначения (инвестиционные, промежуточные, потребительские) представлены в таблице 2.12.
Таблица 2.12. Сведения об экспорте и импорте по ТС и ЕЭП в 2014 году
Таким образом, в целом можно выделить положительные тенденции в развитии внешней торговли с 3-ми странами. Существует много особенностей использования тарифных и нетарифных мер. Проведенный анализ позволяет констатировать применение таких мер как на союзном уровне, так и национальном. В структуре импорта превалирует ориентированность на продовольственные товары, экспорту же свойственно перемещение промышленных и непродовольственных товаров. Из стран-участников ЕАЭС основной вклад вносит внешняя торговля Российской Федерации.
Импортные закупки сосреточены в странах ЕС, практически 43,8% и стран – АТЭС (на них приходится 38,6% от совокупного оборота). Основными поставщиками импортных товаров из европейских стран за 2014 год стали такие страны как: Германия (12,1%), Италия (4,8%), Франция (3,9%), Польша (2,9%). Из стран АТЭС основными поставщиками являются – Китай, США, Япония, Южная Корея.
Теперь рассмотрим показатели взимания таможенных платежей российскими таможенными органами за 2010 – 2014гг.
Эффективность применяемых мер отражается на показателях деятельности таможенных органов России за период 2010-2014гг. (таблица 2.13).
Как видно из представленной таблицы, объем взимаемых таможенных платежей растет, не смотря на то, что внешнеторговый оборот снижается (в частности, такое снижение произошло в 2014 году, в том числе из-за сложившегося политического и экономического положения России в торговле с ЕС, США, Украиной и рядом других стран). При этом, произошло снижение не только импорта товаров, но и экспорта, что говорит о сильном влиянии применяемых ограничительных мер.
Говоря о структуре внешней торговли стоит обратиться к сведениям таблицы 2.14.
Таблица 2.14. Основные элементы структуры внешней торговли России в 2014 гг.
Как видно из представленной таблицы, практически по всем статьям произошло снижение осуществления внешнеторговых операций. В особенности, это касается импорта продукции, наибольшее снижение произошло в отношении ввоза машин, оборудования и транспортных средств. Что касаемо экспорта товаров, то снижение произошло в большей степени в отношении поставок товаров топливно-энергетического сектора. Безусловно, это связано с применение против России определенного набора санкций зарубежными государствами.
Рассмотрим изменение объемов поставок на примере импорта продовольственных товаров (группы 01-24 ЕТН ВЭД ЕАЭС) за 2010-2014гг. Справочная информация приведена в таблице 2.15.
Таблица 2.15. Импорт в Россию продовольственных товаров за 2010-2014гг., млн.долл.США
Как видно из представленных данных до 2013 года поставки продовольствия в Россию росли, далее произошло снижение. Это связано с применением санкций Россией в отношении многих продовольственных товаров из стран ЕС, США, и ряда других.
За январь – октябрь 2015гг. ввезено продовольственных товаров на сумму 3 500 563 тыс.долл.США, что делает возможным предположить с сохраняющейся тенденции снижения поставок продовольствия в страну.
Также произведем оценку экспорта продовольственных товаров за 2010-2014 гг. Исходные данные представлены в таблице 2.16.
Таблица 2.16. Экспорт в Россию продовольственных товаров за 2010-2014гг., млн.долл.США
Как видно из представленных данных, экспорт продовольственных товаров имеет положительные темпы роста, на нем не сказались последствия применения санкций. За январь – октябрь 2015 гг. вывезено продовольственных товаров на сумму 3 432 409,1 тыс. долл. США. Исходя из данных показателей, возможно прогнозировать некоторое снижение экспорта товаров, но не такими темпами как снижается импорт.
Теперь оценим применение мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли. Динамика изменения объемов взимаемых таможенных платежей представлена на рисунке 2.3.
Рисунок 2.3. Динамика взимания таможенных платежей за 2010-2014гг.
В целом можно отметить, что в период за 2010-2014гг. наблюдалась положительная тенденция в изменении внешнеторгового оборота, при этом, на внешнеторговом обороте страны не сказался экономический кризис 2010г. Однако, события экономического и политического характера (а именно, применение санкций против России и Россией) сказались на замедлении темпов внешней торговли в 2014 году. Также важным моментом является экспортная ориентация внешней торговли России, экспорт превосходит импорт в 1,5-2 раза, и данная тенденция не меняется.
Сравним фактические показатели взимания таможенных платежей с планируемыми за соответствующий период (см. рисунок 2.4).
Рисунок 2.4. Соотношение планируемых и фактических показателей таможенных платежей за 2010-2014гг.
За октябрь 2015 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составляет 398,0 млрд. рублей. В целом, за десять месяцев 2015 года сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 4035,95 млрд. рублей.
Рассмотрим показатели контроля за предоставлением льгот по уплате таможенных платежей за 2013-2014 год. Сведения представлены в таблице 2.17.
Таблица 2.17. Показатели контроля за предоставлением льгот по уплате таможенных платежей
В целом в рамках применения тарифных льгот можно выделить положительную тенденцию, при этом высокие темпы имеют применение льгот по договорам о разделе продукции, ввозе технологического оборудования. При этом перемещение товаров, припасов морскими судами снизилось, что повлияло на снижение объемов применяемой льготы.
В целом, применение тарифных льгот в виде преференций позволяет государству оказывать стимулирующую поддержку «дружественным» странам и запретить ввоз из неблагоприятных государств.
Важное место в оценке применения таможенного тарифа занимает рассмотрение результатов деятельности таможенных органов с ЕТН ВЭД ЕАЭС. Так, за 2014 год таможенными органами было принято 44316 решений по классификации товаров. Если сравнивать данный показатель с 2013годом, то он вырос на 35%, что говорит о повышении эффективности деятельности таможенных органов в сфере контроля за классификационным кодом.
В рамках исполнений данных решений было доначислено 4 963,6 млн. рублей, сравнение с 2013 годом приведено на рисунке 2.5.
Рисунок 2.5.Доначисление таможенных платежей по классификационным решениям за 2013-2014 гг., млн.руб
Как видно из представленного рисунка величина начисленных платежей растет достаточно хорошими темпами. Из доначисленных платежей было взыскано за 2014 год 3 603,3 млн, руб. данная величина превышает показатель 2013 года на 27% и составляет примерно 73% от доначисленных платежей.
Также 1784 дела об административных правонарушениях, в 2013 году было заведено 1463 дела об АП. Соответственно, в 2014 году дел заведено на 22% больше, что подтверждает эффективность применяемых контрольных мер таможенными органами. Также на основе принимаемых классификационных решений таможенными органами разрабатываются профили риска на направлению классификации товаров. За 2014 год было разработано 4726 целевых профиля рисков, что в 4,9 раза выше чем в 2013 году (см. рисунок 2.6.).
Рисунок 2.6.Показатели деятельности таможенных органов, шт
Также важно оценить структуру внешней торговли товарами, перемещаемыми физическими лицами. Перемещение товаров физическими лицами регулируется как на уровне ЕАЭС, так в РФ. При этом важно отметить, что если товары перемещаются для личного пользования, в отношении их действует упрощенный порядок оформления, если речь идет о коммерческой партии – оформление происходит с предоставлением ДТ и всех сопутствующих документов. Так, в 2014 году структура внешней торговли в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами выглядит следующим образом (см. таблицу 2.18).
Таблица 2.18. Основные элементы структуры внешней торговли в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования.
Таким образом, перемещение транспортных средств, остается самой весомой статьей перемещения товаров физическими лицами.
Далее рассмотрим некоторые результаты применения мер нетарифного регулирования. В 2014 году таможенными органами выявлено более 61 тысячи случаев представления сведений о недействительных документах при декларировании и выпуске подконтрольных товаров, в том числе с использованием СУР (в 2013 году – более 11 тысяч случаев). Распределение таких случае представлено на рисунке 2.7.
Рисунок 2.7. Выявление недействительных документов подразделениями таможенных органов в 2014 году, шт.
Также в 2014 году было возбуждено 1851 дело об административных правонарушениях в части перемещения товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничений. Для сравнения в 2013 году было возбуждено 926 дел. Такие результаты говорят о повышении эффективности деятельности таможенных органов в данном направлении.
Помимо этого, большая работа проводится в области обеспечения соблюдения установленных санкций. Так, проводится работа совместно с Пограничной службой РФ, МВД РФ, а также Роспотребнадзором в части обмена информацией о возможных правонарушениях. Также были созданы мобильные группы для осуществления государственного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.
В целом, оценивая структуру внешней торговли необходимо отметить, что основу все-таки составляет импорт товаров, несмотря на применяемые эмбарго. Также из-за использования санкций происходит снижение взимаемых таможенных платежей. Также важно отметить, что за 2014 – начало 2015 году усилена борьба с правонарушениями в области таможенного дела, связано это с внесением определенных поправок в нормативно-правовые акты, раскрывающие порядок действий таможенных органов.
