2.4. Результаты опытной работы на базе о ГКОУ РО «Тацинская школа-интернат».
В 1961 году по решению Совета народных депутатов в ст. Тацинской была открыта вспомогательная школа-интернат.
Статус государственного образовательного учреждения Ростовской области «Тацинская специальная школа-интернат» получила в 2015 году. В этом году отмечает свое 55-летие.
Школа является экспериментальной площадкой для Тацинского, Милютинского, Обливского и Морозовского районов по проблеме интеграции детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в социум.
В школу-интернат принимаются дети для обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам. Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся – главная задача обучения в нашей школе.
К особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относятся:
-раннее получение специальной помощи средствами образования;
-обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
-научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
-доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
-удлинение сроков получения образования;
-систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
-специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
-обеспечение особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
-развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой;
-стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
Школа-интернат осуществляет единую комплексную систему коррекции, воспитания и обучения, обеспечивающую адекватный возможностям обучающихся уровень образовательной и начальной профессиональной подготовки. В школе функционируют профили начального трудового обучения: столярное дело, штукатурное дело, швейное дело и сельхозтруд.
Воспитанники школы-интерната активно участвуют в районных, областных конкурсах, фестивалях, спартакиадах для детей, например таких как:
— областной фестиваль детского творчества для детей с ограниченными возможностями здоровья;
— районные смотры художественной самодеятельности;
— районные спортивные соревнования по футболу, волейболу, легкой атлетике;
— выставки детского творчества;
— областной конкурс «Лучший по профессии» (столярное дело, швейное дело);
— областной фестиваль художественного творчества детей-инвалидов.
Педагогический коллектив школы постоянно работает над совершенствованием организации лечебно-профилактических мероприятий.
В школе создан центр «Здоровье», разработана программа «В здоровом теле – здоровый дух», которая действует в школе 8 лет. Целью программы является создание здоровьесберегающей образовательной среды для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В школе работает творческий, высокопрофессиональный коллектив педагогов, состоящий из 29 учителей и 35 воспитателей из них 11 чел. имеют высшую категорию, 38 чел – первую. За заслуги в области образования имеют награды «Почетный работник общего образования РФ имеют 2 педагога – Иванова Г.Д. и Акименко С.И. .
Преподавание математики
Наглядная геометрия является составной частью математики, изучаемой в нашей школе.
Изучение этого раздела математики позволяет формировать у умственно отсталых школьников пространственные и геометрические представления и понятия, чертёжные, графические и измерительные умения и навыки. Знания и умения, получаемые учащимися при изучении геометрии, не только обогащают их жизненный опыт, пополняют математический кругозор. Кроме того, эти знания играют большую роль в коррекции и компенсации дефектов. Умственного и эмоционально – волевого развития учащихся, подготовке их к производительному общественно полезному труду, к социальной адаптации и реабилитации. Таким образом, на определение содержания геометрического материала в программе вспомогательной школы оказывает влияние целый комплекс разнообразных факторов.
Основные средства, методы и приёмы изучения геометрического материала.
Успех обучения наглядной геометрии во вспомогательной школе, преодоление трудностей в усвоении геометрического материала учащимися во многом зависит от правильного использования средств, методов и приёмов обучения.
Изучение элементов геометрии в условиях нашей школы имеет для учащихся большое значение, так как у них формируется достаточно полная система геометрических представлений, что способствует обогащению их математических знаний.
В процессе изучения геометрического материала школьники учатся абстрагироваться от свойств конкретных предметов, сравнивать и сопоставлять геометрические формы, отвлекаясь от несущественных признаков сравниваемых форм, дифференцировать и классифицировать геометрические фигуры и тела, в результате чего развивается их способность к обобщениям. Всё это помогает формированию приёмов умственной деятельности, коррекции недостатков пространственных представлений, активизирует познавательную деятельность школьников, развивает практическую ориентацию в окружающем пространстве, моторику, обогащает словарь, развивает речь и мышление, то есть играет значительную коррекционную роль в процессе обучения и воспитания умственно отсталых детей.
Изучение геометрического материала вооружает учащихся практическими навыками измерения, черчения, построения геометрических фигур с помощью различных измерительных и чертёжных инструментов, что способствует лучшей подготовке их к повседневной жизни, овладению различными видами профессионального труда, адаптации в условиях современного производства.
Изучение наглядной геометрии во вспомогательной школе ставит и решает три основные задачи, которыми определяется организация и методика обучения.
- Общеобразовательная задача: развить представление о геометрических фигурах и телах, их образах, свойствах, отношениях, сформировать представления о геометрических величинах (длинах отрезков, площадях фигур, объёмах тел), единицах их измерения.
- Коррекционно – воспитательная задача: развивать и коррегировать пространственные представления, воображение, моторику, логическое мышление, речь, умственную и практическую деятельность учащихся.
- Практическая задача: формировать навыки измерения и построения геометрических фигур с помощью измерительных и чертёжных инструментов, развивать умения решать жизненно — практические задачи.
Основные задачи специальной ( коррекционной) школы VIII вида – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы умственно отсталых школьников, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация в условиях современного общества.
За период обучения в школе VIII вида учащиеся должны получить следующие математические знания и практические умения: а) представления об основных величинах, единицах измерения величин и их соотношениях; б) навыки простейших измерений, умение пользоваться инструментами ( линейкой, угольником, циркулем); в) представление о плоскостях и объёмных геометрических фигурах, знание их свойств, построение этих фигур с помощью чертёжных инструментов ( линейки, циркуля, чертёжного угольника, транспортира).
Обучение математики в школе VIII вида способствует решению и воспитательных задач. Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Курс математики должен дать ученикам такие знания и практические умения, которые помогут лучше распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач, которые повседневно ставит жизнь. Овладение умениями измерений, ориентация в пространстве, распознавание геометрических фигур позволят учащимся более успешно решать жизненно – практические задачи.
Одной из основных задач изучения геометрического материала в школе VIII вида является развитие и формирование геометрических представлений, понятий о плоскостной и объёмной фигурах, классификация фигур, их свойствах, длине, площади, объёме и единицах их измерения. В связи с этим необходимо познакомить учащихся с измерительными и чертёжными инструментами ( линейкой, циркулем, чертёжным треугольником, рулеткой, транспортиром) и выработать прочные навыки работы с ними. Следует также развивать умения решать практические задачи, применяя геометрические знания и умения.
Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения. Курс математики должен дать ученикам такие знания, умения и навыки, которые помогут лучше распознавать в окружающей среде математические факты, применять математические знания для решения практических задач, которые каждый день ставит жизнь. Учитель математики должен продолжить закрепления тех знаний и умений, которые дадут учителя труда, географии, истории, естествознания. И в то же время подготовить учащихся теоретически к восприятию объясняемого материала на других уроках. (Например, «Какие меры нужно выбрать для определения толщины материала?», «В каких мерах снимать мерки для шитья наволочки, пододеяльника?», «Какой выбрать масштаб для построения отрезка на альбомном листе?»). Только при осуществлении связи преподавания математики с другими предметами можно добиться осмысленного обучения детей с нарушением интеллекта.
Выводы по главе 2
Анализируя существующие подходы к преподаванию элементов геометрии с позиций пропедевтики дальнейшего обучения курсу геометрии, можно подвести следующие итоги:
Имеется ряд причин, по которым необходимо введение специального курса, знакомящего учащихся с геометрическими объектами и их свойствами:
- трудности, возникающие у школьников 5-6х классов, приступающих к изучению систематического курса геометрии;
- «уплощенность» естественного пространственного опыта у десятиклассников, дождавшихся после трехлетнего изучения планиметрии наконец-то «выхода в пространство»;
- недоучет возрастных особенностей и сензитивных периодов в развитии перцептивных и концептуальных пространственных представлений ребенка.
При составлении пропедевтического курса геометрии необходимо учитывать:
- чтобы геометрическая линия обеспечивала формирование пространственного воображения учащихся, а также развитие логического и творческого мышления;
- желательно, чтобы система обучения носила практический характер, а также ближе знакомила с предметами окружающего мира;
- чтобы процесс геометрического развития был непрерывным, равномерным и разнообразным;
- более глубокое внимание систематическому изучению терминологии.
Сравнительный анализ геометрического материала, содержащегося в четырех учебно-методических комплектах по математике для 5-6 классов, позволяет сделать вывод, что с позиции пропедевтики элементов геометрии геометрическая линия наиболее полно представлена в учебно-методическом комплекте авторов: Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин; С.Б.Виленкина Н.Я, Жохова В.И., и др., так как подробнее рассматриваются темы: «Линии», «Треугольник», «Симметрия»; изучение происходит не только на ознакомительном уровне; многие задания имеют практическую направленность; более подробно изучаются свойства фигур.
Заключение
В ряду учебных дисциплин, составляющих в совокупности школьный курс математики, геометрия играет особо важную роль. Эта роль определяется и относительной сложностью геометрии по сравнению с другими предметами математического цикла, и большим значением этого предмета для изучения окружающего мира. Геометрия, являясь неотъемлемой частью математического образования, имеет целью интеллектуальное и общекультурное развитие учащихся. Развитие учащихся средствами геометрии направлено на достижение научных, прикладных и общекультурных целей математического образования, где общекультурные цели обучения геометрии в первую очередь предполагают всестороннее развитие мышления детей. Геометрия, как учебный предмет, обладает уникальными возможностями для решения главной задачи общего математического образования – целостного развития и становления личности средствами математики.
Геометрический материал, представленный для изучения в 5-6 классах, должен представлять собой курс, органично включающийся в структуру непрерывного геометрического образования, с одной стороны, позволяющий углубить и расширить представления детей об известных им геометрических фигурах – с другой, и имеющий основной целью подготовку учащихся к систематическому изучению геометрии в 7-9 классах.
Геометрический материал 5-6 классов закладывает фундамент для дальнейшего изучения геометрии, поэтому роль пропедевтики этой дисциплины представляется чрезвычайно важной.
Из проведенного мною исследования можно сделать следующие выводы:
1)Общепризнана необходимость пропедевтического курса наглядной геометрии в 5-6 классах, который подготавливает учащихся к осознанному восприятию геометрии в 7 классе, устраняет формализм в усвоении материала.
2)Согласно исследованиям психологов достижение развивающего эффекта в процессе изучения геометрии школьниками 5-6 классов связано с такой их психологической особенностью, как существование наглядно-действенного, образного и логического мышления. Поэтому изучение геометрии должно происходить в процессе интеллектуально-практической деятельности учащихся через наблюдение и предметное преобразование геометрического объекта, его описание с использованием геометрической терминологии и осмысление произведенных действий.
3) Данное положение находит свое отражение в программе по математике 1994г., в которой большое внимание уделяется построению фигур с помощью чертежных инструментов, измерению величин (длин, площадей, объемов).
4)В учебниках «Математика 5-6» под редакцией Г.В.Дорофеева, И.Ф.Шарыгина изучение геометрии организуется, как процесс интеллектуально-практической деятельности, направленный на развитие пространственных представлений, изобразительных умений, на расширение геометрического кругозора. Преобладающие методы данного курса: наблюдение, разрезание, конструирование, наложение, сравнение, экспериментирование.
5) Можно утверждать, что практическая деятельность повышает интерес учащихся к математике, улучшает дисциплину, активизирует их работу на уроках. Целенаправленная деятельность учителя, опирающаяся на практический и наглядно-чувственный опыт учащихся, способствует созданию достаточной базы геометрических представлений, а также формированию таких мыслительных операций, как анализ и синтез, сравнение и классификация.
Цель данной дипломной работы, состоящая в изучении методике преподавания наглядной геометрии учащимся 5-6 классов была достигнута.
Литература
- Бескин Н.М. Методика геометрии. С приложением главы «Методика преподавания наглядной геометрии» А.М. Астряба: Учебник для пед. ин-ов. — М.: Учпедгиз, 1947.
- Белим С.Н. Учебно-методический комплекс элективного курса «Геометрия и оригами».- Омск; 2003.
- Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной интуиции. — М.: Прогресс, 1977.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. — М.: Просвещение, 1967.
- Венгер Л.А. О способах зрительного восприятия формы предметов в раннем и дошкольном детстве // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников: Сб. статей. — М., 1965.
- Венгер Л.А. Восприятие и обучение. — М.: Просвещение, 1968.
- Венинджер М. Модели многогранников. — М.: Мир, 1974.
- Весновская О.В. Оригами: орнаменты, кусудамы, многогранники.-Чеб.:изд.«Руссика»,2003.
- Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учеб.для 5 кл. сред. школы. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1988.
- Виленкин Н.Я., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. и др. Математика: Учеб.для 6 кл. сред. школы. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1992.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. — М.: Педагогика, 1980.
- Восприятие и действие / Под.ред. А.В. Запорожца. — М.: Просвещение, 1967.
- Выготский Л. С. Проблемы развития психики. / Собр. соч. — М., 1983 — т. 3.
- Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащегося // Вопросы психологии. — 1957. — № 1. — С. 28-44.
- Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование. — Ереван: Луйс, 1981
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
- Зинченко В.П. Продуктивное восприятие // Вопросы психологии, 1971, № 6.
- Казаков В.В. Наглядная геометрия 7 класс.- Минск: Аверсэв,2013.
- Карасев П.А. Элементы наглядной геометрии в школе. — М.: Учпедгиз, 1955.
- Кордемский Б.А., Русалев Н.В. Удивительный квадрат. — М.: СТОЛЕТИЕ, 1994.
- Кормышова Е.Л., Ханина О.А. Учебный проект «Геометрия оригами». (Электронный ресурс). Режим доступа: http://wiki.iteach.ru/index.php/Учебный_проект_Геометрия_оригами; Дата обращения: 18 июня 2009г.
- Лебег Г. Об измерении величин / Под ред. А.Н. Колмогорова. — М.: Учпедгиз, 1938.
- Линдгрен Г. Занимательные задачи на разрезание / Пер. с англ. — М.: Мир, 1977.
- Математика: учеб.для 5 кл. общеобразоват учреждений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2004.
- Математика: учеб.для 6 кл. общеобразоват учреждений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина. — 7-е изд. — М.: Просвещение, 2004.
- Математика: рабочая тетрадь для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Е.А. Бунимович и др. — М.: Просвещение, 2004.
- Математика: рабочая тетрадь для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Е.А. Бунимович и др. — М.: Просвещение, 2004.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. — М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
- Основные результаты международного исследования качества мат. и ест.-науч. образования TIMSS-2004. — М.: НФПК, ИСМО РАО, 2004.
- Панчищена В.А., Гельфман Э.Г., Ксенева В.Н. Математика. Наглядная геометрия 5-6 классы.-М: Просвещение,2012.
- Панчищева В.А. Наглядная геометрия. Рабочая тетрадь по математике 6 класс.- Томск: ТГПУ, 2008.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Пер. с франц. — М.: Просвещение, 1969.
- Примерные программы основного общего образования. Математика. — М: Просвещение, 2009. — (Стандарты второго поколения).
- Пышкало А.М. Геометрия в 1–4 классах. — изд. 2-е, испр. и доп. — М.: Просвещение, 1968.
- Рослова Л.О. Методика и преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. Лекция 1// Математика. №17(679), 1-15.09.2009.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1946.
- Смирнова Е.С. Геометрическая линия в учебниках математики для 5-6 классов Г.В.Дорофеева и Л.Г.Петерсона. Методическое пособие для учителей -М.:УМЦ «Школа 2000…»,2004.
- Тихомиров В.М. Геометрия в современной математике и математическом образовании // Математика в школе, 1993. № 4.
- Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы // Математика в школе,№7,2006.
- Шарыгин И.Ф. Некоторые размышления по поводу школьного курса геометрии // Учительская газета, 1992. № 20, с.11–13.
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия: Учебное пособие для 5–6 классов. — М.: Дрофа 1998.
- Шеремет Г. Оригами помогает изучать математику. / Математика. — 2007.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.
- Яглом И.М. Как разрезать квадрат? — М.: Наука, 1968.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. — М.: Педагогика, 1980.
