Глава 2 Анализ использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся в учреждениях среднего образования (на примере МОУ СОШ № 9 г. Шуя, Ивановской области).
2.1.Организация и ход исследования
В теоретической части мы рассмотрели особенности использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся в учреждениях среднего образования.
Во второй главе перешли к анализу использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся в учреждениях среднего образования (на примере МОУ СОШ № 9 г. Шуя, Ивановской области).
Цель исследования — экспериментально определить уровень использования электронных дневников и журналов для представления учебной информации и информации о достижениях обучающихся и их влияние на успеваемость обучающихся.
Настоящее исследование проводилось в три этапа с 2016 – 2018 г.г.:
- Поисково-подготовительный этап (2016 г.): теоретическое изучение психолого – педагогической литературы, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента. На этом этапе были подобраны методики с учетом возрастных характеристик и темой исследования;
- Основной этап: (2016 – 2017 г.г.) проведение констатирующего эксперимента и обработка результатов.
- Контрольно – обобщающий (2017 – 2018 г.г): проведение формирующего эксперимента и обработка результатов. Разработаны методические рекомендации по использованию электронных дневников и журналов успеваемости, учащихся в учреждениях среднего образования для участников образовательного процесса.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы и методики: теоретические: анализ и обобщение, эмпирические – констатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование, анализ документации, беседа, «Методика изучения мотивации обучения у подростков» разработанная Лукьяновой М.И.
Опытно – экспериментальная база исследования: МОУ СОШ № 9 г. Шуя, Ивановской области учащиеся 7 а и 7 б классов в количестве 50 учащихся и 20 учителей.
Для настоящего исследования было проведено 2 опроса первый количественный для определения проблематики изучаемой проблемы. Второй качественный с целью оперирования фактами программы исследования. Выполнен анализ как качественное, своевременное заполнение в электронном журнале влияет на успеваемость и описано как противном случае. В классах одинаковая программа обучения, одинаковая система оценивания. Весь учебный и воспитательный процесс идентичен за исключением того, что в 7 а классе (группа 1) ведется ЭЖ и ЭД, а 7 б классе (группа 2) образовательный процесс происходит без использования ЭД и ЭЖ.
Для проведения исследования были разработаны анкеты для родителей, детей и педагогов с целью определения сильных и слабых сторон использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся.
Анкета для учителей
Цель: определение сильных и слабых сторон использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся.
Инструкция: вам необходимо ответить на вопросы анкеты, выбрав один из приложенных.
С момента использования электронных дневников и журналов вам стало проще отслеживать успеваемость учащихся в преподаваемых классах?
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
С момента использования электронных дневников и журналов успеваемость детей в классах, где преподаете, на ваш взгляд повысилась или понизилась?
А) повысилась
Б) понизилась
В) они не влияют на успеваемость детей
Как часто вы пользуетесь электронными дневниками и журналами в классах которых работаете?
А) ежедневно
Б) 1 раз в неделю
В) реже 1 раза в 2-3 недели.
Анкета для родителей
Цель: определение сильных и слабых сторон использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся.
Инструкция: вам необходимо ответить на вопросы анкеты, выбрав один из приложенных.
С момента использования электронных дневников и журналов вам стало проще отслеживать успеваемость вашего ребенка.
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
С момента использования электронных дневников и журналов успеваемость вашего ребенка на ваш взгляд повысилась или понизилась?
А) повысилась
Б) понизилась
В) они не влияют на успеваемость моего ребенка
Как часто вы пользуетесь просмотром электронных дневников и журналов?
А) 2-3 раза в неделю
Б) 1 раз в неделю
В) реже 1 раза в 2-3 недели.
Анкета для детей
Цель: определение сильных и слабых сторон использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся.
Инструкция: вам необходимо ответить на вопросы анкеты, выбрав один из приложенных.
С момента использования электронных дневников и журналов вам стало проще отслеживать собственную успеваемость.
А) да
Б) нет
В) я не пользуюсь электронным дневником и не смотрю электронный журнал
С момента использования электронных дневников и журналов ваша успеваемость повысилась или понизилась?
А) повысилась
Б) понизилась
В) они не влияют на мою успеваемость
Как часто вы пользуетесь просмотром электронных дневников и журналов?
А) 2-3 раза в неделю
Б) 1 раз в неделю
В) я его их не использую в учебной деятельности
2.2. Анализ результатов исследования
Проанализируем анкетирование учителей, родителей, детей на момент 20 сентября 2017 года с целью определения сильных и слабы сторон использования электронных дневников и журналов успеваемости учащихся.
Анкетирование учителей
С момента использования электронных дневников и журналов вам стало проще отслеживать успеваемость учащихся в преподаваемых классах?
А) да 60 %
Б) нет 40 %
С момента использования электронных дневников и журналов успеваемость детей в классах, где преподаете, на ваш взгляд повысилась или понизилась?
А) повысилась в 7 а классе 50 %
В) они не влияют на успеваемость детей 50 %
Как часто вы пользуетесь электронными дневниками и журналами в классах которых работаете?
А) ежедневно 7 а учителя 100 %
Так выяснилось, что учителя не отмечают на начало учебного года разницы в успеваемости в классов при использовании и игнорировании системы ЭЖ и ЭД.
Анкетирование родителей показало, что
С момента использования электронных дневников и журналов вам стало проще отслеживать успеваемость вашего ребенка.
А) да 49 %
Б) нет 49 %
В) затрудняюсь ответить 2 %
С момента использования электронных дневников и журналов успеваемость вашего ребенка на ваш взгляд повысилась или понизилась?
А) повысилась 10 %
Б) понизилась 5 %
В) они не влияют на успеваемость моего ребенка 8 5%
Как часто вы пользуетесь просмотром электронных дневников и журналов?
А) 2-3 раза в неделю 70 %
Б) 1 раз в неделю 10 %
В) реже 1 раза в 2-3 недели. 20 %
Анкетирование детей на начало учебного года показало такие результаты:
С момента использования электронных дневников и журналов вам стало проще отслеживать собственную успеваемость.
А) да 30 %
Б) нет 20 %
В) я не пользуюсь электронным дневником и не смотрю электронный журнал 50%
С момента использования электронных дневников и журналов ваша успеваемость повысилась или понизилась?
А) повысилась 10 %
Б) понизилась 5 %
В) они не влияют на мою успеваемость 85 %
Как часто вы пользуетесь просмотром электронных дневников и журналов?
А) 2-3 раза в неделю 0 %
Б) 1 раз в неделю 50 %
В) я его их не использую в учебной деятельности 50 %
Таким образом, мнения учителей, родителей и детей на момент начала учебного года (20 сентября) совпадают.
В соответствии с таблицей 6 ясно, что результаты качественного опроса имеют отличные друг от друга показатели и наш взгляд достоверны, поэтому для того чтобы определить значимость исследования и достоверность результатов проведем расчет данных по критерию χ2 — критерия Пирсона.
Данный параметрический критерий математической статистики нами выбран, так как подходит для сопоставления двух, трех или более эмпирических распределений одного и того же признака. Критерий χ2 отвечает на вопрос о том, с одинаковой ли частотой встречаются разные значения признака в двух и более эмпирических распределениях.
Было выполнено:
1) Расчет теоретической частоты (ƒT)
2) Подсчитана разность между эмпирической и теоретической частотой по каждому разряду
3) Определено число степеней свободы. Внесена поправка на «непрерывность» (если v=1)
4) Полученные разности возведены в квадрат
5) Полученные квадраты разностей разделены на теоретическую частоту (последний столбец)
6) Полученная сумма является χ2Эмп
Результат: χ2Эмп = 172.034
Таблица расчета приставлена в приложение 2 таблице 5.
Таблица 7 — Критические значения χ2 при v=161
| v | p | |
| 0.05 | 0.01 | |
| 161 | — | — |
Таким образом, в соответствии с данными таблицы 4 и таблицы 5, понятно, что различия между двумя распределениями могут считаться достоверными, если χ2Эмп достигает или превышает χ20.05, и тем более достоверным, если χ2Эмп достигает или превышает χ20.01.
Ответ: χ2Эмп равно критическому значению или превышает его, расхождения между распределениями статистически достоверны.
Формирующий этап исследования
Модель – это упрощенный мыслительный или знаковый образ, какого – либо объекта или системы объектов, используемый в качестве их «заместителя» и средство оперирования. В естественных науках моделью называют описание объекта средствами некоторой научной теории. Модель в фундаментальных и прикладных науках связывают с применением моделирования, то есть с выяснением свойств какого – либо объекта, процесса.
Рисунок 1 — Модель усовершенствования системы ЭЖ И ЭД
Цель: Усовершенствование использования системы электронного журнала и электронного дневника
Задачи:
- повышение мотивации учеников;
- стимулирование систематической работы учеников ;
- активизация самостоятельной работы учеников
- формирование у учеников навыков самоорганизации образовательной деятельности и самооценки;
- совершенствование мониторинга текущей работы учеников;
- повышение объективности оценок при проведении текущей и промежуточной аттестации.
Принципы:
- дискретности, заключается в формировании содержания каждой изучаемо учебной дисциплины или модуля в форме самостоятельных логических и содержательно сформированных блоков, которые позволяют осуществлять контроль знаний у учеников, умений и опыта деятельности;
- стабильности требований, предъявляемых к учебной работе учеников;
- регулярности и объективности оценки результатов работы учеников путем начисления рейтинговых баллов;
- наличия обратной связи, предполагающей коррекцию содержания и методики преподавания дисциплины или модуля;
Функции: образовательная, системно-контролирующа, стимулирующая, рефлексивно-оценивающая, оперативно-управляющая и информационно-аналитическая.
Подход как средство усовершенствования использования электронного журнала и электронного дневника
Реализация общих методологических принципов, теория оценивания качества обучения, развития учебной мотивации учеников, структурирование показателей качества обучения, теоретическое обобщение методов измерения знаний учеников возможны на основе квалиметрического подхода. Это подтверждается тем, что квалиметрический подход применительно к педагогической теории и практике высшей школы, по мнению известных ученых (Н.В.Акинфиева, Э.В.Литвиненко, Е.В.Яковлев и др.), предполагает решение следующих задач: выявление и описание понятия «учебная мотивация» через ее содержание и структурирование, принципы, методы, подходы и технологии обучения; контроль и оценка качества образования: отбор показателей и критериев измерения, шкалирование, сбор данных измерения, выявление уровня самореализации и саморазвития учеников, обработка полученных результатов и их интерпретация.
Квалиметрический подход ориентирован на выявление требований к уровню подготовки учеников и объективную оценку учебной мотивации. Особую актуальность приобретает квалиметрический подход к развитию учебной мотивации учеников группы 1, который предусматривает формирование у них способности разностороннего общения в конкретных учебных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей мышления.
Существенное усовершенствование использования электронного журнала и электронного дневника
Учащиеся — получают более объективную и понятную информацию о выполненных заданиях и имеют возможность самостоятельно контролировать уровень успешности обучения.Описание ожидаемых результатов:
- Преподаватели — имеют возможность на прямую индивидуально влиять на уровень мотивации каждого обучающегося у него ученика
- Виды работ — стало доступно группировать виды работ по рейтинг — баллу ученика, то есть учащийся может выбрать более сложную работу для оценки отлично и более легкую работу для оценки хорошо.
- Предметы — данная опция модели рассчитана на то, что ученик, выбирая дисциплину, видит свой рейтинг балл по ней, и решает самостоятельно повысить его уровень или оставить как есть.
- Преподаваемые предметы — данная опция модели рассчитана на то, что преподаватель может добавлять задания к урокам другим видам занятий для подготовки заранее перед занятием. Учащиеся стали иметь возможность брать задания не контактируя с преподавателем.
- Оценочная часть ЭЖ и ЭД:
- усовершенствует организацию образовательного процесса в школе;
- позволит получать дифференцированную оценку знаний, умений, навыков и опыта деятельности учеников;
- обеспечит объективность и прозрачность оценки учебных достижений учеников;
- повысит мотивацию учебной деятельности учеников за счет фактора состязательности;
- обеспечить взаимозачет оценок при реализации внутренней и международной мобильности учеников.
Методики:
«Методика изучения мотивации обучения у подростков» разработанная Лукьяновой М.И.
Таким образом, мы построили и обосновали модель педагогической коррекции усовершенствования системы использования электронных журналов и дневников на основе ИКТ в СОШ для усиления ей мотивирующей функции.
Проанализируем результаты исследования после проведения формирующего эксперимента дата опроса 20 мая.
Анкетирование учителей
С момента использования электронных дневников и журналов вам стало проще отслеживать успеваемость учащихся в преподаваемых классах?
А) да 90%
Б) нет 10 %
С момента использования электронных дневников и журналов успеваемость детей в классах, где преподаете, на ваш взгляд повысилась или понизилась?
А) повысилась в 7 а классе 90 %
В) они не влияют на успеваемость детей 10 %
Как часто вы пользуетесь электронными дневниками и журналами в классах которых работаете?
А) ежедневно 7 а учителя 100 %
Так выяснилось, что учителя отмечают на конец учебного года разницу в успеваемости в классов при использовании и игнорировании системы ЭЖ и ЭД.
Рис. 6 — Сравнение результатов анкетирования учителей до и после
В соответствии с рисунком 6, видно, что учителя отмечают положительную динамику.
Анкетирование родителей показало, что :
С момента использования электронных дневников и журналов вам стало проще отслеживать успеваемость вашего ребенка.
А) да 75%
Б) нет 25%
С момента использования электронных дневников и журналов успеваемость вашего ребенка на ваш взгляд повысилась или понизилась?
А) повысилась 60%
Б) понизилась 35%
В) они не влияют на успеваемость моего ребенка 5%
Как часто вы пользуетесь просмотром электронных дневников и журналов?
А) 2-3 раза в неделю 10%
Б) 1 раз в неделю 80%
В) реже 1 раза в 2-3 недели. 10%
Рис. 7 — сравнительные результаты анкетирования родителей до и после
В соответствии с рисунком 7 видно, что родители изменили мнение по поводу полезности и удобности использования ЭЖ и ЭД в учебном году. Отмечается положительная динамика.
Анкетирование детей показало такие результаты:
С момента использования электронных дневников и журналов вам стало проще отслеживать собственную успеваемость.
А) да 50 %
Б) нет 0 %
В) я не пользуюсь электронным дневником и не смотрю электронный журнал 50%
С момента использования электронных дневников и журналов ваша успеваемость повысилась или понизилась?
А) повысилась 50%
Б) понизилась 0%
В) они не влияют на мою успеваемость 50%
Как часто вы пользуетесь просмотром электронных дневников и журналов?
А) 2-3 раза в неделю 0%
Б) 1 раз в неделю 50%
В) я его их не использую в учебной деятельности 50%
Рисунок 8 — сравнительные результаты учащихся до и после
В соответствии с проведенным анкетированием и рисунком 8, понятно, что группа 1 отмечает положительную динамику в своей учебной деятельности в отличии группы 2 после использования ЭД и ЭЖ.
Методы исследования:
Успешность учебной деятельности определяется средним баллом испытуемых по всем предметам. Чем выше балл, тем, следовательно, более успешной является учебная деятельность у данного испытуемого.
Для изучения мотивации учения была использована «Методика изучения мотивации обучения у подростков» разработанная Лукьяновой М.И. (Приложение № 1)
Изучение успешности учебной деятельности обучающихся 7 классов.
Исследование предполагает сбор данных, их обработку и систематизацию, которая заключалась в следующих этапах:
- Были собраны данные об оценках, которые ставятся учителями детям (у 7а класса выгрузкой из системы электронного журнала, у 7б класса посредством традиционного классного журнала)
- Эти данные были подвергнуты анализу – получено среднее значение для каждого испытуемого.
- Полученные данные были распределены на следующие категории: дети, чей средний балл до 3,5; дети, средний балл которых от 3,5 до 4; дети, чей средний балл от 4 до 4,5 и дети, чей средний балл от 4,5 до 5. Следовательно, были выделены 4 категории, которые можно назвать так: очень успешная учебная деятельность, успешная учебная деятельность, средняя успешная деятельность и учебная деятельность ниже среднего.
Представим диаграмму рисунка 9, которая наглядно демонстрирует распределение детей по уровню успешности учебной деятельности (7а класса)
Рис.9. Процентное соотношение групп испытуемых по успешность учебной деятельности
Судя по рисунку 9, 32% испытуемых имеют высокий уровень успешности (их средний балл, подсчитанный исходя из оценок по всем предметам составляет от 4,5 до 5), 44% испытуемых имеют чуть менее высокий уровень успешности – их средний балл между 4 и 4,5, 16% испытуемых имеют среднюю успешность учебной деятельности, их средний балл колеблется между 3,5 и 4, оставшиеся 8% имеют низкий уровень успешности, их средний балл до 3,5.
Представим диаграмму рисунка 10, которая наглядно демонстрирует распределение детей по уровню успешности учебной деятельности (7б класса)
Рис.10. Процентное соотношение групп испытуемых по успешность учебной деятельности
Судя по рисунку 10, 16% испытуемых имеют высокий уровень успешности (их средний балл, подсчитанный исходя из оценок по всем предметам составляет от 4,5 до 5),36% испытуемых имеют чуть менее высокий уровень успешности – их средний балл между 4 и 4,5, 32% испытуемых имеют среднюю успешность учебной деятельности, их средний балл колеблется между 3,5 и 4, оставшиеся 16% имеют низкий уровень успешности, их средний балл до 3,5.
Для сравнения результатов успешности учебной деятельности у 7а и 7б классов представлена в рис. 11
Рис. 11. Сравнительные результаты успешности учебной деятельности у 7а и 7б классов
Из данной диаграммы видно, что у большинства школьников наблюдается средний уровень мотивации (у 7а класса – 40 % и у 7б класса – 44 %. Также наблюдается более высокий уровень у 7а класса (20%) чем у 7б класса (16%).
Судя по рисунку 11 видно, что учащиеся 7а класса имеют более высокий уровень успешности (их средний балл, подсчитанный исходя из оценок по всем предметам составляет от 4,5 до 5), что составляет 32 % ,44% имеют чуть менее высокий уровень успешности – их средний балл между 4 и 4,5.
Судя по рисунку 11 видно, что учащиеся 7б класса имеют среднюю успешность учебной деятельности, их средний балл колеблется между 3,5 и 4, что составляет 32 %, оставшиеся 16% имеют низкий уровень успешности, их средний балл до 3,5.
Среднее значение, стоит отметить, было взято исходя из результатов учебной деятельности (оценок) по итогам за 2017 – 2018 учебный год.
Однако можно выделить и наличие других дополнительных переменных, которые не могут поддаваться контролю, такие как: индивидуальное отношение учителя к ребенку, отношение ребенка к учителю, личностные особенности детей (многие великие ученые плохо учились в школе).
- «Методика изучения мотивации обучения у подростков» разработанная Лукьяновой М.И.
- U-критерий Манна-Уитни предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню количественно-измеренного признака.
Позволяет определить достаточна ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами, чем меньше область перекрещивающихся значений, тем больше вероятность, что достоверны различия.
В проведенном исследовании получились следующие результаты приведены в таблице 2.1.
Таблица 6. Результаты изучения мотивации по методике Лукьяновой М.И.
По результатам исследования по методике Лукьяновой М.И. у 7а класса (экспериментальная группа) было выявлено:
- с очень высоким уровнем мотивации – 4 % испытуемых (1 человек);
- с высоким уровнем мотивации – 20 % испытуемых (5 человек);
- со средним уровнем мотивации – 40 % испытуемых (10 человек).
- со сниженным уровнем мотивации – 28 % испытуемых (7 человек);
- с низким уровнем мотивации – 8 % испытуемых (2 человек).
По результатам исследования по методике Лукьяновой М.И. у 7б класса (контрольной группы) было выявлено:
- с очень высоким уровнем мотивации – 0 % испытуемых (0 человек);
- с высоким уровнем мотивации – 16 % испытуемых (4 человек);
- со средним уровнем мотивации – 44 % испытуемых (11 человек).
- со сниженным уровнем мотивации – 28 % испытуемых (7 человек);
- с низким уровнем мотивации – 12 % испытуемых (3 человек).
Результаты изучения мотивации обучения у 7а и 7б класса представлены в процентах в рис. 12 и рис. 13 соответственно.
Рис. 12. Уровень мотивации обучения у 7 а класса
Рис. 13. Уровень мотивации обучения у 7б класса
Для сравнения результатов мотивации учебной деятельности у 7а и 7б классов представлена в рис.14.
Рис. 14. Сравнительные результаты мотивации учебной деятельности у 7а и 7б классов
Из данной схемы видно, что у большинства школьников наблюдается средний уровень мотивации (у 7а класса – 40 % и у 7б класса – 44 %. Также наблюдается более высокий уровень у 7а класса (20%) чем у 7б класса (16%).
Изучение мотивации и успешности учебной деятельности
Для изучения особенностей мотивации учащихся 7 классов с разными уровнями успешности учебной деятельности применим критерий U-Манна-Уитни т.к. одна из шкал (вид мотивации) представлена в номинативной шкале.
Таблица 7. Расчет U-критерия Манна-Уитни
Коэффициент ранговой корреляции Манна – Уитни подсчитывается по формуле:
где n1 — количество испытуемых в выборке 1(экспериментальная группа);
n2 — количество испытуемых в выборке 2 (контрольная группа);
Тх — большая из двух ранговых сумм;
nх — количество испытуемых в группе с большей суммой рангов;
R1 = 325, где R1 сумма рангов выборки 7а класса;
R2 = 306, где R 2 сумма рангов выборки7б класса;
n1 = 25;
n2 = 25;
Тх = 325
Результат: Uэмп = 63
Таблица 8-Критические значения
| UКр | |
| p≤0.01 | p≤0.05 |
| 192 | 227 |
