Заявка на расчет
Меню Услуги

Разработка программы стимулирования работников вахтовой формы организации труда по формированию здорового образа жизни (на примере «Строительного управления № 8105 при Спецстрое России»)

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3   4   5


Оглавление

 

  • Введение
  • Глава 1.Теоретические основы формирования потребностей к здоровому образу жизни
  • 1.1. Основное понятие и сущность здорового образа жизни
  • 1.2. Стимулирование здорового образа жизни
  • 1.3. Сущность мотивации и стимулирования персонала
  • 1.4. Виды и формы стимулирования персонала
  • Глава 2. Организация исследования здорового образа жизни работников «Строительного управления № 8105 при Спецстрое России»
  • 2.1. Характеристика организации СУ № 8105
  • 2.2. Организация исследования состояния здоровья и здорового образа жизни работников «Строительного управления № 8105 при Спецстрое России»
  • 2.3. Анализ результатов исследования состояния здоровья и здорового образа жизни работников СУ № 8105
  • Глава 3. Разработка программы стимулирования по формированию здорового образа жизни работников «Строительного управления № 8105 при Спецстрое России»
  • 3.1. Программа стимулирования по формированию здорового образа жизни
  • 3.2. Метод экспертной оценки в прогнозировании программы стимулирования по формированию здорового образа жизни
  • Заключение
  • Список используемой литературы

 

Введение

 

Актуальность исследования. Проблема обеспечения и сохранения здоровья трудоспособного населения Российской Федерации является на данный момент достаточно актуальной. Несмотря на интенсивное развитие современной медицины и системы здравоохранения, состояние здоровья граждан РФ оставляет желать лучшего. Поэтому вполне востребованным становится участие предприятий в осуществлении мероприятий, направленных на поддержание здоровья своих работников. По определению Всемирной организации здравоохранения, программы по укреплению здоровья на рабочих местах, направленные на повышение физической активности и устранение нездоровых привычек поведения, являются эффективными в улучшении результатов, связанных со здоровьем, в отношении таких болезней, как ожирение, диабет и факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний и т.д.

Поэтому в современных экономических условиях особую актуальность приобретает деятельность работодателя по формированию у работников здоровьесберегающего поведения в контексте развития корпоративных систем охраны и укрепления здоровья.

Не секрет, что именно работник приносит прибыль работодателю. От его состояния здоровья, да и вообще самочувствия во многом зависит качество работы, производительность труда.

Одной из основных проблем современной России являются высокие показатели смертности среди населения трудоспособного возраста, особенно среди мужчин. Во многом это результат нездорового образа жизни людей. По разным оценкам, среди российских мужчин от 60 до 65% курильщиков; более 50% взрослого населения страны страдает избыточным весом в силу неправильного питания и низкой физической активности; стресс на рабочих местах; потребление алкоголя в пересчете на чистый спирт только по официальным оценкам составляет около 10,7 л в расчете на одного взрослого человека, что существенно выше установленного Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) опасного для здоровья уровня (8 л в год). Помимо прямых медицинских расходов и расходов на социальную помощь ухудшение здоровья и ранняя смертность трудоспособного населения несут экономике серьезные косвенные издержки, связанные с потерями в продуктивности работников.

В таких условиях не может идти речи ни о высокопроизводительном и эффективном труде, ни о росте квалификации работников и развитии их инициативы, ни о формировании сильной трудовой мотивации. Изменить такое отношение можно, если трезво оценить конкретную ситуацию и причины. Но, к сожалению, руководители редко принимают решения данных последствий. Без мотивирования и стимулирования невозможно создать хорошую работающую систему. Любой руководитель побуждает работать людей только на организацию, стимулируя работников только материальными поощрениями. Но, не всегда материальные стимулы побуждают человека трудиться усерднее. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед руководителем предприятия, является не только привлечение образованных, квалифицированных работников, обеспечение для каждого из них функциональной нагрузки, создания необходимых условий, но и способность вызвать у них желание энергично совершать те действия, которые приближают достижение поставленных целей. Для того чтобы предприятие могло выжить в условиях жесткой конкурентной борьбы, руководитель должен опираться на действенную систему мотивации каждого работника. Если эта система разработана правильно, то руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности коллектива на благо предприятия.

Формирование здорового образа жизни работников играет немаловажную роль, что обеспечивает как минимум улучшение качества труда и возможное повышение производительности труда. Поэтому руководители, которые хотят добиться эффективной деятельности своих подчиненных, не должны забывать о наличии стимулов для работников.

В настоящее время руководители предприятий недооценивают значение управление персоналом и стимулирования трудовой деятельности работников, свойственных современному менеджменту и активно использующихся за рубежом для эффективного управления и повышения производительности труда, поэтому на практике сводятся к двум аспектам – административный метод воздействия и экономическое стимулирование.

Вместе с тем, как показывает практика, сущность, содержание и функциональные свойства стимулирования, как составной организационной части управленческого процесса существенно расширились и обновились.

Все это делает актуальным изучение методов стимулирования трудовой деятельности работников вахтовой формы организации труда.

Цель: Разработать программу стимулирования работников вахтовой формы организации труда по формированию здорового образа жизни.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  1. Изучить виды, формы, сущность и методы стимулирования персонала.
  2. Провести исследование по состоянию здоровья и здорового образа жизни работников.
  3. Разработать программу стимулирования работников по формированию здорового образа жизни в условиях вахтовой формы организации труда.

Объект исследования: Здоровый образ жизни работников вахтовой формы организации труда.

Предмет исследования: Программа стимулирования работников по формированию здорового образа жизни.

Метод исследования: При выполнении работы применялся аналитический и социологический методы исследования.

Научная новизна работы:

  1. Предложена классификация факторов, воздействующих на здоровье, производительность и качество труда работников.
  2. Предложена программа стимулирования здорового образа жизни на основе социологических исследований.

 

Глава 1.Теоретические основы формирования потребностей к здоровому образу жизни

1.1. Основное понятие и сущность здорового образа жизни

 

Здоровье – одна из важнейших составляющих жизнедеятельности любого человека, поскольку это первое необходимое условие для того, чтобы быть успешным.

Практически все стороны многогранной жизни человека в социуме – будь то производственно-трудовая деятельность, образовательная, социально-экономическая, политическая, семейно-бытовая, духовная сфера и др., – прежде всего, определяются уровнем его здоровья. Как точно подметил Шопенгауэр А.: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».

Последние годы решение проблем сохранения и укрепления здоровья населения, формирование у людей культуры здорового и безопасного образа жизни, отношения к своему здоровью как наивысшей ценности является одним из важнейших направлений общества, государства и рассматриваются в качестве необходимой гарантии успеха всех социальных и экономических реформ, проводимых в нашей стране. В целом проблема сохранения и укрепления здоровья считается одной из самых сложнейших проблем современности. Достаточно сказать, что она находится в ряду с проблемами, которые решаются сегодня такими фундаментальными дисциплинами, как физика, химия, биология.

Ценность здоровья и его роль в жизнедеятельности человека как одно из ключевых научных направлений всегда привлекала внимание исследователей самых разных областей знаний. Так, основоположник научного менеджмента американец Фредерик Тейлор включал здоровье в десять важнейших характеристик специалиста, а француз Анри Файоль, которого считают основателем классической школы управления, выводит здоровье и физическую силу человека на первое место из пяти важнейших критериев. Отечественные исследователи также считают проблему здоровья актуальной на все времена. В настоящее время при рассмотрении вопроса о соотношении здоровья и успешности профессиональной деятельности активно используется комплексный интегративный психолого-акмеологический подход, соответствующий принципу единства и целостности психики.

Этот принцип лег в основу деятельности отечественных ученых – Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. и многих других.

Сегодня в мировом сообществе определяется стратегия сохранения здоровья личности, основанная на социальной ценности здоровья, идее обоюдной ответственности человека за свое здоровье перед обществом и общества перед каждым конкретным человеком. Однако все мы понимаем, что желать быть здоровым и быть таковым – это не одно и то же. Для достижения этой цели человек должен культивировать, созидать не только свое здоровье, но и благополучие окружающей среды (как биологической, так и социальной), в условиях которой он формируется. Вслед за Всемирной организацией здравоохранения мы понимаем здоровье как телесное (физическое), душевное и социальное благополучие человека, а не только отсутствие болезней, физических недостатков и ограниченных возможностей.

Принципиальное значение имеет определение понятия здорового образа жизни (ЗОЖ), поскольку ЗОЖ представляет собой категорию, соотносимую и с философскими идеалами – представлениями о достойном человека образе жизни, и с социальными потребностями и возможностями общества на каждом конкретном его этапе, и с медицинскими критериями оценки здоровья, причем не только физического, но и психического, и нравственного.

Попытки дать определение понятия ЗОЖ мы находим в исследованиях Александрова Е.Л., Ананьева В.А., Виленского М.Я. Виленского, В.Л. Куракова, Ю.П. Лисицына. Кураков В.Л. предлагает определение здорового образа жизни с позиций новой области науки – акмеологии. «С позиций акмеологии, ЗОЖ – это гибкий индивидуальный способ успешной жизнедеятельности в соответствии с изменяющимися уровнями биологического и социального развития человека, на основе приоритета ценностно-смысловой установки на здоровье и в целях социальной адаптации и творческой самореализации личности» [22].

Показателями здорового образа жизни, по Максимовой В.Н., являются отсутствие вредных привычек, двигательная активность, рациональное питание, стрессоустойчивость, стремление к духовно-нравственному совершенствованию и реализации творческого потенциала, контроль за средой жизнедеятельности, оздоровительные процедуры, медицинский контроль, соблюдение правил личной и общественной гигиены, контроль сексуальных взаимоотношений и межличностных отношений, овладение приемами психической саморегуляции.

Таким образом, установка на здоровье и ЗОЖ становится ведущим фактором в формировании, укреплении и сохранении здоровья человека, живущего в напряженной информационно-энергетической среде. Установка на сохранение здоровья составляет психологическую основу склонности человека к здоровому стилю жизни.

Понятие здорового образа жизни активно используется в научной литературе с 1970-х гг., однако его теоретическое осмысление явно недостаточно. В связи с этим возникает ряд вопросов, которые будут рассмотрены ниже.

Первый вопрос касается соотношения понятий «образ жизни» и «здоровый образ жизни». Образ жизни — категория социологической науки. Это «устойчивые формы социального бытия, совместной деятельности людей, типичные для исторически конкретных социальных отношений, формирующиеся в соответствии с генерализованными нормами и ценностями, отражающими эти отношения» [11].

Упоминания об образе жизни впервые появляются в отечественных публикациях в конце 1960-х гг., в 1970-1980-е гг. он исследуется наиболее активно, позже интерес к этой теме снижается [3]. Возьмитель А.А. и Осадчая Г.И. объясняют это тем, что понятие образа жизни применимо лишь к стабильным обществам. Они пишут, что проведенные в течение 1980-х гг. социологические исследования позволили сделать вывод о постепенном распаде советского образа жизни. Это способствовало росту интереса к тем механизмам, которые опосредуют взаимодействие индивида и социума [11]. Как считает Силуянова И.В., возможность осознанного выбора жизненного пути является одной из характеристик современного человеческого существования [37]. Мартиновский М. отмечает, что такая возможность впервые появляется у индивида в Новое время. Чем дальше от традиционной культуры, тем больше образ жизни отражает индивидуальные ценности и зависит от принимаемых человеком решений не только о том, что делать, но и о том, кем быть [24].

Это такой способ существования, который предполагает определенную степень рефлексивности собственного бытия и основан на ценностно-мировоззренческой упорядоченности жизни личности [37].

Вместе с тем, образ жизни не следует рассматривать исключительно в контексте произвольной активности человека, поскольку в нем, помимо индивидуальных характеристик, содержится и нечто типичное для определенной социальной группы, культуры и исторической эпохи. Абушенко В.Л. в этой связи пишет: «образ жизни есть …способ активного присвоения индивидами общественных условий своей жизни, способ реализации себя в социальном» [3].

К компонентам образа жизни относятся распределение времени, характер труда и потребления материальных благ, активность в сфере культуры и просвещения, политическая активность, отношение к общественным проблемам, религиозная принадлежность, формы общежития людей, способы самоидентификации [24].

Понятие здорового образа жизни отличается меньшей определенностью. Оно заменило в научных текстах термин «санитарная культура». В число показателей санитарной культуры входят гигиеническое поведение и интерес к проблемам сохранения здоровья [39]. Вплоть до конца 1980-х гг. предполагалось, что требования к здоровому образу жизни являются общими для всех людей. Этому способствовало рассмотрение проблематики здоровья в контексте социалистического образа жизни. В итоге здоровый образ жизни стал рассматриваться, скорее, с моральных, а не с научных позиций: «забота о собственном здоровье и здоровье окружающих – не только личное дело каждого человека, но также его общественный долг» [36].

В конце 1980-х — начале 1990-х гг. определения здорового образа жизни стали более дифференцированными. Утверждалось, что для выделения его наиболее значимых компонентов необходимо соотнести поведенческие показатели с биологическими особенностями человека, а также с особенностями социальной среды. Вариантов здорового образа жизни может быть столько, сколько существует условий жизни [8]. Помимо этого, была поставлена под сомнение тенденция ориентироваться в исследованиях образа жизни исключительно на индивидуальное поведение – курение, употребление алкоголя и прочее [42]. В настоящее время здоровый образ жизни определяется как совокупность внутренних и внешних условий жизнедеятельности, обеспечивающих здоровье и трудоспособность, активное долголетие, а также гармоничное развитие личности.

Если сравнить данную формулировку с приведенным выше определением образа жизни, становится очевидным, что понятие здорового образа жизни не конкретизировано с точки зрения устойчивости, типичности и социально-исторической специфичности входящих в него компонентов. Кроме того, здоровый образ жизни не рассматривается в контексте совместной деятельности людей. Еще более удивительным является тот факт, что в психологии без дополнительных объяснений и уточнений используется социологическое понятие, ведь очевидно, что полноценно исследовать здоровый образ жизни средствами одной лишь психологической науки нельзя. Между тем, в отечественной социологии, помимо понятия образа жизни, также выделяются способ и стиль жизни. На наш взгляд, именно стиль жизни, «индивидуально усваиваемый или избираемый, устойчиво воспроизводящий отличительные черты общения, бытового уклада, манеры, привычки, склонности, типичные для определенной категории лиц, выявляющие своеобразие их духовного мира» является той категорией, которая может быть продуктивно использована в психологии здоровья [11]. Стиль жизни связан с социально-психологическими процессами, его функцией является самоопределение личности, и он более динамичен, по сравнению с образом жизни.

Второй вопрос, на который необходимо ответить – насколько согласуются между собой отдельные компоненты здорового образа жизни? Очевидно, что закаливание, рациональное питание и наличие навыков борьбы со стрессом – индикаторы разного порядка. Гурвич И. Н., обобщивший в своей работе результаты социологических опросов за несколько десятилетий, отмечает отсутствие согласованности между отдельными видами самосохранительной активности, что, как он считает, ставит под сомнение целесообразность использования понятия «здоровый образ жизни». Наиболее значимые связи были выявлены между отказом от курения, контролем питания и снижением количества употребляемого алкоголя [13]. Анализ зарубежных источников позволяет в целом подтвердить эти предположения. Так, Бернард Л. и Крупат Э. констатируют, что различные виды превентивного поведения удивительно мало связаны друг с другом.

Остается открытым вопрос о связи образа жизни и здоровья. По мнению Царегородцева Г.И. и Гундарова И.А. [42], формирование здорового образа жизни не может дать немедленную отдачу на протяжении одного поколения. Результаты многолетних наблюдений за изменением состояния здоровья в популяциях, на которые были направлены определенные профилактические программы, неоднозначны.

Наиболее цитируемым определением здорового поведения является формулировка, предложенная в 1966 г. С. Каслом и С. Коббом. Здоровое поведение – это поведение, направленное на сохранение или увеличение благополучия индивида. При этом в основном акцент делается на произвольной активности, связанной с физическим здоровьем. Созданные на сегодняшний день в зарубежной психологии здоровья концепции (теория мотивации самосохранения, теория целенаправленного поведения, транстеоретическая модель поведенческих изменений и др.) предлагают рассматривать отдельные виды здорового поведения изолированно. Поэтому они непригодны для характеристики образа жизни в целом, и, как считают некоторые критически настроенные авторы, обладают минимальной валидностью. Справедливости ради необходимо отметить: типичные для профилактической медицины идеи об общей поддержке здорового образа жизни пока не вполне оправдывают себя с точки зрения эффективности проводимых мероприятий [8].

Проблема заключается не только в том, что понятие здорового поведения в исследованиях, как правило, подменяется конкретным видом самосохранительной активности. Такое поведение рассматривается вне контекста социальной ситуации, как результат индивидуально принятого решения. Между тем, эмпирические данные свидетельствуют, что сами респонденты достаточно четко определяют свое здоровое/нездоровое поведение в социальных терминах.

Например, конфликт между маскулинной идентичностью и пассивной ролью пациента может объяснить тот факт, что мужчины значительно реже обращаются за медицинской помощью.

Те социальные роли, которые они должны исполнять, приводят к задержке в начале лечения, избеганию эмоциональной экспрессии, рискованному поведению, включая употребление наркотиков, нарушения закона [15]. В целом можно отметить, что как понятие здорового образа жизни, так и понятие здорового поведения скорее описывают индивидуальное, нежели социальное поведение.

В 2011 г. вышло уникальное, на наш взгляд, практико-ориентированное учебное пособие для самостоятельной работы по проблеме формирования, развития и коррекции жизненно необходимых каждому человеку социальных умений — «Осваиваем социальные компетентности» под редакцией академика РАО, доктора психологических наук, профессора Зимней И.А. Коллектив ведущих российских ученых представляет содержание важнейших ключевых социальных компетентностей – гражданственности, коммуникативной, социального взаимодействия, информационно-технологической. Но начинается этот научный труд с компетенции здоровье сбережения как основы основ жизни человека. Под компетентностью здоровье сбережения понимается «знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа, знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода, физическая культура человека, свобода и ответственность в выборе образа жизни, опыт и готовность реализации этих знаний в жизнедеятельности, принятие здоровьесбережения как ценности, регулирование психосоматического и эмоционального проявления состояния здоровья» (И.А. Зимняя).

Если «образ жизни» – это особенности повседневной жизни человека, охватывающие его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения, то понятие «здоровый образ жизни» определяет поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья» [31]. Сегодня доказано, что из суммы всех факторов, детерминирующих здоровье человека, 50-55% приходится на образ жизни. К основным факторам, определяющим образ жизни человека, относятся:

  • уровень общей культуры человека и его образованность;
  • материальные условия жизни;
  • половые, возрастные и конституциональные особенности человека;
  • состояние здоровья;
  • характер экологической среды обитания;
  • особенности трудовой деятельности (профессии);
  • особенности семейных отношений и семейного воспитания;
  • привычки человека;
  • возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.

При анализе образа жизни, как правило, рассматриваются особенности профессиональной, общественной, социально-культурной и бытовой деятельности человека. Уровень, стиль и качество жизни определяют взаимосвязь этих факторов.

Уровень жизни – это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей.

Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей.

Стиль жизни – поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности.

При этом исследования свидетельствуют о том, что здоровье человека в большей мере зависит от стиля жизни. Он имеет персонифицированный характер, определяется историческими и национальными традициями, личностными наклонностями.

Так, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, состояние здоровья человека лишь на 15% зависит от организации медицинской службы, столько же приходится на генетические особенности, тогда как на 70% здоровье определяется образом жизни.

Среди большей части взрослого населения в последние годы сформировалось понимание того, что в современном динамичном и информационно насыщенном мире только здоровый человек может успешно решать профессиональные задачи, а здоровье представляет значительный человеческий ресурс полноценной и счастливой жизни, способствующий эффективному выполнению замыслов и планов. И, тем не менее, в повседневной жизни здоровье не всегда выступает у людей ведущей жизненно важной ценностью: для более трети из опрошенных здоровье не значится в числе основных жизненных ценностей (Т.Ю. Богачева). Это подтверждается и отношением людей к ведению здорового образа жизни: утренней гимнастикой или оздоровительным бегом регулярно занимаются не более 7-8 % населения. Примерно столько же совершают оздоровительные прогулки при хорошей погоде по выходным дням. Таким образом, более 80% людей, даже осознавая ценность своего здоровья, в реальной действительности далеки от здорового образа жизни.

Более того, представители разных возрастных групп по-разному оценивают влияние здоровья на жизненный успех. Так, наименее важным фактором успеха здоровье рассматривается в возрастной группе молодых специалистов, тогда как в группе специалистов среднего возраста (от 40 до 50 лет) его роль отмечается в большей степени. Результаты исследований ученых и специалистов убедительно показывают, что старшая возрастная группа ценит свое здоровье выше, чем молодежь.

В то же время пенсионеры, с учетом имеющегося у них личного опыта разрушения здоровья и его восстановления, воспринимают здоровье как самую большую ценность в жизни. Такое отношение характерно для всех представителей старшего поколения независимо от социального происхождения.

Следовательно, проблема здоровья в стране продолжает оставаться актуальной. Уровень смертности населения велик, особенно среди работоспособного поколения людей в возрасте от 20 до 40 лет. Продолжает оставаться крайне низкой продолжительность жизни мужчин [6].

Всем нам необходимо преодолеть, подчеркнул Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию 2012 г., «безответственное отношение общества в вопросах здорового образа жизни». Речь идет, прежде всего, о здоровье сбережении, профилактике вредных привычек (курение, алкоголь, наркомания и др.), которые ежегодно преждевременно уносят сотни тысяч жизней наших сограждан.

По данным Минздрава России, наряду с другими факторами на общую смертность населения страны влияют табакокурение (17,1%), некачественное и несбалансированное питание (12,9%), потребление алкогольных напитков (11,9%), избыточный вес (12,5%). Тогда как, общепризнанными факторами, способствующими сохранению и укреплению здоровья человека, являются:

1) наличие цели в жизни;

2) оптимизм и умение владеть своими эмоциями;

3) счастливый брак;

4) работа, стремление к людям;

5) режим труда и отдыха с обязательным переключением на другие

виды деятельности в период отдыха;

6) ежедневная двигательная активность, ходьба или бег;

7) рациональное питание;

8) нормальный сон 7-8-часовой продолжительности;

9) отказ от вредных привычек (курение, алкоголь);

10) закаливание воздухом, водой, солнцем.

В последние несколько лет руководством страны предпринимаются различные шаги для увеличения продолжительности жизни населения, улучшения ее качества. Конкретные меры для решения этой задачи нашли отражение в федеральных документах – Национальном проекте «Здоровье», программе «Здоровая Россия», Концепции развития здравоохранения Российской Федерации до 2020 г., деятельности заинтересованных министерств и ведомств, различных учреждений и общественных организаций, ученых и специалистов в области здоровьесбережения.

Но как бы государство ни строило здравоохранительную политику, значительную роль в сохранении и укреплении собственного здоровья играют индивидуальные установки и ориентиры личности, формирование у человека способности к целостному, интегрированному поведению, направленному на реализацию своих возможностей в физическом и личностном совершенствовании, которые закладываются с детства, как в семье, так и в образовательных учреждениях.

Эффективность формирования здорового образа жизни напрямую связана с повышением субъектной включенности самого человека в здоровье сберегающий процесс, формированием активной позиции по отношению к собственному здоровью. Состояние здоровья человека, его здоровый образ жизни и сформированность ценности здоровья неотрывно связаны с понятием общей культуры личности, формирование которой в значительной степени приходится на детские и отроческие годы человека; с позицией, установками и особенностями личности его родителей, педагогов, которые его обучают и воспитывают, средств массовой информации, телевидения, интернета и т.п. Важно понимать, что здоровье давно уже перестало быть только категорией биологической – оно становится одной из основных общественных, культурных и личностных ценностей.

Выделяют следующую классификацию показателей здорового образа жизни (рис.1).

Рис.1. Классификация показателей ЗОЖ

 

Мы рассматриваем ЗОЖ как осознанное поведение человека, адаптированное с учетом состояния здоровья к влиянию сложного комплекса экологических, антропогенных, социальных, экономических, урбанистических факторов окружающей среды, для которого характерна направленность на сбережение и укрепление здоровья при ценностном к нему отношении, на достижение психологического комфорта и всестороннее развитие потенциальных возможностей личности для ее самоопределения и самореализации.

Итак, в настоящее время понятие «здоровье» характеризует не только состояние человека, его физические и психические возможности, но и способности человека к самосохранению, принятию мер для субъективного благополучия, приспособления к окружающей среде и адаптации среды обитания к своим возможностям, увеличению продолжительности полноценной жизнедеятельности и жизненных сил; независимость от ограничений, обусловленных физическим недостатком; качество жизни как способность решить различные проблемы, а также как область культуры и результат собственной деятельности.


Страницы:   1   2   3   4   5

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф