1.2. Определение понятия «стратегия» и особенности стратегических решений
Стратегия — интегрированная модель действий, предназначенных для достижения целей. Содержанием стратегии служит набор правил принятия решений, используемый для определения основных направлений деятельности и особенности стратегического планирования как одного из важнейших инструментов управления социально-экономическим развитием малого города.
Основными стратегическими целями политики развития в Российской Федерации являются на данный момент:
— выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
— предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита per ионов;
— приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
— максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;
— становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Главная цель предстоящего десятилетия на региональном уровне стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно технических предпосылок укрепления позиции Российской Федерации в мире.
В России ситуация с развитием малых городов характеризуется следующими особенностями:
— процесс рыночного реформирования экономики и создания
конкурентной среды не завершен;
— в подавляющем большинстве муниципальных образований структурообразующие предприятия находятся в состоянии производственного и финансового кризиса;
— формирование самих муниципальных образований происходит в границах сложившихся административно-территориальных единиц, созданных, в свое время, без учета экономических возможностей их самостоятельного существования;
— процесс формирования муниципальной собственности, в том числе на землю как основной ресурс территориального развития, также далек от завершения;
— не сложилась еще система взаимоотношений и четкого разделения полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, входящими в их состав, что увеличивает степень неопределенности, в которой приходится планировать свое будущее большинству административно-территориальных единиц страны;
— деловая этика в сфере бизнеса еще не включает понятия «социальная ответственность», что затрудняет взаимопонимание власти и бизнеса и их взаимодействие в определении и реализации перспектив развития административно-территориальных образований различного ранга.
Стратегия развития малых городов как и всей экономики России носит инновационный характер и имеет свой «дальнобойный прицел», а именно:
— выявление долговременного вектора устойчивого развития малого предпринимательства в условиях государственной национальной модернизации и инновационного развития народного хозяйства России;
— учёт влияния глобальности мирового общения, которые привели к «раскрытию государственных границ» для международной организации производственных цепочек, созданию глобальных рынков финансов, сырья, товаров и услуг;
— учёт продолжающихся реформ деятельности хозяйственных систем, одновременно продолжающих своё функционирование в традициях Советского времени;
— учёт динамичного роста населения малых городов со стороны и мигрантов ближнего и дальнего зарубежья и перемещений сельского населения России;
— деятельность малых городов в условиях свободы самоопределения и самоуправления;
— огромные перемены: нет такой страны как СССР, а есть Россия, как сменившая экономический вектор развития с индустриального на постиндустриальное и сырьевое развитие;
— развернувшая инновации в экономике, меняющие её содержание на пути постиндустриального развития. И всё это в сжатые сроки, в разы, на целые столетия, сократив подобный путь развития передовых Западных стран: США, Англии, Японии и др.;
— пришло новое поколение людей и технологий, иной опыт публичного администрирования;
— на современном этапе исторического развития малые города становятся самостоятельными субъектами процессов развития не только на уровне крупных городов и регионов, с сильными культурными, социальными и экономическими игроками, но и на уровне страны и на международном уровне.
Стоит историческая задача и ответственность выбора долгосрочной Стратегии развития малых городов и всей страны, как минимум, на первую половину наступившего столетия.
Слово «стратегия» давно уже применяется в самых разных случаях и имеет самые различные значения.. Термин strategos относился к роли человека — командующего армией и имело смысл «искусство военного командования». Говорило о психологических и поведенческих навыках, необходимых для выполнения роли командующего: умение организовать силы для победы над противником и создавать единую систему всеобъемлющего управления. Анализ сходных аналогий в других областях деятельности помогают понять природу, структуру и различные аспекты формальных стратегий.
Существует многообразие определений слова «Стратегия»
А. Чандлер: Стратегия как метод установления долгосрочных целей организации, про¬граммы ее действий и приоритетных направлений по размещению ресурсов.
М. Фалмер: Стратегия- всеобъемлющая ориентация планов или действий, которая устанавливает критическое направление и управляет распределением ресурсов. Это фокус действий, представляющих собой «лучшую догадку» относительно того, что необходимо сделать для обеспечения долговременного процветания.
Гарвардская школа бизнеса: Стратегия как метод определения конкретных целей организации.
М. Портер: Стратегия как способ реакции на внешние возможности и угрозы, внутренние сильные и слабые стороны. Стратегия как решение компромиссов в конкуренции. Суть Стратегии состоит в том, чтобы выбрать то, от чего следует отказаться. Без компромиссов не было бы необходимости выбирать и, таким образом, не было бы необходимости в стратегии.
И Ансофф, Стейнер, П. Лоранж: Стратегия как способ установления целей для корпоративного, делового н функционального уровней.
М. Альберт и Ф. Хедоурн: Стратегия как детальный и всесторонний комплексный план, предназначенный дли обеспечения исполнения миссии организации и достижения ее целей в долгосрочной перспективе.
Ч. Макмиллан: Стратегия вовсе не означает тщательно продуманную систему логически взаимосвязанного выбора правил и процедур, позволяющих перейти от А к В и даже к С. В Японии под стратегией понимается готовность к событиям, которые происходят за границами действенности системы управления.
Дж_ Б. Куинн: Стратегия как паттерн, или план, интегрирующий главные цели организации, ее политику и действия в некое согласованное целое.
Г. Хэмел и К.К. Прахалад: Суть стратегии состоит В том, чтобы создавать конкурентные преимущества на завтра быстрее, чем конкуренты скинут, сымитировать те, которыми вы обладаете сегодня.
Применяются пять различных толкований слова «стратегия»: стратегия как план, как ловкий прием, как паттерн (принцип поведения, устойчивая схема действий), как позиция и как перспектива, как «Стратегия социально-экономического развития малого города», а также некоторые их взаимосвязи.
На наш взгляд: Стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития малого города, касающееся сферы, средств и формы его деятельности, системы взаимоотношений внутри города, а также позиции города в окружающей среде, приводящее к целям. Такое понимание стратегии исключает детерминизм в поведении города, так как стратегия, определяя направление в сторону конечного состояния, оставляет свободу выбора с учетом изменяющейся ситуации. В данном случае стратегию в общем виде можно охарактеризовать как выбранное направление, путь дальнейшего поведения в среде, функционирование в рамках которой должно привести город к достижению стоящих перед ней целей. Примером стратегии может служить долгосрочный план производства определенной продукции, в котором зафиксировано, сколько и чего производить в каждом конкретном временном промежутке и сколько и чего будет производиться в конечный период.
Стратегия малого города – это генеральный план действий, направлений, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей.
По существу — это набор правил для принятия решений, которыми руководствуется руководство городом в своей деятельности; не приказ, а «ответ» о том, как достичь стратегической цели из исходной ситуации с помощью имеющихся ресурсов и с учётом возможных действий конкурентов.
Стратегия должна исходить не из приятных мечтаний, а из реальных возможностей развития малого города , организации, предприятия, города.
Поэтому стратегия — прежде всего реакция на объективные внешние и внутренние обстоятельства, организационные действия и управляющие подходы, используемые для достижения целей.
Возможны различные варианты этой Стратегии:
одной из них является Стратегия создания организационных и экономических условий для востребования инноваций в обществе; создание соответствующей инфраструктуры; научной школы менеджмента; совершенствование моделей управления, организационных структур страны, регионов, городов, муниципальных образований.
Произошло осознание того непреложного факта, как справедливо замечали еще авторы одного из докладов Римского клуба, что устойчивое общество никогда не возникает в рамках мировой экономики, которая опирается на действие только рыночных сил, далеко не всемогущих, несмотря на всю их важность для осуществления инновационного процесса. Рыночный механизм крайне восприимчив к самым незначительным явлениям сегодняшнего дня, но вряд ли может быть надежным компасом для решения долгосрочных задач малых городов России.
Необходимо концептуальное переосмысление поведения и форм социальных практик и смены базовой (англосаксонской) модели капитализма. Управление страной является попыткой привнести хотя бы подобие целесообразности в субъективное, иррациональное и порой противоречивое поведение политических деятелей, экономистов и всех остальных членов нашего общества.
1.3. Повышения занятости населения малых городов посредством развития промышленности-
Итак, малые и средние города — наиболее представительная группа (1100 городов), на долю которой приходится 85% всех городов страны, в этих городах проживает 28,4 млн. человек (на 1.01.2015 г.) или 19,6% всего населения страны.
На территориях этих городов расположены значительные производственные мощности, насчитывающие по данным Госкомстата России 8,3 тысячи предприятий различных отраслей промышленности, большая их часть является градообразующими.
В малых и средних городах действуют многочисленные учреждения сферы образования, здравоохранения, культуры и быта, обслуживающих наряду с горожанами около 15 млн. сельских жителей. Ключевой проблемой развития большинства малых городов является критическое состояние их экономической базы, представленной в зависимости от хозяйственных особенностей градообразующими предприятиями (организациями) промышленности, транспорта, строительства, АПК, науки и другими и другими объектами.
Несмотря на различия в хозяйственном профиле общими особенностями и одновременно проблемами развития градообразующей базы являются: узкая, односторонняя специализация хозяйства, особенно резко выраженная в монопрофильных городах:
— техническая отсталость, высокий износ оборудования на большинстве промышленных предприятий, при этом значительная часть предприятий размещается в приспособленных помещениях, где внедрение передовых технологий и современного оборудования крайне затруднено;
— низкий уровень производительности труда и высокая доля ручного малопривлекательного и не престижного труда;
— сложившаяся специализация, относящаяся к первичным технологическим укладам, с преобладанием продукции, характеризующейся низкой конкурентоспособностью и ограниченным спросом;
— относительно невысокий уровень значительной части управляющего персонала, слабо адаптированного к изменению экономических условий, высокая доля кадров низкой квалификации.
Отмеченные особенности экономической базы даже в условиях стабильного развития в советский период постоянно воспроизводили ряд сложных и трудноразрешимых проблем в развитии малых городов. Среди них, прежде всего, необходимо отметить нарушение половозрастной структуры занятого населения, негативно отражавшегося на общей демографической ситуации в значительной части малых городов. Для сотен малых городов были характерны и сохраняются’ диспропорции в использовании либо мужского, либо женского труда.
Нынешнее состояние социальной и производственной инфраструктуры небольших городов в существенной степени является следствием прежних условий, когда преобладающая часть средств на развитие производства, а также на строительство жилых домов и других социальных объектов шла по ведомственным каналам, в результате малые города оказались в значительно худшей ситуации по развитию городской среды по сравнению с большими городами, не говоря уже о крупных административных центрах.
Поэтому, выдвигая в качестве главной проблемы, требующей своего решения, — кардинальное улучшение экономики городов и, прежде всего, их градообразующей — производственной базы, можно быть уверенным, что тем самым создаются условия и для решения других основных вопросов, обеспечивающих устойчивое социально-экономическое развитие малых городов.
Самой главной перспективой создания такой стратегии и ее целью должна стать модернизация (совершенствование) экономической базы небольших городов как основы их возрождения и дальнейшего развития.
Эта цель может быть реализована решением следующих основных задач:
— определение рациональных направлений развития градообразующей производственной базы с учетом особенностей городов на основе использования их благоприятных внутренних предпосылок и долговременных (перспективных) ориентиров в социально-экономическом развитии страны и регионов, в территориальном разделении труда и в формировании рынка товаров и услуг;
— создание комплекса условий, обеспечивающих правовую, организационно-хозяйственную, финансово-бюджетную и информационную поддержку развития экономической базы городов и, прежде всего, малого и среднего предпринимательства;
— создание льготных условий для обновления производственного аппарата (оборудования, технологий) на основе использования современных финансово-экономических механизмов (лизинг, кредиты и т.д.);
— создание правовых и иных условий для эффективного включения предприятий и организаций небольших городов в систему поставок продукции для государственных и муниципальных нужд, а также для выполнения муниципальных и региональных (субъектов РФ) заказов;
— формирование благоприятной среды в городах для привлечения инвестиций, деятельности хозяйствующих субъектов и различных видов предпринимательства, а также для обеспечения полноценных условий жизни населения;
— подготовка и переподготовка кадров для экономики городов с приоритетным вниманием к профессиональному обучению и закреплению молодежи; разработка и реализация комплекса мер для привлечения и закрепления высококвалифицированных управленческих и производственных кадров;
— создание федеральных и региональных фондов поддержки экономики небольших городов, включая обеспечение современными средствами связи, передачи и обработки информации, формирования в них благоприятной среды.
Принципиальным перспективным направлением модернизации экономической базы является преодоление монопрофильности хозяйства, обеспечение разнообразия мест приложения труда, что явится одним из главных условий формирования благоприятной социально-демографической структуры населения города. Важная роль в этом процессе должна принадлежать малому предпринимательству, которое в сочетании с крупными предприятиями будет способствовать этой проблеме. Существенное значение будет иметь и развитие сферы обслуживания, в которой (при разнообразии предлагаемых видов деятельности) может быть занято до половины трудящихся.
Принципиальное значение имеет подход к городу не как к автономному изолированному образованию, а как части региона и страны, как фокусной точки территории. При рассмотрении города в региональной системе необходимо обращать внимание на специализацию города и внутрирегиональное разделение труда, на его место в системе расселения, на роль маятниковой трудовой миграции, когда, при близком расположении поселений, часть жителей могла бы быть занята на предприятиях и организациях более крупных городов.
Существенное влияние на формирование экономической базы может оказать использование межотраслевой специализации, межхозяйственной кооперации как в пределах города, так и региона.
Одним из главных результатов реализации стратегии должен стать курс на формирование механизма саморазвития городов, на обеспечение финансово-хозяйственной самодостаточности и самостоятельности, при максимальной ориентации на проявление собственной инициативы, на использование местных ресурсов и возможностей.
И самое главное, полноценное достижение цели и задач стратегии развития, как показывает отечественный и зарубежный опыт, может быть получен лишь при обеспечении ее общественной поддержки, превращении населения и профессионалов в активных сторонников программы, а по ряду позиций, — и в прямых участников их выполнения.
Необходимо культивирование демократического диалога и сотрудничества между администрацией, хозяйствующими субъектами и населением, между разными слоями населения с целью формирования в каждом городе традиций социального партнерства.
Возрождение малых и средних городов, их значимой культурной и функционально-хозяйственной роли в жизни страны -задача исключительно актуальная для судьбы проводимых сегодня в России реформ, для того, чтобы их реальное осуществление распространилось из столиц и крупных городов на всю обширную территорию российской «глубинки».
Эта «взаимная заинтересованность» выдвигает стратегию развития малых городов в число приоритетных мер государственной внутренней политики.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА
2.1. Формирование и реализация стратегии развития промышленности малых городов
Курская область является одним из элементов хозяйственной системы Центрального экономического района. В качестве основного сценария развития Курской области выбран инновационно-прорывной, включающий 3 стратегических направления:
1. «Ресурсный регион».
2. «Индустриально-инновационный центр».
3. «Возвращение агропромышленного статуса».
«Инновационно-прорывная» стратегия развития области основывается на 3-х идеях: развитие и совершенствование рыночных механизмов финансово-хозяйственной деятельности, кластерное развитие научно-технического и производственного потенциала, усиление государственного стратегического управления. стратегии социально-экономического развития Курской области на период до 2020 года, одобренной постановлением Курской областной Думы от 24.05.2007 N 381-IV ОД; программы социально-экономического развития Курской области на 2011 — 2015 годы, утвержденной Законом Курской области от 28.02.2011 N 15-ЗКО (в ред. от 17.08.2012 N 86-ЗКО, от 17.12.2012 N 129-ЗКО).
Стратегическим направлением в промышленности является активная диверсификация промышленного комплекса области с опережающим ростом отраслей, выпускающих конечную продукцию. В результате создания и развития конкурентоспособных отраслевых промышленных кластеров будет осуществлен переход от моноструктуры в промышленности к полиструктуре за счёт опережающего развития обрабатывающих производств, обладающих наиболее высоким отраслевым мультипликатором и выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости. (РАСПОРЯЖЕНИЕ от 4 августа 2011 г. N 318-рп ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 — 2015 ГОДЫ»).
За последние семь лет в Курской области малый бизнес значительно прибавил в своем развитии. В два раза возросло количество активно действующих субъектов малого предпринимательства, в десять раз увеличились поступления в бюджеты всех уровней. На сегодня в этом секторе трудится каждый четвертый, занятый в экономике. Силами малого и среднего бизнеса создано около 130 тысяч рабочих мест.
По уровню развития малого предпринимательства Курская область занимает хорошие позиции в ЦФО и наряду с 13 субъектами федерации вошла в группу регионов с высоким уровнем количества зарегистрированных малых предприятий на 100 тысяч жителей.
Проблемы малого бизнеса:. мировой кризис. Поскольку малые и средние компании в России ориентированы на обслуживание потребностей внутреннего рынка, то снижение потребительского спроса стало основной трудностью. А ведь реальная возможность для граждан, оставшихся без работы, найти новое рабочее место — именно малый бизнес. С ним связаны надежды на инновации и ускоренное развитие среднего класса. Поэтому вопросы поддержки малого и среднего бизнеса в современных условиях приобретают особое значение;
финансовая поддержка решает лишь часть проблем;
всевозможные административные барьеры. Власть зачастую относится к бизнесу потребительски, подчас считая его «дойной коровой». На всевозможные «согласования» отвлекаются крупные суммы, причем они идут не в бюджет, а на «подкормку» чиновников;
всевозможные проверки. По подсчетам предпринимателей, существует несколько десятков организаций, которые могут контролировать малый бизнес, и они тоже не прочь поживиться за его счет. Такие проверки блокируют всю работу и никакой пользы предпринимателям не приносят;
процентная ставка по кредитам — она доходит до 21 процента.
На федеральном уровне развитию малого предпринимательства сейчас придается первоочередное значение. Президент Дмитрий Медведев поставил задачу к 2020 году довести долю занятости в малом бизнесе с 25 до 60-70 процентов.
В Курской области предстоит большая работа по достижению поставленных целей.
Тенденции развития малого бизнеса в регионах Курской области.
Малый бизнес в регионах играет огромную роль в формировании стабильной и динамично развивающейся рыночной структуры. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических инноваций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого круга собственников является развитие малых форм производства.
Малый бизнес – это фундамент большой экономики. Он в значительной степени определяет социально-экономический уровень страны. Малые предприятия более мобильны. Они не требуют крупных стартовых инвестиций, имеют сравнительно высокую оборачиваемость капитала, оперативно реагируют на изменение конъюнктуры рынка, придают экономике стабильность.
Малое предпринимательство является неотъемлемой частью региональной экономики, которое вносит весомый вклад в социально-экономической развитие Курской области.
Создание в Курской области благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства и усиление его роли в модернизации экономики и социальной сферы являются приоритетом в деятельности региональной власти.
В рамках областной целевой программы принимались меры, направленные на обеспечение благоприятных условий для развития данного многоотраслевого сектора экономики. На счета предпринимателей, развивающих собственное дело, перечислено свыше 200 миллионов рублей субсидий и компенсаций. Эти средства позволили крепко стать на ноги сотням предпринимателей. Причем в этот процесс активно вовлекаются выпускники вузов, а также бывшие военные, работники государственных предприятий и домохозяйки.
За последние три года:
— в регионе количество организаций малых и средних форм хозяйствования увеличилось на четверть;
— около трети общего оборота приходится на малый и средний бизнес;
— 1/3 работающего населения Курской области занята в малом и среднем бизнесе, более мобильном, как показывает практика;
— финансирование Программы возросло в 6,4 раза;
— в 3 раза больше мелких и средних предприятий стали экспортировать свою продукцию в страны даль-него и ближнего зарубежья. Оборот от деятельности этого сегмента экономики в 2011 г. составил 125 млрд. руб.
На 01.01.2014 г. в г. Курске осуществляло свою деятельность 9210 малых и средних предприятий и 17313 индивидуальных предпринимателей.
В настоящее время структура малого и среднего предпринимательства включает в себя практически все виды экономической деятельности, однако, в большей степени малое и среднее предпринимательство сконцентрировано в таких отраслях как: оптовая и розничная торговля (41,5%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (17,6%), строительство (13,9%), обрабатывающие производства (11%).
Развитие малого предпринимательства способствует обеспечению занятости населения области. В сфере малого бизнеса в 1 квартале 2013 г. трудилось 42,3 тыс. человек.
Вместе с тем для предприятий малого бизнеса характерно привлечение работников на условиях вторичной занятости – по совместительству и по договорам гражданско-правового характера, что подчеркивает социальную направленность малого бизнеса, предоставляющую дополнительные источники доходов для населения наряду с основным местом работы. В 1 квартале 2015 года на таких рабочих местах было занято 1,9 тыс. человек.
Наибольшее число занятых в организациях с видом деятельности операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, строительство, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, обрабатывающие производства.
Важным показателем, характеризующим деятельность малых предприятий, является оборот – 15,9 млрд. руб. в 1 квартале 2013 г. В основном его формирует оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 51,1%, промышленное производство – 24%, сельское хозяйство – 8,9% и строительство – 8,7% .В Курской области разработан проект «Оказание помощи начинающим предпринимателям Курской области в условиях финансового кризиса». Общая цель проекта заключается в создании более благоприятных условий для развития малого бизнеса в Курской области, а также укреплении сотрудничества малых предприятий. Проект будет способствовать формированию предпринимательских компетенций, юридической и финансовой грамотности начинающих предпринимателей. Проект позволит подготовить к успешной трудовой деятельности людей оставшихся без работы в условиях финансового кризиса. Проект направлен на обеспечение предпринимателей информацией, необходимой для того, чтобы успешно начать свое дело, обеспечить ему коммерческий успех. Помощь, оказанная безработным в рамках этого проекта, будет способствовать стабилизации социальной обстановки в регионе.
Кроме того, Курская торгово-промышленная палата на постоянной основе проводит следующую работу: бесплатные консультации для начинающих предпринимателей. Информационную. Проводит мониторинг административных барьеров, препятствующих работе малых и средних предприятий, проблем правоприменительной практики.
Поставлена задача по увеличению доли предприятий, работающих в приоритетных направлениях, таких, как инновационные технологии, проекты, связанные с промышленным производством. Это те виды деятельности, которые важны для развития малых городов области, таких как город Рыльск. Они нуждаются в большей поддержке, в том числе и в формировании максимальной доступности к кредитным ресурсам. Вместе с тем, несмотря на усилия региональных властей, имеется ряд общероссийских проблем, сдерживающих поступательное развитие предпринимательства и его активное участие в модернизации экономики Курской области. Так, по данным опроса собственников и руководящих сотрудников компаний малого и среднего бизнеса (МСБ) о состоянии предпринимательского климата в России, проведенного общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «опора России» главными препятствиями для развития малого и среднего бизнеса в промышленном секторе стали нехватка квалифицированного персонала, на это пожаловались 47%. Лишь каждая третья компания не испытывала существенных проблем с поиском квалифицированных инженеров и технических специалистов, и лишь каждая пятая относительно легко смогла подобрать для себя квалифицированных рабочих. Даже с поиском персонала для непроизводственных подразделений у четверти работодателей возникают значительные трудности.
Совершенствование производственно-технической базы организаций невозможно без дополнительных капитальных вложений в основной капитал. Инвестиции способствуют росту бизнеса, его укреплению и расширению. На эти цели малые предприятия в 1 квартале 2013 года потратили 487,5 млн. рублей. Почти 90% этих средств было инвестировано в развитие сельского хозяйства и строительства.
Кроме того, в настоящее время инновационный малый и средний бизнес региона находится пока еще на низком уровне развития. В регионе отсутствует инфраструктура поддержки малых и средних компаний, занятых инновационной деятельностью. Наблюдается недостаточная активность ВУЗов по созданию малых инновационных предприятий, отмечается низкий уровень предпринимательской культуры и недостаток квалифицированных кадров.
Малые города Курской области являются звеньями в общей системе народнохозяйственного комплекса Курской области со сложившейся характерной для этого периода структурой экономики.
Стоит упомянуть, что в структуре валового регионального продукта России в 2012 г. промышленность Курской области составляла 23,2%, сельское хозяйство — 21,1, строительство — 5,9, транспорт — 7,7, торговля и коммерческая деятельность по реализации товаров и услуг- 1 1,5%
Малое и среднее предпринимательство
Немаловажную роль малый и средний бизнес города играет в промышленном производстве: ежегодно производится около 12 тыс. тонн муки, более 160 тонн кондитерских изделий, 640 тонн сырной продукции; выпускается более 300 тыс. штук трикотажных и швейных изделий, более 80 тыс. пар обуви.
В малом и среднем бизнесе также сконцентрированы: производство рыбной продукции, воды минеральной, мясных изделий, железобетонных конструкций, целлюлозно-бумажных изделий, обработка древесины, отдельных видов мебельной продукции.
В 2010 — 2013 годах в рамках Программы адресную поддержку на организацию и ведение собственного дела до 300 тыс. руб. получили 87 субъектов малого и среднего предпринимательства. Получателями субсидии созданы 313 рабочих мест. Предприятия, получившие поддержку, заняты ремесленной, физкультурно-оздоровительной деятельностью, производством, предоставлением социальных и бытовых услуг и др.
В целях развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса с 2007 года осуществляет деятельность муниципальное казенное учреждение «Курский городской бизнес-инкубатор «Перспектива» (далее — бизнес-инкубатор), которое создает благоприятные условия для развития малого предпринимательства в производственной, научно-технической, инновационной сферах.
Функционирование бизнес-инкубатора является одним из наиболее эффективных инструментов поддержки малого и среднего предпринимательства, так как способствует созданию новых рабочих мест, предоставляя начинающим бизнесменам на льготных условиях в аренду нежилые помещения, оказывая бухгалтерские, юридические и другие услуги. Это позволяет повысить «выживаемость» малых предприятий в первые три года деятельности. Площадь бизнес-инкубатора составляет 1044,9 кв. м и соответствует требованиям законодательства. Всего воспользовались системой инкубирования 37 субъектов малого бизнеса, ими создано 70 рабочих мест.
Одним из направлений поддержки малого предпринимательства является объединение предприятий по отраслевым признакам, создание кластеров. В городе созданы условия по созданию кластера в сфере легкой промышленности.
Деятельность Консорциума направлена на решение следующих задач:
содействие развитию производственной, организационной и финансовой кооперации;
внедрение технологических инноваций на предприятиях кластера путем обеспечения эффективного взаимодействия органов власти, органов местного самоуправления, образования, науки и производства;
обеспечение подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов легкой промышленности и др.
Данная форма объединения предприятий отрасли будет способствовать: внедрению в производство новых коллекций, выгодно отличающихся по своим потребительским свойствам и цене от зарубежных аналогов; организации обучения персонала; разработке и внедрению в производство новых технологий по наукоемким направлениям; формированию потенциала научных исследований и разработок.
С 2010 года — на базе бизнес-инкубатора работает Центр информационно-методической поддержки малого предпринимательства города Курска (далее — Центр), основной задачей которого является организационно-методическая, техническая и функциональная поддержка начинающих предпринимателей. Обучение проходит по специально разработанной программе трехмесячного курса семинарских занятий на бесплатной основе. Курс занятий включает в себя такие темы, как: бизнес-планирование, налогообложение и взаимоотношения с налоговыми органами, трудовое право, договорное право, предпринимательское право, обмен опытом по созданию собственного бизнеса успешными предпринимателями города. К участию в работе Центра Администрация города Курска привлекает специалистов налоговой службы, Курской торгово-промышленной палаты, Государственной инспекции труда в Курской области, Управления Роспотребнадзора по Курской области, структурных подразделений Администрации Курской области и др. За время работы проведено 20 курсов занятий, более 800 чел. пополнили свои знания в области ведения предпринимательской деятельности.
Организована работа Совета по развитию малого предпринимательства при Администрации города Курска, на котором рассматриваются актуальные вопросы, связанные с деятельностью предпринимателей. В состав Совета входят представители КРО «Опора России», Курской торгово-промышленной палаты, Курского регионального Союза предпринимателей, которые вносят существенный вклад в совместную работу с Администрацией города по развитию малого предпринимательства.
Создание условий для развития предпринимательской деятельности неразрывно связано с усилением контроля за соблюдением законодательства, затрагивающего интересы предпринимателей, как чиновниками разных уровней, так и самими предпринимателями. Для решения таких вопросов в большинстве случаев требуется консолидация усилий различных ведомств и общественных объединений предпринимателей, что обусловило создание при Администрации города Курска Межведомственной комиссии по обеспечению законности в сфере предпринимательской деятельности.
Данная комиссия, с одной стороны, призвана вырабатывать комплексные стратегии для пресечения случаев нарушений законодательства представителями предпринимательства города, с другой стороны, — бороться с административными барьерами, мешающими развитию предпринимательства.
В целях имущественной поддержки малого предпринимательства на территории города успешно реализуется Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Выполнение требований данного закона позволяет добросовестным арендаторам — субъектам малого и среднего предпринимательства выкупать арендуемое имущество без проведения процедуры торгов с возможностью предоставления 5-летней рассрочки.
Рассмотрим наиболее значимые в экономике Курской области малые города. К малым городам области относятся 8 городов в частности,Курчатов, Льгов, Рыльск,Дмитриев,Суржа, ОБоянь, Щигры, Фатеж. Они являются промышленными.
Экономический комплекс г. Рыльска является составной частью комплекса всей области. Отражает проблемы и перспективы развития промышленности малых городов Курской области.
Таблица 1. Основные макроэкономические показатели развития Курской области
N п/п | Наименование | измерения | |||||
(оценка) | |||||||
1 | Объем ВРП | млрд. руб. | |||||
2 | Валовой региональный продукт на душу населения | млн. руб. | 88,37 | 110,41 | |||
3 | ВРП на 1 занятого в экономике | тыс. руб. | |||||
4 | ВРП к стоимости основных фондов | руб./руб. | 0,36 | 0,39 | 0,47 | 0,42 | |
5 | Платежи в бюджет к ВРП | коп./руб. | |||||
6 | Платежи в бюджет на 1 занятого в экономике | тыс. руб. | 29,26 | 35,42 | 46,07 | 34,42 | |
7 | Платежи в бюджет к стоимости основных фондов | коп./руб. | 5,98 | 6,42 | 7,56 | 5,22 | |
8 | Объем инвестиций в основной капитал на душу населения | тыс. руб. | 19,85 | 28,84 | 40,46 | ||
9 | Инвестиции на одного занятого в экономике | тыс. руб. | 39,11 | 56,47 | 78,99 | 84,28 | |
10 | Объем инвестиций к стоимости основных фондов | руб./руб. | 0,08 | 0,14 | 0,14 | ||
11 | Объем инвестиций к ВРП | руб./руб. | 0,22 | 0,26 | 0,28 | 0,29 | 0,26 |
12 | Объем инновационной продукции к ВРП | руб./руб. | 0,888 | 0,886 | 0,813 | 0,812 | |
13 | Доходы бюджета на душу населения | тыс. руб. | 14,18 | 19,11 | 26,40 | 26,29 | 29,61 |
14 | Отношение среднедушевых доходов населения к прожиточному минимуму | руб./руб. | 2,41 | 2,77 | 2,99 | 2,86 | 3,04 |
15 | Отношение средней номинальной заработной платы к прожиточному минимуму работающего | руб./руб. | 2,49 | 2,85 | 3,00 | 2,83 | 3,05 |
16 | Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения | ||||||
17 | Экспорт товаров на душу населения | долл. США | |||||
18 | Импорт товаров на душу населения | долл. США |
Город Рылск — приграничный, туристский, паломнический, культурно-познавательный, промышленный. Рыльский район – лидер по промышленному развитию
В районе наблюдались положительные тенденции развития по основным макроэкономическим показателям.
Хозяйственный комплекс г. Рыльска представляет собой совокупность взаимосвязанных отраслей, предприятий и их подразделений, сформировавшихся в процессе исторического развития. Территориальная и отраслевая структура хозяйства г. Рыльска в значительной степени сложилась во второй половине XX века. Несмотря на преобразования в экономике, произошедшие за последнее десятилетие, структура хозяйства города изменилась незначительно.
В целом хозяйственный комплекс города и района представляет собой многоотраслевое производство, внутри которого ведущую роль играют промышленность и сельское хозяйство. А такие отрасли материальной сферы как: строительство, транспорт и связь, также имеющие важное экономическое значение, не являются определяющими и выполняют вспомогательные и обслуживающие функции. В структуре отраслей материального производства по основным технико-экономическим показателям в начале двухтысячных годов на промышленность приходится 34,7% (что выше, чем в среднем по области), на сельское хозяйство около 20%, торговлю иматериально-техническое снабжение — 22,8%. Это позволяет судить о городе и районе как об индустриально-аграрном центре области.
Главным фактором развития народно-хозяйственного комплекса региона является: выгодное экономико-географическое положение (в центре Европейской части России); старо промышленный характер освоения территории; благоприятные агроклиматические условия для ведения сельскохозяйственного производства и обеспечения области и региона основными продуктами питания, наличие высококвалифицированных кадров, относительно стабильная социальная обстановка и т.д. Эти факторы являются основополагающими и должны стать основой для дальнейшего развития области, района и города. В Рыльском районе работает различные хозяйствующие субъекты. Это также позволяет считать район и город необходимым звеном экономики области. Оглядываясь назад, стоит сказать, что в начале 90-х годов город и район находились под влиянием целого ряда дестабилизирующих факторов; экономических, политических, социальных и т.п. практически во всех организациях наблюдался резкий спад производства, а следовательно снижался и уровень жизни населения, кризис охватил социальную сферу, Основные фонды (здания, сооружения школ, детских садов, 49 зданий объектов культуры, 7 объектов культурного наследия, водопроводных башен, дорог и др.) требуют капитального ремонта; предприятия перестали выпускать продукцию, или значительно сократили объемы ее производства. Появилась безработица. Кризис отразился и на сельском хозяйстве, большинство колхозов были убыточными. В настоящее время большинство этих негативных тенденций преодолевается. Город Рыльск благоустраивается. Несмотря на финансовые трудности, определенная работа проделана коммунальными службами, по длительности которых оценивается общее благоустройство города. Отремонтированы дороги и тротуары, проводится газификация жилых домов и котельных, идет замена тепловых и водопроводных сетей, осуществлен необходимый ремонт образовательных учреждений.
Проводится ремонт тротуаров 562 кв.м., в парке – 3088 кв.м. Начинается строительство физкультурно-оздоровительного комплекса, новых сетей водопровода, газоснабжения.
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчёте на 10 тыс. населения в 2013 г. составило 325 единиц; в 2015г. — уменьшилось. Уменьшается и число занятых на этих предприятиях. В 2014 г. объём инвестиций снизился на 14,1 %, в результате уменьшения инвестиций в ООО «Промсахар». В 2016 г. начат 2-ой этап модернизации производства ООО «Промсахар», ООО «Рыльск хлебопродукт»; модернизируется оборудование хлебозавода №2; завод переходит на выпуск новой продукции (пример расчёта эффективности перехода на выпуск новой продукции приведён в параграфе 3.3 ).
Экономическую базу Рыльского района составляет группа промышленных предприятий различных отраслей: 5 промпредприятий, 3 строительных организации, 1 автотранспортное предприятие, 2 предприятия связи, 6 предприятий ЖКХ; агропромышленный комплекс представлен 13 сельскохозяйственными предприятиями, 20 фермерскими хозяйствами, 2 – подсобными хозяйствами, что позволяет району быть лидером по промразвитию.
В настоящее время большинство негативных тенденций преодолевается.
Демографическая ситуация в городе характеризуется процессом естественной убыли населения, связанной с сохраняющимся высоким уровнем смертности, которая превышает рождаемость более чем на 40% и падением рождаемости. Раньше миграция (в основном из стран СНГ и Балтии) контролировала естественную убыль населения, то сейчас этого не происходит. В результате численность населения в городе неуклонно снижается. В связи с падением рождаемости отсутствует воспроизводительный потенциал для замещения поколений родителей поколениями детей и, как следствие, старение населения (уменьшается доля детей и возрастает доля пожилых), уменьшение диспропорции полов, связанный со сверхсмертностью мужского населения. Что касается доходов населения, то за последнее время их поляризация незначительно, но уменьшилась. Среднемесячная заработная плата по городу в период с 2011 по 2013 годы возросла с 1750 до 2400 рублей. Однако дифференциация заработной платы по отраслям экономики очень большая: от 2000-3000 рублей в промышленности и строительстве до 600-700 рублей в сфере обслуживания и бюджетной сфере. Ситуация на рынке труда характеризуется относительной стабильностью. Среднегодовая численность занятых в экономике колеблется 46,9% занято в промышленности, 7,8% — в строительстве, 9,7%» — в торговле и общественном питании, около 6% сфере транспорта и связи, 5% — в ЖКХ, в сфере здравоохранения и физической культуры — 4%, 9,8% — в образовании, культуре и искусстве и
10,8% — в прочих отраслях. По данным службы занятости за исследуемый период уровень безработицы составил 0,4%.
В результате стабильной работы предприятий города, удалось добиться роста бюджетных поступлений. Однако из всех собранных средств на территории города остается только около 35%», и этих средств достаточно на покрытие лишь 40% реально необходимых затрат для нормального функционирования городского хозяйства. Средств городского бюджета достаточно на финансирование только социально защищенных статей (заработная плата работников бюджетной сферы, питание детей в дошкольных учреждениях и школах, частично покрывается потребность в медикаментах).. За качеством воды открытых водоемов, используемой населением для отдыха и в производстве, ведется контроль. Вода не отвечает гигиеническим нормативам, поэтому необходимо срочная реконструкция очистных сооружений, что положительно скажется на качестве и охране поверхности вод.
В настоящее время в г. Рыльска реализуется программа социально-экономического развития до 2017 года, которая предусматривает достижение следующих целей:
— стабилизация работы промышленности, стабилизация обстановки на рынке труда, снижение уровня безработицы;
— повышение доходов населения, стабилизация обстановки на рынке труда, снижение уровня безработицы;
— повышение уровня жилищной обеспеченности в соответствии с нормативной потребностью в жилье;
повышение уровня жилищно-коммунального обслуживания населения; улучшение состояния образовательных услуг и услуг здравоохранения;
— повышение уровня благоустройства городской территории;
— повышение качества жизни населения.
Программа разработана и реализуется Администрацией г. Рыльска
Администрация города является органом местного самоуправления, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями.
Для дальнейшего плодотворного развития г. Рыльска необходимо создать такую стратегию, которая бы позволила эффективно использовать весь имеющийся в городе промышленно-производственный потенциал, а также расширить и увеличить его.
Администрация города является органом местного самоуправления, наделенным исполнительно-распорядительными полномочиями.
Российская экономика переживает сейчас тяжёлые времена: проблемы, связанные с созданием «с чистого листа» рыночной инфраструктуры усугубляются глубоким структурным кризисом, обнищанием населения, отсутствием финансовых средств у предприятий, значительным износом производственного аппарата.
Проблемы развития малых городов появились не внезапно:- они закономерные последствия экстенсивной экономики СССР и внезапной перестройки. Решатся они не в одну секунду и даже не в один год. Эти проблемы, к сожалению, имеют долгосрочный характер.
Их следует принимать во внимание при реализации любой модели промышленной политики, поскольку они вносят свои деструктивные последствия в национальную экономику, снижая эффект любых преобразований и ограничивая без того скудные возможности ускоренного роста промышленного производства.
Для дальнейшего плодотворного развития г. Рыльска, других малых городов Рыльского района и Курской области необходимо создать такую стратегию, которая бы позволила эффективно использовать весь имеющийся в регионе промышленно-производственный потенциал, а также расширить и увеличить его. Современный этап, характеризующийся позитивными требует внесения изменений в приоритеты и механизмы регулирования промышленной деятельности в малых городах.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф