2.3. Методические рекомендации по использованию электронных дневников и журналов успеваемости, учащихся в учреждениях среднего образования для участников образовательного процесса
Введение электронных форм учета хода и результатов учебной деятельности является составной частью работы по внедрению ИКТ в процесс управления ОУ, введения электронного документооборота.
Введение электронного журнала должно сопровождаться разработкой нормативно-правового обеспечения через развитие системы локальных актов ОУ. Статьей 2 Закона РФ «Об образовании» предусматривается автономность ОУ, что дает право каждому ОУ разрабатывать собственную нормативно-правовую базу, не противоречащую действующему законодательству РФ в области образования. Функционирование и развитие ОУ поддерживаются его собственной нормативно-правовой базой (локальными актами) [2].
Нормотворческая деятельность ОУ предусматривает возможность реализации следующих направлений локального правового обеспечения его основной деятельности:
- правовое обеспечение образовательного процесса и его методического сопровождения;
- правовое обеспечение финансово-экономической деятельности;
- правовое обеспечение материально-технического снабжения;
- правовое обеспечение безопасных условий учебы и труда;
- правовое обеспечение трудовых отношений (работа с кадрами);
- правовое обеспечение делопроизводства всех сторон деятельности ОУ.
Необходимо учитывать, что нормативно-правовое обеспечение деятельности ОУ носит многоуровневый характер и включает в себя целый комплекс взаимосвязанных документов федерального, регионального и муниципального уровней, служащих содержательными ориентирами и нормативно-методологической основой для разработки локальной документации ОУ. На основе разно уровневой законодательной базы создается единая нормативная система управления ОУ [8].
Процесс формирования нормативно-правового обеспечения внедрения ЭЖ в управление ОУ во многом совпадает с процессами формирования общешкольной нормативно-правовой базы и включает в себя следующие этапы:
- подготовительный;
- проектирование нормативного и регламентационного обеспечения;
- согласование и принятие нормативного и регламентационного обеспечения;
- начало использования ЭЖ.
Вопросы внедрения ЭЖ могут рассматриваться как самостоятельно, так и в комплексе с другими вопросами, связанными с внедрением электронного документооборота и формированием информационной среды ОУ. В том случае если ЭЖ вводится в комплексе с другими ИС или в ОУ уже используются другие ИС, нормативно-правовое обеспечение использования различных ИС должно быть согласовано.
Подготовительный этап [11].
На подготовительном этапе должны быть осуществлены следующие виды работ:
- Ознакомление большинства сотрудников и органов самоуправления ОУ с различными вариантами ЭЖ и предстоящими соответствующими изменениями в деятельности преподавателей.
- Организация неформального обсуждения и согласование подходов участников образовательного процесса к внедрению и использованию ЭЖ.
- Выбор варианта используемого ЭЖ.
- Формирование группы разработки нормативного и регламентационного обеспечения.
Подготовка плана работ и комплекта нормативных правовых документов проводится группой работников ОУ, сформированной решением директора ОУ или общественно-государственного органа управления ОУ.
При подготовке проектов документов и плана работ необходимо провести анализ готовности учреждения к внедрению ЭЖ, в частности определить:
- уровень ИКТ-компетентности сотрудников ОУ, ее соответствие требованиям, необходимым для работы с ЭЖ;
- психологическую готовность сотрудников ОУ к инновационной деятельности и повышению квалификации;
- техническое оснащение ОУ и возможность дополнительного оснащения;
- расположение компьютеров в ОУ и организацию доступа к ним.
На основании проведенного анализа определяются основные подходы к внедрению ЭЖ, осуществляется выбор варианта ЭЖ и разрабатывается план работы, в том числе:
- определяется состав работников ОУ, участвующих во внедрении ЭЖ;
- планируется распределение обязанностей по работе с ЭЖ между сотрудниками ОУ, участвующими во внедрении, способы их взаимодействия и стимулирования;
- определяются необходимые требования к обучению работников ОУ;
- определяется состав технических средств, задействованных в работах по внедрению ЭЖ.
При разработке плана внедрения необходимо выделить этапы, сроки и определить содержание работы по следующим направлениям [16]:
- организация обучения;
- подготовка технических средств ИКТ и программного обеспечения;
- организация деятельности педагогического коллектива по внедрению ЭЖ;
- подготовка информации и заполнение базы данных;
- контроль правильности заполнения информации.
После завершения предварительного этапа директор ОУ издает приказ:
- предписывающий ОУ использование выбранной модели ЭЖ;
- указывающий сроки введения ЭЖ;
- определяющий план выполнения работ по подготовке к внедрению ЭЖ, включающий план выделения необходимых ресурсов.
Этап проектирования нормативного и регламентационного обеспечения
Данный этап включает в себя организацию следующих мероприятий [17]:
Издание директором ОУ приказа о порядке подготовки к использованию ЭЖ, содержащего:
- состав рабочей группы по реализации модели функционирования ОУ с использованием ЭЖ;
- регламент и сроки работы рабочей группы.
Анализ участниками рабочей группы имеющейся нормативно-правовой базы ОУ и подготовка проектов локальных документов, включая:
- план работ по реализации модели функционирования ОУ с использованием ЭЖ;
- проекты изменении в действующих документах (локальных нормативных актах) и проекты новых документов (локальных нормативных актов) ОУ, относящихся к использованию ЭЖ.
- Организация и проведение общественного обсуждения разработанных проектов документов. В обсуждении каждого документа должны принять участие все лица, чью деятельность они регламентируют. Обсуждение может проходить на административном совещании, собрании трудового коллектива, собрании родителей, классных ученических собраниях и др.
- Организация правовой экспертизы рабочих вариантов ряда локальных нормативных актов (при необходимости).
Этап согласования и принятия нормативной базы
На данном этапе осуществляются:
Рассмотрение и согласование подготовленных рабочей группой документов органами общественно-государственного управления ОУ:
- педагогическим советом ОУ;
- управляющим советом или другими управляющими органами ОУ.
- В случаях, предусмотренных законодательством, необходимо согласование ряда документов с учредителем и иными структурами.
- В случае выбора для внедрения информационной системы ЭЖ, расположенной на внешних серверах, администрирование которой ведется сторонней организацией, подготовка и заключение договоров, регулирующих отношения по использованию ЭЖ, в том числе определяющих юридически обязывающую ответственность сторонней организации за сохранность данных [9].
- Издание на основании согласованных документов директором ОУ приказа, в котором:
- утверждается план работ по реализации модели функционирования ОУ с использованием ЭЖ;
- утверждается регламент деятельности участников образовательного процесса с использованием ЭЖ, в котором определяется ответственность лиц за сохранность данных;
- формируются группы (определяются сотрудники ОУ или подразделения), выполняющие те или иные задачи по внедрению и использованию ЭЖ;
- утверждается план обучения (повышения квалификации) сотрудников ОУ и их аттестации в области использования выбранного ЭЖ;
- утверждаются регламенты деятельности отдельных участников образовательного процесса, связанные с использованием ЭЖ, в том числе положения о подразделениях, измененные (расширенные) должностные инструкции;
- распределяются функции служб ОУ, включенных в регламенты деятельности, по работникам, группам работников ОУ, подразделениям и внешним структурам;
- определяется ответственность за имеющиеся и планируемые к получению средства ИКТ-инфраструктуры, распределение этих средств по помещениям ОУ;
- определяются настройки ЭЖ, порядок заполнения исходных массивов данных и т.д. [28].
Процедура принятия локальных нормативных актов определяется в уставе ОУ. Образовательное учреждение может самостоятельно сформировать комплект нормативных актов, обеспечивающих переход к использованию ЭЖ.
Приказ директора ОУ об утверждении и введении в действие принятых локальных нормативных актов доводится до сведения всех заинтересованных сторон. Если законодательством или уставом ОУ не установлена форма опубликования локальных нормативных актов, форма публикации определяется органом управления, принявшим акт.
Информация о локальных нормативных актах ОУ должна быть открытой и доступной для всех участников образовательного процесса, функции и интересы которых они затрагивают.
Администрации ОУ следует учитывать, что многие из принятых локальных нормативных актов, например расширенные должностные инструкции, фактически не могут быть выполнены до начала функционирования ЭЖ [25].
Критерии применимости ЭЖ
Обязательный минимум организационно-технических условий внедрения ЭЖ.
Для ведения учета учебной деятельности в электронном виде необходимо обеспечить:
- наличие нормативно-локальной базы;
- работоспособность ИКТ-инфраструктуры ОУ (в частности, проводная и(или) беспроводная локальная вычислительная сеть);
- наличие устройств доступа к ЭЖ администрации ОУ;
Минимальные условия для пилотного ведения учета.
Полный переход на ведение учета выполнения учебной программы средствами ЭЖ невозможен без переходного периода. План перехода на полное ведение ЭЖ должен предусматривать организационные и технические возможности ОУ для организации в переходном периоде пилотного ведения учета (в ограниченном варианте без отмены существующей системы учета).
Для работы по данной схеме необходимо обеспечить:
- компьютерный класс или сопоставимое число иных устройств доступа к ЭЖ;
- открытый доступ учителей к ЭЖ (например, в учительской);
- график работы устройств доступа к ЭЖ, достаточный для ввода данных;
- регламент оказания технической и методической помощи педагогическим работникам ОУ.
Регламент подразумевает описание графика и условий оказания помощи, включая распределение обязанностей и необходимую для оказания помощи информацию [33].
Условия для внедрения ЭЖ в полном объеме:
- оптимальные условия — наличие доступа к ЭЖ в каждом классе;
- желательные условия — наличие мобильного доступа к ЭЖ у каждого педагогического работника ОУ.
Выводы по главе 2
Во второй главе описана организация исследования по изучению использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся в учреждениях среднего образования (на примере МОУ СОШ №9 г. Шуя, Ивановской области).
Результаты констатирующего эксперимента показали равнозначность выборки исследования. А так же, что на момент начала эксперимента участники образовательного процесса не особо отмечали разницу от использования электронных журналов. После внедрения ЭЖ и ЭД в экспериментальной группе была проведена большая работа с педагогическим составом образовательного учреждения по обучению и сопровождению ведения ЭЖ и ЭД. Классный руководитель экспериментальной группы во время родительских собраний систематически затрагивал тему использования ЭД и ЭЖ успеваемости с родителями. Начало эксперимента показывало достаточное сопротивление участников образовательного процесса. После внедрения модели усовершенствования системы ЭЖ И ЭД результаты успеваемости и мотивации учащихся экспериментальной группы значительно улучшились.
Как покали результаты формирующего эксперимента все участники образовательного процесса экспериментальной группы отметили положительную динамику после внедрения модели усовершенствования системы ЭЖ И ЭД. Как показало статистическое исследование полученные эмпирические значения Uэмп(63) определены в зоне значимости. Поэтому гипотеза, о том, что использование электронных средств предоставления информации (электронных дневников и электронных журналов), обучающихся повышает процент выполненных домашних заданий ребенка, что позволяет повысить уровень мотивации обучающихся.
Заключение
Целью настоящего исследования было изучение использования электронных дневников и журналов для представления учебной информации и информации о достижениях обучающихся и их влияние на успеваемость обучающихся.
В теоритической части исследования пришли к заключению о том, что административный аспект по использованию электронных дневников и журналов успеваемости учащихся. Суть которого раскрывается в описании полномочий и ответственности сторон за ведение и сопровождения электронного журнала и дневника. Так же в данном параграфе рассмотрены административные документы и программы, которые необходимы для внедрения, установки и пользования ЭД и ЭЖ. Описаны пути реализации использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся.
Проблемы использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся в учреждениях среднего образования в эпоху модернизации информационного пространства образовательной среды связаны с потребностью внедрения единого информационного ресурса в сфере образовательных технологий.
Министр образования и науки РФ Ольга Юрьевна Васильева приняла решение о допустимости использования в российских школах электронных журналов и дневников. Электронный журнал обеспечивает возможность видеть полную картину успеваемости, а также другие отличные сведения, которые вносятся в электронный журнал и дневник, такие как замечания, прогулы. Эта информация доступна только тем, пользователям имеют к ней доступ: образовательный персонал, администрация школы, родители (в электронном дневнике ученика). Поэтому электронный дневник, по мнению родителей (законных представителей), школа становится для них намного понятнее и ближе.
Во второй главе описана организация исследования по изучению использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся в учреждениях среднего образования (на примере МОУ СОШ №9 г. Шуя, Ивановской области).
Результаты констатирующего эксперимента показали равнозначность выборки исследования. А так же, что на момент начала эксперимента участники образовательного процесса не особо отмечали разницу от использования электронных журналов. После внедрения ЭЖ и ЭД в экспериментальной группе была проведена большая работа с педагогическим составом образовательного учреждения по обучению и сопровождению ведения ЭЖ и ЭД. Классный руководитель экспериментальной группы во время родительских собраний систематически затрагивал тему использования ЭД и ЭЖ успеваемости с родителями. Начало эксперимента показывало достаточное сопротивление участников образовательного процесса. После внедрения модели усовершенствования системы ЭЖ И ЭД результаты успеваемости и мотивации учащихся экспериментальной группы значительно улучшились.
Как покали результаты формирующего эксперимента все участники образовательного процесса экспериментальной группы отметили положительную динамику после внедрения модели усовершенствования системы ЭЖ И ЭД. Как показало статистическое исследование полученные эмпирические значения Uэмп(63) определены в зоне значимости. Поэтому гипотеза, о том, что использование электронных средств предоставления информации (электронных дневников и электронных журналов), обучающихся повышает процент выполненных домашних заданий ребенка, что позволяет повысить уровень мотивации обучающихся.
Список литературы
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2016 г. № 246-р
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2016 года №185-р
- 135-ФЗ «О защите конкуренции»
- Закон от 27.07.2016 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»
- Закон от 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании»
- Закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
- Закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»
- Закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»
- Приказ от 6 мая 2005 №137 Минобрнауки России «Об использовании дистанционных образовательных технологий»
- Приказ от 22 августа 2008 г. Минобрнауки России N243, включающего «Административный регламент Рособрнадзора»
- Письма от 20.12.2000 Минобразования РФ N 03-51/64, включающего «Методические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях»
- Приказ от 27.07.2009 Росстата N 150 «Об утверждении статистического инструментария для организации Рособразованием статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений»
- Приказ от 27 декабря 1974 г. N 167 Минпрос СССР «О ведении школьной документации»
- ГОСТ 34.602-89. Техническое задание на создание автоматизированной системы.
- ГОСТ 34.201-89. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем.
- ГОСТ Р ИСО 15489-1— 2007. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования (экв. ISO 15489-1—2001).
- Вифлеемский А.Б. «Дневник.ру»: мифы и реальность // Народное образование. 2012. № 7. С. 112-117.
- Внедрение в школах РФ «электронных дневников» и «электронного журнала успеваемости». http://3rm.info/main/68696-vnedrenie-v-shkolah-rf-elektronnyh-dnevnikov-i-elektronnogo-zhurnala-uspevaemosti-chto-stoit-za-vsem-etim.html
- Внедрение электронных дневников и журналов успеваемости в деятельность общеобразовательных учреждений (методические рекомендации) h https://gigabaza.ru/doc/73120.html tml
- Гарифуллин Р.Г. Отбор индикаторов эффективности управления колледжем / Р.Г.Гарифуллин // Информационное, педагогическое, научнометодическое издание: Профессиональное образование: Столица.- М., 2014. — №5 -С.32-33 (0,13 п. л.)
- Гарифуллин Р.Г. Формирование стратегического управления образовательным учреждением — основной инструмент адаптации к новым условиям деятельности / Р.Г.Гарифуллин // Вестник профобразования. — Йошкар-Ола, 2016. — №1(22) — С.17-22. (0,38 п.л.)
- Герцева Н.В., Электронный журнал как условие активизации внутриш-кольного и внешнего контроля за системой оценки качества образования. — М.: СОШ №3 г. Сорочинска, 2016. — 3 с.
- Горячкина И. В. Управление профессиональным развитием педагогических работников в муниципальной системе образования https://docviewer.yandex.ru/view/62140701/?
- Долгова В.И. Оценка эффективности ресурсной модели управления колледжем/ В.И.Долгова //Сборник материалов межрегаональной научнопрактической конференции 14-18 июня 2018 г. «Системные реформы в профессиональном образовании в контексте социально-экономического развития региона» — Министерство образования и науки Челябинской области, Челябинск, 2018.-С.144-150 (0,38 пл.)
- Дылян Г. Д., Ратобыльская Э.С., Цветкова М.С. Модели управления процессами комплексной информатизации общего среднего образования. М., 2015.
- Использование электронного дневника как одна из составляющих информационной компетентности педагога http://school20-shadr.ucoz.ru/publ/administracija/ispolzovanie_ehlektronnogo_dnevnika_kak_odna_iz_sostavljajushhikh_informacionnoj_kompetentnosti_pedagoga/1-1-0-17
- Использование электронных дневников в школе https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/03/23/ispolzovanie-elektronnyh-dnevnikov-v-shkole
- Концепция внедрения информационных технологий в систему общего образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. иКЬ: http://nvobrazovanie.ru/data/Concepciya.doc
- Луткова А.М. Ресурсы как инструмент обеспечения качества подготовки выпускников колледжа /А.М. Луткова// Сборник статей: Министерства образования и науки Республики Башкортастан, 2017. — С. 143-150 (0,50 П.Л.) 22
- Мифы и реальности электронных школьных журналов https://newtonew.com/school/lms-myths-vs-reality
- Мониторинг применения электронных журналов успеваемости
и электронных дневников в работе образовательных учреждений
(региональный опыт) http://pandia.ru/text/78/321/17019.php - НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА УСПЕВАЕМОСТИ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ http://xn—-btbh9bj3e.xn--p1ai/?p=463
- Нормативные документы по ЭЖД http://eljur.ru/normativnye-dokumenty
- Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. М., 2015
- Положение о введении электронных дневников и электронных журналов успеваемости https://kashbosch.edumsko.ru/electronic_services/ej/post/16511
- Портал службы поддержки «Дневник.ру», информационный ресурс Дневник.ру .«Отказ от бумажного журнала» https://help.dnevnik.ru/forums/22274558
- процесс школы https://docviewer.yandex.ru/view/62140701/?*=
- Системы ведения журналов успеваемости обучающихся в электронном виде http://psihdocs.ru/sistemi-vedeniya-jurnalov-uspevaemosti-obuchayushihsya-v-elekt.html
- Стратегия ввода с нуля электронного журнала успеваемости в образовательном учреждении http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/651425/
- Управление профессиональным образовательным учреждением https://xn--80ahc0abogjs.com/gigiena-sanepidkontrol_733/upravlenie-professionalnyim-obrazovatelnyim-55026.html
- Федоров В.А., Чеберева И.Н., [Обучая, обучаюсь сам] //Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2014- № 3 – С. 61
- Электронные журналы и дневники https://studwood.ru/1681514/pedagogika/elektronnye_zhurnaly_dnevniki
- Электронный журнал http://nenuda.ru/%
- Электронный журнал https://school30.edusev.ru/electronic_services/ej
- Эффективность внедрения электронных журналов в образовательный https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-ispolzovaniya-elektronnogo-zhurnala-i-elektronnyh-vedomostey-v-uchebnom-protsesse
- Educational Management: Meaning, Definition and Types http://www.yourarticlelibrary.com/educational-management/educational-management-meaning-definition-and-types/63721
- Management of professional school as a socio-economic system Markova S.M., Petrovsky A.M. https://docviewer.yandex.ru/view/62140701/?*
- Master in «Management of Educational Institutions» https://docviewer.yandex.ru/view/62140701/?*
- Systemic factors of educational management in an institution of secondary professional education http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/1226/1/povr-2014-04-13.pdf
- The management of the resources educational institution http://www.metaljournal.com.ua/the-management-of-the-resources-educational-institution/
