1.4 Возрастная и индивидуальная особенность подростков средней школы
Часто подростковый возраст описывается, как особенно трудный период в воспитании и обучении ребенка, связанный с серьезным изменением его поведения и характера. В данном параграфе рассмотрим основные психологические особенности подростков и опишем, как их можно учитывать для эффективного общения с ребенком от 12 до 17 лет и эффективного обучения иностранным языкам.
Тинэйджер (от англ. Teenager, подросток) – это уже не ребенок, который целиком опирается на мнение родителей, но еще и не взрослый, готовый принимать взвешенные самостоятельные решения. Этим по большей части и характеризуется поведение подростка – поиском и познанием себя, обретением психологической независимости, регулярной проверкой своих сил и возможностей [54,cтр.706-708], в том числе и в процессе изучения иностранного языка.
Подростку для того, чтобы доказать себе, что он уже повзрослел, нужно для начала убедить в этом остальных. В этом часто кроются причины недоразумений с взрослыми, которые привыкли воспринимать его, как ребенка и действовать соответственно: давать советы, заботиться, оберегать, помогать, контролировать. Подростку крайне важно, чтобы взрослые, в том числе и педагоги, поверили в его взрослость, иначе ему сложно поверить в нее самому. При этом доказать свою самостоятельность действиями он может далеко не всегда. Часто она основана только на внутреннем ощущении себя.
Еще одной из психологических особенностей подросткового возраста считают подростковый максимализм, заключающийся в том, что тинэйджеру хочется всего и сразу, только лучшее, без компромиссов. Такое отношение говорит о поиске подростком границ своих возможностей и притязаний. Взрослые уже представляют грани того, что они могут, а что нет, того что их устраивает, а что недостаточно. Стремясь к невозможным идеалам, подросток как раз начинает нащупывать эту границу для себя [32,стр. 1036-1039].
Часто родители жалуются на то, что тинэйджер очень эмоционален: постоянно, без видимых причин, впадает в депрессии или истерики. Это связано не только с серьезной гормональной перестройкой, но еще и с изменением характера: те способы, при помощи которых подросток раньше справлялся с эмоциональными сложностями, больше не работают для него, ведь он уже не ребенок. А новые, взрослые способы, он еще не успел освоить.
Это придет только с большим опытом переживания «эмоциональных всплесков» и трудных ситуаций [14]. Необходимо помнить, что двенадцатилетний человек принадлежит уже к категории «подростков». И с этого возраста родители и педагоги должны воспринимать его более серьезно, учитывая все особенности психологии подростка. Учет этих особенностей позволит организовать эффективный процесс обучения иностранному языку.
Примерно с 12 лет ребенок пытается ассоциировать себя с взрослым. Это может происходить в виде копирования чужих манер, чтобы казаться старше. Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место. Девочки также начинают уделять особое внимание своим внешним данным.
На первом этапе подросткового периода ребенок начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов, что негативно сказывается на результатах учебной деятельности в целом, и на эффективность усвоения иностранного языка, в частности.
13 лет – возраст, когда происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно меняться настроение. И если вдруг он стал более резкий – это не подтверждает тот факт, что в вашей семье растет «тяжелый» подросток. Такие изменения являются нормальным психологическим фактором. Подросток начинает воспринимать себя как взрослого человека, который имеет право на свое мнение, свои желания.
В 14 лет подросток начинает активно отстаивать свои права [Калинина 2016]. Иногда у взрослых может сложиться такое ощущение, что подросток все делает назло и вопреки. Но это совсем не так. По крайней мере, он не ставит для себя определенную цель – оспаривать все. Чаще всего он и сам не уверен в том, что ему действительно необходимо и важно. Но желание выделиться, показать — «Я – другой» − огромное.
Также в этот период ребенок огромное внимание уделяет общению. Для него очень важно быть принятым, а не отвергнутым. А также иметь друзей, с которыми можно поговорить обо всем. Ведь в этом возрасте очень много волнующих тем и деликатных вопросов, с которыми к родителям не пойдешь.
Психология подростка в этом возрасте, конечно, претерпевает значительные изменения. И если педагог вовремя заметил этот переход и смог изменить тактику поведения во взаимоотношениях с учеником, то часто это сводит к минимуму проблемные моменты в процессе обучения в целом и в обучении иностранному языку в частности.
В возрасте 16 лет у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна. Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности – ребенок начинает уделять внимание философии. Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня возникают на первый план. В этот период подросток может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка [Калинина 2016], которую несомненно должен использовать педагог в процессе учебно-воспитательной деятельности с учащимися подросткового возраста.
Конечно, все описанные нами выше физиологические изменения однозначно оказывают влияние на психологическое состояние подростка. Перед ребенком возникает немало новых задач и трудностей, с которыми приходится столкнуться, он пытается начать жить и общаться по-новому, как взрослый, но пока не всегда успешно это делает.
Из-за внешних изменений тела, к которым ребенку еще необходимо привыкнуть, у него может возникнуть двойственное отношение к себе: смешения чувства гордости и брезгливости, стыда и радости, непринятия и восхищения. Подростки могут или стать излишне неряшливыми, проявляя протест против своего нового тела или, наоборот, уделять себе гораздо больше внимания, яростно исследуя в зеркале каждый новый возникший прыщик.
Необходимо отметить, у ребенка подросткового возраста наблюдается частое возникновение проблем в школе по различным причинам. К примеру, по причине ухудшения внимания и концентрации снижается успеваемость, вместе с этим, подростку уже требуется определенная самостоятельность и независимость, поэтому он резко отвечает на замечания педагога.
Школа и обучение сейчас не на первом месте у подростка, интерес к другим людям, отношения с друзьями и противоположным полом пересиливает важность и необходимость получения новых знаний. Подросток весь во власти различных душевных переживаний, остро воспринимает критику друзей, трагедией может стать разрыв с любимым человеком, замечание, сделанное мимоходом родителями или учителем.
Не смотря на важность аспекта общения, в диалогах подростка с друзьями, а особенно противоположным полом может наблюдаться развязность и нарочитая хамоватость [10, стр.492-494]. Помимо того, что это считается «круто» в подростковой среде, ведь культурное поведение, по их мнению, это удел слабаков, подобную реакцию можно объяснить и эмоциональной растерянностью ребенка. Он пока еще не знает, как нужно правильно общаться, и только учится строить отношения. Помочь подростку в освоении этого важного умения должны родители.
Залогом того, что подросток из негативиста превратится в нравственную, серьезную и самостоятельную личность с сильным характером и адекватной самооценкой – любящие и понимающие родители, вместе с которыми пройти нелегкий путь подростковых изменений ребенку будет гораздо комфортнее.
Одним из отличий этого периода является развитие большей способности к осознанию абстрактных понятий, идей и концепций. Большинство подростков с готовностью понимают и принимают необходимость обучения как интеллектуальной, а не игровой (как в детстве) деятельности [53,стр.674-677]. В лучших своих проявлениях подростки имеют огромный потенциал в креативных рассуждениях и страстное желание открыто воспринимать все, что их заинтересовало. Однако подростковый возраст определенным образом ограничивается характерными для него поисками собственного «Я», самоидентичности, а также ярко выраженной потребности в самооценке. Эти факторы влияют на место подростков в классе и могут быть использованы учителем иностранного языка для стимулирования учебной деятельности.
Этот период называют переходным, так как в это время происходит переход от детства к юности в физическом, психическом и социальном отношениях. И переход этот характеризуется количественными и качественными изменениями в организме подростка. Происходит половое созревание. Значительные изменения претерпевает психическая деятельность подростка. Отживают предыдущие детские интересы, рождаются новые. Меняются отношения со взрослыми и товарищами. Ярко проявляется стремление к самостоятельности и свойственным взрослым формам поведения. Эти изменения проходят довольно бурно.
Новые интересы и стремление подростка бывают изменчивыми. Отношения со старшими, в частности родителями и педагогами, становятся более сложными, особенно если старшие не понимают изменений, которые происходят в личности подростка, и продолжают относится к нему, как к ребенку. Это часто создает сложные ситуации. Чаще становится сравнение с младшим школьным возрастом, проявления негативизма, непослушности и другие нарушения норм поведения. Поэтому нередко называют подростковый период тяжелым, критическим возрастом. На самом деле, кризис на этом этапе развития бывает, но не является неизбежным. И негативизм в поведении подростка не является обязательным, хотя особенности его развития включают в себя определенные предпосылки для его возникновения. Этот период в жизни ребенка может стать и часто становится трудным в воспитательном отношении, если родители и другие взрослые, окружающие ребенка, не знакомы с особенностями его развития, не считаются с ними и продолжают воспитывать их так, как воспитывали в младшем школьном возрасте, или же, наоборот, относятся к нему, как к взрослому. Подростки нуждаются в особом внимании к себе. Трудности в их воспитании исчезают, если педагоги понимают изменения, которые происходят в психическом развитии детей этого возраста, уважают те новые тенденции, которые в них рождаются, и способствуют их реализации, соответственно организуя различные виды их деятельности, взаимоотношения в коллективе, участие в общественной жизни [45,стр.576].
На социальном уровне, согласно возрастной категории, учащиеся средней школы имеют тенденции к усвоению норм, принципов, идеалов общества на уровне собственных убеждений. Наиболее важным аспектом этого возраста является способность социально целесообразно вести и конструктивно взаимодействовать в микросреде, осознанно относиться к требованиям взрослых [60,стр.465-475].
В психологических исследованиях зарубежных ученых по раскрытию феномена ответственности подростков (учащихся среднего школьного возраста), как качества личности, установлено: объективную и субъективную ответственность, меру ответственности, а также социально личностные доминанты выявления ответственности индивидов на разных этапах онтогенеза: в индивидуальном развития ребенок проходит путь от нравственного реализма к автономной морали (Ж. Пиаже); коллективную, индивидуальную, внешнюю и внутреннюю ответственность, развитие которых проходит изменение ее инстанции от ответственности перед взрослыми в ее интериоризации, когда совесть становится основным регулятором поведения учащихся среднего школьного возраста (К. Муздыбаев) [39,стр.608]; интернальный (внутренние факторы) и экстернальный (Внешние факторы) локус контроля: ответственность детей этого возраста следует его способности регулировать свое поведение, исходя из внутреннего локуса контроля и опираться на внешние факторы контроля своего поведения (Дж. Роттер) связь между развитием когнитивных структур и нравственных чувств и действий индивида (Л. Колберг), стадии развития ответственности от ранних стадий к системе усвоения личностью норм и правил общественного поведения (К. Хелком) смысловое образование личности ребенка на основе своеобразного общего принципа соотнесения (саморегулирование) в рамках целостной мотивационной сферы (мотивов, целей и средств жизнедеятельности) (М. Савчин) [52,стр.50].
Однако, для детей среднего школьного возраста также свойственно обостренное восприятие внешних социальных воздействий и оценок взрослых, стремление к самоутверждению в жизни как взрослые, но при психофизическими возможностями, своим статусом и социальным опытом остаются детьми, может привести как к кризисам, связанных с стремлением к освобождению от детской зависимости, так и к созданию предпосылок для развития безответственного поведения, которая со временем способна перерасти в безответственность как черту характера.
Поэтому механизмы развития социальной ответственности учащихся подросткового возраста необходимо направить на формирование позитивного отношения к окружающим, долга перед человеком, обществом, природой, что давать сопротивления для воспитания личности с устойчивыми моральными нормами и положительными ценностями. Также знание прав и обязанностей, их соблюдение, социальная активность, познания морально-этических принципов взаимодействия в микросреде, способность отвечать за свои действия и их регулировать, исходя с внутреннего локуса контроля и опираться на внешние факторы контроля своего поведения.
У учащихся среднего школьного возраста социальная ответственность базируется на сознательном понимании роли ответственного поведения в собственной жизнедеятельности, на социальной направленности групповой деятельности и овладения понятийным мышлением, накопления нравственного опыта, происходит при активном взаимодействии индивида с микросредой (семья, знакомые, друзья, средства массовой информации, искусство) и социумом. Все вышеизложенное позволяет утверждать, что подростковый возраст определяется периодом интенсивного формирования социальной ответственности.
Главная черта в психологии ученика средней школы – формирование более высокого уровня самосознания, понимания своих индивидуальных качеств, самооценки.
Выводы по главе 1
Анализ литературы по теме исследования позволил сделать ряд выводов:
- Чтение является рецептивным видом деятельности, который вместе с аудировнием и говорением, который способствует пополнению лексического запаса слов и формированию навыков общения. В основе чтения лежит процесс распознавания (декодирования) языковых единиц написанного текста, который может быть осуществлен быстро и непосредственно, либо медленно с элементами припоминания, на что влияет прочность усвоения языкового материала и уровень сформированности механизмов зрительного восприятия.
- Процесс обучения чтению должен предполагать формирование навыков во всех видах чтения. При этом важным представляется использование индивидуального подхода к обучению чтению.
- Во ФГОС ООО наряду с другими видами речевой деятельности обучению чтению уделяется значительное внимание. На средней ступени задача обучения состоит в том, чтобы научить учащихся читать вслух и про себя сложные тексты познавательного характера, которые представлены в учебнике. Ученики должны догадываться о значении незнакомых слов на базе контекста, словообразовательных элементов, созвучности со словами родного языка. Для определения значения незнакомого слова используется морфологический или структурно-смысловой анализ.
- В процессе обучения чтению на средней ступени важен учет возрастных и индивидуальных особенностей подростков. Стремление детей данной категории к максимализму, самоутверждению, развитие всех психических процессов при правильной организации учителем работы на уроках будут способствовать формированию у учащихся навыков иноязычного чтения.
Глава 2. Методика обучения учащихся средней школы чтению на английском языке
2.1 Сравнительный анализ УМК «Spotlight 6 класс» и «Challenge A2»
На данном этапе был проведен сравнительный анализ УМК «Spotlight 6 класс» [12] и «Challenge A2» [63] на предмет выявления особенностей обучения чтению учащихся средней школы.
«УМК «Английский в фокусе» (Spotlight) является совместной продукцией российского издательства «Просвещение» и британского издательства «Express Publishing». В УМК отражаются как традиционные подходы к обучению иностранному языку, так и тенденции современных методик.
УМК Spotlight соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО) и отвечает общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference). УМК Spotlight в полной мере соответствует целям и задачам, которые сформулированы в Федеральном Государственном Стандарте. УМК Spotlight реализует возможности для выполнения учениками целей, требующих современной стандартизации: практических, образовательных, воспитательных и развивающих.
Учебно-методический комплекс «Spotlight» разработан также в соответствии с современными методиками обучения иностранным языкам, используемые в данном УМК приемы, методы и технологии обучения имеют своей целью развитие у учащихся коммуникативных умений и навыков. Для повышения у учащихся мотивации к изучению иностранного языка используются разнообразные ситуативные упражнения, интересные, актуальные тексты, виды и формы работы, позволяющие педагогу организовать работу по овладению учащимися всеми видами речевой деятельности. Одна из самых значимых и положительным характеристик анализируемого УМК «Spotlight» – это опора и тесная связь с культурой родного языка.
Отметим, что обучение чтению в данном УМК осуществляется чрез представленные в нем тексты. При этом чтение выступает и объектом обучения, и средством обучения другим видам речевой деятельности, усвоения лексики и грамматики английского языка.
Также данный УМК предполагает урок дополнительного чтения, который построен на межпредметной основе (Extensive Reading. Across the Curriculum).
В комплекте с учебником есть книга для чтения (Reader), являющаяся адаптированным вариантом образцов классической (в том числе детской) литературы. В комплекте для учащихся 6 класса представлено произведение «Алиса в стране чудес».
Важной особенностью является то, что обучение чтению происходит во взаимодействии с другими видами речевой деятельности.
Работа над текстом строится по этапам: предтекстовый, текстовый, послетекстовый. К примеру, рассмотрим работу с текстом на страницах 6-7 данного учебника (чтение письма).
К тексту дана наглядность (Приложение 1).
С использованием данной наглядности ведется работа на предтекстовом этапе.
Для начала осуществляется активизация лексического материала (Приложение 2).
Затеем учащиеся читают текст, после чего выполняют послетекстовые упражнения, которые направлены не только на выявление понимания и восприятия текста, но и на развитие других видов речевой деятельности (Приложение 3).
Данное упражнение позволяет учителю проверить понимание и восприятие текста учащимися, а также обучать аудированию.
Следующее упражнение направлено на проверку понимания и восприятия текста учащимися, а также на обучение говорению (Приоржение 4).
Следующее послетекстовое упражнение позволяет проводить работу по обучению чтению (Приложение 5).
Кроме обучения видам речевой деятельности, также на основе этого же текста осуществляется работа над лексикой и грамматикой.
Урок дополнительного чтения (Extensive Reading) построен по такому же принципу и предполагает выполнение упражнений на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапе.
Кроме этого, в конце учебника для учащихся 6-го класса есть тексты для чтения «Spotlight on Russia», которые посвящены России и ее культуре (Приложение 6).
Таким образом, анализ данного УМК позволяет сделать вывод, что в нем есть большие возможности для обучения учащихся чтение. При этом обучение чтению осуществляется во взаимодействии со всеми остальными видами речевой деятельности: аудированием, чтением и письмо. Параллельно происходит усвоение учащимися лексического и грамматического материала.
В комплект данного УМК входят также «Тренировочные упражнения в формате ОГЭ (ГИА)». Данный сборник представляет собой дополнительный компонент УМК серии «Английский в фокусе» для 6 класса, авторами которого являются авторов Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко и др. Сборник содержит в себе систему заданий, способствующих развитию у учащихся умений и навыков в таких видах речевой деятельности, как чтение и письмо, лексико-грамматических умений и навыков, представляющих собой основу речевых умений. Помимо тренировки учащихся согласно установленным форматам экзаменационных заданий, данный сборник направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД) в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО). Представленные в пособии материалы могут быть использованы как на уроке английского языка, так и в качестве самостоятельной работы дома.
В этом сборнике представлено достаточное количество текстов для чтения и упражнений к ним, направленных на развитие умений чтения с полным пониманием текста и общим пониманием, умений поискового чтения и т.д.
К примеру, учащимся предлагается в качестве предтекстового задания, направленного на снятие лексических трудностей, прочитать текст и вставить пропущенные слова. Данное упражнение позволяет развивать умение общего понимания текста (Приложение 7):
Затем учащимся предлагается ответить на вопрос к тексту, что предполагает развитие умения поискового чтения.
Следующее упражнение на основе текста предполагает полное понимание теста и развитие умений поискового чтения (Приложение 8).
УМК «Challenge A2» (New Challenges by Michael Harris, Amanda Harris, David Mower) издательства Longman предназначен для обучения английскому языку детей средней школы. Challenges – это тематически организованный четырехуровневый курс для школьников 10-15 лет. Благодаря системе разноуровневых упражнений, каждый ученик получает прочные языковые знания, а также коммуникативные навыки и умения.
По словам авторов, их пособие для подростков помогает ученикам эффективнее заниматься английским и развиваться как личность. УМК не только вовлекает детей в изучение тем науки, истории, технологий, образования, но и мотивирует высказывать собственное мнение, занимать активную позицию по каждому из вопросов.
Challenges levels 1-2 выводят на уровень А2 по Общеевропейской шкале, а Challenges levels 3-4 – на уровень, соответствующий требованиям уровня В1. В новой редакции учебно-методического комплекса New Challenges остались все основные характерные черты предыдущей редакции, добавлены и осовременены темы уроков.
Каждый модуль учебника содержит упражнения на развитие всех навыков и отдельно выделенные ключевые слова (Key Words) по теме.
В конце пособия авторы вставили развлекательный раздел Time Out. Здесь есть тесты, забавные факты, кроссворды, шутки, стихи. За ним следует раздел Picture Dictionary. Здесь вы найдете тематические словари, каждое слово в которых сопровождается иллюстрацией. Также есть таблицы с устойчивыми словосочетаниями (Collocations), идиомами (Idiomatic Language) и антонимами (Opposites).
Преимуществами данного УМК являются следующие: систематическая работа над произношением, включая скороговорки; закрепление грамматического материала в контексте; после каждого третьего модуля предлагается проектная работа, где особое внимание уделяется развитию навыков письма и говорения; большое количество страноведческих материалов; разделы Sentence – Text Builder обеспечивают развитие навыков построения предложений и эссе; в конце учебника представлен банк дополнительных материалов для работы в разноуровневых группах; в конце каждого модуля в разделе Your Challenge выход на продуктивный уровень письма и говорения.
Отметим, что в данном УМК чтение представлено как объект обучения и как средство обучения другим видам речевой деятельности, лексическому и грамматическому материалу, как и предыдущий УМК.
УМК «Challenge A2» также, как и в УМК «Spotlight 6 класс», работа с текстом строится поэтапно: предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы.
На предтекстовом этапе проводится работа по активизации лексического материала (Приложение 9).
На текстовом этапе работы учащимся предлагаются различные упражнения. К примеру, для развития умений поискового чтения (Приложение 10).
Также на данном этапе изучается и усваивается новый грамматический материал. Сам грамматический материал подается в таблице, а за ним следуют упражнения на основе читаемого текста (Приложение 11).
На послетекстовом этапе учащимся предлагается выполнить упражнения для проверки понимания и восприятия текста, закрепления лексического и грамматического материала и развития других видов иноязычной деятельности.
Данный УМК в конце учебника также предлагает дополнительные тексты для чтения, однако в малом количестве. Задания к текстам предполагают развитие поискового чтения (Приложение 12).
Таким образом, анализ УМК «Spotlight 6 класс» и УМК «Challenge A2» позволяет сделать вывод, что они являются равноценными в процессе обучения чтению подростков по английскому языку. Однако, тексты, представленные в УМК «Challenge A2» являются более современными и близкими для современных подростков. Однако, в двух УМК упражнения однотипны, что может способствовать тому, что у учащихся снизится интерес к чтению.
2.2 Методика формирования навыков чтения на английском языке в рамках общего образования
Для формирования умений чтения большое значение имеет характер текстов: их содержание, информативность, интересная фабула и т.д. От качества текстового материала зависит мотивация читательской деятельности учащихся.
Содержание текстов определяет отношение учащихся на среднем этапе к чтению, а также возможности тех образовательных и воспитательных задач, которые ставятся перед иностранным языком как учебным предметом. С другой стороны, структурно-смысловые и языковые особенности текстов определяют характер самого процесса чтения.
К иноязычным текстам для чтения предъявляются определенные требования, а именно : познавательная ценность текстов, научность их содержания. Тексты должны строиться на фактическом материале о стране и ее народе, язык которого изучается, а также включать сведения из самых разных областей человеческих знаний (начно-популярые тексты). 2. Соответствие содержания текстов возрастным особенностям и интересам учащихся. Эти тексты должны соответствовать интеллектуальному уровню развития учащихся, быть значимыми для них, удовлетворять их эмоциональные и познавательные запросы. 3. Воспитательный и развивающий потенциал текстов. Такие тексты должны способствовать формированию морально-этических качеств читателя. 4. Наличие различных форм речи: диалогической речи и монологической речи и различные типы текстов, функционирующих в ситуациях реального общения.
Тексты для чтения выполняют целый ряд функций, которые способствуют успешному овладению иностранным языком.
В методике выделяют несколько основных функций иноязычного текста:
– обогащение и расширение знаний / опыта учащихся в различных сферах жизни;
– тренировки с целью усвоения лексико-грамматического материала и обеспечения ученикам упражнения в чтении и использовании определенного языкового материала в ответах на вопросы учителя, в процессе свободного пересказа содержания или в пересказе, близком к тексту;
– развитие устной речи учащихся на основе прочитанного текста: пересказ текста своими словами, драматизация отдельных эпизодов, придумывание продолжения фабулы текста или другого начала, беседа по отдельным проблемами, которые раскрываются в тексте и т.д.;
– развитие смыслового восприятия текста – его понимания. Задачи такого характера направлены на проверку понимания отдельных эпизодов и всего текста, нахождение различных смысловых и формальных элементов, облегчающих процесс понимания, выполнения упражнений, которые помогают преодолевать трудности, возникающие на пути понимания текста.
Для развития навыков чтения в средней школе используются аутентичные, полуаутентичные и учебные (специально составленные) тексты. Преимуществом аутентичных текстов есть то, что они являются образцами реальной коммуникации. Типы аутентичных текстов обобщенно в таблице 1.
Таблица 1
Типы аутентичных текстов (по Н.И. Гез, Н.Д. Гальсковой)
Художественные | Прагматичные (регламентируют повседневное общение) | Публицистичные |
песни сказки рассказы новеллы комиксы драматические произведения загадки стихи сценарии пьесы | телефонные разговоры рецепты, инструкции этикетки письма, телеграммы краткие биографии факсы реклама сообщение расписание билеты программы передач | короткие репортажи статьи (газетные) научно-популярные статьи интервью |
Легче для обучения является полуаутентичные тексты, аутентичные по своей природе, но сокращенные и модифицированные. Легкими есть учебные тексты, составленные авторами учебников по иностранному языку или учителем, поскольку в них учитывается речевой опыт конкретного возрастного контингента учащихся, а также учебные функции опор и ориентиров. Развитие навыков чтения осуществляется поэтапно.
Этапы развития навыков чтения
Развитие навыков чтения при обучении подростков английскому языку в средней школе предполагает овладение учащимися знаниями, умениями и навыками чтения, а также направлено на совершенствование у школьников психофизиологических механизмов, участвующих в чтении. К знаниям, приобретаемым учащимися, относятся языковые, страноведческие и лингвострановедческие знания. Формирование у учащихся таких навыков чтения, как техника чтения, лексические и грамматические навыки создает условия для успешного формирования автоматизированных компонентов чтения. Работа по развитию умений чтения способствует развитию способностей учеников воспринимать смысл читаемого текста с разными уровнями его понимания. Работа по совершенствованию у учащихся психофизиологических механизмов чтения обеспечивает реализацию цели, состоящей в развитии определенных характеристик речи, уменьшение времени внутреннего проговаривания, расширения объема длительной и кратковременной памяти, вероятного прогнозирования.
При обучении иностранному языку на среднем этапе педагог должен обеспечить сформирование у учащихся умения чтения на коммуникативно достаточном уровне, что обеспечит школьникам:
а) понимание основного содержания несложных аутентичных текстов;
б) достижение полного понимания сложных по содержанию и структуре текстов разных жанров: общественно-политических, научно-популярных, художественных (адаптированных).
В работе над развитием навыков чтения важно умение учащихся пользовать двуязычные словари и различные справочные материалы.
Работа по развитию навыков чтения при обучении английскому языку подростков должна осуществляется поэтапно. Далее опишем данные этапы:
Основная задача первого этапа состоит в том, чтобы развивать такие навыки, как техника чтения, как вслух, так и про себя / молча, достижение скорости чтения [11, стр.5-7].
Второй этап направлен на обеспечение решения такой задачи, как обучение подростков чтению вслух и про себя сложных текстов познавательного характера, содержащихся в УМК, который используется на уроках иностранного языка, и в дополнительных текстах. Учащиеся должны уметь на уровне контекста догадываться о значении слов, еще незнакомых, а также на уровне словообразовательных элементов, на основе созвучности со словами родного языка. Для того, чтобы учащиеся научились определять значение неизвестного им слова, педагог использует морфологический либо структурно-смысловой анализ.
В процессе чтения устанавливается цель, которая состоит достижении учащимися понимания основного содержания и его важных деталей. В случае возникновения необходимости повторного чтения, педагог ставит перед подростками новую задачу, к примеру, исключить из текста дополнительную информацию либо прочитать текст с большей скоростью и др. Отметим, что темп чтения про себя у подростков должен быть выше чтения вслух.
При организации работы по преодолению трудностей, возникающих у учащихся в понимании читаемого текста, осуществляется лексический, грамматический, структурный и смысловой анализ, используется перевод. В таком случае подростки учатся использовать двуязычные словари.
Третий этап направлен на обучение школьников чтению без использования словаря для получения основной информации либо со словарем с целью достижения полного понимания содержания текста, содержащего 6% неизвестных учащимся слов. Используются несложные аутентичные тексты общественно-политического, научно-популярного и художественного характера. На данном этапе происходит совершенствование приемом прогнозирования на уровне слова (языковая догадка) и на уровне текста (антиципация).
Развитие навыков чтения при обучении подростков английскому языку осуществляется с помощью целостной системы упражнений.
Система упражнений и задания для формирования компетенции в чтении
Согласно выделенными этапами развития чтения к системе упражнений для обучения чтению входят три подсистемы упражнений:
I подсистема – упражнения для формирования навыков техники чтения [11, стр. 5-7].
II подсистема – упражнения для формирования речевых навыков чтения (графические, лексические, грамматические навыки).
III подсистема – упражнения для развития умений чтения.
Каждая из подсистем включает по две группы упражнений. К I подсистеме упражнений входят такие группы упражнений:
I группа – упражнения на узнавание и распознавание графем;
II группа – упражнения для установления и реализации графемно-фонемных соответствий.
II подсистема содержит упражнения:
I группа – упражнения для формирования лексических навыков чтения;
II группа – упражнения для формирования грамматических навыков чтения.
В III подсистему вошли такие группы упражнений:
I группа – упражнения, которые готовят учеников к чтению текстов;
II группа – упражнения для развития умений чтения текстов.
Остановимся на упражнениях III подсистемы, поскольку именно эти упражнения являются основой развития навыков чтения в средней школе как виду речевой деятельности.
Итак, целью упражнений III подсистемы является обучение чтению текстов с целью получения необходимой или желаемой информации, достижения определенного программой уровня понимания содержания текстов.
Вид чтения (ознакомительное, просмотровое, изучающее) и коммуникативная цель чтения обусловливают количество и тип / вид упражнений для развития навыков чтения. Однако работа с текстом проводится в три этапа и сохраняет свою структуру (см. Табл. 2) независимо от вида чтения.
Таблица 2
Этапы работы над текстом для чтения
Следует отметить, что среди приведенных этапов работы с текстом важную роль играет коммуникативная инструкция (текстовый этап), которая содержит конкретную задачу для ориентирования учащихся на целенаправленное и сознательное понимание информации. Такая задача организует внимание и мышление ученика, стимулирует запоминание. Психологи свидетельствуют, что правильная и точная установка повышает эффективность восприятия на 25%.
Приведем пример работы с текстом (ознакомительное чтение) на уроке под непосредственным руководством и контролем учителя.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф