Кроме этого, встроенный в программу конструктор позволяет самостоятельно создавать шаблоны отчетных форм для подготовки необходимых отчетов на основе баз данных подведомственных учреждений.
В таблицах 1-4 подробно описаны программные продукты ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося по следующим критериям:
- Функциональные возможности электронного журнала
- Функциональные возможности электронного дневника учащегося
- Способ информирования родителя (законного представителя) о результатах успеваемости
- Дополнительные возможности
Оценка критериев проводилась по трех балльной шкале:
0 – возможность отсутствует, 1 – ограниченная возможность, 2 – полноценная возможность использования.
Таблица 1. Сравнительный анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося по критерию «Функциональные возможности электронного журнала»
| № п/п | Наименование показателя | Наименование программного продукта | |||||||||||||||
| Сетевой город. Образование | NetSchool | Аверс: Электронный классный журнал | Образование 2.0 | РУЖЭЛЬ | Дневник.ру
| ЭлЖур | 1С:Хронограф Проф 3.0. | ||||||||||
| 1. | Версии программного изделия | Интернет Сетевая Локальная | Интернет
| Интернет Сетевая Локальная | Интернет
| Интернет Сетевая
| Интернет
| Интернет Сетевая Локальная | Интернет Сетевая Локальная | ||||||||
| 2. | Операционная среда функционирования | Windows Linux Mac OS | Windows Linux Mac OS | Windows Linux | Windows Linux Mac OS | Windows Linux Mac OS | Windows Linux Mac OS | Windows Linux Mac OS | Windows Linux
| ||||||||
| 3. | Интеграция с внешними программными системами кадрового делопроизводства | + | + | + | + | + | + | + | + | ||||||||
| 4. | Необходимость приобретения дополнительного программного обеспечения | + | — | + | — | + | — | — | + | ||||||||
| 5. | Функциональные возможности электронного журнала | ||||||||||||||||
| 5.1. | Личные кабинеты (Раздел на сайте компании, вход в который осуществляется по личному логину и паролю) | + | 2
| + | 2 | + | 2 | + | 2
| +
| 2
| + | 2 | + | 2 | + | 2 |
| 5.2. | Личный кабинет учителя (Раздел для учителя) | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 |
| 5.3. | Личный кабинет ученика (Раздел для ученика) | + | 2 | + | 2 | — | 0 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 |
| 5.4. | Личный кабинет родителя (Раздел для родителя) | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 |
| 5.5. | Социальная сеть (сайт, объединяющий участников учебного процесса школ, в которых подключена система | — | 0 | — | 0 | — | 0 | + | 2 | — | 0 | + | 2 | — | 0 | — | 0 |
| 5.6. | Составление расписания (Генератор уроков для быстрого наполнения пустого расписания на основе схемы расписания | + | 2 | +в интеграции с программой составления расписания | 1
| + в интеграции с программой составления расписания
| 1
| + | 2 | + | 2 | +
| 2
| +
| 2
| + | 2 |
| 5.7. | Портфолио ученика (Контактные и личные данные учеников и их родителей) | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 |
| 5.8. | Возможность сканирования оценок учащихся, выставленных в «бумажном» журнале | — | 0 | — | 0 | + | 2 | + | 2 | — | 0 | + | 2 | — | 0 | — | 0 |
| 5.9. | Учет текущей успеваемости учащихся | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | +
| 2 | + | 2 |
| 5.10. | Учет посещаемости занятий | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | +
| 2
| + | 2 |
| 5.11. | Мониторинг текущей успеваемости | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | — | 0 | + | 2 | +
| 2
| + | 2 |
| 5.12. | Учет тематического планирования занятий. Контроль соблюдения тематических планов | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | +
| 2
| + | 2 |
| 5.13. | Возможность выставления оценок с учетом значимости проводимых мероприятий (контрольная работа, зачет и др.) | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | +
| 2 | + | 2 |
| 5.14. | Учет применения средств ИКТ и современных технологий в преподавательской деятельности учителя | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | +
| 2
| + | 2 |
| 5.15. | Расчет рейтингов успеваемости учащихся | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | +
| 2
| + | 2 |
| 5.16. | Формирование отчетов: | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2
| +
| 2 | + | 2 |
| отчет об успеваемости; | |||||||||||||||||
| отчет о посещении занятий; | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | +
| 2
| + | 2 | |
| отчет о выполнении тематических планов; | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | — | 0 | + | 2 | +
| 2
| + | 2 | |
| отчет о применении средств ИКТ в деятельности педагога; | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | — | 0 | + | 2 | +
| 2
| + | 2 | |
| отчет структуре типов проведенных занятий | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | — | 0 | + | 2 | — | 0 | — | 2 | |
| 5.17. | Мониторинг качества образовательного процесса. Расчет уровня обученности и качества образования | + | 2 | — | 0 | + | 2 | + | 2 | — | 0 | + | 2 | — | 0 | + | 2 |
| 5.18. | Комментарии к оценке, к уроку (Возможность комментировать выставленную оценку или работу, поведение на уроке) | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 |
| 5.19. | Импорт данных в ЭЖ из Excel (Возможность наполнения базы данных системы данными из Excel) | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 | + | 2 |
| Баллы | 42 | 39 | 41 | 46 | 34 | 46 | 38 | 42 | |||||||||
Таблица 2. Сравнительный анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося по критерию «Функциональные возможности электронного дневника учащегося»
Таблица 3. Сравнительный анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося по критерию «Способ информирования родителя (законного представителя) о результатах успеваемости»
Таблица 4. Сравнительный анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося по критерию «Дополнительные возможности»
Представим результаты анализа для наглядности в виде диаграмм.
На Рис.1 видно по данной группе критериев лидирует программный продукт ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося Дневник.ру и Образование 2.0.
Рис.1. Сравнительный анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося по критерию «Функциональные возможности электронного журнала»
На Рис.2. видно по данной группе критериев лидируют программные продукты ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося NetSchool, Аверс: Электронный классный журнал, ЭлЖур,1С:Хронограф Проф 3.0
Рис.2.Сравнительный анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося по критерию «Функциональные возможности электронного дневника учащегося»
На Рис.3. видно по данной группе критериев лидируют программные продукты ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося Сетевой город. Образование, РУЖЕЛЬ, Дневник.ру.
Рис.3. Сравнительный анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося по критерию «Способ информирования родителя (законного представителя) о результатах успеваемости»
На Рис.4. видно по данной группе критериев лидируют программные продукты ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося Сетевой город. Образование, 1С:Хронограф Проф 3.0
Рис.4. Сравнительный анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося по критерию «Дополнительные возможности»
Таблица 5. Обобщенный результат по всем критериям
Рис.5. Обобщенный результат по всем критериям
По результатам проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
- Каждая система имеет индивидуальный набор функций.
- Личные кабинеты для учителя, ученика и родителей предоставляет каждая система.
- Использовать систему как социальную сеть, можно только системы Дневник.ру.
- Бесплатное внедрение системы в школу предоставляет Дневник.ру.
- Данные системы идеально подходят для ведения разного рода отчетности, составления расписания, выставления оценок, контроля посещаемости, записи тем урока, домашних заданий и комментариев.
- Производить смс-рассылку можно за дополнительную плату в системах NetSchool и ЭлЖур.
- Если для школы нужна система, которая могла бы следить не только за успеваемостью, тогда лучше воспользоваться АИС «Сетевой Город. Образование». Данная система хоть и платная, но при этом имеет большое количество модулей, которые помогут автоматизировать и другие аспекты деятельности школы.
- Системы NetSchool и 1С: ХроноГраф Журнал предполагают хранение программный модулей и самой Базы Данных на собственном сервере школы, то есть предполагают установку программного обеспечения без выхода в Интернет. Для работы в остальных системах необходим выход в Интернет, так как все данные хранятся на сервере компании.
Выводы по главе 1
Таким образом в первом параграфе рассмотрели административный аспект по использованию электронных дневников и журналов успеваемости учащихся. Суть которого раскрывается в описании полномочий и ответственности сторон за ведение и сопровождения электронного журнала и дневника. Так же в данном параграфе рассмотрены административные документы и программы, которые необходимы для внедрения, установки и пользования ЭД и ЭЖ. Описаны пути реализации использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся. Рассмотрен сравнительный анализ программных продуктов ведения электронного журнала успеваемости и электронного дневника учащегося.
Проблемы использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся в учреждениях среднего образования в эпоху модернизации информационного пространства образовательной среды связаны с потребностью внедрения единого информационного ресурса в сфере образовательных технологий.
Министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева приняла решение о допустимости использования в российских школах электронных журналов и дневников. Электронный журнал обеспечивает возможность видеть полную картину успеваемости, а также другие отличные сведения, которые вносятся в электронный журнал и дневник, такие как замечания, прогулы. Эта информация доступна только тем, пользователям имеют к ней доступ: образовательный персонал, администрация школы, родители (в электронном дневнике ученика). Поэтому электронный дневник, по мнению родителей (законных представителей), школа становится для них намного понятнее и ближе.
